Несколько мыслей о фильме, наполнившем наш быт массой цитат на все случаи жизни, и его литературной основе. «Иван Васильевич меняет профессию» - одна из советских кинокартин, по определению занимающих большее место, чем просто популярный фильм своей эпохи. По моему наблюдению, нет другой такой ленты, цитаты из которой, порой совершенно неосознанно, мы с завидной регулярностью упоминали бы в повседневном общении. Да, хлесткие фразы из других фильмов тоже обладают таким свойством. Но, думаю, мало кто поспорит, что третья картина Леонида Гайдая о Шурике в этом плане – несомненный рекордсмен. Выпивая в хорошей компании, мы нет-нет да и вставим вместо дежурного тоста – «Ну, здрав буде, боярин!» Знакомясь с кем-то в непринужденной обстановке, на автомате можем выдать: «Очень приятно. Царь». И уж конечно, завидев что-то необычно красивое, чего не ждали увидеть, частенько вытягиваем: «Красота-то какая. Лепота-аа…» В очередной раз пересмотрев трилогию Гайдая о Шурике, на этот раз специально с целью написать рецензию на каждый из фильмов, попробую оседлать любимого конька и дать оценку картине через сравнение с литературной основой – пьесой Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Соответствующий титр в начале фильма помнят, думаю, все. А вот читали это сравнительно нераскрученное на фоне более известных работ Михаила Афанасьевича произведение, наверное, не многие. Кто не читал – очень советую. Пьеса совсем короткая, на час – полтора спокойного, неспешного чтения. И в процессе вас должно не покидать ощущение, насколько же бережно обошелся Леонид Гайдай с первоисточником. Пьеса не просто взята за основу как сюжетная канва, она едва ли не построчно перенесена на экран. Поправки сделаны лишь в тех местах, которые не вписывались в реалии нового исторического периода. И от поправок этих выиграл, в первую очередь, образ вора Жоржа Милославского. Может, это субъективное ощущение, но в пьесе он играл скорее вспомогательную роль. Здесь же благодаря прекрасной работе Леонида Куравлева получился обаятельнейший негодяй, не уступающий в этом отношении Бендеру, в уста которого вложены одни из самых запоминающихся оригинальных шуток (есть в фильме, но отсутствуют в пьесе) – «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе. Если, конечно, они у вас есть» и «Тьфу на вас. Тьфу на вас еще раз». А вот образ управдома Бунши, напротив, от временных различий несколько потерял колорит. У Булгакова Иван Васильевич – бывший князь, маскирующийся от преследований по классовому признаку легендой о верном социальном происхождении. Его внешнее сходство с царем не то чтобы объясняется этим, но намек дается. Оба вроде как Рюриковичи. Здесь уже инженера Тимофеева лишили зачетной шутки в диалоге с царем Иваном Васильевичем: «В Москве сейчас есть только один князь, да и тот говорит, что он – сын кучера». Но исторические нюансы сценаристы ленты, как могли, компенсировали актуальными социальными реалиями, вложенными в уста Бунши-современника. Мне, например, особенно нравится фраза про «дом высокой культуры быта». Сам Тимофеев, в образе которого на этот раз предстает повзрослевший Шурик, тоже, конечно, персонаж уже второстепенный. Согласитесь, каждый раз в процессе просмотра фильма есть ощущение, что и без него тут все здорово. Пока в кадре взаимодействуют такие величины как Юрий Яковлев в образе царя и Михаил Пуговкин в роли режиссера Якина, про Шурика мы словно забываем. То же самое – в той части картины, где Милославский с Буншей пытаются не пропасть в реалиях XVI века. И в этом тоже есть некий посыл, скорее всего, невольно получившийся у создателей картины. Шурик – простой советский человек, который по харизматичности, конечно, уступает ярким личностям как из своей, так и из прежних эпох. Но без него ничего ни у кого не получится. Именно на таких Шуриках и держится замечательная страна, объедающаяся «икрой заморской, баклажанной». Александр Демьяненко, оставаясь любимым актером Гайдая, сыграл здесь, наверное, последнюю яркую роль. Потом ничего хотя бы отдаленно приближающегося по успеху, по оставлению в зрительской памяти среди его работ в кино уже не было. Хотя снимался он много. Наверное, и о Наталье Селезневой, не поработай она с Леонидом Иовичем в двух лентах о Шурике, мы бы сегодня вспоминали совсем редко. Для этих актеров встреча с режиссером стала главным шансом в их карьерах, которым они с успехом воспользовались. Не потеряться в дальнейшем, после работы в таком кино – это ведь сложная задача. И под силу она только по-настоящему великим актерам – тем же Яковлеву, Пуговкину, Этушу, Куравлеву. Или, если брать предыдущие картины Гайдая – Вицину, Никулину. Сам выбор пьесы для экранизации, кстати, прекрасно отвечает характеру Гайдая, никогда не боявшемуся спорных решений и зачастую идущему на грани цензурной пропасти. Это сегодня та же «Кавказская пленница» кажется безобидной комедией, без которой трудно представить Новый год в нашей стране. А ведь фильм был на грани того, чтобы оказаться на полке, и подвергся определенной цензурной правке. А после ранней, не самой известной работы «Жених с того света» Гайдай вообще чудом остался в профессии. Об этом можно узнать из посвященного юбилею режиссера подкаста на КиноПоиске. Так что совсем не случайным кажется выбор для очередной картины произведения Булгакова, к творчеству которого и при жизни, и после смерти советская цензура относилась с особым пристрастием. Когда люди рискуют, понимают, что могут потерять многое, но при хорошем раскладе – приобрести еще больше, вкладывают при этом всю душу в свою работу – на выходе получается то, что потом назовут классикой и даже легендой. Для меня «Иван Васильевич меняет профессию» - вершина творчества Гайдая, такая же как и для некоторых актеров, упомянутых выше. К сожалению, и режиссер после этой великой ленты в творчестве пошел по нисходящей. Все последующие картины, несомненно, тоже хороши. Но снять что-то лучше «Ивана Васильевича…» было вряд ли возможно в принципе. И это отнюдь не печально. Ведь настоящее счастье для любого творца – создать произведение, одинаково тепло относиться к которому будут миллионы людей из разных поколений даже спустя несколько десятилетий, когда за окном совсем другие времена. Произведение, которое станет настоящим маяком и символом эпохи. 10 из 10
'Эх, умели в советское время снимать классные комедии' - скажете вы. И будете абсолютно правы. Ниже речь пойдет всего лишь об одном примере из сотни. Но каком! Сюжет. Инженер-изобретатель Шурик Тимофеев создает машину времени. Из-за определенного стечения обстоятельств управдом Иван Васильевич Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским попадает во времена Ивана Грозного, а царь переносится в современный мир. После этого изобретение ломается, и теперь только начинающему гению под силу починить его и вернуть все на свои места... Сюжет берет за основу пьесу Михаила Булгакова 'Иван Васильевич', которая не для всех может быть легка в прочтении. Комедия блестяще раскрывает суть пьесы, попутно снабжая зрителей уморительными сценами. В редких случаях эпизоды выглядят немного наигранно (как будто смотришь представление в театре), но это не мешает прочувствовать авторский стиль. Немного обидно, что нашлось место и для серьезной ошибки. Ближе к концу ленты Иван Васильевич называет свой год рождения: '1533 от Рождества Христова'. Но родился царь в 1530 году, а данный вариант летоисчисления стал применяться гораздо позже. Это очень бросилось в глаза. Атмосфера. Царит атмосфера веселья и легкого безумия. Из-за сложившейся невероятной ситуации происходит множество комедийных и интересных моментов. А еще в начальных титрах используются специальные буквы с закосом под старину. Юмор. В фильме есть огромное количество смешных шуток и нелепых (в хорошем смысле) сцен. Благодаря потрясающей игре актеров зритель сможет в полной мере ощутить всю курьезность происходящего на экране. Здорово, что данная картина собрала так много прекрасных актеров вместе: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Михаил Пуговкин... Все они внесли неоценимый вклад в популярность ленты. Отдельно хотелось бы отметить несколько моих любимых цитат из этого кино, которые впоследствии ушли в народ: 'Если бы вы были моей женой, я бы… повесился!' - Шурик 'Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть...' - Жорж 'Вот что крест животворящий делает!' - Иван Грозный Музыка. Вместе собраны прекрасные песни и мелодии. 'Теряют люди друг друга' Нины Бродской, 'Кап-кап-кап', 'Разговор со счастьем', композиция во время погони за самозванцами... Здесь прекрасно все. Итог. Одна из лучших советских комедий, прекрасно поднимающая настроение. Спустя столько лет картина по-прежнему часто показывается по ТВ, что говорит о ее культовом статусе. 9 из 10 (90%), Чао!
