'Мы были там лишними и здесь не свои'. Это фильм не о тяжелых буднях проституток, и не антиагитка для тех, кто собрался позорно свалить с гниющей родины. Счастье не там, где можно прийти в магазин и купить ту шмотку, которая тебе нужна, но и не там, где 'родная земля' - идеал, активно насаждаемый людям, чтобы они работали еще бесплатнее и не оглядывались на процветающий Запад. Счастье там, где в гармонии сплелись материальные блага и душевный комфорт, там, где ты можешь в любой момент позвонить матери и знать, что у нее все хорошо, там, где рядом с тобой живет и спит мужчина (женщина), от которого(ой) ты хочешь иметь ребенка. Неважно, где ты это обретешь, важно другое: если этого нет, ты несчастна (несчастен) везде. 10 из 10
Таня живет в городе Ленинграде, в одной из многочисленных однотипных многоэтажек, живет в одной квартире с престарелой матерью, живет на одну зарплату посменно работающей медсестры, живет в сером унынии, скуке и жалости к себе, согреваемая лишь мечтой о том, что когда-нибудь она заживет. Заживет где-то там, где и воздух слаще, и солнце ярче, и вода чище, и люди добрее ( знакомо, не так ли? ). И вот наступает в ее жизни такой момент, когда Таня устает ждать и начинает идти на встречу своим желаниям, используя единственно доступную ей возможность. И тона жизни вдруг становятся все теплее и теплее, и красота, подчеркнутая хорошей помадой и тенями, модным платьем, дорогими духами, кажется, совсем затмевает всю эту невидимую глазу грязь, и все мечты сбываются наяву, но... 'Но' есть всегда, даже в добытой такими трудами 'волшебной стране'. И это 'но' почему-то не заглушается богатством убранства и яркостью красок: сердцу ведь все равно, сколько карат в этом бриллианте на твоем пальце. За легкомысленным названием 'Интердевочка' в фильме Петра Тодоровского скрыта непостижимая глубина познания человеческой души, наших истинных стремлений, наших побед и поражений, нашей глупости и мудрости, сложности и простоты одновременно. Какая простая и знакомая картина, и как эта простота и реализм неожиданно обнажают все наши страхи, желания и пороки. Все эти метания между внешним и внутренним, все эти опоздавшие сожаления и раскаяния, вся эта неопределенность и неудовлетворенность, за которыми стоит простое желание счастья. Возможно, это лишь мое мнение, но фильм не только о том, что 'хорошо там, где нас нет', но и том, кто мы на самом деле есть, что нам на самом деле надо и как трудно и долго порой мы идем к ответам на эти вопросы. А как иначе? 9 из 10
Этот фильм не о проститутках и о тяжкости их судьбы. Сюжет, крутящийся вокруг дам древней профессии, здесь выступает лишь как средство, форма передачи сути, идеи, одной из главных проблематик нашего общества. Этот фильм о ценностях, о выборе приоритетности между ними, о цене такого выбора. Вдобавок к этому в фильме раскрывается «не существующее» до определённого времени несовершенство советского государства, которое и демонстрируется как раз с помощью мира героинь фильма. Проститутки здесь не просто примеры антисоциального, не приличного и не приемлемого для советских граждан поведения, это люди с вполне понятными для каждого человека желаниями, которые заключены в словах Тани в разговоре с мамой: «Хочу свой дом, свою машину!.. Хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которая мне нужна, а не переплачивать фарцовщикам втридорога!.. Хочу мир увидеть! Разные страны…» В условиях закрытости страны в отношении свободной торговли с другими странами и как следствие, ограниченному выбору товаров, не отвечающему запросам потребителей, несправедливой оплаты труда, неодобрения обществом в их понимании имущественных излишеств и «диких законов», как называет их Эдвард Ларсен, такие желания вполне понятны зрителю любого поколения. Однако это никак не оправдывает поступки героинь фильма, даже наоборот. Создатели фильма нам ясно дают понять на примере Тани, Кисуни, Симки и остальных героинь, что такой путь не приведёт к заветному счастью. Выбор Тани между красивой, богатой жизнью и любовью матери, родным домом в пользу первого оборачивается трагедией не только для неё самой, когда она осознаёт своё одиночество в чужой стране, тоску по матери и родному краю, но и для ее мамы, Аллы Сергеевны, не сумевшей смириться с правдой о дочери. Такова цена выбора мелкого, пустого вместо вечного и бесконечно дорогого. Однако мне не понравилось, что, обличая такой путь, авторы не дают ясного ответа, как следует решить проблему реализации имущественных, материальных желаний. Ведь были же состоятельные люди, нажившие добро честным путём. Не одни ведь проститутки да медсёстры с учительницами. Понятно, что фильм обращает внимание прежде всего на проблему государственного строя, но отсутствие какого-то ответа в рамках существующей тогда ситуации делает фильм несколько категоричным и удручающим. 8 из 10
В «Интердевочке», снятой спустя год после «Маленькой Веры», Петр Тодоровский во многом разрабатывает темы и мотивы фильма Пичула, углубляя и расширяя их. Однако, в отличие от своего более молодого коллеги и многих других «перестроечных» режиссеров, порой выбиравших простые концептуальные решения (например, «совок» - плохо, Запад – хорошо), Тодоровский создает в своей картине поистине трагическую, неразрешимую жизненную ситуацию-апорию, живой сгусток бытийных противоречий. Тодоровскому и его сценаристу Кунину в картине главное – доказать, что русский человек не может быть счастлив нигде: ни в мире советского двуличия, неустроенного быта и тотальной несвободы, ни в мире буржуазной благоустроенности, мелочно-расчетливого отношения к деньгам и презрения к русским, как людям второго сорта. Эмоциональная и экзистенциальная заостренность, своего рода обоюдоострость этой ленты поражает и теперь, а ее пророческий характер в отношении фиаско «колбасной» эмиграции в прямом смысле лишает дара речи и припирает к стенке убедительностью художественных аргументов. «Интердевочка» - кино прежде всего о лицемерии: о фарисействе советского мира, тайно допускающего проституцию в качестве способа налаживания «дипломатических» контактов с Западом, но при этом внешне бичующим ее; о ханжестве западных буржуа, внешне никого не осуждающих, но постоянно ставящих препоны русским эмигрантам с «темным» прошлым. Тодоровский снял свою картину прежде всего для честного зрителя, чурающегося идеологической лжи, как коммунистической, так и западнической, по этой причине в момент выхода ленты ее не понял почти никто. Режиссер не щадит обличающих красок, чтобы описать невыносимость советского быта и бытия, где люди изъясняются лозунгами, сами посмеиваясь над ними, где умение лгать и изворачиваться стала у них второй натурой, ибо они долгие десятилетия шли на компромиссы с властью (лишь считанные единицы, такие как Анатолий Марченко, открыто конфликтовали с ней и умирали, не добившись своего). Тодоровский показывает, что советские люди просто не умеют быть свободными, то есть жить в согласии со своей совестью, однако, и в эмиграции при