Столыпин... Невыученные уроки: отзывы и рeцензии

zidercol
zidercol23 сентября 2011 в 14:31
'Дайте мне 20 лет и я построю Великую Россию'(с)Столыпин

Замечательная актёрская игра, великолепные эмоции, сцены и лица... живые лица, которым ведом страх, слёзы и переживания. Как современный кинематограф переживает клиническую смерть в плане актёрского мастерства, так здесь оно представлено в превосходном качестве. Безусловно многое взято из жизни, особенно публичные выступления П.А.Столыпина, и это прекрасно, потому что человек этот выжигал пламенем свои слова в сердцах тогда, сейчас они вызывают лишь горькое послевкусие от того, что им не суждено было сбыться. Также поражает с каким правдоподобием отражаются исторические отношения, как внутри революционных кружков, так и в крестьянстве, проблема общин и кулаков. Все эти мнимые 'герои-революционеры' лишь жалкие анархисты и это очень ярко показано во взаимоотношении Богрова со всем живым, постоянным, что есть в этом мире. Актёры настолько профессионально отражают чувства, что даже на лице Азефа, говорящем о том, что 'Мы убийцы. Давно пора было уже это понять' ярко показана уверенность, но в микромимике заметно, что ему очень горько от этих слов. Советую, это 10 из 10 причём ничего подобного в Американских подобиях вы не увидите никогда.

Миша-35
Миша-355 января 2010 в 14:15
Очень неоднозначное впечатление

За последние годы ни один исторический сериал и вообще ни один художественный фильм не произвел на меня такого неоднозначного впечатления, как недавно просмотренный мною 14-серийный сериал «Столыпин. Невыученные уроки». Даже сейчас, когда после просмотра прошло недели три, улеглись первые эмоции и систематизировались впечатления, я затрудняюсь сказать, какие же из эмоций преобладают. Скорее, конечно, позитивные. Хотя и негатива хватает. Начну с хорошего. Прежде всего и как бы то ни было, работа снимает много фальшивых штампов, которые наложила впоследствии советская историография, описывая эту эпоху в истории дореволюционной России. Перед нами эти страшные годы террора, революции и борьбы с ними предстают без малейших прикрас, такими, какими они и были, на мой взгляд, или очень приближенными у к этому. Есть место как страшной разрушительной силе, которая стремилась рушить, не особенно волнуясь о том, что построят взамен, так и величию духа отдельных рыцарей России /так бы я их назвал/, которые вставали на защиту вековых устоев, которые издавна держали Россию – Веры, Царя и Отечества. Одним из главных таких рыцарей и стал человек, имя которого вынесено в заглавие ленты – Петр Аркадьевич Столыпин. Кроме того, что авторам фильма удалось понять и постичь эпоху, им удалось и красиво представить ее в визуальном плане. Картинка действительно смотрится очень неплохо. Возможно мне, как киевлянину, хотелось бы большей панорамности и масштаба съемок, которые проходили в Киеве, а то, к сожалению, внушительно выглядят только Лавра и Софийский собор. Не впечатлили съемки на вокзале, на ипподроме и в Опере /если сцена покушения вообще действительно снималась в Киевской опере/. Но в целом операторскую работу, как и работу художника, гримеров, мастера по костюмам хочется отметить с хорошей стороны. Не подкачала и режиссура. Режиссер Юрий Кузин по сценарию Эдуарда Володарского развернул перед нами, на мой взгляд, весьма последовательную, логически увязанную цепь событий. Да, вместить и детализировать все, даже учитывая что это сериал, было невозможно, но основные моменты в сериале, мне кажется, освещены. Впервые в фильмах подобного жанра говорится о масонстве, показано, что масоны отнюдь не стояли в то время /да и раньше тоже/ в стороне от политики, а активно влияли на жизнь России путем вовлечения в масонские ложи высокопоставленных лиц, государственных чиновников, деятелей культуры а через них вели свои игры, отнюдь не безобидные для государства. Считаю этот момент очень важным. Что касается актерских работ. Мне особенно понравились все революционеры-террористы. Слава Богу, мы уходим от не самой лучшей советской традиции наделять положительных героев всеми добродетелями без единой слабости, а отрицательных – всеми мыслимыми и немыслимыми пороками. Я имею в виду тут, конечно, в первую очередь фильмы исторической тематики на темы революции, гражданской войны, да и Великой Отечественной тоже, где до «17 мгновений весны» все немцы в фильмах про войну изображались сплошными дураками. Революционеры-террористы в сериале получились разные. Здесь и циничный, беспринципный и наигранно беззаботный Азеф в блестящем исполнении Александра Строева, и сосредоточенный трудяга-практик Савинков, которого не менее блестяще играет Алексей Девотченко, а также молодая поросль в лице озлобленного на весь мир Дмитрия Богрова которого очень удачно играет Роман Багриа, пылкого слуги революционного террора Иавана Каляева, и ряда других молодых людей, многие, если не все из которых, думали, что делают благое дело, способствуют прогрессу России, открывают для нее новый светлый путь. Путь, вымощенный невинными жертвами…. Но все-таки при этом они все равно остаются людьми, искра Божья окончательно не угасла и в них, еле-еле, но все-таки теплится под пеплом. Только два момента, но очень характерных: Каляев не может бросить бомбу в карету, в которой едут дети; Савинков в одном из разговоров с Азефом на вальяжно кинутое высказывание последнего о том, что, мол, все равно, кто дает деньги на террор – Америка, Франция, Германия или Япония, возмущенно говорит, что у последней, с которой Россия ведет войну, брать деньги недопустимо и аморально. И думаю, тут дело не только в боязни в определенной мере упасть в глазах общественности, но и в моральных принципах, которые все-таки не позволяют перейти какие-то черты, хотя кажется, эти люди перешли их уже все. Или почти все. Словом, многие герои-революциоенры предстают далеко не такими уже однозначными и беззастенчивыми злодеями. Даже Бгоров в отдельных моментах вызывает жалость. Правда, очень в отдельных. О положительных героях. Тут все вышло куда сложнее. Так, например, главное действующее лицо – Столыпин – в исполнении актера Саратовского драмтеатра Олега Клишина – в отдельных моментах показался мне слишком уж беззаботным, вальяжным и даже развязным. Особенно это касается ряда его диалогов с Императором, где он ведет себя с царем чуть ли не панибратски, фамильярно и неподобающе. А в других, наоборот, чуть ли не поучает Императора, читая ему нотации. Вряд ли это имело место в действительности. Мне именно вот эти моменты сильно резали глаз. Да и в ряде других эпизодов шутки и веселость премьер-министра абсолютно неуместны. Покоробил и момент, когда Столыпин дурачится с супругой, валяясь на кровати, когда в комнату заходят дети. Тут даже вульгарностью пахнуло. Не знаю, какую цель тут преследовали создатели фильма. Возможно, показать Петра Столыпина прежде всего живым человеком со своими слабостями, а не парадным героем с обложки. Да, безусловно, он был живым человеком и слабости у него были. Но всему есть предел. Не исключаю /хотя и не утверждаю категорично/, что тут сыграли свою роль и определенные субъективные обстоятельства. Если верить информации в Интернете, роль Столыпина стала для театрального актера Олега Клишина первой ролью в кино. Может, вышеизложенные издержки связаны и с этим. В то же время в фильме есть и ряд просто прекрасных сцен с участием главного героя. Это почти все эпизоды с ним в Думе, и сцена, в которой он диктует политическое завещание /я так, кстати, и не понял, куда оно потом делось/, и, разумеется, потрясающая сцена в опере, когда его смертельно ранят. Есть и еще ряд моментов, которых сейчас не могу вспомнить в подробностях, возможно напишу о них впоследствии после повторного просмотра.

