Режиссеру Георгию Данелия удавалось создавать грустные и философские фильмы, которые призывают о многом задуматься. Фильм 'Осенний марафон' - один из таких. Главный герой - Андрей Бузыкин (Олег Басилашвили) - переводчик, который напрямую сталкивается с кризисом среднего возраста. Основная проблема кризиса в том, что Андрей разрывается между двумя любимыми женщинами - женой Ниной (Наталья Гундарева) и машинисткой Аллой (Марина Неелова), которая также волею судьбы является для Бузыкина любимой, дорогой сердцу женщиной. Наталья Гундарева в образе Нины передала образ женщины уже немолодого возраста, которая и дочь вырастила и чувствуется, что домашним хозяйством немало занималась, немало работала. Все это нашло отражение в ее внешнем и внутреннем мире, эмоциональном состоянии. Нина - это образ верной жены, которая уже пережила такие непростые, но обыденные трудности жизни. Она заботлива. С ней можно Бузыкину бы жить дальше. Марина Неелова в образе Аллы более молода, очаровательна, загадочна. Бузыкин не смог устоять. Олег Басилашвили в образе Андрея Бузыкина передал достаточно интересный тип характера, в фильме он ключевой. Значительно то, что он переводчик. В фильме он много показан за работой. Также он - преподаватель института. Он филолог. Интеллигент. Он профессионально соприкасается с литературой, делая перевод. Это может указывать на его богатый внутренний мир, культуру, способность к пониманию и постижению прекрасного. Вот только у интеллигентного человека при всей мягкости, часто есть внутренний стержень, а Бузыкин мягок, как воск. Эта мягкость спровоцировала ту ситуацию, в которой он оказался. Действие фильма происходит осенью. И осеннее настроение разлито в фильме повсюду. Дома, на работе, в институте, на улице. Вот это состояние осени показано чудесно, изумительно! Важно то, что тут параллель между временем года и возрастом главного героя А. Бузыкина. А он, переступив преклонный возраст, бежит марафон. Он бежит марафон в осеннюю погоду в фильме в реальности. Но он и мечется между двумя женщинами и не может определиться окончательно в свои годы. Интересен образ слесаря Василия Харитонова, соседа А. Бузыкина сыгранный Евгением Леоновым. Он - простой человек. Интересны его рассуждения. Такие люди - опора. Важна и символична дружба Андрея и Василия. Тот момент, пусть в фильме он краток, когда и Андрей и Василий и датчанин ходят по лесу за грибами вместе - в нем много гармонии, красоты, умиротворения. В нем особое очарование. Фильм 'Осенний марафон' глубок, в том что показывает душевное состояние взрослого человека, который неразрывно связан с состоянием природы, перекликаясь с ним. 10 из 10
-Как? -Хорошо! -Что? -А вот это… Боже, неужели ты снова забираешь у меня силы писать беспристрастно? Неужели опять я выскажу всеобщее мнение? Неужели вновь использую для отзыва добрый десяток цитат из сего фильма? Да. Пожалуй, так. Ну, а что делать, если ноне выбранный шедевр есть всеми любимый «Осенний марафон»? Пусть я буду банален и примитивен в своих «критических» бреднях, пусть стану одним из миллионов поклонников, но признаюсь в любви к буднично-восхитительной истории господина Бузыкина – каждого пятого господина бывшего Союза, вершащего судьбы оных лишь в книгах и собственных мечтах. Да, вот уж чего не отнять у Георгия Николаевича Данелия так это наблюдательности. Согласитесь, «Осенний марафон» повествует о самом азбучном и житейском проявлении, встречающемся нам ежедневно, но ведь как повествует! Это сродни советской открытке, на которой изображен городской пейзаж – мы видим его каждый день, пробегая мимо на работу, но на картонке он почему-то кажется неизвестным, неземным, волшебным, придуманным. То и с историей переводчика Бузыкина. А ведь как все жизненно! Мужские герои. Да это же зеркало русской ментальности! До зрительского самобичевания подлинный Андрей, чья нерешительность и никчемность актуальна всегда и везде, в исполнении овладевающего Олега Валерьяновича Басилашвили. До идолопоклоннической любви харизматичный Василий Игнатьевич, подобие которого обычно живет в квартире слева и каждое утро зовет «хорошо посидеть», в воплощении дивного Евгения Павловича Леонова. Ну, а женские образы? Боже, они чудесны! До сочувствия наивная «разрушительница» Алла, чей образ мог сложиться только в Советском Союзе, в игре потрясающей Марины Мстиславовны Неёловой, непонятно почему напоминающей мне то ли Одри Хепберн, то ли Софи Лорен. До жалости жизненно-сильная хранительница Нина, образ которой могли разрушить только в современной России, в исполнении неповторимой Натальи Георгиевны Гундаревой… Да что разглагольствовать? Они иконы. Иконы жизненности, образности, насущности, талантливости. Ну, а сюжет, мораль, метафора? Все доподлинно. «Осенний марафон» - бесконечный путь, чей бешеный ритм не позволяет взглянуть назад и вспомнить о забытом, вернуться и понять, что ты здесь уже был. Это движение по кругу, в которое попадает каждый, где, как бы не было неприятно и глупо, грабли всегда лежат на одном и том же месте, каковое мы никак не можем запомнить. Да, чего скрывать, Георгий Николаевич рассказал своему среднестатистическому зрителю о самом земном, проявлении. Но сделал он это со свойственным лишь ему вкраплением собственного мастерства, добавлением замечательного юмора и глубокомысленной философии Володина, примесью уникального таланта Петрова и плеяды «доско-почетных» актеров, получив на выходе незабвенный «коктейль», романтично названный «Осенним марафоном» - буднично-цветной историей «впукло-выпуклой» массовой маленькой личности, ставшей родной, полюбившейся сердцу классикой. Ну, а теперь спросите, спросите же меня – как? И я скажу – шедеврально!