Моя апокрифичная кошка, ежеминутно и ежесекундно поднимающая все новые и новые вопросы этого бытия, тоже на днях пыталась изобрести свою машину времени. Залезла в свой домик, перевернула там все вверх дном, перекрыв тем самым себе выход. Не помог ей ни крест животворящий, ни сетования соседского Шпака, ни стук в дверь Крачковской. Долго бушевало в глубинах своего цветастого дома мое животное и, наконец, заверещало на своем кошачьем: 'Замуровали, демоны!' Благо, лифтер был тут как тут. Что можно нового сказать об этом фильме? Он органически въелся в поры нашей кожи, мы все любим его, как любимую тележку - и надоела вроде, и все равно от нее никуда не денешься. Нужно сказать, что к актерам, которые играют в этом фильме, я отношусь совершенно равнодушно, то есть, конечно, всегда смотрел и Куравлева, и Юрия Яковлева, но без особенного фанатизма. Из моих любимых актеров здесь только Крамаров. Демьяненко же меня вообще скорее раздражает. Но обо всем об этом не помнишь, ибо и игра великолепная, и о фильме сказать'прекрасно' было бы недостаточным. Фильм я впервые посмотрел в 12-летнем возрасте, в 1987 году и это был экстаз. Путешествие в сказку. Сбылись все мечты мальчишки. С трудом припоминаю что-то подобное в те годы, смелые перестроечные фильмы еще не подоспели, да в них ничего сказочного уже не было. Может чешская сериальная сказка 'Арабела' или 'Приключения в каникулы', но это совсем уж в ребяческом возрасте. 'Иван Васильевич меняет профессию' узнается по каждому звуку, по каждой короткой и незначительной фразе. Оу, про Пуговкина и Этуша забыл. 'Паки-паки'. 'Три магнитофона, три портсигара'. И жаль, что Филиппову такая маленькая роль досталась. Думаете нам, царям, легко? Человек! Почки царице. У женщин вопрос почек всегда открыт. А еще гайдаевский фильм теперь сам по себе стал машиной времени. Путешествием в Москву начала 70-х, когда даже меня еще в проектах не было. Выходишь на балкончик, смотришь на Новый Арбат, уже отремонтированный, эхх, лепота. Как сказал один поэт, 'лучший вид на этот город — если сесть в бомбардировщик'. Еще раз пересмотреть, что ли? Да сколько ж можно уже! 10 из 10
В основе фильма 'Иван Васильевич меняет профессию' пьеса Михаила Булгакова - мистического писателя. Действие разворачивается в современности по отношению к времени создания фильма - семидесятые годы двадцатого столетия. Режиссер фильма - Леонид Гайдай, а значит можно уже предугадать до просмотра, что в фильме будет удивительный, динамичный сюжет разбавленный искрометным, восхитительным добрым юмором. В 'современности' - в семидесятые годы двадцатого столетия инженер Тимофеев изобретает машину времени в собственной квартире. Машина времени - гениальное фантастическое изобретение, фигурирует в некоторых иных фантастических романах (в частности у Г. Уэллса). Она позволяет пронзать время и пространство и оказываться в иной исторической эпохе. Неизвестно, удастся ли когда-нибудь создать машину времени в реальности? Безопасно ли это для человечества, мира, не приведет ли это к изменению истории? Но вместе с этим это позволило бы дать точные ответы на многие туманные вопросы мировой истории, увидеть жизнь, быт людей другого времени, эпохи. Это ценная вещь. Александр Демьяненко в роли Шурика сумел передать глубокую мораль, нравственность, порядочность, доброту этого героя, что является, наверное, самым важным качеством в этом образе. А также характерные для многих ученых рассеянность из-за погруженности в собственные размышления, расчеты, благодаря которым создана машина времени. При этом можно рассмотреть в этом фильме эволюцию самого образа Шурика, если идти от факта, что роль исполнял Александр Демьяненко. Шурик, будучи хорошим студентом в 'Операции Ы', выучился и теперь стал прекрасным специалистом своего дела. Его вторую половину играет Наталья Селезнева. Она человек красивый, творческая личность, 'которая вся в кино, в искусстве'. Она прекрасная актриса, яркая личность. Но возможно ей не достает того внутреннего стержня морали, что есть у инженера Тимофеева. Она непостоянна и ветрена. Похожим на нее является и кинорежиссер Якин (Михаил Пуговкин). Соседнюю квартиру стоматолога Антона Семеновича Шпака решает обчистить вор Жорж Милославский (Леонид Куравлев). Но благодаря удивительным событиям он оказывается в квартире инженера Тимофеева. Где Иван Бунша (Юрий Яковлев) начинает выяснять, как Милославский оказался в квартире Шпака. Инженеру Тимофееву удается через стенку соединить современность с древней Москвой - эпохой Ивана Грозного (Ю. Яковлев). В результате Иван Грозный оказывается в современности, а Иван Бунша и Жорж Милославский застревают в 16 столетии. Но если царь - он везде царь. Он в любом месте остается царем. И в современности будет самым главным, сумев и Якина на колени поставить, и 'боярыне' понравится, и Шпака отчитать, за то что жалобу, как челобитную царю подавал, в милиции оставаться самим собой - честным, сильным и суровым человеком, колбасу покушать. То Ивану Бунше и Жоржу Милославскому приходится импровизировать, ведь что будет в обратном случае? И приходится менять профессию. Порядочный, но мягкий Бунша теперь на месте самого Ивана Грозного, а Милославский - его помощник. Однако - кто из них будет более гибким, способным на импровизацию? Среди актеров Древней Руси нужно выделить Савелия Краморова в роли человека из Посольского приказа. В нем простота, наивность, доброта. Все сцены в Москве 16 века - от погони в коридорах, на крыше, приключения на колокольне - все смотрится динамично, захватывающе, интересно, на одном дыхании, что характерно для стиля Леонида Гайдая. А затем сцены отправления войска на защиту Родины, когда войско поет песню, народную песню, в которой словно какая-то внутренняя сущность Руси в ее лиризме, духовности, готовность к защите Родины, что остается вне времени и пространства, оставаясь глубинной суть России. Прием иностранного посла (С. Филиппов). Это тоже целое событие в фильме, где раскрываются внутренние качества героев. А также пир. Вновь целое отдельное событие. Богатство еды, где разные кушанья, но особый комизм с красной, черной и заморской икрой, баклажанной. Видимо последняя оказалась самой вкусной. Пир, который расслабляет. Затем 'танцы'. И лирическая, задушевная песня, спетая В. Золотухиным. В 'современности' нужно обратить внимание на управдомшу - супругу Бунши (Н. Крачковская). Она - женщина властная, способная гибко дать отпор в словесных поединках, спорах: 'Ах ты нахал, я ж на 5 лет тебя моложе!'. Но если бы она знала, кому говорит это! И Антона Шпака (Владимир Этуш). Он на первый взгляд хороший человек, а также несчастная жертва в фильме, но так хитрая улыбка, которая возникает на его лице в о один момент, говорит о чем то ином. Не так прост. Юрий Яковлев сумел в этом фильме великолепно передать два контрастных противоположных образа: самого Ивана Грозного и Ивана Бунши. Интересно было бы увидеть в этой роли Ю. Никулина или Е. Евстигнеева. Но Ю. Яковлев великолепен! Леонид Куравлев тоже великолепен в этой роли великого импровизатора, комбинатора Милославского, который попытается выкрутиться из любой ситуации. Это тот случай, когда его талант пошел на пользу. В целом 'Иван Васильевич меняет профессию', комедия, раскрывающая грань между современностью, которая уже также стала историей и эпохой Ивана Грозного, где самобытность, патриархальность Руси, историческая основа, все лучшее что было в то непростое время. И эта комедия, пройдя главную проверку - временем, любима народом. Если она в эфире за несколько часов до наступления Нового года! 10 из 10
