Игла : отзывы и рeцензии

Виктор Честных
Виктор Честных14 сентября 2017 в 13:34

До фильма 'Игла' дошёл только сейчас. И, похоже, что смотреть его, если ты родился после 1980-ых, смысла особого нету. В фильме прекрасно передаётся рабочая реальность СССР, не та, где рабочие на заводах стараются во славу социализма, а та, с которой сталкивались все и многие сталкиваются до сих пор. С помощью кадров гопников я вернулся в детство, к тому же в 1990-ые ребёнком жил у бабушки в Казахстане, поэтому смесь русских и казахов в гоп-компаниях - просто идеальная моя личная машина времени в период, когда деревья были большими. Сюжет развивается очень рвано, ощущения целостности нет. Как будто я постоянно отвлекаюсь и ухожу минут на 10 куда-то, а потом возвращаюсь в комнату. Но нет, так поставлен фильм. Главные герои все флегматичны, кроме Баширова, который любит играть истериков. Оно, конечно, ясно - реагировать на действительность разваливающейся империи лучше так, то есть не реагировать вовсе. Однако при просмотре это усыпляет, просыпаешься только от знакомых с детства песен. Культовость фильма ясна и без слов: Виктор Цой и так далее. Тут даже можно долго не писать: что-то новое на фоне однообразных совковых ВИА, тексты на злобу дня, о том, о чём хочется говорить, но нельзя петь. Палки в колеса рок-группам только подогревают интерес и уважение. Впрочем, это первая половина 1980-ых, потом то русский рок монетизировали будь здоров. Но получается, заслуга эта фильма лишь в главном актёре. Заменить Цоя - и смотреть нечего. Так в чём разница между фильмом 'Игла' и записью концерта группы 'Кино'? В паре интересных сцен, без которых вполне можно прожить. Фильм не целостен, оборван. Я бы сказал, что он заканчивается на полуслове, но он и начинается непонятно как, и в середине тоже каша-мала. Понятно, почему от него сходили с ума - так же сходили с ума люди XIX века, если бы им показать 'семёрку'. Для них это было бы великое чудо техники. Но для сегодняшнего человека 'жиугль' - засулживающее безмерного уважение ведро с болтами. Время Цоя не прошло, и думаю, не пройдёт ещё долго. Слишком он умел попадать в 'вечные', простые темы. А вот время фильма 'игла' - только в сердцах его поклонников за 35. Хотя он все равно приятнее современных фильмов, душевнее что ли.

Мунк
Мунк21 мая 2010 в 13:05
Фильм - символ эпохи.

Когда мне было 14 лет и, если не изменяет память, уже весной 1989 года я смотрел этот фильм в кинотеатре, то, как уже не единожды писали здесь посетители, было ощущение тектонического сдвига. Да не обидятся на меня люди, только родившиеся в тот период или даже родившиеся позже и искренне любящие и ценящие В. Цоя и группу «Кино», но чтобы полностью ощутить душу картины, нужно быть человеком 80-х. Нужно на своей шкуре ощущать тот дух перемен, который витал в воздухе, начиная с 1986 и вплоть до 1991 года. Пишу так, потому что на примере фильма «Небо над Берлином» сам ощутил это. Я смотрел его уже в 2004, хотя он, как и «Игла», весь пропитан духом 80-х, и понимал, что фильм проникновенный, но сердцем уже не чувствовал всей его глубины – время просмотра уже не то, да и я сам не тот… А «Игла» это, воистину, фильм на века, независимо от того, будут ли его смотреть через 10, 50 или 100 лет. Всё в нём было для того периода ново и креативно. А диалоги и монологи настолько «продвинуты», что мы с друзьями знали их наизусть и часто применяли в обиходе. И, действительно, дело даже не в том, что фильм собрал хорошую «кассу», а сам Виктор получил гонорар в 3000 рублей (огромные по тем временам деньги!) – кстати, заслуженно! Фильм был для молодёжи и о молодёжи, он был о её душевном мире, говорил и пел её языком. Это была революция в кино, отражавшая революцию в обществе и душах людей… А всё революционное всегда эпохально, нравиться оно или нет! Скорее всего, сам В. Цой не совсем ясно представлял себе то будущее, за которое сознательно или бессознательно боролся, т.к. являлся чистой воды наивным революционером-идеалистом. И, как часто бывает в истории, такого человека просто вовремя раскрутили и использовали в своих целях «большие дяди». Очень знаковой была его гибель именно в 1990, т.к. герой должен вовремя уйти!!! И Витя ушёл именно в своё время. Смысл существования таких людей в том, чтобы внести свой вклад в изменение реальности, но когда изменения совершаются, сама реальность, как правило, становиться не такой, какой хотелось бы её видеть. Не думаю, что В. Цой очень бы был рад видеть то, что стало со страной позже, особенно при мысли, что и он лично приложил к этому руку. А если бы он не разочаровался, то стопроцентно, просто не смог бы уже написать ничего стоящего и медленно загнулся, или же скатился на пошлую попсу (пример: «Бригада С», «Наутилус Помпилиус» и др.). Вы можете представить себе В. Цоя в одном из таких амплуа? Лично я – нет. Так что смерть Вити в 1990 – закономерна и логична. Благодаря ей он остался в нашей памяти вечно молодым, живым и, главное, «последним героем»!

Alex Taruta
Alex Taruta2 сентября 2018 в 18:47
Бошетунмай

'В 12 часов дня, Он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал куда он идет. И сам Он тоже...' Буду с вами предельно откровенен. Это классно, это здорово. Я признаюсь, не большой любитель культивировать звезд рок-эстрады и перенесение их образа (бренда) на другие художественные площадки, на тот же кинематограф. Но черт возьми, как же органичен Виктор Робертович, в образе Моро. У меня во время просмотра, закрадывалось впечатление, что Моро есть Цой, а Цой Моро. Ведь настолько убедительно Виктор вжился в роль немногословного героя, что мне как зрителю ничего другого не оставалось, кроме как громогласно заявить самому себе: 'Я верю!'. Сюжет довольно прост и незатейлив, что для криминального боевика того времени, не является чем-то из ряда вон выходящего. Главный герой приезжает к бывшей возлюбленной и замечает, что девушка употребляет наркотики. И разумеется, такой расклад вещей не устраивает нашего героя и он решает разобраться с ее поставщиками. Режиссер Рашид Нугманов снял максимально 'удобоваримый' для неприхотливого зрителя, с великолепными саундтрэками от группы 'Кино', приятной картинкой и очень недурной актерской игрой (где кроме Цоя, положительно отметились Марина Смирнова, Александр Баширов, и конечно Петр Мамонов). Что касается негативных комментариев, в духе что это кино об упадке 'советской эпохи', то я категорично с этим не согласен. Фильм о границах, 'добра' и 'зла', где это самое 'добро' выступает с кулаками. Хоть лента снята в довольно в прямолинейной манере (с частым использованием статичных кадров), но все же она несет в себе мысль защищать что тебе дорого, и тот кто тебе дорог. 'Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног...' 8 из 10

the Last hero 213
the Last hero 2138 мая 2010 в 16:37
Это всё вернулось...

