В 1938 году свет увидел роман под названием «Ребекка» известной английской писательницы XX века – Дафны Дю Морье. Он сыграл не последнюю роль в карьере романистки, а может и первостепенную, ведь кроме престижных наград, которыми был награжден, также был назван лучшим романом столетия. Спустя два года после выхода книги, британский и американский режиссер Альфред Джозеф Хичкок экранизировал и выпустил черно-белую киноленту с одноименным названием с продолжительностью два часа пять минут. Как и большинство его фильмов, кинокартина «Ребекка» не избежала участи попасть в жанр «триллер», который был излюбленным у мэтра. В 1941 году картина была награждена двумя премиями «Оскар» за лучший фильм и лучшую работу оператора. Я должен сказать, что работа режиссера и оператора выше всяческих похвал. Альфред Хичкок, как никто другой, умеет внедрять зрителя в атмосферу тайн и, если мне будет позволено так выразиться, жуткого трепета. На протяжении всей кинокартины, меня не покидало чувства тягостного напряжения. Мне, во что бы то ни стало, хотелось узнать, что же творится в поместье Мандерли. Это говорит о том, что режиссер добился того эффекта, на который рассчитывал получить от зрителя. Оператор Джордж Барнс с первых минут фильма продемонстрировал зрителям, насколько точно он уловил «зерно», вложенное в киноленту выдающимся режиссером. По моему мнению, оператор в точности передал дух таинственности и напряженности, которыми так ловко «жонглировал» режиссер во всех своих творениях. Как только мы видим первые кадры и слышим закадровый голос героини, камера очень плавно движется сквозь ворота, очень точно соответствуя голосу за кадром: «Словно наделенная какой-то сверхъестественной силой, как это бывает в сновидениях, я прошла, словно дух сквозь решетку, преграждающую мне путь». Также блистательной мне показалась сцена, в которой камера, словно послушный питомец, делала манипуляции, которые «в точности выполняли команды главного героя»: герой британского актера Лоуренса Оливье по имени Максимиллиан де Винтер рассказывает и показывает своей супруге миссис де Винтер (кстати, ее имени так до самого конца картины нам не раскрывают), которую воплотила англо-американская актриса Джоан Фонтейн, что произошло в злосчастный день, когда Ребекки не стало. Например, герой говорит: «Она лежала на диване. Гора окурков лежала рядом с ней. Она выглядела больной, странной (камера нацелена на то самое место, где лежала покойная миссис Ребекка де Винтер и стоит неподвижно). Внезапно она поднялась и пошла в моем направлении (камера поднимается вверх и движется в направлении героя)». История начинается с того, что героиня рассказывает нам о своих переживаниях в поместье Мандерли. Во время пребывания в Монте-Карло, она встречает таинственного джентльмена Максима де Винтера. Вскоре сделав молодой особе предложение и вступив в брак, увозит ее с собой в свое имение под названием «Мандерли». Обитатели имения встречают новоиспеченную миссис де Винтер неоднозначно. Некоторые обитатели весьма благосклонны к ней, но есть люди, желающие ей смерти, в особенности в этом направлении действует экономка миссис Денверс, которую до смерти боится жена мистера де Винтера. Экономка не дает спокойно жить нашей героине и всячески пытается избавиться от нее. Напряжение растет с каждым днем, и миссис де Винтер пытается выяснить какой же была Ребекка и что с ней произошло. Отношение между супругами меняется далеко не в лучшую сторону. Но, в конце концов, все налаживается, когда психически неуравновешенная экономка решает свою судьбу сама и оставляет супругов в покое. Должен сказать, что костюмеры выполнили свою работу на совесть. Женские наряды прекрасно подчеркивают женственность актрис, а наряды сильного пола – весьма экстравагантны. Я считаю, что именно костюмеры придали киноленте изысканности, а актеры своей игрой - утонченности. Безусловно заслуживают похвальбы и декорации. Могу с уверенностью сказать, что люди, построившие поместье Мандерли, выполнили свою работу, как говорят французы, без очковтирательства. Все сделано, на мой взгляд, безукоризненно. Актеры, в особенности Лоуренс Оливье и Джудит Андерсон, которая воплотила на экране антагониста по имени миссис Денверс, сыграли свои роли так непринужденно, что я верил каждой их реплике и эмоции. Композитором выступил Франц Ваксман. Его музыка окутывает атмосферой саспенса всю кинокартину. Медленное скольжение теней по стенам, крупным планом рука, тихонько открывающая запретную дверь и все это под томительное сочинение Франца Ваксмана. В киноленте есть фразы, которыми обмениваются главные герои, во время поездки в машине. Я считаю именно они идеально характеризуют всю суть данной кинокартины. В них все, что хотел сказать режиссер: - «Мне бы хотелось хранить воспоминания как духи, которые никогда не выдыхаются, не надоедают, и чтобы я, когда мне захочется, могла бы открывать флакончик и пережить воспоминания снова» - миссис де Винтер. - «Иногда в них хранятся демоны, которые заставляют вспоминать тебя то, что хочешь забыть» - мистер де Винтер. Я считаю, своим творением мэтр в первую очередь хотел пощекотать нервы своим зрителям, что ему бесспорно удалось, ну а во-вторых, режиссер, как и писательница Дафна Дю Морье говорят нам, что на тайнах и лжи семейного очага не построить. Если люди желают быть счастливыми в браке, то не должны прятать друг от друга скелеты в шкафу. Гармония придет в их дом только тогда, когда любовь и взаимное доверие будут доминировать над всем остальным. 8 из 10
Первая картина несравненного Альфреда Хичкока, снятая в США, повествует о взаимоотношениях между вдовцом, тяжело переживающим утрату своей 'горячо любимой' жены, и молодой девушкой, влюбившейся в него с первого взгляда. Их краткосрочный роман стремительно перерастает в женитьбу и последующий переезд в огромный особняк богатого мужчины. Домашняя прислуга и буквально каждый уголок особняка напоминают о прежней супруге главного героя, которую звали Ребекка. Новоиспеченная невеста чувствует себя 'не в своей тарелке', ловя презрительные и неустанно сравнивающие её с прежней супругой хозяина взгляды обслуживающего персонала, которые поголовно все были влюблены в таинственную Ребекку, поражавшую их своей неутомимой энергией, душевной открытостью и чисто человеческой красотой. Главной героине предстоит встать на борьбу с отошедшей в мир иной звездой особняка, дабы показать всем его обитателям, что в доме появилась новая и единственная миссис... Таинственность неуловимой Ребекки подчёркивается рассказом событий злополучного дня её смерти и якобы совершенного самоубийства посредством самопотопления на небольшом морском судне, при том подтвержденном факте, что она была мастером управления морскими средствами передвижения. Помимо постоянно раздражающегося при упоминании Ребекки мужа, огонь в масло мистического образа умершей женщины добавляет управляющая прислугой и домом миссис Денверс в исполнении непоколебимой Джудит Андерсон. Её интерес и практически фетишисткое поклонение Ребекке не знает границ, пугая новоявленную пассию хозяина участью остаться лишь бледной тенью Ребекки на сердце любимого мужчины. В свою очередь, сам хозяин похоже знает чуть больше о той злополучной ночи, чем кто-либо другой... Главные роли в данной картине исполнили Лоуренс Оливье и Джоан Фонтейн, получившие соответствующие номинации премии 'Оскар', прекрасно вжившись в образы своих персонажей. Но отдельного упоминания заслуживает именно Джудит Андерсон, феноменально перевоплотившаяся в любовную и духовную поклонницу незримой Ребекки. Данная лента Альфреда Хичкока по праву считается одной из самых значимых в его многолетней карьере. Основная ценность 'Ребекки' заключается в освещении истинной хрупкости и невероятно тончайшей грани между любовью и ненавистью. Любовь и ненависть, как это не парадоксально звучало, настолько схожие чувства, что выражаясь во внешних эмоциях человека, могут с легкостью подарить ложное впечатление окружающим, бездумно принимающих за жертв истинно виноватых. 9 из 10
Одиннадцать номинаций премии Оскара 1941-го; лучший фильм года и лучшая операторская работа по мнению киноакадемиков; первая голливудская картина Альфреда Хичкока, положившая начало его сотрудничество с Дэвидом Селзником; лучшая книга столетия, имеющая в наличии скрытый лесбийский мотив. Неплохо для начала. 'Ребекка' - экранизация одноименного романа английской писательницы, мастера психологического триллера - Дафны Дюморье. Книга представляет собой рассказ безымянной, юной девушки; серой мышки, невидимой за блеском жемчуга и тучными телами знатных дам. Ее удел оставаться вечной компаньонкой какой-нибудь миссис, проводя свободное время за рисованием местных пейзажей. Главная героиня довольна своим образом жизни, а вот у Дафны Дюморье совсем другие планы на счет ее дальнейшей судьбы. Появление прекрасного, задумчиво-мрачного мужчины на краю утеса переворачивает жизнь серой мышки. На следующий день завидный вдовец, хозяин всем известного поместья Мандерли - Максимиллиан де Уинтер приглашает скромницу позавтракать. Завтрак, прогулки, долгие взгляды, набросок возлюбленного в альбоме и свадьба. Настоящая история Золушки. Простушка счастлива, медовый месяц кажется волшебным сном. Они, в объятиях друг друга, возвращаются в большой дом, где слуги бросают лепестки роз к их ногам, а дальнейшая жизнь сулит только достаток и счастье. Нетнетнетнетнетнет! Чтобы была ясна вся неправдоподобность такого исхода достаточно знать, что за первую экранизацию книги взялся Альфред Хичкок, так что никаких роз, улыбок и сладких поздравлений. Здесь есть слезы, страдания, страх, ненависть и конечно же загадочная смерть. Вступив на порог своего нового дома, миссис Де Уинтер приходится столкнуться со стеной прошлого. Каждая мелочь, будь то предмет мебели, невзначай оброненная фраза слуг или мрачный взгляд мужа в пустоту, напоминало ей о прежней хозяйке Мандерли, всеобщей любимице - восхитительной Ребекке. Чувство неполноценности и угнетения преследуют новобрачную. 