Культовый советский психологический триллер про контрразведчиков, сюжет которого пересказывать даже в общих чертах бессмысленно и преступно. Начало саги про Резидента. Завязка: в начале 60-х один обаятельный человек средних лет приезжает в один советский город средних размеров, заводит знакомства, находит работу, как-то постепенно обустраивается… Этот человек – ас международного шпионажа, русский аристократ и потомственный разведчик; его играет Георгий Жженов, чья харизма на раз забарывает Дональда Дрейпера из «Безумцев» (а это тв-шоу, в широком смысле, ведь тоже про чужого среди своих - про шпиона!). Его псевдоним «Надежда», его задача – подобраться к режимному объекту, где занимаются разработками ядерного оружия Как и в лучших образцах жанра, «17 мгновениях весны» и «Мертвом сезоне», тут присутствует вся та совершенно особая специфика шпионского кино, которая обеспечивала ему в нашей стране бешеный кассовый успех. Советский нуар – строгий и скупой, столь излюбленный в 60-х хемингвеевский «принцип айсберга», когда короткие фразы и простые жесты заменяют 1000 страниц синопсиса; при этом с особой лирической интонацией, которой уже не встретишь (именно благодаря этому фильму песня про березовый сок и весенний лес стала народной), но которая цепляет и по сию пору. Фильм в широком смысле не только про госслужащих, которым по долгу службы и «по легенде» позволительны были некоторые сословные привилегии: первоклассно смешивать коктейли, не иметь имен, различать на слух хард-боп и соул-джаз, эффективно соблазнять женщин, шутить про политику, выжимать на полную встречке, душить людей рояльной струной… Но еще и про хейзинговских homo ludens, как перчатки меняющих лица и биографии, как глушитель на ствол навинчивающих на свое внутреннее «Я» твердо заученные подробности, приметы, карты местности и шифрованные инструкции; про очень интеллигентных и чутких людей с фотографической памятью, открытыми улыбками, стальными нервами, врожденной способностью к импровизации и продвинутыми навыками рукопашного боя, для которых сама Игра - куда важнее того, за что и ради чего она вообще ведется. 10 из 10
Ну, положим, насчет «культового советского детектива» - это перебор, явно. Но кино получилось вполне живеньким, энергичным, бодрым. Скучать не приходится. 40 лет прошло, пленочка черно-белая, сюжетец «малость» политизирован, но это всё во многом перекрывается «человеческим фактором». Актеры. Вот кто делает эту картину интересной даже сегодня. Вон, какой состав подобрался – приятно посмотреть. И каждый в своей роли совершенно уместен и более чем органичен. Разве что Жженову не хватает, может быть, какой-то жесткости, твердости. Слишком уж он тихий, спокойный. И ладно если бы во всем. А то как выходит: то он, глазом не моргнув, убийцу с молотком посылает в Питер – «сестренку» некстати нашедшуюся устранить, то, узнав о смерти отца (совсем, что характерно, не неожиданной), – с двух стаканов навзничь валится. Непоследовательно немного, нет? Опять же, любовь. Ну как так – вроде матерый разведчик, а такие слабости, вольности. Не знаю. Впрочем, может, всё это, с другой стороны, только на руку играет – более человечный, жизненный персонаж получается – больше доверия к фильму. Ну а главные мои претензии – они, конечно, по сюжетной части. Как-то тут всё слишком просто. За весь фильм «Штирлиц ни разу не был близок к провалу», как говорится. Переиграли наши «ихних» в одну калитку. Даже неинтересно как-то. И полиграф парень прошёл, и в доверие за какой-то год втерся накрепко – кремень, а не человек. Тут, конечно, хотелось бы что-то более напряженное увидеть, попереживать, что ли, слегка. Еще мне немного непонятна сама идея фильма. В плане структуры. Если он изначально задумывался как тетралогия, то почему такие большие перерывы в съемках и датах выхода на экран. Кроме того, в любом случае, думается, имело смысл как-то немного более самостоятельной сделать каждую часть. К примеру, схватили героя Жженова – вот и славно – наши победили – занавес. Нет, тут же следом Копелян с Ножкиным едут и дальнейшие перспективы обсуждают. Ну, это прям как в Голливуде уже: «to be continued». Не уверен, что в тему такой ход. Того же «Холмса» взять если – тоже «кусками» снималась эпопея, но ничего: каждая часть – вполне самостоятельная история, полный порядок с этим. Посмотрим, в общем, что будет дальше, а эту «серию» я оцениваю скромно: 7 из 10