внешнем благополучии жить они не могут. Постановщик «Интердевочки» был одним из первых, кто деконструировал миражи о Западе: русские не могут жить за рубежом не потому, что они – рабы по природе и не могут встроиться в свободное пространство, а потому, что свободы то на Западе и нет. Там есть, конечно, высокий уровень жизни и благоустроенный быт, но буржуазная мелочность и мещанство делают существование там для русских невыносимым: они постоянно ощущают там себя чужими, людьми с другим культурным кодом, теми, кто готов отдать последнюю рубаху на подарки знакомым, чего прижимистым европейцам никогда не понять. В этом смысле «Интердевочка» - подлинно патриотический фильм, но это не квасной патриотизм, обеляющий и идеализирующий свою страну, а любовь, пропитанная болью и состраданием к России, которая столетиями не может начать жить нормально, о людях с иной неевропейской ментальностью, которым никогда не стать европейцами. Многие сцены этой картины поражают до глубины души, например, побег итальянца-жениха в решающую минуту, стойкость и жесткость Тани, защищающей свою мать перед обнаглевшими хулиганами, отчет валютных проституток перед милицией в начале фильма, в которой перемешаны до неразличимости китч, безвкусица, сленг и замученность жизнью. «Интердевочка» - это подлинный шедевр, горький и эмоционально тяжелый о мире, в котором проституируют все от женщин до кандидатов наук, продавая свой талант, время и навыки. При том не важно, что это за мир – капиталистический или коммунистический, ведь жениться по расчету – значит продать себя также, как и, посещая каждый вечер «Интурист». Как всякий шедевр, «Интердевочка» демонстрирует во всех безжалостности экзистенциальных противоречий жизненные ситуации и апории, знакомые многим, но главная из них – уехать или остаться? Вопрос, мучающих сегодня тысячи думающих людей в России. Но самое страшное, говорит Тодоровский, ехать некуда, везде ты будешь чужим и в своей стране, и за ее пределами – здесь как носитель западного сознания, чувствительного к притеснениям свободы, а там – как обладатель «загадочной русской души», абсурдный альтруист, которого тошнит от правильной мелочности буржуа. Можно сказать, что фильм Тодоровского объясняет сразу и прошлое, и настоящее России: сначала она, как тихая жена, лежала под вождями и партией, терпя их насилие, истерзанная ими и искромсанная, потом – под Западом, который платил ей, чтобы она удовлетворяла все его желания, продавая себя. По этой причине ничего ни нас, ни нашу страну в будущем хорошего не ждет – русскому везде плохо и будет плохо всегда, ибо крестоношение – наш удел. По этой причине, когда Таня заходит в православный храм в Швеции как подлинная христианка (ибо все настоящие христиане искренне считают себя, а не других страшными грешниками), а потом напивается – эта сцена уровня Достоевского сообщает о русском национальном характере столько, сколько не сказал еще ни один современный фильм. Это страшно, горько, но это о нас.
Общее впечатление: История о мечте, о стремлении к лучшей жизни, только вот таким ужасным путем, что на кой черт такая мечта? Таня Зайцева (Елена Яковлева) живет в скромной небольшой квартирке вместе с матерью. Работает медсестрой, а в свободное время зарабатывает своим телом. Таня валютная проститутка, она не считает что это что-то постыдное, деньги нужны всегда, но своей матери ничего не говорит. Молодая девушка мечтает вырваться из замкнутого круга - выйти замуж за иностранца, уехать заграницу и стать респектабельной дамой. И у нее это получается, однажды у неё случается связь со шведом Эдвардом Ларсеном, который после этого неожиданно делает ей предложение руки и сердца. Девушка сразу же соглашается, не скрывая от матери что свадьба по расчету. А любовь? А что любовь, со временем полюбит думает Таня. Но получив все, о чем так мечтала девушка, понимает, что не хватает самого главного - может быть, счастья? В начале фильма все выглядит довольно задорно, и несмотря на то, чем занимаются девушки ругать их за неприличное поведение не хочется. Однако чем дальше развивается история, тем больше испытываешь сострадания к героини. Не от лучшей жизни она пошла продавать свое тело, и говорить о том что всегда есть выбор глупо. Это у вас есть выбор, а у нее он именно такой был. Да, возможно вы бы и не поступили так, и вам это чуждо. Но Таня мало задумывалась над этим, она мечтала о роскоши, она ее и получила. Плюс влияет и воспитание. Девушка росла без отца, а мужчина для девочки играет важную роль в воспитании. Но как говорят — «Не в деньгах счастье». Так и есть, добившись цели, Таня уезжает в другую страну, скучает по матери, по подругам и работе в больнице. Она чужая в другой стране. Есть четкое противопоставление разных менталитетов, да в СССР на тот момент не было роскоши как таковой, но зато была человечность. А вот в Европе все наоборот: красивые машины, улицы, огромные дома, но люди… они без души. В диалогах это даже подчеркивается, говоря о русской душе, как о чем-то особенном) Что касается любви, Таню она не греет, деньги тоже… И все настолько выглядит печально что под конец фильма, зритель утопает в этом депрессивном наплыве. Очень грустно и внезапно заканчивается кино, честно я рот открыла от неожиданности. Драматизм усиливается в одно мгновение и нарастает с каждой минутой. И после просмотра осталась горькое послевкусие, но самое главное что в фильме есть мораль. Она проста и будет понятна каждому. Главное это быть счастливой, сложная задача, однако выполнимая. Немаловажную роль играет и любовь, ведь очень важно просыпаться в постели с мужчиной которого ты любишь, и который любит тебя. А стерпится стерпится с любиться — вообще не вариант. Обязательно обратите внимание на «Интердевочку», это 2-х серийное кино, которое вы точно посмотрите с интересом. Прекрасная режиссура, великолепные актерские работы — Елена Яковлева, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова, и душещипательный сценарий. 9 из 10
