Всем нам в детстве говорили не обижать слабых и помогать окружающим. Но верите ли вы сами в эти принципы? Я все чаще замечаю, что это не так. Эти идеалы есть у каждого состоявшегося героя. Потому истории по типу Ганца, с озлобленным и обиженным на мир протагонистом, ощущаются очень свежо и необычно. И если продолжить говорить про Ганца то, по мере продвижения сюжета можно увидеть, как Кей меняется и приобретает эти ценности. Это не кажется наигранным, а читатель начинает разделять их вместе с героем. Нечто подобное можно встретил в фильме Великий диктатор. С такой разницей, что все мысли вываливают за 3:30, а не 383 главы, а весь гуманистический посыл был в одном монологе. Причём свои мысли цирюльник в исполнении Чарли Чаплина излагает словами. Это уместно смотрится в литературе, но не в кино. Кино — визуальный вид искусства, и мысли должны выражаться визуально. Поэтому этот монолог должен ощущаться очень неуместным, особенно учитывая, скудность фильма на диалоги. Так как же эта речь смотрится так органично и это даже не замечается? В своей книге «Школа литературного мастерства» Юрген Вольф рассказывал про проблему экспозиции и как от неё избавится: «Давайте информацию в эмоциональных сценах. Эмоциональные моменты повествования скроют тот факт, что вы сообщаете какую-то информацию. […] Мы по-прежнему получаем много информации, но эмоциональный взлет сцены скрывает это.» Так это и работает. Речь в конце фильма вызывает фонтан эмоций, создавая кульминацию, скрывает такой непрофессиональный момент повествования. Речь работает сама по себе, и, в принципе, можно не смотреть весь остальной фильм, но мне бы хотелось сказать несколько слов о том, как всё, что было до монолога, придаёт смысла словам в кульминации и в чём её интересная особенность. Этот монолог представляет собой шутку: потешный цирюльник выходит и говорит серьёзную речь, а также это не те слова, которые ожидаешь от диктатора. Однако самое любопытное в нём это, после посыла конечно, то, что это сюжетный поворот. Канал MovieScience говорил про такой тип поворотов, это — Анагноризис. «…И разница с обычными твистами здесь в том, что не зритель узнаёт что-то удивляющее его, куда более важное открытие для себя совершает персонаж. Он открывает нечто с ног до головы переворачивающее его парадигму и понимание вещей, в которых ранее он был уверен.» Пройдя войну, цирюльник становится врагом для собственного государства, за которое воевал. Он становится свидетелем гонений евреев, считай геноцида, его самого чуть не повесили на фонарном столбе за сопротивление при аресте, не говоря про его попадание в концентрационный лагерь. Произошло, примерно то же, что и с протагонистом Заводного апельсина, переизбыток насилия дает полное отвращение к нему. Как сказал один ветеран-психолог, занимающийся ютуб-деятельностью: «Нет большего пацифиста, чем человек, прошедший войну». Монолог цирюльника очень ёмок и затрагивает множество идей, и я не хочу разбирать его. Над ним надо думать самостоятельно. Как по мне, сильнейшая вещь, убивающая личное восприятие искусства — это чужие мысли. Но вот как я отреагировал на этот монолог. Впервые услышав эту речь, я за секунду связал это с нашей культурой, историей и искусством, все факты начали вспоминаться и связываться вместе. Например, я начал полностью понимать такие песни как: Anthrax — Antisocial, Suicidal Tendencies — Institutionalized, Metallica — Disposable Heroes (да и в принципе всего альбома Master Of Puppets) и многих других, что затрагивают политику и человеческое общество. Такая реакция у меня обусловлена тем, что мне дали первопричину того, о чем поется в этих песнях. Это на водит меня на одну мысль. Даже при том, что нам внушают эти ценности с раннего детства, они не действуют. Почему я сразу не понимал весь смысл песен, что я слушаю? Почему монолог высказывает чуть ли не новые для меня идеи? От этого мне и думается, что я очерствел, стал терять человечность. Человечность, которую мне вернул Чарли Чаплин. И после такого сильно эмоционального потрясения, заставляющего меня плакать на каждом просмотре отрывка с речью, мне грустно, что некоторые люди видят лишь политоту, в его словах. Увидев уничижительные комментарии под постом с видео-отрывком из фильма, я захотел обматерить их с ног до головы за оскорбление фильма, но весь мой гнев мгновенно стал горечью, потому что их защищает тот, кого они критикуют.
К 1940 году Чарльз Спенсер Чаплин был уже невероятно популярен на весь мир, сказочно богат, независим от любых киностудий, и имел за спиной несколько снятых шедевров немого кино, таких как «Огни большого города» и «Новые времена». Многие считают «Великого диктатора» апофеозом творчества Чаплина и самым сильным его фильмом, но мне сложно с этим согласиться. Если рассматривать эту работу как вызов, как сатирическое высказывание и как брошенную перчатку, то это одна из самых смелых и сильных картин в истории кино. Снять такое при живом Гитлере, при набирающем обороты нацизме, при нейтральных отношениях Германии и США, это верх смелости и это действительно поступок великого человека. Чаплин, как сейчас модно говорить, нещадно прожарил Гитлера, Муссолини и весь режим в целом. Причём в фильме нет какой-то невероятной выдумки и фантазии, Чаплин скорее просто гиперболизировал и пародировал: нацисты выставлены жестокими, озлобленными и властолюбивыми идиотами, и ведь это совсем недалеко от правды. Но все-таки не стоит забывать, что это полнометражный фильм, а не политическая заметка, и в художественном компоненте «Диктатор» вышел куда слабее предшественников: он далеко не такой смешной, элементы немого кино уже не смотрятся на звуковой плёнке, да и сюжет как-будто бы не очень аккуратно нанизан на основную идею схожести Гитлера и еврейского цирюльника, и тем самым отходит на второй план. Да и насколько в целом правильно делать комедию про подобные события и снимать шутливые зарисовки издевательств немцев над евреями в гетто и концлагере? Хотя сам Маэстро позже признавался, что никогда бы не выпустил этот фильм, если бы знал какие ужасы принесёт Вторая Мировая война. По сути, он стал заложником своей же проникновенности и таланта и невольно заранее высмеял главную трагедию XX века. В любом случае, при всех плюсах и минусах, «Великий диктатор» — это огромный пласт в истории кино: это возможно самая известная политическая и военная сатира, это гениальная сцена с земным шаром, это первый полностью звуковой фильм Чаплина и последнее появление на экране «маленького бродяги». Ведь стоило ему молчать больше 20 лет, чтобы в концовке выдать такую жизнеутверждающую и проникновенную речь. 8 из 10