'-Спартак! -А?! -Ты знаешь я давно хотел тебе сказать. Люди в мире деляться на две категории:Одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты!' Эта история многозначна. Одни подумают что она о большой любви, другие о герое котороый мужествнно спасает девушку, третьи о позорном обществе, а некоторые просто посметреть на Виктора. Да, безусловно это взгляд на мир с каждой стороны. Я будучи поклонником творчества Виктора, знал что посмотря этот фильм я могу быть в недовольствии так как знал что он может быть не стандартен и Виктор совсем играет 'хама'.Но к счастью посмотрев этот фильм пару ра и можно сказать взглянув на улицу и в свою память и вспомнив что я сеёчас вижу. Мне в голову стукнуло то что этот фильм, может в глубине а может и изнутри, олицетворяет наше время. Да, наверное создатели и не могли себе такое представить, но если они посмотрят в наш 'сегодняшний' мир то первое представление у них будет об 'Игле'.Этот фильм как пособие, посмотрев его сегодня завтра твоё мнение изменитьсяи ты наверно изменишь 'тропу' своей жизни. Так что посмотреть этот фильм нужно-каждому! 10 из 10 Будем ждать 'Игла. Ремикс'.Котроая обещает нам ответы на все вопросы!

Mystery Em
Mystery Em4 сентября 2021 в 19:57
Игла

Общее впечатление: «Люди в мире разделяются на две категории — одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты» Вернувшись в Алма-Ату, Моро (Виктор Цой) не хочет, чтобы родители знали о его приезде, и в поисках временного пристанища вспоминает о девушке, которую он когда-то любил. Дина (Марина Смирнова) рада встрече, но Моро что-то настораживает в ней. Наблюдая за её странными знакомыми, Моро понимает, что Дина стала наркоманкой. Как спасти девушку? Моро увозит её к морю, где Дина начинает выздоравливать. Однако после возвращения в город всё начинается сначала. Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков. Несмотря на небольшой хронометраж, всего 76 минут событий в фильме предостаточно. И поделить картину незримо можно на 3 части. Если рассматривать пролог картины, то в этой части Моро приезжает в свой родной город, встречает Дину и заподозревает неладное. В кульминации парень уже понимает что девушка наркоманка, и желает всеми силами ей помочь выйти из порочного круга, а так же наказать людей, которые пристрастили девушку к запрещенным препаратам. Ну а третья часть — эпилог. Терпкий и печальный, фильм заканчивается на открытой ноте, не давая надежду зрителю. Как бы вы не пытались найти среди тьмы огонек, вряд ли вам это удастся. Всегда найдутся люди, которые желают воспользоваться другими людьми ради наживы и им абсолютно все равно что будет с человеком. Такие люди жертвы, лишь пешки. Получилось ли у Моро схватить руку Дины из воронки? Есть ли спасение? И вообще было ли оно для Дины, или это шаг в пропасть? Ответы на вопросы ждут вас. В фильме много деталей указывающих на раскрытие характера персонажей. К примеру, когда Моро пришел в квартиру Дины, она оказалась в маске. Дина, конечно, рада видеть парня, ведь сама дала ключи, однако, стыдится того, что узнает Моро. Я не буду раскрывать все детали, но таких вот нюансов много. Это неразговорное кино, здесь больше действий как со стороны Моро, так и со стороны отрицательных персонажей. Безусловно, фильм прославился еще и благодаря Виктору Цою. Сыграл он к слову, весьма хорошо. Слегка грубоватый образ гармонирует в фильме. Расскажите мне, кто смотрел кино, какой на ваш взгляд финал? Давайте посчитаем сколько у меня тут пессимистов, оптимистов. 7 из 10

UndeR
UndeR19 августа 2010 в 19:34

“Советскому кинематографу посвящается…” Эту картину можно считать некой переходной точкой для меня. Почему? Потому что, я не особо жалую российский кинематограф, ну и эта картина первая за долгое время русская, которую я посмотрел. Просмотры русских лент у меня случаются очень редко, я их попросту избегаю. Дело в том, что после просмотра последних лент, я окончательно разочаровался в нашем кинематографе, а редкие просмотры новых фильмов подтверждают только тот факт, что в нашем кинобизнесе происходит черти, что и никакого сдвига не ощущается. Нет, конечно, некий прогресс в нашей киноиндустрии ощущается, но он обозначился, прежде всего, тем, что российские кино-деятели воруют приемы, идеи и даже целые сюжеты у иностранного брата, а это непростительно, знаете ли. Все-таки, все самое лучшее, что создавалось у нас, оно создавалось еще в СССР. Если бы сейчас создавались такие же работы, как в советские времена, то нам бы равных не было в мировой кинематографии, но, видимо, не судьба, как говорится… Этот фильм Рашида Нугманов 1988 года выпуска я хотел посмотреть еще в то время, когда стал слушать группу “Кино”. Стоит признать, что и у многих людей появляется желание посмотреть эту картину преимущественно из-за того, что главную роль в ней играет сам Виктор Цой. Раньше мне как-то не удавалось найти эту ленту, что выглядит немного странным, но сейчас такая возможность появилась, и фильм был просмотрен. Вообще, творчество покойного Вити Цоя и группы “Кино” люблю с ранних лет, а эта картина тщательно об этом напоминает, в особенности, конечно же, своим саундтреком, производством которого и занимался сам Цой. Нам предоставляется возможность услышать такие песни, как “Бошетунмай”, “Группа крови” и, естественно, песню “Звезда по имени Солнце”, которая была специально написана для этого фильма. Эти композиции очень подходят картине, звучат совершенно точно к месту. Что касается игры в ленте Виктора Цоя, то она смотрится очень живо, видно, что Витя сильно желал играть в этой картине. По сути же, Цой сыграл самого себя. Такое чувство, что это реально его жизнь, что все это с ним на самом деле происходило. Иной раз кажется, что перед тобой документальная картина о судьбе Виктора Цоя. На втором месте в тройке лучших у нас идет человек по имени Петр Мамонов. Основатель группы “Звуки Му” играет хорошо, без всякого напряжения, что импонирует, кстати, именно роль хирурга Артура открыла для Мамонова мир кино. На третье место я поставил Александра Баширова. Если честно, то этот человек мне никогда не нравился, но в этом фильме его герой Спартак повеселил, в особенности, своей торжественной речью. Перед нами история о человеке по имени Моро. Кто же он? Точно не ясно, только видно, что он самый настоящий неформал конца 80-ых годов, который делает то, что ему захочется. Вот и однажды он вышел из дома, оттуда ноги привели его на вокзал, там он сел на поезд и совершенно неожиданно оказался в городе под названием Москва, в столице нашей родины. Что ему там нужно? Для чего Моро туда приехал? Все дело в том, что в Москве живет давняя подруга нашего с вами героя, а зовут ее Дина. Но, как оказывается, здесь Моро не только ради этого, в этом крупном городе находится человек, который носит имя Спартак, он задолжал Моро крупную сумму денег. Ну, а спустя какое-то время оказывается, что у Дины серьезные проблемы, ее подсадили на морфий. Мне кажется, что лента эта является некоторой завершающей ноткой в прогибающемся Советском Союзе. А основным представителем той эпохи является независимый герой Виктор Цой, который бросает всем, всему миру. Именно этому человеку посвящено больше всего времени в картине, он ведет себя здесь так, как ему хочется, делает то, что ему хочется. Да и вообще, такое чувство возникает, что фильм Рашида Нугманова, это одна сплошная импровизация. Нет, действительно, кажется, что здесь все импровизируют, а не действуют по сценарию. А, может быть, и сценария здесь вовсе не было? Может, здесь была только общая идея, которую нужно было развить? Конечно, я, наверное, не первый, кто сделал такое открытие. Я бы обозначил эту картину, как “советский арт-хаус”. Советовал бы ленту всем любителям Виктора Цоя, группы “Кино” и рок музыки в целом, остальные, конечно, могут и не понять. Финальная сцена у всех должна остаться надолго в голове, это совершенно точно. А завершить свою рецензию хочу всем известной цитатой из “Иглы”: “Спартак, я давно хотел тебе сказать… Люди в мире разделяются на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги… На трубе сидишь ты”.