В период расцвета СССР взрослеет дочь матери-одиночки-учительницы Золушка. Её детство пришлось на мирный период, связанный с активным жилищным строительством в Москве, бесплатным дошкольным и школьным образованием, включая питание в заведениях обоего типа. Поэтому Золушка страдает под гнётом кровавого режима, который издевается над ней по полной программе - дал бесплатную квартиру с копеечным электричеством и центральным отоплением, бесплатно, даже доплачивая стипендию, выучил на медсестру, направил на работу в больницу в самый удалённый от дома район Москвы. И вообще, Золушка последний хрен без соли доедает, что подвигает её найти подработку валютной проституткой. Именно в этой позитуре и обнаруживает зритель Золушку в начале фильма. История, скажем так, профессионального роста персонажа остаётся за кадром, равно как без ответа остаются вопросы, например, об иерархии золушек в зависимости от валюты дохода, каким образом происходит повышение до следующего уровня и кто его контролирует. А ведь этот период мог бы стать источником драматических поворотов сюжета, но авторы фильма выбирают представить нам Золушку в период её торжества на условном балу, одетую в изысканный (для тех времён) туалет, который не превратился в тыкву с рассветом, но предусмотрительно припрятан до наступления тёмного времени суток. Также за рамками сюжета остаются возможные посягательства на нетрудовые доходы Золушки различных криминальных элементов. Таксисты, развозящие ночных золушек по домам, довольствуются повышенной оплатой за проезд, не подозревая о наличии крупных сумм в их сумочках (пусть даже и под стельками туфель - с обездвиженного тела туфли снимаются с лёгкостью). Это жизненно и реалистично, потому что валютная проституция есть акт свободного полового творчества и единственное зло, препятствующее ему - милиция. Нетрудовые доходы возносят Золушку к вершинам потребления, а расходы низвергают в пучину нищеты, ведь русская душа (в отличие от расчетливой прибалтийской, как верно подмечено авторами фильма) неспособна произвести простейшие арифметические вычисления, чтобы спланировать свой бюджет хотя бы на несколько месяцев вперёд. И так далее, в таком же духе перед нами предстаёт конфликт кровавого режима-спрута с несчастной Золушкой. То спрут потребует от Золушки выкупа, внедрившись в мозг алчного биологического отца, то заставит купить шубу на последние деньги, то соблазняет деньгами похотливого японца, намеренно подослав его к Золушке. Прямо к горлу подбирается. За что это всё Золушке? Это неспроста. Ведь она такая женщина, как у японца, например, «не было». Где не было и когда не было, непонятно. А вопросы бытийности, обозначаемые в речи глаголом «быть» без локального объектного компонента, рассматриваются наукой философией, которую в медучилище не изучают. Говоря по-простому, мотивация японца не имеет в сценарии достаточного обоснования. Это всё реализм, граждане зрители. Нужно заметить, что автор сценария славится своим реалистическим подходом и достоверностью историй. Особенно достоверным оказался сценарий сериала «Сволочи», заявленный биографическим, но после расследования «Комсомольской правды» публично признанный полностью авторским вымыслом. Нужно пояснять почему рецензия «отрицательная»?
Культовый некогда фильм «Интердевочка» 1989 года режиссера Петра Тодоровского, ныне превратившийся в несколько обнафталиненный документ той славной эпохи, когда свободы становилось все больше, а табу сужались до размеров всякого рода уютных щелей — экранизация одноименного романа Владимира Кунина, к которой беллетрист собственноручно написал сценарий, несколько даже облагородивший косную суть изначального текста — иллюстрирует извечную панславистскую аксиому: нас [censored, но здесь могла быть ваша реклама], а мы смеемся. Ни в особенности до, ни разу после советский и постсоветский экран и взирающий на него зритель более не видел столь жизнерадостного хоровода жриц серпа и орала, каковые населили художественное пространство этой экспортной по сути киноленты, ведь спустя пару лет уже вовсю джигурдела «Банда лесбиянок, или Счастливого Рождества в Париже!» режиссера Жуковой, а сытые, жовиально-пастозные в каустобильном мороке нулевые отметились ядреной порночернухой «Точки» интеллигента Юрия Мороза — от исключительной поэтизации проституции к ее развенчиванию пришел наш кинематограф, который образ шальной девки без принципов, горбящейся при Gorby, с легкостью превратил в трафаретную героиню, которая лишь на дне жизни усваивает простейшую мораль о том, что себя до остатка, досуха (про)давать, конечно, легко, только тяжела и неказиста жизнь горизонтального артиста, ведь срок выслуги лет тут короток, а быть пощекотанной вусмерть стальным пером перспектива сомнительного профита. Впрочем, все эти ленты так или иначе стремились к некоей видовой обобщенности, но лишь у Тодоровского, знающего меру и такт, а не толк в извращениях, вслед за Куниным даётся по-настоящему панорамный портрет среднестатистической советской служительницы половых утех, который преимущественно сводится к образу хабалистой лимитчицы, понаехавшей в Нерезиновую, чтоб далее стать престижной валютчицей, и отчалить туда, где и без нас хорошо, и лишь отдельным пунктом идут столичные гражданки, к коим и относится отчасти Татьяна, центральный смыслообразующий персонаж обоих произведений, что пошла на панель чуть ли не по следам благотворительницы Сони Мармеладовой, разве что руководствуясь большим эгоистичным принципом, включающим в себя в обязательном порядке прицеп с иностранным прынцем на чем-то белом. Но достигнув Земли обетованной, коей становится нордическая цитадель эротической раскованности Швеция, та что звалась Татьяной начинает испытывать несвойственную вроде бы тоску по отцовским гробам, но именно в этом моменте «Интердевочка» превращается в слишком манипулятивное и искусственное кино, копулирующее в собственной ирреальности. При определенной инородности в среде девушек легкого поведения Татьяна мало чем от них отличалась в сущности, разве что больше рефлексировала и флюродросила, но совершить полное бегство из этой страны хоть куда она мечтала сильнее всего. И её внезапный инсайт, резкое в общем-то понимание тотальной ментальной неконвенциональности меж нашими Таньками и шведскими Джонатанами воспринимаются как намеренная авторская прихоть обелить героиню, сделав если не мученицей, святой или просто не такой, то хотя бы той, что самовольно совершила ошибку, а потом неизбежно за нее раскаилась — да только не верится ни в это озарение, ни в ставшую тягостью сытую скуку, ни в иррациональность и импульсивность, так как искусному вымыслу противостоит правда. Та самая пресловутая сермяжная правда со всей своей чернухой, гнилью и падалью банально затенена, покрыта густым слоем недомолвок и эвфемистических уловок, долженствующих в первую очередь показать все прелести горизонтальной работы бывшими спортсменками, комсомолками и красавицами. И их последующим житием в этих ваших Европах со всеми вытекающими. Режиссёром представлена чуть ли не вся СССРия с ее девочками на выданье, на излете времен желавших больших денег при минимуме затраченных усилий, и каждая из задействованных в фильме актрис — от Яковлевой и Дапкунайте до Полищук и Розановой — выдают репризы при создании отдельного женского типажа той страны: есть здесь и наивно-романтичные девочки, и жесткие рационализаторши, и просто увлеченные потными трудами на ниве освоения целины половых услуг. Вырисовывается картина целой страны, что новозбранно пошла по потным рукам и прочим органам заезжающих варягов, а родине-Матери предоставлена лишь роль статистки и пассивной наблюдательницы в этой новой, суетной и достаточно невеселой жизни медленно рушащейся страны. И сколь бы ни галдела валютчица Зина с грудьми наголо, и сколько бы ни тосковала Татьяна об утраченных берегах, все неизбежно приведет к трагедии. Нацепив на себя ярлыки, далее оставалось лишь последнее — раствориться в своей ничтожности, ведь жизнь та еще шлюха. Мало даёт, но много берёт.