Чтобы разнообразить свою жизнь я посмотрел кинокартину 'Иван Васильевич меняет профессию' с польской озвучкой. Ну а что, фильм, можно сказать, знаю наизусть, в сюжетных перипетиях не запутаюсь. А иностранная озвучка волшебным образом позволяет взглянуть на кино так, словно ты сам иностранец. Кто не пробовал - советую пересмотреть очень хорошо известный фильм, но с озвучкой для какой-нибудь другой страны. Это коренным образом меняет суть и отношение к фильму. Он сразу же перестаёт быть из детства, сразу перестаёт быть известным и становится иллюстрацией на тему 'ну давайте посмотрим, что там в Советском Союзе смотрят' глазами людей с другой культурой и языком. А я как будто стал милостивый польский пан. Отведал журека, уселся перед телевизором и смотрю какую-то комедию из страны советов. Получаю, так сказать, +10 к объективности и непредвзятости. Польская озвучка привнесла много потешного для русского уха. 'Оставь меня, старушка, я в печали' ('заоставь мене, старушко, йестем погружённы в смутку'). Или 'Ах ты хулиган! А ещё очки надел!' ('ты хулигане, а ешчо окуляры наложил!'). Ну и прочее. Но, знаете, открылась мне великая тайна: при переводе довольно много потерялось. Либо просто не стали переводить, либо не нашли подходящей идиомы в своём языке. И как только представляю, сколько теряется шуток при переводе с любого языка на любой другой - даже обидно становится. Как ни старайся, но какой-то процент шуток утеряется, ибо он просто непереводим. А если перевести, то никто ничего не поймёт. С точки зрения польского пана, это довольно простенькая, чистенькая, милая комедия про перемещение во времени, но без спецэффектов. Чуть ли не театральный сценарий: значительная часть фильма - разговоры персонажей в комнатах, залах, кухнях. И немного побегушек. 'Хитлер капут' - смешно. Трясущийся пациент у дантиста - тож смешно. Но и многое непонятно. Например, почему человек продаёт радиодетали со своего пиджака. Но это мои домыслы от лица пана, который как будто впервые посмотрел любимую в России кинокомедию. В реальности сами польские комментаторы хвалили фильм и называли его смешным, лёгким и актёрски талантливым. Кто-то даже по-старчески жалел, что сейчас жанр комедия уже не торт. То ли дело снимали в СССР. Нетрудно догадаться, что человек родом из Польской Народной Республики. От себя же признаюсь, что это не самая моя любимая работа Гайдая, но я абсолютно точно из той же группы людей, обожающих все эти классические советские кинокомедии. Ну и перевоплощение Юрия Яковлева потрясающе. Он, кажется, даже физически становился больше и сильнее в образе царя. Словно набирал мускулатуру, вес и рост, а потом худел и слабел для роли Бунши. Этого, конечно, не было, но впечатление такое, будто так и было. Дзенькую! 9 из 10
Во времена СССР было снято большое количество фильмов разных жанров. В основном, это были фильмы про войну. Гораздо меньше было снято комедийных фильмов. Какие-то кинофильмы были успешными, какие-то – нет. Но, на мой взгляд, в кинематографе Советского Союза, существовали два величайших гения, которые являются основой комедийной составляющей. Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов. Отличия лишь в том, что Эльдар Александрович, в основном, снимал лирические мелодрамы с элементами комедии, а Леонид Иович – безумно смешные комедии, я бы даже сказал – «искромётные». И только основываясь на своё чувство юмора, образованность и знание кинематографа, отмечу самые успешные картины Леонида Иовича Гайдая. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965), Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966), Бриллиантовая Рука (1968), 12 стульев (1971). Но сегодня, я хочу поделиться своим мнением о кинофильме, который бесспорно занимает первое место в моём списке любимых советских, да и российских фильмов – ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический фильм по мотивам пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова – «Иван Васильевич меняет профессию (1973)». Нет таких людей в России, которые бы не знали Леонида Гайдая и его прекрасные кинофильмы, не нуждающиеся в представлениях. «Иван Васильевич» – это советская кинокомедия производства киностудии «Мосфильм». Честно признаться, очень трудно что-либо сказать по поводу этой комедии. Она превосходна! Но, как говорится: «Надо, Федя, надо!». Итак, начнём с сюжета. Гениальный инженер-изобретатель средних лет Александр Сергеевич Тимофеев, или просто Шурик, создаёт машину времени. В ходе испытания, машина времени соединяет квартиру главного героя с шестнадцатым веком, а именно – с палатами Государя, Царя и Великого Князя всея Руси – Иоана Грозного. В старую Русь попадают тёзка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский. Ну а в XX век «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству смешных и неожиданных событий… Фильм делится на 3 части. Черно-белый пролог, в котором главный герой создаёт машину времени, но во время запуска машины происходит перегорание пробок в подъезде и взрыв, в результате которого, Шурик, теряет сознание. Следующая часть – цветная. Видение Тимофеева. Все основные действия картины происходят в этой части. Развод с женой Шурика - киноактрисой Зиной, которая уходит от него к кинорежиссёру Якину. Кража в квартире зубного врача Антона Семёновича Шпака вором-рецидивистом Жоржем Милославским. Ну и конечно испытание машины времени на небольшой мощности в присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши, в результате которого происходит знакомство двух действующих лиц. При увеличении мощности и повторном запуске машины времени, Шурик открывает проход в царские палаты Ивана Грозного. C этого момента начинаются очень смешные приключения Милославского и Бунши в XVI веке, а так же Шурика и Иоана Грозного в 1970-ых годах. Заключительная часть – эпилог. Он опять чёрно-белый. После взрыва, Шурик приходит в себя, но еще не понимает, что же произошло. Стук в дверь разгневанных соседей, а затем возвращение с работы жены Зины и разговор с ней, окончательно приводит его в чувство и он понимает, что всё ему привиделось. В этом году в сентябре, фильму исполняется 44 года. Я редко могу отметить фильм, в котором нет минусов. Так вот на мой взгляд, минусов тут нет и быть не может. Поэтому, поговорим о положительных сторонах комедии, не потерявшей свою актуальность и прелесть. Кинолента остаётся уморительной и способна даже по сей день вызывать улыбку, смех и кучу положительных эмоций. Достаточно вспомнить великолепные диалоги главных героев. Ведь почти весь фильм разлетелся на крылатые выражения и цитаты, которые мы употребляем в повседневной жизни. «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат…, и меня вылечат!», «Да ты скажи, какая вина на мне, боярин. — Тамбовский волк тебе боярин.», «Ох, красота-то какая! Ляпота!». Это потрясающе. Актёрский состав небольшой, но настолько выдающийся и шикарный! Александр Демьяненко, великолепно сыгравший Шурика (инженер-изобретатель), но к сожалению, оставшийся в памяти народа, как актёр одной роли. Юрий Яковлев, которому превосходно удалось сыграть сразу двух личностей – Ивана Васильевича Буншу (управдома) и Ивана Васильевича Грозного (царя). Это два абсолютно разных персонажа – суровый царь Иоан, который в конце фильма уже говорит современным сленгом: 'В милицию замели, дело шьют'; и правильный пенсионер-управдом. Потрясающий Леонид Куравлёв, который перевоплотился на экране в Жоржа Милославского (вор-рецидивист), и его персонаж - просто великолепная юмористическая составляющая. Мой любимый персонаж Феофан, в исполнении Савелия Крамарова. Я считаю, что это выдающийся актёр с немного дурашливой внешностью, которая вызывает у людей только положительные эмоции. Очень красивая Наталья Селезнёва, исполнившая роль Зины, жены Шурика. Владимир Этуш, чей персонаж – Антон Семёнович Шпак, постоянно возмущается своими соседями, пытаясь показать, что он гораздо выше, чем все, а на самом деле, является