Закрывать глаза на самого себя - вот к чему мы склонны. Мы стареем, не замечаем, поддаемся, плывем по течению... Между тем, жизнь - штука точная, она тикает, как хронометр, и порою даже сигналит, как будильник. А мы ее не слышим... Нам боязно, нам лень, да и просто - тяжеловато бывает выбраться из-под липкого вороха собственных неправд... Мы - талантливые люди, мы - отзывчивые люди, но мы - никчемные люди... Нас, таких, много. А когда наконец мы решаемся стряхнуть с себя гниль, - оказывается, что уже поздно. Акценты уже расставлены. На наши вопросы уже ответили другие - более решительные, более наглые, более... бездушные. А мы вот остались со своим умом, талантом и глубоко спрятанной совестью наедине. И у нас достаточно ума, чтобы это осознать. Только вот исправлять уже поздно. У Басилашвили прекрасно получилось создать такой образ. А вместе с ним целая плеяда именитых актеров развернула перед нами полотно бесцельно потерянного времени, глупых надежд, нерешительности и волевого невежества. Если разобраться, то ни один герой фильма ни разу не совершил настоящего поступка. Очередная пьеса без героя? Да нет, главный герой в ней есть. Парадоксальный герой - талантливый и ничтожный. Как же все таки хорошо, что стильная жёлтая куртка досталась соседу, а переводить излюбленного писателя будет бездарная героиня Галины Волчек. Я рад. Мне ничуть не жаль Бузыкина. Ему больше к лицу неприметное серое пальто.
Классное кино. Редчайший случай, когда я могу утверждать это, не оглядываясь на весьма сомнительное с точки зрения нравственности, морали и пр. содержание. Думается, причиной тому послужил высочайший профессионализм режиссера-постановщика и актеров, задействованных в картине. Сыграно, что и говорить, замечательно. Больше всего подкупает абсолютная жизненность происходящего на экране, то, что принято называть реалистичностью. Ну и, безусловно, драма главного героя, интрига, если позволите. Сможет или нет, скажет или промолчит, уйдет или останется. Даже когда смотришь этот фильм не в первый раз, до последнего надеешься, что выбор всё-таки будет сделан. Потому что герой О. Басилашвили – это не просто безвольная тряпка или, скажем, подлец, бессовестно обманывающий сразу двух женщин. Тут, и это-то меня и зацепило, всё куда как тоньше и интереснее. Речь идет о чрезвычайно мягком человеке. Человеке, совершенно неспособном кому-либо в чем-либо отказать. С одной стороны, это, вне всякого сомнения, недостаток и существенный – спорить с этим бессмысленно. Но при этом нельзя и не учитывать природу этой мягкости, нерешительности т.п. Мне кажется, что в основе всего лежит доброта. И именно поэтому данный человек вопреки всем своим совершенно неприемлемым с моей точки зрения поступкам мне симпатичен. Сам удивляюсь, право слово, но… вот так. Оценивая решения, действия главного героя, я не могу не принимать во внимание и те стечения обстоятельств – смешные до нелепости и столь же трагичные – в которых они принимались или осуществлялись. В первую очередь я имею в виду ситуации с правдой, в которую уже никто (справедливо, не спорю, но, тем не менее) не верит! И, разумеется, женщины. О, было бы в высшей мере несправедливо обвинять во всем одного лишь мужчину, отдавая им на откуп роли невинных жертв. Нет уж! В случившемся их вины не меньше, а то и много больше. В особенности героиня М. Нееловой. Долгое время я просто не мог спокойно смотреть этот фильм – настолько она меня бесила. Стопроцентный, концентрированный ее эгоизм и совершеннейшая недалекость в плане последствий своих необдуманных поступков, крайняя степень непоследовательности, наконец, – тому причины. Ей богу, крайне сложно спокойно воспринимать эту, очевидно, выдающуюся актрису после ролей в «Осеннем марафоне», «Ты у меня одна» и пр. Эмоции просто перехлестывают через край, и справиться с ними не всегда получается. А фильм хорош – «это есть факт, мсье Дюк!» Блистательный Е. Леонов, неповторимый Н. Кухинке, просто неподражаемый Б. Брондуков, замечательная мелодия А. Петрова – это словно россыпь драгоценных камней на великолепном ювелирном изделии – ценном и, главное, любимом многими «экспонате» в музее советского кино. 10 из 10
Есть в мире такие люди. Они воспитанные, скромные, всем хотят угодить. В школе у них не было проблем с поведением. Но и спустя много лет они хотят быть удобными для всех. Для всех, кроме себя. Вот и главный герой фильма 'Осенний марафон' никому не может отказать. Любовница, жена, сосед, неумеха-коллега - все получают от Бузыкина согласие. Даже если самому ему не нужна любовница, не сильно интересна жена, нет желания идти в лес с соседом или же некогда править тексты коллеги из жалости. А ведь это очень опасно. Человек никому не отказывает, и проживает не свою жизнь. Да он вообще не живет. Личность ли это вообще? Сразу задумалась, как важно, не путать примерное поведение с беспомощностью с самого детства. Для меня это лучший фильм Геория Данилии, каждый раз оставляет грустное, но очень нужное послевкусие. Всем нам порой трудно сказать 'нет', но этим точно нельзя увлекаться. Поддерживает настроение замечательная музыка Андрея Петрова. Не в первый раз преклоняюсь перед талантом Олега Басилашвили. Ну настоящий слизняк, хоть и под соусом интеллигента. А как хороша Марина Неёлова с этим писклявым голосочком восьмиклассницы и амбициями хищницы. Прекрасная работа и Натальи Гундаревой с уставшим вглядом вечно обманутой жены. А Евгений Леонов и Галина Волчек, вот вроде и роли маленькие, но какие колоритные, когда менее талантливые, но более наглые люди забивают волю хоть и умного, но нерешительного человека. Всем очень советую к просмотру. Иногда. Чтобы не забывать иногда отказывать другим. 8 из 10
Раньше одним из моих любимых фильмов был Осенний марафон. Потому что я была молодая и глупая. Теперь посмотрела нечаянно и поняла: это же невыносимо-жестокий фильм. Он никак не развлекает и не утешает. Авторы безжалостны. Особенно невыносимы Варвара и дядя Коля-сосед. Да и главные персонажи не лучше, хочется рыдать и биться головой об стенку, глядя на них. Вот это такая безнадега, что перестроечная чернуха не идет ни в какое сравнение. Проблеск, случившийся у главного героя после того, как он испытал физическую боль, такой короткий и опять трясина. А учитывая. как это все сделано живо и достоверно, как гениально изображен весь наш жизненный дурдом. Не получается под этот фильм расслабиться и поностальгировать. Сильно бередит!