Не думаю, что режиссёр, сценарист и тем более сами актёры так глубоко 'копали' своих персонажей, но одно можно сказать точно - они проработаны до таких деталей, что я немного таких фильмов вспомню, разве что 'Амели' и 'Москва слезам не верит'. В 'Интердевочке', которую, к сожалению, тогдашние школьницы ошибочно приняли как чуть ли не призыв пойти в путаны, как раз показана вся беспросветность этого пути. Почти ни один персонаж не вызывает в фильме симпатии, кроме, пожалуй, дальнобойщика, который становится едва ли не единственным настоящим другом главной героини. Но не о сюжете я хотел сказать, а о персонажах. Итак, главная героиня. Казалось бы, нежная, заботливая, живущая с мамой, Божьим одуванчиком, представляет собой, на самом деле, просто собирательный образ женщины, что всегда и в любых условиях найдёт повод быть несчастной и капризной. В сущности она - феминистка, ненавидящая мужчин, при этом не гнушающаяся незаконного и аморального заработка, ненавидит своего отца, считая его кобелём, ну и соответственно, по аналогии, считающая таковыми всех мужчин на планете. Себя она, конечно же, считает образцом нравственности и порядочности. Именно такие обычно и становятся алкоголичками (главгероиня успевает приложиться к бутылочке уже тогда, когда, казалось бы, живи, да радуйся), наркоманками, суицидницами и редко имеют семью. При этом она не просто медсестра. Она - старшая медсестра, а стало быть, не самая малообеспеченная категория граждан и в проститутки, следовательно, пошла тоже не от голода. Её мать, женщина строгой, казалось бы, морали, олицетворение советской идеологии, которая, тем не менее, упустила в воспитании дочери 'очень важный пункт' и теперь пожинающая плоды такого упущения. 'А что скажут люди' для неё в итоге оказывается важнее собственной жизни. В этом тоже есть что-то от советской морали, граничащей с гордыней. Но остаётся вопрос, а почему она воспитывает дочь в одиночку? Наконец, отец Тани, редкостный кобель, по её убеждению. Ушёл из семьи, бросив жену с маленькой дочерью, а теперь пытается нажиться на её эмиграции. Однако не сразу бросается в глаза одна маленькая деталь - женщина, с которой он живёт сейчас, имеет ТРОИХ детей и сама парализована. Странный какой-то 'кобель' получается. Фильм не просто гораздо более жизненный и реалистичный, чем приторная американская 'Красотка', он скорее назидательный и думаю, если когда-нибудь проведут исследование на тему 'чьи дети становятся проститутками', то образ её матери будет наиболее популярным. 9 из 10
Культовый некогда фильм 'Интердевочка' 1989 года режиссера Петра Тодоровского, ныне превратившийся в несколько обнафталиненный документ той славной эпохи, когда свободы становилось все больше, а табу сужались до размеров всякого рода уютных щелей - экранизация одноименного романа Владимира Кунина, к которой беллетрист собственноручно написал сценарий, несколько даже облагородивший косную суть изначального текста - иллюстрирует извечную панславистскую аксиому: нас [censored, но здесь могла быть ваша реклама], а мы смеемся. Ни в особенности до, ни разу после советский и постсоветский экран и взирающий на него зритель более не видел столь жизнерадостного хоровода жриц серпа и орала, каковые населили художественное пространство этой экспортной по сути киноленты, ведь спустя пару лет уже вовсю джигурдела 'Банда лесбиянок, или Счастливого Рождества в Париже!' режиссера Жуковой, а сытые, жовиально-пастозные в каустобильном мороке нулевые отметились ядреной порночернухой 'Точки' интеллигента Юрия Мороза - от исключительной поэтизации проституции к ее развенчиванию пришел наш кинематограф, который образ шальной девки без принципов, горбящейся при Gorby, с легкостью превратил в трафаретную героиню, которая лишь на дне жизни усваивает простейшую мораль о том, что себя до остатка, досуха (про)давать, конечно, легко, только тяжела и неказиста жизнь горизонтального артиста, ведь срок выслуги лет тут короток, а быть пощекотанной вусмерть стальным пером перспектива сомнительного профита. Впрочем, все эти ленты так или иначе стремились к некоей видовой обобщенности, но лишь у Тодоровского, знающего меру и такт, а не толк в извращениях, вслед за Куниным даётся по-настоящему панорамный портрет среднестатистической советской служительницы половых утех, который преимущественно сводится к образу хабалистой лимитчицы, понаехавшей в Нерезиновую, чтоб далее стать престижной валютчицей, и отчалить туда, где и без нас хорошо, и лишь отдельным пунктом идут столичные гражданки, к коим и относится отчасти Татьяна, центральный смыслообразующий персонаж обоих произведений, что пошла на панель чуть ли не по следам благотворительницы Сони Мармеладовой, разве что руководствуясь большим эгоистичным принципом, включающим в себя в обязательном порядке прицеп с иностранным прынцем на чем-то белом. Но достигнув Земли обетованной, коей становится нордическая цитадель эротической раскованности Швеция, та что звалась Татьяной начинает испытывать несвойственную вроде бы тоску по отцовским гробам, но именно в этом моменте 'Интердевочка' превращается в слишком манипулятивное и искусственное кино, копулирующее в собственной ирреальности. При определенной инородности в среде девушек легкого поведения Татьяна мало чем от них отличалась в сущности, разве что больше рефлексировала и флюродросила, но совершить полное бегство из этой страны хоть куда она мечтала сильнее всего. И её внезапный инсайт, резкое в общем-то понимание тотальной ментальной неконвенциональности меж нашими Таньками и шведскими Джонатанами воспринимаются как намеренная авторская прихоть обелить героиню, сделав если не мученицей, святой или просто не такой, то хотя бы той, что самовольно совершила ошибку, а потом неизбежно за нее раскаялась - да только не верится ни в это озарение, ни в ставшую тягостью сытую скуку, ни в иррациональность и импульсивность, так как искусному вымыслу противостоит правда. Та самая пресловутая