Общее впечатление: «Люди в мире разделяются на две категории — одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты» Вернувшись в Алма-Ату, Моро (Виктор Цой) не хочет, чтобы родители знали о его приезде, и в поисках временного пристанища вспоминает о девушке, которую он когда-то любил. Дина (Марина Смирнова) рада встрече, но Моро что-то настораживает в ней. Наблюдая за её странными знакомыми, Моро понимает, что Дина стала наркоманкой. Как спасти девушку? Моро увозит её к морю, где Дина начинает выздоравливать. Однако после возвращения в город всё начинается сначала. Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков. Несмотря на небольшой хронометраж, всего 76 минут событий в фильме предостаточно. И поделить картину незримо можно на 3 части. Если рассматривать пролог картины, то в этой части Моро приезжает в свой родной город, встречает Дину и заподозревает неладное. В кульминации парень уже понимает что девушка наркоманка, и желает всеми силами ей помочь выйти из порочного круга, а так же наказать людей, которые пристрастили девушку к запрещенным препаратам. Ну а третья часть — эпилог. Терпкий и печальный, фильм заканчивается на открытой ноте, не давая надежду зрителю. Как бы вы не пытались найти среди тьмы огонек, вряд ли вам это удастся. Всегда найдутся люди, которые желают воспользоваться другими людьми ради наживы и им абсолютно все равно что будет с человеком. Такие люди жертвы, лишь пешки. Получилось ли у Моро схватить руку Дины из воронки? Есть ли спасение? И вообще было ли оно для Дины, или это шаг в пропасть? Ответы на вопросы ждут вас. В фильме много деталей указывающих на раскрытие характера персонажей. К примеру, когда Моро пришел в квартиру Дины, она оказалась в маске. Дина, конечно, рада видеть парня, ведь сама дала ключи, однако, стыдится того, что узнает Моро. Я не буду раскрывать все детали, но таких вот нюансов много. Это неразговорное кино, здесь больше действий как со стороны Моро, так и со стороны отрицательных персонажей. Безусловно, фильм прославился еще и благодаря Виктору Цою. Сыграл он к слову, весьма хорошо. Слегка грубоватый образ гармонирует в фильме. Расскажите мне, кто смотрел кино, какой на ваш взгляд финал? Давайте посчитаем сколько у меня тут пессимистов, оптимистов. 7 из 10
Давным-давно, была такая страна - СССР, и однажды, пришла туда перестройка... А вместе с ней предприимчивые люди, товарно-денежные отношения, и откровенно мающаяся дурью молодёжь. Пришёл и этот фильм, одновременно очень трагичный, но в то же время, и не лишённый некоторого юмора. А в фильме этом, показано умирание- и не просто умирание природы, а умирание целой страны, или если хотите, перерождение...но тем не менее, очень болезненное и разрушительное перерождение, такое, от которого и умирают и изменяются. И нужен был для такого фильма герой, герой который бы подходил своему времени: не боялся бы идти поперёк правил, и не струсил бы дотянуться до звёзд. И он нашёлся-в лице неповторимого, поразительнейшего Виктора Цоя, который и не побоялся попытаться что-то изменить, и дотянулся до звёзд, и может быть (очень хочется на это надеяться) изменил что-то в этом стылом пространстве, перестроечного и агонизирующего Советского Союза. Фильм этот надо смотреть и помнить: это как горькая пилюля в сладкой оболочке. Сладость-это Виктор Цой, и некоторые смешные моменты (с монеткой в телефоне, или с журналом 'Весёлые картинки'), а горечь... Горечью пропитан весь фильм, потому что когда уходит эпоха - это само по себе грустно, а когда уходя, она перемалывает судьбы людей живущих в этой эпохе-это горько вдвойне... И тем не менее, надежду эта картина всё-таки оставляет, ведь в конце, главный герой не упал, а значит, может быть, и будет что-то хорошее... я хочу в это верить.
Фильм безусловно уникальный. В первую очередь благодаря участию Виктора Цоя. Можно сказать, что это единственный фильм с ним в качестве главного героя. В фильме "Асса" он снялся лишь в маленьком эпизоде в конце. Однако, ценность фильма не только в этом. Он был снят в самом разгаре перестройки, когда цензура уже достаточно ослабла. Мне кажется, это один из первых опытов съёмки фильма не по гос. заказу, фильма в своём роде протестного, отражающего реальность именно такой, какая она есть, а не такой, как хочется видеть государству. Сейчас наверное его смотрят только из-за участия Виктора Цоя, но в своё время это был прорыв в кино.