Мы вспомнили, пересмотрели этот советский фильм, и снова отдали ему должное: лирический, комедийный, остроумный, прекрасно передает дух того времени. Интересно, а Бузыкин-положительный персонаж? Кажется, актер Басилашвили сполна одарил его и внешним обаянием, и интеллигентностью и добротой. Но геройской личности из него не получилось, да и не могло получится. Время было такое, застойное. Лицемерием и ложью были пронизаны все общественные институты - власти, образования, права, искусства. Семья, быт также были подвержены этому злу. Главный герой в связи с невозможностью быть внутренне свободной личностью, был не в состоянии совершать поступки. Он на крыльях полетел бы за своей любовью, но это означало оставить единственную дочь и жену, уставшую, подурневшую от домашних тягот, в бедности и позоре. Оклады служащих, независимо от их квалификации, были мизерными, и содержать их он бы не смог. Он бесплатно делает переводы для бессовестной и бесталанной коллеги, так как не в сила видеть ее унижений и опасаясь быть втянутым в разбирательство ее ядовитых козней. Не может он и окоротить наглого соседа - представителя рабочего класса - гегемона пролетариата! Наконец, он вынужден терпеть прихоти иностранного профессора, приставленного к нему для обмена опытом: то время отличалось угодничеством перед иностранцами. Вот и лгал Бузыкин без конца всем и себе, наступая на горло собственной судьбе. Почти со слезами на глазах, без сил, ежедневно, рано утром выбегал на марафон, лишь бы избежать объяснений, не веря в какие-либо изменения к лучшему в своей жизни. Но героем своего времени все же он был, то есть типичным представителем интеллигенции той эпохи.
Этой фразой, произнесенной в самом начале, можно обозначить основную идею фильма. Главный герой в исполнении Басилашвили действительно не напрягается. Работа у него не пыльная. Хоть он звезд с неба не хватает, на цветы любовнице денежка всегда найдется. Он талантлив. Но пошевелить пальчиком или поработать, чтобы реализовать собственный дар, у него нет ни желания, ни сил. Жена (в исполнении Гундаревой) давно “забила” на загулы супруга. Любовница (играет Неелова), хоть и устраивает скандалы, в конечном итоге готова всё понять и простить! Примечательно, что герою Басилашвили никто не верит, когда он говорит правду. Однако когда герой врёт – все ему сходит с рук! Потому ему ничего не остается делать, кроме как врать, врать и еще раз врать. Вроде как перед нами любовный треугольник, где один из “уголков” заврался и запутался. Но это только на поверхности. Если капнуть глубже – смысл фильма совершенно иной! “Герой” Басилашвили так и не может принять решение. Перед нами - собирательный образ героя нашего времени. Это “ненапрягающиеся” люди. Они плывут по течению. Рядом с ними могут плыть или тонуть их близкие. Но “герои” не предпримут ничего, чтобы помочь им или плыть с ними в одном направлении (пусть даже это направление будет для героев благоприятным во всех смыслах). Эти “герои” – всегда сами по себе. Они находятся на высшей ступени эгоизма. И, если бы где-то вручали призы за себялюбие, такие герои получили бы высшие награды! Этим и ценен этот, ставший классикой, “Осенний марафон”. Это действительно самый настоящий марафон. Но только у него нет финишной черты! В этом скрыта и безысходность и бессмысленность существования таких вот героев. И это красочно и подробно вскрыто и режиссером, и актерами! Об актерских работах писать не имеет смысла! Они настолько гениальны, самодостаточны и точно передают характер своих героев, что их необходимо смотреть!
