Иваново детство: отзывы и рeцензии

tedei
tedei29 сентября 2014 в 21:35
Потерянное поколение. Рано закончившееся детство.

Иван до войны проходил у ручья, Где выросла ива неведомо чья. Не знали, зачем на ручей налегла, А это Иванова ива была. В своей плащ-палатке, убитый в бою, Иван возвратился под иву свою. Иванова ива, Иванова ива, Как белая лодка, плывет по ручью. (Арсений Тарковский) Первая большая полнометражная работа великого мастера кинематографа Андрея Арсеньевича Тарковского впечатляет уже с первых кадров своей масштабностью и глубиной. По сути своей дебютант в области профессионального кино Тарковский сотворил поистине целостное и эпохальное произведение искусства, которое выполнено под стать лучшим мэтрам того времени. И сразу же Андрей Арсеньевич заявляет о себе в Венеции, где удостаивается золотого льва и становится одним из самых ведущих режиссеров мира. Поражает зрелость, с которой Тарковский подходит к работе, его мастерство и умение воплощать идеи на экране. Мы не видим неопытности и не зрелости, которая обычно присуща режиссерам-дебютантам. Отдельное слово хочется сказать об операторе фильма, соавторе двух последующих киношедевров Тарковского Вадиме Юсове, который мастерски сумел воплотить в жизнь идеи и задумки самого режиссера. Это очень отчетливо видно в печальных и унылых кадрах окрестностей, потопленном лесу, разрушенных домах. Юсов сумел через камеру показать отношение режиссера к происходящему, осмыслить и дать понять свое видение такого неоднозначного и неоднородного явления как великая отечественная война. Также благодаря этому замечательному тандему мы видим расхождения в миропонимании взрослого и ребенка, которому из-за непредвиденных обстоятельств необходимо приспосабливаться и выживать в тяжелом и жестоком мире взрослых. Николай Бурляев исполнитель главной роли мальчика- Ивана, который и дальше будет принимать участие в работах Андрея Арсеньевича блистательно, на мой взгляд, воплотил ребенка, у которого рано закончилось детство. В главном герое видно проявление двух несовместимых вещей, уже взрослого и серьезного состоявшегося человека и еще маленького не готового к жизни мальчика, который хочет возвратиться в легкую полную радостей жизнь. Иван мечется, он старается выжить в этом мире, который может вот-вот рухнуть и превратиться в хаос, по непонятно чьей вине. И бедному мальчику, еще совсем ребенку приходится забыть свои детские заботы, для того, чтобы помочь взрослым в том деле, которое далеко не является детским. Безусловно, этот фильм о потерянном поколении, ушедших на фронт так оттуда и не вернувшихся. Фильм о пришедших с войны, но так и не сумевших вернуться к нормальному жизненному укладу. Фильм о рано законченном детстве молодых ребятишек, которые по вине взрослых стали свидетелями невероятных событий, оставивших на них отпечаток на всю жизнь. Мир изменился после войны, изменились и люди. Я знаю никакой моей вины, в том, что другие не пришли с войны, в то, что они кто старше кто моложе, остались там, речь не о том но, что я их мог но не сумел сберечь, но все же, все же, все же. (А. Твардовский) 9 из 1

Axl
Axl25 июля 2013 в 14:29

Разгар Второй мировой войны. В подразделение лейтенанта Гальцева доставляют 12-летнего Ивана Бондарева. Не расшаркиваясь на знакомства, мальчик требует доложить о прибытии высшему командованию разведуправления. В отголосках детских воспоминаний слышится эхо болезненной утраты. В поспешных мыслях - полная и безоговорочная капитуляция права на надежду. Тогда, в далеком 62-ом, еще никто не знал, что «Иваново детство» - один из наиболее мрачных фильмов Тарковского. В отличие от большинства картин Мосфильма, «… детство» напрочь лишено героико-патриотических мотивов. Духоподъёмный пафос обретает контуры экзистенциальной несвободы. В фокусе повествования - история маленького человека, обезумевшего от последствий большой войны. На фоне злоключений мальчишки режиссер пишет образы подлинного духовного опустошения. Своеобразная игра на контрасте - не более чем вестник неминуемой трагедии. Попытки поймать звезду на дне колодца, как и умиротворяющие трели кукушки - лишь передышка перед обреченным финальным забегом. Посредством холодного символизма, - излюбленной манеры ставшей отличительной чертой, Тарковский говорит о том, как должно быть, но чему, в итоге, сбыться не суждено. Как и в дипломной работе, фронтальным становится обращение к детству. Только если «Каток и Скрипка» - это светлый, интеллигентно-пролетарский этюд, то у Ивана - тлен и безысходность. Причем до столь ошеломляющих масштабов, что даже Сартр разразился на эссе. Неумолимый приговор судьбы проскальзывает во всем - надписи на стенах и те предрекают циничный, но единственно возможный исход. Обреченные прогулки вдоль березки - своеобразное свидетельство невозможности человеческого счастья. Что уж говорить о простых вещах, в руках ребенка превращающихся в орудие войны. Несмотря на броский духовный упадок, «Иваново детство», в сущности, удивительно поэтичная картина. На смену апокалиптическим гравюрам Дюрера приходят мрачные берега, затянутые предрассветным туманом. Образы изнеможённой, усталой от войны земли притягивают взор холодно-пепельным пейзажем. Что характерно: при обилии символизма «… детство» - наименее метафоричная картина Тарковского. За отдельно взятым очертанием стоит вполне конкретный образ. За игрой в смерть слышится дыхание войны. При более детальном рассмотрении улавливается чеканка киноязыка. Некоторые эпизоды обращают к стихотворениям Арсения Тарковского. Это еще не рефлексия, но уже элегия. Возможно поэтому рефреном слышатся отголоски декаданса. На фоне безнадежного упадка сильнее волнует то, что не сбылось, чем то, что потеряно навеки. Итог: обезумевшее дитя войны не так страшит, как юродивый старик, силящийся на руинах судьбы восстановить утраченные воспоминания.

Ludens
Ludens1 июля 2011 в 12:36
Композиция трагедии

Многие из действительно тяжёлых и страшных историй рассказывают нам о бедах и невзгодах, обрушивающихся на человека. Мы видим, как под ударами судьбы наш герой преодолевает все испытания, что выпали на его долю и как закалили они человеческий дух. Ведь, это и делает героя героем – как бы ни было страшно, какая бы ни была сильная боль – он вытерпит, он не сломается, он станет светом, который подарит надежду нам, простым смертным, жизнь которых не столь щедра на волнения и бури. Герой – разве не тот, кто из самых глубин ада найдёт дорогу обратно к свету? Нет. Не всегда. Но начнётся всё именно с Рая. И пока вы – часть природы, и каждая травинка в этом лесу знает, что ваша душа чиста. Ужасы войны ещё не окрасили её во мрак, и сама война, что отняла у вас отца, когда вы были совсем маленьким сейчас где-то далеко, на периферии сознания. Вы счастливы здесь, и природа как будто улыбается вам. Вы летите над миром и воздух дрожит от вашего заливистого смеха. Вы бежите на встречу матери, чтобы напиться прохладной воды в этот жаркий летний день. Оторвавшись от ведра с водой, вы смотрите на мать, она улыбается вам. Только что-то громыхнуло невдалеке, и вы просыпаетесь. Рай, как водится – это только сон, что не может длиться вечно. Пока у вас в груди бьётся ваше израненное сердце. А мир пожирает война, вам двенадцать лет и вы один здесь, совершенно один. Когда я впервые посмотрел это фильм, меня в первую очередь поразило то, на сколько совершенна у Тарковского здесь построена композиция, что из каждого кадра делает гениальную по своей художественной и смысловой значимости фотографию. Та же особенность этого режиссёра заставит меня не отрываясь посмотреть его знаменитого «Сталкера», но именно в «Ивановом детстве» этот гений заставил меня по-настоящему прочувствовать всю трагедию израненной детской души. Говорят, что когда теряешь всех, кого любил, жизнь теряет всякий смысл. Хочется просто лечь, и умереть. Возможно, это действительно так. Но только не для вас. Иногда трагедия, отнявшая у вас все прежние смыслы, наполнявшие вашу жизнь, в замен даёт свой. Один-единственный страшный смысл. Вам всего двенадцать лет, но в этом ваше преимущество: вас трудно заметить. И именно поэтому вы настолько успешный разведчик. Именно поэтому вы знаете, зачем живёте, и с недетской угрюмостью лелеете одну только мечту – отмстить. Только во сне вам по-настоящему спокойно. Когда мама с вами, и вы вместе смотрите в колодец, в котором можно заметить звезду. Контраст – это ещё одна особенность, за которую я так люблю этот фильм. Необычайно пронзительно и резко показан контраст жестокого мира, погружённый в ад самой ужасной войны и снов Ивана. Поразительно, как этот волчонок, живущий на яву одной лишь только ненавистью к фашистам, преображается во сне вновь в ребёнка, который счастлив от того, что мама рядом. Но от этого, должно быть, боль только сильнее. И сны – это единственное напоминание Ивану о том, чего лишила его война. На последнее своё задание вы уйдёте навсегда. Удача не вечна, даже для вас. Но, возможно, это не самый плохой вариант. Ведь, ненависть уже выжгла вас изнутри, осталась только пустота. Вы умерли в тот самый миг, когда в колодце погасли последние звёзды от дыма и копоти, что окрасили небо чернотой. Возможно, для вас - это лучше всего, когда вы, как и многие другие дети остались играть в догонялки вокруг обугленного, как ваши души, дерева в своём вечном и счастливом «сейчас». И как тогда, во сне, вы – часть природы, и каждая песчинка на этом пляже знает: ваши души чисты. Я считаю, что трагедия этого фильма скорее не в том, что жертвами войны становятся дети, а в том, что смерть для них – это самая удачная судьба после того, что она сделала с их душами. Поистине, нет более тяжелого зрелища, чем душа ребёнка, сгорающая в огне бесконечной боли и ненависти.