ябедой и обманщиком. Небольшая роль Михаила Пуговкина, без которого уже просто невозможно представить этот фильм, Карпа Савельевича Якина (кинорежиссёра) всегда вызывает улыбку. Чего только стоит его встреча с царём: «Ты боярыню соблазнил? - Я. Аз есмь». Наталья Кустинская, исполнившая роль пассии кинорежиссёра Якина. Наталья Крачковская, которая воплотила на экране образ жены Бунши, Ульяны Андреевны, эдакой взбалмошной соседки главного героя. Ну и конечно мэтр советского кинематографа – Сергей Николаевич Филиппов, сыгравший маленькую, но настолько запоминающуюся роль шведского посла. Тут даже говорить нечего. Повторюсь, но все актёры – просто великолепны. Отдельно хочется отметить Леонида Гайдая, который является и автором сценария и режиссёром-постановщиком картины. Один из немногих мировых режиссёров, фильмы которого будут на века. Гайдаю стоило поставить памятник еще при жизни за его величие. Необходимо отметить музыкальное сопровождение фильма, за которое отвечал талантливый Александр Зацепин. Музыкальные композиции из этого фильма легко узнаваемы среди всех поколений. Многое из фильма было вырезано, многое было переозвучено режиссёром из цензурных соображений. Но тогда почти все фильмы подвергались таким действиям. Уж такое было время. Для меня «Иван Васильевич меняет профессию» является образцом великолепной комедии на все времена и для всех поколений. Вот как нужно снимать комедии. Фильм знают и любят по всему миру. Не стоит смотреть только современные российские комедии (особенно учитывая их качество), нужно уделить внимание классике мирового кинематографа. Такие добрые фильмы делают нас чуточку добрее и способны всегда поднять настроение. Любите советские фильмы, смотрите советские фильмы. Это наша история. 10 из 10
Иван Васильевич меняет профессию - киношедевр Леонида Гайдая, что является экранизацией пьесы великого русского писателя Михаила Булгакова. Можно долго хвалить простую, честную и зажигательную игру актёров, «выпуклые» и запоминающиеся персонажи, врезающуюся в память музыку, «чеховский» калибр сценария — сколь умный, столь и общедоступный, но главная изюминка фильма — его диалоги. Вернее, цитаты, на которые была растащена каждая третья реплика героев. С этой точки зрения «Иван Васильевич» — феномен, достойный книги рекордов Гиннесса. Вряд ли какой из фильмов сравнится с ним по степени «крылатости» фраз. Гайдай умудрился придать политико-социальным шуткам уровня киножурнала «Фитиль» какой-то неповторимый лирический шарм. Сегодня так уже не сделаешь — действительность уже не та, «острая» киносатира деградировала до уровня «Бората» и «Бруно», в половине разговорных шуток упоминается половой орган, а ситуационный юмор ограничивается падением с пятого этажа на подушку-пердушку. Фильм сняли в те времена, когда слова «сокращение штатов» можно было найти лишь в военной доктрине СССР. Считается, что «Иван Васильевич» нисколько не устарел и доведёт до слёз от смеха даже нынешнюю молодёжь. Приятные слова в адрес любимого фильма, хотя и слишком оптимистичные. Львиная доля юмора основана на советских реалиях и будет малопонятна тем, кто не жил в стране, занимавшей 1/6 часть земной суши. Давайте взглянем правде в глаза — пройдёт ещё четверть века, и фразу «Очень приятно, царь!» будут понимать лишь постаревшие читатели «Мира фантастики». Много ли вы смотрели гениальных комедий 1950-х и хохотали над ними так же заразительно, как ваши старшие домочадцы? Итог: несмотря на это, полностью «Ивана Васильевича» никогда не забудут. Такова разница между шедеврами и просто хорошими фильмами. 8,25 из 10
Начну с того, что я не принадлежу к лагерю поклонников творчества Гайдая фильмы которого у нас в стране по непонятным причинам возведены едва ли не в ранг национального достояния. Юмор режиссера не всегда мне понятен и связано это возможно с тем, что мне не довелось жить в советское время и я не сумел впитать в себя всю ментальность той эпохи. Зато я безумно люблю историю и конечно фильм 'Иван Васильевич' мне нравится. Прежде всего стоит отметить, что эта картина не относится к жанру комедии к которому ее почему то упорно причисляют, памятуя о фильмографии ее создателя. 'Иван Васильевич' это прежде всего экранизация пьесы великого русского писателя М. А. Булгакова и экранизация надо сказать замечательная. Вопреки общему мнению Гайдай снял этот фильм отнюдь не только для того, чтобы зритель мог посмеяться. В игровой форме он ярко и наглядно вслед за автором первоисточника предлагает зрителю ответы на извечные философские вопросы о том как связаны между собой прошлое и будущее и что может произойти если позволить себе играть со временем. Многие почитатели русской истории не раз вечерами штудируя монографии Карамзина и Скрыльника делали мысленные попытки отождествить себя с прошлым, а также соотнести его с тем, что происходит сейчас. Гайдай и Булгаков воплощают в жизнь эти грезы читателей эстетов, отмечая, что историю нужно знать, но все должно быть на своем месте и в свое время. Они приглашают читателя и зрителя разрешить загадку о том, что же произойдет если например ученый самоучка вздумает пойти против этого правила и языком кинематографии находят ответ на поставленный вопрос. Здесь отдельного упоминания заслуживает момент, обозначающий что при всей несхожести эпох в которых по воле случая оказываются герои фильма есть что то почти неуловимо общее. Именно поэтому несмотря на свое нелепое положение персонажи фильма не без относительного успеха пытаются ориентироваться в новых обстоятельствах. Для каждого из них события фильма являются неким испытанием, пройдя через которое каждый из них становится немного лучше и открывает в себе что то новое. Так Иван Васильевич Бунша в компании вора Милославского, попавший в 16 век с самого начала стесняется своего двойственного положения и например отказывается подписывать царский указ. Это значит, что в самом заурядном советском бюрократе просыпается чувство ответственности за свои поступки, а вор Милославский запрещает ему 'разбазаривать казенные земли'. Это указывает на то, что даже вору может быть обидно за державу и даже вор может испытывать любовь к своей стране. Ситуация с попавшим в наше время Иваном Грозным выглядит более сложной. Заметно что ему прежде всего в силу характера сложней приспосабливаться к современным условиям и он упорно соблюдает прежнею линию поведения. Меж тем царь роль, которого была блестяще исполнена Юрием Яковлевым предстает очень цельной личностью, какой он не всегда бывает даже в документальном кино. Грозный не изменяет чувству справедливости, которое отмечалось даже его современниками. Традиционная, вошедшая в пословицу жестокость монарха выглядит вполне обоснованной Он встает на сторону обманутого блудной женой инженера Тимофеева и осуждает прелюбодеяние 'сукина сына Якина', угрожая первым делом посадить его на кол. В свою очередь он весьма благосклонен и почтителен к 'боярыне' Зиночке по домостроевски полагая, что в измене всегда виноват мужчина и именно он заслуживает строгого осуждения. Взаимоотношения Грозного с инженером Тимофеевым тоже носят особенный характер. Возможно впервые в жизни царь проникается симпатией к человеку, явно стоящему ниже его по общественному положению, но тем не менее такому замечательному. Подводя итог сказанному мы обращаемся к главной теме и идее фильма: неразрывной связи прошлого настоящего и будущего в пространстве и времени. И в 16 и в 21 веке Россия остается Россией, а русские люди русскими людьми. И какой бы не стоял на дворе век мы должны беречь и защищать родную страну ведь другой у нас нет и не будет. Помните и чтите свою историю и наши предки сквозь океаны времени помогут нам одолеть все невзгоды и проблемы на пути к благополучию и величию нашей Родины.