А жизнь только слово есть лишь Любовь и есть Смерть Эй, а кто будет петь, если все будут спать Смерть стоит того чтобы жить А Любовь стоит того чтобы ждать... Вспоминая строки Цоя, тихо наигрывая на гитаре его простые мотивы, после просмотра 'Иглы' ощущаешь какого человека, потерял мир в августе 1990ого. Цой прост, но в простоте его мудрость. Он всю жизнь говорил то, что считал нужным, пел о том, что его волновало. Нет, не так легко смотреть 'Иглу', она навевает на мысли об этом человеке, дает возможность понять его глубже. Этот фильм - один из предсмертных криков Цоя, но этот же фильм заставляет нас повторять: 'Цой жив'. Рашид молодец, думаю, режиссер и актер понимали друг друга с полуслова. 'Группа крови' в конце это нам, мы должны это понять. Фильм - легенда. И есть чем платить, но я не хочу Победы любой ценой Я никому не хочу ставить ногу на грудь Я хотел бы остаться собой Просто остаться собой Но высокая в небе Звезда зовет меня в путь... В добрый путь.
Фильм очень не понравился. В первую очередь не понравилась вся его атмосфера - мрачная, унылая и тоскливая. Совершенно не понравился истеричный герой Александра Баширова. Не понравился и доктор в исполнении Мамонова, телодвижения которого в фильме местами выглядят просто нелепо. Не понравились многие реплики героев, которые тоже звучат нелепо. 'Одни сидят на трубе, другим нужны деньги. На трубе сидишь ты'. И так далее, тут я бы долго мог перечислять. Правда, понравились песни и драки в исполнении Цоя, а также весёлый момент, когда доктор нырял в бассейне, из которого постепенно уходила вода. Но других положительных моментов я не припомню, а общая атмосфера фильма начисто отбивает желание его смотреть. Собственно, я не смотрел его целиком за один раз - смотрел отрывками по кусочкам, иногда случайно, во время разных показов, так и увидел полностью. Вообще, должен сказать удивительную вещь. Хотя мне нравится вся рок-музыка, в том числе и русская (в первую очередь Юрий Шевчук, но и Цой частично тоже), но при этом мне не понравился ни один из фильмов, которые я видел, с участием наших рокеров ('Асса', 'Духов день', 'Лох - победитель воды' и особенно 'Игла'). Пожалуй, в данном случае уместно вспомнить известную пословицу: 'Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник, а пироги тачать - сапожник'. Как бы эти ребята ни нравились мне на музыкальном поприще, но я не хочу врать, будто они мне нравятся и в кино. 2 из 10
Вся картина посвящена проблеме наркотиков, показывает зрителю последствия и вызывающую ужас организованность этого сегмента. За это фильм хочется хвалить. За тему, показанную без прикрас и за Виктора Цоя, которому очень подходит роль «не такого». Но на этом плюсы заканчиваются. Нераскрытые персонажи, совершенно бесполезная для сюжета параллельная линия с бандами, нехватка актерской игры, за которой хочется наблюдать. Если обобщать, то в картине две масштабные проблемы, напрочь портящие фильм. Первая проблема - персонажи. Фильм крутится вокруг двух персонажей - Дины, как символа проблематики фильма, и Моро - главного персонажа во всех смыслах. С Моро все понятно, он не такой, он находится вне системы, словно специально обходит ее стороной. Он даже живет в каком-то доме из глины в степи. Но если смотреть масштабно, то я не понимаю зачем он в этой картине. Он абсолютно бесполезен как персонаж. На протяжении всей ленты он пытается изменить жизнь Дины и на этом его прописанность будто обрывается. Моро и Дина ощущаются символичными фигурами, а не персонажами. Вся их характеристика и прописанность обрывается на словах «наркоманка» и «индивидуум». Я все это к тому, что если вы уберете из повествования Моро и Дину, и замените их другими персонажами архетипов 'зависимой' и 'идущего против системы', то ничего не меняется. Из-за этого они не ощущаются живыми. У Моро нет никаких проблем и задач, кроме спасения. А Дина из себя вообще ничего не представляет, абсолютно пустой персонаж без стержня. По этим же причинам сцены, важные для драматургического повествования, просто не работают. Однако стоит отметить, что в картине присутствует один по-своему интересный персонаж в картине – Спартак, старый товарищ Моро, полностью погрязший в долгах и жаждущий авторитета. Но и с ним не все гладко. Следующая проблема – вторая сюжетная линия. В этой линии нам раскрывается взаимоотношения Моро со Спартаком. Ну как взаимоотношения. Скорее просто Спартак как персонаж, потому что и в этой линии Моро не растет и не меняется. Складывается ощущение, что эта история была добавлена исключительно ради разбавления сюжета и нелепой