Tarkov_sky
Tarkov_sky8 мая 2017 в 18:28
Детство длинною в жизнь

Иваново детство - это безусловно фильм о войне, о человеческих отношениях, что происходят в тех условиях, когда трудно оставаться человеком. Это картина о целом поколение, в которой мальчик Иван - есть символ всех тех юных защитников, что несмотря на свой юный возврат и отсутствие опыта, смело сражались против врага, что пытался отнять у них дом. Фильм известного ныне режиссёра, а тогда дебютанта Андрея Тарковского 'Иваново детство' - сразу же получил одну из самых престижных в мире наград - Золотого Веницианского льва. Не многим по душе пришлось решение отдачи награды дебютанту, да ещё и из СССР. Мало кто знает, но сам Жан-Поль Сартр выступал за защиту картины! 'Иваново детство' - это начало творческой карьеры Андрея, фундамент его последующих бессмертных картин. Золотого льва, прямиком из Венеции, Андрей привес завёрнутым в газетку, для пущей надёжности. Интересный факт, но изначально фильм должен был снимать не Андрей, в режиссерском кресле он оказался совершенно случайно. Картину снимал никому не известный режиссер, что истратил половину бюджета, выбился из срока... Картину отдали 'Доснимать' Андрею, однако тот отказался заниматься подобным делом и на оставшиеся деньги снял картину полностью иной, с другими актерами, декорациями, и даже с другим названием... Это великая связь человека и природы. Андрей Тарковский, один из немногих режиссёров, для кого кадр в фильме - есть целая картина. Это чувствуется, это завораживает! Вам ещё долго будут снится лошади, что едят упавшие из кузова грузовика яблоки, вы захотите на природу, захотите найти березовую рощу, подобную той самой... В центре сюжета - люди. Люди со своими личными проблемами и одной общей. Андрей показывает нам души людей, вторгается в них, приоткрывает завесу над их печалями и маленькими радостями. Режиссёр работает над вечной темой - темой любви. Любовь женщины и мужчины, любовь учителя и наставника, любовь боевых товарищей. Ей есть место и на войне. И все же, не зря фильм называется именно 'Иваново детство'. Детство - с которым закончилась и вся жизнь, вечное детство, детство как жизнь, жизнь одного человека, что попал под колеса истории, но до конца продолжал бороться, не за себя, но за память матери, боевых друзей. Это один из лучших фильмов про Великую Отечественную Войну, в нем вы не найдете пышных боевых действий, изобилие техники, не увидите чудес спецэффектов, претенциозных поступков. В данном фильме перед вами - люди, их мысли и поступки, что сформировала война, именно поэтому фильм можно назвать экзистенциальной драмой, драмой человеческих дум и судеб. 10 из 10

злойРок
злойРок25 мая 2016 в 09:18
Андрей Тарковский с дебютом

Классика мирового кинематографа – картина режиссера Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 года. Фильм стоит посмотреть, во-первых, это фильм является дебютом режиссера, во-вторых, его фильмы не спутать ни с какими другими, даже если опоздаешь на титры, они наполнены образами, в-третьих, здесь рассматривается проблемы человеческой души... В 1980-е года с экранов были сняты все его фильмы, а имя режиссера перестало упоминаться в прессе. Позднее фильмы вернулись на наши экраны, и их смотрит новое поколение зрителей. Первым делом, я советую, посмотреть первый полнометражный фильм «Иваново детство», который принес А. Тарковскому всемирную известность и завоевал высокую награду «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Предыстория. До Тарковского рассказ 'Иван' экранизировал другой режиссер, который не справился с этой работой. завалившего работу постановщика заменили выпускником ВГИКа Андреем Тарковским. Он начал с нуля - переписал заново сценарий, заменил всех актеров. в наследство от прежней картины осталось несколько толстенных альбомов с фотографиями сотен претендентов на роль Ивана. В итоге, выбрал лучшего! И, режиссер сам выбирал одежду в костюмерной: рвал на актере Николае Бурляеве рубахи, дырявил ватнички, пачкал о стенку, 'фактурил' штаны. Да, он, часами сидел в гримерной, отыскивая нужный облик: заставил перекрасить волосы в пшеничный цвет, оттопырил уши, подтягивал вверх нос, заставлял рисовать на моем лице веснушки, ссадины, царапины...В этом весь Андрей Тарковский, всегда в 'гуще событий'! Рекомендуется посмотреть этот фильм студентам режиссуры, актерам, и просто интересующимся людям. Этот режиссер был рожден художником и нашел свой единственный путь. С какой широтой видения вышел он в мир, с какой прозорливостью предостерегая человека, человечество от ошибок, какие пропасти и высоты человеческого духа открыл нам в своих фильмах. А вы знаете, что фильмы Тарковского нужно смотреть не один раз, так как с первого раза многое дается трудно. Удивительная колдовская сила заложена в них, поэтому их можно смотреть много раз и опять останется что-то неугаданное. В 1962 году поставили картину «Иваново детство» (по мотивам рассказа В. О. Богомолова «Иван», 1962г.) здесь резкое противопоставление жестокой реальности войны (настоящее Ивана) и поэтически прозрачных образов мирного прошлого (воспоминания, сны мальчика) вырастало в трагическом контрасте тьмы и света, гармоничной естественной жизни и уродливого, губительного зла. Война глазами ребенка… это эмоционально, задумчиво, сложно, слёзно. Мне понравился сюжет, образы, эпизоды фильма. 'Мальчик безумен, как безумна сама война', так написал Жан Поль Сартр в своем знаменитом эссе от 'Иваном детстве'. Моё знакомство с фильмом «Иваново детство» Тарковского оставило впечатления чуда. Он величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон. Андрей Тарковский прожил короткую жизнь. Жизнь, укороченную тяжелой борьбой за право говорить своим голосом. А фильмы его будут жить долго, как все создания истинного искусства. Режиссер всегда говорил: 'Хорошую вещь могу сделать только на трех вещах - на крови, культуре и истории'. И как никто из кинорежиссеров современного поколения, Андрей создал наше кино, нашего зрителя, создал его восприятие, определил для России кино как самостоятельного искусства, такого же вечного, как вечны Театр, Литература, Живопись. и в другом великое предназначение - восстановить связь времен, наполнить культуру кинематографа высотой Вечного.

mikesaf
mikesaf8 ноября 2014 в 13:12

Очень красивый фильм. Я обычно больше обращаю внимание на содержание, но в «Ивановом детстве» меня прежде всего поразила красота и техника съемки. У кино много прародителей, один из них – фотография. В фильме Тарковского это явно видно. Кажется, можно остановить пленку и получатся потрясающие фото. Визуальный ряд – великолепный. Да и вообще, все сделано мастерски. Это настоящее большое кино. Я как-то пропустил творчество советских режиссеров посвященных Великой Отечественной. Мне казалось, что все они в большей или меньшей степени являются идеологическими агитками. Но, на самом деле, это далеко не так. В «Ивановом детстве», Тарковский рассматривает достаточно универсальную тему – как война сказывается на жизни ребенка, превращая его из жизнерадостного подростка в маньяка одержимого местью. И в этом плане фильм вневременной. Кроме того, он явно находился на грани цензурного запрета. Следуя веяниям новой волны в мировом кинематографе (прежде всего итальянского неореализма) Тарковский, вместе с другими молодыми деятелями кино, выходит за рамки общепринятых концепций. Раньше не принято было рассматривать отдельного человека и его проблемы, все персонажи были частью целого (коллектива, нации, страны). С оттепелью в СССР, совпавшей с новыми веяниями в Европе и во всем мире, передовое искусство меняет направление. Помню как наш школьный учитель истории, для того чтобы проиллюстрировать смену «климата» в СССР, приводил в пример фильм «Я иду, шагаю по Москве» (1963г.)(Кстати над ним работал тот же оператор, что и над «Ивановым детством» – Вадим Юсов). Такого «свободного» «индивидуалистического» фильма не могло появиться в 50-х. Даже названия такого быть не могло быть! Кто это «Я», который шагает по Москве?! «Я» в то время в Советском Союзе был один! «Иваново детство» - снимался в той же канве. Это было время молодых поэтов, художников, режиссеров. Казалось, что наступает новый золотой век. Человечество достигло небывалых до этого высот в науке, начало осваивать космос, по всему миру начались серьезные движения против войн, тоталитаризма, за новое общество. Все это конечно влияло на киноискусство. Неореализм - это реакция на новые веяния и попытка уйти от «папочкиного кино», что в Европе, что в СССР. Неореализм проявлялся во внимании к деталям, к личности персонажа, к попытки отразить и осмыслить действительность вне идеологических рамок, показе жизни такой какая она есть. «Иваново детство» не типичный для Тарковского фильм. Уже в следующем своем фильме «Андрей Рублев» он будет говорить совсем о другом. Но эта его первая большая работа войдет в историю мирового кинематографа как один из лучших фильмов на военную тематику.

ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТИК
ОБЪЕКТИВНЫЙ КРИТИК17 мая 2008 в 20:28
Месть, разведка или разведка как месть?