Александр Попов
Александр Попов25 января 2021 в 14:01
Уроки свободы: мечты и надежды 'перестроечного' кино (часть 4)

Порой, несмотря на зрительский успех культовыми в годы «перестройки» становились весьма посредственные картины такие, как, например, «Игла» Рашида Нугманова, что можно отнести, безусловно, на счет участия Виктора Цоя и легендарного, действительно мощного финала. При этом сама концепция фильма представляет собой притчевое обобщение и не лишена некоторого изящества. Участие Цоя было необходимо Нугманову как маркер невовлеченности представителя неформальной культуры, «последнего героя» в круговой поруку кумовства и мафии. Наркомания приобретает здесь очертания символа идеологической зависимости, от которой Моро призван избавить близкого человека: героин-коммунизма – в крови людей и не так-то просто избавить их от него, отнятие вызывает ломку, неготовность слезть с иглы рабства и тирании. Именно он, такой стильный и раскрепощенный последний герой Цоя – патетическая метафора советского андеграунда (прежде всего музыкального), призванного снять народ с иглы коммунизма и научить подлинной свободе. Откуда он взялся этот герой? Как он научился быть настолько свободным? Мы этого не знаем, и фильм Нугманова ответов на это не дает, он фиксирует ситуацию тотальной серости в советской провинции, ведь все другие персонажи (кроме Моро) блеклы, стерты, неинтересны, полностью погрязли в преступных делах и болезненной зависимости. Бандиты из «Иглы» - детище советского времени (иначе откуда они вдруг так быстро повылезали?), они терроризируют бедную Дину, как когда-то чекисты мучили народ: с полной садистской уверенностью в собственных силах и безнаказанности. Однако, прозрачность концептуального посыла «Иглы» не скрашивает ее стилистических огрех и художественной вялости: хаос эпизодов в отличие от трилогии Соловьева не выстраивается в некое подобие связного целого, убогий провинциализм изображения, правда, немного скрашивается смелым акустическим вовлечением в ткань фильма радиофрагментов, что добавляет фильму Нугманова сказочности и контрапунктивно сталкивает советский официоз и контркультуру. Альтруизм Моро, самого Цоя и героев неформального андеграунда вообще уже спустя пять лет после «перестройки» окажется совершенно невостребованным, а совесть, честность, сострадание будут не у дел. Культ этой картины обусловлен именно фигурой Цоя, на которого действительно приятно смотреть здесь (столь он стилен, раскрепощен, ярок), но все остальное, даже основной посыл хоть и смел, хоть и важен для дня сегодняшнего, когда народ снова посадили на идеологическую иглу, и в дурмане имперской зависимости он перестал различать добро и зло, все же такой замах, такой замысел требовал от Рашида Нугманова лучшего исполнения, большей точности, проработанности, структурированности – то есть именно того, что получилось у него в емкой символической лаконичности финала, без которого «Игла», право слово, не заслуживает даже однократного просмотра. Даже несмотря на участие Виктора Цоя.

Илья Солунин
Илья Солунин12 января 2020 в 17:05
«И упасть ополёным звездой по имени Солнце». Памяти Виктора Цоя

На закате Империи, кино в стране переживало не лучшие времена. С экранов лилась чистейшая чернуха, которая не могла претендовать на звание 'культовой'. Всё же, не смотря на мрак и серость позднесоветского кинематографа, отечественные киноделы выпускали фильмы которые сейчас считаются легендарными. 'Асса', 'Курьер', 'Маленькая Вера', 'Интердевочка'. И, среди этих картин, особняком стоит легендарная 'Игла' Рашида Нугманова. Многие, не шибко умные люди, утверждают, что Виктор Цой, играющий главного персонажа Моро, не отличается талантом. Да, может быть он не закончил актёрское отделение ВГИКа, и играет явно не по Шекспиру, но утверждать что он полнейшая бездарность это, извините, бред. Для человека, которой впервые сыграл главную роль в кино ( до этого Витя снимался только в документальных короткометражка и в финале фильма 'Асса', где и играть то было не надо) он сыграл очень круто! Естественно, не пафосно и не наигранно. Как в жизни. По сути Моро - это и есть наш любимый Витя, таким он и был в жизни: решительным, смелым, сильным и справедливым. Остальные актеры спаривались тоже на отлично. Смирнова, играющая наркоманку Дину; легендарный Баширов, сыгравший безумного, харизматичного и невероятно запоминающегося Спартака; казахская массовка( видимо друзья Нугманова)... Все они сыграли живо и ненаигранно. Их персонажи предают фильму тот шарм ушедшей ( для молодого поколения немного безумной) эпохе. Но отдельно стоит поговорить о персонаже второго культового рокера этого фильма - речь, конечно же о Хирурге, которого так блистательно сыграл лидер группы 'Звуки Му' Петр Мамонов. Для него это был дебют, а сыграл он так, будто профессиональный актер, с многолетним стажем. До того его образ злодея правдоподобный и убедительный! И да, Хирург, как и все в фильме, ( кроме Моро), немного безумен. Чего только стоит его танец на лестничной площадке! Музыка. Наверное, оценивать музыку, я не буду. Просто скажу: Цой forever! Он жив! Атмосфера. Она безумна и непонятна для нынешнего поколения. Я не понимаю людей, которые говорят, что мол при выходе фильм был непонятным андегрундом, а сейчас- это лёгкое и понятное как дважды два кино. Это не так! Наоборот, сейчас, в наше время, картина смотрится ещё более безумнее и андеграунднее, чем тогда, в восемьдесят восьмом. Просто потому, что сейчас, это артефакт ушедшей эпохи. Эпохи странной, непонятной, многострадальной для нашей культуры и государства. Многие спросят: так о чем же фильм? О наркотиках? Конечно. О герое одиночке в стиле Клинта Иствуда? Именно, тут даже отсылки на 'Хороший, плохой, злой' есть. О зарождющемся в обществе криминале? Определенно. Но если копнуть глубже, то мы увидим фильм о смене эпохи. Цой олицетворяет доброго и справедливого человека старого времени, который, по мнению наркомафии, должен умереть. Да только эта самая мафия не понимает, что народ не любит её. Народу нравятся Герои. И именно поэтому, Моро уходит в ночь непобежденным. А Спартак? Спартак представляет категорию людей, которые преспособятся при любом порядке: сумасшедшие. Они были, они есть и они будут. Их не убить. Поэтому Спартак так и останется лежать на траве в заброшенном парке до 1991 года. Хотя 'пробуждение' Спартака может произойти раньше. Ведь в 1989 за ним может прийти Егор Летов: Я ищу таких же как и я, Я ищу таких же как и я, Сумасшедших и смешных, Сумасшедших и больных. А когда я их найду, А когда я их найду... Итог: Культовая классика кинематографа, настоящий перестроечный шедевр. Пока живо творчество Виктора Роберотвича Цоя, наш народ не победить. Пока жива память а таких картинах как 'Игла', народ будет помнить о песпределе девяностых, что он начался не просто так, а берёт свои корни в СССР. А, значит, народ будет требовать более счастливых перемен! P.S Я хотел бы остаться с тобой, Просто остаться с тобой, Но высокая в небе звезда, Зовёт меня в путь... 10 из 10