связки концовки фильма. От того и получается, что единственный интересный персонаж в ленте(я говорю о Спартаке) оказывается в нелепой и ненужной сюжетной линии. Подводя итог, хочется сказать, что чувствуется нереализованный потенциал картины, отчего очень обидно. Также, справедливости ради стоит отметить, что 'Игла' является представителем кинематографического течения 'казахская новая волна', где одна из ключевых особенностей - наличие в центре повествования персонажа, нарочито выделяющегося от остальных. Из того и следует, что если смотреть на «Иглу» как на представителя «казахской новой волны», то это идеальный образчик, соблюдающий все правила течения. Но от этого как отдельная картина она лучше не становится. 5 из 10
Порой, несмотря на зрительский успех культовыми в годы «перестройки» становились весьма посредственные картины такие, как, например, «Игла» Рашида Нугманова, что можно отнести, безусловно, на счет участия Виктора Цоя и легендарного, действительно мощного финала. При этом сама концепция фильма представляет собой притчевое обобщение и не лишена некоторого изящества. Участие Цоя было необходимо Нугманову как маркер невовлеченности представителя неформальной культуры, «последнего героя» в круговой поруку кумовства и мафии. Наркомания приобретает здесь очертания символа идеологической зависимости, от которой Моро призван избавить близкого человека: героин-коммунизма – в крови людей и не так-то просто избавить их от него, отнятие вызывает ломку, неготовность слезть с иглы рабства и тирании. Именно он, такой стильный и раскрепощенный последний герой Цоя – патетическая метафора советского андеграунда (прежде всего музыкального), призванного снять народ с иглы коммунизма и научить подлинной свободе. Откуда он взялся этот герой? Как он научился быть настолько свободным? Мы этого не знаем, и фильм Нугманова ответов на это не дает, он фиксирует ситуацию тотальной серости в советской провинции, ведь все другие персонажи (кроме Моро) блеклы, стерты, неинтересны, полностью погрязли в преступных делах и болезненной зависимости. Бандиты из «Иглы» - детище советского времени (иначе откуда они вдруг так быстро повылезали?), они терроризируют бедную Дину, как когда-то чекисты мучили народ: с полной садистской уверенностью в собственных силах и безнаказанности. Однако, прозрачность концептуального посыла «Иглы» не скрашивает ее стилистических огрех и художественной вялости: хаос эпизодов в отличие от трилогии Соловьева не выстраивается в некое подобие связного целого, убогий провинциализм изображения, правда, немного скрашивается смелым акустическим вовлечением в ткань фильма радиофрагментов, что добавляет фильму Нугманова сказочности и контрапунктивно сталкивает советский официоз и контркультуру. Альтруизм Моро, самого Цоя и героев неформального андеграунда вообще уже спустя пять лет после «перестройки» окажется совершенно невостребованным, а совесть, честность, сострадание будут не у дел. Культ этой картины обусловлен именно фигурой Цоя, на которого действительно приятно смотреть здесь (столь он стилен, раскрепощен, ярок), но все остальное, даже основной посыл хоть и смел, хоть и важен для дня сегодняшнего, когда народ снова посадили на идеологическую иглу, и в дурмане имперской зависимости он перестал различать добро и зло, все же такой замах, такой замысел требовал от Рашида Нугманова лучшего исполнения, большей точности, проработанности, структурированности – то есть именно того, что получилось у него в емкой символической лаконичности финала, без которого «Игла», право слово, не заслуживает даже однократного просмотра. Даже несмотря на участие Виктора Цоя.
Впервые я посмотрела этот фильм в 10 лет с родителями. Они купили кассету, выбор тогда бы весьма невелик, и дети 90-ых смотрели все, что смотрят их родители за неимением альтернатив. Посмотрела, ничего не поняла и забыла. Спустя нехилый срок: 20 лет, я решила пересмотреть этот фильм, на фоне разочарования от нового фильма 'Цой' Алексея Учителя. Снова посмотрела и на этот раз сюжет поняла, но он меня совершенно не порадовал. Во-первых, чтобы понять мои эмоции, просто введите в поиске: фильмы 1988 года. Посмотрите 'Узник замка Иф', 'Следствие ведут знатоки', 'Гардемарины' - большой список фильмов, которые и сейчас, в 2020 приятно пересмотреть без ощущения 'временной пропасти' (это когда ты смотришь и половину происходящего вообще не понимаешь: кто эти люди? почему они так себя ведут? что происходит на экране?). Во-вторых, герой Цоя в фильме напомнил мне отчаянных мачо из старых индийских фильмов, которые ходят в белой