Тарковский в фильме 'Иваново детство ' впервые затронул тему войны именно в таком ключе. Впервые в истории советского кино подошёл к данной теме с другой стороны по сравнению с остальными военными фильмами. Этот подход к войне в какой-то мере напоминает стиль повествования Хемингуэя: холодный, трезвый, зеркальный, непредвзятый. В данном фильме 'войны ' по сути как таковой нет (под словом 'война ' я здесь предполагаю всё то, что мы все привыкли видеть в других военных лентах): ни как таковых страданий народа, ни массовых сражений, ни атак, ни гибелей. Здесь показана 'война ' в мальчике Иване 12 лет, у которого 'детство ' как раз не существовало из-за этой 'войны '. Его, оставшегося в столь раннем возрасте сиротой, война заставила повзрослеть в момент настолько быстро, что он к этому стремглавому взрослению уже успел и привыкнуть. Иван 12 лет в фильме смотрится не моложе 45-летнего командира дивизии (иногда он на фоне бывалых военных в фильме кажется взрослее и их даже). Его повадки, манера речи, характер холодный и сильный - всё заставляет думать, что это опытный полководец в оболочке мальчика 12 лет. Чувствуется даже какая-то здержаность его к самой войне: он её ненавидит всей своей сутью, но не показует весь спектр эмоций, словно накапливая всё больше и больше его для того чтобы выплеснуть в нужный момент весь его прямо, будучи уверенным в точном попадании. Он в любой момент готов идти на врага, не чувствуя ни капли страха, ни даже какого-то намёка на него. Пускай он бросается в слезы, когда его не хотят брать на сражения и отправляют окончить воинскую гимназию. Его слёзы в данный момент не показатель тонкости и ранимость его характера (может разве что Тарковский хотел ими показать всё же ещё детскую душу Ивана), а показатель - его крайней огорчёности и озлобленности на судьбу, которая не даёт ему шанс хоть в какой-то мере рассчитаться с убийцами его родных. Здесь Тарковским поставлена довольно весомая загадка: имеет ли место быть в Иване желание отомстить за убитых фашистами близких или в нём играют другие побуждения? Это колоссально сложный вопрос. Если мыслить логично и шаблонно, то естественно можно сказать: 'Имеет и ещё как! ' Но в картине Тарковского такой ответ прямо сказать нельзя. Начнём с того хотя бы что, как на мой взгляд, нам в фильме показан мальчик Иван потерявший родных где-то полгода назад. То время дикой ненависти и злобы на врага уже минуло, чувства отчаянья немного притупились, устаканились; агрессия и желание мести превратились уже из пламени в камень и лёд (что как раз возможно намного страшнее). У него нет прямой цели мстить, - что касается этого вопроса он спокоен, как по мне. В нём присутствует только желание наносить ущерб врагу как можно больше (что он и делает в разведке). Как можно дольше воевать. Вот что желает Иван. В нём отсутствует ярое побуждение к 'убийственным деяниям ' (убивать, насиловать и т. д.) В Иване 'разведка ' в какой-то мере даже побеждает чувства мести. В этом может быть и заключается другая сторона фильма - показать, как и какие черты проявляются с ранних лет в молодом парне, которому судьбой предначертано стать в будущем настоящим разведчиком; показать психологию зарождающегося в парне разведчика. Очень ощутимо холодное бездействие режиссёра к тому, что происходит в кадре. Что меня как зрителя заставляет чувствовать довольно высокую степень художественной реалистичности фильма. Как и Хемингуэй в своих книгах о войне Тарковский большую часть сил здесь приложил к психологической достоверности картины; непосредственно главного героя Ивана, который получился крайне живым и настоящим. Просто потрясён игрой 16-летнего Николая Бурляева. Так и задаешься в течение фильма вопросом: «Откуда он это знает? ' Фильм как мы знаем, удостоен наградой «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале 1962 года и, по-моему, является классикой советского интеллектуального кино. Так что все советую очень даже!

Macabre
Macabre23 декабря 2009 в 23:05
Странные игры взрослых детей

Детство заканчивается тогда, когда ты понимаешь, что умрешь. (Ворон) Помнишь, когда ты в последний раз ощущал, что весь мир - это солнце, колодезная вода, ветер в волосах, светящееся радостью лицо матери, искорки в глазах сестренки, душистые яблоки, все это - часть тебя, а ты - ты всего лишь ребенок, беззаботный и наивный. Тебе не ведома ни адская боль утрат, ни терпкий вкус разочарований, ни уродливая старуха с косой. Ты просто живешь, живешь играючи. И все вокруг - всего лишь игра, игра придуманная тобой и для тебя. Она начинается с первой улыбки и первого звонкого смеха. Просто игра, детская и глупая. Ей приходит конец, когда погибает последний лучик надежды. Говорят, что взрослые - это те же дети, только игры их другие. Не то чтобы умнее или сложнее, скорее - страшнее. Дети, которым волею судьбы пришлось стать участниками этой игры - уже никогда не станут прежними. Взрослые игры лишают их детства. Именно это и произошло с героем фильма Андрея Тарковского «Иваново детство»: ему просто пришлось повзрослеть слишком рано. Это процесс необратимый. Иваново детство закончилось в тот день, когда мальчик лишился его главного символа - матери. Мы так и не узнаем, была ли она убита или пропала без вести. Взрослые не теряют надежды найти ее после окончания войны, Иван же считает себя сиротой. Это чувство помогает мальчику подпитывать месть, а месть дает желание жить, действовать. Надежда на встречу с матерью уже погибла. Детство кончилось. И потому он безрассудно готов исполнять любые сложнейшие поручения, его мятежный дух боится оставаться в мире, где нет войны, потому отправка в тыл для него - худшее наказание. И он будет самым смелым, самым полезным... И кажется, что исполняя все эти поручения, он получает какое-то странное удовольствие, словно уже не мыслит жизнь без постоянной опасности. Не мыслит жизнь без войны. Образ потерявшего детство мальчика Ивана был придуман Владимиром Богомоловым в 1957 году. Его рассказ имел большой успех, был переведен на другие языки и попал на глаза кинодраматургу Михаилу Папаве, видоизменившему произведение, в частности, переработав его концовку. Затем Папава стал искать человека, который смог бы перенести историю на экран. Таким человеком оказался начинающий режиссер Эдуард Абалов. Съемки начались, однако после просмотра первых кадров было принято решение их остановить, а затем и вовсе поставить на проекте крест - отснятый материал был признан совершенно неудавшимся. И тут на сцену вышел Андрей Тарковский, который решился снять фильм на свой лад, за оставшееся время и на оставшиеся средства, почти полностью сменив актеров и съемочную группу. Первый полнометражный фильм Андрея Тарковского кажется едва ли не самым простым и понятным в его фильмографии. Но это только на первый взгляд. В СССР «Иваново детство» так и восприняли - лента о геройском поведении мальчика на войне. Слишком прямолинейно - Тарковский так не мог. В Европе на этот фильм смотрели по-другому. Именно поэтому сразу стоит иметь в виду, что картина пронизана всевозможными символами, характеры не так просты, как кажется, а операторская работа Вадима Юсова, вместе с музыкальным сопровождением Вячеслава Овчинникова создают ту самую атмосферу, окунувшись в которую, долго не можешь выплыть на берег реальности. Нелепость войны, ее бессмысленность и жестокость - казалось бы, все фильмы на военную тематику затрагивают вышеобозначенные вопросы. Однако нигде они не звучат так пронзительно, нигде взгляд на образ ребенка на войне не выглядит столь пессимистичным. Здесь не будет пафосных речей о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Лишь один раз герой картины Гальцев задаст вопрос, который приходит в голову и сейчас, 47 лет спустя: «Неужели это не самая последняя война на земле?». Неужели с годами люди ничему не учатся? Двенадцатилетний мальчик Иван - это и есть отражение ужасов войны. Иваново детство - наглядный пример того, что она делает с людьми, что у них отбирает. Изуродовано, уничтожено - не только детство, но и вся дальнейшая жизнь. Сны и реальность - на контрасте этого строится лента Тарковского. Именно со сна мальчика начинается фильм и своеобразным сном, или скорее фантазией создателя, он и заканчивается. Чистый детский смех обрамляет историю боли, одиночества и страха. Контрастность этих двух вселенных подчеркивается и с помощью музыки, и с помощью света. И, конечно, же главное отличие - поведение героя. Во снах, которые и являются воспоминаниями его жизни, он смеется, улыбается, он с мамой и с сестренкой. Он - счастлив. Эти кадры более светлые, звучит приятная мелодия, простая, деревенская. В реальности, темной, унылой - невозможно точно определить, что он чувствует. Он пытается быть сильным, ведет себя и разговаривает как взрослый, не дает волю чувствам. Он даже пробует играть - в войну. Мальчишки часто так играют - это нормально. Он нападает с кинжалом на вражескую шинель, он грозится ей расправой, но тут внезапно эмоции вырываются из детской души, он не в силах выразить всю ту злобу, ненависть, которая скопилась в нем. Он плачет. Но плачет не как ребенок - это слезы обиды, непонимания, слезы взрослой боли. Несмотря на то, что Иван легко сходится с людьми, он все же остается замкнутым и в глубине души таким одиноким. Он переживает за боевых товарищей, он желает отомстить, он ненавидит все немецкое, будь то шинель врага или гравюры старинного мастера. Ни слова о себе. Да и как можно думать о себе, если перед тобой на стене оставлена кем-то неведомым такая вот надпись: Нас 8 человек каждый не старше 19 через час нас поведут убивать отомстите за нас! Мелочи в этом фильме необыкновенно важны и символичны. Излюбленный Тарковским образ воды, стоячей или дождевой, словно служит проводником из одного мира в другой. Эта вода в колодце, вода в ведре, которое ставит перед мальчиком его мама, вода, набегающая на берег - во сне. Наяву - болото, дождь, река. Пожалуй, это то единственное, что связывает два этих времени: прошлое и настоящее. Единственное, чего нет у этой истории - будущего. В первоначальной версии сценария, написанной Михаилом Папавой и носящей название «Вторая жизнь» Иван остается жив, наши войска спасают его и финал картины должен был быть вполне оптимистичным. Однако сам автор рассказа позже попросил отказаться от такого завершения истории. В реальности у Ивана и таких как он просто не было этой самой «второй жизни». ...он до сих пор бежит по берегу, оставляя далеко позади своих сверстников, обгоняя неумолимое время и стремительный ветер, бежит в неведомую даль. Он бы и рад остановиться, но уже не сможет. Никогда.

