Остановись внимательный зритель! Тот случай, если зритель наткнется на мою рецензию и внимательно ее прочитает, правильно воспримет, то это будет большим успехом. «Продавец воздуха» — фильм, который смотреть не надо. Это испортит все ваши впечатления о гениальном, могучем советском кино и тем более о советской фантастике. «Продавец воздуха» — очень неудачная попытка снять по книге Одесской киностудией художественных фильмов. Фильм повествует о судьбе двух русских ученых, которые аномальным образом попали на некую иностранную станцию, на которой работает много людей, кто по контракту, кто ради науки, кто ради того, чтобы выжить. На станции вырабатывают и продают воздух. Главный герой фильма — профессор Клименко старается побороть тот вектор движения, который создал на станции ее владелец и идейный вдохновитель, назовем его современным словом предприниматель Бэйли, для которого главное в его детище — это получение выгоды, а не спасение человечества от гибели. На этом, пожалуй все. Запоминается только игра Глеба Стриженова, который играл роль главного полицейского на станции. Половину фильма вспоминал, где же этот актер мне запомнился, и вспомнил! Это тот самый ветеран из фильма Эльдара Рязанова «Гараж», который играл одну из второстепенных ролей, одного из неудачников, лишившихся гаража. В остальном все очень скучно, скудно и уныло. Просто… не советую, проходите мимо и не тратьте свое время, как потратил его я. 1 из 10
Помнится, в детстве я перечитал всего Беляева. Когда читал «Продавец воздуха», отчетливо помню тот ужас, который охватывал меня при чтении. Я сопереживал и героям, и себе, и всему человечеству, которое ожидает неминуемая гибель. Увы, ничего этого нет в фильме. Из замечательной апокалиптической повести Беляева сделали банальную советскую агитку. Конечно, уши советской пропаганды торчат почти из всех произведений Беляева, но надо отдать ему должное, эти уши он старался прятать. Всё же, пафос его произведений всегда был направлен на людей, на их отношения, а не на политику. Авторы же данного фильма, наверное, слишком часто ходили на партсобрания, поэтому убрали из фильма всё человеческое, оставив только политическую составляющию. В общем, кино о борьбе честного непродажного советского ученого с алчными западными коммерсантами. Всё крашено двумя красками: черной и белой. Никаких полутонов. Также удручает совершенно бездарная игра актеров. Такое ощущение, что фильм снят не сорок лет назад, а сегодня на каком-нибудь телеканале каким-нибудь бесфамильным режиссером. Отдельного упоминания «достойна» операторская работа. Она никакая. Операторша фильма Фаина Фельдман мне совсем не знакома, но знакома Маргарита Пилихина, операторша фильма «Мне двадцать лет», снятого на три года раньше. Посмотрите, не пожалейте времени. И, как говорится, почувствуйте разницу. Удивительно в этом фильме только одно, его сняла Одесская киностудия, чье реноме в советском кинематографе было всего на высочайшем уровне. Жаль.