рубашке (здесь - в черной) и своей крутостью просто заставляют светиться экран. Приехавший в Алма-Ату Моро (В. Цой) раздает бандитам и недоброжелателям направо и налево, одной рукой уделывая целые толпы ребят. Кстати, сцена финального баттла в фильме показана так обрывочно и плохо, что я смеялась. Подружка Моро, Дина - молодая наркоманка, ведет себя совершенно неадекватно. А уж герой Александра Баширова не то чтобы раздражает, он, в принципе, не понятен. Зачем он вообще в фильме? Что и зачем он делает? Какой-то психически больной человек, на которого неприятно смотреть, и играет актер просто плохо, во всех смыслах. Ну сыграл же он в 'Мастере и Маргарите' Бегемота! У него почти сотня ролей, где он достойно выглядит на экране! Это, что, был неумелый дебют? Почему его персонаж так отвратителен?! Большую часть фильма на экране вообще происходят необъяснимые вещи. Герои говорят фразы не к месту. 'А где команда?' - Вопрошает Моро, забравшись на ржавый корабль в пустыне. Да, ждет тебя N-цать лет тут в трюме сидит... К чему это? Ставшая крылатой фраза про трубы: 'Люди делятся на два типа...' мне вообще показалась неуместной. Вроде бы, она является перефразированной репликой из фильма «Хороший, плохой, злой», но там она была к месту, а здесь нет. Фильм очень затянут, сюжет не развивается, он где-то плавает вместе с героями и камерой оператора, выхватывающей случайные кадры, не относящиеся к персонажам никак. Но больше всего меня разозлили и несколько раз вынудили поставить паузу закадровые звуки. Весь фильм, абсолютно весь, все паузы и немые сцены заполнены шумами, обрывками радиопередач, фразами на русском и других языках. Я поначалу думала, что они как-то относятся к сюжету, но потом оказалось, что вообще никак. Просто набор звуков того времени. Это если бы сейчас сняли драму про наркоманку и ее крутого парня, а на заднем плане крутилась бы реклама казино, песни Моргенштерна и фразы героев 'Нашей Раши'. Вы серьезно?! Хотя это было бы смешно. Может, в 1988 году это было смешно. Я не знаю, я тогда родилась. Вставили бы лучше песни Цоя... Итого мы имеем: - Плохой сюжет; - Плохой сценарий; - Ужасную актерскую игру; - Плохую операторскую работу; - Плохие впечатление и, как следствие, плохую оценку. А фильм, между прочим, вошел в число лидеров советского проката! Это печальное свидетельство того, что в 80-ые и 90-ые отечественный кинематограф находился в удручающем состоянии. А в мире тогда вышла 'Дюна', 'Кладбище домашних животных' по С. Кингу и 'Звездные войны'... А у нас 'Игла'. И все наперебой продолжают кричать, что фильм культовый и легендарный. Как по мне, это демонстрация отсталости и упадка советской режиссуры и кинематографа в целом. 3 из 10
Тридцать с лишним лет назад, когда доступа к интернету еще не было, а создавать кумиров было хоть и вредно, но все равно возможно посредством в большей степени кассет, сарафанного радио и живого взаимодействия с артистами, рок-рупором Советского Союза стал Виктор Цой. Этот парень, являясь корейцем по отцу, выражал настроения совсем не этнически-ограниченного масштаба. Возглавляя группу “Кино”, он пел о необходимости перемен в жизнях и судьбах и много еще о чем, что понятно любому человеку. И так случилось, что в 1988-ом году алмаатинец Рашид Нугманов поставил фильм “Игла”, заглавную роль в котором отвел знаменитому певцу и, по совместительству, кочегару, в том году как раз оставившему работу в котельной. Моро, герой Цоя, тайно возвращается в Алма-Ату, где сразу же звонит бывшей возлюбленной Дине (Марина Смирнова), чтобы остановиться у нее. Его цель – получить должок у своего бывшего друга Спартака (Александр Баширов) и после этого уехать. Встретив Дину, Моро начинает подозревать неладное и вскоре узнает, что та сидит на морфине, в поставках которого замешан врач Артур Юсупович (Петр Мамонов), ее коллега по работе. Моро решает не только помочь Дине выбраться из затягивающей ямы зависимости, но и свести счеты с поставщиками. Название фильма, при желании, можно трактовать как степень одержимости творчеством и личностью Виктора Цоя, который в тот период был для молодежи кем-то вроде Владимира Высоцкого для родителей этой самой молодежи. Сходство еще и в том, что культ обоих не утихает до сих пор. И все же смотреть “Иглу” можно не только почитателям “Кино” – интереса к нестандартным фильмам уже достаточно. Еще желательно иметь хотя бы какое-то представление о периоде Перестройки, ведь фильм вышел тонко и точно отражающим то время со всеми вытекающими. Наверное, только совсем юный зритель не в курсе, какой наркотически-алкогольный дурман