В противоположность ожиданиям «Великий диктатор» не произвел на меня такого впечатления на большом экране, как «Огни большого города» — что-то показалось устаревшим, что-то прямолинейным, что-то утрированным. Однако, для своего времени при живом Гитлере снять такую картину было бесстрашным шагом, потому «Великий диктатор» — прежде всего политическое высказывание и лишь потом — трагикомедия и произведение искусства. Чаплину, как и в «Месье Верду», здесь важно было высказаться о наболевшем, сказать ценные для его зрителя вещи, и лишь потом — развеселить и растрогать. В сравнении с безусловной художественной отточенностью и безупречностью «Огней большого города» в «Великом диктаторе» есть недочеты и даже просчеты, как стилевого, так и концептуального плана. Прежде всего это попытка Чаплина приспособить приемы немого кино к звуковому (в «Новых временах» это еще работало, ибо герои молчали, за них говорили механизмы), некая ходульность образа Хинкеля, попытка одновременно осмеять его и выставить чудовищем. Просчет Чаплина состоит в том, что юмор всегда очеловечивает и осмеянный вызывает симпатию, если только мы не имеем дело с жестким гротеском и сарказмом (как в фильмах Феррери, например). По этой причине Хинкель очеловечен добрым юмором Чаплина, его зловещие поступки и слова (даже в гениальной сцене с воздушным шаром-глобусом) не выглядят такими уж ужасными, ибо герой просто нелеп и жалок. Потому, чтобы не говорил Кракауэр, карикатура Чаплина немало не повредила имиджу Гитлера, хотя помпезных тиранов все равно нужно высмеивать, даже если это получается неудачно. Зато сатира на Муссолини и сцены с участием двух дикторов удались режиссеру на славу, это настоящий триумф бурлеска! По причине серьезности мессиджа Чаплин почти полностью отказался от романтической, любовной линии, потому фильм лишен сентиментальности. В «Великом диктаторе» нет сцен, которые могли бы растрогать, все здесь подчинено задачам политической сатиры — жанра, в котором Чаплин никогда раньше не работал, Жгучая злободневность фильма, его полемическая заостренность против нацизма и тоталитаризма, легкая считываемость за жалкими персонажами реальных прототипов (особенно удался Чаплину буффонный Геринг и зловещий Геббельс — по его мнению, подлинный архитектор гитлеровских злодейств), определенная бледность, вторичность линии цирюльника (единственно подвижной и живой части этой гигантской политической притчи) — все это делает «Великого диктатора» несколько сконструированной картиной, лишенной естественной органики «Огней большого города». Противопоставление диктатора и «маленького человека» — это прямой спор с ницшеанской этикой гитлеризма, культом сверхчеловека, однако и Хинкель, и еврей-цирюльник одинаково очеловечиваются юмором, хотя Чаплин преследовал иные цели — высмеять первого и по-доброму посмеяться над вторым. В «Великом диктаторе» слишком много комического и вместе с тем серьезного (финальный монолог цирюльника, в который Чаплин вложил свои взгляды, постепенно начинает напоминать речь Хинкеля — трудно сказать против ли воли режиссера или благодаря ей, но защита демократии тоже может привести, по мысли Чаплина, к диктатуре, что и доказал маккартизм), но при это напрочь отсутствует романтика, без которой раньше Чаплин не обходился, добиваясь сплава сентиментального, драматичного и комичного. В любом случае, углубление в недостатки этой замечательной и нужной картины, обличающей тоталитаризм и защищающей гуманизм, не должно помешать ее восприятию. Таких картин, в которых мировоззрение режиссера предстает в таком откровенном неприятии зла и защите человечности мало. Особенно в нашу эру презрения к «маленьким людям» и возрождения ницшеанства. Чарли, прости нас за то, что мы так ничему и не научились!
Картина, совершенно не похожая на ранние работы Чаплина, поставила окончательную точку в отношении Бродяги — персонажа, ставшего настоящей легендой в эпоху развития кино и на перспективу. И, признаться, послевкусие после просмотра остаётся слишком уж тяжелым для анализа. Изначально сатирически-политическая зарисовка, не свойственная для всего творчества Чарльза, предполагала собой исключительно высмеивание диктатуры, делая из главных антагонистов настоящих клоунов (завуалируя все это дело весьма «толсто»). Постепенно, с развитием сюжета, где персонаж Чаплина исполняет две совершенно полярные роли, весь юмор начинает приобретать весьма «острый» оттенок, в последствии вызвавший негодования среди многих зрителей и критиков: расстрелы, концлагеря, сумасшедшие правители со своими «хотелками» из предмета для насмешек превращаются в довольно мрачную и жестокую реальность. Конечно, не смотря на свой бесспорный талант в актерской игре и режиссуре, создатель картины не мог смотреть так далеко вперёд, но вопреки многим факторам, «Великий диктатор» стал фильмом-знамением, хотел того автор или нет. Такова роль и проклятие настоящего творца — никогда не угадать, поцелует тебя толпа в следующий раз или воткнет нож в спину. Но без сомнения, продираясь через эти «политические дебри», Мастер приходит к потрясающему финалу, который может и выглядит как оправдание, но в искренности последних слов Бродяжки никак не отказать. Эта точка получилась очень выразительная, эмоциональная и, вполне возможно, обрисовывающая под жирной чертой все то, к чему стремился Чаплин все двадцатые годы. Утопично? Да. Но все же. 8 из 10
Бродяга Чарли просуществовал в кино 27 лет. За это время этого персонажа полюбили почти все люди в мире. Этот герой должен был жить вечно, но, к сожалению, всё хорошее когда-нибудь кончается. Таким образом, последним фильмом Чарльза Чаплина, в котором он использовал свой бессмертный образ бродяги Чарли, является картина «Великий диктатор». Пользуясь тем, что персонаж бродяги и Адольф Гитлер похожи (особенно по усам), Чаплин не мог не снять сатирический фильм про основоположника национал-социализма. Надо сказать, что данная картина является, возможно, самой смелой в творчестве Чаплина, ведь она высмеивает не только фюрера, но и других его соратников: Геббельса, Геринга. Также представлен в смешном виде и Бенито Муссолини. Особенно хочется выделить две сцены фильма, которые, по моему мнению, являются гениальными. Первая сцена — танец Хинкеля с надувным глобусом. Под прекрасную увертюру к опере «Лоэнгрин» диктатор то плавно перекладывает модель Земли из руки в руку, то тихо пинает его. Но в конце танца Хинкель слишком сильно обнимает шар, который в итоге лопается. В одной сцене Чаплин смог показать, что было, если бы Гитлер получил власть над миром. Заполучив господство над земным шаром, этот человек уничтожил бы его, полагая, что все его действия верны. Вторая сцена — речь цирюльника. И, говоря откровенно, это лучшая речь, которую мог сочинить человек. Чаплин в образе цирюльника говорит самые правильные слова. Слова о братстве людей и борьбе за справедливый мир. «Великий диктатор» — один из самых лучших фильмов Чарльза Чаплина, а финальная речь является лучшей речью в истории кинематографа. И хотелось бы, чтобы всё, что сказал в ней гений киноискусства, сбылось, ведь всё это в наших силах. 10 из 10