'Ребекка, всегда Ребекка. Куда бы я ни пошла в Мандерли, где бы я ни сидела, даже в мыслях и снах я встречаю Ребекку. Я никогда не избавлюсь от нее. Я сумела бы бороться с живой, но бороться с мертвой...' Это мрачная история о призраках прошлого, давно уже канувших в лето, но все еще влияющих на судьбы ныне живущих. 'Ребекка' Хичкока является классикой американского кино 20-го века. Мрачная картина, таящая в себе загадку, ответ к которой найдется в глубине повествования. Мастер саспенса постарался поселить тревогу в наших сердцах, опасение за героев картины, одновременно построив прелестные сцены для влюбленных сердец. С этой же задачей справился композитор фильма Франц Ваксман в тандеме с Королевским шотландским национальным оркестром. Завораживающие мелодии вальса сменяются мистическими, полными тревоги отголосками прошлого. Приковывает взгляд работа над светом, проделанная в картине. Яркий световой акцент на лице в контрасте с темной обстановкой; ночной туман, подчеркнутый лишь одиноким светом из окна; тень могучего поместья - пугающе красиво. В фильме есть тайна, достойная триллера; любовь, преодолевающая преграды; бесполезная ненависть и важный посыл - нельзя жить прошлым, не стоит бояться стать счастливее сейчас. 8 из 10
Фильм 'Ребекка' – уже не первый опыт сотрудничества Хичкока с популярной английской писательницей Дафной Дю Морье (до этого был не очень известный фильм «Трактир «Ямайка», а потом будут нашумевшие «Птицы»). Хичкок подошел к роману Дю Морье очень внимательно, практически «дословно» передав сюжет о робкой молодой девушке, вышедшей замуж за богатого аристократа Максима де Винтера, владельца огромного особняка Мандерли, в котором ей предстояло столкнуться не только со сложной ролью новой хозяйки дома, но и с невидимым и гнетущим присутствием бывшей жены Максима, – Ребеккой, несколько лет назад утонувшей в море. Эта картина не совсем типична для «короля ужасов». И хотя Хичкок не изменит своей манере передачи напряжения и таинственности, в 'Ребекке' мистика и саспенс будут сведены к минимуму, а на первый план выйдет захватывающий детективный сюжет и любовная история. Особое внимание он уделит воссозданию атмосферы старой доброй Англии, с ее фарфоровыми чашечками с чаем, вышколенными дворецкими и огромными портретами предков на стенах. Все декорации будут подобраны с необычайной тщательностью, будь то узорчатые ворота, открывающие нам путь к Мандерли, или сам особняк, как известно, сделанный «вручную», потому что нигде не нашлось подобного таинственного и величественного замка. По сути, отказавшись от некоторой доли «готичности» и триллера, присутствующей в романе Дю Морье, Хичкок сосредоточится на образе главной героини, с ее переживаниями, неудачами и робкими попытками борьбы за свое счастье, именно на ее месте или рядом с ней мы будем присутствовать на протяжении всего фильма. На главную женскую роль в этом фильме пробовались и весьма популярная в те времена Вивьен Ли, и ее партнерша по «Унесенным ветром» Оливия де Хавилленд, но в результате роль достанется сестре Оливии – Джоан Фонтейн, еще одной голливудской красавице. Говорят, что во всремя съемок «Ребекки» Хичкок всячески способствовал ссорам между актерами и создавал атмосферу всеобщего недружелюбия, для того, чтобы молодая актриса чувствовала себя некомфортно и максимально точно вошла в образ. Как бы то ни было, Джоан блестяще справилась с ролью робкой и неуверенной в себе девушки, затерявшейся в огромных комнатах Мандерли. В роли Максима выступает величайший британский актер, который не нуждается в предствлении – Лоуренс Оливье. Здесь он, как истинный английский аристократ, немного самоуверенный и ироничный, обладающий мрачным очарованием и шармом, будет вести за собой сюжет, ведь именно тайны прошлого мистера де Винтера и будет пытаться разгадать его новая жена. Надо сказать, что он с легкость переиграет свою молодую партнершу по фильму, но в этом, конечно, нет ничего удивительного. Еще одна яркая актерская работа, которую я не могу оставить без внимания – это зловещая домоправительница в великолепном исполнении Джудит Андерсон. Ее страшная, бесшумно передвигающаяся фигура, полностью облаченная в черное, бесстрастный и холодный взгляд, ее нескрываемая ненависть к новой хозяйке – все это ощущаешь буквально своей кожей, когда она только появляется в кадре. Фильм «Ребекка» стал первой работой Хичкока в Голливуде и сразу же получил «Оскар» за лучший фильм года. Отмеченное критиками и полюбившееся зрителям, это кино сейчас почему-то несправедливо забыто, и находится в тени более поздних работ автора. Но для меня этот фильм является любимым у Хичкока, и я советую посмотреть «Ребекку» как почитателям таланта знаменитого режиссера, так и всем любителям черно-белой классики золотого века Голливуда. Когда смотришь такие классические ретро-фильмы, поначалу сравниваешь их с современными. Да, в старых фильмах явно видны экраны с пейзажами или движущейся дорогой за спинами героев, и не совсем точные монтажные склейки...но на этом, техническом плане, преимущества современного кино и заканчивается. И не смогут сейчас снять подобный фильм, где с доброй иронией и заботливостью рассказывается таинственная история, и никакие усовершенствованные технические средства не помогут так точно и талантливо изобразить близкое, почти осязаемое присутствие женщины, всесильной и страшной, прекрасной и загадочной, имя которой – Ребекка.
'Её тень была между нами с первого дня, - сказал он. – Её проклятая тень отталкивала нас друг от друга. Как я мог прижать тебя к себе вот так, девочка моя, моя маленькая любовь, когда в душе у меня всегда был страх, что это случиться? Я помнил её глаза, когда она взглянула на меня перед смертью. Я помнил её медленную коварную улыбку. Ещё тогда она знала, что это случится. Знала, что в конце концов она победит.' Как создавались шедевры кино? Посмотрите фильм 'Ребекка' Альфреда Хичкока, и все поймете. У знаменитой книги 'Ребекка' Дафны Дюморье множество экранизаций в мире кино, но факт остается фактом - лучшей и любимой является как раз фильм Хичкока. Всегда завидую тем, кто только начинает открывать для себя фильмы Альфреда Хичкока и смотрит их в первый раз. Нет нужны повторять, что он был гениальным режиссером. 'Психо', 'Ребекка', 'Веревка', 'Головокружение', 'Птицы' у него столько много шедевров, которые со временем можно пересматривать и пересматривать. Открыть для себя Хичкока, как открыть уникальный мир кино, особую стезю, которая ни на что не похожа. Данное кино я смотрел много раз. Когда его досматриваешь, всегда хочется с кем-то им поделиться, кому-то его показать - настолько этот фильм хорош. Как интересно, атмосферно и тревожно перенес роман Дафны Дюморье Хичкок в напряженный триллер. Его фильм получился на все времена, и в нем нет не единого греха, оплошности или нтки фальши - все безупречно. Конечно, это большая редкость, когда кино настолько уникально и хорошо по своей художественной стороны. Владелец огромного поместья Мэндерли богатый вдовец Максимилиан де Винтер знакомится в Монте-Карло с милой и доброй компаньонкой одной тоже богатой женщины. Компаньонка настолько чиста и прекрасна, что вдовец влюбляется в нее и делает девушке предложение. Все для нее как в сказке, и скоро они едут к нему в поместье. Главная героиня становится здесь хозяйкой, но омрачняет ее жизнь тень погибшей первой жены Максимилиана - Ребекки, да и главная домоправительница боготворит Ребекку. Девушке все время кажется ее присутствие в доме, но она любит своего мужа и хочет быть с ним, поэтому решает идти до конца и узнать все тайна связанные с таинственной Ребеккой... 'Счастье не приз, который получаешь в награду, это свойство мышления, состояние души.' Забавный факт, что родные сестры Джоан Фонтейн и Оливия Де Хэвилленд сыграли главных героинь романов Дафны Дюморье. Фонтейн в 'Ребекке', а Оливия в 'Моя кузина Рейчел'. Обе сыграли безукоризненно хорошо, просто браво. Одно наслаждение, всегда пересматривать эти две экранизации. Но 'Ребекка' Хичкока, конечно, сильнее, чем 'Моя кузина Рейчел'. Хичкок снял глубокий, напряженный и масштабный фильм. Спустя больше восьмидесяти лет это кино смотрится также напряженно, тревожно и на одном дыхании. Недавно показал это кино подруге и маме - обе были в восторге. Так в чем прелесть этого фильма? Убежден, что в дальновидности и хорошей руки режиссера. Хичкок потрясающий, и 'Ребекка' у него получилась идеальным фильмом. Джоан Фонтейн практически взяла Оскар за лучшую женскую роль тут, но все-таки критики отдали статуэтку в тот год Джинджер Роджерс за 'Кити Фойл'. Забавно, что Джоан снялась через год в новом фильме Хичкока 'Подозрение' с Кэри Грантом, и все-таки получила заветный Оскар. Кстати, тот фильм тоже особенный. 'Кажется, существует теория, что страдания облагораживают людей, делают их сильнее и, чтобы шагнуть вперед, мы должны пройти искус огнем.' Максимилиана тут играет Лоуренс Оливье. Муж Вивьен Ли на тот момент ждал заслуженной славы и удачных ролей в кино, и получил свой шанс благодаря именно 'Ребекке'. Сколько бы не смотрел фильмов с Оливье, но это картина одна из любимых с его участием. Мне нравится этот фильм своей загадочностью и атмосферой. Весь фильм смотришь с большим удовольствием, тревогой, пытаешься во всем разобраться. По мне это идеальное кино. Кстати, забыл упомянуть Джудит Андерсон. Она шикарно исполнила роль зловещей мисс Холловей, боготворящей свою хозяйку Ребекку. Скоро выйдет новая экранизация 'Ребекки', и эту роль будет играть Кристен Скотт Томас. Тоже, думаю, удачно подобрали актрису. Они похожи. Я не могу критиковать этот фильм, к чему-то придираться - он мне правда очень нравится. Это редкий случай действительно хорошего и проверенного времени кино. Мне остается лишь посоветовать его к просмотру и пожелать приятного просмотра зрителю, фильм стоит того, чтобы его посмотреть. 'Ребекка' - американский, черно-белый, детективный триллер 1940 года Альфреда Хичкока. Итог, мощный и классный фильм с хорошей режиссурой, интересной историей и отличной игрой актеров. Спасибо... 'Как вы думаете, мертвые возвращаются, чтобы следить за живыми?' 10 из 10