Жанр шпионского кино очень по-разному развивался в России и Америке, хотя, надо признать, в XX веке востребован был одинаково: все-таки параноидальная атмосфера эпохи Холодной войны, когда по обе стороны железного занавеса мерещились шпионы, давала о себе знать. Но если в Голливуде это были, в основном, легковесные и удобоваримые блокбастеры с кучей клюквенных сюжетных нагромождений о вечной 'красной угрозе', то в СССР в 60-ые - 70-ые годы прошлого века было характерно серьезное, неспешное, постановочное кино, в целом направленное на восхваление деятельности отечественных спецслужб и очернение Запада (собственно, Голливуд занимался тем же самым). Только 3 года прошло с премьеры 'Шпиона, пришедшего с холода', одного из немногих серьезных представителей жанра тех лет, как подоспел очередной шпионский детектив советского производства, 'Ошибка резидента'. Надо заметить, что ничего сверхъестественного даже по меркам тех лет кино не предлагает, во многом потому что фильмы подобной тематики априори снимались в Союзе с серьезными щами. Сколько бы отечественные и западные кинокритики не поражались успеху телесериала 'Американцы', главными героями которого являлись советские разведчики-нелегалы, стоит отметить, что прием-то этот уже был использован ранее нашими же кинодельцами. Вот, центральный персонаж 'Ошибки резидента' является злодеем (особенно в свете времени премьеры ленты), каких поискать: сын белоэмигранта, обученный немецкой разведкой, после войны заброшенный западными разведслужбами с какими-то своими темными задачами в Советский Союз. И собственно, кино не совсем у нас тут шпионское в привычном понимании. Всю первую половину фильма шпион обустраивается на новом месте, планирует и организовывает руками других людей (а иногда и сам совершает) кучу преступлений, за которые ему светит не одна расстрельная статься УК РСФСР. Сам персонаж получился довольно неприятным ни внешне, ни характерно: весьма удачным решением кастинга было взять на главную роль Георгия Жжёнова, с его противоречивым типажом, слегка отдающим интеллигентным алкоголиком. Порадовал и его экранный партнер, Михаил Ножкин в роли эдакого рубаха-парня, харизматичного уголовника, который всю вторую половину ленты концентрирует на себе. Не стоит подробно описывать его героя во избежание разного рода спойлеров, стоит лишь отметить, что сам актер с пристальным вниманием к своей персона справляется отлично: получается как минимум запоминающийся персонаж и достойный конкурент Жжёнову. Олег Жаков, Ефим Копелян и Вадим Захарченко тоже весьма органично вписались в ленту, но больше всего порадовало участие женских персонажей двух симпатичных барышень, Элеоноры Шашковой и Ирины Мирошниченко, удачно разбавивших мужскую компанию суровых и хмурых мужчин. Конечно, кино преимущественно разговорное, но пару т.н. вспышек экшена здесь зритель увидит, да и динамика у действия неплохая: нет долгих предысторий, кино начинается безо всяких прологов, диалоги написаны не плохо и их приятно слушать. Есть, конечно, некоторые 'провисания' в повествовании, когда внимание зрителя начинает рассеиваться, но в остальном фильм снят добротно и достаточно увлекателен: есть тут и автомобильные погони, и допросы, в том числе и на полиграфе, и разного рода игры в кошки-мышки злодеев с доблестными чекистами-контрразведчиками (которым, к слову, уделяется практически минимум экранного времени, как это ни странно). Хотя до '17 мгновений весны' ему в любом случае довольно далеко. Возможно, авторы картины видели в ней нечто вроде голливудской 'Миссии невыполнимой' (то есть старт для успешной шпионской франшизы), но это весьма неочевидный шаг, ведь, как показала практика, фильм испытание временем выдержать не сможет, во многом из-за своей динамичности. Честно говоря, положительные впечатления от картины складываются с учетом ее возраста и особенного отношения к классике советского кинематографа (а ведь это один из кассовых хитов СССР). Если бы 'Ошибка резидента' выходила сейчас, отношение к ней было бы совсем другое, но в любом случае эта лента намного лучше жанровых поделок отечественного телевидения и кино, выходящих сейчас. 7 из 10
Рецензия по горячему следу. Шпион 'Надежда' - сын графа Тульева, всю жизнь прослужившего резидентом во Франции и мечтавшего в русской речке половить еще хоть раз русскую рыбку. 'Надежда' смел, умен, опытен и удачлив. В купе поезда он встречает обаятельного парня-вора и привлекает его к разведывательной деятельности. Но вор оказался не так-то прост. Один за одним горят его помощники. Смена имени, места, заданий... Фильм остросюжетным не назовешь, конечно. Основная тема - одиночество разведчиков, их заменяемость, жизнь во лжи. Наверно, каждый из нас хоть раз в жизни встречал патологического лгуна. Под первым слоем лжи и бравады - второй, под вторым - третий... А есть ли что-то внутри, в самой сердцевине? И если лгуны врут по той причине, что ничего особенного из своей личности сделать не смогли, а пустота никому не интересна, то для профессионального шпиона ложь - это единственный способ избежать ареста, выполнить задание, да и просто остаться в живых. Разведчик привык задвигать свое эго на самый дальний план, порой забывая, чего же хотелось от жизни... То, что сначала было 'просто работой', быстро становится единственным доступным образом жизни. Пожалуй, фильм именно о том, что мы могли бы найти в душе у шпиона, если б смогли там покопаться. В конце фильма 'Надежда' говорит, что одного интереса для такой работы мало. И нет никакой ясности - зачем же русскому человеку шпионить против русских? Ради правды как таковой? Сталину насолить? Отомстить за нелегкую жизнь отца-шпиона? Заставили? Игра игрой, но не на собственную жизнь же играть! У меня есть устоявшееся восприятие этой темы, и фильм на него никак не повлиял. Понравился Михаил Ножкин, отличная работа, а песни как спел!