Shakutin
Shakutin16 декабря 2009 в 13:39
Детство, которого не было…

Идет Великая Отечественная Война. 12-летний Иван наравне со взрослыми трудится в разведке, добывает важнейшие сведения, которые не могут получить разведчики постарше. Военные, с которыми работает Иван, понимая на какой риск каждый раз идет мальчик, хотят любой ценой убрать парня с фронта. Но Иван слышать не хочет о «мирной жизни», ведь на глазах маленького разведчика фашисты расстреляли его маму… В 1961 году на «Мосфильме» произошло неприятное событие: после того, как отсняли тысячу полезных метров пленки, был закрыт фильм, который посчитали творческим браком. Фильм назывался «Иван», по рассказу Владимира Богомолова «Иван». Сейчас остается только гадать, почему переснять эту ленту предложили молодому дебютанту Андрею Тарковскому, на счету которого была лишь дипломная работа «Каток и скрипка». Взявшись за работу, режиссер, засучил рукава и снял потрясающую картину. На первый взгляд простую, но наполненную сложными символами ленту, с первых же сцен которой можно было сказать, что в мировой кинематограф пришел настоящий мастер. Вместе со своим сподвижником оператором Вадимом Юсовым, Тарковский создал запоминающийся визуальный ряд, так же был переработан и сценарий ленты. Можно себе только представить, что чувствовал, работая над фильмом, режиссер-дебютант. Тарковский прекрасно понимал, что если съемки завершатся провалом, то вряд ли ему доверят серьезную работу в дальнейшем. Из воспоминаний Тарковского: «С другой стороны, для меня эта картина была как бы экзаменом. Для самого себя. Я серьезно, очень серьезно думал, что если картина не получится, вряд ли я останусь в кино. То есть сам бы не захотел остаться. Я был очень честолюбив в то время, очень верил в свою исключительность. Провала я бы не пережил.» Но все обошлось… Фильм «Иваново детство» стал трагической, экзистенциальной поэмой, поразившей самого Жана Поля Сартра. Но на съемках фильма трудно пришлось не только Тарковскому и Юсову, все свои силы, всю энергию отдал и молодой Коля Бурляев, которому, в то время, было всего 14 лет. Режиссер требовал от маленького актера не игры, а полной правды. Коле приходилось лежать в холодной мартовской грязи, ползать в осенних болотах, в одежде и ботинках плавать в ноябрьском Днепре... И все это ради того, чтобы достоверно передать образ необыкновенной личности – героя самопожертвования Ивана. Он бросил на кон все, он добровольно и с полным сознанием принес себя в жертву. Война для Ивана – это месть. Месть за уничтоженное на взлете детство, за гибель матери, за все то светлое и доброе, что должно быть у мальчишки… В мире взрослых, вынуждаемый страшными обстоятельствами именно ребенок предлагает себя на заклание, совершая тем самым почти что религиозный акт. Одним из своеобразных «ноу хау» режиссера стали и сны Ивана. Сны, в которых мальчик видит свое прошлое: «Мама, там кукушка!» и запрокинутое лицо убитой матери, вода в колодце и грохот немецкого автомата, кони, жующие рассыпавшиеся по песку яблоки и грубая, непонятная немецкая речь… После выхода в широкий прокат в июне 1962, «Иваново детство» стал сенсацией. Пресса восторженно писала о фильме, как о явлении в кино. В Венеции фильм получил гран-при - «Золотой лев Святого Марка», а затем еще более десяти наград на различных зарубежных кинофестивалях: «Золотые ворота» в Сан-Франциско, «Золотая голова в Паленке» Акапулько 1963 года… «Иваново детство» - фильм, который и сейчас невозможно смотреть без комка в горле, без боли в сердце за тех, кто безвозмездно пожертвовал собой, бросив на Алтарь Победы все: жизнь, свободу, счастье, детство… Прекрасный и пронзительный дебют одного из самых выдающихся русских режиссеров Андрея Арсеньевича Тарковского. Иван до войны проходил у ручья, Где выросла ива неведомо чья. Не знали, зачем на ручей налегла, А это Иванова ива была. В своей плащ-палатке, убитый в бою, Иван возвратился под иву свою. Иванова ива, Иванова ива, Как белая лодка, плывет по ручью. Арсений Тарковский. 1958 г. 10 из 10

alexgpomor
alexgpomor17 апреля 2020 в 16:41
Пятна на солнце 'Иванова детства'

Предварительно хочу сразу сказать: я совершенно согласен с оценкой 'Иванова детства' как великого произведения киноискусства. Однако рецензии, весь смысл которых заключается в переливании из пустого в порожнее под девизом 'Тарковский - гений, а тех, кто не согласен, нужно повесить на любимой березе Тарковского', меня категорически не устраивают. Поскольку среди тех, у кого были свои взгляды на киноискусство, был, например, Гайдай. Правда, в открытую дискуссию он не вступал... однако не упустил возможности 'уколоть' Тарковского, спародировав финальные кадры 'Иванова детства' в 'Бриллиантовой руке'. И поэтому здесь я хочу коснуться только недостатков 'Иванова детства' - так сказать, пятен на солнце. В первую очередь, это неудачный сценарий. В принципе, Тарковский это признавал сам, когда говорил, что 'Иван' Богомолова не подходил для фильма. Конкретно, сам сценарий, видимо, был слишком мал, и поэтому в него пришлось вставлять и ненужных героев, и ненужные сцены. Конкретно - это все в фильме, связанное с военфельдшером Машей (Валентина Малявина). Понятно, что найдется полным-полно любителей объяснять мне, что я идиот, что это глубокий символический смысл, что Маша здесь типа религиозное олицетворение богородицы и т.п. Но фильм называется - 'Иваново детство', главный герой здесь - Иван, и Маша здесь не связана с ним никак и с точки зрения принципов драматургии не нужна никак. И недостаток этот, между прочим, далеко не случайный - он стал чуть ли не традицией советского кино. Негласно считалось, что сценарий можно писать хоть левой ногой, что главное - получить одобрение и финансирование на съемки, а там 'камера все спишет'. Скажем, откровенно посредственным сценаристом был Алексей Герман. Да и у самого Тарковского сценарии далеко не всегда получались удачными: его поклонники если и упоминают 'Один шанс из тысячи' и 'Осторожно! Змеи!', то только мимоходом. Ну и кроме того - никто не обращает внимания на то, что вообще-то фильм, несмотря на его название, отнюдь не про детство, а про отрочество героя. Объективно любое несоответствие названия и содержания - это ляп, и ляп именно сценарный. С этим основным недостатком связаны и различные мелкие шероховатости. Скажем, это театральность некоторых мизансцен (от крупных планов к концу ленты начинает рябить в глазах), провисание действия (хотя сам фильм в сравнении с последующими лентами Тарковского - мегакороткий). Но нужно обязательно отметить, что если бы режиссурой не пришлось ретушировать недостатки сценария, то и этих шероховатостей не было бы заметно. Возможно, формально это действительно связано с литературной основой - если бы это была экранизация не рассказа, а повести или романа. Думаю, 'Звезда' или 'В августе 44-го' у Тарковского (если судить хотя бы по сцене переправы через Днепр) получились бы просто фантастические! Однако со 'Звездой' был связан относительно недавний скандал, известный всем в мире кино (фильм несколько лет не выпускали на экран из-за претензий к 'неуставным действиям' разведчиков), а 'В августе 44-го' Богомолов напишет только через 12 лет. С другой стороны, заметно, что 'Иваново детство' для Тарковского - это еще период поиска своего киноязыка. Есть сцены, снятые 'под Калатозова', есть - 'под Годара'; расставание с 'советским поэтическим кино' (в стилистике которого Тарковский снял 'Каток и скрипку') также шло явно болезненно; к собственному методу работы с актерами Тарковский тоже еще не пришел. Так, сцены с Валентиной Малявиной - это уже 'классический Тарковский', однако обо всех сценах 'Иванова детства' это не скажешь. Конечно, если рассматривать их по отдельности, вне связи друг с другом, то сняты они великолепно, потрясающе и тп., и с этим я не спорю. Но если говорить о гармоничности стилистики повествования картины, ее стилевой целостности... сравните хотя бы эпизод в березовом лесу с эпизодом переправы: такое чувство, что их сняли два разных режиссера. Повторюсь еще раз - я абсолютно сознательно коснулся лишь того, что в 'Ивановом детстве' мне кажется его недостатками. В том числе и потому, что недостатки этой ленты - это продолжения ее достоинств. 8 из 10

