Остров Безымянный: отзывы и рeцензии

FRIDMON
FRIDMON9 марта 2018 в 03:00
80-я параллель

Насколько разнообразной была тематика советских фильмов о Великой отечественной войне! Не знаю, имеется ли сейчас статистика этих фильмов не только по жанру 'военный', но и по поджанрам: 'танкисты', 'разведчики', 'лётчики' и т.д. Думаю, что нет. Только с началом эры интернета стало возможным по тегам разложить все картины 'по полочкам'. Как бы там ни было, а заинтересованному зрителю ещё долго придётся открывать для себя хорошие фильмы с неожиданным сюжетом. Например, несколько странным выглядит факт командировки юного метеоролога Аси Москалёвой (Нина Махзаева) на остров Безымянный. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что морские и воздушные операции в Северной Атлантике и в полярных морях во многом зависели от заслуживающих доверия прогнозов погоды. Последние приобрели ценность особого вида оружия, поэтому вскоре после начала войны был прекращён международный обмен метеорологическими наблюдениями, являющимися основой прогнозов, и соответствующие данные стали передаваться вооруженным силам только в зашифрованном виде. Кроме того, стационарный пост, куда прибыла Ася, являлся 'привязкой' для северных конвоев. Нет ничего удивительного и в том, что фильм снимался в 1946 году, а его тематика - только что закончившаяся война. Но если внимательно присмотреться, то война в фильме хот и стержневое явление, но совсем не главное. Есть 2 существенных момента, на которых заостряет внимание режиссёр. Перове - это перспективное освоение Севера, о котором с таким воодушевлением говорит начальник зимовки Николай Кириллович Красинский (Юрий Толубеев). Второе - поселить в сердцах людей надежду, что потерявшиеся во время войны родные обязательно найдутся - пример с сыном майора Малеева (Николай Симонов). Кроме того, сюжет картины сам по себе устремлён в будущее, которое рисуется обязательно радостным, ярким, и, самое главное, - безоблачным. Сегодня фильм интересен уже не столько как художественное произведение, сколько как почти документальное отражение той эпохи, со многими мелкими незаметными штрихами быта: что ели, о чём говорили. Плюс к этому - редко встречающиеся в фильмах гидросамолёт. Не обошлось, конечно, без упоминания 'вождя всех народов', хотя его упоминание здесь совершенно оправдано: впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Однако самое главное в фильме - это, конечно, актёры. Состав звёздный. Крайне необычная, но запоминающаяся роль у Сергея Филиппова. Его повар-живописец - яркий, эмоциональный образ: 'Кулинария - печальная ошибка моей жизни!' Чудный образ у Нины Мазаевой. Её Ася не только молода, восторженна: 'Странное чувство - изучать сейчас географию, когда весь глобус в огне. Вот я и подумала: сейчас не только надо изучать географию, но и Родину защищать!' Она ещё и окрылена романтикой: 'Чтобы завоевать Арктику, её нужно очень любить!' И даже такая особенность (свойственная многим фильмам тех лет), когда в романтической истории мужчина едва ли не 2 раза старше своей избранницы, не особенно бросается в глаза, потому что нужно смотреть не на то, что снаружи у героев, а то, что у них внутри...