Axonoff
Axonoff26 июля 2022 в 16:10
Прокол

Все новое, что появлялось в эпоху позднего Совка и становилось культовым, почему-то, начиналось с Цоя. Стоило ему (не скрою, эффектно) пройтись по эпизодическому концу эпохальной ленты Говорухина, как сразу это вывернулось в желание попробовать себя в новом амплуа. Возможно этих фильмов было бы намного больше, если бы не... Картины вроде 'Ассы' и 'Иглы' смотрелись неискушенным советским зрителем как нечто новое, неведомо-шокирующее стерильного зрителя, и поэтому так нравились. А может дело в харизме меланхоличного, молчаливого главного героя, который по всем известным канонам классический борец со злом? Не знаю. Но главная проблема этих фильмов есть и она на поверхности - отсутствие глубинных смыслов. Основная линия до жути банальна, повороты - примитивны. А отсутствие диалогов и тягучее повествование стандартное для таких картин быстро нагоняет скуку. Впрочем, мне легко рассуждать, в 2022-то году... Вокруг непривычной конструкции зиждется история любви/саморазрушения, а также Брюс Цой-Ли, который приехал непонятно куда по своим делам, где его никто не ждет, чтобы оттолкнуть в сторону стоящую на краю пропасти героин(ю). Цепляет видимая отстраненность молчаливого Цоя, которому не всё равно. Который на удивление мило болтает со своими родными по телефону, а потом крошит направо и налево врагов. Веселит 'поехавший' Александр Баширов, который видимо и не играет вовсе, а Петр Мамонов воплощает образ бездушного советского наркодилера. Все эти заигрывания со странной формой передачи мыслей, облаченных в литературную форму, не спасают для меня фильм. Это 'совковый хайп', попытка вывести и без того бесконечно популярных персонажей на новую сцену, показать, что они еще и так могут. Впрочем стоит отметить, что в этом нет ничего плохого. Это эксперимент, попытка выпестовать новый стиль кинематографа на крайне неплодородной почве того времени. Это попытка зажигать звезды, которые моментально становились для народа путеводными. Это удовлетворение запроса на 'Перемены', которые так требовали молодые сердца того времени.

Обычный зритель
Обычный зритель6 января 2025 в 08:51
Нонконформист или объём бицепса на скорость пули не влияет

Когда я посмотрел фильм первый раз он не произвёл на меня особенного впечатления. Второй раз вернулся к картине через много лет. Задумался. Почитал ответы режиссёра на большое количество вопросов по фильму. О чём картина и почему она имела такой успех? Здесь и очень драматичный финал, и стопроцентное попадание с Цоем в роли Моро. Но дело ведь не только в этом. Так о чём фильм? О том, что наркотики - зло? Это было бы слишком банально. Я не претендую на то что увидел больше других. Просто изложу свою версию. Есть такое слово - конформизм. Человеку гораздо проще выживать в этом мире, если он похож на других. Быть одним из многих не так уж плохо, но за всё приходится платить. Личности очень тяжело быть зажатой в узкие рамки общественных стереотипов. Зачем я это пишу? Потому что всё это имеет к Моро самое прямое отношение. Перед нами человек, который не хочет быть как все. Только вот, судя по тому, что мы видим, главный герой не рвётся стать ни выдающимся шахматистом, ни знаменитым дрессировщиком тигров. Что остаётся в таком случае? Криминал? Это очень жестокий мир, где твой сегодняшний союзник завтра может стать твоим злейшим врагом. Я имею в виду серьёзный криминал, зарождающийся в те годы, а не ту шушеру, которую собрал возле себя Спартак. А там, где большие деньги, в ходу фраза: Объём бицепса на скорость пули не влияет. Готов ли к этому Моро? Каждый может сам ответить на этот вопрос. Для меня ответ: Нет, не готов. Я вижу Моро достаточно романтичным героем. Да, такой вот романтик, умеющий неплохо работать руками и ногами. Очень показательный момент - драка Моро с наркоманами. Когда он в конце её стоит напротив немолодого наркомана. Будь Моро жёстче, там был бы другой финал. И ещё. Думается, очень важна степень нонконформизма человека. В фильме Курьер главный герой тоже вроде бы не как все. Но когда нужно, может и костюм с галстуком надеть, и главное, сказать: Мы перебесимся и будем такими же, как вы. Моро не перебесится. Так что его ждёт? Финал картины достаточно закономерен.

dmi_dek
dmi_dek26 августа 2023 в 05:17
Отпечатки наших ног

Впервые посмотрел этот фильм, когда он вышел и с этого времени за 35 лет пересматривал его еще несколько раз. Сюжет уже знаком, тем более, что он укладывается в несколько строк: романтический герой, возвращение в родной город, чтобы вытребовать крупный долг, встреча со старой привязанностью, подсела на наркотики, попытка вылечить, спасти, разборки с должником и его командой, разборки с наркодилером - вот собственно и все. И когда сюжет знаком, и более того, когда ты уже знаешь, как Моро положит ноги на стул, и как Спартак будет дергаться на земле, когда ты уже впустил в себя этот фильм и смотришь его снова - вот наверное тогда ты узнаешь его по- настоящему. Фильм 1988 года, формально проходящий по разряду 'перестроечное кино': свобода от советской цензуры, острейшие социальные темы, приглашенная рок- звезда в главной роли: все это было, было, было. Сейчас многие фильмы остались лишь воспоминанием и вызывают лишь чуть снисходительную оценку, как воспоминание о молодости и пожимание плечами: 'И это нам нравилось ?', настолько очевидны сейчас по прошествии времени их недостатки и понимание того, что стремления выкрикнуть что- то громкое, чего еще никто не кричал, недостаточно. Но я не зря употребил слово 'формально'. Он проходит совсем по другой категории и он- не устарел. Режиссер Рашид Нугманов создал на основе затертого сюжета яркое, живое, талантливое зрелище с новым для того времени киноязыком, на котором оно спокойно разговаривает с ними и сейчас. История рассказывается всеми возможными выразительными средствами. В нее вторгаются телевизионные трансляции, воспоминания входят в сюжет, реализм вдруг сменяется гротеском. Звукоряд вообще живет своей собственной жизнью, транслируя шумы, музыку, иностранные разговорники. Это все совершенно не вредит истории, а наоборот делает ее стереоскопической, раздвигая ее измерения, заставляя нас одновременно следить и за сюжетом, и за средствами его выражения и это сделано здорово. Больше всего манера рассказа напоминает почти одновременно появившуюся 'Ассу' Сергея Соловьева и, как ни странно, они вышли в прокат в один день, так что о заимствованиях говорить не приходится- такой новый язык носился в воздухе и находил авторов, которые были готовы на нем говорить. Виктор Цой- рок- идол. Даже если бы он ходил в фильме туда- сюда и то успех фанатов был бы для него обеспечен. Но он не делал скидки на свою популярность, а отлично играл свою роль. Вернее 'играл' может быть не совсем верное слово. Он был настолько органичен в образе Моро, что просто сжился с ним и в этом конечно- еще один залог успеха картины. Новые лица для зрителей: Петр Мамонов в роли криминального врача- наркодилера и Александр Баширов в роли задолжавшего жулика Спартака тоже играют в блестящей гротескной манере и вносят свою лепту в успех фильма. Песни Цоя... 'Звезда по имени Солнце' в начале и 'Группа крови' в конце: две его лучшие программные песни тоже привносят в фильм дополнительный смысл. Операторская работа. Картины мертвого Аральского моря, перекати- поле, пролетающие по экрану- это все остается в памяти вместе с сюжетом. Считаю, что этот фильм стал огромным успехом того времени и среди огромного массива т.н. 'перестроечных фильмов' совсем не затеряется, а скорее станет одним из памятников ему, живущим однако и сейчас. 7 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск16 апреля 2020 в 07:05