riuzake
riuzake12 декабря 2018 в 17:42
Гениальный дебют

«Иваново детство» - это дебютный фильм молодого, талантливого режиссера Андрея Тарковского, впоследствии, снявшего еще 6 фильмов, каждый из которых навсегда вошел в историю мирового кино. Фильм является экранизацией рассказа Владимира Богомолова «Иван». Действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны, молодой лейтенант Гальцев описывает свою встречу с двенадцатилетним разведчиком Иваном, родителей которого унесла война. Изначально работой над картиной занимался режиссер «Мосфильма» Эдуард Абалов, однако качество отснятых им материалов было признано неудовлетворительным, и в декабре 1960 года фильм был снят с производства. Через полгода съемка картины была возобновлена, режиссерское кресло занял молодой, пока никому не известный Андрей Тарковский. Сценарий был переработан, и, в конце концов, картина была снята на гораздо более скромный бюджет. Что же в итоге получилось? С моей точки зрения, получилось гениальное кино о самой кровопролитной и резонансной войне в истории человечества, кино о человеческих судьбах, которые эта война унесла, а главное – о детстве, о потерянном детстве поколения Ивана. В картине противопоставлены два мира: светлый мир мечтаний и воспоминаний Ивана и темный, заболоченный мир военных реалий, в котором у главного героя нет времени на детство, пока Родина в опасности. Я бы не стал называть «Иваново детство» стереотипным патриотическим военным фильмом, ведь это кино не говорит исключительно о героизме советских разведчиков, но оно о гуманизме: главным антагонистом в картине выступает непосредственно сама война. Одну из ключевых фраз в конце фильма произносит лейтенант Гальцев: «Неужели это не последняя война на земле?». Действительно, неужели не последняя? Отдельно отмечу операторскую работу Вадима Юсова, с которым Тарковкий, впоследствии, снимет еще два фильма. Зачастую герои сами заходят в запечатленное камерой пространство, минималистическими средствами в фильме создана жуткая реальность, в которой ни при каких обстоятельствах не хочется оказаться самому. Своим видеорядом «Иваново детство» относит нас к «Тропам славы» Стенли Кубрика. Уже в «Ивановом детстве» можно заметить атрибуты, проходящие практически через все фильмы Тарковского: это разрушенный дом, деревья, вода, лошади, яблоки, а также документальные кадры. Пусть сам Тарковский впоследствии назовет фильм чересчур претенциозным, в котором все сделано без чувства меры, но для меня «Иваново детство» - это великий фильм о войне, это кино, которое, безусловно, стоит того, чтобы его хотя бы раз увидели. 10 из 10

DimaKIN
DimaKIN6 июня 2018 в 12:17
Растерзанное детство

В аутистическом языке... меньше природно-этнографического, живой плоти бытия, характеров, больше универсально-человеческого. Национально-психологическая почва как бы осыпается здесь с отстраненно-теплых общечеловеческих символов, сплетающихся в Гармонию… Так и кинорежиссер Тарковский на Западе на съемках, не зная английского, чувствовал Гармонию «мимо» языка. Марк Бурно, «О характерах людей» Вторая мировая, Гитлер, героическое усилие народов СССР, и вместе с тем — акценты смещены. Германия подло напала на родину, да, но картина не только об этом. Иван видит рисунок средневекового художника, говорит: «И здесь — фрицы»; и 400 лет назад это было, и 2000 лет назад, это было всегда: плохие «фрицы», хорошие наши; называется это война, а война есть безумие общечеловеческое. Один из героев задается, как будто от лица режиссера, вопросом не о родине и ее победе, а о людях вообще: «Неужели это не самая последняя война на Земле?» А другой герой, пользуясь свободным временем между боями, в удивительно чистом, почти ангельском березовом лесу ухаживает за фельдшерицей; ничего особенного не происходит, далеко дело не заходит, но как-то так показал Тарковский эту общечеловеческую константу — без сентиментальности и пафоса, выпукло-жизненно, не манипулируя зрителем, — что сердце щемит. Монтаж часто сновидческий. Иван заснул в жилом помещении, вот камера смотрит на руку спящего Ивана, затем движется от руки влево, смотрит вверх и — обнаруживает зритель неожиданно для себя — смотрит из глубин колодца, а сверху смотрят в воду колодца, в кино-глаз, Иван и его мать. Иван в глубинах колодца — тоже общечеловеческая константа: образ смерти, возвращения в материнскую утробу (как и цикл сна и пробуждения есть образ ежедневной смерти, нисхождения во ад и воскрешения). Сны, воспоминания поэтически пронизывают фильм, затрагивая любимую Тарковским тему: травматическую память. Потеря близких искалечила Ивана, лишила детства, травматическая память разрушает его изнутри. Тарковский даже в такой ранней своей работе смог достичь впечатляющих высот. «Иваново детство» одновременно не сентиментальное и не цинично-нигилистичное. Навскидку и не вспомнишь, кто из западных режиссеров способен воплощать в кинотексте такой баланс. Обычно с западными фильмами дело обстоит так: если хочешь общечеловеческие ценности и какой-нибудь гуманизм, смотришь Нолана, Спилберга и т.д., но они часто пафосные и сентиментальные; если устаешь от сентиментальности и хочешь истины а-ля Ницше и Фрейд, то смотришь Кубрика, Финчера и т.д., но они зачастую нигилисты, пессимисты и циники. Как бы ни были многие западные мэтры велики, они односторонние. А у Тарковского в «Ивановом детстве» — широчайшая перспектива: любовь без сентиментальности, правдивость без цинизма. Не портит дело даже тогда еще молодой, а сейчас православный артист Николай Бурляев, о котором Тарковский отзывался так: «… там очень плохо играет мальчик, очень плохо», и есть основания с Тарковским согласиться. А вот в том, что картина вышла претенциозной, соглашаться с Тарковским оснований нет. Бурляев не только не портит дело, но создается даже впечатление, что недостатки его актерской игры парадоксальным образом идут картине на пользу. Хорош и финал: судьбы героев не эффектными вспышками спецэффектов входят в нейроны зрителей, но настоящей магией кино, простым и изящным решением, действующим прямо на сердце. Как будто следуя очерченной в «Пире» Платона психопрактической схеме, которой пользовались неоплатоники, Тарковский возводит умы зрителей от судеб пары-тройки персонажей к судьбам всех, затронутых Второй мировой, а от них – к судьбам всех людей, когда-либо страдавших от войн, а от них, в свою очередь, к вопросу нравов, то есть вопросу о сущности войны. И после концовки фильма осознаешь, насколько талантливым и емким является его название, «Иваново детство». 9 из 10

temugin
temugin7 мая 2012 в 11:11
Вечность души

«Иваново детство»-первая полнометражная картина Андрея Тарковского. По своему сюжету, внешне, она оказалась наиболее понятной, а потому и самой известной и популярной среди советского кинозрителя. В нашей стране ее трактовали с точки зрения героической борьбы 12-летнего мальчика Ивана за освобождение Родины от фашистских войск. Тема эта была особенно актуальна, со дня окончания войны прошло еще не так много времени (премьера состоялась в 1962 г.), и поколение детей, выросших во время войны, хорошо помнило то тяжелое и страшное время. Но вот другую линию, скрытую за внешней, внутренний лейтмотив картины о психологическом воздействии войны, о разрушении человеческой души, ужасе, коверкающем сознание и лишающем детства детей, оставляя после себя внутри лишь выжженную пустыню (характерные кадры с обгорелым деревом) — увидели не все и отчего-то не подчеркивали ее глубокую экзистенциальную значимость. В своем дебютном фильме четко виден автор будущего «Андрея Рублева» и «Соляриса». Ставка не на демагогию, идеологию и пафос, а на реальные переживания и чувства, на яркий символизм-каждый кадр здесь важен в канве повествования. Образы, символы для более яркого и глубокого восприятия действительности. С помощью снов маленького Вани режиссер пытается показать жизнь души, переложить ее на язык образов и звуков, и у него это получилось совершить очень красиво. После просмотра фильма, наряду с чувствами сопереживания жертвам войны, их страданиям и изломанным судьбам, возмущения и ярости от зверств войны, остается некое чувство чистоты и спокойствия, ощущения, будто прикоснулся к первозданной красоте. Все это-результат мастерской работы Художника Тарковского. Он чередует эмоциональные впечатления- вот маленький мальчик отправляется через темное болото в тыл к немцам на верную гибель, и тут же камера выхватывает водную гладь, отражение деревьев и спокойное движение веток по ней. Прекрасная, спокойная в своем величии и вечности природа. И вода — один из любимейших предметов интереса Тарковского. Вода как символ жизни, мудрости и памяти. Вода-отражение души. Березовый лес — из него сложены землянки для военных, оно стало средством, использующимся для такого противоестественного дела, как война- и тут же кадры романтической встречи капитана Холина и девушки Маши в березовом лесу. И здесь уже это место спокойствия и гармонии, то пространство, где зарождаются любовь и счастье. И самые запоминающиеся по своей красоте и смыслу моменты- это сны Ивана. Воспоминания колодца, как древнего источника мудрости и истины. Поездка в кузове машины, доверху набитой яблоками рядом с сестрой, ставшей очередной невинной жертвой войны- искренняя детская радость, улыбки и отливающие чистым золотым светом яблоки на фоне идущего дождя, теплого и свежего. Яблоки, просыпающиеся на дорогу, и подходящие к ним лошади – живые существа, издавна символизирующие доброту и ум, верные помощники человека. В финальной сцене — провозглашение Тарковским идеи вечности- жизнь не заканчивается с физической смертью, и бескрайняя водная гладь с бегущими по ней детьми символизирует это. «Иваново детство» оставляет впечатление классического произведения, воспринимается как некая мелодия, плавная и размеренная, но прерываемая злостью и ужасом входящей в него суровой реальности. Реальности, в которой детство разрушается, а от живых людей остаются лишь папки с подписью: «расстрелян» или «казнен». Но это лишь одна из сторон многогранной жизни, в которой есть место для прекрасного, вечного, светлого.

