Хорошо разыгранный фильм о подполье во время нацисткой оккупации СССР. В отличие от других, старавшихся придерживаться историчности (Зоя Рухадзе, Они были актёрами, За ночью день идёт, Два года над пропастью и т. д.) и получившиеся мало динамичными и почти однотипными в фабуле, в этом фильме авторы добавили динамики за счёт предвоенной шпионской истории, перетекшей в ей противоположную с оккупацией, плюс психологический этюд — предатель — всегда предатель, с опорой на «репрессии» и поведение персонажей в их условиях, что как говорится было сильно в тренде, а с условием зависимости культур работников от централизованного финансирования — конъюнктурно-идеологически, чему подтверждение фильм 1965 года «Друзья и годы», где данная линия фильма не вторична, а является основой сюжета. Также, вероятно благодаря Семёнову, который умел вводить архивные данные в сюжет но не соответственно времени произошедшего события, а когда это было необходимо для «саспенса» в его произведении, мы видим линию сюжета по внедрению в разведшколу Абвера наших чекистов. Ну и главное украшение сюжета — концентрация всех персонажей из первой серии в противостоянии во второй, где даже радистка оказывается бывшей женой одного и любимой другого подпольщика, что хорошо поднимает градус эмоциональности и напомнило мне западные фильмы о подполье, примерно с таким же любовно-чувственным антуражем. Это были, безусловно удачные, хотя и не бесспорные ходя, для поддержания интереса зрителей, но есть несколько моментов с «натяжкой». Это общение глав. эсэсовца с переводчиком о переходе к того на работу в гестапо, где Дмитрий Брагин показывает невозмутимость, что по сюжету и привлекает нациста. Но стойкость духа унтерменша, при всесильном и устрашающем гестапо, не страх, не собачье желанье угодить, а невозмутимость — вот повод следователям задуматься и озадачиться вопросом — кто таков? И второй момент, убивающий интригу если не в корне, то сильно — табличка врача в первой серии и во второй. Ну и там по мелочи — перестрелка со счётом в нашу пользу, «идеологическое» прозрение приспособленца`репрессии в 1939 году и т. д. мелкие недочёты, влияющие на качество получаемой эмоции от просмотра, поэтому: 5 из 10
В своём творчестве Дамир Алексеевич Вятич-Бережных, будучи сам участником войны с 1944 года, отдавал предпочтение теме Великой Отечественной войны и экранизациям произведений Бориса Полевого. Картина «По тонкому льду» — тоже экранизация одноимённому роману Георгия Михайловича Брянцева — русского советского писателя, сценариста, участника Великой Отечественной войны, военного разведчика, подполковника, партизана. С 1925 по 1950 год служил в Советской Армии. В период Великой Отечественной войны перебрасывался в тыл врага со специальными заданиями. В 1942—1943 годах участвовал в партизанском движении в брянских лесах. Неоднократно выполнял в тылу врага задания командования Брянского фронта и Орловского обкома ВКП(б). Всё это доказывает, что автор писал о том, что хорошо знал и видел собственными глазами. Роман написан в 1960 году, когда ещё были живы многие очевидцы описанных в книге событий. Учитывая год выхода фильма, а также тот факт, что посмотрело его более 40 миллионов зретилей, картина «По тонкому льду» является одной из лучших работ о борьбе работников органов госбезопасности СССР против немецкой разведки в предвоенные годы и против немецко-фашистских захватчиков в годы войны. В центре фильма история трёх контрразведчиков: Дмитрия Дмитриевича «Дим-Димыча» Брагина (Виктор Коршунов), Андрея Трапезникова (Алексей Эйбоженко) и Геннадия Васильевича Безродного (Феликс Яворский). Действия фильма начинается в 1938 году со сцены прощания трёх закадычных друзей. Смотришь на них и радуешься — открытые честные люди, абсолютно убеждённые в справедливости того дела, которым занимаются. К сожалению, идиллия эта обманчива — второй год по стране идут «чистки», и никто не возьмётся предугадать, что будет с тобой или твоими близкими завтра. «Чистка» косвенным образом касается и Безродного, который является начальником отдела и начальником для своих друзей. У картины» По тонкому льду» есть одна особенность: в разных источниках указан разный хронометраж. Здесь он указан, как 02:55, я же посмотрел две серии, общая длительность которых составила 02:35. И у меня сложилось впечатление, что некоторые сцены из картины вырезали. Могу даже предположить, какие именно: разговор с Безродным, когда его вызвали «наверх». Как раз после этого разговора Геннадия словно подменили: из уравновешенного и хладнокровного он мгновенно превратился в одержимого, в каждом задержанном видевшего исключительно врага. Фильм весьма удачно поделён на две серии. Первая — 1938—1941 годы, и вторая, в которой Великая Отечественная война уже идёт, и появляется острая необходимость забросить группу Безродного в тыл немцам. Здесь зритель может целиком довериться писателю Вятич-Бережных и двум сценаристам: Ивану Бакуринскому и Юлиану Семёнову. Период этот драматичный и показан со всей силой художественных средств кино. Прекрасно сыграли два Николая: Николай Крючков — Герасима Трофимовича Параконного, а Николай Крюков — немецкого полковника-шпиона (он же — господин Фидлер, он же — диверсант Угрюмый). Поведение Безродного в этой части фильма кому-то может показаться «перегибом», но думается, что и писатель и режиссёр и сценаристы были последовательны в изображении характера Геннадия, начиная от памятного разговора, и до непростой ситуации в подполье. Фильм, без всякого преувеличения, снят на самом высоком уровне. Он не хочет изображать людей лучше, чем они есть на самом деле (тот же Герасим Пароконный — до и после случая с его дочерью). Фильм не очерняет поголовно всех чекистов, говоря, что и в те непростые годы не все «прогибались под систему». Честный, умный и правдивый фильм. «Друг не тот, с кем в праздник распевают песни. И не тот, с кем делят чашу на пиру. В трудную минуту с ним встречают вместе — беды и потери, холод и жару…» («Друг», музыка М. Вайнберга слова М. Матусовского)