сермяжная правда со всей своей чернухой, гнилью и падалью банально затенена, покрыта густым слоем недомолвок и эвфемистических уловок, долженствующих в первую очередь показать все прелести горизонтальной работы бывшими спортсменками, комсомолками и красавицами. И их последующим житием в этих ваших Европах со всеми вытекающими. Режиссёром представлена чуть ли не вся СССРия с ее девочками на выданье, на излете времен желавших больших денег при минимуме затраченных усилий, и каждая из задействованных в фильме актрис - от Яковлевой и Дапкунайте до Полищук и Розановой - выдают репризы при создании отдельного женского типажа той страны: есть здесь и наивно-романтичные девочки, и жесткие рационализаторши, и просто увлеченные потными трудами на ниве освоения целины половых услуг. Вырисовывается картина целой страны, что новозбранно пошла по потным рукам и прочим органам заезжающих варягов, а родине-Матери предоставлена лишь роль статистки и пассивной наблюдательницы в этой новой, суетной и достаточно невеселой жизни медленно рушащейся страны. И сколь бы не галдела валютчица Зина с грудьми наголо, и сколько бы не тосковала Татьяна об утраченных берегах, все неизбежно приведет к трагедии. Нацепив на себя ярлыки, далее оставалось лишь последнее - раствориться в своей ничтожности, ведь жизнь та еще шлюха. Мало даёт, но много берёт.
Картина П. Тодоровского 'Интердевочка' произвела на меня сильное впечатление. Драма Тани Зайцевой была показана правдиво. Ведь вырваться из прежней 'путанской' жизни невозможно, поэтому ей не суждено быть счастливой. Надо отдать должное мастерству Яковлевой-она сыграла свою героиню обыкновенной девушкой, ищущей счастья, но в то же время порочной, опустившейся до низов общества. Очень понравилась Розанова-ей подходит образ распущенной женщины, В небольших эпизодах она раскрыла многое о своей героине. Я не могу понять мать Тани: неужели та не могла догадаться о её 'ночных дежурствах'? При том что работала учительницей и понимала детей. Также не понравилось отсутствие постельных сцен. То что было с японцем больше похоже на страшный сон героини, ищущей деньги на загранпоездку. Зато Немоляева просто и легко передала тягу своего персонажа к красивой жизни: иностранцам, шубам, дорогим машинам. Особенно хочется отметить красивую музыку, сопровождающую некоторые эпизоды: народную песню 'Бродяга' и ритмичное танго в начале фильма. Она сгущает драматическую подоплеку сюжета. Ингеборга Дапкунайте создала образ 'Кисули', внешне безобидной девушки, на самом деле алчной предательницы. Играет она совершенно, натурально. Однако в некоторых местах фильм показался затянутым: как только начинаются сцены советской действительности, сюжет превращается в будничный рассказ о двуличной медсестре, познакомившейся с иностранцем. Здесь режиссёр умно сыграл на противопоставлении внешней и внутренней оболочки жизни интердевочек. В шведской серии мы видим совсем другую, благополучную жизнь иностранцев. Но нашей героини не радостно от осуществившейся мечты, ведь окружающие её не любят. В финале, когда героиня едет в аэропорт и плачет, понимая, что случилась беда, народная песня усиливает накал страстей и глубоко проникает в душу. Искренне жаль и Таню, и её мать. Всё-таки этот фильм, в противоположность 'Красотке', показал настоящую трагедию валютной проститутки, а не сказочную историю о Золушке из грязного притона. Хоть и не получил положительных эмоций, но задумался о жизни. 7 из 10
Помню демонстрировали этот фильм у нас в кинотеатре, и в силу возраста, а было на тот момент мне в районе 14-15 лет, жутко хотелось на него сходить, увидеть так сказать в действие обнажённую женскую натуру. Но сходить не удалось, потому как фильм шёл по грифом до шестнадцати и старше. А вот название запомнилось и отложилось в памяти. Спустя годы, точно сейчас цифру назвать не возьмусь, всё-таки я посмотрел это кино, купив видеокассету. Лента Петра Тодоровского по сценарию любимого мной Владмира Кунина, понравилась. Достаточно убедительная картина по всем кинематографическим показателям. Грамотное последовательное повествование, сюжет без провисаний с хорошо расставленными акцентами именно там где надо. И конечно отражение нашей повседневной действительности в полной мере и полном объёме. На зарплату рядовой советской медсестры с голоду конечно не умрёшь, но о красивой и беззаботной жизни придётся забыть. А ведь пожить хорошо, достойно, по-человечески хочется, вот и вынуждена Татьяна тихой сапой заниматься древнейшей профессией. Конечно выбор есть всегда, можно не продавать своё тело за зелёные бумажки, но иногда человека бывает всё так достанет, что хоть волком вой. А когда ты финансово независим, жизнь представляется тебе совсем в другом цвете, совсем в другом. Не будем забывать, что хлеб этих самых женщин не такой сладкий, как может показаться. Клиенты ведь разные встречаются, могут и на иглу подсадить и убить и. т. д, даже несмотря на хорошую 'крышу'. Всяко в жизни бывает. Поэтому осуждать Татьяну последнее дело, тем паче, что Тодоровский показывает нам не её одну. Галерея русских девушек им представлена. Выбирай, что называется на вкус. И, Татьяна, надо сказать, не самый плохой в общем-то персонаж, не самый плохой. Возьмите к примеру её 'коллегу' по профессии Лизу-кролик (Ингеборга Дапкунайте). Такая не задумываясь пройдёт по головам, съесть тебя и не подавится. В общем все дамы разные. И все играют здорово, включая и Ирину Розанову и Елену Яковлеву. Будет ли счастлива Татьяна, повстречав в своей постели шведского мужчину ? На этот вопрос лучше всего ответит Пётр Тодоровский. Ответит не притянутым за уши финалом. Тонкая грань между материальными ценностями и миром духовным будет проходить лейтмотивом по всей картине и особо наблюдательный зритель конечно сумеет её разглядеть. Думаю это не самое плохое кино, которое заслуживает просмотра. С одной стороны возможность на машине времени очутиться в конце 80-х, а с другой посмотреть неплохую драму от мастера. Советую. 9 из 10