Первый раз посмотрела фильм 'Осенний марафон'. Как-то так сложилось, что этот фильм, классика советского кино прошел мимо меня. И вот после просмотра сижу в замешательстве. Толи от того, что черты Бузыкина, Аллы и Нины узнаешь в себе и своих близких. И как-то очень скверно на душе становится, тоскливо и непроглядно, потому что, как было сказано ранее, новый характер человеку не купишь, и вообще сейчас придерживаюсь мнения, что люди не меняются. И потому становится еще тоскливее, так как хэпи-энда в этой истории не будет. И что еще хуже, таких бузыкиных, алл и нин, мерено немерено. Главный герой вызывает у меня негативное отношение, именно вот такие вот добренькие людишки и портят больше всего кровь, те кто хочет, что бы и овцы целы и волки сыты. Но проблемы имеют свойство накапливаться и потом из одной проблемы выросте еще целая куча проблем. Так и будет наш герой болтаться между двух женщин, как, простите, г...но в проруби и не жаль мне его ни капельки, нежелание принимать решение и есть твое решение - живи и мучайся, так нет же, еще и других заставляет мучиться рядом с собой. 8 из 10
С каким удовольствием, с какой гордостью за себя можно констатировать факт: я не такой, как Бузыкин. А какой Бузыкин? В соответствии со своей Хартией переводчиков он честен. Да, он не отталкивает людей, он их переводит. Переводит их души, их желания, пропуская через себя, как врач, ставящий на себе эксперименты. Он талантливый переводчик, его талант у него под кожей, он не может не переводить, он увлекся, потерял голову и живет только своими переводами. Беда в том, что люди вокруг Бузыкина либо не знают, либо не хотят знать друг друга. И языка друг друга не слышат, сопереживания не понимают. Честные переводы Бузыкина не объединяют, а разобщают его ближних, доводя до края страданий. А Бузыкин, как та мандельштамовская флейта, застрял где-то между коленами узловатых дней, не отступая от своего призвания связывать, истекая кровью-строительницей. Трагическая получается медицина. Я не брошу в Бузыкина камень. Может быть и в мой уж точно зверский век мне найдется надежда. 10 из 10
В который уже раз я снова получаю удовольствие от просмотра советского кино. Удовольствие, несравнимое с тем, которое достается от лицезрения современных фильмов. Оно из той когорты, когда искренность впечатлений и правдивость положительных эмоций не поддаются ни сомнениям, ни оговоркам, ни хотя бы одному 'но'. 'Осенний марафон' Георгия Данелия - еще одна гордость советского кинематографа. Фильм насколько простой, настолько и со смыслом. Персонаж Бузыкин - не выдуманная личность, порожденная воспаленной фантазией. Основная фабула заключена в коротком тезисе - умей говорить 'нет'. Сие, в свою очередь, не означает то же самое, что обидеть, задеть, оскорбить любого человека. Способность сказать 'нет' и президенту, и попрошайке дорогого стоит, поскольку нелегкая такая загвоздка кроется в изначально дурацких и паразитирующих мыслях о том, что подумают другие люди. Естественно, типичная нерешительность развивается с годами, и преимущественно с детских лет. Так что Бузыкин - яркий пример того, каким может стать мужчина в 40 лет, если он не решится перебороть настоящий недуг. Неприятно и некрасиво, когда все вокруг, извиняюсь за выражение, 'безотказной давалки' довольны и даже счастливы, в то время как этот 'человек в футляре' вынужден с усталью участвовать в безостановочном марафоне жизни. Нет, в этом марафоне участвуют все, но они хотя бы имеют право передохнуть и привести себя в порядок. Страшно, когда индивид совершенно не замечает, что каждый прожитый день заключает в себе удовлетворение чужих желаний и требований, но никак не своих нужд и целей. Страшно... Все мы знаем, что на самом деле марафоны предназначены для того, чтобы испытать возможности человеческого организма при весьма впечатляющих условиях. Только вот осенний марафон героя Олега Басилашвили раскидывает свою дорожку для совершенно хаотичных действий слабохарактерного мужчины. Когда беспорядок в жизни, то присутствует беспорядок и в душе. Характерной была сцена в институте, когда студенты наперебой предлагали синонимы слова 'убегать'. Замечательная и трогательная история. Для себя я заметил больше печали, чем комедии. Хотя виртуозная работа режиссера не манипулирует сознанием зрителя и не выдавливает из него слёз. Как намереваешься вдруг всплакнуть, получаешь очередной смешной момент. Вот и не грех потом учиться именно на таких фильмах. Выражение 'без знания прошлого не будет будущего' сильно применительно к советскому кинематографу. Хотя чего уж там... И не только к кинематографу. 'Осенний марафон' Георгия Данелия. Смотрите доброе, отличное и душевное кино. Тоже.
Кино очень жизненное. Тюфяк по жизни, что в работе, что в личной жизни, не умеющий постоять за себя, все время боящийся кого-нибудь обидеть, рыхлый, жалкий... Но привлекательный для определенного типа женщин. Тех, у кого имеется острая необходимость за кем-нибудь ухаживать, о ком-нибудь заботиться, в общем обладающих чрезмерным материнским инстинктом. Своей бесхребетностью он делает несчастным не только себя, но и близких людей. А пройдохи пользуются его безотказностью. Но, как сказал классик: и кроткого человека можно довести до бешенства. Вот только вспышка сознания вряд ли продлится долго, если человек не имеет внутреннего стержня. Есть ли он у главного героя? Финал дает на этот вопрос однозначный ответ. Жалко ли всех этих несчастных, на первый взгляд, людей? Да, когда смотришь, жалко. Потому что авторы умело, очень талантливо погружают в атмосферу их существования. Сопереживание включается произвольно, помимо воли. Потом, практически уже на финальных титрах, когда начинаешь размышлять над увиденным, понимаешь, что люди сами выбрали свои роли, и играют их. Им так удобнее, им страшно что-то менять. Неестественность происходящего для них, может и очевидна, но переносима. Зачем жалеть тех, кто самих себя не жалеет? А может мы и сами такие? Сколько народа живет так или похожим образом? Масса! И это страшно. Одни лгут, другие делают вид, что верят. Третьи 'любят козла', потому что 'любовь зла'. Еще одна цитата из другой оперы: в чем трагизм ситуации? в заурядности происходящих событий. Фильм шедевральный. 10 из 10