витал тогда в советском, а чуть позже – и в российском воздухе. Но режиссер не собирался делать фильм о наркотиках. Фильм не совсем об этом. Он – о вечном: о любви, показанной по-азиатски с глубокой сдержанностью, мужестве, верности людей и трагедии тех, кто не знает, что будет завтра. Жанровая форма же держится на возможностях криминальной драмы с периодическим уходом в сюр. Акценты проставлены и высвечены ярко не только художественно, но и технически. Марина Смирнова, будучи непрофессиональной актрисой, приняла участие в фильме случайно и, как она сама отмечала, без всякого представления о роли. Появление музыканта и актера Петра Мамонова, к которому Цой испытывал симпатию и уважение, добавило свою долю некоей авангардности, хотя и с минимумом фирменных танцев. Его врач немного замкнут и вполне понимает происходящее с Диной. Истерик и провокатор Спартак в исполнении Александра Баширова тоже внес нужные краски. И все это в обрамлении лиричным контуром, идущим с очень узнаваемым гитарным рисунком “Кино”. Крайне рекомендуется необычайно созерцательная и наполненная космической трогательностью композиция “Моро едет к морю”, которая так и называется – в соответствии с титром в фильме. Мелодия сопровождает сцену, где Моро с Диной приезжают к высохшему Аральскому морю. Это место с его печальной участью не раз упоминалось в искусстве. Режиссер признавался, что прототип главного героя, которого звали так же, был парень хоть куда, как раз впору Виктору. Он мог спокойно за себя постоять один на один, а еще одним из первых в Алма-Ате приобрел банджо. Стремясь не отставать от лент, актуальных на тот момент для зрителей, Нугманов не только кое-где добавил гангстерскую тему а-ля “Однажды в Америке” с отголосками боевиков. Он дал возможность Виктору Цою изобразить сцену боя с оглядкой на то, что делал легендарный мастер боевых искусств Брюс Ли, которого тот почитал и образ которого, по заданию режиссера, соединил с манерой актера Джеймса Дина. И при всей художественной самостоятельности фильм, конечно же, практически неотделим от творчества самого Виктора – песен, в которых, кажется, сказано невероятно много. Но еще больше в них не высказано и отдано для личных переживаний, чем выражено и пропущено через себя уже не одним поколением. В японском языке есть труднопереводимое понятие “гири” – особая культурная традиция, выражающая высокую степень чувства сопричастности людям и жизни. Это форма особого морального долга перед ближним. Она будто странник, пусть иногда и идущий через утомляющие дороги ума, но все равно уходящий в умиротворяющую долину сердца. Это градус человеколюбия, выразить который можно только жестом совести. В передаче «До 16 и старше…» Виктор Робертович Цой сказал: ”Единственное, чего бы мне хотелось и хочется, – чтобы люди чувствовали себя больше свободными от обстоятельств. То есть, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт”.
Спартак, я давно хотел тебе сказать, люди в мире разделяются на две категории - одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты! Одна из первых VHS кассет. Первый раз посмотрел ещё в детстве, лет в 10-12, тогда ещё не особо понимая всех смыслов и граней. С тех пор смотрел несколько раз на кассете, потом на диске, потом на ноутбуке, и вот сегодня иду в кинотеатр... Группу Кино я слушал с рождения, а может быть даже и до! рождения? Голос Виктора, гитара Каспаряна, электричество искренности, танец вызова и силы, наивная простота и самурайская сила в текстах Кино - пропитали насквозь мою душу, текут в моей крови и излучаются моими глазами... Тем не менее, Игла для меня - это только на 20% группа Кино и Виктор Цой. На мой взгляд и вкус, это гениальная неповторимая самобытная и не на что не похожая именно Режиссёрская работа Рашида Нугманова. Затемнения между сценами, желтоватый цвет и свет в кадре, забавные и колоритные казахские актёры в эпизодах, обаятельный «Синьор Панталоне» Мамонов, безумный и глаголящий истину «Спартак» Баширов, характерный женский голос, повествующий за кадром, Цой, настоящий и такой как есть в жизни, сыгравший практически сам себя. Всё это делает Иглу простой и вкусной, как макароны по-флотски с хрустящей корочкой. Минимум слов. И ещё - каждый кадр, взгляд камеры, звук, движение соединены невидимыми сюжетными нитями, параллелями и ассоциациями, которые открываю снова и снова, от просмотра к просмотру. «Остаётся только одна мысль в каждом нашем теле! Это мысль к существованию настоящему! Самостийному! Бытие — это не есть сознание, бытие есть подсознание! Освобождаем себя! Вперёд, а потом обратно!»