«Интердевочка» - советская драма 1989 года режиссера Петра Тодоровского. Кино получилось правдоподобным, драматичным и жизненным. Мы видим реалистичную историю, которая показана достойно и так, как и было на самом деле. Нам показали жизнь проститутки и то, как она мечтала выйти замуж за иностранца и уехать от нищеты и быта советской жизни. Когда она добилась своего сквозь «рабочий пот», слезы и стыд, девушка не чувствовала почему-то счастья и чего-то ей не хватало. Мы видим трагическую жизнь проституток, их дело, мечты и суровую реальность… Когда я увидел эту драму в первый раз, она на меня произвела впечатление, и я долго думал о ней. Очень было жаль главную героиню, но когда начинаешь смотреть этот фильм, то уже почему-то чувствуешь, что ничего хорошего не будет. Елена Яковлева всегда будет для меня сильной и стоящей актрисой, и мне она нравится. В этом раскрепощенном для советского времени фильме Яковлева сыграла смело и достойно. Ее игра была чистой, и сыграла она реалистично. Хорошо мне запомнились сразу же Ирина Розанова, Любовь Полищук и Ингеборга Дапкунайте. Все они сыграли проституток смело и правдоподобно. Этот фильм раскрыл советским зрителям темные жизни девочек по вызову и приоткрыл их многие тайны. Считаю кино неплохой и сильной драмой и оцениваю ее положительно. Посмотрите «Интердевочку», и эта бойкая драма унесет Вас на самое дно жизни, из которого пытаются выйти женщины и осуществить свои мечты, но со временем через всю грязь и реальность, мечты уже ничего не значат, ведь проститутки прошли через все унижение, и как часто бывает, уже ничего хорошего у них не будет. «Теперь мне кажется, что все будет хорошо…» 9 из 10
Главная героиня фильма – это заевшаяся девочка, которая совершенно не вызывает жалости. Она ведь зарабатывала не на кусок хлеба, а на разные безделушки. Насколько я помню, то героиня Ингеборги Дапкунайте приблизительно тоже и говорит главной героине. Говорит, что приезжие зарабатывают на жизнь, а у местных есть и еда, и жилье. Они просто тратят заработанные деньги на мелкие расходы. Кроме того, у главной героини была нормальная мама, которая свою дочку не выгоняла из дома. Если сравнить «Интердевочку» с фильмом «Точка», то тех девчонок действительно жаль. Только безразличие бессердечных родителей подтолкнуло их на не самый лучший путь. Причем родители всех трех девчонок были виноваты. Тем, кто воспитывался в образцовых семьях, этого не дано понять. Интердевочка получила то, к чему стремилась. У нее были самые заветные желания: дорогие вещи, брак с интеллигентным иностранцем и жизнь за границей. Когда она осуществляла эти желания, то не думала о своей маме. Гораздо позже она наконец-то вспомнила, что давно не общалась с мамой и стала закатывать истерики. В общем, когда капризная девочка осуществила свои заветные желания, то решила для разнообразия поболтать с мамой. На самом деле ее не волновало, что у мамы из-за нее будут проблемы. Просто очередной каприз избалованной девочки – немножко поговорить с мамой, а потом забыть о ней длительное время.
Я вообще люблю фильмы позднего СССР, перестроечные. В Союзе снимали нетленные комедии, великие постановки классической литературы, драмы, военно-исторические фильмы, музыкальные, детские - это было всё на высшем уровне. Но такой жанр - как 'Социальная драма' отсутствовал полностью. Были попытки создать что-либо подобное в конце 70-х, но время их тогда еще не пришло. А пришло оно во второй половине 80-х. Именно перестройка дала новые картины. Не те, убогие и бездарные, которые получили прозвище 'перестроечная чернуха', и благополучно канувшие в лету, а вот такие, где были показаны 'новые' люди. Новые - не в смысле только что появившиеся, а в смысле - что новые образы в кино. Наконец-то стали показывать, что не все мальчики уступают места бабушкам в автобусе и мечтают стать космонавтами, не все девочки комсомолки, отличницы и спортсменки, и что не все граждане Советского Союза живут в нём счастливо. Я стремлюсь к объективности, и я не из тех, кто кричит что-нибудь в роде 'Совок - дерьмо'. Это было мощное индустриальное государство, с сильной, развитой промышленностью, образованием и прочее. Но, были и серьезные косяки, самый главный из которых - наплевательское отношение к спросу и потребностям граждан, отказ от торговли с другими странами - что привело к тотальному дефициту всего и вся - еды, одежды, обуви, бытовой техники, привело к бурному расцвету спекуляции, к огромным очередям за любым, более менее стоящим товаром, а самое главное - родило в народе неуёмное подобострастие перед иностранцами и Заграницей в целом. Еще бы - по сравнению с русской неустроенностью - они всегда выглядели пришельцами из других миров - счастливых и сытых, где есть всё и всем хватает. 'Иностранцы - они не то, что наши. Они и обходительные и при деньгах... Пойдите на дворцовую площадь посмотрите, они там косяками ходят, холёные, с фотоаппаратами.' - говорит Лялька в одном из эпизодов, а выражает мысль очень многих. Дело в том, что поток энтузиастов, целеустремлённых, работающих не жалея себя за идею, и построивших страну иссяк в 70-е. А уж в 80-е годы люди мечтали совсем о другом, и мечту их выразила интердевочка Таня в своем монологе - 'Что ты в жизни видела, кроме этого однокомнатного кооператива и зарплаты 140 в месяц? Учиться 5 лет, чтобы 100 рублей в месяц получать? А я хочу свой дом, свою машину, я хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которая мне нужна, а не бегать за фарцовщиками. Я хочу увидеть мир своими глазами.' Вот так. И Интердевочка, освободившись от пропаганды идеалистического советского общества - показала Союз и его часть его граждан такими, как они есть. Это, конечно, не шедевр отечественного кино, но достойный того, чтобы его посмотрели, может и не раз, получили представление о жизни в СССР самого позднего периода, о настроениях в обществе, смены ценностей в сознании. И достойный того, чтобы 