Гайдай, очень приятно, Гайдай. У Гайдая вообще, что не фильм - то шедевр. Очень у него все оптимистично. Это вызывает улыбку, крылатые фразы из его фильмов навсегда остаются с нами и в удобный момент проскальзывают в разговоре незаметно для нас, а желание подпевать его прекрасным музыкальным произведениям с каждым просмотром только увеличивается. На момент написания этой рецензии до меня восхваляли эту картину уже 109 раз. Так что я хочу поговорить о том, что я заметил, когда решил в очередной раз пересмотреть Иван Васильевича. Меня опять терзают смутные сомнения… В тот день на меня накинулась и не хотела отпускать хандра. Настроения не было, и я понял, что мне срочно необходимо просмеяться. Выбор пал именно на Иван Васильевича. Посмотри картину в своем обычном состоянии, я бы и не заметил (а может быть и заметил, возраст то увеличивается, а с ним и опыт читать между строк) так сказать 'мрачной' составляющей картины. Узнав, что фильм снят по пьесе прочитал и ее и был шокирован, какой же посул на самом деле был подан в фильме за всеми этими шутками и песнями. Первое. Название: Оно намекает на главного героя фильма, на то на кого нам следует обратить внимание. Профессию меняет не царь, а Бунша - обычный советский мелкий чиновник. Дурак, трус и самодур. 'Встав на престол' он разбазаривает земли, пьет и ухаживает за дамами, требуя продолжения банкета. С виду они так одинаковы, но 'начинка' у них разнится кардинально. Грозный такого бы никогда не допустил. Гайдай тут как бы соглашается с Булгаковым - не все новое хорошо. Пусть уж лучше будет грозный Сталин, чем маразматичный Брежнев с его 'Милославским' окружением. Или я все не так понял? Ведь в 70-е годы как раз и начали проявляться недовольства народных масс, которые поняли, что эти люди Родину не спасут, что надо кричать: 'Живьём брать демонов!.. Живьём брать самозванцев!'. Второе. Моральная составляющая фильма: Что в 70-е года (выход фильма), что в 30-е года (выход пьесы), были свои проблемы с моралью, которую и хотели показать нам создатели сего труда. В пьесе можно наблюдать намеки на всемаштабное наушничество, трусость, которая доходит до того, что люди отказывались от родни которая, проштрафилась перед режимом. Доносительство, страх милиции и властей, культ бумажки и официального лица, и самое главное страх свободомыслия. Так же всего одной фразой раскрывается весь ужас сексуальной революции 20-х - 30-х годов, когда при расставании с Шуриком его жена восклицает: 'И с этим человеком я прожила целых 11 месяцев' - тут явный намек на время так называемых 'пробных' браков, которые были только вершиной айсберга. В 70-е были свои проблемы связанные с новым режимом: преклонение перед западом, безыдейность, цинизм и все, что с этим связанно. В фильме эти проблемы двух эпох сплелись, сбились миксером и смешались. Именно поэтому фильм так популярен и по сей день. Ведь принципиально ничего не изменилось. И на подсознательном уровне, сквозь смех и шутки мы это понимаем. То на пути нам встречается меркантильная Зинаида: 'Я бросаю мужа — этого святого человека со всеми удобствами!', то Бунша, который позволяет Милославским кружить вокруг себя и раздает земли китайцам, то хапуга Шпак: 'Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки…', да много их, что их всех перечислять. Остается только удивляться, каким же надо обладать талантом, господин Гайдай, что бы из столь серьезной мысли, сделать комедию. Ничего не упустив и при этом подав все так тонко, что цензоры из политбюро пропустили фильм. Аплодирую стоя. 10 из 10
Вот такой лёгкий, смешной, восприимчивый фильм создал гениальный Леонид Гайдай. Фильм, который в памяти моих родителей пробуждает самые тёплые воспоминания. Фильм, который как и «Приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» оставили незабываемый след в эпохе Советского союза. В той эпохе, которая подарила нам талантливых режиссёров, актеров: Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Александр Демьяненко, Наталья Селезнёва, Юрий Никулин и многие другие выполняли свою работу с душой и вечно будут жить в наших сердцах. Ведь ты им даже чуточку не завидуешь, ибо без них все фильмы утратили бы свою уникальность и шарм. Они просто были рождены для киноискусства! «Иван Васильевич меняет профессию» — советская фантастическая кинокомедия, сразу завоевавшая восторг и любовь зрителей. Действие фильма начинается в Москве 70-х в период технологического прогресса, когда меняется инфраструктура города. Так молодой Тимофеев надумал создать машину-времени. Но вскоре сам испытал потрясение от своего изобретения… Его перенесло в палаты самого Ивана Грозного. Последствия обернулись таким образом, что царю пришлось знакомиться с реалиями будущего, а сосед-общественник Бунша и квартирный вор Милославський были замкнуты в рамках прошлого. Все это произвело к многим казусам и забавным событиям… Увлечён просмотром, ты просто не замечаешь, как пролетают минуты. И ты понимаешь, что будешь пересматривать этот шедевр ещё много раз. И на то есть много причин… Музыкальное сопровождение. Композиция «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга») в исполнении Нины Бродской отлично вписалась в комедийный жанр фильма. «Разговор со счастьем» («Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» Валерия Золотухина), «Кап-кап-кап» («Маруся») просто бросают в танцы… Цитаты. «Меня терзают смутные сомнения…', «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть, хм…', «С восторгом предаюсь в руки родной милиции, надеюсь на нее и уповаю.», «Ой, бесовская одежа, ой, искушение!», «И тебя вылечат… и тебя тоже вылечат… и меня вылечат…', «Всё, что нажито непосильным трудом, всё же погибло!», «Смoтреть надo за вещами!»... Замечательный сюжет, изысканный юмор, приятные артисты, никакой халтуры — все потрудились на славу! Ну как здесь можно поставить ниже чем… 10 из 10
Лично я не могу себе представить, что этому фильму можно поставить меньше 10 баллов - как минимум 100 баллов. Смотрел его, наверное, раз 15 и каждый раз с таким же интересом как и предыдущий. Фильм, в котором каждое слово без исключения врезается в память. Также как и действия.
