Борьба с нецензурной лексикой ведется очень давно, но пока что нет никаких предпосылок для того, чтобы с ней было окончательно покончено. Бранные слова, наверное, появились в тот момент, когда человечество изобрело свой первый язык, и хотя доказать подобное не представляется возможным, сомневаться в основополагающей древности нецензурных выражений не приходится. Конечно, в каждом языке есть свои уникальные выражения, которые нельзя высказывать вслух в цивилизованном обществе. Некоторые культуры продвинулись в этом направлении гораздо дальше других, и тем не менее не существует ни одного языка, в котором не нашлось бы место грубости. Она может проявляться в форме аллюзии, и тем не менее от нее никуда не деться, ведь иной раз нам необходимо проявить весь спектр своих эмоций именно при помощи слов. И это гораздо лучше, нежели громить все на своем пути или влезать в совершенно необязательную драку. Вполне логично, что тематика нецензурных выражений обрела свое особое влияние и в английском языке, который лихо распространился по всему миру и ныне считается международным. Конечно, человеку с русским складом ума может показаться, что в английской речи на самом деле критически мало грубых выражений и все они сводятся к одному-единственному F#ck и его производным, однако на самом деле ситуация обстоит несколько иначе. В библиотеках англоязычных стран можно отыскать немало книг, описывающих историю, этимологию и распространение аутентичных бранных выражений, истинное количество которых довольно велико, и теперь, благодаря мини-сериалу от Netflix 'История бранных слов' мы получили уникальную возможность без лишней траты времени узнать, откуда же растут корни тех или иных фразочек, которые придают любому диалогу острой перчинки. Представлять 'Историю бранных слов' для самой широкой зрительской аудитории, достигшей необходимой возрастной отметки вызвался никто иной, как Николас Кейдж. Популярный, пускай и несколько поистрепавшийся участием в различного рода сомнительных художественных авантюрах, актер примерил на себя образ академического ученого, с серьезным выражением лица рассуждающего о самых разных аспектах нецензурной лексики. Каждая серия проекта рассказывает про одно уникальное слово и все, что с ним может быть связано. За 20 минут хронометража авторы во главе с Кейджем стараются раскрыть интересные особенности выбранного объекта для исследований, после чего следует небольшая анимационная зарисовка, благодаря которой нам в кратчайшие сроки раскрывают самые невероятные, познавательные и смешные моменты, которые уж точно не раскроют в школе на языковых уроках. Некоторые вещи, изложенные авторами, оказываются довольно таки знаменитыми, однако сериал не был бы запущен в производство без дополнительной информации, которая была доступна отнюдь не всем. Так что пускай 'История бранных слов' и не является глубинным исследованием выбранной тематики, однако в качестве простенького, ненавязчивого развлечения, способного вложить в головы зрителей новую для них информацию, подходит очень даже неплохо. Что же касается старины Николаса Кейджа, который стал самым главным притягательным элементом данного проекта, то стоит отметить, что его сложно назвать исключительно главной фигурой сериала. Конечно, он присутствует в каждой серии, представляет нам новые слова и старается выдать на камеру несколько эффектных и запоминающихся шуток, и тем не менее большую долю внимания все же получают приглашенные гости, которые стараются донести до нас своим мысли относительно выражений, ради которых все здесь и затевалось. Если верить продюсерам 'Истории бранных слов', то они в действительности пригласили на съемочную площадку литераторов и ученых, занимающихся языковой проблематикой. И вот именно им авторы уделяют особое внимание, внемля каждому слову, которое они изрекают на камеру. Однако здесь необходимо отметить и то, что далеко не каждый гость имеет свойство притягивать к себе внимание. Некоторую информацию вполне можно было бы выпустить из вида и не придавать ей особого значения, ведь каждая серия и так длиться всего-навсего 20 минут, а за это время можно было бы поведать кое-что более интересное и взаправду заслуживающее внимание. А это говорит о том, что авторы имели интересную, действительно увлекательную концепцию, однако нехватка времени и средств для более тщательной проработки сериала сыграла с ними плохую шутку, от чего 'История бранных слов' вызывает интерес, однако тут же нельзя сказать, что этот проект относится к разряду обязательных для просмотра. Но то, что касается самого Николаса Кейджа, не подлежит никакой критике, потому что актер нашел свое место и его хотелось бы почаще видеть в подобного рода ироничных амплуа. Да, Кейдж играет здесь самого себя, но получается это у него весьма колоритно и необычно. Приятно