20 лет спустя о нём не забыли. Яковлева мне не особо понравилась - т. к. совсем не натурально. Такая чистая и светлая проститутка. Нет, нет, нет. Не верится совсем. Нет в ней цинизма, злости, алчности. Тем более, что она не по принуждению, а по своей воле, и считает это нормальным способом добиться в жизни успеха, и тут же такая чистая душа. Ну это бред, конечно. Вот Ингеборга - это супер, это гениально! Вот она - настоящая. Как она играла - я аж усомнился, а выдумала ли она такой образ? Уж больно натурально и жизненно. Она вот умничка. А Яковлева - не то. Фильм, конечно, слишком идеализирует работу проститутки - и именно по этому 40% московских школьниц в 1989 году хотели стать валютными путанами. Там всё так красиво - модная, дорогая одежда, которую не 'достать', вежливые, ласковые и щедрые иностранцы, отваливающие валюту чуть не за просто так, огромные деньги в личных сбережениях, которые советскому трудяге и не снились, возможность выскочить за хорошего иностранца. И никаких проблем, трудностей, разве только - моральных. Но хорошо, что показали, что и за границей не всё может быть так сладко, как грезилось. Колбаса и джинсы в свободной продаже, а вот счастья героиня там не нашла. Так что кино неплохое и интересное. 7 из 10 PS - вот как хотите, а американцы всё равно заимствуют эпизоды из чужих фильмов - сцена, где Таню, уже принятую в обеспеченное общество, пытается изнасиловать друг мужа, за что получает бутылкой по голове - через 2 года один в один перекочевала в 'Красотку' с Гиром и Робертс. Простое совпадение? I don't think so!
Когда же это началось? Когда героями нашего времени стали те, кого раньше заслуженно презирали? Медленно, но верно понятия подменялись. Мораль уходила на задний план, а бал вершили жажда наживы и беспринципность. Это случилось довольно давно, но плоды мы пожинаем по сию пору. Я не хочу заниматься агитацией или нравственным просвещением. Это дело неблагодарное в наше время. Просто через кино легче всего воспитать зрителя. А что уж и как подать, это зависит лишь от режиссёра... Фильм 'Интердевочка' мне не понравился. Не понравился, в первую очередь, даже не своей тематикой, а тем, как выставлены русские женщины. Я не понимаю, как такая девушка как Татьяна, с такой 'широкой русской душой', может заниматься таким порочным делом. На деньги, полученные от клиентов, Танечка покупает подарки маме и подружке. Как это мило. Это, конечно же, всё прощает. Кроме того, во всех её бедах виновата лишь она сама. Ради своей призрачной мечты она бросает мать одну, а потом страдает в хорошо обставленных апартаментах заграницей. Нельзя разве было привезти маму к себе? Муж Тани говорил, что это нетрудно было бы сделать. Что же мешало? Да и с мужем ей повезло. Любил её до беспамятства. Так нет же. Оказался, по её мнению, прижимист. 'Душа русская' в нём отсутствовала. В некоторых моментах с досады мне хотелось крикнуть: 'Ну что же ты творишь!' - и в разговоре с бросившим её отцом, когда она, ещё ничего не получив от него, говорит ему гадости, а потом ждёт, чтобы он выполнил её желание; или в моменты её общения с мужем (ей повезло, а она кричит на него, даже бьёт, будто он сказал ей неправду, и проституткой она никогда не была. Веди себя иначе. А то, как говорят, со своим уставом в чужой монастырь...). Персонаж Сонечки Мармеладовой, 'благородной путаны', всегда казался мне фантастическим. Ради каких таких благих целей женщины пускаются во все тяжкие? Главная героиня не голодала, имела крышу над головой. Просто ей хотелось иметь больше, чем другие, вот она и не постыдилась даже своей матери - школьной учительницы. С её логикой все женщины СССР должны были бы пойти на панель, а не честно зарабатывать на хлеб. И так легко она чувствовала себя при этом, никаких моральных терзаний, что вы! В общем, оправдать Татьяну я не могу. Мне тема эта глубоко претит. Но и сценарист меня удивил. Неужели только работая валютной проституткой можно было выйти замуж за иностранца? Почему фильм снят о ночных бабочках и только? Меня удивило, что и подругу Тани, эту юную девочку, тоже толкнуло на пагубный путь. Неужели на нашей Родине заработать на шмотки можно было только через постель? Неужели пол - страны у нас, оказывается, интердевочки? Но это мораль. Про саму постановку ничего плохого сказать не могу. Уж как я не люблю образы путан в кино, но на Ирину Розанову, Любовь Полищук и Ингеборгу Дапкунайте смотреть было одно удовольствие. Блестящая игра! Особенно, Ингеборга в роли Кисули. Это был её звёздный час! Я не очень поняла мать главной героини. В одном эпизоде, когда Татьяна даёт 'отвальную', она говорит матери, что ей надоело жить во лжи: 'Я тебе вру. Ты это знаешь. И я знаю, что ты это знаешь'. Тогда почему же её мать совершает такой поступок, когда ей говорят, что её дочь - проститутка, ведь она догадывалась? Или не выдержала огласки? Если отбросить путанскую тематику и представить любого нормального человека на месте Татьяны, то можно ему посочувствовать. Это тяжело, лишиться Родины, даже если она и не особо тебя грела. Есть поговорки: 'Где родился, там и пригодился', а также 'Хорошо там, где нас нет'. Но подвела её только её импульсивность и ничем необъяснимая глупость. Она сама выпустила счастье из рук. Никакая 'широкая и загадочная русская душа' здесь ни при чём. Просто надо никогда не терять достоинства. А проститутке терять уже нечего. Разве только, проверенных клиентов. Низко оценить это кино я не могу. Но и высокой оценки оно, в моих глазах, не имеет права получить, поэтому 7 из 10
