Этот фильм да посмотреть бы всем, кто поднимал возраст детства до 21 года. Очень сильный фильм об мальчике, который одновременно умудряется быть и ребенком-подростком, самозабвенно играющим в футбол с соседскими мальчишками, с восторгом предвкушающим поход в кино, и в то же время взрослым человеком, принимающим решения и умеющим отвечать за них, чувствующим ответственность за тех, кто нуждается в нем, самостоятельно берущим на себя эту ответственность, ставшим кормильцем семьи, заслужившим уважение взрослых на работе, среди соседей, в своей семье, за что его называют Иваном Макаровичем. Особенно поразил эпизод, когда бабушка, не в силах встать с кровати, лежит больная, а Иван Макарович пытается вразумить Лельку, которая ленится убирать и сопротивляется. Перепалка Лельки и Ивана Макаровича заканчивается его растерянностью: ну что будешь с ней делать? И тогда вступает бабушка: Пороть! Несколько ударов ремнем, и Лелька волшебным образом понимает, что леность может быть наказана и так, когда все уговоры ни к чему не приводят. Все это, многие эпизоды фильма контрастируют очень резко с отношением к детям в некоторых странах и тенденциях воспитания детей сейчас. Возникает ощущение, что сегодняшние тенденции в воспитании — это театр абсурда и деградация. Бабушка в фильме — мудрый человек. Она мягко направляет Ивана Макаровича, не затеняя его, поддерживает его, укоряет внучку: «Какой он тебе Ваня?! Он Иван Макарович!» Без ее мягкой заботы и поддержки, быть может, мальчику было бы во много раз тяжелее. Фильм очень ярко смотрится на контрасте с сегодняшним временем. Советую посмотреть. Фильм снят Профессионалами с большой буквы. Каждый эпизод, каждый ракурс, каждое слово сплетаются в общий фон, общий контекст, берут за душу. Без эпизодов искусственного надрыва (истерик, крови, оторванных рук и ног), а скупыми, но яркими мазками рисуется картина, когда у зрителя душа переворачивается, набегают слезы. Это большое искусство — показать такую сторону войны.
Удивительный как по степени правдивости и достоверности, так и по сильнейшему эмоциональному воздействию фильм. Таким он мог получиться только у тех, кто сам был живым свидетелем ада, которым является война. Валерий Игоревич Савченко родился в 1926 году. В показанный в фильме период времени ему было почти столько же лет, сколько другу и наставнику Ивана Макаровича — Кольке. Закончив операторский факультет ВГИКа, Валерий Савченко в 1952 году заочно оканчивает Литературный институт им. М. Горького, параллельно работая сценаристом Московской студии научно-популярных фильмов (киножурналы «Наука и техника», «Сельское хозяйство»). В 1958 году он пишет сценарий для замечательного фильма «Два Фёдора». Через целых 10 лет появляется его вторая художественная лента «Иван Макарович». Режиссёр фильма Игорь Михайлович Добролюбов — подаривший зрителю бесподобные фильмы «По секрету всему свету» (1976), Расписание на послезавтра» (1978), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва (1979), «Белые росы» (1983) — лишь на 7 лет младше Валерия Савченко, и в 1945 году ему было 12. «Иван Макарович» — его вторая режиссёрская работа после окончания в 1963 году режиссерского факультета ВГИКа (мастерская М. Ромма). Артист Виктор Махонин, создавший невероятно органичный персонаж Ивана Макаровича, в следующем, 1969 году, снялся в короткометражке «Деревенские каникулы» в роли сорванца Лёшки, и на этом его творческая карьера, к большому сожалению, закончилась. А ведь какие роли он мог бы сыграть!.. Для фильма «Ивана Макаровича» никаких эпитетов не жалко, потому что, сколько бы я их не писал — добрый, трагичный, умный, щемящий, трогательный — их всё-равно будет недостаточно, чтобы передать ту волну чувств, в которой зритель буквально тонет, пока смотрит это кино. Проникновенный и сильный фильм. P.S. Гран-при «Серебряная Минерва» на ХХII МКФ детских фильмов в Венеции, Италия, 1970г.; Приз и 1-я премия на IV ВКФ в Минске, СССР, 1970г; Доролюбов Игорь Михайлович — Лауреат премии ЦК ЛКСМ Белорусской ССР в области киноискусства, 1970г.