Пронесло Вероятно если бы лента «Великий диктатор» была бы снята (но пронесло) в наше время, то богомерзкие шутки про туалеты и фекалии имели бы место в фильме с таким названием. Но как говорится и вправду пронесло, ведь в свое время за дело взялся талантливый, а теперь можно смело сказать — великий Чарльз Чаплин. Кинолента являет собой очень смелую попытку показать фашистскую Германию, когда у власти был Адольф Гитлер. Лента лишена пошлых шуток, да ей это и не нужно, достаточно тех эпизодов, где Гитлер ведет себя как истеричная баба… Ой, извиняюсь, в кинокартине-то он не Гитлер, он Аденоид Хинкель. Ведь, как и говорилось в начале титров: «Все совпадения c реальными именами случайны». Так что всем Аденоидам просьба не беспокоится. Цирюльник и Хинкель Казалось бы, одни и те же усы, один и тот же человек, но Чарльз Чаплин сделал своих героев совершенно разными. Если еврейский цирюльник наивный, добрый, но смелый, то Аденоид Хинкель его полная противоположность. Да и имеет ли смысл описывать второй персонаж Чарли Чаплина, если всем понятно, кто является его архетипом. Но есть у обоих персонажей одно сходство — оба способны вызвать улыбку и смех. Если над цирюльником мы будем смеяться и одобрительно кивать головой, то над действиями Аденоида Хинкеля и вовсе будем держаться за живот, вспомнить хотя бы сцену с бронежилетом. Такие вот в меру веселые персонажи и в меру веселый фильм. Почему в меру? Все же он снят на опасную тему, даже Чарльз Чаплин признался, что если бы знал, что творили немцы в концлагерях, то воздержался бы от проекта «Великий диктатор». Опасная тема Если бы фильм подобного рода снял Роуен Аткинсон, то почти на сто процентов где-то прокололся бы, наверное дело даже не в таланте, а в манере подачи историй о войне, а еще намного сложнее, когда история о людях, оружии и гонениях должна быть сатирой. У Чарли Чаплина всегда было нечто большее, чем юмор и кривляния, актер и режиссер умел показывать все настолько грамотно, что цензура не могла с ним долго спорить. Мы же, зрители, сами сможем понять, когда нужно смеяться, а когда умолкнуть и начать размышления, и для этого абсолютно не нужен закадровый смех. Мы все поймем сами. Также ситуацию спасает наличие химии между цирюльником и Ханной — такая легкая любовная линия дает почву для драматических событий и пищу для дум. Все хорошо, когда грамотно. А когда «за рулем» талантливый режиссер, то все обязательно получится. Сколько прошло лет с выхода фильма — не важно, вопросы, которые затрагивали там, животрепещущи и сейчас. Речь А ведь как любопытно начинается «Великий диктатор», словно на протяжении хронометража будет показана нелепая комедия, но все пошло не так. Чем ближе зритель к развязке событий, тем все минорнее. Уже не особо успокаивает тот факт, что это заведомо комедийная сатира. Да и если задуматься, то комедия ли это? Вряд ли. Комедия — лишь оболочка этой киноленты, а намного глубже запрятан уксус. Кинокартина была номинирована на пять премий Оскар, но вот что удивительно… Неужели речь цирюльника в лице Аденоида Хинкеля не стоила хотя бы одной? Ведь в словах Невеликого диктатора было столько правды. Такой вот кинопродукт от «Chaplin studios». И смело можно сказать, что этот фильм — шедевр, а если и нет, то очень близкий к этому определению.
С одной стороны фильм действительно хорош. Как политическая сатира, как попытка расшевелить зрителей и посмотреть на злободневную тему. Высмеять зло — действительно очень неплохой способ бороться с ним, во всяком случае смех над злом помогает не сойти с ума, когда тяжело живется. Однако… Однако это уже не смешно, к сожалению. Потому что Чаплин позже и сам признавался, что не стал бы снимать такой фильм, знай он о реальном положении дел в Германии. И уж совсем фильм перестает быть смешным, когда знаешь что произошло с евреями, русскими, цыганами, немецкими коммунистами и всеми остальными потом. Иногда попытка посмеяться на злом — даже очень талантливая — выглядит откровенно неудачно. И, при всем моем уважении к Чаплину, здесь все именно так. Часто можно услышать восторженные отзывы критиков: «Смех побеждает зло — великий диктатор повержен великим комиком». Извините, это очень сильно коробит. Год создания фильм — 1940. Гитлер даже не заметил, что повержен и вовсю продолжал захватывать Европу. В общем, фильм безусловно гениальный, но слишком уж грустно смотрится теперь. И это не говоря подробно о том, что дурновкусия в гэгах хватает: «живой» микрофон, игра мячом-глобусом, не смешные (особенно теперь) шутки про отравляющий газ и, простите, откровенно сопливая концовка (ужас у холодильника: парикмахера-то наверняка убили после такой «вдохновляющей» речи). 5 из 10 И то из уважения «к старости» и к чаплинскому стилю, который безусловно узнаваем.
Чаплин долго сопротивлялся появлению звука в кино. Первый звуковой фильм вышел в широкий прокат в 1927-м году, преобладать они начали в начале 30-х, но Чаплин лишь в 36-м году вводит отдельные звуковые элементы в свою работу («Новые времена»). «Великий диктатор» же был первым полностью звуковым фильмом. И одновременно последним, в котором Чаплин использовал прославивший его, но уже неактуальный образ бродяжки Чарли. Комедии ушли от слэпстика с наивными гэгами, в котором главным героем был маленький человек, и Чаплин (неохотно) это признает. При этом комический эффект фильма в целом достигается уже испытанным ранее (например, в «Огнях большого города») смешиванием разных образов — в данном случае образов робкого еврейского цирюльника и «великого» диктатора Хинкеля. Так что с художественной точки зрения этот фильм, пожалуй, отличается от предшествующего чаплиновского творчества меньше, чем следующие за ним. Интерес режиссера к социальной драме также не нов; впервые к ней он обращается еще в начале 20-х годов. Предыдущий фильм, «Новые времена», был проникнут пафосом бездушного капитализма, но политика не была составляющей этого пафоса. «Диктатор» же — в первую очередь политический манифест, иллюстрированный картинами влияния политического на социальное. Начиная с совершенно слэпстиковских сцен (которые без изменений могли бы быть частью немого фильма) войны, на которой простой человек выглядит мягко говоря не на своем месте, Чаплин переходит к критике фашизма. Его сатира очень смела, тем более по меркам тогдашних США (до «Касабланки» еще 2 года!). Если уместность смеха над идеологической составляющей фашизма уже особо не подвергается сомнению, то право смеяться над преследованием евреев обсуждается до сих пор. «Жизнь прекрасна» (1997) вызвала волну возмущения. Да что уж тут говорить, если аж «Список Шиндлера» критиковался в свое время за само художественное изображение Холокоста. Конечно, сам Чаплин не знал обо всем происходившем в Германии. Но даже его наивного взгляда хватает, чтобы понять смехотворность нарциссизма диктаторов и бессмысленную претенциозность нацизма, очень точно подмеченную в разговоре цирюльника с Шульцем: «- Я всегда считал тебя настоящим арийцем! - Я вегетарианец.», а также в гениальной сцене с воздушным шаром-глобусом, который не выдерживает диктаторской власти. Чаплин верит в силу авторитета и его голоса: в сцене начала еврейских погромов цирюльник живо реагирует на доносящуюся из динамиков речь Хинкеля, рыки которого не могут не пугать несчастного маленького человека. финальная речь заканчивается бурными аплодисментами, ничем не отличающимися от аплодисментов настоящему диктатору. И этот факт, как и та же вагнеровская «Лоэнгрин», которая играла в сцене с мечтаниями о диктатуре над всем миром, делают финал не таким уж светлым, а веру в позитивное изменение общества не такой уж сильной. А может быть, дело просто в том, что Вагнера любят как арийцы, так и вегетарианцы?