По-разному можно относиться к Людмиле Улицкой и ее творчеству. Но одного у писательницы не отнять - мазать жизненные коллизии своих героев глухой черной краской она умеет виртуозно. Роман 'Искренне ваш Шурик' о талантливом, добрейшем, но абсолютно бесхарактерном человеке. Стремясь угодить огромному количеству одинаково близких женщин, герой за несколько лет проживает, по сути несколько жизней, что ничуть не делает счастливее. Улицкую легко можно заподозрить в плагиате, потому как трагичная картина Георгия Данелии, о том же самом. 'Осеннему марафону' уже 35 лет, но как выяснилось типаж Андрея Бузыкина вполне актуален и в настоящее время. Не стоит сразу махать руками, глядя на жалкие потуги ленинградского переводчика, мол 'уж я бы такого не допустил'. Отношения с близкими людьми - точно хрупкое стекло. Наделать ошибок и навеки лишиться взаимопонимания в таких делах легче легкого, а вот добиться подлинной гармонии - великое искусство. 'Всё, погиб! Пускаю пузыри! Как же предельно честный и по-русски открытый Бузыкин дошел до жизни такой? Неужели одна из главных людских добродетелей может обернуться сущим проклятием? Наконец, есть ли выход, когда все лишь кивают, но никто помочь не стремиться? От темы бега не уйти - она клинком пронизывает весь фильм. Андрей в буквальном смысле передвигается бегом, ибо лишь так он может поспеть во все адреса. Аналогии с бегом марафонца просто напрашиваются. Даже очень выносливому стайеру не по силам держать единый темп. Дистанция слишком внушительная и волей-неволей приходится разбивать ее на этапы. Также живет и Бузыкин. Этап 1 - от жены к любовнице 'Эн Е привет!' В едкой реплике Аллы, кажется сконцентрирована вся женская ненависть к более удачливой по ее мнению сопернице. Нет врага страшнее, чем отвергнутая женщина. Неизвестно, зачем вообще Бузыкину понадобился роман на стороне, как-то с собственной порядочностью это плохо вяжется. Женщины любят решительных мужчин, но вот парадокс: и Нина и Алла независимо друг от друга считают, что определившись, с кем ему быть, Андрей переменится. Наивная позиция, ибо корни аморфности Бузыкина лежат гораздо глубже. Персонаж Улицкой лишился стержня в результате сугубо женского воспитания. Быть может у героя Олега Басилашвили схожая история? Другой характер себе не купишь. Судя по всему, на определенном этапе некто внушил Бузыкину идею гиперответственности за всех и вся. Не похоже, что дочь очень гордится воспитанием отца. Свою жизнь она строит скорее в пику родителям. Неспроста она не спрашивает у них разрешения на долгосрочную командировку. Что до двух возлюбленных Андрея, то в чем-то они кардинально разнятся. Но здесь речь идет о разнице в статусах. Одна, несмотря на обиды, боится его лишиться, другая, до ужаса прямолинейными методами, жаждет его получить. Мягко либо жестко, но на деле ни та, ни другая не пытаются прочувствовать любимого, избавить его от мучений. Да, порой жестко рубанув, можно разрешить противоречия. Но такого как Андрей, это может лишь доконать. Этап 2 - от института до квартиры Варвары 'Ленинград — город маленький, Андрей Палыч' Андрея на работе ценят, но с его образом жизни он неизбежно начинает срывать сроки сдачи своих переводов. Представьте ситуацию: у вас есть близкий родственник, вы его любите, но он регулярно вас подводит, раз за разом подставляя. Будете терпеть такого? Конечно, предел терпения есть у каждого. Коллега Бузыкина, Варвара является олицетворением потребительского подхода к людям. Ее не назовешь злодейкой, жизнь сама подсказывает пути решения вопросов. Удивительное дело: неотесанная Варвара даже берется 'разруливать' личные проблемы Андрея! Оказывается и его можно зацепить за живое. Бузыкин способен и кричать и бунтовать, но выходит только хуже. За многие годы человека привыкают как-то воспринимать и столь резкая метаморфоза не найдет у окружающих понимания. Трагичности в фильме даже больше чем кажется. Страшно видеть, как Андрей на глазах седеет. Бог дает человеку доброту не для того, чтобы она доводила его до умопомрачения. Где же выход? Ленинград - город вовсе не 'маленький', можно было бы найти иное место работы, ведь Бузыкин остается крепким профессионалом. Неспроста ведь люди стремятся уехать подальше от изъевших хлопот. Этап 3 - от кухни до двора 'Хорошо сидим' Эта фраза просто гимн целому укладу жизни. Как у Островского 'лишь бы все шито-крыто было'. Беспардонный сосед-сантехник по всем параметрам антипод Бузыкина. Даже мешковатая внешность Евгения Леонова тут в кассу. Харитонов далеко не монстр интеллекта и на манипулятора тянет не особо. Но бесхребетность Андрея настолько кричащая, что и великого ума не надо дабы ее использовать. Во время вынужденного похода по грибам Бузыкин сумрачно размышляет. Совсем не глупый, он хорошо понимает цену своей жизни. Почему он не может также, как сосед? Он взбрыкивает, но это лишь единичный акт, приносящий только новые неприятности. А выход-то на поверхности: можно было просто не пускать выпивоху на порог, тем более если работа горит. Топорный метод, но для такого, как Харитонов сгодится. Леонова привыкли воспринимать этаким добрячком, но бывают случаи, когда простота действительно хуже воровства. Опять-таки, Василий Игнатьич совсем не злодей. Окружающие Бузыкина как-то сами по себе открывают негативные стороны личности. Даже милейший Хансен с его-то европейской деликатностью легко подчиняет себе эго Андрея. В Дании своей ведь наверняка бегал один, а на