Мог ли предпологать Михаил Булгаков, что на основе его произведения снимут нечто подобное? Думаю - не мог. Но если бы он посмотрел этот фильм, то понял бы, что единственно верной интерпретацией данного произведения может быть только эта картина. Как и многие фильмы того времени, а фильмы Гайдая в особенности это целый кладезь цитат, прочно вошедших в народный обиход, чего стоят знаменитые: 'Если бы Вы были моей женой, я бы… повесился!, Положь трубку!, Всё, что нажито непосильным трудом!.. Куртка замшевая!.. три, Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть, Да нам, царям, за вредность молоко нужно бесплатно давать!, Живьём брать демонов!, — Житие моё… — Какое житие твоё, пёс смердящий?' И так можно разобрать на фразы весь фильм. Следующее, что прочно врезается в память и остается в ней навсегда, это музыкальное сопровождение - слушаешь и и едва едва не пускаешся в пляс... Актеры. Вообще на мой взгляд, временной период, в который снимался фильм, можно назвать 'золотым' по количеству потрясающих актеров. Демьяненко, Яковлев, Куравлев, Этуш, Крамаров, Пуговкин они все создавали потрясающе живые роли, наполненные энергией. И еще: я не жил в эпоху СССР, родился после его развала. Сейчас везде все, что связано с советским периодом разносится в прах. Я не говорю про Запад, я говорю про нашу страну - открещиваются от всего и видят в советах источник тотального зла. Но разве может этот период быть таким жестоко-тоталитарным, если в нем снимали такое доброе кино? Ни у нас сейчас ни на Западе аналогов того, что называется 'советская комедия - нет' 10 из 10
Удивительно... Я родилась уже после распада СССР и потому не могу судить о той эпохе, не могу осуждать и уж тем более разносить в прах всю советскую систему. Но одно я могу сказать - такого кино, какое снимали в Советском Союзе, не смогут снять больше нигде - ни в нынешней России, ни тем более за рубежом. Я сморю этот фильм каждый раз, когда его транслируют по телевизору, начиная с самого детства. И каждый раз смотрю его уже по-другому, с каждым годом нахожу для себя что-то новое. Это прекрасное, доброе кино, такого больше не будет... Среди актёров нельзя выделить кого-то одного, это было бы нечестно. Бесполезно перечислять какие-то определённые моменты, всё действие знает наизусть, наверное, даже ребёнок. Великий фильм. Хотя бы потому, что пересматривая его в миллионный раз, не перестают люди смеяться над шутками, которые 'не приедаются' с каждым новым просмотром. Зная сценарий чуть ли не наизусть, смотреть всё равно хочется вновь и вновь. Всё в этом кино бесподобно: игра актёров, фразы, которые звучат и по сей день, песни... Бесполезно ставить какую-то оценку, это классика. Бесценно. И бесподобно.
На последних выходных ездил с друзьями в Ростов Великий – так, погулять. При этом я вроде знал, что «Ивана Васильевича» снимали именно там, но как то совсем об этом забыл. Вспомнил только когда прогуливался по стенам ростовского Кремля (где Бунша и Милославский бегали от стрельцов), и вновь охватило желание пересмотреть эту прекрасную комедию. Кстати, могу дать бесплатный совет всем любителям этого фильма – посетите Ростов Великий. Не пожалеете. Можно даже присесть в нише, где Бунша притворялся статуей, или выйти из ворот, распевая «Марусю» вместе с отправляющимися на Кемь воинами. Первое, о чем хочется сказать – сценарий. Еще классе в 10-11, просматривая комедию в n-й раз, удивлялся двум его особенностям – великолепным стилем и просто чеховским юмором, недоступным обычному сценаристу, и чертами образа жизни героев, свидетельствующими о том, что действие происходит не в 70-х годах, а на несколько десятилетий раньше, когда управдомы были стукачами, и надо было «говорить Ульяне Андреевне куда я пошел». И тут попался мне в руки том пьес Михаила Булгакова - помимо общеизвестных «Бега», «Дней Турбиных» и прочих были две небольшие пьесы – «Иван Васильевич» и «Блаженство». Герой пьес – инженер Рейн, сконструировавший на своей квартире машину времени, – совершил два путешествия. Одно в 16 век, другое в светлое будущее, когда на Земле уже построен коммунизм. Представляю, как чесались у Гайдая руки экранизировать именно «Блаженство» - она и как пьеса посильней «Ивана Васильевича», и юмор в ней более острый, политический. Однако цензура со времен Булгакова к тому моменту хоть и ослабла, но не исчезла полностью. В итоге Гайдай и Бахнов слепили сценарий из двух пьес, но все же оставив в качестве основы путешествие героев в прошлое. Спасибо им за это. Великолепные пьесы Булгакова ожили, пусть и через 40 лет, пусть и не в первозданном виде. Кстати, второй бесплатный совет – прочтите эти пьесы. Удовольствие от новой встречи с любимыми героями получите гарантированное. Второе вытекает из первого. Это цитаты. «Иван Васильевич», возможно, самый цитируемый фильм. Ну из советских точно. Из западных «Pulp Fiction» может посоревноваться. Все эти «у Шпака магнитофон, у посла медальон», «а может, за трон закатился», «3 портсигара отечественные», «танцуют все», «нам царям молоко надо бесплатно давать» так прочно вошли в повседневный лексикон, что часто люди и не вспоминают, откуда эти фразы. Может ли быть лучший показатель качества фильма? Третье – актеры. Наверное, уже все сказано. Про главных героев уж точно. Мне хочется обратить внимание на прекрасный подбор актеров под второстепенные персонажи. Это, кстати, отличает большинство российских фильмов. Какой запоминающийся прохиндей Шпак (Этуш), глуповатый писарь Феофан (Крамаров), гламурный (по тем временам) режиссер Якин (Пуговкин), классическая подъездная вредная тетка Ульяна Андреевна (Крачкоская). Их невозможно не запомнить, и даже великолепная игра главных героев (Демьяненко, Яковлев, Куравлев) не закрывает их образы. И четвертое. Музыка. Нет слов. Хочется петь «Счастье вдруг в тишине…». Съездите в Ростов. Перечитайте (прочитайте) Булгакова. Пересмотрите этот фильм. Время потратите не зря.
Эта картина имеет гигантскую популярность на постсоветском пространстве. 31 декабря каждого года её показ на федеральных телевизионных каналах стал такой же традицией, как и транслирование внешне более новогодних картин, таких как 'Ирония Судьбы', 'Морозко' и других. Леонид Гайдай создал, пожалуй, наиболее экстравагантное и увлекательное произведение в своей карьере, которое интереснейшим образом рассматривает тему путешествий во времени. До выхода этой ленты в прокат и после ни один русскоязычный постановщик не смог так энергично воплотить идею путешествий во времени, великолепно демонстрируя колоритную жизнь русского человека, полную радости и печали, смеха и слёз, простоты и многослойности. Актёры Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Савелий Крамаров сыграли в этом фильме, возможно, свои лучшие роли. Визитная музыкальная карточка ленты 'Вдруг как в сказке...' настолько изумительна, что многие мюзиклы со своими умопомрачительными песнями стоят молча в сторонке. Удивительно насколько много в этом фильме родного, что заставляет пересматривать его в новогодние праздники каждый год. И каждый раз вновь смеяться над уже знакомыми сценами и восхищаться творческой задумкой создателей ленты. Совокупность новогоднего настроения и фантазийности картины формирует незабываемое отношение к ней. Как итог, 'Иван Васильевич...' - гениальная классическая комедия о путешествиях во времени, изумительно передающая всё многообразие русского человека, неустанно верящего в лучшее настоящее.