Классический кинофильм Чарли Чаплина 1940-го года. Политическая сатира на нацизм и на диктаторов тоталитарных режимов. Действия фильма начинаются в период Первой Мировой войны. Молодой еврейский цирюльник сражается за свою страну Томанию. Во время одного из сражений он спасает жизнь летчику Шульцу, но сам получает тяжелую травму и впадает в кому на 20 лет. Война закончилась, наступило время перемен. Страной руководит великий диктатор Аденоид Хинкель, ненавидящий евреев и желающий поработить весь мир, а к тому же он как две капли воды похож на цирюльника. В то время как Хинкель придумывает планы по захвату соседней страны, цирюльник пытается восстановить свою прежнюю жизнь, попутно знакомясь с девушкой Ханной, с которой он и окунется в водоворот невероятных событий. Историческую значимость «Великого Диктатора» сложно переоценить. Это первый голосовой фильм Чарльза Чаплина, и как многие считают — его политический манифест. Выход картины был сопровожден рядом трудностей, т. к. США в 1940 году еще придерживались нейтралитета в отношениях с Рейхом, однако фильм был показан на большом экране все равно, и имел большой успех. Кроме того, кино демонстрировалось в Лондоне во время битвы за Британию, сопутствуя поднятию боевого духа среди солдат и горожан, постоянно подвергающихся немецким бомбардировкам. Во время войны выпускалось множество антинацистких фильмов, однако произведение Чаплина выделяется из них. Нужно быть очень талантливым человеком, чтобы суметь качественно показать важные проблемы общества, одновременно сохранив людям хорошее настроение. Выставить напоказ пороки диктаторов, которые они так тщательно маскируют за своими пафосными речами, и воплотить их в актерской игре. В этом особенность «Великого диктатора». Как я и писал выше, он отображает проблемы, намекая на пути их решения, при этом не вгоняя зрителей в отчаянье, а наоборот, подбадривая. Именно поэтому сей фильм показывали во время битвы за Британию, и именно поэтому же он поднимал настроение и боевой дух людей. В этом и заключается гений Чаплина, который многие несправедливо очерняют. К слову, иронию мы можем наблюдать в самом описании: великого арийского вождя ведущего нацию сверхлюдей в светлое будущие не отличить от «грязной крысы» и «вонючего жида» цирюльника, чей внутренний мир к слову куда богаче Хинкельского. В речах Ханны мы с первых минут ее появления в фильме видим призыв Чаплина объединится против нацисткой угрозы, такую же самоотверженность наблюдаем и в остальных героях. Проблема правоохранительных органов, превращающихся в тоталитарном государстве в аппарат принуждения и насилия, в картине замаскирована под шуточную драку цирюльника с нацистким офицером. Бедолага зовет на помощь полицию и говорит, что хочет подать в суд на офицера за оскорбления, но ирония то и заключается в том, что его унижает как раз те, кто должен защищать. И нет здесь справедливого суда и справедливых законов, как нет свободы и справедливости вообще… Кульминацией произведения, безусловно, является конечная речь Чаплина. Речь, вызвавшая столько споров. Но отбросив левые идеи Чарльза, которые в его высказывании имели далеко не ведущую роль, мы увидим, что главным было призвать людей к доброте. Обычной доброе, о которой в 20 веке мы все забыли. Диктаторы сделали из личностей машины для убийства. Машины, уничтожающие свободу и жизни миллионов. Машины, сражающиеся за мнимое общее благо. Благо, которое никогда не настанет, благо ставшее откровенным обманом. Пока жива в нас личность, мы будем оставаться людьми. Людьми, которые не дадут кровавым диктаторам смешивать нас с грязью. Он говорит не сдаваться и бороться. Но бороться не за диктаторов, а бороться за свою свободу, потому что она превыше всего. Больше никаких обожествленных тиранов, никакой деспотии, геноцидов и расстрелов, только демократия и жизнь! А будущая победа антигитлеровской коалиции подтвердит его слова. Обращаясь уже к вам, дорогие читатели. Пожалуйста, не потеряйте свою личность, не видитесь не на милитаритские, псевдопатриотичные речи политиков, это все один большой обман. Сохраните в себе свободу и дух демократии. Нельзя допустить повторится тому, что было в двадцатом веке. И как говорил Чаплин, не забывайте что вы люди, а не машины.
Не знаю, насколько это правильно знакомиться с творчеством Чарли Чаплина, маэстро немого черно-белого кино, с фильма, где впервые только-только появился звук и речь, зрителю, спустя 76 лет после выхода на экраны, но однозначно оно того стоит. В некоторой степени фильм «Великий диктатор» весьма тяжелый, не смотря на весь его юмор, который будет понятен далеко не каждому. Все было бы так смешно, если бы не было так катастрофически ужасно в реальной жизни. И умолять весь деспотизм нацистской культуры, делая на него сатиру, просто немыслимо смело по тем временам. Неудивительно, что Чарли Чаплин не стал бы спокойно пародировать Аденоида Хинкеля, зная спустя годы, те военные ужасы, которые он творил. Удивительным является то, что в России в открытом прокате он появился только в 2004 году, в то время как в США уже в год выпуска имел успех. Скорее всего, человеку знающему историю и политические нюансы, эта картина будет понятна, и воспринята весьма серьезно, не смотря на то, что она снята в комедийном жанре. Сюжет весьма незамысловат. На протяжении двух часов мы видим гениальную актерскую игру и перевоплощение и режиссера, и сценариста и главного героя — Чарльза Чаплина из великого вождя в обычного цирюльника, который потерял память во время падения самолета с летчиком Шульцом (Реджинальд Гардинер). Однозначно, показывается нелепость бойни с первых же кадров, когда обычный человек не может воевать, и, бегая среди окопов, и под обстрелом не понимает, что ему делать. Поэтому так запросто ему было сесть в самолет или встать к пулемету, если ему приказано. «Конечно, я же должен». Оказываясь в дальнейшем без памяти, он возвращается в цирюльню, искренне не понимая, почему солдаты рискуют на его окнах: еврей и пытаются как-то этому воспрепятствовать. Возвращаясь к юмору тех лет, мы должны понимать, что вылитая на человека краска, удар по голове сковородкой, кидание в друг друга едой, то, что герой поскользнулся — все это забавно и человек, который сидит по другую сторону экрана должен смеяться, как заведенный болванчик. Но, для меня лично ценность представляет военная сатира, злободневность того, что показано и сказано, в промежутках, между абсурдными сценами. Юмор — однозначно спасет мир, но и правда должна воодушевлять людей, чтобы не быть одураченными диктаторами и правительством. Два часа, с большими перерывами во времени трудно высидеть, потому что фильм для нашего времени нудный. Но, для истинных киноманов эти два часа, действительно того стоят, чтобы дождаться финальной речи, о, которой ведется столько толка и шума. Ключевые и видные фигуры. Хенкель (диктатор вымышленной Томании), который постоянно говорил, а все его только слушали и хлопали. Его приспешники, Гарбитч (Генри Дэниелл), и подхалим-генерал, со своими глупыми идеями, имеют реальных прототипов. И вот пока диктатор брызжет изо рта слюной, произнося непонятные речи, для окружающих, имеющих яркую эмоциональную окраску, параллельно, мы видим, как маленький человек сражается с несправедливостью военной диктатуры. Та же Ханна (Полет Годдар), которая трудолюбива и хороша собой, не может жить в хороших условиях и найти себе работу, потому что подвергается гонениям. В очередной раз советуется простому народу надо сплотиться, против абсурдных правителей, которые как малые дети делят между собой Землю, перекидывая его как воздушный шарик, и решая людские судьбы. Будь то Наполони (диктатор Бактерии), перед которым дрожит Хейнкель, желая показаться выше, значительнее, держа в страхе целое государство. Для них вывести, ввести войска, разрушить чьи-то дома — это всего лишь детская забава, как помахать перед друг другом палкой колбасы, или обкидывая друг друга макаронами. Неудивительно, что такой гигант киноиндустрии, который сделал целое поколение черно-белого кино, вставил свое веское слово, чтобы простой народ не терял силу духа в трудные времена и верил в светлое будущее. «Ханна, ты меня слышишь? Где бы ты не была: тучи рассеются, и выглянет солнце. Мы выйдем из мрака. Выйдем. Будем жить в новом мире. Добром, где не будет места людской ненависти, жадности и жестокости. Взгляни Ханна: человеческой душе дарованы крылья и мы можем взлететь. Взобраться на радугу, оказаться в свете надежды, в будущем, которое принадлежит тебе, мне и всем нам».