чужбине не хочет. Малодушие лишает Бузыкина даже элементарного досыпа. Удивителен в 'Осеннем марафоне' Олег Басилашвили, до сих пор не вериться, что это тот же актер, несколькими годами ранее сыгравший холеного подлеца Самохвалова. Стоило лишь сгорбиться, примерить безвкусное одеяние и вчерашний красавец оборачивается жалким отщепенцем. Наблюдая за талантом Басилашвили, можно лишь догадываться - какими могли бы предстать наши близкие, сложись жизнь для них как-то иначе. Мог ли у этой истории быть иной конец? Думается, все же нет. Потому что к 40 годам уже поздновато меняться и человек лишь пожинает плоды многолетней работы, а точнее отсутствия работы над собой. — Андрей, а ви — ходок. — Ходок, я ходок! Вот она цена безразмерной доброты - человек уже готов считать себя кем угодно. Невероятно грустная история, из которой необходимо сделать выводы каждому, и уровень собственного благонравия не имеет значения. Андрей Бузыкин - гротескный образ человека для кого угодно, только не для самого себя. Он не может по-настоящему любить других, потому что он не любит себя. И не уважает, что еще хуже. В своей безумной беготне горемычному переводчику следовало почаще останавливаться и глядеться в зеркало. Однажды, за кучей женских и мужских образов он должен был увидеть себя. Не увидел. А нам всем нужно увидеть. Давайте будем искренними сперва перед собой, а лишь затем перед другими. 10 из 10
По словам Георгия Данелии, архитектора по первому образованию, замысел каждой картины у него начинался с визуального образа, в котором отражались сочетания пропорций и ритмические соотношения будущего фильма. В таком случае можно сказать, что в Осеннем марафоне он достиг высшей соразмерности форм при щедром использовании архитектурных элементов. За привлекательным фасадом тонкой лирической комедии с простодушным главным героем располагается многообразие интерьеров, среди которых есть и ставшая хрестоматийной ненавязчивая сатира, и поздний мрачный критицизм автора, и строгая литературная композиция сценариста Володина. А главное место в нем занимают психологические портреты персонажей, зарисованные с натуры в Ленинграде, поражающие своей фотореалистической точностью. Продолжая традиции Чехова и Достоевского, авторы фокусируют сюжет на переводчике и преподавателе английского языка Андрее Бузыкине, смешном человеке в футляре, в котором абстрактный альтруизм сочетается с полной неспособностью поменять что-либо в своей жизни. Застряв на мосту, по одну сторону от которого находится жена, а по другую любовница, он принимает роль буриданова осла, который не знает, что мост на самом деле разводной. Это человек, у которого не хватает сил и времени даже для того, чтобы закончить маленький ремонт в своей квартире, не говоря уже о более серьезных переменах. И все-таки главной метафорой жизни Бузыкина является бег. Но в этом беге нет ничего возвышенного. Он бежит от одной призрачной цели к другой, не догадываясь, что финишная черта никогда не появится. И если для кого-то другого счастье – это не цель, а путь, то для Бузыкина весь путь состоит из инерциального движения по кругу, в котором в конечном счете не совершается никакого перемещения. Идея непрекращающегося бега преследует его даже на работе, где на одном из занятий со студентами предметом обсуждения становятся синонимы слова «бежать». Чтобы не превратиться в загнанную лошадь, Бузыкину необходим близкий человек, который в трудную минуту сможет перенять у него эстафетную палочку. Это может быть либо жена, с которой он переживает кризис семейных отношений, либо взбалмошная, назойливая, но все же заботливая любовница, которая хочет официального закрепления отношений. Обе женщины любят его по-своему, но можно ли сказать, что они его понимают? На самом деле им совершенно неинтересны его проблемы на работе, его отношения с друзьями. Они преследуют эгоистичное желание немедленно избавиться от своей соперницы, чтобы заполучить своего любимого навсегда, но используют для этого прямолинейные методы. Любовница требует к себе повышенного внимания, а жена ругает за каждую ошибку, впрочем, оных у Бузыкина вправду немало. Особняком держится сокурсница главного героя, которая хоть и эксплуатирует его так же, как и все остальные, но в глубине души жалеет его, пытаясь помочь тому разрешить его дилемму. Профессор из Дании Билл Хансен, которому главный герой помогает с переводами, пожалуй, воплощает ту сторону личности Бузыкина, которую тот не может проявить из-за суетного образа жизни. Он погружен в труды, стремится к познавательной деятельности, умеет отдохнуть, а бег для него является только способом поддержания физической формы и поднятия настроения. Символично, что вопросы по творчеству Достоевского, которые он хочет задать и которые потенциально могут помочь главному герою разобраться в себе, остаются не то что безответными, а даже не озвученными. Еще одним своеобразным альтер-эго главного героя является слесарь Харитонов в исполнении «талисмана» режиссера Евгения Леонова. Непосредственный, легкий на подъем человек, он за один день знакомит профессора с русской жизнью лучше, чем протагонист за все прошедшее время. Горькая ирония заключается в том, что, будучи работником по вызову, слесарь имеет гораздо больше свободы, чем Бузыкин, чья работа и отдых каждый день длятся от одного телефонного звонка до другого. Возможно, Харитонов действительно больше заслуживает модной куртки, чем обладатель серого неприметного пальто. Но даже в самом забитом и безвольном существе способен проснуться хозяин своей судьбы. Однако он будет приносить не только новые достижения и новых друзей, но и новые проблемы и новых врагов, так что человек поневоле задумается о его усыплении. Так стоит ли погоня за своим личным, неповторимым счастьем всех неизбежных треволнений или лучше просто плыть по течению, и будь что будет?
