Колхоз «Ленинский тупик» расположен в тайге, но по поручению Партии и Правительства здесь пытаются вырастить ананасы прямо на вечной мерзлоте — чтобы показать преимущества социалистического сельского хозяйства и утереть нос распроклятым западным фермерам. За восемь лет смелого эксперимента удаётся только выдолбить в земле лунки и набросать туда ананасных семян, дальше этого дело не идёт, так как даже полить семена невозможно — вода кристаллизуется ещё в лейке. В итоге — сплошные убытки и тотальная безысходность. В этот момент из жаркой Молдавии к неудачливым ананасоводам приезжает делиться опытом смуглый усатый агроном Микаэл Широчану. От него колхозники узнают, что из молдавских чернозёмов легко и непринуждённо прёт абсолютно всё — от баклажанов до арбузов, от фейхоа до инжира, а уж злополучные ананасы избалованные молдавские работники сельского хозяйства просто не считают за культурные растения и выпалывают как сорняки. Изложив сибирякам такое замечательное положение вещей, Микаэл зовёт их на ПМЖ в этот свой агротехнический рай, где план всегда выполняется на 120% и каждый квартал всех награждают цветными телевизорами «Юность». Перед хронически фрустрированными таёжными колхозниками встаёт непростой выбор: бесперспективная жизнь на родной недружелюбной сибирской земле или трусливый отъезд в Молдавию в погоне за лёгкими деньгами и высокими наградами. Фильм снят в середине 80-х, и не стоит сомневаться, что дилемма колхозников — это всего лишь метафора, отсылающая к вопросу: валить из России или нет? Вопрос актуален и сегодня, поэтому если он вас беспокоит — посмотрите фильм, там на него дан единственно правильный ответ.
Продавщица сельмага Паша Никитина щедро раздала все деньги с выручки односельчанам в долг, когда они остались без зарплаты. Нагрянула ревизия — и Паша стала требовать деньги назад. Не получив долгов, героиня обратилась за помощью к брату, который тут же откликнулся на ее беду: выслал деньги и сам приехал… Как раз тот случай, когда сюжет служит лишь поводом к разговору о русской деревне, поскольку содержание фильма образуют три кита: удивительная русская природа средней полосы, люди в борьбе за получение плодов природы (камни прямо из земли растут) и общий социальный фон сер. 80-х гг. У вологжан еще и дополнительный повод для гордости и радости — великолепная музыка Валерия Гаврилина, иллюстрирующая картины межсюжетья. А вообще-то фильм знаменовал окончание споров о русской деревне, вызванных писателями-деревенщиками — Шукшиным, Беловым, Солоухиным, Распутиным и многими другими, слегка идеализировавшими сельскую жизнь, хотя и писавшими о ее проблемах. Фильм же показывает, насколько глубоко неравенство, как любовь к родным местам легко подменяется завистью, а, главное, что народ в большей части уже притомился поднимать камни из скупой русской земли. Вот они, истоки провалов сельского хозяйства — потребительское отношение к жизни и крушение крестьянского сознания. Недаром Паша Никитина — работящая, держащаяся за родную землю, — одинока… Есть и еще кое-какие любопытные детали, много говорящие о жизни в 1980-е. Но Паша, грустно сидящая в уголке в финале, говорит лучше этих деталей.
Продавщица сельмага Паша Никитина, Птаха-милаха как ласково зовут её некоторые односельчане и Прасковья Петровна как принципиально обращается к ней ревизор, так вот обычная продавщица по простоте своей душевной и по сложившимся уже негласным традициям выдаёт продукцию магазина односельчанам в долг, под запись. И вроде бы ничего в этом нет противозаконного, и даже проверяющий приезжавший раньше был в курсе дела и относился к этому с понимание, но он ушёл на пенсию и вот уже новый, дотошный ревизор выявив недостачу ставит вопрос по другому. С этого момента размеренная и беззаботная жизнь Паши меняется, односельчане пользовавшиеся такой удобной для них системой расчёта не спешат вернуть долги и выручить Пашу из неприятностей, более того даже председатель не хочет идти на встречу. Вот тут она понимает, что осталась один на один со своими проблемами. Есть конечно и люди готовые помочь Паше, но это капля в море и это не то на, что она рассчитывала. Не смотря на то, что фильм является драмой, смотрится он легко, без надрыва. Все сцены поставлены очень натурально, без лишней наигранности, просто как документальные зарисовки из жизни села. Актёрская игра очень хорошая, начиная с главной героини и заканчивая эпизодическими ролями. Отрицательные и положительные характерные черты героев, не нуждаются в том, чтобы их как-то выделяли и акцентировали внимание, всё преподносится естественно как само собой разумеющееся. Есть в фильме и комичные ситуации и фразы, так например когда главную героиню Пашу в наказание за «провинность» переводят работать на пекарню, к ней присылают напарницу, которая не без зависти говорит — Только и слышу, Пашкин хлеб, Пашкин хлеб, я и сама ела Паш, правда вкусный, я так не умею, а зато я Паш позавчерашний творог могу продать как послезавтрашний… И вот так трагичные моменты фильма переплетаются с такими «крылатыми» фразами, которые невольно заставляют улыбнуться. Подводя итог можно сказать, что это фильм о женщине не спасовавшей перед трудностями, выдержавшей все насмешки недоброжелателей и с честью вышедшей из сложившейся ситуации, фильм о сильной и гордой женщине, в великолепном исполнении главной роли, замечательной актрисой. 10 из 10