Johnny Walker
Johnny Walker10 мая 2024 в 06:04

'Во-первых, там очень плохо играет мальчик. Очень плохо. Во-вторых, она претенциозна — в том смысле, как если бы пианист играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: всё педалировано, всё акцентировано чересчур, всё чересчур выразительно. Так сказать, сразу все тридцать два зуба актёр показывает — я имею в виду автора, самого себя. Всё сделано чересчур, без чувства меры… Но она, эта картина, мне дорога как первая моя самостоятельная работа.' А. А. Тарковский в беседе с Германом Херлингхаузом, 1973 год. Честно говоря, трудно не согласиться с Андреем Арсеньевичем. При просмотре я испытал некий диссонанс тематики, идеи и подачи. С одной стороны, здесь выдающаяся операторская работа гениального Вадима Юсова — каждый кадр хоть на стенку, мощная аура, эффектное построение кадра и съёмки. А с другой, у меня не случилось эмоционального вовлечения. Всё увиденное, все эти образы, технические крутые визуальные приёмы и символизм напоминали действительно крайне вычурную и выкрученную на максимум эстетику ради эстетики без какой-либо меры с откровенно триллерными эпизодами. Очень мощная и тяжёлая идея о мальчике, психику которого кошмарно деформировала война, подана здесь слишком, с позволения сказать, выпендрёжно. Возьмём те же «Летят журавли» или «Судьбу человека» или «Они сражались за Родину» — разительный контраст, и там все эмоции, вся боль разрывает тебя на части, и в тех же «журавлях» операторская работа тоже на поднебесном и революционном уровне. Сам Коля Бурляев играет мягко говоря не сильно хорошо — и это, на мой взгляд, промах самого Тарковского, который не смог добиться от ребёнка естественности в кадре Остальные артисты в кадре прекрасны, а Коля не живёт в кадре — он старательно пытается играть, он скован и напряжён, и это видно. Немного скрашивает ситуацию ершистость персонажа, но общую картину это для меня не поменяло. При этом кино в плане динамики и напряжения сделано очень здорово, смотрится оно с интересом, но фильм оставил после себя странное послевкусие, и принять такую спорную подачу на данную тему я так и не смог — эмоционально я это не прочувствовал и не принял. Т.е. я переживал именно из-за истории, формально показанных событий и сюжета, но не из-за работы режиссёра или актёрской игры. Возможно, снимать картину нужно было более классическому режиссёру уровня Калатозова но, в любом случае, это авторский подход и он имеет право на существование. Просто в этот раз мы с автором диаметрально разошлись во мнениях. 8 из 10

AntonRedHead
AntonRedHead3 декабря 2018 в 19:23
Нетипичная военная драма, особенно для СССР.

Очень тяжело воспринимать этот фильм, глядя на название... Ведь 'Иваново детство' показано страшной, хоть и непродолжительной, драмой, без какого-либо намёка на этот замечательный период в жизни. Хотя, возможно, добавление 'детства' в название произошло из-за ранее забракованного фильма 'Иван' по рассказу Владимира Осиповича Богомолова, и Андрей Тарковский просто решил дать картине другое название, дабы не повторяться. Однако гораздо правдоподобнее кажется, что в названии всё-таки скрыт художественный замысел, и повторения тут ни при чём. Тем более замыслу было место, поскольку в СССР в основном военное кино снималось про ничем не выделяющихся внешне солдат, простых, но взрослых людей. Даже девушки фигурировали в таких фильмах редко и то в основном по духу Вероники из 'Летят журавли', что уж говорить про детей. Название 'Иваново детство' сразу-таки заявляет о том, кто будет главным героем. Но оно всё равно рождает парадокс. Да, Иван Бондарев, сыгранный тогда 14-летним будущим народным артистом России Николаем Бурляевым, - ребёнок, который вдвое меньше всех здоровых мужиков-военных, обитающих в окопах и в штабах. Но с первого взгляда и не скажешь, что этот паренёк - ребёнок или вообще человек, в жизни которого было детство. Его грубое приказное общение с молодым лейтенантом Гальцевым, который и оплеуху мог бы отвесить за подобный тон, проявление гонора в сторону подполковника Грязнова только на первый взгляд выдают в нём какого-то невоспитанного человека. По ходу фильма становится ясно, что таковым Иван стал из-за войны, и всё, что осталось от его-молодого - это тело и несломавшийся голос. В душе он чуть ли не перерос абсолютно всех офицеров, с которыми общался. Так что право кричать на штатских ему дано морально, можно и так сказать. И как становится ясно, они ничего не могут ответить пацану. Гальцев, который и пороху не нюхал ещё, не может выкинуть возражения в его сторону, крикнуть, усмирить, а максимум Грязнова - это отцовская угроза дать ремня, что смотрится просто смешно: разве человека, прошедшего концентрационный лагерь, бежавшего от смерти километры и километры, переплывшего водоём, который и шкаф здоровый не осилит, - разве можно такого человека ремнём подавить? Да его и Ванькой-то назвать язык не повернётся, настолько его взрастила эта война. Но почему Иван такой? Что сделало его не вовремя выросшим? Ответ очевиден. И он не заключается в порой буйной игре неопытного Николая Бурляева и заторможенности остальных участников сцен. Опять же, все остальные офицеры на его фоне кажутся сосунками какими-то. Зачастую они не думают о наболевшем и не ведут себя, как хлебнувшие боёв, а наоборот, проявляют жизнь и банальное человеческое счастье. Военно-полевой врач Маша, сама того не ведая, двоих сводит с ума своей красотой, тогда как рядом - фронт и немцы, постоянно стрельба. Даже если война потрепала каждого, Ивану досталось больше всех из присутствующих рядом. Здесь кроется отличная реализация Тарковским идеи показать войну, как безумие, как психическое насилие над человеком ещё до размашистого 'Апокалипсиса сегодня' Фрэнсиса Форда Копполы. Сам Андрей Арсеньевич говорил, что 'пытался анализировать состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребёнка…' В 'Ивановом детстве' главный герой резко переступает порог созревания личности. Его разум попросту отторгает короткое счастливое прошлое, как что-то инородное. Это прошлое является Ивану во снах, которые не выглядят ярко и красочно, а являются психоделической проекцией, где разговор с матерью заканчивается самым страшным, а поездка в грузовике с яблоками снята в смеси негативного и чистого изображения с совмещением кадров, явно действующего с отдачей на глаза. Но Иван не кажется умалишённым, так как самой психоделики в картине присутствовало много. Лучше всего это видно на фоне старика, у которого немецкие бомбы уничтожили всё, кроме печки, петуха и калитки, которую он закрывает, будто всё вокруг целое. А ещё постоянные выстрелы, музыка, тела убитых Ляхова и Мороза... Словом, ужас. Однако этот фильм всё равно рождает надежду, не имея никакого намёка на радость. Мало того, 'Иваново детство' ещё и повествует не о героях или мужественных бойцах, а делает акцент на психологизм. Главный герой здесь кажется волком, который голыми зубами готов порвать захватчиков за смерть семьи, который видит в этой нации одних сволочей и подонков, люто их всех ненавидит, отчего и рвётся в разведывательную группу - всё ради мести. Но, получая вполне логичный отказ со словами 'Не твоё это', он начинает обижаться и кочевряжиться, как обычный ребёнок. И он же играет с ножом в одной сцене, где воображаемая попытка расплатиться с нацистом переходит в тяжесть и слёзы. Со знакомыми он общается по-братски и без резких нападок ни с того, ни с сего. То есть Иван - не ненормальный и может жить в мире, а стремление покарать фашистов - вообще отголосок любого советского человека того времени, которому враг нанёс бесценный моральный урон. Возможно, именно так Андрей Тарковский попытался передать боль каждого, и неважно, ребёнок он или взрослый. Правда, на фоне одного Ивана немного бесцельно выглядит образ женщины в фильме. Если мама героя и сестрёнка выступают как довоенные воспоминания, то Маша зачастую болтается на пустом месте и особо не фигурирует ни в сюжете, ни в атмосфере. 'Иваново детство' примечательно и тем, что является прорывной работой для Советского кинематографа чуть ли не впервые со времён фильмов немой эпохи. О нашем кино в 1962 году заговорили вновь, когда Тарковский выиграл с ним 'Золотого льва' на МКФ в Венеции. Также этот фильм стал первым полнометражным для режиссёра после окончания им ВГИКа на 'отлично'. Со временем Тарковский станет одним из величайших режиссёров в истории, и значимость его первой работы возрастёт, поскольку выдать такого качества дебют очень дорогого стоит. Сейчас же 'Иваново детство' среди прочих входит в различные списки величайших фильмов, в IMDB и на КиноПоиске имеет равные оценки - 8,1. И если на российском киноресурсе фильм-таки находится худо-бедно в топ-250, то в IMDB-шный очень обидно не попадает. Совсем недавно картина набрала необходимые для попадания в тамошний топ 25 тысяч голосов от зрителей, но под натиском других работ с похожими оценками в 250 лучших не проходит. 8,5 из 10.

vitaly222
vitaly22226 июня 2018 в 12:37
Детство кончается, как только ты понимаешь, что умрешь...