Тридцать с лишним лет назад, когда доступа к интернету еще не было, а создавать кумиров было хоть и вредно, но все равно возможно посредством в большей степени кассет, сарафанного радио и живого взаимодействия с артистами, рок-рупором Советского Союза стал Виктор Цой. Этот парень, являясь корейцем по отцу, выражал настроения совсем не этнически-ограниченного масштаба. Возглавляя группу “Кино”, он пел о необходимости перемен в жизнях и судьбах и много еще о чем, что понятно любому человеку. И так случилось, что в 1988-ом году алмаатинец Рашид Нугманов поставил фильм “Игла”, заглавную роль в котором отвел знаменитому певцу и, по совместительству, кочегару, в том году как раз оставившему работу в котельной. Моро, герой Цоя, тайно возвращается в Алма-Ату, где сразу же звонит бывшей возлюбленной Дине (Марина Смирнова), чтобы остановиться у нее. Его цель – получить должок у своего бывшего друга Спартака (Александр Баширов) и после этого уехать. Встретив Дину, Моро начинает подозревать неладное и вскоре узнает, что та сидит на морфине, в поставках которого замешан врач Артур Юсупович (Петр Мамонов), ее коллега по работе. Моро решает не только помочь Дине выбраться из затягивающей ямы зависимости, но и свести счеты с поставщиками. Название фильма, при желании, можно трактовать как степень одержимости творчеством и личностью Виктора Цоя, который в тот период был для молодежи кем-то вроде Владимира Высоцкого для родителей этой самой молодежи. Сходство еще и в том, что культ обоих не утихает до сих пор. И все же смотреть “Иглу” можно не только почитателям “Кино” – интереса к нестандартным фильмам уже достаточно. Еще желательно иметь хотя бы какое-то представление о периоде Перестройки, ведь фильм вышел тонко и точно отражающим то время со всеми вытекающими. Наверное, только совсем юный зритель не в курсе, какой наркотически-алкогольный дурман витал тогда в советском, а чуть позже – и в российском воздухе. Но режиссер не собирался делать фильм о наркотиках. Фильм не совсем об этом. Он – о вечном: о любви, показанной по-азиатски с глубокой сдержанностью, мужестве, верности людей и трагедии тех, кто не знает, что будет завтра. Жанровая форма же держится на возможностях криминальной драмы с периодическим уходом в сюр. Акценты проставлены и высвечены ярко не только художественно, но и технически. Марина Смирнова, будучи непрофессиональной актрисой, приняла участие в фильме случайно и, как она сама отмечала, без всякого представления о роли. Появление музыканта и актера Петра Мамонова, к которому Цой испытывал симпатию и уважение, добавило свою долю некоей авангардности, хотя и с минимумом фирменных танцев. Его врач немного замкнут и вполне понимает происходящее с Диной. Истерик и провокатор Спартак в исполнении Александра Баширова тоже внес нужные краски. И все это в обрамлении лиричным контуром, идущим с очень узнаваемым гитарным рисунком “Кино”. Крайне рекомендуется необычайно созерцательная и наполненная космической трогательностью композиция “Моро едет к морю”, которая так и называется – в соответствии с титром в фильме. Мелодия сопровождает сцену, где Моро с Диной приезжают к высохшему Аральскому морю. Это место с его печальной участью не раз упоминалось в искусстве. Режиссер признавался, что прототип главного героя, которого звали так же, был парень хоть куда, как раз впору Виктору. Он мог спокойно за себя постоять один на один, а еще одним из первых в Алма-Ате приобрел банджо. Стремясь не отставать от лент, актуальных на тот момент для зрителей, Нугманов не только кое-где добавил гангстерскую тему а-ля “Однажды в Америке” с отголосками боевиков. Он дал возможность Виктору Цою изобразить сцену боя с оглядкой на то, что делал легендарный мастер боевых искусств Брюс Ли, которого тот почитал и образ которого, по заданию режиссера, соединил с манерой актера Джеймса Дина. И при всей художественной самостоятельности фильм, конечно же, практически неотделим от творчества самого Виктора – песен, в которых, кажется, сказано невероятно много. Но еще больше в них не высказано и отдано для личных переживаний, чем выражено и пропущено через себя уже не одним поколением. В японском языке есть труднопереводимое понятие “гири” – особая культурная традиция, выражающая высокую степень чувства сопричастности людям и жизни. Это форма особого морального долга перед ближним. Она будто странник, пусть иногда и идущий через утомляющие дороги ума, но все равно уходящий в умиротворяющую долину сердца. Это градус человеколюбия, выразить который можно только жестом совести. В передаче «До 16 и старше…» Виктор Робертович Цой сказал: ”Единственное, чего бы мне хотелось и хочется, – чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств. То есть, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт”.

