В разговоре между собой работяги поругивают «Платон», собирающий дань с дальнобойщиков, радуясь, что до них не добраться начальству со штрафами, ворчанием провожая своего собрата Гошу с колонизаторскими замашками, забыв о родстве, собирающего добычу промысловиков в обмен на огненную воду, поднимая на обмане братьев личное состояние, не понимая презрения отца, уверенный что так было, есть и будет. Возвращение к истокам растянется на всю ночь, пока Гоша будет корчиться от боли, схваченный за руку, свалившейся не неё многотонной машиной, - монотонное, монохромное, малоподвижное, полутёмное, полное отчаяния сражение за жизнь, быстро утомляющее сухим однообразием, избавить от которого могла бы ускоренная перемотка, с которой не жалко потерять несколько ложных движений, пусть даже среди них и окажется припасённый для эффекта отталкивающий момент, соединяющий человека и звериную сущность, - жалкое зрелище, нервом которого остается стальной скрежет лютой стужи, озвучивающий половину этой картины, проглатывающей полчаса лишнего времени, и разрешающейся от затянувшейся паузы символичным сжиганием прошлого с обретением настоящего в иконописной оправе из национального шитья, с полным разочарования утверждением о том, что смерть обращает даже лютого грешника.
Якутский кинематограф удивляет! После просмотра фильма 'Хара хаар' у меня сформировалась одна мысль - этот фильм НЕ О ЛЮБВИ К ЧЕЛОВЕКУ. Конечно, действия главного героя никак не оправдать - он думал о наживе, спаивал своих земляков паленной водкой, а они, под действием сильного алкоголя, отдавали целые туши мяса, которые он перевозил в город и продавал. Но всё же, то, что с ним произошло - это слишком жестоко. У главного героя НЕТ ДАЖЕ ШАНСА НА ИСПРАВЛЕНИЕ своих проступков, ему не дают возможности как-то опомниться, взяться за голову и перестать травить народ. (Да, с ним не разговаривает его отец, трезвые земляки требуют прекратить 'травить своих же людей', но это не то, что могло бы его задуматься о своих действиях). Он накосячил и сразу получил жестокое наказание - 5 тонная махина 'Камаз' придавила его жадную руку. Это ГЛУБОКО СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ, и я очень рада, что сейчас он в прокате по всей России, ведь у нас очень любят ИДИАЛИЗИРОВАТЬ АРКТИКУ, считая ее изобилиющей ресурсами, всеми богатствами, стоит только приехать. Но то, как действительно живут люди в отдаленных арктических селах, знают не все. Хорошо рассуждать об Арктике, сидя дома на диване, имея ванную комнату, центральное отопление. Идиализируют те, кто никогда не жил на Севере. Признаюсь честно, я тоже живу в городе, в удобстве и никогда не была в отдаленных улусах, за пределами Центральной Якутии не выезжала. Но тем не менее, все мы якутяне, закаленные холодом люди, в экстремальных температурных условиях живем и трудимся,(а эта зима с - 50 С морозами подтвердило это) что-то создаем, крутимся-вертимся и о чем-то мечтаем. Возвращаясь к мысли о глубоко социальном фильме, хочется сказать, что это фильм о глубинке и людях, о том, как живут в селах - об отсутствии интернета, банальной телефонной связи, всей необходимой инфраструктуры - круглогодичных дорог, мостов. В связи с этим, цены на продукты растут, а особо предприимчивые люди стараются на этом заработать. Также хочется отметить, что на Севере люди имеют свое хозяйство - мясо, рыбу, но из-за отсутствия дорог, своего транспорта, честных посредников, им приходиться отдавать мясо из своего хозяйства за бесценок людям, у которых есть возможность возить этот товар и продавать его. ? Это один из самых ожидаемых фильмов начала этого года. Читая разные аннотации к фильму, люди писали, что на это больно смотреть. Действительно, я полфильма просидела, закрыв глаза и думая, когда закончится эта жесть, когда же ему помогут. После фильма есть чувство опустошённости, грусти, не покидает мысль о том, как человек хрупок, и с другой стороны, думаешь о том, что сколько человеку надо для счастья? В погоне за мнимыми богатствами, зарабатываемыми не честными путями, человек забывает о главном - о своем физическом и ментальном здоровье, о своей семье. Фильм правдивый, жесткий. Его сложно оценить по шкале 10 баллов. Его нужно просто посмотреть и забыть.
Если вы выдержите тяжёлый, монотонный, однообразный сюжет с периодическими душераздирающими криками и сдавленными стонами в такой же монотонной и однообразной атмосфере, с надеждой об обязательном катарсисе в самом конце - то, это ваш фильм. Хотя наступивший-таки катарсис в конце окажется совсем не тем, что ожидался в начале. Это фильм мой. Хотя я жутко не люблю кровавые и жестокие сцены, вывернутую наружу грязь мира и завуалированные призывы к морали. Это - фильм-притча. Хотя он - абсолютно земной, тяжеловесный, материальный, сотканный из тысяч мелких бытовых штрихов и деталей, рассказанный самым простым, обыденным языком. Смотреть его страшно и неприятно большую часть экранного времени. Страшно и неприятно как в анатомическом театре - холодно, пусто, беспощадно, невыносимо, омерзительно, тошнотворно... Но ради того, что прячется за всем этим - настоящего, подлинного чувства сопричастности, сопереживания главному герою (несмотря на всю его неблаговидную деятельность, которая и привела его в это положение), врастание в его кожу, в его боль собственными тактильными и эмоциональными ощущениями (просто ставя себя на его место, в его обстоятельства), ради поиска Бога, вместе с ним, когда уже больше не на кого надеяться (когда речь идёт уже о самом последнем шаге к смерти), ради сохранения человечности в самом себе - этот фильм стоит смотреть. Нужно смотреть. 9 из 10 Потрясающе сделано, снято, сыграно всё.