— Прибыли в Советский Союз? — Прибыл, да. — Надолго? — Надолго, но скоро уезжаю. Всю жизнь я не воспринимала советские мелодрамы. Ну не считала их образцом в жанре, потому что были гениальнейшие комедии. Мы сейчас конечно не о них, но все же для меня до сих пор очевиден тот факт, что коньком СССР были именно комедии, а не драмы с мелодрамами. Но такие фильмы, как “Осенний марафон” пропускать ни в коем случае в жизни нельзя, просто потому что они вовсе не комедийные, хоть и в них заложен некий “Гоголевский” юмор. И не важно, что это мелодрама. Жанр вообще не имеет значения, когда перед тобой блестящий фильм с прекрасной и жизненной темой – темой бесхребетного человека. Бузыкин - хороший переводчик, дипломированный педагог и по всем параметрам интеллигентный человек, женат, с детьми и любовницей. Всё как у людей. Но вот одна проблема. Он не может отказать ни одной живой душе. Это довольно трагично, потому что люди неустанно пользуются этим, что в итоге приводит его к внутреннему конфликту. -Поможешь мне с переводом а то мне не платят за мной? -Хорошо. -Выпьешь со мной, сосед? -Мне надо работать, сейчас утро, но конечно…И так везде и со всеми. Такую же ситуацию освятил еще один замечательный советский фильм “Назначение” с Андреем Мироновым, который не так известен, как “Марафон”. Но фильмы оба чудесно раскрывают тему и природу довольно современного типа человека, который всегда и везде плывет по течению, не вызывая бурь и как можно незаметнее. Это уже не застенчивость, это бесхарактерность. Не зря почти каждая мать говорит своей дочери “Не выходи, дочь за наглеца, но и остерегайся бесхарактерных подкаблучников, они еще хуже”. Посмотрите, как к примеру настрадалась любовница Базыкина, пронзительно сыгранная Мариной Нееловой, от ситуации с семьей ее возлюбленного (в которой он даже признаться жене в измене не способен). Героя безумно жалко, но людей, которых он тянет за собой, тоже. Казалось бы, ну в чем тут проблема? Просто скажи “Нет”. Просто признайся. Просто будь смелым. Плыви против течения, если тебе что-то не нравится, не допускай над собой насилие. Но для Бузыкина это становится пролемой его жизни. — Что, очень плохо, да? — Ну почему? — Ну ты же всё повычёркивал. — Ну, мелочи кое-какие… Например: «Коза кричала нечеловеческим голосом». Это я не мог оставить. — Ну а каким? — Да никаким. Просто кричала. Должна сказать, что сценарий за пределами всех ожиданий – просто на все времена. И конечно же актерские роли разнопланового Олега Басилашвили, трогательной Натальи Гундаревой, неподражаемого моего любимого Евгения Леонова и иностранца Норберта Кухинке, сделали эту историю какой-то цельной, душевной, а иногда и сумасшедше комичной, но в рамках жанра мелодрамы. Могу с уверенностью сказать, что «Осенний марафон» есть за что пересматривать и думаю, что если когда-нибудь словлю его по телевиденью, с удовольствием сделаю это. Там есть то еще, что можно заново открывать. Да и просто наслаждение от слаженной игры талантливейших актеров, уже мэтров. 9 из 10
В отличие от Человека-Паука, этот вид 'супергероев' очень распространен в реальности, и этот фильм рекомендуется смотреть всем молодым женщинам - чтобы избегать ситуаций, описанных в фильме. Как отлично показали нам Данелия и Басилашвили, Человек-Вранье очень обаятелен, мил и всегда готов помочь. Но он всегда врет. Не потому, что он любит ложь как искусство или чтобы получить какую-то выгоду. Нет. Он постоянно врет потому, что никого не хочет обидеть. Ему органически неприятна мысль, что хоть кто-то подумает о нем плохо. Единственное что, обычно в реальности они все-таки врут чуть более умело. Герой Басилашвили врать умеет из рук вон плохо, и поэтому постоянно 'прокалывается'. В отличие от декларируемой морали, на самом деле честным человеком в обществе считают не того, кто не врет, а того, кто врет умело и не к чужому вреду. Человек, который реально никогда не лжет, скорее всего не вполне адекватен психически. Но ложь Человека-Вранья в приложении к отношениям с женщинами обычно приводит к показанным последствиям. Эти 'супергерои' могут годами изводить жену и любовницу, кормя их сказками о том, что 'вернулся окончательно' и 'вот сейчас уже разведусь'. И то, что они сами при этом не коварно потирают ручки с мыслью о том, что 'классно я этих двух дебилок развожу', а тоже мучаются, их совершенно не оправдывает. Милые девушки, как бы говорит нам героиня Нееловой, не трудитесь доказывать, что вы лучше, чем жена Человека-Вранья. Не надо ему готовить, перешивать пуговицы и дарить куртки в наивной надежде, что он поймет, где ему лучше (и, возможно, с некоторым коварством - что жена его 'запалит' на пуговицах и куртках и выгонит). Как совершенно справедливо заметила Варвара, которая единственная из показанных женщин научилась правильно обращаться с Человеком-Враньем, он все равно 'промурыжит до сорока лет'. Говоря современным языком, Варвара держит его во 'френдзоне' - причем это совершенно добровольная френдзона, которая позволяет герою чувствовать себя 'милым и готовым помочь' на полную катушку. По мужчинам-друзьям героя Басилашвили тоже понятно, что дружить с ним куда приятнее и выгоднее, чем поддерживать романические отношения. Его несложно 'прогнуть' в вопросах времяпрепровождения, типа выпивания еще рюмки, пробежки по городу (показателен момент, где герой бурчит под нос в адрес датчанина 'пошел ты к черту', но не решается ему прямо сказать, что ему надоело с ним бегать). К счастью, есть у него также и такие друзья, которые согласны его к себе поселить, если что - то есть на него не то чтобы все 'сели и поехали'. Финал отличный. Без всякого 'подгона' под любые ценности и моралите. Правдиво так. В общем, очень жизненный фильм, классика советского кино, с хорошей актерской игрой. 8 из 10
Фильм о гуманитариях, как об особой, неэффективной категории людей. Гуманитарные науки - самые прекрасные, спору нет, но, как напрасно, придуманы для неорганизованных разгильдяев и невест. Весь фильм главный герой в лице Олега Басилашвили пытается наладить свои дела, успеть всё за один день, но, как известно, в сутках слишком мало часов – и вот он опять не успевает попасть домой до развода мостов. Всё, за что берётся Бузыкин, получается у него с одинаковым успехом. Не успев взяться за одно дело, приходится переключаться на два других. Ситуация, когда эффективность стремится к нулю. Данная проблема довольно актуальна для современного мира, существует технология организации времени – т.н. «тайм-менеджмент». Люди, не справляющиеся с делами в виду нехватки временных и организационных средств, раздражительны, подвержены депрессии, и плохо спят по ночам. Чего не скажешь о Бузыкине, человеке очень уравновешенном и не отягощённом грузом «совести».* Лично мне фильм интересен прежде всего с исторической точки зрения – в нём я вижу те места, где провёл свои 5 лет учёбы в Университете, 20 лет спустя съёмок данного фильма. *Речь идёт о понятии, к сожалению, имеющем свою временную принадлежность – для 1979 года оно ещё применимо, в наше время это всего лишь слово, затесавшееся в лексикон по причине оторванности его носителя от современных реалий.