СергейКлишин
СергейКлишин29 марта 2025 в 17:57
Настоящий KINOязык

С годами у этого фильма начало появляться немало нелестных отзывов в стиле 'не понятно, к чему фильм ведёт', 'псевдо артхаусная чушь' и прочие эпитеты из такого разряда. И мне у этих людей так и хочется спросить 'Вы фильм то вообще смотрели?'. Многие подобные обзоры пестрят словами 'у этого фильма нет своего киноязыка' и опять же хочется возразить, потому что этот фильм просто ярчайшее отражение главного правила в кино - показывай, а не рассказывай. Дело в том, что 'Игла' весьма немногословна. Фильм не тратит ваше время на длинные монологи, экспозиции и так далее. В нём всё решают короткие эпизоды, некоторые из которых длятся считанные секунды. Потому и хронометраж всего час 15, он прекрасно понимает, что вам дорог каждый миг. Вот взять например сцену диалога с героями-неформалами. Как показать, что герой не даст собой помыкать, что заслужит уважение самого значимого из них? Обычно сценаристы выстраивают вокруг этого целую сюжетную ветку или, что ещё хуже, просто наваливают тонны экспозиции. Что делают авторы 'На игле'? Герою предлагают угадать, в каком из стаканчиков шарик, тот указывает средним пальцем на правильный, а шарика там не оказывается. Но это была загадка с подвохом, ибо на десятые доли секунды шарик виден в этом самом стаканчике. Самый умный всё понимает, сразу не смеётся и смотрит на Моро с серьёзным лицом. Эта сцена длится считанные секунды, но в ней персонаж сразу даёт понять, что его не надо разводить. Это служит толком к признанию со стороны самого 'серьёзного'. Что это, если не превосходное визуальное повествование? Или сцена, где Моро даёт понять хирургу, что Дина больше не принимает. Он молча даёт ему ампулы, тот их проверяет без единого слова. Затем спускается вниз и демонстрирует эти ампулы своим корешам, опять же, не говоря ни слова и только потом такой 'Надо бы пробить этого парня'. Понимаете? Рядовой сценарист с телеканала НТВ навалил бы много ненужных диалогов и разъяснений, а тут всё понятно с минимальным количеством реплик. Что это, это если не грамотный киноязык. Я ещё могу много анализировать сцены из фильма, просто прошлые две - те, что мне особенно запомнились. Но опять же, уже по ним видно, что авторам было не всё равно. В годы Перестройки и в 90-ые выходило много чернухи, где сценаристам казалось, что сам факт откровенных сцен уже что-то значил, оставляя на сценарном уровне всё очень низкого качества. Цой же, как почитатель кинематографа и конкретно творчества Брюса Ли не мог выпустить фильм плохого качества и потому его команда приложила все усилия, чтобы результат вышел достойным. И это я не упомянул о прекрасных песнях группы KINO, вставленных в фильм. А учитывая их меланхоличное настроение и голос самого Цоя, они выглядят как эдакий внутренний монолог героя. Просто возьмите условно строчки из 'Звезда по имени Солнце' - 'И мы знаем, что так было всегда/ Что судьбою больше любим/ Что живёт по законам другим/ И кому умирать молодым'. Разве это не похоже на рассуждения персонажа о жизни, которые ложатся на основную суть фильма? Выглядит как креативный способ сделать неонуар более музыкальным. Не удивительно, что фильм стал одним из символов поколения. Голос этого самого поколения заделал не просто фильм, который затрагивал нежелательные для СССР темы (наркоторговля, разгул преступности, чуть более узнаваемая для тогдашнего поколения тема усыхания Аральского моря), но обернул этого в обёртку из первоклассного визуального повествования и любви к кинематографу. Всё-таки Виктор Робертович был талантом. А талантливый человек, как говорится, талантлив во всём понемногу.

BelonogaFSKN
BelonogaFSKN11 сентября 2012 в 10:19
ФСКН одобряет

Фильм «Игла» повествует о трудностях борьбы героя-одиночки с наркоторговцами и спасения от наркотической зависимостью своей подруги. Главный герой Моро приезжает в Алма-Ату с целью «выбить» денежный долг из Спартака и останавливается у своей старой подруги Дины. Вскоре он узнаёт, что она стала наркоманкой, а её квартира превратилась в притон и хранилище наркотиков. По просьбе девушки Моро увозит её к Аральскому морю, где Дина начинает выздоравливать. Но после возвращения в город всё начинается сначала. Тогда Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков. Однако за одним из поставщиков, хирургом Артуром, стоят влиятельные люди, которые зимней ночью подсылают к Моро убийцу, нанесшему герою ножевую рану. Одна из сцен фильма подробно и натуралистично демонстрирует внутривенное употребление наркотиков Диной, увиденное неожиданно вернувшимся домой Моро, которое и подтолкнуло его к решительным действиям по спасению подруги. Он вслух читает на упаковке с ампулами медицинское название препарата «морфина гидрохлорид», далее наркоторговцы называют эти ампулы «стеклом». В фильме не демонстрируется положительных психических эффектов: даже после сцены с внутривенной инъекцией показано, что героиня Дина с помощью наркотиков просто уходит от мучений ломки, впадая в тоскливую прострацию и отупение.

Neustroeva Anastasia
Neustroeva Anastasia16 сентября 2010 в 18:44
Цой.

К своему великому стыду и позору картину я увидела лишь три года назад, а то есть бы не так уж и давно, хотя следовало посмотреть и раньше. А что сказать о нем?Да что можно сказать. Советский кинематограф. И вот, он либо нравится, либо нет. В моем случаи -второе, атмосферность, которой наполнен этот фильм непередаваема, как и во многих фильмах советского времени. Что-то есть в них доброе, притягательное, приятное, то чего нет сейчас, это то что и непонятно мне, но почему то близко. Фильм прост, да прост так что конечно не шедеврален, но незабываем и иначе никак. Виктор Цой простой парень, такой простой как и в жизни, он был близок к народу, поэтому фильм и получил такой колоссальный успех. Картина фактически стала очередным концертом Цоя. Это фильм с ним, этот фильм о нем, этот фильм о той эпохе, эпохе перемен и трудностей, но и своих счастливых моментов. Ведь люди-всегда люди и любят они по- прежнему и ошибаются также. Свобода! Свобода! Вот о чем кричит творчество Цоя, как и эта легенда советского кинематографа. Независимость и свобода -это то чего нам всегда не хватает. Спасибо 8 из 10

Gulid 13
Gulid 1318 июля 2011 в 12:09
«Мало того что дура, так еще и готовить не умеешь!» ©