'Ребекка', как мне кажется, стоит особняком в ряду наиболее знаковых картин Хичкока. Хотя мрачность его творчества вообще изрядно преувеличена (лёгкость режиссёрской руки и, думается, не чрез меру серьёзное отношение к материалу в значительной степени компенсируют тематику безумия и убийств), этот фильм и вовсе производит лёгкое, почти жизнерадостное впечатление. 'Ребекка' в моих глазах - комедийная мелодрама с элементами триллера. Эти элементы ни в коем случае нельзя назвать незначительными или излишними, однако акцент сделан не на них - напротив, эта составляющая сюжета предельно заостряет и актуализирует конфликт, содержащийся сам по себе в мелодраматической части. Судите сами. Главная героиня - очень робкая, до крайности неуверенная в себе девушка, работает компаньонкой у некоей дамы, совершенно её подавляющей (и явно именно для того и держащей при себе). По случайности она встречается на курорте с богатым, известным, чертовски красивым и напористым Максом де Винтером и чем-то привлекает его внимание (позже мы поймём, что именно своей робостью - а ещё вниманием к окружающим и их нуждам). У них мгновенно и, в сущности, односторонне начинается роман, и вскоре де Винтер делает девушке предложение. Это становится для главной героини немалым шоком - вполне очевидно, что она привыкла себя ценить крайне низко, а уж тем более не считает себя достойной такого потрясающего мужчины (которого ещё и любит без памяти). Девушка одновременно счастлива и смущена, а приехав в фамильный особняк де Винтеров она ощущает ещё и стыд: никогда не готовившаяся к роли хозяйки такого дома, она не знает, как себя вести, и чувствует себя крайне неуместной. Собственно это и есть основное содержание фильма - постоянное нервное напряжение безымянной героини, постоянные терзания 'как он может меня любить, неужели это правда', 'мне тут не место, я все делаю не так' и отчаянные попытки заслужить право быть здесь и с ним и искупить эту мнимую вину. Как и в 'Haunted', но в смягченной во всех отношениях форме, 'страшный' сюжет тут воплощается в доме, в окружении и одновременно воплощает неврозы и комплексы главной героини. Будь сюжет построен чуть иначе, велик был бы соблазн счесть вообще всю линию с Ребеккой (точнее, с демонизированно-титаническим воспоминанием о ней) плодом тревожного воображения новой миссис де Винтер. Ребекка - это всё, чем она чувствует себя обязанной быть, но в то же время никогда не станет. Стоит отметить, что Ребекка все время нависает на Мендерли зловещей тенью, но мы ничего не знаем о ней, как о персонаже; воспоминания сводятся лишь к тому, что она была потрясающе привлекательна и что она была чистым злом, её комната - воплощение подавляющей помпезности, но лишена индивидуальных черт. Поставлена 'Ребекка' мастерски. И сразу стоит добавить, что 'Оскара' за операторскую работу Джордж Барнс взял заслуженно - именно ракурс, работа камеры в большинстве случаев создают атмосферу практически из ничего. 'Ребекка' в разных сценах снята очень по-разному, и это вполне отвечает эклектичной сущности фильма. Замечательно, что сцены, в центре которых стоит главная героиня и её переживания, поданы очень напряжённо, а сцены, её не слишком касающиеся и происходящие без её участия, сняты в лёгкой, почти комедийной манере, даже несмотря на то, что речь идёт о расследовании убийства. Джоан Фонтейн - безусловно, главная звезда фильма. Её актёрская работа великолепна. Безымянная героиня вызывает живейшее сочувствие и симпатию зрителя, но в то же время Фонтейн достоверно показывает её закомплексованность и инфантильность. Актриса находит множество мелких черт, дополняющих портрет её персонажа и создающих воистину достоверный образ - взять хоть бы то, как она сутулится в Мендерли, будто стараясь занимать поменьше места... И перемена, когда она находит всё-таки силы и уверенность, чтоб бороться за своё счастье и за своего мужа, тоже показана убедительно и ярко. Роль Лоуренса Оливье показалась мне менее интересной сама по себе - да, у Макса де Винтера тоже есть интересный внутренний конфликт, но не ему посвящен фильм; надо признать, что Оливье прилагает не слишком много усилий, чтоб углубить образ персонажа - он скорее играет типаж (которому, спору нет, вполне соответствует). Миссис Денверс - в сущности. персонаж второстепенный, но работа Джудит Андерсон над этим образом заслуживает восхищения. Фактически, речь идёт о двух образах - чопорной экономке и ужасающе безумной и одинокой женщины, - и оба вышли отлично. Замечу кстати, что миссис Денверс мне видится не столько злодейкой, сколько жертвой, очень схожей с самим Максом; она и сама осознает это, и потому мучительно завидует его попытке оправиться от Ребекки, которая растоптала их обоих, его нерешительному намерению быть счастливым, и именно эту попытку пытается пресечь. 'Ребекка' - трогательное, смешное и жутковатое кино, редкий пример мастерски снятого фильма, который этим не кичится. Классика по праву. 9 из 10
В глухом лесу, в большущем Пряничном замке жила-была принцесса Ребекка. На весь белый свет она славилась красотой и дивным характером. Ребекку любили все: и муж-принц, и слуги, и друзья в округе, а самая главная слуга миссис Дэнверс и вовсе считала ее самой лучшей принцессой в мире. Однажды Ребекка отправилась покататься на лодке и больше никогда-никогда не вернулась. Принц Максим печалился не 30 лет и 3 года, а всего-навсего один, случайно нашел на отдыхе прелестную Золушку, спас ее от злой мачехи и привез в свое королевство. Но сможет ли Золушка стать такой же королевишной, как и Ребекка? Или рано или поздно на ее глазах все богатство превратится в тыквы, Максим – в усатого мышонка, а сама Золушка снова будет чистить мачехины зерна? А вдруг и того хуже - отправится в неведомую страну Аиды Ганнибаловны вслед за Ребеккой? Знаешь, доченька, когда-то были фильмы (фильмы – это такие штуки, где герои не мультяшные, а всамделишные), которые не надо было смотреть в крутых очках в кинотеатре. Тогда у взрослых в запасе не было цветных карандашей, чтобы разрисовать картинку, а был только один – черный. Поэтому на вес золота ценились люди, у которых даже черно-белые расцветки были нескучными. Они играли светом и тенью так, что где-то оттенок был яркий, а где-то тусклый, приблизительно как ты играешь солнечным зайчиком, направляешь его в разные стороны. Тогда и герои были совсем другие, не то, что сейчас. Папу от мамы можно было отличить на раз-два. Тетеньки были робкие, застенчивые и пугливые, чтобы дяденьки могли их защитить и чувствовать себя от этого настоящими мужчинами. Да и носили те тетеньки только юбочки, а дяди - брючки, не то, что ты - все не поймешь, что тебе из этого выбрать надеть в садик! Старичок Альфред, похожий на кота Толстопуза, и вовсе придумал делать главными героинями только девушек с белыми волосами, потому что они, наверное, самые красивые. Видимо, твой папа в него пошел, таких на работу набирает все время. Вообще, Альфред-Толстопуз до того, как наколдовал эту сказку на экранах, сочинял истории про шпионов. Получалось у него гораздо лучше, чем те фильмы Родригеса, что мы с тобой смотрели. В этот раз он взялся рассказать всем про чувства героев как у Евы с Валл-И, но чтобы козни им строил Джаффар из Аладдина – миссис Дэнверс. Получилось так хорошо, что Альфред только такие фильмы и снимал потом. Они стали для других сказочников примером. Запишем в тетрадку, посмотришь, когда исполнится 12 лет – «Головокружение» и «Марни». Заметила, как мама любит Альфреда? Это потому, что он как Джимми Нейтрон, мальчик–гений, придумал кучу всего для фильмов. Например, такую увлекательную игру со зрителем, когда тот не знает, что же будет дальше, все время беспокоится, переживает за героев, не сидит на месте, кусает ногти. Неожиданные приближения лиц, меняющаяся с грустной на резкую музыка - эти фокусы ты можешь увидеть и в этой истории. Как в любой сказке, в «Ребекке» должна быть мораль, только здесь она в потайном сундучке, как у Крылова. Помнишь, как ты пришла в новую группу в садик на место любимицы воспитателей и ребятни? Очень боялась, что к тебе не будут так хорошо относиться, а все тебя с той девчонкой сравнивали. Но ты продолжала ходить туда каждый день, а не играла без конца в «Марио» и болтала с воображаемым другом, как братик. Хоть большую часть дня ты проводила одна в углу, терпела насмешки, но была все равно добра ко всем задирам. Потом в садике узнали, что та девчонка – несусветная врушка, еще и конфеты из буфета воровала. Никуда она сама не ушла, а ее выгнали за плохое поведение. Родители еще напраслину возводили на директора садика, что их ребятенка все обижали, но школьный психолог все подтвердил. Вот такое и здесь нравоучение, но со взрослой развязкой. Надо доверять близким, злые люди всегда будут наказаны, справедливость будет на стороне честности и сердечности. Хотя хорошим людям приходится крепко постараться и наслушаться всякого о себе. «Ребекка» учит: не стоит никогда цепляться за прошлое (кстати, забудь уже про того мишку, которого я случайно выкинула, и перестань обижаться на маму), нужно радоваться тому, что есть сейчас и надеяться на лучшее впереди. Тогда никакой саспенс с мистическим нарративом и монохромным дуализмом тебе не будет страшен. Интересно, что это все такое? Вырастешь и узнаешь: Р