'Иваново детство' - фильм Андрей Тарковского по мотивами повести Владимира Богомолова 'Иван'. 9 мая 1962 году состоялась премьера. Благодаря этой полнометражной картине, режиссер получил всемирную известность, завоевав награды на международных кинофестивалях ('Золотой лев' Венецианского кинофестиваля). Главные роли - Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков. Интересно, что до Тарковского этот фильм уже пытался поставить режиссер Эдуард Абалов, но из-за критики художественного совета объединения, отснятые материалы были признаны неудовлетворительными. Потом возобновилась работа, но только уже Тарковским, съемки заняли пять месяцев. В военной драме описана история 12-летнего ребенка Ивана, детство которого закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он с риском для жизни добывает для командования сведения о противнике. В работе режиссера затрагивается вечная тема войны. Во время просмотра фильма задаешься одним вопросом — когда это все кончится?... Тарковский показывает, что такое война, и как она воздействует на человека, тем более на ребенка. Война несет разрушение, полностью разрушая жизнь человека. А что происходит с психикой ребенка? Естественно, происходит сбой логического развития. Характер разрушается, наблюдается необратимый сдвиг. Меня поразили такие качества, присущие Ивану, как смелость, осторожность, он одержим лютой ненавистью к немцам и острым желанием отомстить. Все, что должно быть в детстве у нормального ребенка, война заменяет злым сконцентрированным и напряженным даром войны. Детство ребенка безвозвратно уходит из его жизни. Особо хочется выделить игру актеров. Мне она показалось очень выразительной. Фильм получился эмоциональным. Андрей Тарковский еще раз напомнил о страшных последствиях войны. В заключение отмечу, что на войне не должно быть места детям. Никто не имеет права ни при каких условиях лишать ребенка детства! Размышляя над фильмом, я не смог ответить на вопрос — когда это все кончится? Иногда мне кажется, что никогда! 9 из 10

danija.aleksandrova
danija.aleksandrova12 января 2020 в 01:48
Бессмертные сны

Иваново детство начинается с кадров детства Ивана (Николай Бурляев), которое он видит во сне. Из-за расстрела матери и сестры у него есть детство только во снах. И в этом и заключается один из главных подтекстов фильма: сломанное детство и стремительное взросление. В связи с этим он одержим идеей о мщении своим обидчикам. Доказательство этого является мизансцена, когда мимо надписи о мщении появляются многие персонажи, но только Иван надолго задерживает на ней свое внимание. Из этого следует, что тема мщения волнует всех, но только Иван одержим ей. Впрочем, это не единственный момент, когда Тарковский языком метафор и олицетворений дает нам определенные посылы, поэтому к ним мы вернемся чуть позже. Сюжет разворачивается во время Второй мировой войны. После расстрела матери (Ирина Тарковская) и сестры (Вера Митурич) Иван становится одержим идеей о мщении. Для выполнения заветного желания он становится разведчиком. По своей любимой традиции Тарковский наполнил 'Иваново детство' большим количеством метафор и олицетворений. Например, в сюжете старик на пепелище (Дмитрий Милютенко) ищет гвоздь, Иван предлагает ему прямой гвоздь, но старику он не подходит. На следующих кадрах Иван слушает монолог деда, а на фоне его стена с погнутым гвоздем. В следующий раз эта деталь повторяется, когда герой наблюдает за стеной в церкви и его взгляд останавливается на надписи о мщении. Гвоздь - метафора здоровой психики; старик- безумец, который в результате войны потерял здравый смысл; а погнутый гвоздь- метафора сломанной и искривленной психики. Или например, художественные детали маркирующие пространство. Берег Днепра занятый немцами показан, как пространство нелюдей, где обитает смерть показанная через фигуры двух советских солдат, которые немцы выставили для устрашения и повесили табличку с надписью 'Добро пожаловать!'. В противовес этому берег Днепра, занятый советскими солдатами, показан как пространство людей, где есть место любви, счастью и беззаботности. В сцене переправы Ивана, герои плывут по реке и переплывают под крылом сбитого немецкого самолета лежащего на переднем плане- эта метафора, переход на чужую враждебную территорию. Также, когда они добираются до берега и Иван уходит в полную темноту - метафора символизирует переход Ивана в иной мир, а также сигнализирует о его смерти. В такой же неосвещенности передвигается немецкий патруль - они тоже, как бы не живые. Черно-белое освещение фильма было выбрано для того, чтобы подчеркнуть контрастность двух пространств, а также сюжетную линию, которая разворачивается во время войны. В фильме осталось еще очень много незатронутых нами олицетворений, но мы идем дальше. Благодаря приличному количеству метафор и мизансцен событийный ряд в отличии от оригинала Богомолова увеличился в полтора раза и за их счет само произведение обогатилось множеством смыслов и подсмыслов, а главным героем окончательно стал Иван, а не Гальцев. Сам Богомолов принимая участие в обсуждении признал фильм талантливым во всех отношениях, но подытожил так: 'фильм яркий, но не мой'. Иван является не просто главным героем произведения, в честь которого назван фильм, но он также является персонажем, которому Тарковский посвятил главную тему фильма. В отличии от повести Владимира Богомолова 'Иван' главная тема нестолько война, сколько отчуждение Ивана от остальных. Сам Иван одинок, чужой среди своих, он без сомнений является трагическим героем. Гальцев (Евгений Жариков) является героем, который в определенной является противоположностью Ивана. Косвенным доказательством их инаковости можно считать композицию кадров, в которой Иван появляется в зеркале на фоне, а на переднем плане Гальцев. Также интересным фактом является и то, что в отличии от оригинала Богомолова, в котором Гальцев был главным героем, от имени которого идет рассказ в фильме, он уступает свою значимость Ивану. Маша (Валентина Малявина) на сюжетном уровне молоденькая девушка испытавшая любовь, возможно первую на войне. Она в очередной раз утверждает пространство живых и еще больше усиливает контраст с пространством войны на том берегу. Фильм заканчивается тем же, чем и начинается, а именно кадрами детства Ивана. Именно моменты подобных кадров делают данную картину, в которой в общих чертах главной темой является гуманизм, что уже не позволяет его назвать очередным стереотипным патриотическим фильмом. К слову, это один из немногих, а возможно единственный военный фильм, в котором главный враг не столько Германия, сколько сама война. Все выше сказанное делает данную картину Тарковского таким же бессмертным, как и сны Ивана.

BroonCard
BroonCard8 февраля 2017 в 16:29
'Без комментариев!' (c) Холин

'Иваново детство' - это первый полнометражный фильм начинающего режиссера Тарковского Андрея Арсеньевича, который позже станет одним из самых именитых постановщиков всех времен. Однако тогда, в далеком 1962-ом году, на премьере об этом мало кто мог догадаться, основываясь лишь на впечатлении от его же лирической короткометражной ленты 'Каток и Скрипка', да на данном кино, которое все же явило в себе нечто ранее не бытовавшее в кругах кинематографистов Советского Союза да, пожалуй, в кругах мирового кинематографического сообщества. То было необыкновенная созидательность ленты, которая повествует о периоде, казалось бы, полнящемся одной лишь непрерывной динамикой - периоде Великой Отечественной войны. Именно Отечественной, ибо в данной ленте зритель смотрит на мир вокруг через взор юнца Ивана (Николай Бурляев), который не видит какого-либо воздействия немецких войск на мир. Нет. Он видит воздействие фашистов на свой дом, на свою судьбу, на свою семью. Именно на своё Отечество, которое он рьяно обороняет, добровольно кладя под гильотину свое детство и отрочество. В данной картине Андрей Арсеньевич словно и не рассказывает о войне. Он рассказывает о том, из чего она состоит не в целостном плане, а в плане более скрупулезного рассмотрения, начиная, в первую очередь, изнутри. Он говорит о разведке, он говорит не о громких боях, а о том, что им предшествует, то бишь о долгих буднях внутри окопов и ДЗОТов. Он, словно Эрнест Хемингуэй в своём нетленном произведении 'Прощай оружие', демонстрирует именно обыденную для военного времени рутину, которой сопутствуют нервы, натянутые до предела, но в то же время некоторая ленца с упованием на длань божью, которая рассудит, кому жить, а кому умереть - отношение к подобному сражающихся людей, отношение к себе и близким, осознание того, что требуется жить, пока есть возможность. Об этом говорит в фоновых тематиках Тарковский, в первую очередь рассказывая о не легкой судьбе маленького мальчика Ивана, который был вынужден так рано вырасти. Трагичность этой истории содержится в главным образом не в самом реализме показания того, что сотворила война с людьми и землями Советского Союза, а, скорее, в самой судьбе юного разведчика. Его рвение и отвага - это нечто необузданное, мальчишеское, детское и рудиментарное, словно лишенное понимания опасности, но тем самым и гипнотизирующее, заражающее собой. И это понимает не только зритель, это понимают люди и на экране, люди из окружения Ивана, которые видят в нем истинного, не без причины, героя и сами являются бесспорными спасителями родных мест, но куда более усредненными ввиду своего жизненного опыта. Хотя, в целом, Андрей Тарковский не просто так языком символов и образов дает понять человеку по ту сторону экрана, сколь юны персонажи, которые пусть и более взрослые, нежели Иван, но всё равно еще далеки до того периода жизни, в котором эту самую жизнь уже можно считать прожитой не зря... И в этом есть основная драма картины. В судьбах. В судьбах бойцов, которые за столь малый хронометраж запоминаются. Становятся если не родными, то словно очень знакомыми людьми. Буквально дворовыми товарищами, которых ежедневно видишь или видел в своих буднях. И потому более сильно пробирает догадка, что в войне участвует не кто-то там, со стороны. Участвуют, сражаются и умирают там такие, как твои личные знакомые. Такие, как ты... Это очень трагичный, и в то же время красивый в своей неспешности фильм. Операторская работа Вадима Юсова уже в данном проекте Тарковского явила нечто фантастическое. Показы обширных прерий с некоторым одиноким строем посредине, или показы пепелища с одним единственным, бесцельно бродящим по золе человеком, интересные находки касательно угла наблюдения за героями и локациями - все это формирует язык форм, метафоры на рай, ад, одиночество и многое-многое другое, что населяет чувственный аспект человека и его существование в целом. Да, образы довольно ясны, что не характерно для Андрея Арсеньевича. Но на то это и первая его серьезная работа. Она довольно легка для восприятия. И фильму такой тематики это идет лишь на пользу. Небольшая, запоминающаяся картина, которая своей атмосферой безысходности ввиду невидимого, но неотступного, вечно приближающегося, словно дамоклов меч, врага поражает, заинтересовывает и не позволяет отвлечься от просмотра. Крайне крепкая работа, которую вряд ли кто-либо ожидал от новичка-режиссера, вынужденного притом еще работать с материалом, с которым до него уже не справился один постановщик. Но, в конце концов, зритель получил то, что получил, а Андрей Тарковский однозначно заслуженно получил венецианского 'Золотого льва'... Иные слова здесь излишни. P.S. Спасибо за внимание.