ruslan.1.miroshnichenko@mail.ru
ruslan.1.miroshnichenko@mail.ru13 декабря 2024 в 12:57
Многоплановое историческое полотно

Даже спустя годы, сериал 'Столыпин. Невыученные уроки' смотрится очень интересно. Он будет полезен как тем, кто интересуется историей России начала 20 века, так и тем кто хочет просто посмотреть хороший сериал. Актеры играют хорошо, особенно хочу выделить роли Николая II (Михаил Елисеев), Столыпина (Олег Клишин), Азефа (Александр Строев) и Савинкова (Алексей Девотченко), генерала Курлова (Валерий Доронин) ну и конечно же - Богрова (Роман Габриа, хотя актер немного переигрывает, на мой взгляд). Сериал очень атмосферный и ярко показывает широкое историческое полотно политической жизни России начала прошлого столетия. Здесь делается акцент на историческую и политическую составляющую. В отличии от современного сериала России1 ('Столыпин' 2024) где добавили много мелодрамы, разбавив историческими событиями и выдержками из речей Столыпин. От того главный герой становится второстепенным. 'Столыпин Невыученные уроки' определенно выигрывает у современного сериала. В свое время премьера (2006 год) наделала много шума. Авторов проекта обвиняли в антисемитизме (в сериале указывается национальность многих революционеров). Однако ради справедливости надо сказать что режиссер и сценарист не погрешили против истины поднимая эту проблему. Те кто критиковали сериал конкретно за это, либо не знают истории, либо сознательно пытаются 'замолчать' эту проблематику. Кому интересна тема советую почитать А. Солженицына '200 лет вместе'. Но сериал не боится поднимать подобные темы. История революционно-террористического движения там показана детально. Так же как и процесс реформ Столыпина, его взаимоотношений с императором Николаем II, с Думой, с Распутиным, борьба с революционной крамолой и т.д. Так же показано как работают спецслужбы (департамент полиции) с провокаторами. По сути игры двух сторон где каждая сторона пытается использовать другую в 'обоюдном' сотрудничестве. В сериале так же поднята тема масонства. Точнее его связь с революционерами и его влияние на европейскую политику в контексте надвигающейся войны (первой мировой). Которую Столыпин пытался предотвратить, считая не без оснований что она может погубить Россию. Хочу так же отметить очень приятную картинку (стилизованную под дореволюционные фото) и операторскую работу.