Фильм делится на две практически равные по продолжительности части. Первая даёт абрис социальных взаимоотношений между главным антигероем Гошей и жителями его родной захолустной якутской деревни. Предприимчивый дальнобойщик Гоша возит из ближайшего города (5 дней пути!) продукты, а заодно и некачественный алкоголь, совершенно не беспокоясь при этом о том, что может потравить палёной водкой своих земляков. Зрителю сразу дают понять, что Гоша совершенно беспринципный алчный негодяй, заботящийся только о своей прибыли. Как говорят о нём другие дальнобойщики: «Зазнался он, только о деньгах и думает. Перестал дорогу уважать». Под дорогой здесь следует смело понимать (в духе восточной философии даосизма) Путь как этический принцип - нравственное поведение человека и основанный на морали социальный порядок, а также онтологический принцип организации и справедливого функционирования Вселенной. Совершенно очевидно, что не уважающий Путь человек будет в соответствии со справедливым мироустройством, лежащем в основании Пути, наказан должным образом. Таким образом, первая часть выступает как моральное оправдание второй части фильма, в которой неотвратимое и жестокое наказание тяжким грузом многотонного камаза обрушивается на корыстолюбивую руку Гоши. На протяжении более чем 40 минут второй части фильма зритель находится в раздвоенном состоянии - с одной стороны больно и отвратительно смотреть на адские мучения, сопровождаемые раздражающим гулом мотора, тревожной музыкой и жалобными стенаниями раздавленного грешника. С другой стороны ужас происходящего воспринимается вместе с садистической удовлетворенностью от свершившейся справедливой расплаты. Такая амбивалентность ощущений, будучи осознанна, только ещё больше действует зрителю «на нервы». Тошнотворно смотреть на такие инфернальные мучения пусть даже самого из последних человеческих существ. Смысл таких истязаний состоит для грешника в том, чтобы осознать свое текущее нечеловеческое (в данном случае волчье) состояние и принять все следующие из него закономерные последствия. Если волк попадает в капкан, то он всегда действует определённым образом. Таким же образом должен действовать и Гоша, чтобы пройти волчий путь до конца. Как хорошо известно благодаря проповедникам, обременённый тяжкими грехами человек обречён на вечное пламя в аду. Потому что состояние греха – это состояние бесконечного деструктивного процесса. Но если грешник отрекается от своих грехов, то он не обязан сгорать вместе с ними. Такое рассуждение объясняет логику поведения Гоши и его путь искупления. Бескрайняя белая пустыня Крайнего Севера. Небо цвета индиго. Величественная и скупая красота природы. Звучащие в фильме и леденящие слух метеопрогнозы: -35, -40, -50, -60… Безмятежный снежный океан, показанный в самом конце кадром «с точки зрения Бога». Чистота и красота природы, символизируемая белым снегом, выступает как антитеза чёрному снегу мира испорченных человеческих взаимоотношений.
Это очень жесткий, но очень сильный фильм. О якутской природе, о суровом климате, о людях, которые делают свою тяжелую работу, доставляя в отдаленные районы продукты сквозь полярный мрак и туман. И о том, что человек человеку - волк. Но прежде всего это остросоциальная драма. Проблемы, поднимаемые создателями фильма, касаются не только севера, но и всей страны. Только в тех условиях, в которых живут якутяне, они гораздо острее. Дальнобойщик Гоша возит грузы в северные районы Якутии, попутно обменивая мясо и рыбу на паленую водку. Причем обменивает так, как конкистадоры обменивали у индейцев Северной Америки хлопок и золото на стеклянные бусы - 15 оленьих туш за три ящика “самопала”. Что такое водка на севере? Это горе, голод и смерть. И воздаяние приходит. Сестра Гоши не может забеременеть, его отец не желает иметь с ним дела. Но часто мы не понимаем очевидного, пока беда не коснется непосредственно нас самих. В фильме все символично. Видения главного героя, музыка, словно порожденная самой вечной мерзлотой, и венец всему - северное сияние - 'дамоклов меч', занесенный Гошей над самим собой. Многим показалось, что финал недописан, недосказан. Но это не так. Для меня фильм как раз закончен. Финальные планы с героем Федота Львова, бредущим через ослепительно белый снег к двигающейся впереди машине, - есть тот редчайший в кино миг, когда рамки экрана размыкаются в зрительный зал и сливаются с ним, образуя естественный и мощный перформанс. Гоша прошел через персональное чистилище. И все мы, зрители, вместе с ним. Белое безмолвие может очистить душу, а может и убить. Все зависит от того, какого цвета твой снег. Поэтому конец фильма у каждого будет своим. В том числе, и у самого Гоши. А какого цвета твой снег, зритель?