«Главная роль отдана…пустоте. Смело».(с) Данный фильм, я лично, рассматриваю не как триллер с примесью психодрамы, а как глобальное противостояние несуществующего, но существенного и существующего, но, увы, несущественного, до поры до времени. Первым, конечно же, является Ребекка. Женщина, которая ни разу не появляется в кадре, которую действительно играет пустота и, которая при этом заполняет собой все свободное место и даже больше. Мы знаем кто она, что она любила, что носила, где отдыхала, что делала и даже сколько раз расчёсывала волосы. Кажется, ещё чуть-чуть и почувствуешь запах её духов, так её присутствующее отсутствие обволакивает. Второй особой является героиня Джоан Фонтейн. Скромная добросердечная девушка, о которой мы почти ничего не знаем, кроме парочки жалких фактов, даже её имя так и остается нам неизвестным! Вторая жена Максима де Винтера всегда в кадре и при этом в большей части фильма она остается почти незаметной. Поразительный эффект. Все попытки хрупкой, нежной леди затмить или хотя бы попробовать заменить прежнюю хозяйку Мэндерли заканчиваются полным провалом. «Ребекка победила» - слышим мы из уст главного героя, блистательного Максимилиана де Винтера, хозяина Мэндерли и новоиспеченного мужа нашей безымянной леди. В тот момент, когда он говорит эти слова, они отнюдь не выглядят абсурдно. Действительно, кажется, что Ребекка, протянув свои руки с того света, выигрывает партии одну за другой, проиграв, по сути, только в одной, толи посчитав её незначительной, толи просто не нужной. Битву за сердце, сердце способное творить невероятные вещи, когда его любят и когда в него верят. В увлекательной истории написанной Дафной Дю Морье, в чём-то даже автобиографичной, режиссёром был проведён ряд изменений. Так например, по фильму, Максим не убивал Ребекку, а лишь был свидетелем несчастного инцидента, в результате которого она умерла. Так же в персонаже миссис Дэнверс произошли значительные изменения. В романе она предстаёт в образе ревнивой матери и богатым прошлым, о котором там подробно рассказывается. Здесь же её героиня, в исполнении потрясающей актрисы Джудит Андерсон, становится намного моложе и нам о её прошлом ничего не известно, кроме того, что в Мэндерли она появилась вместе с Ребеккой. Хичкок сделал её похожей на призрака. Она как связующее звено между миром духов, в котором обитает Ребекка и реальным миром Максима и его жены. После смерти миссис Дэнверс исчезает и Ребекка, ибо канал связи прошлого с настоящем разрушен. Персонаж Андерсон получился очень колоритным, запоминающимся и, когда он появлялся на экране, возникало какое-то особое напряжение. Несмотря на то, что это первый американский проект Хичкока, уже прослеживается подчерк этого мастера, особенно в начале и в конце картины. Актёрский коллектив великолепен. Это доказывают и номинации на Оскар всех исполнителей главных ролей. Джоан Фонтейн очень красива и так же талантлива, поэтому роль ей хорошо удалась. Лоуренс Оливье. Об этом человеке, актёре, режиссере, личности можно говорить часами напролёт. Что касается этой работы, то мистер де Винтер в его исполнении такой, каким мне кажется, он и должен быть. Он в меру мизантроп, без особых предрассудков, но требователен, холоден, но с характером, порой жесток, но в душе нежен, внешне невозмутим, но с целым вихрем чувств внутри, отчаявшийся, но непобеждённый. Сэр Лоуренс легко справился с довольно многогранной и противоречивой фигурой Максимилиана. О Джудит Андерсон я уже упоминала – чудесная работа! Таким образом, существующее, но несущественное, став для кого-то самым важным на свете, обрело свою существенность. А обретя, запрятало воспоминания о своей визави в флаконик из-под духов, который вряд ли ещё будет когда-нибудь откупорен, будучи безвозвратно утерянным в долгом путешествии по волнам подлинного счастья. Такого уже не пишут. Такого уже не снимают. «The shadow of a remembered woman came between their lips... but these two had the courage to hope... and to live their love!»
Обращение короля кино-саспенса к романам своей соотечественницы Дафны Дюморье, как раз в те поры лидирующим в ряду национальных и заоокеанских бестселлеров, - закономерно. Ее романы почти не требуют дополнительной сценарной обработки, чтобы превратиться на экране в первоклассные психологические триллеры - так тонко и умело эксплуатирует она в них присущие каждому страхи одиночества, неизвестности, безумия, бессилия, а также человеческие слабости, комплексы, неуверенность, чувства вины, ненужности, незащищенности; так ярко, современно, убедительно переосмысливает готические литературные традиции - усиливая сколько можно эффект необъяснимой, снедающей тревоги при полном отказе от сверхъестественного; так искусны обрисованные ею столкновения характеров - одновременно оригинальных и привычных, с безошибочно угадывающейся за их плечами родословной, уходящей, если достаточно долго разматывать клубок, в мифы и сказки. Однако карты легли так, что первая попытка Хичкока подступиться к прозе Дюморье оказалась неудачной. 'Таверна 'Ямайка'' - зловещая повесть о контрабандистах, заманивающих корабли на рифы, и снимавшаяся в Корнуолле, то есть там, где события и происходили - пала жертвой банального недостатка финансирования и сейчас практически никому не известна. 'Ребекке' повезло не в пример больше - Хичкок сумел снять ее с голливудским размахом, на самой богатой в то время студии Селзника, картина была обласкана высшими наградами Американской Киноакадемии, ее сразу и надолго полюбили зрители (что само по себе многого стоит, поскольку выход фильма на экраны совпал с началом Второй Мировой). Но сам режиссер остался парадоксально недоволен этой своей (крайне удачной коммерчески) работой, не любил о ней вспоминать, говорил, что этот фильм - не его по духу. И верно, давление, испытанное им сначала со стороны продюссера, требовавшего максимального следования тексту Дюморье, а потом - со стороны Кодекса Кинематографистов, не позволяющего убийце остаться по фильму безнаказанным и потому настоявшего таки на изменении сюжета - ощутимо и негативно сказалось на фильме, лишив его некоего стержня, энергии, которой через край и в романе, и в других работах Хичкока, не говоря уже о том, что модифицированная история без основного своего логического сцепления - сознания главными героями своей преступности - неизбежно рассыпалась в нем на отдельные эпизоды, что на пользу общему впечатлению, разумеется, не пошло. Но начать следовало бы, наверное, с того, что 'Ребекка' Дафны Дюморье определением 'психологический триллер с элементами готики' отнюдь не исчерпывается. Это в первую очередь литературная игра, почти мистификация, в которой Дюморье переписывает с модернистских позиций опусы любимых ею сестер Бронте. В 'Ребекку', как в кривое зеркало, смотрится 'Джейн Эйр'. При почти полном совпадении сюжета и внешнего антуража (скромная, невзрачная, затюканная в силу своего зависимого положения гувернантки или компаньонки инженю непонятным образом привлекает внимание светского богача, поселяется в его обширном старинном поместье, таящим гнетущие любимого роковые секреты, связанные с предыдущей женой, поддерживает его и помогает ему эти секреты изжить и преодолеть, после чего поместье-носитель секретов стирается с лица Земли очищающим огнем), взгляд современной, искушенной, лишенной иллюзий беллетристки направлен на происходящее под столь отличным от взгляда викторианской девы углом, что история в корне меняет свою проблематику. Тон задает уже тот факт, что Ребекка - это не имя рассказчицы, как у Бронте (его мы так и не узнаем), а имя ее умершей, но противящейся забвению предшественницы, чье незримое, но весомо чувствуемое присутствие пропитывает как атмосферу поместья, так и жизни всех персонажей в нем, крутит, манипулириет ими по своему усмотрению (какой контраст с живой, но выселенной на задворки, отчаянно и успешно скрываемой, безумной и бессильной Бертой Рочестер!). Отдаю должное Хичкоку - это призрачное, физически ощущаемое присутствие Ребекки без визуального присутствия персонажа на экране передано им пусть и несколько лобовыми методами, но превосходно, объемно и умно, с оглядкой на все литературные антеседенты. Вездесущи монограммы Ребекки на белье, писчей бумаге, салфетках, все еще верна ей собака, по-собачьи же преданная, ревниво хранит память о ней ее горничная миссис Дэнверс (чья роль по сравнению с книгой раздулась до символа вездесущего проклятья, не в последнюю очередь благодаря прекрасной игре Джудит Андерсон) - и образ чисто умозрительный обретает у Хичкока экранные плоть и кровь, постепенно заслоняя собой живую женщину - главную