Jezebel_k
Jezebel_k14 мая 2015 в 16:45
От мира в стороне

Там, в стороне от нас, от мира в стороне Волна идет вослед волне о берег биться, А на волне звезда, и человек, и птица, И явь, и сны, и смерть - волна вослед волне. Арсений Александрович Тарковский Огромная тонкого кружева паутина на сосновом стволе, а за ней русоволосый мальчишка с лицом первооткрывателя слушает кукушку и спустя секунду мчится за бабочкой, потом вдруг останавливается, и заливистый детский смех смело нарушает полуденную тишину лесной опушки. И этот ласковый солнечный свет, заставляющий лучиться глаза и отражающий сияние счастья на лице как от зеркала. А рядом самый близкий и любимый человек - мама... Но снова автоматная очередь - она всегда будет прерывать эти прекрасные сны. Сон. Сколько еще таких снов будет у Ивана? И всегда они разные. Неизменно одно – счастье, заполняющее не только душу, но и весь окружающий мир. А потом, в конце войны, видения о юном разведчике, бегущем вдоль берега реки в лучезарную даль, прервут горестные размышления лейтенанта Гальцева. Сколько их таких ежедневно в годы войны совершавших тихий подвиг и думавших не о наградах, а о том, как остановить врага? А ведь ему было всего двенадцать. В свои юные годы Иван уже сумел почувствовать в себе жестокость. Жестокость и непримиримость по отношению к врагу, сеявшему разрушение и смерть. Даже игры Вани являются отражением его чувств и смятения. Оставшись наедине с самим собой, он высвечивает фонариком внутренние стены полуразрушенной церкви, испещренные надписями тех, кого уже нет в живых. «Нас 8 человек. Каждый не старше 19. Через 3 часа нас поведут убивать. Отомстите за нас!» Воображение его настолько сильно, что кажется, будто эти люди здесь, рядом. И Иван вымещает свое отношение к незримому врагу на потертой немецкой шинели, висящей на стене. «Ты мне за все… Да я тебе… Ты думаешь я не помню?» Но голос срывается в плач. Это так контрастирует с неистовым звоном малого колокола, звучавшим, словно призыв к действию, несколькими секундами ранее. Символа воли и духа русского народа. Такой символ появился не случайно. В картине Тарковского нет случайностей. Даже ольховые шишки, сосновые иглы, ягоды, разложенные в кучки на листе бумаги, вместе с Иваном выполняют важную задачу, заключенную в секретном донесении в штаб Армии. Метафоричность киноязыка в этой картине немного прямолинейна. Потом, в более поздних работах появятся усложненные образы и тонкость метафор. Но даже теперь, в 1962-ом, это очень достойное исполнение. Тарковскому удалось перенести в кинополотно поэзию образов, где есть место и изысканной лирике, и суровой военной правде. Пронзительно нежные сны Ивана неизбежно проваливаются в мглистую атмосферу войны: мрачный силуэт одиноко стоящей мельницы, разрушенная деревня, где от стариковского дома остался только печной остов да дверной проём, чернеющее сухое дерево на переднем плане залитого солнцем речного берега. Природа и предметы разговаривают со зрителем самостоятельно. Немногословность диалогов лишь подчеркивает это свойство еще ярче. Но камера... Камера Юсова живет жизнью героев: вот она мчится по опушке вместе с Иваном так, что кажется, будто мир сейчас опрокинется, а вот - мерно покачивается в вальсе среди берез вместе с лейтенантом медицинской службы Машей. То вдруг застынет, ожидая пока пройдет враг, а затем неспешно поплывет по водной глади с отражающимися в ней деревьями или начнет метаться меж стен вместе с лучом от фонарика, выхватывая отрывки человеческого сознания. Полное отсутствие «рваного» монтажа. Планы картины плавно перетекают один в другой, и только игра света и тени разделяет два монохромных мира: счастливый мир снов и реальность. А предельно откровенные сцены в победном Берлине добавляют историческую достоверность. И снова появляются следы нечеловеческих деяний, оставляющие глубокие шрамы на людских душах. Этой картины могло бы не быть в том виде, в котором мы ее знаем. Ведь изначально фильм по рассказу Владимира Богомолова «Иван» снимался другим молодым режиссером. Но материал никуда не годился и на первом творческом объединении киностудии «Мосфильм» тихо паниковали. Тогда Михаил Ромм посоветовал своего талантливого ученика Андрея Тарковского, который уже придумал название фильму. Оно родилось сразу и осталось неизменным. Молодой режиссер представил литературный сценарий, написанный совместно с однокурсником Андреем Михалковым-Кончаловским, но в титрах авторами остались Владимир Богомолов и Михаил Папава. Пригласил оператора Вадима Юсова, с которым начал совместную работу еще на своем первом дипломном фильме «Каток и скрипка» и продолжал впоследствии в «Андрее Рублеве» и «Солярисе» и композитора Вячеслава Овчинникова. Выбрал на главную роль пятнадцатилетнего Николая Бурляева и за пять месяцев – что являлось очень краткими сроками по тем временам – снял фильм. Через одиннадцать лет режиссер очень сурово отзовется о своем дебюте: «Все педалировано, все акцентировано чересчур, все чересчур выразительно... Знаете, что стареет? Способ, язык и поиск образной истины». Но это всего лишь недовольство художника собственной работой, что не мешает постигать простые и значимые по своей сути истины через картину «Иваново детство» и сейчас. Ведь не зря же Вим Вендерс называл Андрея Тарковского ангелом кино и посвятил ему свое «Небо над Берлином».

Lil Brokensky
Lil Brokensky7 мая 2010 в 19:04
«А может его в тыл? Не детское это дело - война».

Беззаботная пора детства – то когда солнце всегда светит ярко, дождь всегда тёплый, мама весело тебе улыбается, а яблоки сочные и сладкие. И ты не знаешь ни горя, ни боли, ведь мама, заботливой рукой, оградила тебя от всего этого. Но вдруг эти воспоминания обрываются, каждый раз, снова и снова. Мама погибает, исчезает, уходит. Так и оборвалось детство Ивана, внезапно, одним обычным днём. Он лишился матери, он узнал смерть, он хочет отомстить. И поэтому он идёт на войну. Он хочет отомстить фашистам за мать, сбегает из детдома. Ему пришлось быстро повзрослеть, как и многим детям в военное время. Но детство – это такое состояние, что его уже не вернуть. И если ты лишился этого самого детства, ты уже никогда не станешь прежним. Поэтому мы не знаем дальнейшую судьбу Ивана, он не ребёнок, но он один. Сирота. Он становиться разведчиком и справляется со своими обязанностями не хуже взрослых. Он своевольный, и порой такой серьёзный, что не веришь, что перед тобой стоит двенадцатилетний мальчик. Иван сам решает свою судьбу, он не хочет слушать других, но всё же иногда слушается старших. Месть, сладкая месть – вот чего он хочет. Для него уже все немцы плохие, и солдаты и те кто жил много лет назад. Они разрушили его жизнь. Но только ли поэтому он идёт воевать? Я думаю, что нет. Он живёт войной, он не представляет себя в тылу. Он хочет быть полезным, но может быть он хочет быть нужным? Что с ним будет, когда закончиться война? Будущее так туманно, у Ивана никого нет. А в армии у него есть друзья, они ему почти как семья, он чувствует себя полезным, нужным, любимым. Но он может всего этого лишиться с окончанием войны. Он зависит от этого, он уже почти не боится рисковать своей жизнью, страх куда-то пропал. Игра исполнителя главной роли очень понравилась. Всё-таки непростой образ, для ребенка, а получилось просто прекрасно. Исполнители остальных ролей тоже сыграли неплохо. Но здесь нельзя так много сказать об актёрской игре. Она была на очень высоком уровне, но не дотягивает до превосходно. Хотелось бы остановиться на работе оператора и режиссёра. Фильм – это великолепное произведение искусства. В нём нет ничего лишнего, и каждая, даже незначительная деталь, что-либо обозначает. Поэтому произведение это можно долго изучать и открывать для себя что-то новое. Работа оператора превосходна. Красивые пейзажи определённо его заслуга. Но так же сами планы необычны, поэтому картинкой просто наслаждаешься. Необычные, порой резкие движения, и полёт Вани в самом начале. Некоторые картинки надолго остаются в твоей памяти. Например, крест. Он будто падает и тут из пыли появляется солнце, прямо в самом центре. Взрывы поднимают кучу пыли и затуманивают солнце. Ты будто попадаешь в их плен, темно и страшно. Песок сыпется с потолка, земля трясется. Нет ничего обыденного в съёмке. Всё это вкупе с музыкой даёт замечательный эффект. Фильм буквально завораживает, но также и поражает своей трагичностью и реальностью. Отрывистые звуки музыки, иногда, кажется, что они идут просто по отдельности. Они затрагивают такие струны твоей души, что становиться страшно. Война разве место для детей? Нет, но разве Ваню можно назвать ребёнком? Он увидел в жизни столько, что может пережить далеко не каждый взрослый. Война – ужасное место, она убивает детство.