Самое уникальное в фильме, то что жестокий тиран показан шутом. Шутом которого бояться даже стыдно. Как было в фильме, а как было на самом деле. На самом деле, у Гитлера была армия что держала всю Европу в страхе; в фильме у ГИНКЕЛЯ была смехотворно жалкая армия, самолеты сталкивались друг с другом, при этом на параде а не на фронте. В фильме еще присутствует сцена где он старается внушить величие делая свое сиденье выше. Но у него не получалось. Сцена так и кричит «чем выше нос не задирай, великим не станешь!». Фильм как и «Малыш» содержит результат кармы. Если в «Малыше» женщина делая добро нуждающимся находит своего сына, в «Великом диктаторе» парикмахер на войне спасает пилота, который во время тирании над евреями, помогает ему и его друзьям. Есть также момент, где Гинкель показывает насколько он низок, что даже своим же словам не верен а также меркантилен. Это показывает сцена где он оставил евреев в покое на время, только для того чтобы богатый еврей дал ему взаймы денег для войны. Гитлер бы в гробу перевернулся. Что касается парикмахера, так это простой человек. Добродушный еврей. К тому же влюбленный мужчина, который уже пробыл на войне, видел взрывы и смерти, из-за войны лишился памяти и чуть было не лишился своей парикмахерской. Из-за тирании фашистов он оказался в бегах, в риске находятся его друзья и его возлюбленная. Это тот самый человек, которого можно назвать жертвой войны и тирании. Фильм вызывает смех до финальной реплики парикмахера которого приняли за Гинкеля, так как внешнее сходство стопроцентно. Финальная реплика так и наворачивает слезы. Реплика, как и весь фильм призывают к демократии, или проще говоря к миру. Картина как такова призывает не боятся диктаторов, не стараться превосходить других, жить дружно и любить, призывает к миролюбию. Вернемся к финальной реплике Чаплина. Благодаря этой самой реплики этот фильм еще жив, хотя сам Чаплин давно мертв, но если подумать можно ли сказать что он мертв, ведь его идеи все еще живут в его фильмах. В фильмы его остаются актуальными, ибо эти фильмы призывают быть человечнее, при этом не навязывая и без тяжести. Фильмы его легки для восприятия потому они остаются в памяти на долго, а главное в сердце.
Сомнений нет, что Чарли Чаплин это эпохальная личность в искусстве кино, а его фильмы неподвластны времени и забвению, но я не считаю нужным посвящать своего читателя в хронику его памятной жизни, восхвалять его обширные заслуги и достижения и делать всё прочее, что считает своим долгом каждый рецензент, касающийся прославленного деятеля. Каждый здесь сделает это куда лучше меня, а потому мне остаётся только лишь поделиться своим современным, насколько возможно, объективным взглядом на фильм прошлой эпохи. Прежде всего, сам фильм это ни что большее, чем пародия на диктатуру фашизма современником его зарождения. И большего здесь действительно не добавить. Первое, что может отметить человек вроде меня, почти не имеющий опыт просмотра настолько старого кино, это совершенство его подачи. Фильм лишён изъянов в постановке и воспринимается нисколько не хуже кино современного; здесь нет того, что можно было бы назвать «старомодной съёмкой» и нет причин оправдывать исполнение фильма давностью его создания. «Диктатор» смотрится легко и современно, с приятной режиссурой, приглядным ракурсом, весьма симпатичной игрой актёров, это не то кино, к которому следует проявлять снисхождение ввиду его возраста, напротив, это произведение, по качеству съёмки вполне достойно выглядящее и сегодня. Но даже технически превосходный, фильм имеет изъяны. И почти все они основаны на сюжете и его реализации в кадре. Чертовски жаль, но сценарно «Диктатор» так и остался на заре кинематографа, имея законченную, но невнятно рассказанную историю. Вышло так, что герои этого фильма, в целом, успевшие раскрыться и вызвать к себе зрительское отношение, самому фильму почти ненужны. При том, что к персонажам приковано всё внимание картины, их роли обрывисты и незакончены, даже вовсе бессмысленны — они не больше, чем декорации, нужные для обрисовки авторского замысла. Обобщая, можно даже сказать, что главный герой нужен здесь только для того, чтобы прочитать речь, которой заканчивается фильм, так как избыток его персоны в кадре, не считая чисто комедийных моментов, не вносит в фильм ничего. Этот фильм всего лишь пародия, силящаяся вынести какую-то мораль, не рассказывающая историю, а только показывающая своё потешное виденье обозреваемого объекта, смешащая миниатюрами, в которых, кроме сходств с реальными прототипами, больше ничего и нет. На этом фоне серьёзность и сердечность закрывающей фильм речи выглядят разительно неправильными, ведь в показанной истории нет ничего, что могло бы повлечь за собой подобные рассуждения, выводы, мораль. «Диктатор» это просто совокупность забавных карикатур, которые попытались связать воедино сюжетом, но ничего не вышло. Само собой, это комедия и она прежде всего веселит, но и шутки здесь чаще всего однотипные, сугубо пародийные, да и сам фильм, видно, что пытается быть чем-то большим. Вместо настоящего рассказа получилась инсталляция из шуточек еврея над фашистами, едва ли раскрывающая что-то большее, чем ничтожность и неразумность лидеров этого режима. Это могло быть большое, эпохальное кино, но это просто ещё одна маленькая забавная комедия.
«Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения» Чарли Чаплин, 1964 Идея картины возникла у Чарльза Чаплина в 1939 году, когда многие еще не считали Гитлера настоящей угрозой для всего населения Земли. Но процесс съемок начался уже на девятый день Второй Мировой Войны, а окончание работы совпало с вторжением нацистов во Францию. В связи с этим Чаплин меняет финальный спич, разоблачая реального фашиста — Гитлера (уже от своего имени). Именно Чаплин был первым, кто честно, прямо, ничего не умалчивая, глубоко копнул в поисках причин Второй Мировой. Он высказался жестко, едко, но максимально правдиво о том, о чем другие боялись даже подумать. На мой взгляд, «ВД» — самая мощная антифашистская картина, которая без крови, зверств и пыток передает весь ужас гитлеровского фашизма. Неудивительно, что на то время «ВД» запрещают к показу во всех оккупированных странах. Лишь в 1945 во Франции, в 1975 в Испании и только в 1989 в СССР зритель увидел картину на широком экране (в Союзе премьера была приурочена к открытию московского Музея Кино). Так в чем же смелость и гениальность чаплиновского «Диктатора»? Сценарий великолепный, простой, легкий, забавный, но одновременно с оригинальной, четко выверенной идеей, что делает его практически идеальным. Здесь нет ни пафоса, ни скудности сюжета, ни затянутости. Сам Чаплин, бесподобно сыграл сразу две роли: бессердечного и жестокого Гитлера (показанного с такого ракурса, что уму непостижимо, какой храбростью нужно обладать, чтобы ТАК сыграть!) и еврея-парикмахера (наивного, такого гуманного и похожего на каждого из нас). Его игра гениальна! Блестящее изображение Гитлера и потрясающие своей тонкостью и точностью диалоги заставляют относиться к господину Чаплину с великим уважением. А финальный монолог … — монолог уже не героя картины, а самого Чаплина — монолог резкий, острый, мощный! Речь человека, верящего в справедливый, честный мир. Стоит ли смотреть двухчасовой «ВД» сегодня? Определенно — ДА! Потому как это фильм о свободе, справедливости, равенстве, храбрости, братстве. Фильм о судьбе Человека и человечества, о надежде и вере в светлое будущее, о стабильности и ее отсутствии. Фильм о нашем с вами прошлом и, кто знает, возможно, о нашем с вами будущем. Фильм яркий, актуальный, сильный, смелый и такой необходимый — необходимый именно сегодня.
Замечательная антивоенная комедия великого Чарли Чаплина — комедия на все времена, с блистательным, искромётным юмором, по своему наивная и забавная, но в то же время честная, грустная и трагичная. Лично у меня она вызвала огромный спектр эмоций от смеха до печали. Одной из главных задач Чаплина в этом фильме — показать катастрофу мирового масштаба через призму юмора. И на мой взгляд он с этим справился просто превосходно. Неповторимый стиль, потрясающие, запоминающиеся сцены (например танец диктатора» с глобусом), показывающие нам суть фашизма и прекрасно подобранная музыка(«Венгерский танец N 5» Иоганна Брамса, увертюра Вагнера «Лоэнгрин») — все это делает фильм неповторимым и запоминающимся. В своей автобиографии Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения». В этом фильме мы увидели, как один маленький человек, простой цирюльник, бросает вызов ужасам войны своей глубокой, проникновенной речью, заставляя задуматься о таких важных вещах как свобода, мир, любовь, равенство. Эта речь — настоящий гимн демократии. В «Великом Диктаторе» Чаплин, идя на риск(создание картины, в то время, было делом опасным), вдохновляет людей своим юмором. «…Гитлер должен был быть высмеян» и Чарли Чаплину это удалось. Огромное спасибо гению за чудесный фильм. 8 из 10
За образом смешного бродяги, Чарльз Чаплин прятал сложного человека, наполненного желаниями, амбициями и противоречиями. Для него было мучительно важно не просто шутить, но поднимать насущные вопросы, отражать через свою комедию неестественность пороков внешнего мира. Он был одним из первых режиссеров, не только решившихся снять фильм про нацизм (и я не считаю здесь документальные ленты того-имя-которого-даже-не хочется-называть типа «Триумфа воли»), но сделать это в далекой от Европы Америке в жанре высмеивания фюрера. Его отговаривали, ему сулили банкротство и полный крах всей сложившейся карьеры. В конце концов этот фильм действительно стал началом конца его удачной жизни, потому что нарушать правила можно до определенного момента. Но он делал важные для себя вещи и всё это только добавляет ему величия. Кроме того, ценность этого фильма еще и в том, что это было первое звуковое кино Чаплина! Он так боялся, что бродяга умрет при первом произнесенном им слове, что боролся против звука всеми методами, но ведь решился! И это очень важно. Если бы не эта решимость, у нас бы не было его заключительной речи, ради которой в общем-то и стоит посмотреть это кино. В ней нет ни слова о нацизме, но каждое слово живо по сей день и несет истинное понимание того, как должна устраиваться наша жизнь (читайте в конце, смотрите в кино). Честно говоря, сам фильм показался мне слабее «Малыша» или «Огней большого города», где, как мне кажется, было больше тонкого и трогательного Чаплиновского стиля. Эти фильмы могли с первого кадра захватить внимание и не отпускать его до последней слезы финала. А в «Великом диктаторе» много сцен откровенно скучных и предсказуемых. Они разбавляются гениальными фрагментами, но не создают ощущения цельного шедевра. И если бы не кульминация финальной речи, может быть и прошли бы совсем стороной. Но в совокупности с фактами борьбы, идеи и создания — это безусловно то кино, на которое стоит потратить 2 часа времени. И не забудьте сохранить куда-нибудь его речь, чтобы в моменты, когда вас захватывает высокомерие, ненависть или пустота, вы знали где прочитать человеческую молитву о главном, наравне с песней Imagine Джона Леннона. Речь: Простите, но я не хочу быть императором, это не моя цель. Я не хочу никем править и никого завоёвывать, я хочу всем помогать: евреям, обездоленным, чёрным и белым. Мы все хотим помогать друг другу — так уж созданы люди. Мы хотим жить и радоваться счастью ближнего, а не его горю. Мы не хотим ненавидеть и презирать друг-друга. В этом мире хватит места для всех. Наша добрая земля плодородная — она легко прокормит нас всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с верного пути. Алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдания и кровопролития. Мы все наращивали скорость, но заперли себя в темнице. Машины, которые дают изобилие, оставили нас в нужде. Наши знания превратили нас в циников, наша рассудительность сделала нас холодными и жестокими. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужна человечность больше, чем машины и больше чем рассудительность, нам нужна доброта и мягкость. Без этих качеств жизнь превратится в одно насилие, и тогда все погибло. Самолеты и радио сократили расстояния. Сама природа этих открытий требует от человека доброты, призывает ко всеобщему братству, к единению всех людей на земле. И даже сейчас мой голос достигает слуха миллионов во всем мире, миллионов отчаявшихся мужчин, женщин и маленьких детей, несчастных жертв той системы, которая заставляет пытать и заключать в тюрьму невиновных. Тем, кто может услышать меня, я говорю: «Не отчаивайтесь!». Бедствие, которое нас постигло, порождено судорогами алчности — озлоблением людей, которые боятся прогресса человечества. Но и ненависть людская преходящая, диктаторы погибнут, а власть, которую они отняли у народа, вернется к народу. И до тех пор, пока люди умирают за нее, свобода не погибнет. Солдаты! Не поддавайтесь этим тварям, которые презирают вас, делают вас рабами, управляют вашей жизнью, приказывают вам, что делать, о чем думать и как мыслить! Тем, кто муштрует вас, сажает вас на паек, обращается с вами, как со скотом, и использует вас, как пушечное мясо! Не поддавайтесь этим чудовищам, людям-машинам, с механическим умом и механическим сердцем! Вы не машины! Вы не скот! Вы — люди! В Вашем сердце есть любовь и человечность! Ненавидят лишь те, кого никто не любит, — лишь нелюди и нелюбимые! Солдаты! Не боритесь за рабство, сражайтесь за свободу! Святой Лука говорил: «В душе каждого есть Царство Божие»! Не у одного! Не у отдельной группы, у всех людей, у всех вас! У всех есть власть! Власть, чтобы сделать открытие! Власть, чтобы сделать других счастливыми, сделать жизнь свободной и красивой, превратить жизнь в прекрасное приключение! Во имя демократии воспользуйтесь этой властью! Объединяйтесь и сражайтесь за новый мир, справедливый, в котором у каждого будет возможность трудиться. Где у молодых будет будущее, а у пожилых стабильность! Обещая всё это к власти пришли негодяи, но они нам солгали, они не выполнили обещаний! Никогда не выполнят! Диктаторы порабощают людей, так будем же бороться, чтобы эти обещания исполнились! Чтобы мир стал свободным, чтобы не было национальных границ, не было жадности, ненависти и нетерпимости! Давайте бороться за разумный мир, в котором наука и прогресс будут залогами всеобщего счастья! 7 из 10
Этот фильм очень острая политическая сатира на нацистий режим и довольно смелая картина не только из-за того, что нарушала цензуру того времени, но и тем, что была выпущена в 1940 году. Острая ситуация сложившаяся в то время в Европе заставила спустя 15 лет после появления звука в кино заговорить и Ч. Чаплина, который так долго этому сопротивлялся. Ч. Чаплин, описывая реальные, исторические события, придал комичность главным злодеям того времени, двум диктаторам А. Гитлеру и Б. Муссолини. И хоть большинство шуток сегодня кажутся не смешными, нельзя не отметить, что Чаплиновский стиль в фильме сохранился. Общее настроение фильма: От фильма так и веет духом романтизма и надежды на лучшее, что слегка напрягает, так как более естественно выглядели бы страх и отчаяние так не свойственные Чаплину. Зная из газет и радио о притеснении евреев, о начинавшейся мировой войне, о призывах умирать за страну, об нехватке любви в людях, становиться понятно почему был внесены Чаплином в фильм лирические настроения. Но сегодня такие настроения смотрятся наивными, а общая затянутость комичности А. Хинкеля наводит больше на скуку, чем на смех. Хинкель и цирюльник. В общем то понятно, что надо было высмеять Гитлера в его коронных моментах: речах, политических амбициях, излишней импульсивности. Хинкель предстает в виде настоящего клоуна и является полной противоположностью Гитлера. И хоть Чаплин и оставил присущий Гитлеру цинизм в Хинкеле, который смотрит на смерть своих испытателей без какого-либо сожаления, но более серьезной параллели между ними я не обнаружил. Да костюмы, прическа и усы были, но это всего лишь мишура, как яркая упаковка, а вот подарок внутри получился весьма однобоким. Цирюльник мне понравился больше. Чаплин сохранил в цирюльнике милый образ бродяги и придал ему смелость в борьбе за свои ценности, за свою свободу. Цирюльник — это голос справедливости и праведного гнева, который, как и предрекал Чаплин, вскоре обрушиться на диктаторов с холодными сердцами. Речь вот ради чего стоит смотреть фильм. Она произносится тем, с кем тогда сражалась Союзники (немецким войскам). За эту речь Чаплина многие критиковали, но как ни крути, она помогала сплачиваться людям как в США, что подтверждается большим коммерческим успехом, так и в Европе. Чаплин настолько резко срывает маску комика, что перед нами предстает не безымянный цирюльник, а сам создатель фильма. Его речь не теряет актуальности и по сей день и является голосом человечности среди ныне процветающего цинизма. Вместо заключения. Хоть шутки довольно затянуты, Гитлер предстает не то полным клоуном, не то котом, а излишний лиризм говорит о наивности фильма. Но при всем этом Чаплиновский шуточный стиль здесь остается, а финальная речь очень трогательно произноситься без фальши и от всего сердца. Это фильм для тех, кому надоели циничные фильмы про войну, тех кто устал от спецэффектов и хочет посмотреть доброе кино, напоминающее выступление в цирке. Ибо пока солдаты использовали оружие в войне за мир, Чаплин использовал свое главное оружие (юмор) в борьбе за людские души. 8 из 10
Создать супер боевик не трудно, минимум актёрской игры, максимум спецэффектов. Но правильно сочетать в одном фильме и смех и слёзы… может только Чаплин.«Великий диктатор» это история времени, народа, да и всего мира. Ведь каждый знает имя этого диктатора и всё то страшное, что с ним связано. Ч. Чаплин показывает его с другой стороны, стороны юмора. Ведь правда, смешно видеть, как А. Гитлер лёжа на столе подчиняет себе весь «земной шар»,как толи рычит, толи хрюкает при виде красивой девушки, как пытается сделать себя выше и величественнее при помощи стула, и подушки. Мне очень понравилась девушка, игравшая еврейку.(Полетт Годдар, третья жена Чаплина.)Красивая, смелая и эмоциональная. В конце фильма, через одного простого цирюльника передаётся речь всего народа. Ненависть к нацистам и тем диктаторам, которые пользуются душами людей, внушают им «правильный выбор»,а тела используют как орудия войны. Страх, что мир останется таким же. Таким же жестоким. Но человеческой душе дарованы крылья и они могут возвысить над грязью, и перестав совершать бессмысленные убийства, перевороты, постараться сохранить мир. Мир мирный и окрылённый.