На закате Империи, кино в стране переживало не лучшие времена. С экранов лилась чистейшая чернуха, которая не могла претендовать на звание 'культовой'. Всё же, не смотря на мрак и серость позднесоветского кинематографа, отечественные киноделы выпускали фильмы которые сейчас считаются легендарными. 'Асса', 'Курьер', 'Маленькая Вера', 'Интердевочка'. И, среди этих картин, особняком стоит легендарная 'Игла' Рашида Нугманова. Многие, не шибко умные люди, утверждают, что Виктор Цой, играющий главного персонажа Моро, не отличается талантом. Да, может быть он не закончил актёрское отделение ВГИКа, и играет явно не по Шекспиру, но утверждать что он полнейшая бездарность это, извините, бред. Для человека, которой впервые сыграл главную роль в кино ( до этого Витя снимался только в документальных короткометражка и в финале фильма 'Асса', где и играть то было не надо) он сыграл очень круто! Естественно, не пафосно и не наигранно. Как в жизни. По сути Моро - это и есть наш любимый Витя, таким он и был в жизни: решительным, смелым, сильным и справедливым. Остальные актеры спаривались тоже на отлично. Смирнова, играющая наркоманку Дину; легендарный Баширов, сыгравший безумного, харизматичного и невероятно запоминающегося Спартака; казахская массовка( видимо друзья Нугманова)... Все они сыграли живо и ненаигранно. Их персонажи предают фильму тот шарм ушедшей ( для молодого поколения немного безумной) эпохе. Но отдельно стоит поговорить о персонаже второго культового рокера этого фильма - речь, конечно же о Хирурге, которого так блистательно сыграл лидер группы 'Звуки Му' Петр Мамонов. Для него это был дебют, а сыграл он так, будто профессиональный актер, с многолетним стажем. До того его образ злодея правдоподобный и убедительный! И да, Хирург, как и все в фильме, ( кроме Моро), немного безумен. Чего только стоит его танец на лестничной площадке! Музыка. Наверное, оценивать музыку, я не буду. Просто скажу: Цой forever! Он жив! Атмосфера. Она безумна и непонятна для нынешнего поколения. Я не понимаю людей, которые говорят, что мол при выходе фильм был непонятным андегрундом, а сейчас- это лёгкое и понятное как дважды два кино. Это не так! Наоборот, сейчас, в наше время, картина смотрится ещё более безумнее и андеграунднее, чем тогда, в восемьдесят восьмом. Просто потому, что сейчас, это артефакт ушедшей эпохи. Эпохи странной, непонятной, многострадальной для нашей культуры и государства. Многие спросят: так о чем же фильм? О наркотиках? Конечно. О герое одиночке в стиле Клинта Иствуда? Именно, тут даже отсылки на 'Хороший, плохой, злой' есть. О зарождющемся в обществе криминале? Определенно. Но если копнуть глубже, то мы увидим фильм о смене эпохи. Цой олицетворяет доброго и справедливого человека старого времени, который, по мнению наркомафии, должен умереть. Да только эта самая мафия не понимает, что народ не любит её. Народу нравятся Герои. И именно поэтому, Моро уходит в ночь непобежденным. А Спартак? Спартак представляет категорию людей, которые преспособятся при любом порядке: сумасшедшие. Они были, они есть и они будут. Их не убить. Поэтому Спартак так и останется лежать на траве в заброшенном парке до 1991 года. Хотя 'пробуждение' Спартака может произойти раньше. Ведь в 1989 за ним может прийти Егор Летов: Я ищу таких же как и я, Я ищу таких же как и я, Сумасшедших и смешных, Сумасшедших и больных. А когда я их найду, А когда я их найду... Итог: Культовая классика кинематографа, настоящий перестроечный шедевр. Пока живо творчество Виктора Роберотвича Цоя, наш народ не победить. Пока жива память а таких картинах как 'Игла', народ будет помнить о песпределе девяностых, что он начался не просто так, а берёт свои корни в СССР. А, значит, народ будет требовать более счастливых перемен! P.S Я хотел бы остаться с тобой, Просто остаться с тобой, Но высокая в небе звезда, Зовёт меня в путь... 10 из 10
Главный герой Моро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Аты Казахстан, что бы вернуть свой долг у Спартака (Александр Баширов), заодно он решает навестить свою подругу Дину (Марина Смирнова), но в её жизни не все так хорошо и наш 'панк' решает выяснить, что она скрывает. 1. Актеры: Виктор Цой сыграл Виктора Цоя и это не сколько минус, сколько положительно сказывается на фильме, от этого она смотрится только живее. Александр Баширов - бесподобная игра. Такой типаж персонажа 'неудачник-пройдоха', как не для кого другого, подходит для Александра, вспомнить только его роль в фильме «Асса». 2. Режиссерская работа: Рашид Нугманов грамотно подошел к работе. Прослеживается любовь к деталям (обстановка помещений). Моменты, когда в начале главный герой приближается к камере и в финале его же отдаление - это выглядит просто шикарно. Так же в тему был интеллектуальный монтаж (переход от одного действия к другому сопровождался суфлером из радиопередач, либо происходящим из телевизионных передач). 3. Музыкальное сопровождение: Большая часть музыкальных композиций, это творчество группы 'Кино', в которой сам Виктор был бессменным лидером. Порадовало присутствие песни 'Venus' группы 'Shocking Blue'. Кинокартина несет в себе прописные истины, этим не удивить, но берет своей атмосферой уходящей эпохи. Сам фильм является ещё одним 'памятником нерукотворным' Виктору Цою и эпохе 'перестройки'. От меня... 9 из 10