героиню, вытесняя ее, заставляя ее чувствовать себя слабой, не отвечающей возложенным на нее требованиям, не выносящей сравнения, виноватой, незаконной захватчицей всего, что по праву сильного и красивого должно вечно принадлежать одной лишь блестящей Ребекке. Эти потерянность, неуверенность, неприкаянность Золушки в замке принца сразу после свадьбы сыграны молодой Джоан Фонтейн органично и весьма убедительно, да и режиссер делает все, от него зависящее, чтобы подчеркнуть сии архетипические параллели - вплоть до костюмных и кадровых решений, в которых миссис Дэнверс, черным силуэтом маячащая на фоне готических интерьеров злой мачехой контрастирует с юной бальной дебютанткой в кринолине, с рукавами-фонариками над тонкими руками - чистый Уолт Дисней... Увы, но этим удачи Хичкока в передаче идей Дюморье и заканчиваются. Основной конфликт книги, состоящий в противостоянии Макса де Винтера и его жен, его борьбе с собственной виной перед обеими, жажде и боязни наказания, понимании того, что нет для него теперь ни прощения, ни любви, ни человеческих привязанностей - остается нераскрытым, отчего меркнет, теряет силу и достоверность и сам персонаж, который не спасает и играющий его Лоренс Оливье. В фильме этот невольный, но сознательный убийца, живущий со своим грехом, бегущий от него и не умеющий от него убежать, забыть, искупить - превращается в слабака, сопляка, трепещущего перед банальным разоблачением. Филигранно выстроенная интрига Дюморье, вдохнувшая новую жизнь в старую, как мир, историю о противостоянии чувства и долга, провисает, теряет остроту и интерес. Главная героиня, в романе ставшая сообщницей убийцы, испытавшая таким образом несколько счастливых минут торжества над Ребеккой, повзрослевшая, но и быстро наказанная вместе с любимым - по фильму так и остается невнятной инженю. Сгоревшее поместье воспринимается фильме как символ освобождения от зловещих призраков, гнетущих воспоминаний - в то время как в романе это событие связано с потерей героями дома, пристанища, родины, но не прошлого, которое все так же давит и гнетет - в снах, мыслях, несказанных словах. Финальное объятие Макса и его молодой жены в фильме выглядит как традицонанный хэппи-энд, тогда как в действительности оба внутренне разрушены произошедшим и доживают свои дни во второсортных гостиницах на континенте, едва разговаривая друг с другом. Красивое начало - и книги, и фильма - ' прошлой ночью мне опять снилось, что я вернулась в Мэндерли' - не находит у Хичкока достойного финала. За славу и успех всегда приходится платить...
Мэндерли. «Молчаливый и суровый». Прекрасный Мэндерли, в пламени алеющих рододендронов. Она никогда не забудет его. Мэндерли, горящий в пламенеющем рассвете. Кто бы мог предположить, что нечто такое величественное и могущественное в одночасье превратится в обреченное, пожираемое языками чудовищного пламени, пепелище. Вместо чудесного особняка – руины. Мэндерли. Его больше нет. Максим остался без дома, она же освободилась от особняка, который так и не признал в ней настоящей хозяйки, от места, которое не стало ей настоящим домом. Но самое главное, она почти освободилась от нее - Ребекки. Ребекка. Как много в этом имени красоты и изящества и как много тайн хранит его обладательница. И эта история про нее. История о девушке, которая пленяла сердца, ослепляла и одурманивала своей красотой. История о девушке, которую боготворили… По сюжету, скромная и невинная (безымянная) девушка, зарабатывающая на жизнь, тем, что угождает прихотям некой миссис Ван Хоппер, встречает привлекательного и загадочного мужчину, чтобы тут же влюбиться и скоротечно выйти замуж за богатого аристократа, а по совместительству, владельца лучшего в Англии поместья, Максимиллиана Де Уинтера. Новоявленная миссис Де Уинтер небрежно меняет знойный Монте-Карло и сомнительные перспективы платной компаньонки в Нью-Йорке, на встречающий ее проливным дождем пессимистичный и провинциальный Корнуолл. И тут-то история золушки заканчивается и начинается суровая реальность, которая заключается в том, что новоявленный муж, дом и все его обитатели по-прежнему помнят предыдущую миссис Де Уинтер, трагически утонувшую в море около года назад. И не просто помнят, а боготворят. Повсюду, куда бы героиня ни пошла, только и разговоры о том, что Ребекка подобно ангелу, спустившемуся с небес. А потому невинная девица страдает от безответной любви к мужу (который, надо отметить, мучается более прозаическими проблемами), шарахается от слуг, становится жертвой тирании экономки, которая подобно трехглавому церберу, защищает вход в царство мертвых, в данном случае – интересы предыдущей хозяйки поместья. Куда такой неуверенной в себе, безымянной тихоне тягаться с той, которая для всех являлась эталоном красоты, была великолепной хозяйкой, управляла яхтой, обладала незаурядным умом, ездила верхом и писала каллиграфическим почерком. С мертвой и подавно не посоперничаешь. «Ребекка», будучи произведением от первого лица трогает, прежде всего, своей неподкупной искренностью: роман больше похож на исповедь. Фильм, как и роман тонко сочетают в себе элементы готического произведения, но, не уходят далеко от детективной линии. Дафна Дю Морье, как впрочем, и Альфред Хичкок, близкие по духу и звучанию, ни на минуту не забывают о своей аудитории, людях XX века, несколько приземленных, оттого и конец романа уходит в детектив. Поколение людей, переживших одну мировую войну и начинающих другую, не пугают призраки и мистические инсинуации. Куда страшнее реальные люди, чьи разум и руки вполне способны на убийство. Основной особенностью экранизации Хичкока заключается в том, что режиссер не путается в деталях, не играется с ними (как писательница), он рубит фигуры, на первый взгляд, топорно, но, не упуская сути. Психологическая и драматическая история, написанная Дафной Дю Морье приобретает черты мистического интеллектуального триллера, благодаря мастерскому саспенсу. Режиссер, не прибегая к настоящей мистике и дешевым трюкам, не делая из Ребекки привидения, все же вводит этого невидимого персонажа посредством создания великолепной атмосферы тревожности и гнетущего ожидания. Вот почему Хичкок и саспенс практически тождественные понятия. Лишь непричастность знаменитого режиссера к сценарию фильма может разочаровать поклонников оригинального романа. Главной и наиболее сомнительной особенностью адаптированного сценария является причина смерти Ребекки. И если Дю Морье ориентировалась исключительно на свои внутренние убеждения и была более независима в выборе сего факта, то сценаристы обладали иными возможностями и в первую очередь, ориентировались на этические законы кинематографа того периода. Плохо это или хорошо, но смысл, изначально заложенный неплохо осведомленной в людской психологии писательницы, идет на нет в фильме. Оттого, те, кто знаком с романом, обладают несколько иным видением «Ребекки», в целом. И как бы ни старался персонаж Лоуренса Оливье завладеть зрительскими симпатиями, у него это не слишком получается. И тому виной вовсе не топорная игра актера (хотя и это имеет место быть). Персонаж Ребекки переигрывает его и здесь. Она целостней, ярче и внутренне сильнее, внимательный зритель не может этого не заметить. А, человек, на первый взгляд, вызывающий живое сочувствие и понимание, на поверку оказывается слабым и бесхарактерным мужчиной, который оказался не в силах справиться с сильной и волевой женщиной, потому и выбрал роль бесхребетной жертвы. В остальном же, Альфред Хичкок ни на йоту не отходит от первоисточника, стараясь не упустить ни одной важной сцены, попутно нагнетая атмосферу тревожного ожидания чего-то поистине ужасного. Разве что почти не совершает ошибку в попытках придумать героине имя, не осознавая того, как много Дафна дю Морье вложила в отсутствие этого факта, глубокого сакрального смысла. Забыв про героиню на первом плане и назвав свою книгу «Ребекка», писательница сместила акцент, подчеркивая читателю, что центром всего повествования является именно она. Мертвая, но от этого не менее живая, прекрасная, сильная Ребекка. Хичкок же подтвердил замысел Дю Морье созданием мистической потусторонней атмосферы, когда зритель почти физически ощущает присутствие Ребекки. Вся картина буквально дышит ею, даже причудливая вышивка и гравировка ее инициалов периодически попадаются зрителю, не давая о ней забыть. Вот гребень Ребекки, которым она расчесывала волосы; ее письма, аккуратно написанные и сложенные стопочками; ее одежда. Запах ее духов до сих пор витает в этой комнате, а стук каблучков в любую секунду раздастся за дверью, в коридоре. Дом, словно заколдованный, попал во временную петлю, из которой не в силах выбраться, замер в мгновении, когда Ребекка еще была живая. Картина «Ребекка», в первую очередь, история насыщенной жизни яркой личности, хранящей свои секреты. История обольстительной почти демонической женщины, о которой можно было бы снять не один десяток фильмов. Не зря, еще при жизни Дафны Дю Морье делались попытки выкупить авторские права на продолжение романа. Таинственная история о сильной героине, многочисленных тайнах и скелетах в шкафу, будет манить зрительские сердца не одно столетие. И потому «Ребекка» получилась такой живой, ибо след, оставленный человеком, даже после его смерти продолжает тревожить людские души. Она же, королева этого романа, «самое красивое существо на планете» торжествует и смеется. Ничто не имеет над ней власти, никого и ничего она не боится, никого не любит. Она всех переиграла. Даже собственную смерть.