Казалось, некая насмешка над историческим достоянием чревата последствиями для всей съёмочной группы и Леонида Гайдая в частности. Но вот, не по «божьему велению, а по царскому хотению», Кремль в сценарии меняется на Царские палаты, меценат шикарного банкета с баклажанной икрой остаётся «неизвестным», а до абсурда потрясающая комедия выходит в свет. Ни чуть не теряющие своей актуальности диалоги, фразы и шутки из уст главных актёров, в совокупности с мимикой и типажами (тут, более всех, хочется выделить Юрия Яковлева, исполнившего двух совершенно разных персонажей) создают комедию в её чистейшем проявлении, без какого-то либо намёка на неуместную глупость. Да и те, что есть - выглядят более чем забавно и мило. История про Иоана Грозного, попавшего в современный мир, и оказавшегося на его месте абсолютного тезки (в физическом плане в том числе) Ивана Бунши, на пару с матёрым медвежатником Жоржем (обаятельный Леонид Куралёв), создают неповторимый колорит и широчайший простор для творческих «манёвров». И Леонид Иович воспользовался этим, что говорится, на полную катушку: «князь» Милославский, “обувающий” шведского посла; исполняющий обязанности царя управдом, флиртующий с Марфой Васильевной и самый настоящий Иван IV, слушающий Высоцкого. Это неполный список всей той вакханалии (в положительном смысле), которая происходит в кадре. С таким составом и подобным содержанием «столкнуться» просто необходимо. Прекрасный образчик своего времени и мастерства исполнения всех механизмов. 9 из 10
Перед Новым годом как-то всегда хочется смотреть любимые советские праздничные фильмы, чтобы приблизить долгожданную пору волшебства и чудес. Для многих это чаще всего оказывается фильм Ирония судьбы, однако для меня это почему-то стал именно Иван Васильевич меняет профессию. Его уже так часто показывают в предновогоднюю пору по телевизору, что у меня он стал твердо ассоциироваться с Новым годом. И так, последняя часть советской комедийной трилогии! Я требую продолжения банкета! Инженер-изобретатель Александр Тимофеев на пороге великого открытия - он в одном шаге от создания настоящей машины времени. Однако это весьма тревожит жильцов дома, где он ставит эксперименты, и местного управдома Ивана Васильевича Бунши, который требует прекратить опыты. Но вот эксперимент удался, и Тимофеев открывает окно в древнюю Москву, прямо в палате Ивана Грозного! В ходе завязавшейся потасовки Иван Грозный оказывается в современной Москве, а Иван Васильевич Бунша вместе со случайным свидетелем, по совместительству вором, Жоржем Милославским, оказываются в Москве XVI века... Живьём брать демонов! Вполне возможно, что именно из-за этого фильма меня заинтересовала и захватила невозможная мечта - путешествия во времени, ведь если подумать - это первый фильм с подобным сюжетным ходом, который я посмотрела. А учитывая мою любовь к истории России - он был обречен стать моим любимым! Сейчас мы наблюдаем не только знаменитую гайдаевскую формулу комедии: необычные и комичные жизненные ситуации с оригинальным разрешением проблем. Здесь еще добавляется фантастический элемент - путешествие в пространстве (исчезновение и восстановление стенки) и времени (перемещение в эпоху правления Ивана Грозного). И что может быть увлекательнее и интереснее, как подобная сюжетная путаница: когда герой прошлого оказывается в настоящем, а современные герои попадают в прошлое! Комедийный эффект усиливается благодаря многочисленным ситуациям, когда современные герои пытаются решить проблемы прошлого своими методами: особенно запоминаются Я н-не имею права подписывать такие исторические документы!, Передай твой король мой пламенный привет!, Введите гражданина посла!, а мое любимое И пусть на обратном пути Казань возьмут, ну чтоб два раза не ездить!. А попав в ХХ век царь Иван Грозный изъясняется на старорусском, пытается познать неизвестные ему технологии и объяснить людям что он 'Казань… брал… Астрахань… брал… Ревель брал… Шпака… н-не брал!' Здравствуйте, царь, очень приятно. Главных героев тут двое - нервный и дотошный управдом Иван Васильевич Бунша и суровый и властный Царь и Великий князь Всея Руси Иван Васильевич Грозный. Обе роли исполнил актер Юрий Яковлев. Помню в детстве я с трудом верила, что обоих героев сыграл один человек - просто не могла понять, как можно сыграть таких непохожих персонажей. Но Яковлев сделал это просто блистательно. Бушна получился смешным, мелочным, который изо всех сил пытается доказать свою значимость и авторитетность, но постепенно вживается в роль царя. Даже слишком, когда начинает раздавать земли и охмурять царицу Марфу Васильевну. А сам царь Иван Грозный был очень хорош - полная противоположность своему тезке, который будет властвовать в любой ситуации. Конечно забавно наблюдать его случайным свидетелем семейных драм и ограблений, а также проникновенным слушателем песен Владимир Высоцкого! Если бы вы были моей женой, я бы… повесился! Завершающий фильм неофициальной трилогии о приключениях Шурика не может обойтись без этого героя. Только теперь он не главный персонаж, и вообще - немало изменился: Шурик (Александр Демьяненко), а теперь Александр Сергеевич Тимофеев, теперь имеет серьезную профессию, становится более серьезным, собранным и еще более изобретательным - все-таки не каждый создаст такую машину! И даже в моменты семейного кризиса он не теряет самообладания и найдет способ вернуть путешественников во времени на свои эпохи. Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть... Самый колоритный герой фильма это, конечно же, Жорж Милославский, которого блистательно сыграл Леонид Куравлев. Обаятельный вор-рецидивист, которого застают как раз в момент ограбления, но которого очень впечатляет устройство Тимофеева (в особенности способы убрать стенку в определенных местах), а затем он оказывается случайным путешественником во времени, в царской Руси не растеряется, а найдет оригинальный выход из положения, и не забывает общаться со зрителем, ломая 4ю стену! Самый лучшие фразы фильма однозначно был его: Тьфу на вас еще раз! Положь трубку! Это я удачно зашел! Дорогой самодержец, мы пропали. И тебя вылечат… и тебя тоже вылечат… и меня вылечат… Второстепенные герои - герои не менее примечательные и незабываемые! Зинаида (Наталья Селезнева) - актриса и жена Шурика, 'вся в кино, в искусстве', которая уходит от мужа к импозантному и влиятельному режиссеру Карпу Савельевичу Якину (Михаил Пуговкин); неугомонная и деятельная, каждый раз с новой прической, Ульяна Андреевна Бунша (Наталья Крачковская); всегда спокойный как удав, ограбленный сосед Шурика Антон Семенович Шпак (Владимир Этуш); дьяк и писарь Ивана Грозного Феофран (Савелий Крамаров), который боится нечисти и мечтает попробовать баклажанную икру. Здрав буди, боярин. Иван Васильевич меняет профессию - это один из тех фильмов, которые я настолько часто пересматривала в детстве, что до сих пор знаю его наизусть, могу процитировать практически любой отрывок и по сей день - нежно люблю этот шедевр Леонида Гайдая и, без сомнений, буду любить его вечно! С наступающим Новым годом! Танцуют все! 10 из 10 Приятного просмотра!
