При просмотре картины возникают внутренние претензии к сюжету, объяснить которые довольно просто. Александр Петрович Штейн написал одноимённую пьесу в 1961 году. Период, когда умами творческих людей владели постановления XX съезда КПСС (февраль 1956 года) — осуждение культа личности Сталина и ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве. Но ослабление совсем не означает отмены, поэтому пьеса Штейна содержит все «необходимые атрибуты» социалистического реализма: оступившихся — увещевают, покаявшихся — прощают, разуверившихся — вдохновляют пламенной речью. Фильм снимался через 12 лет после написания пьесы — огромный отрезок времени, если помнить о Карибском кризисе 1962 года, когда в ответ на размещение США ядерного оружия в Турции в 1961 году СССР тайно перебросил и разместил на Кубе военные части и подразделения Вооружённых Сил, технику и вооружения, включая ядерное оружие. Тогда мир стоял на грани глобальной ядерной войны. За прошедшее десятилетие политическая обстановка неузнаваемо изменился, поэтому некоторые высказывания персонажей звучат излишне патетично, а некоторые — совершенно ни к месту. Сам же фильм интересен в разрезе психологической драмы, ярко проявляющей конфликт характеров. Капитан второго ранга Александр Платонов (Николая Олялин) безусловно сильная волевая личность — настоящий командир. Вот только его отношения с лучшим другом капитан-лейтенантом Константином Часовниковым (Борис Гусаков) и женой Анечкой (Наталия Белохвостикова) характеризуют его с иной, малопривлекательной стороны. Грубость по отношению к другу и жестокость по отношению к жене не красят мужчину. Тем более — капитана корабля, ответственного за сотни жизней. В отдельные моменты конфликт между Платонов и Часовниковым выглядит надуманным — мало ли офицеров решают прервать карьеру и заняться чем-то другим? Тем более, что в начале картины Часовников сам говорит, что пошёл в мореходку исключительно по настоянию отца-адмирала. Однако Платонов считает себя настолько проницательным, что по своему усмотрению решает судьбу друга. В свете «идеологических задач» всё это выглядит красиво, но применительно к жизни 70-х приобретает совсем иной окрас. Женские персонажи смотрятся контрастно, и это хорошо. Татьяна Самойлова в роли Маши — почти женщина-«вамп», знающая себе цену и умеющая за себя постоять. Расчётливость значит для неё не меньше, чем любовь. Анечка — совершенно другой типаж. Юная, восторженная, романтичная, она готова в буквальном смысле бежать за своим «Ромео» на край света. Необычная манера Наталии Белохвостиковой говорить «животом» как бы с придыханием, делает её героиню ещё более беззащитной и ранимой, хотя финал показал, что она может быть совсем другой. Документальные эпизоды военно-морской деятельности служат лишь красивым фоном в этой истории, но корабли, подводная лодка, построения экипажей, и величественный океан вызывают восторг и гордость за наш флот.