'Осенний марафон' - шедевр. Настоящий, а не из числа тех, чья гениальность высосана критиками из пальца. Ибо говорит о сложных вещах простыми, общедоступными словами. ...Итак, живёт на белом свете, в городе Ленинграде, хороший человек, переводчик. Кроме жены, у него - как у любого порядочного мужчины есть и любовница, не очень молодая, и не красавица, но всё-же. С одной его связывает - как говорил герой другого фильма - всё кроме долга, с другой - ничего кроме долга. В общем, все трое, всё прекрасно понимают, все трое - хорошие люди, но никто из них не может, а может и не хочет сделать тот единственный, решительный шаг, чтобы развязать этот гордиев узел. Как результат классический любовный треугольник, коих было, есть, и будет немереное количество. Но тут главное нюансы. Возможно фильму помогло - то, что практически все создатели и актёры, участвующие в фильме, прошли через подобные истории в собственной жизни. Отсюда и такая искренность, и подлинность происходящего на экране. А ещё этот фильм говорит - что от себя убежать не возможно; если ты не рождён бунтарём, то любой маленький акт мятежа, тобою затеянный заканчивается пшиком, и возвращением в любимое стойло. 9 из 10
После просмотра таких картин Георгия Данелии, как 'Сережа' и 'Не горюй', данный режиссер является для меня образцом 'точности передачи идеи и атмосферы картины', что лишь подтверждается в таком примере его фильмографии, как 'Осенний марафон'. Первым делом стоит упомянуть о такой подборке актеров, которая сама по себе обрекает сие зрелище на успех, ибо игра Олега Басилашвили, Евгения Леонова, Брондукова, Гундаревой - это неоспоримый шедевр, не нуждающийся в чьих-либо комментариях. А ведь стоит, помимо всего, помнить, под чьим началом они находятся..! Безумно волнует жизненность поставленной проблемы. Ведь выбор между тем к чему привык и тем, к чему тянет; между тем, что должен и тем, чего хочется - всегда был невыносимо тяжел для человека, ведь выбирая одно, он навсегда теряет другое, не менее важное. Для отображение данной проблемы подобрано идеальное действие, а ее реализация восхищает своей 120-и процентной точностью. 'Осенний марафон' - бега от самого себя и неминуемого тяжелейшего выбора, результатом которых стал своеобразный срыв. Сорвавшись, Бузыкин так и не находит выхода из ситуации. Почуяв крах, он посылает к чертям все проблемы, отказываясь от принятия решения и оставаясь 'наедине с чистым собой'. Немного наигранная концовка говорит о исключительно реальных вещах: сбежать от проблем нельзя. Принятие решений - действие жизненно необходимое, и ничего в этом мире не разрешается само собой. Нельзя просто встать и уйти. А потому даже идеализированная доброта не поможет при хлебной человеческой мягкости. Даже не смотря на мини-монолог Бузыкина, направленный к его товарищам во время похода за грибами, в котором герой сказал о том, что все 'здесь присутствующие' - личности сильные и самостоятельные, и потому он пойдет домой, а не подвергнется их влиянию, очевидно, что уставший и замотанный он попусту искал причину своему 'нет'. Даже в этой сцене, когда выбор, казалось бы очевиден (пойти при наличии множества проблем собирать грибы с алкашами, или вернуться домой), Бузыкин медлит и мечется. Городская суматошная атмосфера делает фильм еще более жизненно-живым и динамичным. Элементы 'леоновского' юмора разбавляют драматическую атмосферу, делая просмотр легким и приятным. Неромантичная форма любви в ее 'борцовской' вариации заставляет задуматься о ее ценности. Что тут еще сказать? Кино Георгия Данелии - образцовое кино. 7 из 10
Прекрасная киноиллюстрация режиссера Георгия Данелия на вечную, как мир, тему, – можно ли быть одинаково добрым и хорошим для всех, и не будут ли, как ни странно, окружающие от этого страдать? Своей историей Андрей Бузыкин, которого очень удачно играет Олег Басилавшвили, дает очевидный ответ на этот вопрос. Вроде бы и намерения у его героя самые добрые по отношению практически ко всем: близким, родственникам, друзьям, но в результате его усилий всех облагодетельствовать и никого не обидеть стает, как правило, только хуже. Да и самому Андрею живется не так весело и сладко, как должно, по идее, было бы житься такому славному человеку. В картине тесно переплетены комические и драматические ситуации, которые объединяет жизненность: такое может произойти с твоим родственником или соседом, от этого не застрахован никто. Над злоключениями персонажей улыбаешься, но в других моментах им же и сочувствуешь. Это кино стало настоящим парадом звездных ролей второго плана, которые стали одними из лучших для Евгения Леонова, Борислава Брондукова, Николая Крючкова, Людмилы Ивановой и многих других, а ведь на счету каждого из них не один десяток хороших ролей. Ну и конечно, неповторим Норберт Кухинке в роли датского профессора Билла Хансена, осваивающегося в советских реалиях. Все сцены с ним – это что-то! Незабываемы и мелодии из фильма, которые подарил нам композитор Андрей Петров. Музыку из «Осеннего марафона» не спутаешь ни с какой другой. Отличный фильм, который не устаешь смотреть по много раз. 9 из 10