Я всегда с опасением начинаю смотреть фильмы-экранизации книг, которые я прочитала и которые мне понравились. То же было и с 'Ребеккой'. Дафна дю Морье написала потрясающий психологический роман, с лихо закрученным сюжетом и необыкновенной историей любви. Прочитав его, я с нетерпением ждала момента, когда я смогу посмотреть именно эту экранизацию, очень близкую к духу времени книги. Почти все в ней замечательно: и реплики героев, максимально приближенные к тексту романа, и их образы (отчужденного и воспитанного Максима, робкой и неуверенной в себе героини-без имени, зловещей и натянутой в струну миссис Денверс,. ..), и атмосфера пейзажа Мандерли, вызывающая чувство тревоги... Образ загадочной идеальной женщины и жены Ребекки мистически пропитывает весь Мандерли, витает в воздухе, навязывая героине и зрителю благоговейный страх перед ней. Но самое главное, что так тронуло меня в романе - страх героя перед заслуженным наказанием, страх признания в совершенном преступлении своей возлюбленной, страх быть отвергнутым, непонятым ею, и самое важное, любовь, побеждающая все эти страхи и способная простить любые преступления – оказалось не таким убедительным, словно, смазанным в фильме. Причина этого – в невиновности Максима де Винтера. По книге он совершил убийство, пусть и оправданное с житейской точки зрения, так как Ребекка была «дьяволом с лицом боттичелиевого ангела», но с точки зрения правосудия – тяжкое преступление, караемое смертной казнью. А по фильму Максим совершил лишь проступок (спрятал тело жены, из страха незаслуженного наказания), попросту говоря, он смалодушничал, испугался. Его страх в дальнейшем, кажется каким-то неоправданным, а попытка самоубийства в сцене первой встречи героев – поступком слабого, трусливого человека. Но, к счастью, это единственное, что меня разочаровало в фильме. «Ребекка» Альфреда Хичкока – классика жанра психологической драмы с элементами детектива. Игра света и тени, общая недосказанность, неожиданная развязка – все это лишь подогревает интерес к сюжету. Поэтому смотреть всем! И еще советую прочитать книгу тем, кто еще не читал, а тем, кто читал – перед просмотром фильма настроиться на позитивную волну и не критиковать некоторые расхождения. Книга и фильм разные вещи. И по своему гениальные. Моя оценка – 9 из 10
Фильмы по книгам. Это сейчас модно, взять какой-нибудь бестселлер и превратить его экранизацию в коммерчески выгодный фильм. Пускай, раз на раз не приходится, но с завидным постоянством это именно так. Формула «удачная книга = фильм» работает сейчас как никогда ранее. Однако ещё 30 лет назад все самые громкие шедевры кино снимались именно по романам и пьесам. Что уж говорить про бородатые 30-е и 40-е! Тогда кино было ещё близко к театру и поэтому постановки были проще, но за то какими потрясающими они были, какой сюжет, какие эмоции! Именно такие восторженные эпитеты заслуживает Хичкоковская «Ребекка». В случае экранизации всегда главной проблемой является проблема хронометража. Полноценно пересказать историю за приемлемое время не всегда получается возможным, приходится убирать лишнее или по-другому сказать, менее важное. В качестве примера можно вспомнить «Крёстного отца», в котором ловко были удалены несколько второстепенных сюжетных линий. Однако в случае с «Ребеккой» всё немного иначе. С лёгкой руки голливудской компании сюжет был не обрезан, а именно изменён. Но, тем не менее, в картине великое множество нюансов и сюжетных поворотов, за, которые её можно полюбить. Поклонникам ретро очень понравится хрипловатая инструментальная мелодия, штамповые персонажи и белокурые красавицы. Сейчас такого кино не снимают, не в том смысле, что чёрно-белого фильма днём с огнём не сыщешь, а нет именно такой завораживающего напряжения, нет такого лихого сюжета, нет эстетики! Фильмы потеряли гармонию! Вся эта суматоха с кассой фильма, с желанием угодить зрителю не доводит до добра. Поэтому необходимо ценить то, что уже лежит в золотом сундуке мирового искусства. То как Хичкок в давит всей тяжестью неведения, загадкой - дорогого стоит. В каждой новой сцене ты ждёшь ответа на многочисленные вопросы, но не получаешь их. «Ребекка» потрясающий детективный триллер. Подача сюжета тут происходит порционно, порой мистически, а иногда даже пугающе. Этому очень сильно поспособствовала блестящая игра Лоуренса Оливье и Джоаны Фортейн, благодаря этому все эмоции как по проводам доходят до зрителя без перебоя и потери качества. Конечно, если вы читали роман, то можете сильно огорчится от изменений, но всё таки, это отдельное произведение, со своей вселенной. Хичкоку дали снять фильм и он его снял на «пять с плюсом». Представьте, что было бы, если Кубрику указывали как снимать его «Сияние». Не мешайте гениям творить шедевры! 8 из 10
Немного найдется фильмов почти 70-ти летней давности, которые можно было бы смотреть сегодня вот так, взахлеб. Маэстро Хичкок на то и маэстро, впрочем. Да и Дафна Дю Морье - великолепный писатель. В фильме понравилось многое - прекрасно подобранные актеры (начиная с главной героини и заканчивая спаниэлем Джаспером), фантастически красивый Мендерли, морские пейзажи, операторская работа, звук. О звуке, кстати, хочу сказать отдельно. Почему-то наша 'русская' озвучка сделала многие диалоги в фильме неубедительными и искусственными. И лишь при просмотре англоязычной версии удается прояснить некоторые логические нестыковки. Особенно это касается голоса, озвучивающего главную героиню - при почти дословном переводе текста интонации и настроение, с каким он произносится, отличаются в оригинале и переводной версии. Единственным минусом в актерском составе фильма мне представляется Лоуренс Оливье. Он, конечно, безупречно умеет носить костюм и изображать аристократа, но вот назвать то, что он делал в кадре игрой... Три ужимки на весь фильм - психически-страдальческая (при упоминании Ребекки), светская (для гостей и второстепенных персонажей) и романтически-придурковатая (для любовных сцен). Ну что тут сказать, не зря видно Ларри выкинул в окно Оскара Вивиен Ли... чувствовал, что ему до ее актерского уровня как до неба. Для Джоанны Фонтейн, напротив, это одна из самых удачных ролей. Она здесь молода, играет дурнушку, что вполне соответствует ее реальной внешности - красавиц она начнет играть ближе к сорока, причем молодых:) - и хорошо вписывается в образ робкой и неуверенной в себе героини (звездная болезнь у нее тоже начнется несколько позже). Ну и о самом маэстро. Отснято суперски. Не раздражает даже стандартный натянутый фон в сценах езды на автомобиле - так точно выверено все в кадре. А сцена перед запертой дверью комнаты Ребекки, когда домоправительница и новая хозяйка уходят, а зрителям становится видно собаку, преданно стерегущую дверь - брр, мурашки по коже! Еще не могу не восхитится игрой света в кадре. Окна Мэндерли, освещенные солнцем. Окна Мэндерли под струями дождя. Игра лунного света на развалинах Мендерли. Отсветы пожара на тучах. Браво! В целом - впечатление хорошее, смотреть стоит.