Этот советский фильм является для меня наверное самым неординарным творением наших кинематографистов тех времен, так как только здесь показывается очень интересная и мало затрагиваемая до этого тема криминальных разборок и отходняка после принятия наркотических средств. Помимо этих факторов здесь присутствует великолепный саундтрек от группы «Кино» и неповторимая атмосфера, нагнетаемая не только весьма странными и экстраординарными сценами, но еще и различными передачами советского телевидения. Вообще «Игла» получилась очень стильной, музыкальной лентой. Стиль виден уже в самом начале, когда под культовую «Звезду по имени солнце» показывают список людей работавших над картиной и панораму уходящей вдаль дороги на фоне заката. Да и концовка под легендарную «Группу Крови» также не может не радовать, ведь последняя сцена с каплями крови на снегу лично мне запомнилась больше всего. В общем мне фильм понравился, конечно зрелище получилось странноватым и весьма противоречивым, но несмотря на это кино притягивает и позже затягивает благодаря магической музыке и шикарной атмосфере. Конечно «Игла» довольно таки тяжелый для усвоения фильм, но посмотреть как мне кажется эту ленту все-таки стоит. Хотя бы это стоит сделать из-за просто невероятно реалистичного Виктора Цоя, чей брутальный герой Мора в кожаных перчатках и куртке как мне кажется уже прописал себе место в истории российского кинематографа, так как таких интригующих и харизматичных персонажей очень мало. Цой показал что он не только прекрасный музыкант, но и отличный актер. Кстати смотрелся как ни странно Виктор в кадре очень реалистично и натурально, что если честно сразу же навело на мысль о том, что Цою не первый раз приходится выбивать долги. Подробнее про его игру чуть, позже а пока что немного о сюжетной линии. Главный герой по прозвищу Моро приезжает на поезде в столицу Казахстану, а именно в Алма-Ату. Главной его целью является выбивание долгов и одним из таких должников является немного сумасшедший мужик по имени Спартак, который задолжал не только герою, но еще и многим другим не менее брутальным людям. Моро же дает Спартаку время на уплату долга, а сам пока что ищет место для ночлега и временного проживания. Он обращается за помощью к своей давней подруге по имени Дина, которая работает в поликлинике и увлекается пальбой в тире. Дина разрешает герою пожить у себя, но только с условием что время проживание будет краткосрочным. Вскоре Моро узнает что его некогда милая и добродушная подруга стала наркоманкой. К игле её пристрастил никто иной, как злобный и хитроумный хирург по имени Артур, который к тому же постепенно превращает квартиру Дины в хранилище для наркотиков и других не менее сильных в плане приходов средств. Наблюдая за девушкой, герой постепенно начинает видеть как она неспешно разлагается морально и физически. Так что если ей не помочь, то все закончится отнюдь не хэппи-эндом. Теперь герой по больше части занят спасением от сидящей на игле девушки, чем выбиванием долга, но все не так просто, как кажется на первый взгляд, ведь снять зависимость с помощью свежего воздуха и воздержания не получается, а значит нужно найти и убрать поставщика и по совместительству распространителя этой наркотической заразы... Сценарий очень хороший, самое главное весьма оригинальный и актуальный кстати и по сей день, ведь борьба с различными бандитскими картелями поставляющими и распространяющими наркотики происходит и сегодня, вот только здесь показана борьба одного человека, а это выглядит как мне кажется более увлекательно и интригующе. Сценарная составляющая конечна прелестна, но вот она была бы бесполезна без великолепной атмосферы созданной ставшими на сегодняшний день культовыми хитами группы «Кино», и актерского ансамбля во главе которого стоит великий Виктор Цой. Как я уже писал ранее, создавалось такое впечатление что он не играл, а просто жил своим персонажем и делал это настолько здорово и естественно, насколько это было возможно. В общем Виктор гениален, во всех аспектах и конечно же для меня он как и для многих все еще жив! Из остального актерского состава выделил бы тогдашнего дебютанта Петра Мамонова, сыгравшего очень интересного злого хирурга, а также Александра Баширова, исполнившего роль того самого должника Спартака, и неплохо отыгравшую Марину Смирнову. Из песен звучащих в этом фильме больше всего запомнились конечно же хиты от Цоя и компании, а именно «Группа Крови», «Звезда по имени солнце» и «Бошетунмай», ну и еще парочка иностранных композиций, услышать которые лично я не ожидал и это если честно меня немного удивило. Ну и еще отмечу грамотную постановку казахского режиссера Рашида Нугманова, который снял по настоящему увлекательный криминальный нео-нуар, мгновенно ставший культовым. В итоге же можно констатировать тот факт, что «Игла» является великолепным, хоть и немного своеобразным и тяжелым для усвоения фильмом, с замечательными актерами, качественной постановкой, шикарнейшим саундтреком и неординарной атмосферой. В целом мне кино понравилось, не сказать чтобы я после просмотра остался в полнейшем восторге, но в общем-то эмоции и впечатления остались только положительные и наиприятнейшие. Моя личная оценка сей ленте такова, а именно: 8 из 10 «Мужики, ну имейте же совесть, я ведь не официант!» «Запомни раз и навсегда: у меня нет совести - есть только нервы!»

Only Bella
Only Bella19 июня 2009 в 09:46
...мы вышли из Кино...

Недавно шли с мамой по улице и услышали, что в одной машине играет Кино. Я очень удивилась, ведь Кино достаточно старая группа, а некоторые мои сверстники и постарше вообще такую группу не знают. А мама сказала мне: «Цой был популярен - он и сейчас популярен среди многих. И его будут слушать ещё очень долгое время...В общем, как вы там говорите: Цой - Жив...» И ведь правда. Фильм не дано понять всем и каждому. Он и грустный и с юмором. Есть ирония и серьёз. Любовь и зло... фильм как и сам Цой. Когда в последней сцене Моро всё-таки встаёт и идёт обратно к Дине, становится понятно, что вот она и есть...эта любовь. Жертвуя собой не только физически, но и морально, он пытается вытащить свою любимую из этой бездны под названием: Наркотики. Просто не могу выразить, как сильно понравился мне этот фильм. Я думаю, что ещё ни одно поколение будет слушать Кино, и я этому искренне рада. Я только надеюсь, чтобы его слушали не для того, чтобы казаться крутым, а для души. Цой жив. «А 'жизнь' - только слово, Есть лишь любовь и есть смерть... Эй! А кто будет петь, Если все будут спать? Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать...».(с)

Travis
Travis13 апреля 2013 в 20:42
Цой против наркотиков

Этот фильм прекрасное доказательство того, что Виктор Цой является не только великолепным музыкантом, но и прекрасным актёром. На самом деле, творение Нугманова не сколько мрачная история, сколько урок вреда наркотиков, а так же наглядный пример борьбы с ними. Молодой парень Моро возвращается в родной город с целью забрать долг у одного бандита Спартака, а заодно навестить свою старую подругу. Но город встречает его во мрачных красках: Спартак оказывается без денег, а подруга Моро оказывается наркоманкой. Взяв ситуацию под контроль, парень решает вылечить её, но это не приносит особых результатов. Тогда Моро решает лично закрыть доступ к смертельным веществам, сделав себя врагом у доктора-поставщика. Фильм представлен в очень мрачных тонах. Обстановка в городе, куда попадает герой выглядит опустелым, мрачным, грязным, а люди - бездушные куклы со своими проблемами и безразличностью ко всему. Во второй половине фильма герой и его девушка отправляются Аральскому морю, где меняется обстановка и атмосфера в общем. Прекрасный вид на пустынные земли, полная свобода от всяких проблем. Именно здесь, герой совершает свой первый ход. Возможно, именно поэтому Моро резко отличается ото всех - живой, нахальный, ироничный, упрямый, смелый и целеустремлённый. Он на всё готов, чтобы спасти свою любимую от мучительной смерти, но разве может один человек побороть грязь, полностью заполонившую улицы города. Даже Спартак, мелкий бандит, оказывается жертвой этих обстоятельств, грязь города которого мучает непосильно и сводит с ума. Несмотря на обилие диалогов и практическое отсутствие каких-либо экшн-сцен, фильм захватывает благодаря идее и атмосфере. Наблюдать за тем, как Моро оказывается втянутым в водоворот мрачных событий, а потом как он пытается сразится с этой напастью. Он использует всё - от диалогов, до прекрасных драк, в стиле Брюса Ли. И так до странного и загадочного финала, где имеются несколько трактовок, так или иначе связанных с общей идее фильма. Антуражем служат прекрасные композиций 'Звезда по имени солнце', 'Бошетумай' и 'Группа крови'. Что здесь есть? Великолепная идея, прекрасная актёрская игра Цоя, Мамонова, Баширова и Смирновой, мрачность происходящего, нераскрытые вопросы и отсутствие какой-либо банальной глупости и пафоса. Это не фильм - это борьба, способ борьбы с проблемой, актуальной и в наше время. Моро не сдался, даже находясь на краю гибели, а значит и не сдадимся мы. 10 из 10