'В 12 часов дня, Он вышел на улицу и направился в сторону вокзала. Никто не знал куда он идет. И сам Он тоже...' Буду с вами предельно откровенен. Это классно, это здорово. Я признаюсь, не большой любитель культивировать звезд рок-эстрады и перенесение их образа (бренда) на другие художественные площадки, на тот же кинематограф. Но черт возьми, как же органичен Виктор Робертович, в образе Моро. У меня во время просмотра, закрадывалось впечатление, что Моро есть Цой, а Цой Моро. Ведь настолько убедительно Виктор вжился в роль немногословного героя, что мне как зрителю ничего другого не оставалось, кроме как громогласно заявить самому себе: 'Я верю!'. Сюжет довольно прост и незатейлив, что для криминального боевика того времени, не является чем-то из ряда вон выходящего. Главный герой приезжает к бывшей возлюбленной и замечает, что девушка употребляет наркотики. И разумеется, такой расклад вещей не устраивает нашего героя и он решает разобраться с ее поставщиками. Режиссер Рашид Нугманов снял максимально 'удобоваримый' для неприхотливого зрителя, с великолепными саундтрэками от группы 'Кино', приятной картинкой и очень недурной актерской игрой (где кроме Цоя, положительно отметились Марина Смирнова, Александр Баширов, и конечно Петр Мамонов). Что касается негативных комментариев, в духе что это кино об упадке 'советской эпохи', то я категорично с этим не согласен. Фильм о границах, 'добра' и 'зла', где это самое 'добро' выступает с кулаками. Хоть лента снята в довольно в прямолинейной манере (с частым использованием статичных кадров), но все же она несет в себе мысль защищать что тебе дорого, и тот кто тебе дорог. 'Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног...' 8 из 10
Сразу скажу, что Цой, как актер, совсем 'ниже среднего'. Но в данной картине это играет только на руку. Главный герой слишком непринужденный и пофигистичный, что ли и хочется верить, что Виктор был именно таким, потому что в таких людях чувствуется какая-то сила, 'стержень'. Что касается самого фильма, неподготовленному зрителю, ни разу не смотревшему произведения той эпохи и того времени, будет довольно сложно проникнуться и принять образы, которые фигурируют в данной работе. Есть несколько моментов в фильме, благодаря которым стоит просмотреть его до конца. Это комичная и занимательная сцена в баре, и насыщенная теми же самыми образами сюжетная линия в степи, с глиняными домами и 'морем'. Вообще, во многом и я не понимал, что меня удерживает при просмотре: сюжет не такой уж и замысловатый (в целом), локации статичные и серые, лицо Моро не выражает ни одной эмоции. Но, видимо, в этом и скрывается все то волшебство и магия кинокартин советского пространства. Музыка, сакраментальные фразы, еще молодой, но уже талантливый Александр Баширов - именно эти неуловимые, но несомненно прелестные моменты составляют успех 'Иглы'. 7 из 10
До фильма 'Игла' дошёл только сейчас. И, похоже, что смотреть его, если ты родился после 1980-ых, смысла особого нету. В фильме прекрасно передаётся рабочая реальность СССР, не та, где рабочие на заводах стараются во славу социализма, а та, с которой сталкивались все и многие сталкиваются до сих пор. С помощью кадров гопников я вернулся в детство, к тому же в 1990-ые ребёнком жил у бабушки в Казахстане, поэтому смесь русских и казахов в гоп-компаниях - просто идеальная моя личная машина времени в период, когда деревья были большими. Сюжет развивается очень рвано, ощущения целостности нет. Как будто я постоянно отвлекаюсь и ухожу минут на 10 куда-то, а потом возвращаюсь в комнату. Но нет, так поставлен фильм. Главные герои все флегматичны, кроме Баширова, который любит играть истериков. Оно, конечно, ясно - реагировать на действительность разваливающейся империи лучше так, то есть не реагировать вовсе. Однако при просмотре это усыпляет, просыпаешься только от знакомых с детства песен. Культовость фильма ясна и без слов: Виктор Цой и так далее. Тут даже можно долго не писать: что-то новое на фоне однообразных совковых ВИА, тексты на злобу дня, о том, о чём хочется говорить, но нельзя петь. Палки в колеса рок-группам только подогревают интерес и уважение. Впрочем, это первая половина 1980-ых, потом то русский рок монетизировали будь здоров. Но получается, заслуга эта фильма лишь в главном актёре. Заменить Цоя - и смотреть нечего. Так в чём разница между фильмом 'Игла' и записью концерта группы 'Кино'? В паре интересных сцен, без которых вполне можно прожить. Фильм не целостен, оборван. Я бы сказал, что он заканчивается на полуслове, но он и начинается непонятно как, и в середине тоже каша-мала. Понятно, почему от него сходили с ума - так же сходили с ума люди XIX века, если бы им показать 'семёрку'. Для них это было бы великое чудо техники. Но для сегодняшнего человека 'жиугль' - засулживающее безмерного уважение ведро с болтами. Время Цоя не прошло, и думаю, не пройдёт ещё долго. Слишком он умел попадать в 'вечные', простые темы. А вот время фильма 'игла' - только в сердцах его поклонников за 35. Хотя он все равно приятнее современных фильмов, душевнее что ли.