Безымянная художница, компаньонка взбалмошной дамы на отдыхе в Монте-Карло встречает молодого богача Максима Де Винтера, овдовевшего около года назад. Максим грубоват, иногда склонен к вспышкам гнева, но все же притягивает героиню. Все заканчивается тем, что они женятся и уезжают в родовое гнездо Максима - поместье Мэндерли. Но там на девушку сразу начинает давить как непривычная обстановка, так и незримое присутствие погибшей предшественницы Ребекки: ее постоянно вспоминают и слуги, и родственники мужа, все по ней скучают... За маской счастливого замужества - только одиночество в мрачном особняке. Не будет спойлером сказать, что призраков в этой истории нет: все-таки мистикой Хичкок не занимался. Но она здесь и не нужна. Все же чисто человеческие истории о безответной верности, страхах, комплексах и одиночестве могут быть страшнее самых страшных призраков, демонов и прочего. И 'Ребекка' - ярчайшее тому доказательство. Эта женщина появляется на экране один раз, и то в виде портрета, но ее присутствие передается другими способами: через косые взгляды слуг и гостей, сравнивающих новую миссис Де Винтер с прошлой, через ее вещи, через рассказы эксцентричной горничной, умственно отсталого рабочего и других колоритных личностей, которые часто и сами создают какой-то эффект зловещей долины - настолько они жутковаты и неестественны. Особенно Максим - его отстраненное и нервное поведение в глазах героини все сильнее вытесняет доброту, которую она разглядела в нем ранее. Одиночество в компании, где все тебя отталкивают, - это действительно страшно. И полностью соответствует законам жанра классической готики, которая не столько пугала читателя потусторонними гостями, сколько подсвечивала человеческие пороки. И вот здесь подробности уже будут спойлером. Естественно (у Хичкока иначе не бывает), все это прекрасно снято и сыграно. Джоан Фонтейн в роли запуганной героини выглядит великолепно. Очень убедителен Лоуренс Оливье в роли задерганного, сломленного Максима. Инфернально-загадочная Джудит Андерсон в роли миссис Дэнверс придает новые грани готическому типажу 'эксцентричная горничная'. Джордж Сандерс ярко играет типичного пройдоху из тогдашних нуаровых триллеров. Этих героев сложно забыть. Что до картинки... За операторскую работу 'Оскар' просто так не дают. Кадры действительно хороши. Кстати, если приглядеться, можно заметить, что почти все они портретные - пейзажей почти нет (минимум половин фильма вообще происходит в одном особняке), натюрмортов тоже. Это кино про людей, и именно их оператор и показывает - таких ярких, эксцентричных и разных. И показывает красиво. Хичкок - признанный мастер триллера, и на счету у него немало шедевров. Но 'Ребекка' - серьезный претендент на звание самой психологичной и атмосферной его работы. Психология - материя тонкая, и далеко не каждый режиссер способен настолько мощно ее передать - без бу-моментов, без экшена, просто через диалоги и взгляды. Просто показать чисто человеческую историю, которая страшнее многих хорроров. 10 из 10
Слоган звучит как-то так: Тень женщины из прошлого скользнула между их губами... но у этих двоих хватило смелости надеяться... и жить своей любовью! Как я понял, девушка встречает богатого мужика на курорте. Потом они едут жить вместе в роскошном почти замке. Но у него уже была женщина, она умерла. Сможет ли новая заменит старую? Много бутафорного чего-то, студийного. Задний фон часто заменен видеокартинкой или просто какой-нибудь большой статичной картиной, то есть всё нереалистично. Даже кукольный дом показывают на общем плане вместо настоящего (хотя отдельный антураж комнат норм выглядит). Постановка типичная какая-то, мелодраматичная (хотя под конец типичные устои мелодрамы подрываются слегка). Зато в целом всё чинно и благородно изображено, чисто под стать расцвету Голливуда, то есть без современных пошлостей и с кучей почти классических мягких мелодий на фоне. Главная героиня очень приятная. Такая милая, немного скромная... такие многим парням нравятся, да и тем, кто постарше тоже. Собственно, весь фильм о ней. И это отчасти жутко надоедает, так как фильм затянут. Ещё всё время просмотра какое-то смутное ощущение дежавю не покидает. Понятно, что на момент своего выпуска фильм был в диковинку. Но сегодня столько всяких лент выходит. И у меня прям чёткое ощущение, что я уже эту историю видел где-то, ну или аналогичную. А может и читал когда-то...
На минутку: фильму 80 лет! Да, и Лоуренс Оливье не всегда убедителен (чтобы не сказать больше), и актриса переигрывает вечно вздернутыми плечами, хотя режиссер сделал все, чтобы она передала на экране нужную ему эмоцию загнанного, неуверенного в себе зверька. Для этого он, узнав об открытой антипатии к ней Оливье дал команду всем на площадке вести по отношении к ней себя ровно так же, создав вокруг актрисы атмосферу неприятия и травли. Актеры - не самая сильная сторона фильма. Но каков вечный плут Хичкок. Он поистине велик. Вне каких-либо моих оценок он велик в своих Психо и Птицах (и в моих любимых Окне, Вертиго, Веревке и На север в том числе), но он был велик уже в 40 годы, сняв Страх сцены, Исповедь и Ребекку. Да, фильму 80 лет, но он не смотрится устаревшим и неактуальным. Скорей нынешние 99,9% современных фильмов устарели, даже еще не выйдя в прокат. А Хичкок смотрится как в первый раз. Величайший режиссер!
Это один из первых фильмов мастера кино Альфреда Хичкока, снят он по одноименному произведению писательницы Дафны Дю Морье. Ребекка - это имя умершей жены главного героя, именно ее призрак и ее бывшее окружение, которое находится в доме главного героя Максимиллиана Де Уинтера, не дают девушке из простой бедной семьи, так и оставшейся в книге и в фильме без имени, и самого хозяина дома в Мэндерли обрести счастье и покой. Вокруг дома витает некая тайна и присутствие Ребекки ощущается во всем, в ведении хозяйства, обедах, званных вечерах и даже маскараде. Главную роль исполнил Лоуренс Оливье, а экранный дуэт ему составила Джоан Фонтейн. В их игре чувствуется некая химия, будто нейроны и атомы окружили их совместный ореол. Это старая добрая игра выдающихся актеров, таких уже почти не осталось. А игра Джудит Андерсон играющая миссис Денверс, сиделку, просто пугает своим появлением в неожиданных местах, она как Фредди Крюгер может появится в разных местах, создавая впечатление какой-то мистики, будто она должна воскресить бывшую хозяйку. Именно поэтому и потому что ты смотришь фильм Хичкока, создается впечатление, что на экране мистический триллер, а не фильм о двух влюбленных, типа 'Джейн Эйр'. Очень качественный черно-белый фильм снятый во времена Второй Мировой Войны с непередаваемым шармом от которого то бегут мурашки по коже, то умиляешься его доброте и чувственности. Магическое кино прошлого века с актерами и режиссером которые стали классиками. 10 из 10
Ребекка - роскошная женщина, коварный призрак которой держит в напряжении зрителя от начала и до конца. Каждая частичка в Мэндэрли проникнута ею. Фамильное поместье буквально дышит ее присутствием. Вот лежит подушка, на которой находится вышивка буквы 'R', а вот письма с тем же наименованием, а в другом крыле замка находится комната, которую ее хозяйка кажется и не покидала, и даже предметы на туалетном столике лежат в том же порядке в котором привыкла их оставлять былая владелица. И все это преследует главную героиню на протяжении целого фильма. Эти мелочи буквально вводят ее в состояние оцепенения и она чувствует, что никогда не сумеет вытеснить образ прежней хозяйки. Но, самое худшее - это осознание того, что мысли твоего возлюбленного далеки от тебя, что его душа прикована к бывшей возлюбленной и что бы ты ни делала, ты не сможешь вытеснить ее образ из его сознания - по крайней мере, так думала главная героиня добрую часть фильма. Фильм 'Ребекка' - это один из лучших фильмов о любви, который мне довелось посмотреть. Кинокартину можно охарактеризовать, как готический роман. Невинная молодая женщина встречает мужчину, душа которого полна мрачных тайн, но в то же время он настолько очарователен, что в него невозможно не влюбиться, и для него, в свою очередь, чистая непорочная девушка, как глоток воздуха, которого ему так не хватало. Хичкок необыкновенно передал атмосферу фильма. По-началу, события разворачиваются спокойно, обыденно и кажется весь фильм и будет протекать в подобном ключе, ан нет, это только лишь затишье перед основной бурей. Режиссер медленно погружает нас в атмосферу мрака, темные коридоры старинного замка, окутанные кромешной тишиной, бесшумное передвижение прислуги, изредка слышится шум прибоя, и главная героиня, наедине со своим отчаянием, борющаяся с одолеваемым ее навязчивым присутствием Ребекки, которое доводит ее до безумия и когда казалось бы выхода нет, происходит окончательная развязка. Что сказать??? Гений - Альфред Хичкок! Джоан Фонтейн - просто очаровательна. Ее застенчивость, доброта и искренняя любовь к Максимиллиану - подкупают. Актерское мастерство Джоан Фонтейн завораживает с первых же минут. Она так и не сумела ощутить себя хозяйкой Мэндэрли, но ей этого и не нужно, ей нужна лишь любовь Максимиллиана, которого сыграл Лоуренс Оливье. Именно он само воплощение тайны, на протяжении всего фильма он мрачнее тучи и казалось в нем нет ни капельки любви к главной героини, что же удерживает его подле нее? Об актерском таланте Лоуренса и говорить ничего не стоит, достаточно просто наблюдать со стороны. Но, что же вводит в депрессивное состояние и полное уныние главную героиню, что заставляет ее еще сильнее ощутить свою ненужность и непричастность ни к поместью Мэндэрли, ни к Максимиллиану? Ответ не заставит себя долго ждать - это прислуга, по имени Миссис Дэнверс, в исполнении Джудит Андерсон. Вот уж кто заслуживает аплодисментов, так это безусловно она. С самого появления ее на экране, начинаешь чувствовать себя не комфортно, ощущаешь ее ледяной взгляд, ее чопорность и беспристрастие превращают главную героиню чуть ли не в мышку, которой не позволяется даже пикнуть. Она скользит по дому, как привидение, нося за собой образ былой хозяйки. Джудит Андерсон вызывает полное отчуждение - а это означает, что она справилась на отлично со своей основной задачей. Кинокартина - прекрасна! Но, здесь, своя особая, темная красота. И конечно изумительная любовная история, которая является центральным звеном. 10 из 10