Когда мне посоветовали посмотреть этот фильм, то я надеялся увидеть провокационную социальную драму. Все-таки тема проституции очень щепетильная. Тем более для советского кинематографа. Но на деле вышло все как-то серо... Основная идея мне понравилась. Таня работает медсестрой в больнице, но на такую жалкую зарплату прожить вдвоем с мамой не получается, поэтому ей приходится подрабатывать на панели. Но у нее есть мечта, как и у многих других девушек, работающих в этой сфере. Дом, заботливый муж, машина, красивые тряпки, украшения... Судьба благосклонна к Татьяне и дает ей шанс получить все то, чего она желала. Она выходит замуж за иностранца и уезжает в Швецию. Но стала ли она там счастливой? Слабенький сюжет. Задумка интересная, но сырая. Есть фильмы поярче на данную тему. Например, 'Точка'. Вот там все более реалистично и мрачно, поэтому и цепляет больше. Здесь сюжет меня не зацепил. Длинный и скучноватый фильм. Елена Яковлева на эту роль вообще не подходит. Хорошая актриса, уважаю ее, но образ у нее совершенно другой. А вот Ингеборга была здесь в своей тарелке. Из всей компании 'коллег по цеху' мне понравилась только она. Очень хорошо сыграла. Остальное прошло фоном... 3 из 10
...А затем невообразимо утомленный, непроницаемый, полный боли от крайне осточертевшей ситуации взгляд гениальной Любови Полищук. Сильнейший для меня момент в фильме! Но по порядку обо всем. Эту картину решила посмотреть на волне захватившей меня любви к советскому кино. И очень было интересно посмотреть поздние работы, тем самым понять, как же с годами оно менялось. Так же хотелось взглянуть на молодую Яковлеву и характерную Полищук. И они понравились! Равно как и другие. Хотя, может быть, Елена Яковлева немного не дотягивает до образа валютной проститутки (уж очень она светлая, чистая, ангельская), но вот Полищук (гений!), вечно курящая Розанова (потрясающе!) и даже не любимая мною Дапкунайте отлично вжились в роль. Сам фильм произвел неизгладимое впечатление. Наверное, это первая просмотренная мною картина, в которой нет никакого намека на счастье. Просто нет! Все у всех плохо, а заканчивается еще хуже. Даже попытка устроить свою жизнь за границей главной героини Татьяны выглядит мрачно в свете ее прошлого и оставленной в Ленинграде любимой матери, которую блестяще, абсолютно естественно сыграла Лариса Малеванная. Про мужские линии в фильме не скажу ничего, они лишь помогают укрепиться в ощущении, что у ранее вставших на греховный путь женщин и в последствии не будет ничего светлого в жизни. Единственное, что несколько огорчает, но это не минус фильма, а минус того времени, так это в своем роде наивное качество кинематографа. Обидно осознавать, что на Западе к 1989 году (причем давно и мощно) уже были сняты настоящие блокбастеры (ну а если и не они, то, бесспорно, очень качественные фильмы, например, 'Лицо со шрамом'). Но еще раз повторюсь: это не минус конкретно этого фильма. В заключение хочется отметить, что такому кино веришь. Веришь таким эпизодам и поворотам сюжета (да ни один эпизод не притянут за уши в этом фильме!). И, конечно же, веришь этим актерам. Всем. И особенно усталым глазам Любови Полищук... 'Господи, как вы мне все надоели'... 10 из 10
Вам интересно окончание предложения? Я не стану продолжать его, так как не в моих правилах делать выводы из ситуаций, в которых не побывал сам, с которыми не знаком. Однако этот фильм советско-шведского происхождения как раз показывает нам истинную сущность счастья, смысла жизни, ее ценностей. У этого фильма нет недостатков. Как бы вы их не искали - вам этого не удастся сделать. Несмотря на то, что фильм выпущен в 1989 году, он очень и очень хорошо снят, в нем все на своих местах, очень реалистично и жизненно. 1. Игра актеров. Просто на высоте... И главная героиня, роль которой исполнила Елена Яковлева, и актеры второго плана: Ирина Розанова, Ингиборга Дапкунайте (хотя я ее и не переношу на дух), и многие другие. 2. Сюжетная линия. Для советского кино периода 'перестройки' 'Интердевочка' стала настоящей бомбой. Мои знакомые, которые смотрели этот фильм еще в кинотеатрах, рассказывали, что фильм произвел на них неизгладимое впечатление. Еще бы - ведь это кино, в котором рушится все то, что устанавливалось советской властью на протяжении 70 лет. Нравы, мораль, жизнь за границей... Проблематика так же очень актуальна, кстати и для сегодняшних дней тоже. Ведь на самом - то деле недостаточно уехать за границу, чтобы решить свои проблемы. 3. Работа режиссера. Петр Тодоровский просто создал чудо. Я не знаю, как снимался этот фильм, что этот человек говорил своим актерам на площадке, но, на мой взгляд, он выжал из них максимум таланта. Все они выложились на полную мощность, создав безупречный шедевр, так что режиссеру отдельное спасибо!!! Рекомендую посмотреть всем. Почти два часа (именно столько идет фильм) наполнены смыслом, чувствами, безупречной актерской игрой. Смотрится довольно тяжело, но позвольте уверить вас сейчас, что ни один фильм, с подобной тематикой, не смотрится легко. Некоторые сравнивают 'Интердевочку' с американским 'Шоугерлз'. На мой взгляд - ничего общего. В 'Интердевочке' показаны именно чувства и переживания героев, чего нет в 'Шоугерлз'. Единственное, что может быть общего - это жестокость того мира, в который героини обоих фильмов загнали себя, и кажущаяся безысходность ситуации. 10 из 10
Энциклопедия 'ночной бабочки' времен перестройки. То, что принято ругать выставлено чуть ли не благородством, достойным жалости. Именно новое и заставляет людей задумывать о застое собственных мировоззрений, причем такие вот фильмы - 'хлопушки', которых раньше не было. Блестящий образ главной героини. Яковлева всегда играет эмоциональных, ярких женщин, какие бы они по темпераменту не были, харизма этой актрисы занимает всю ленту, украшает её и делает неповторимой. Очень нравится роль Ингеборги Дапкунайте. Вообще, картина где образы персонажей прорисованы настолько четко, вплоть от заглавных до второстепенных. И книга В.Кунина тоже интересна. 10 из 10
Один из лучших наших фильмов. Вот такие фильмы должна снимать Россия - глубокие, берущие за душу,а не американизированную посредственность. Потрясающая игра актеров. В фильме столько жизни во всех ее проявлениях - параллель можно привести с Голливудскими 'Шоугерлз'. Та же тема грязного бизнеса, где всем плевать на чувства. Фильм безусловно 10 из 10.