Подвиг разведчика: отзывы и рeцензии

sergkosser
sergkosser3 февраля 2020 в 20:58
«У Вас продается славянский шкаф?»

В нынешний год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне фильму «Подвиг разведчика», вышедшему на экраны страны в далеком для нас 1947 году, исполняется 73 года. Это солидный возраст, я бы даже сказал — почтенный. Сюжет фильма довольно наивен — наш разведчик проникает, причем без особых видимых усилий, в логово фашистов, связанных по службе со ставкой Гитлера. Причем, этот самый разведчик ухитряется поступить на службу в немецкую армию, становится офицером и делает беспрепятственно свои шпионские дела. Можно сказать — круто! Можно — фантастика. Немцы показаны дураками и пьяницами. Возможно, они такими и были, что и привело Рейх к закономерному краху, не могу спорить. Но не все, конечно: фон Руммельсбург, например, разрабатывает хитроумную операцию по уничтожению советских подпольщиков, предпринимает меры по поимке парашютистов. Он тоже, конечно, показан в фильме не асом контрразведки, но хоть что-то. Несомненно, в фильме есть и интересные моменты, ставшие визитной карточкой этой картины. Тост Эккерта «За Победу!» и его же повторный, после того, как все уже выпили «За нашу Победу!» — пример того, как можно подменить понятия, хотя бы для себя, не меняя способа действия. Хороша еще и крылатая фраза из фильма (пароль и отзыв) давно ушедшая в народ: - У Вас продается славянский шкаф? - Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой. Я не ищу специально в фильмах недостатков, так называемых киноляпов, но когда они бросаются в глаза, не могу пройти мимо, особенно если мне что-то непонятно. Непонятно, например, как генерал фон Кюн командует фронтом, если у немцев не было такого понятия, как «фронт», а было понятие «группа армий». Непонятно, почему наши офицеры с начала фильма ходят в погонах (они появились лишь в 1943 году), а действие разворачивается в 1942-м, судя по разговору со связной Терезой. (Ростов сдали летом 1942-го). Непонятно, как можно было осуществлять закуп щетины при условии ведения военных действий на оккупированной территории, когда основная часть скотины была уже или съедена войсками (война-то уж не первый год идет), либо угнана заблаговременно куда-нибудь подальше. И вообще, как Эккерт совмещает свою службу с коммерческой деятельностью в фирме, в конторе которой он сидит каждый день? Конечно, возможно, что его деятельность прикрывает придурковатый адъютант фон Руммельсбурга Вилли Поммер (артист Сергей Мартинсон), но, в конце-то концов, в фильме показана немецкая армия с ее порядком, а не частная лавочка. Непонятно почему Федотов-Эккерт (артист Кадочников), вместо того, чтобы дослушать отзыв пароля, отчего-то каждый раз радостно произносит его конец — «С тумбочкой!», и весь светится, будто он не разведчик, а лампочка, зажженная Глебом Кржижановским по плану ГОЭЛРО. Непрофессионализм разведчика? Но ведь по фильму он позиционируется, как бывалый шпион. И все-таки, несмотря на все замечания и шероховатости, фильм неплохой. Потому, что это память о Великой Отечественной Войне. О том вкладе в Победу, о том подвиге, который совершали разведчики за линией фронта. А еще хочу сказать, что, несмотря на почтенный возраст картины и незамысловатый с виду сюжет, она смотрится, как ни странно, живо и все полтора часа держит зрителя в напряжении. Я знаю людей, которые еще в детстве пересмотрели этот фильм по десятку раз. Не будет ничего плохого, если и вы с ней ознакомитесь хотя бы раз, рекомендую. Несмотря на примитивность и недостатки, оценка 7 из 10

Andron
Andron9 мая 2012 в 21:13
«За победу! За нашу победу!»

Цитата, конечно, известнейшая. На что я фильм этот ни разу до сего дня не видел, но остроумный тост разведчика, равно как и использующийся им пароль мне, безусловно, знакомы. О популярности картины это говорит убедительнее чего бы то ни было. Кроме того нельзя не отметить чрезвычайно добротного уровня сценарий. К нему есть претензии — скажем, появление в нужном месте и в нужное время Штюбинга, не просто нивелированное, но и обращенное к выгоде главного героя его необычайной покладистостью, или, например, удивительная покорность грозного немецкого генерала, так безропотно соглашающегося на «маленькое путешествие», и др. Но, в то же время, он на удивление (в моем случае — искренне и неподдельное) продуман, а главное весьма сложен и оттого по-настоящему интересен: вычислить провокатора удается не сразу, план с подсадной уткой срабатывает лишь в последний момент, наконец, сейф — и тот открыть оказывается сложнее, чем хотелось бы. Для 1947 года… Снимаю шляпу. Сложнее оценивать визуальную составляющую картины. О звуке говорить и вовсе не приходится. Качество изображения, впрочем, не мешает отдать дань уважения в целом достаточно высокому уровню операторской работы — порадовали, в частности, сцены выброски парашютистов — в иных современных фильмах не увидишь подобной реалистичности. В плане актерских работ впечатления также весьма спорные. Уж очень смущает внешность главного героя. Да и произносимые им реплики, монологи, к сожалению, серьезно рознятся, на мой взгляд, по степени убедительности. Местами налицо явное переигрывание, что несколько коробит — тут уж ничего не поделаешь. Взять, к примеру, эпизод появления постороннего в момент встречи разведчика с радисткой. А уж пафосные (безотносительно к их справедливости) слова о том, чего никогда не понять немецкому генералу… Разочаровали, как ни крути. Не тот тон, истеричные нотки в голосе — досадно, что так смазали концовку. Лучше бы обойтись вообще без морали и нравоучений — меньше шансов сфальшивить. Время, что скрывать, свое берет. Картина еще смотрится, но ощущение того, что она все больше устаревает, определенно, присутствует. Это не может не сказываться на оценке. Но лично я считаю зафиксированный на сегодня результат очень и очень неплохим: 6 из 10

Maime
Maime14 февраля 2012 в 04:57
-Чего улыбаешься? — Так и раньше было трудно, генерал!