Вряд ли найдется человек в нашей стране, который не видел этот фильм. Наверное, это только маленькие дети, и то они, наверное, вместе с родителями каждый новый год включают телевизор и пересматривают этот фильм, зная каждую фразу, каждый диалог. Не это ли дает фильму статус культового? Наверное, да. Главное достоинство этого фильма - грандиозный легкий юмор, который отлично передается через игру актеров. Практически каждая фраза приобрела культовый статус, эти высказывания ушли в народ. И спустя десятилетия люди продолжат их использовать. Тот юмор не имеет ничего общего с нынешним, который нам преподносят последние годы с экранов. Здесь нет пошлости, шуток ниже пояса, какой-то злобы. В этом фильме юмор гениален и уместен. Фильм прекрасен тем, что над ним работали профессионалы комедийного жанра. Режиссер Гайдай известен многими своими фильмами, он имеет свою манеру, его фильмы угадываются. Он создал прекрасную атмосферу в этом фильме, зарядил его своей энергетикой. Актеры просто шикарны. Каждый. Вплоть до тех, кто играл стрельцов и корчил различные гримасы. Но самый колоритный, конечно же, великолепный Юрий Яковлев. Ему довелось сыграл две роли: Ивана Васильевича, обычного гражданина Советского Союза, и Иоанна IV, царя, властного и матерого мужчину в годах. Эти образы удались Яковлеву великолепно. Почему? Для меня ответ простой. Когда я видел этот фильм в детстве, то был уверен, что двух этих персонажей играют разные актеры. Чем не доказательство гениальной игры? Демьяненко, как всегда, хорош. Его герой старается помочь, входит в ситуацию, действует решительно. Прекрасна и Селезнева. Ей достался образ женщины-изменницы, которая мечется и не может сделать выбор. Куравлев же олицетворяет преступность. Вот он, вор и мошенник, кто наживается на кражах. Интересно наблюдать, как он выходит из смертельных ситуаций вместе с Иваном Васильевичем из настоящего. Весь этот актерский состав создает удивительным тандем, на который приятно смотреть. Годы идут, много снимают фильмов, много комедий, но эта фантастика остается непревзойденной. Время, наверное, было другое. Говорю об этом с грустью, потому что подобные шедевры не повторить. Может быть и не нужно. Ведь для нас существуют единственные Иваны Васильевичи, Шурик, Жорж Милославский и другие герои грандиозного фильма. 10 из 10
Что же посмотреть перед Новым годом, если не всеми любимую классику? Почему бы и нет? Вперёд! Я наконец-то посмотрел фильм, который стоит на 10 месте в топе самых лучших фильмов по мнению пользователей этого сайта. И что же? Вероятно, меня сожгут на костре за эту рецензию, однако...фильм мне понравился, но не сказать, что прям сильно. Да, это один из первых фильмов про путешествия во времени, да, это фильм всеми любимого Гайдая, однако я не почувствовал, что я посмотрел какой-то легендарный фильм. И я, между прочим, расстроен. Возможно со мной что-то не так, однако я, кажется, понимаю почему этот фильм у нас считается шедевром. Как мне кажется, всё дело в ностальгии. Кто-то скажет, что я дурак, что я не понял, что я не дорос(хотя тут '12+', куда тут расти-то?), однако я всегда стараюсь оценивать фильмы объективно, несмотря на их статус, несмотря на то, о каком фильме идёт речь - о всеми любимом шедевре или о уничтоженной в пух и прах картине. Объективно - мне понравилось, но как бы я ни старался себя переубедить, но это никак не 10 из 10, уж простите. 8 из 10 - хорошо. 9 из 10 - хорошо, но 10 из 10? За что? За то, что фильм смешной? Ну да, есть парочка забавных сцен, однако на полу от смеха я не катался, чего не скажешь о фильме 'Операция Ы' - вот этот фильм меня реально рассмешил. А тут...Ну, я пару раз посмеялся, 3-4 раза усмехнулся, но это всё. Быть может, дело в том, что я не родился в 60-х годах 20 века? Да нет, 'Операция Ы' меня рассмешила. Значит, дело в другом. Повторю, что фильм ни в коем разе не плохой, но вам не кажется, что фильм чуть-чуть, самую малость перехвалили? Серьёзно, вокруг этого фильма такой культ, что перед просмотром ждёшь как минимум '12 из 10', серьёзно. Это неправильно. Это создаёт завышенные ожидания. Если честно, то я удивлён, что у этого фильм ни одной отрицательной рецензии, это учитывая, что с этим фильмом так легко обмануться. Да даже нейтральных рецензий всего 2 штуки! Поразительно! Думаю, имеет смысл сделать так: если вы из тех, кто ставил этому фильму 10 из 10, то не читайте эту рецензию, особенно если вам нездоровится, когда кто-то ставит этому фильм меньше, чем 9 из 10. А если вы считаете, что вы в состоянии прочесть рецензию человека, который оценивает фильмы со своей колокольни, то можете читать дальше. Спасибо. Сюжет тут, признаемся, простой. Твистов нет, как и какого-либо морального посыла, что я считаю очень важно в любом фильме. Но в этом фильме этого нет. Это в фильме, что стоит на 10 месте в топе лучших фильмов в истории? Странное дело. Актёры прекрасны, я даже перечислять не буду, потому как каждый здесь на своём месте, и каждый отыгрывает как надо. Здесь каждый будто рождён для своей роли. Персонажи...Ну, их играют хорошие актёры...А ещё у персонажей есть имена. Вы будете кидаться в меня чем только можно, но я сейчас реально пожаловался на некую пустоту персонажей. А может, какая-то раскрытость им и не нужна? Может быть. Тем более, что Шурика мы уже и так знаем, а остальное неважно, не правда ли? Говорить о том, сколько же материала из фильма стало культовым, сколько цитат из него было взято на использование, думаю, нет смысла. Это и так все знают. 'Чего ж тебе ещё надо, собака?' Поднимает ли фильм новогоднее настроение? Мне он его особо не поднял, потому как нельзя поднять то, чего нет. Однако, судя по всему, другим жителям нашей страны, он поднимает это самое настроение. Ну и хорошо. Я не жалуюсь. И что же в итоге? В итоге выходит, что 'Иван Васильевич меняет профессию' - это довольно перехваленный, однако всё же очень достойный фильм, который следует посмотреть всем. Вероятно, он вам понравится больше, чем мне. Дело ли в моих тараканах, то ли реально дело в фильме, но я реально ожидал увидеть шедевр. А получил достойную советскую комедию, которую, несмотря на то, что я тут наговорил, я вам рекомендую посмотреть, особенно сейчас, когда, вроде как, принято веселиться и пересматривать любимейшие, культовые фильмы. Ведь если вам реально так понравился фильм, то какое вам дело до того, что там сказал какой-то непонятный тип в Интернете? Смотрите этот фильм, пересматривайте, ведь если фильм нашёл отклик в вашем сердце, то почему бы не пересмотреть его, абстрагируясь от тех, кому фильм понравился не так сильно или вовсе не понравился? Пересматривайте любимые фильмы, но всегда давайте возможность открытиям. 7 из 10 Ждёте поздравлений с Новым Годом? Что ж, полагаю, что поздравлений вам и без меня хватает с головой. Помните - никто не сделает ваш год лучше, чем вы сами. Веселитесь.
Безусловная классика жанра с блистательным актерским составом не оставляет поводов для критики. Время было стабильное, спокойное и радостное. Люди были благодушные. Атмосфера, в которой творил Гайдай в далеком 1973 году, дала возможность переложить на пленку добрые эмоции без намека на страх и разруху. За увлекательный сюжет и пронзительный юмор низкий поклон гению Михаила Булгакова. И так же низко поклонимся выдающимся актерам советского театра и кино. Если ни слова не понимающий по-русски житель штата Флорида получает удовольствие от невербального юмора в 'Иване Васильевиче' - это чего-то стоит. Покадровая цифровая реставрация изображения в паре с высоким разрешением буквально перевоплотили любимый миллионами фильм. Просмотр в хорошем качестве на большом экране позволяет заметить привязанные к предметам ниточки и прочие 'приемы' того времени, что нисколько не огорчает.