Прочитала массу удивительно адекватных рецензий на 'Ребекку'. Повторяться не хочу (долго и плагиат), а потому предлагаю вам не столько полноценную рецензию, сколько заметки на полях. ...Джоан Фонтейн бесподобна. Не просто как актриса, но как образ. В романе '2-я миссис де Уинтер' не имеет не только имени, но и лица, роста, фигуры. В фильме невидимку показывают... но оставляют невидимой. При всей внешней красоте Фонтейн, ее лицо стирается из памяти через час после просмотра. Идеально. ...Сцена, в которой Максим рассказывает о смерти Ребекки - одна из лучших, которые я видела в кино, и при том чрезвычайно типична. Она просто вопит о древности ленты. Сейчас нам бы показали: либо трагическое лицо страдающего убийцы (ладно-ладно, свидетеля самоубийства), либо саму Ребекку - смеющуюся, оскорбляющую, умирающую. Но камера ведет нас по пустой комнате, показывая и не показывая, демонстрируя и скрывая. Ребекка есть в этом кадре, но ее дорисовываем мы сами. И 'никто не уйдет обиженным': не посмеет сказать, что она не такая, как в книге, как в наших мечтах, как в страхах героини. ...Отдельные эпизоды фильма напоминают МХАТовские постановки: громкий шёпот, стоп-кадры, паузы, ломание рук и бессильное сползание по стене. Любители современных 'психологических' лент, должно быть, брезгливо морщатся: уж слишком прямолинейно, прямо-таки в лоб. Но кино от этого не становится хуже. Просто раньше было раньше, а сейчас - сейчас. И эти трогательные картинные страдания - не менее чисты и искренни, чем легкий излом брови современных кино-див. ...Декорации фильма (в смысле - Мэндерли) воссозданы великолепно. В таком месте хочется жить, ради него стоит потерять честь, из-за его утраты впору сойти с ума. ... Не смотря на то, что 'Ребекка' - один из моих любимых фильмов, смириться с изменением сюжета мне по-прежнему не удается. При каждом новом просмотре возникает ощущение предательства. Без убийства фильм - такой тонкий, такой изящный, такой аутентичный - оказывается не о том и не для того. В других рецензиях много написано о вытекающих из этого изменениях в характере главного героя. Но почему-то никто не думает о том, что предан не столько Максим, сколько Ребекка. В своей смерти она раскрывается как никогда полно, страшно, сильно. Эгоистичная, развратная, злая - да, но вместе с тем целая, сильная, уверенная в себе, беззаветно смелая, даже в момент последнего разочарования торжествующая над более слабым мужем и сама решающая свою судьбу. Личность с большой буквы, которую в угоду неким правилам лишили львиной доли ее триумфа. И все-таки: 10 из 10
Фильм «Ребекка» снят по одноименному бестселлеру английской писательницы французского происхождения Дафны Дю Морье. Главную мужскую роль исполнил британский актер сэр Лоуренс Оливье (Максим де Винтер), обладатель множества кинонаград, в том числе и Вивьен Ли в качестве жены. Главная женская роль замечательно натуралистично исполнена Джоан Фонтейн (безымянная жена Максима), обладательницей Оскара за лучшую женскую роль в следующем за «Ребеккой» фильме А. Хичкока «Подозрение». Женскую и мужскую роли второго плана блестяще сыграли с последующей номинацией на Оскар Джудит Андерсон с Джорджем Сандерсом (Оскар за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Всё о Еве»). «Ребекка» начинаясь как легкая романтическая комедия положений, с каждым новым кадром обрастает трагическими нотками, постепенно приобретая черты мистического триллера, под конец фильма резко переходя в детективный жанр с преступными намерениями реальных людей, жертвами шантажа, неясными мотивами и неразгаданными тайнами. Великолепное музыкальное сопровождение очень тонко передает настроение героев фильма, точно подчеркивает атмосферу происходящих событий, незаметно усиливает мимолетные переходы психологического состояния зрителя. Из названия фильма, можно предположить, что главной героиней является некая Ребекка. Это вроде как бы и так, но и не так. Смотря как посмотреть. Ребекка, безусловно, играет главную роль в фильме, ни разу, однако, не сподобившись появиться в кадре. И все же, все нити сюжетной линии связаны с этой вечно живой, уже умершей первой женой Максима де Винтера. Все герои заражены Ребеккой, ни один диалог не обходится без буквального, либо косвенного упоминания о ней, ее помнят как «самое прекрасное создание на свете, которое ничего не боялось». Максим де Винтер – красавец мужчина в рассвете сил, вдовец, горько тоскующий о навеки утерянной любви. Он не может спокойно переносить упоминаний об утонувшей жене - сознание Максима теряет цельное равновесие, принимая форму либо тоскливой хандры, либо бешеного гнева, подтачивающих плавное течение мирной и счастливой жизни с новой молодой женой. Максим случайно встречается с привлекательной молодой девушкой, скромной и непосредственной в общении, обладающей ярким игривым огоньком в прекрасном невинном взгляде. Она – вторая миссис Де Винтер (имени ее мы так и не узнаем) сама искренность, сам жизненно необходимый Максиму воздух, свежий как легкий утренний морской бриз на сказочном побережье Монте-Карло. Они идеально дополняют друг друга, они нужны друг другу, они влюблены и хотят быть счастливы. Но все меняется, когда молодожены приезжают в родовое поместье Мандэрли. Викториански-помпезное снаружи, внутри оно хранит готически-мрачное западное крыло, где обитала бывшая хозяйка Ребекка де Винтер. Новой жене Максима очень тяжело освоится с этим огромным хозяйством, ведь «она не знает, что значит, быть настоящей леди», «она же простушка». Тем более что поместье буквально пропитано старыми порядками, оно «наполнено воспоминаниями о прошлом». Оно похоже на «флакон с духами», открывая который буквально ощущаешь ароматы прошлого, которые как демоны, овивают человека со всех сторон. Воплощением подобного флакона, наполненного приторным духом прошлого, является миссис Денверс – управляющая поместьем. Раболепная преданность Ребекке больше смахивает на латентное лесбийство. Характер героини хорошо передает ее костюм – длинный, свисающий до пола балахон черного цвета, скрывающий тихие, плавные подкрадывающиеся шаги напоминает со стороны больше не человека, а его мрачную тень - приведение. Миссис Денверс фанатично поглощена мыслями о Ребекке, она как будто отсутствует в мире реальных людей, как будто не живет. Брезгливая мизантропийность этой героини видна при первом же ее появлении в кадре: холодная, подчеркнуто черствая манерность в общении вызывает у жены Максима дрожь в коленках, отягощенных давлением рвущегося наружу страха перед ходячим трупом. Отрицательные качества самого низкого рода характеризуют «любимого кузена Ребекки» мистера Февэлла (Джордж Сандерс) – как насмешливого и злобного героя - пройдоху и шантажиста, откровенного негодяя и подлеца. Возникает вопрос: как же это прекрасное создание Ребекка могла водить дружбу с таким гадким человечишкой? Может быть, Ребекка только с виду казалась прекрасной леди, по сути же являясь чем-то вовсе иным. Ребекка – имя фонетически созвучное с английским словом «возвращаться». Де Винтер - фамилия говорящая, какая-то зимняя, студеная, холодная, бесстрастная, неживая. Можно предположить, что автор, давая имя и фамилию главному действующему лицу художественного произведения, хотел охарактеризовать ее как нечто холодное, мертвое при этом всегда возвращающееся, вечно присутствующее в жизни. Что-то незримо существующее не только вокруг героев, а в самих героях. Что-то мистическое, страшное, бесчеловечное при этом пустое и невидимое. Ребекка – это символ самой пустоты существования, довлеющей над сознанием каждого человека. Каждый наивный зритель вместе с женой Максима обманывался на протяжении большей части фильма на счет роли Ребекки в жизни близких ей людей. Эта прекрасная «Снежная Королева» вовсе не облагораживала их – она разрушала и разрушает их жизнь. Максим теряет равновесие при упоминании о Ребекке не потому, что безумно ее любил. Просто «жизнь с дьяволом могла свести его с ума». Дьявол присутствует в нем и сейчас, вырываясь то бешеным гневом, то сочась тоскливой хандрой. И чем дольше молодожены присутствуют в Мандэрли, тем более хрупким становится их брак. Только загадочно безымянная, прозрачно воздушная, сердечно одухотворенная, навеки всепобеждающая любовь – жена способна сохранить их брак, их счастье в борьбе с демоническим злом – Ребеккой. Мистер Февэлл – любимый кузен Ребекки в силу родственного, можно даже сказать генетического сходства, выступает на стороне кузины в качестве гнусного подлеца и насмешливого шантажиста. Миссис Дэнверс – бесчеловечное унылое ничтожество, постоянно играющая на руку Ребекке в деле разрушения любви главных героев, действует не по собственной воле. Она лишь бледная тень человека, полностью поглощенного страстной преданностью «Снежной Королеве». В ней нет человечности и доброты, достоинства и любви – есть манерная неприязнь, вычурное презрение и пустая злоба. Она добровольно живет в Аду и добровольно же сама себя губит в его пламени. Глубокая мистическая драма с детективным подтекстом блестяще экранизированная непревзойденным маэстро загадочных полутонов кинематографического кадра при участии великолепного актерского состава – ставим 10.