здесь и то, что он не забывает приводить примеры бранных слов из своей собственной обширной фильмографии. В том числе Кейдж не забывает напомнить нам о своем культовом боевике 'Без/лица', который давным-давно прошел проверку временем и обрел бессмертный статус в своем жанре. Расстраивает здесь лишь то, что подобных моментом в самом сериале не так и много, и когда хочется, чтобы все внимание сконцентрировалось непосредственно на самом Кейдже, создатели переключают наше внимание на мультфильмы или гостей. Причем подобное случается в каждой серии. Возможно, подобную проблему можно было решить удвоением хронометража, однако на подобный шаг создатели шоу не пошли. Скорее всего виной подобному скромное финансирование и продюсеры Netflix точно бы не оплачивали всем причастным к созданию проекта их личный энтузиазм. Однако при всех спорных моментах видно, что у сериала есть потенциал и если его авторы сумеют извлечь пользу из собственных ошибок, преобразовав их в художественное достоинство, тогда 'История бранных слов' вполне может засиять с новой силой. В итоге хочу сказать, что сериал 'История бранных слов' оказалась весьма неожиданным и довольно интересным проектом, появившемся на свет благодаря стриминг-платформе Netflix, и несмотря на все огрехи, данный проект стал украшением фильмографии Николаса Кейджа, который давно не чувствовал себя перед камерой настолько органично, уверенно и иронично. Ознакомиться с 'Историей бранных слов' конечно же можно, если вы достигли определенного возрастного порога, и хотя это не самое интригующее творение на заданную тематику, оно по своему оригинально и занимательно. 7 из 10
«История бранных слов» начинается с мудрейшего Николаса Кейджа, который смотрит с камеру и выпускает наружу поток сознания. Все предложения и словосочетания объединены одним элементом: Кейдж использует обсценную лексику, которую на русский язык можно перевести только словами на «Е», «П» и «Х». Всё не так просто: предложения, вылетающие из уст Николаса Кейджа, есть культовые строки из великих фильмов. От относительно безобидных до легендарного возгласа из «Змеиного полёта» – короткое вступление задает тон самосознательному документальному мини-сериалу, взявшегося за благородное дело: пояснить зрителю корни английского мата и восхититься ими так, как гордиться Кейдж, смакуя бранные слова. Теоретически Николас Кейдж выступает лишь ведущим и часто выходит на второй план, пускай и выступает лицом для привлечения внимания. На практике «История бранных слов» напоминает какое-то образовательное шоу с YouTube: сказывается формат серии в 20 минут, иконографика и общее содержание, состоящее из шести небольших уроков. Главными экспертами (может быть, что и шарлатанами) выступают американские комики, этимологи и историки. Загадочный Николас, на самом деле, вкладывает в «Историю» довольно мало: он появляется на экране, чтобы несколько раз смачно выругаться. Каждый из шести эпизодов состоит из краткого обзора того, как появились самые распространенные английские бранные слова. Понятное дело, что такие выражения как «киска» имеют в себе несколько определений и авторы «Истории» пытаются понять, когда же всё-таки значения изменились. При этом всё достаточно наглядно: утомлять серьезными подробностями не станут, а вместо этого продемонстрируют краткий тематический мультфильм. Проблема же состоит не в том, как материал преподают, а в том, что именно хотят сказать. Постановщики особо не углублялись в тематику: такие вопросы как современный социальный контекст матерных английских выражений и их отражение в культуре куда интереснее, чем забавные факты, скрывающиеся за тем или иным словом. За двадцать минут едва успевают изложить основные положения, не говоря уже о том, чтобы как следует в них покопаться. При этом видно, что у слова на букву F бэкграунда куда больше: кажется, проще было бы объединить «Историю» в единый фильм, расставив правильные акценты. Открытость тем допускает множество интерпретаций, которые так или иначе заставляют задуматься и даже провести параллели с нашим, великим и могучим языком. Более того, «История бранных слов» кажется сильнее, чем она есть, именно благодаря своей подноготной: ведь не зря лексика бывает табуированной, появились такие явления как Кодекс Хейса, почему мат может вызывать гордость и как его используют в качестве инструмента политической провокации. И всё же подобному явлению именно в формате документального кино не хватает базового веса, чтобы быть фильмом-исследованием: существование «Истории» в той форме, в которой она вышла на Netflix, мотивировано лишь желанием удержать внимание зрителя больше двух минут. Спасительное изящество проекта кроется в Николасе, нашем, Кейджем – воплощении лирической поэзии американских ругательств. Эх, какого ху… дожника потерял кинематограф! 6 из 10