Начну с откровения: всегда считал, что если смотреть триллер — то современный, ибо старые банальны и скучны. Черт, как же я ошибался! Фильм «Подвиг разведчика» Бориса Барнета стоит поставить в образец современному кинематографу соответствующего жанра. Здесь есть все что нужно для настоящего шпионского триллера! На протяжении всего сюжета картина держит зрителя в нескончаемом напряжении. Казалось бы: вот, наконец можно расслабиться, а тут бац! и ход конем. Очень радует полное отсутствие какой-либо «затянутости» или, напротив, «скомканности» (с чем мы особенно часто встречаемся в современных новинках кино). И, конечно, подогревает атмосферу осознание основ кинофильма, берущего идею из реальных событий военного времени Второй Мировой. Все-таки как приятно после надоевших «ультрадинамичных» и совершенно бессмысленных зарубежных боевиков посмотреть действительно серьезный идейный и отлично реализованный кинофильм. Это по-настоящему эпическое творение, полностью оправдывающее всю полноту названия «ПОДВИГ Разведчика». P.s. Заставлял местами улыбаться внешний вид Алексея Федотова (Генриха Эккерта): ему несколько переборщили с подкрашиванием ресниц. 9 из 10

Шкас
Шкас9 мая 2011 в 10:27
«ЗА НАШУ ПОБЕДУ!»

Раньше в наших кинотеатрах крутили замечательные фильмы. Хорошие и очень хорошие — других просто оценок не могло быть. И этот фильм один из любимых. Фильм, покоривший тысячи мальчишеских сердец. С замиранием сердца следили мы за сложной и опасной работой нашего разведчика Федотова (Павел Кадочников) в тылу врага. Цепенели от ужаса и вместе смеялись. Как здорово Павел Кадочников играет этих двух разных людей, как он здорово грассирует и как меняет свой облик, встречаясь с глупым Вилли Поммером (С. Мартирсон), или с нашим отважным подпольщиком Лещуком (А. Бучма); и как он пьет в окружении фашистов «за нашу Победу»; как ловко подделывает ключи от сейфа и как выкрадывает прямо из штаба генерала Кюна, в этой роли режиссер великого фильма «Окраина» и постановщик «Подвига разведчика» Борис Барнет. И не забыть нам нехитрые слова пароля, которые стали странным образом остались в памяти целого поколения. Чтобы ни говорили о «мифологии» и о «авантюрно-залихватских похождений» разведчиков — этот фильм всегда будет любим в народе. Судьба майора Федотова, поведанная в фильме, рассказ о силе духа, мужестве и — самое главное! — о любви к своему Отечеству. Бессмертен подвиг наших людей в войне, мы склоняем головы перед памятью павших, за свое Отечество, за спасение мира и за наши жизни.

Max Cady
Max Cady2 марта 2009 в 00:13

Если не относится заранее предвзято к старому советскому кино, то по сути перед нами образцово-показательный шпионский военный триллер, заслуженно пользовавшийся бешеной популярностью в былые времена. Несмотря на то, что искусство в СССР всегда было мощным рычагом воздействия на народные массы в плане пропаганды коммунистического мышления и соответствующего образа жизни, «Подвиг разведчика» совсем не выглядит заказной политической агиткой. Это ничуть не глупый, в меру пафосный, героический фильм, увлекательно снятый и выразительно сыгранный. Фашисты не показаны карикатурными придурками (как, например, в другом популярном послевоенном фильме — «Небесный тихоход»), а представляют собой грозных и смертельно опасных противников, с которыми мужественно борется майор советской разведки. Сценарий ленты по напряженности, драматизму и «остросюжетности» не уступает многим современным шпионским экшенам. Поэтому у меня даже язык не поворачивается назвать «Подвиг разведчика» безнадежно устаревшим и ушедшим в небытие фильмом. Даже немногочисленные боевые и трюковые сцены смотрятся достойно, учитывая почтенный возраст картины. Я уж и не говорю про блестящие диалоги, растасканные на цитаты. Это, как упомянутый сообщником ТоР, «Славянский шкаф», так и другие, типа — «Я вам как разведчик разведчику говорю, что вы — болван, Штюбинг!». Или же тост, произносимый советским разведчиком на банкете фашистских офицеров: «За НАШУ победу!» Так что всем любителям военно-шпионского жанра рекомендую не относиться к «Подвигу», как к «бесполезному ископаемому», а попробовать посмотреть. Не гарантирую, что понравится (это все — таки старое советское кино), но вероятность получения удовольствия от фильма, просто как классного жанрового представителя, достаточно высока. P.S. Сравнительно недавно на телеэкраны страны выходил в общем-то неплохой военно-приключенческий минисериал «Смерть шпионам!», в котором была допущена абсолютно несуразная ошибка. Действие фильма происходит в 1944 году (!) и один герой спрашивает у другого: «Ты «Подвиг разведчика» смотрел?» Ну, неужели никто из съемочной группы не знал, что «Подвиг» был снят уже после войны???