Сложно подойти с объективной точки зрения к «Великому диктатору», ибо увиденное вызывает чувства противоположные. В контексте современности, зная о зверствах, которые творились в еврейских гетто уж очень сложно с юмором, заложенным здесь автором, следить за легким непринужденным бытом, воцарившимся в «зонах отчуждения», там, где истинные представители арийской расы, без колебаний демонстрировали свое превосходство. Сам Чаплин несколько позже скажет: «…если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения…» Хотя, если отбросить предрассудки, стоит отдать должное великому гению Чарльза Чаплина. Ибо Чарли, один с первых вполне адекватно и здраво взглянул на личность Гитлера, сделав его прототипом своего сатирического образа. В момент, когда мир не воспринимал «великого диктатора» всерьез, Чаплин продемонстрировал миру возможность той угрозы, которой суждено было стать одной с наибольших трагедий двадцатого века. С присущей ему легкостью, Маленький бродяга очень ярко пародирует Гитлера, Муссолини, диктат и фашизм в целом, демонстрируя всю абсурдность подобной системы. Абсурд, еще один фактор, вносящий в происходящее ту неуловимую эмоцию, которая и делает сею картину столь знаковой. Великий вождь с одной стороны, маленький робкий парикмахер, человек робкий и незаметный — с другой. Персонажи, которым по велению сюжетной линии суждено было поменяться местами во имя курьезности момента? Либо это не что другое, как намек на историческую задачу о том, как простой ефрейтор немецкой армии стал одним с жесточайших вождей тоталитаризма..? «Великий диктатор», — фильм, где Маленький бродяга впервые «заговорил». И снова, нововведения оказалось к месту и времени, ибо финальная речь главного героя является прекрасным ответом, не только диктатуре и мировому тоталитаризму, но и всем обидам, унижениям и скитаниям, которые терпел «безголосый» бродяга от системы 8 из 10
Они оба родились в апреле 1889 года. Были приблизительно одинакового роста, в детстве терпели лишения. В конце концов, оба стали всемирно известными. Только один веселил и умилял миллионы людей, другой сжигал миллионы в печах. Это было неизбежно, Чаплин рано или поздно просто обязан был высмеять Гитлера. Причем решение о съемке пародии пришло к великому комику в то время, когда коварного австрийца не воспринимали как угрозу. На его преступления закрывали глаза. Все, кроме Чаплина. На создание «Великого диктатора» ушло два года и 2 миллиона долларов из кармана Чаплина. Сложно представить, сколько нервов он потратил на этот фильм. Все эти два года на режиссера сыпались угрозы, письма, давление сверху, призыв к «United Artists» свернуть проект. Однако вопреки всему премьера «Великого диктатора» состоялась 15 октября 1940 года, когда Европа уже была втянута во Вторую мировую войну, когда Франция уже капитулировала, а Англия отбивалась от авианалетов Люфтваффе. Это первый диалоговый фильм Чаплина («Огни большого города» и «Новые времена» все-таки содержали звуковую дорожку из музыки и эффектов). И это его первая крупная картина, в которой отсутствует знаменитый Маленький Бродяга. Однако в «Диктаторе» Чаплин играет сразу две роли: еврея-парикмахера и правителя страны Томении (пародия на Германию) Аденоида Хинкеля (пародия на сами-знаете-кого). Стоит оговориться, что, несмотря на внешнее и внутреннее сходство Парикмахера и Бродяги, это два разных персонажа. У них и разная история жизни и разные страны, да и Бродяга был всегда бродягой, а у Парикмахера есть свой какой-никакой, а бизнес — цирюльня. Сам Парикмахер — человек добрый, во многом храбрый, честный, но довольно рассеянный. Аденоид Хинкель совершенно отличный персонаж. Диктатор, плут и висельник. Он единолично руководит страной, лишь прибегая к советам своих друзей — тупого Херинга и высокомерного Гарбича. Его речи импульсивны, его угрозы коварны, его обещания пусты. Этот диктатор не сделал ничего толкового для Томении. Единственное, что ему удается с успехом, угнетать евреев и расстреливать недовольных. Хинкель, освободив себя, поработил свой народ, а его грязные руки тянутся дальше, к целому миру. И если он его получит, то уничтожит (см. сцену «танец с глобусом»). В целом, это очень едкая пародия на Адольфа Гитлера. Чаплин изобличает его и откровенно смеется над ним. И это в то время (конец тридцатых), когда правителя Германии некоторые чуть ли не считали спасителем от злых русских коммунистов! Остается только позавидовать мужеству и храбрости Чарльза Чаплина. - Мы провели несколько арестов. - Несколько? Это сколько же? - Ничего астрономического. Пять или десять тысяч… - О!.. - В день. Великий комик с самого начала заявил, что фашизм (и нацизм) удел кровавых преступников, что для них ничего не стоит убивать и отправлять в лагеря ежедневно тысячи человек. - Мы только что открыли замечательнейший, чудеснейший ядовитый газ! Он убьет ВСЕХ! Позже в своей автобиографии Чаплин писал, что не смог бы смеяться над нацистами, если бы знал, что творилось в концлагерях. Но, кажется, он подозревал, что там творится. А пародия на Германию была необходима. Должен был ведь хоть кто-то сказать, что не верит, не боится и не виляет хвостом перед Гитлером и Ко. Если брать шире, то «Великий диктатор» — высмеивание не только Гитлера, но и вообще всех диктаторов. Не удивительно, что Сталин дал низкую художественную оценку картине. А по иронии судьбы в стране цветущей демократии Чаплина обвинили коммунистом. Опять пошли угрозы о бойкоте фильма в кинотеатрах. Возгласы обвинений стихли лишь тогда, когда США вступили в войну. Воистину гнусное и двуличное отношение к одному из самых честных людей кино. «Великий диктатор» — один из самых смелых фильмов своего времени, если не самый смелый. Помимо своего сатирического крена, картина содержит множество удивительных художественных находок, смешных сцен и трагичных, даже приемов немого кино. За такой фильм Чарльзу Чаплину стоило поставить при жизни памятник. А вместо этого на него начались гонения как на средневековых ведьм. Может быть мне возразят и найдут фильмы 1940-х и по-лучше и по-душевнее, но для меня «Великий диктатор» всегда будет образцом мужества и честности. Тех качеств, каких так не хватало в 1930-е годы, отсутствие которых привело к самой страшной войне в истории.
Каждый человек имеет право быть свободным. Казалось бы, простая мысль — и так много в ней находит человечество противоречий, что искажает ее и переиначивает на свой лад, зачастую деспотичный и жестокий. Ярким примером является идея Адольфа Гитлера, идея превосходства одной расы над другими и их истребление. Одним словом политика геноцида, причем уничтожение не одной еврейской нации, гонимой многими веками, а всех подряд. Фильм «Великий диктатор» очень четко дает понять зрителю, что такое людская жестокость и полная апатия к ближнему. Эта картина призывает к добру и миру во всем мире, потому что ненависть не может продолжаться вечно и быть единственным качеством человека. Другими словами эта картина-пробуждение, призывающая действовать во имя человеческой свободы. Великий гений кино Чарльз Спенсер Чаплин не мог оставаться равнодушным тирании диктаторов тех времен и их политики против человеческой свободы. Именно поэтому он создал этот поистине светлый фильм, чтобы зритель, погрязший в омраченной идеологии государственных деятелей, мог вздохнуть полной грудью и выйти из кинотеатра с убеждением в своей непоколебимой вере в добро и, что самое главное в самого себя. Маэстро Чаплин как всегда оставался универсальным и преданным самому себе профессионалом, посудите сами он выступил во множестве ипостасий: режиссер, сценарист, актер (и надо заметить две роли, абсолютно разных людей), композитор, и в конце концов продюсер (потратил немного немало около двух миллионов долларов). Надо еще заметить, что у Чаплина было большое преимущество перед другими кинодеятелями — он был человеком финансово независимым, что, безусловно, является громадным стимулом для творческого процесса. В фильме очень много моментов аллегоричных, заставляющих задуматься, например, вспомните кадр, когда была показана клетка с птичкой внутри и в тоже время цирюльник прятался от военных. По моему, этим Чаплин определенно хотел сказать, насколько угнетающе действует на человека система тоталитаризма. Что режиссер изображал в лице Аденоида Хинкеля вождя Третьего рейха, я думаю не стоит говорить, потому как это сразу бросается в глаза внешним видом диктатора из Томэнии. И какая бы не была политическая подоплека в этом фильме, стоит отдать дань величайшего уважения Чарльзу Чаплину, что он хотел пробудить людей от их апатии и призвать действовать во имя свободы, здесь речь идет не о демократии, речь идет о человеке вообще, его принципах и правах. Он должен жить, а не прислуживать — такова, на мой взгляд позиция великого мастера, который своей финальной речью вдохновлял множества людей, и мне верится, будет вдохновлять грядущие поколения. 10 из 10