Океан: отзывы и рeцензии

Юрий Зырянов - 8702
Юрий Зырянов - 870230 июля 2023 в 13:36

Советский фильм, драма характеров и обстоятельств, 'Океан'. В фильме хорошо раскрыты характеры героев. Чувствуются перемены в их поведении, которые в силу обстоятельств 'трёх мушкетёров', выпускников военно-морского училища, разбрасывают на разные уровни жизни. Самый успешный (Олялин) стал капитаном ракетного крейсера, но и у него не всё гладко в жизни. Название фильма очень подходит к сюжету. Создатели фильма рассматривают то, какой путь прошли офицеры военно-морского флота СССР до участия в крупномасштабных военно-морских манёврах 'Океан-70'. Но в фильме не только переплетения жизненных обстоятельств персонажей. Масштабно показаны действия флота на учениях, которые переплетаются с драматическо-героическим саундтреком. показывая, что советский ВМФ действительно военно-морская сила страны. Очень хорошо подобраны артисты для персонажей фильма. Один из лучших советских фильмов на военно-морскую тематику мирного времени.

FRIDMON
FRIDMON17 февраля 2018 в 02:51
Служите так, чтобы войны вообще не было!

При просмотре картины возникают внутренние претензии к сюжету, объяснить которые довольно просто. Александр Петрович Штейн написал одноимённую пьесу в 1961 году. Период, когда умами творческих людей владели постановления XX съезда КПСС (февраль 1956 года) - осуждение культа личности Сталина и ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве. Но ослабление совсем не означает отмены, поэтому пьеса Штейна содержит все 'необходимые атрибуты' социалистического реализма: оступившихся - увещевают, покаявшихся - прощают, разуверившихся - вдохновляют пламенной речью. Фильм снимался через 12 лет после написания пьесы - огромный отрезок времени, если помнить о Карибском кризисе 1962 года, когда в ответ на размещение США ядерного оружия в Турции в 1961 году СССР тайно перебросил и разместил на Кубе военные части и подразделения Вооружённых Сил, технику и вооружения, включая ядерное оружие. Тогда мир стоял на грани глобальной ядерной войны. За прошедшее десятилетие политическая обстановка неузнаваемо изменился, поэтому некоторые высказывания персонажей звучат излишне патетично, а некоторые - совершенно ни к месту. Сам же фильм интересен в разрезе психологической драмы, ярко проявляющей конфликт характеров. Капитан второго ранга Александр Платонов (Николая Олялин) безусловно сильная волевая личность - настоящий командир. Вот только его отношения с лучшим другом капитан-лейтенантом Константином Часовниковым (Борис Гусаков) и женой Анечкой (Наталия Белохвостикова) характеризуют его с иной, малопривлекательной стороны. Грубость по отношению к другу и жестокость по отношению к жене не красят мужчину. Тем более - капитана корабля, ответственного за сотни жизней. В отдельные моменты конфликт между Платонов и Часовниковым выглядит надуманным - мало ли офицеров решают прервать карьеру и заняться чем-то другим? Тем более, что в начале картины Часовников сам говорит, что пошёл в мореходку исключительно по настоянию отца-адмирала. Однако Платонов считает себя настолько проницательным, что по своему усмотрению решает судьбу друга. В свете 'идеологических задач' всё это выглядит красиво, но применительно к жизни 70-х приобретает совсем иной окрас. Женские персонажи смотрятся контрастно, и это хорошо. Татьяна Самойлова в роли Маши - почти женщина-'вамп', знающая себе цену и умеющая за себя постоять. Расчётливость значит для неё не меньше, чем любовь. Анечка - совершенно другой типаж. Юная, восторженная, романтичная, она готова в буквальном смысле бежать за своим 'Ромео' на край света. Необычная манера Наталии Белохвостиковой говорить 'животом' как бы с придыханием, делает её героиню ещё более беззащитной и ранимой, хотя финал показал, что она может быть совсем другой. Документальные эпизоды военно-морской деятельности служат лишь красивым фоном в этой истории, но корабли, подводная лодка, построения экипажей, и величественный океан вызывают восторг и гордость за наш флот.