Южный Лис
Южный Лис13 сентября 2010 в 22:44
20 лет спустя

Наверное, у каждого нового поколения должен быть свой герой. Свой ориентир в пока еще непонятном, зачастую враждебном мире, который то похож на 'сказку с несчастливым концом', то 'идет на тебя войной'. Я очень бережно высказываюсь о героях любых поколений, хотя бы потому, что в моем отрочестве был такой герой, человек, казавшийся самым близким другом, даже братом, далекий, но очень родной - Виктор Цой. Мы ласково звали его Витей, хотя, разумеется, не имели на это никакого права. А может и имели, раз любили его песни, раз жили ими. На протяжении долгих лет не было, пожалуй, ни одного дня, когда я не включила бы кассету с его песнями. Сколько раз мы собирались на балконах, в подъездах, на крышах и в подворотнях, с гитарами и бутылками, наполненными далеко не минеральной водой, с сигаретами (нередко - один бычок какой-нибудь 'Магны' на троих, сейчас в это трудно поверить, но правда!) и. .. с его песнями. И если было трудно, я приходила домой, закрывала за собой дверь в комнату и оставалась один на один с Другом, говорившим со мной на таком понятном языке, так искренне и просто. И если было весело, мы всегда могли собраться на залитом солнце пляже и спеть 'Музыку волн, музыку ветра'. Извините за лирическое отступление, но я позволила его себе лишь потому, что знаю: тот, кто вообще знает о фильме 'Игла', кто смотрел его или собирается посмотреть, не может быть абсолютно равнодушным к Цою как к личности, как к явлению в культуре и истории нашей страны. Впадаю в пафос. Стесняюсь что ли? Фильм 'Игла' для меня знаковый, если не сказать судьбоносный. Ведь именно накануне его показа в местном кинотеатре я, юная школьница, узнала об 'измене' мальчика, в которого была влюблена. 'Тоже мне трагедия', - скажете вы. Да, бывает. Но это была действительно моя первая любовь, а когда влюбляешься впервые, все кажется заключенным в две возможности: да или нет. И если да, то 'я скажу одно лишь слово - верь!', а если нет, то 'эх, была не была - прости и прощай...' И для меня это было так, будто ты идешь по заснеженной улице с сигаретой в зубах, а у тебя из-под ребра кровь на снег капает. И ты понимаешь, что иди - не иди, а далеко не уйдешь, все равно - погибать. И я пошла погибать в кинотеатр, где показывали 'Иглу'. Для меня тогда Цой был просто именем. Он тогда только входил в моду, но уже очень мощно входил, а для меня этого было достаточно, чтобы отнестись к нему настороженно. Если это нравится всем, что-то тут не так. Я не помню, в какой момент я забыла о своей скептически горькой усмешке. Может быть, когда я увидела усмешку Моро? Или когда мне вдруг показалось, что это он не Дину пришел спасать, а меня? Да какая теперь уже разница! Важно, что после этого фильма я поверила Цою. Поверила, что он действительно последний герой и что он дойдет, все-таки дойдет туда, куда идет, и никто его не остановит. По всем канонам мне необходимо было влюбиться в Цоя. Но я его просто полюбила. Как самого близкого друга, как брата. Как человека, который протянул мне руку помощи в трудную минуту. Да-да, он так и сказал мне: 'Мало того, что дура, так еще и готовить не умеешь'. Ведь грубо, да? А как сладко было слышать эти слова. И если бы мне пришлось составлять рейтинг самых эротичных моментов в кино, я обязательно включила бы момент, когда Моро гладит руку Дины у нее в кухне за столом. И вовсе не обязательно рычать и швырять друг друга об стены, разрывать одежду. Можно просто вот так, осторожно погладить по руке. За один этот миг стоило бы поставить фильму 10. Но даже если отвлечься от моих необъективных восторженностей, списав их на несвоевременные воспоминания о делах давно минувших дней, фильм 'Игла' все-таки очень хорош. Хорош как одно из ярких свидетельств целой эпохи. Должны оставаться предметы искусства, способные рассказать о том, чем жили люди того или иного времени. Не знаю, будет ли кому-то интересно, чем жили молодые люди конца 80-х, начала 90-х, но если да - 'Игла' наряду с 'Ассой' обязательно окажутся в первых рядах. Грань между советским и постсоветским. Зыбкая грань, на которой мы росли. Говорят, что люди, пережившие в юности войну, даже этот кошмар вспоминают с оттенком странной теплоты, потому что это была их юность. Так почему же нам не любить фильм 'Игла', повествующий о том времени, где наших друзей избивали и даже убивали в темных дворах, где в одночасье можно было расстаться с детством, где секс порой узнавали раньше, чем поцелуй, где невинность теряли 'в боях за любовь'. По форме это, возможно, и пафосно, но по сути - правда. Я знаю, что в этом отзыве слишком много Я. Простите, я долго не решалась, ведь знала, что буду говорить не столько о фильме, сколько о своей юности. Но так давно хотелось сказать об этом. Так и не написала ни на одной стене: 'Виктор Цой - жив!' Не знаю, жив ли он. Но он точно есть в моей душе. Осталось лишь разобраться, жива ли я. Не буду советовать смотреть фильм 'Игла'. Ребята, давайте пересмотрим его еще раз вместе! Пусть даже, мы точно не знаем, в каком.

Heiro
Heiro30 апреля 2017 в 11:55
Ничего не меняется

В детстве как-то услышал, что есть такой фильм «Игла», на который до 16-ти не пускали, и что там даже вроде бы играл Виктор Цой. Несмотря на то, что группа Кино занимает особое место в моей фонотеке (те, кто вырос в девяностые, меня поймут), от просмотра, помимо возраста, всегда останавливало услышанное там же «фильм жутко депрессивный и про наркотики» - того и другого вокруг и так хватало с лихвой (те, кто вырос в девяностые, меня поймут). Так и осталось в голове знание, что да, есть такой фильм с Цоем, драма какая-то. Потом забылось и это. В 2010-м, когда Рашид Нугманов, пророчески анонсировав жестокость наступающего десятилетия, выпустил франкенштейнообразную «Иглу Remix» (которая достойна отдельного обзора), я оказался в тупиковой ситуации – надо смотреть, но надо смотреть и оригинал, ибо без оригинала точно всего не разберёшь. Возможно, сработал тонкий расчёт режиссёра, и хорошо что он сработал: первая «Игла» оказалась более чем достойна просмотра, притом неоднократного. Цой в этом фильме вовсе не похож на Брюса Ли, коим он, по слухам, сильно вдохновлялся. Это весьма задумчивый персонаж, применяющий свои боевые навыки только по делу. Но, возможно, именно поэтому его мотивации хочется верить. Тем более что Моро (хотя его тут так называют ровно один раз) решает невесёлую задачу – снять с иглы любимого человека, успевшего к тому же сильно измениться. 'Игла' - очень сильный фильм, в котором весьма простой сюжет с лихвой окупается атмосферностью – тут тебе и дворянские квартиры, и казахские степи, и заброшенный корабль в Аральском море, и снежный лес, и кружево теней после выхода из ремиссии – всё в картине снято с любовью и таит в себе свой смысл. И я совершенно не согласен с мнением, что кино уже устарело… Антураж изменился, вместо ленинских бюстов – рекламные щиты, но остальное на своих местах: и дружба, и смерть, и предательство, и проблемы. А «жуткая депрессия» из детской пугалки превратилась в постоянную спутницу жизни, не всегда заметную за офисными буднями и экранами смартфонов. Стоит только остановиться и оглянуться – и вдруг становится ясно, что она кошачьей поступью идёт рядом, и с запасом препаратов у неё по-прежнему всё в порядке. 8 из 10