Сюжет фильма рассказывает нам о парне Моро, приехавшего в свой родной город Алма-ата (Казахстан). Как и многие люди времен перестройки, он не имеет ни целей, ни идеалов. Он отправляется к своим старым знакомым, подругам и понимает, что его бывшая девушка подсела на наркотики. Пытаясь спасти ее из омута, он сталкивается с рядом людей, которые готовы по головам идти ради частной наживы. Думаю, это настоящий драматический фильм с элементами арт-хауса. Продолжительность его менее полутора часа, но смотрится при этом на одном дыхании. Сцены резко сменяют друг друга, то мы видим пустынные закоулки Алма-Аты. А в следующей сцене уже на пустыне некогда бушующего здесь Аральского моря. Фильм достаточно противоречивый, при своем вроде бы не заурядном сюжете, смотрится с некоторым душевным беспокойством. Искренне переживаешь судьбе героев. Видишь все несправедливости их жизни, обман, коварство. Ну и конечно, главной темой в фильме звучит проблема наркотиков. Средняя Азия всегда несла на себе печать наркоцентра СССР. Можно вспомнить роман «Плаха» Чингиза Айтматова, вышедшего за 2 года до фильма «Игла», где герои ищут себя, борются со своими страстями. Есть мнение что фильм интересен только поклонникам творчества группу «Кино». На своем примере могу сказать, что я очень хорошо отношусь песням Виктора Цоя не являясь его большим почитателем. Но фильм мне нравится не только из-за главного героя. Хотя, конечно, это действительно «памятник» ему. Цой жив в этом фильме!
В детстве как-то услышал, что есть такой фильм «Игла», на который до 16-ти не пускали, и что там даже вроде бы играл Виктор Цой. Несмотря на то, что группа Кино занимает особое место в моей фонотеке (те, кто вырос в девяностые, меня поймут), от просмотра, помимо возраста, всегда останавливало услышанное там же «фильм жутко депрессивный и про наркотики» - того и другого вокруг и так хватало с лихвой (те, кто вырос в девяностые, меня поймут). Так и осталось в голове знание, что да, есть такой фильм с Цоем, драма какая-то. Потом забылось и это. В 2010-м, когда Рашид Нугманов, пророчески анонсировав жестокость наступающего десятилетия, выпустил франкенштейнообразную «Иглу Remix» (которая достойна отдельного обзора), я оказался в тупиковой ситуации – надо смотреть, но надо смотреть и оригинал, ибо без оригинала точно всего не разберёшь. Возможно, сработал тонкий расчёт режиссёра, и хорошо что он сработал: первая «Игла» оказалась более чем достойна просмотра, притом неоднократного. Цой в этом фильме вовсе не похож на Брюса Ли, коим он, по слухам, сильно вдохновлялся. Это весьма задумчивый персонаж, применяющий свои боевые навыки только по делу. Но, возможно, именно поэтому его мотивации хочется верить. Тем более что Моро (хотя его тут так называют ровно один раз) решает невесёлую задачу – снять с иглы любимого человека, успевшего к тому же сильно измениться. 'Игла' - очень сильный фильм, в котором весьма простой сюжет с лихвой окупается атмосферностью – тут тебе и дворянские квартиры, и казахские степи, и заброшенный корабль в Аральском море, и снежный лес, и кружево теней после выхода из ремиссии – всё в картине снято с любовью и таит в себе свой смысл. И я совершенно не согласен с мнением, что кино уже устарело… Антураж изменился, вместо ленинских бюстов – рекламные щиты, но остальное на своих местах: и дружба, и смерть, и предательство, и проблемы. А «жуткая депрессия» из детской пугалки превратилась в постоянную спутницу жизни, не всегда заметную за офисными буднями и экранами смартфонов. Стоит только остановиться и оглянуться – и вдруг становится ясно, что она кошачьей поступью идёт рядом, и с запасом препаратов у неё по-прежнему всё в порядке. 8 из 10
Как любитель творчества Цоя я была обязана посмотреть этот фильм. Мне в целом очень нравятся фильмы второй половины двадцатого века - идеи были свежими, сюжеты - интереснее, да и снимались как-то получше. Когда же речь идет о русском кино - это вообще особенная эпоха для меня. Как представителю нового поколения, мне интересно смотреть на основы молодости наших мам и бабушек. В случае с фильмом 'Игла' речь пойдет о начале мутной эпохи лихих 90-ых с изображением трагизма, который присутствовал в них в полной мере. Главный герой возвращается домой и узнает, что близкий ему человек стал наркоманом. Естественно, он желает ей помочь. Вот только выйти из этого болота оказывается труднее, чем в него же попасть. Кинокартина мне крайне понравилась, хотя вроде бы в ней и нету ничего особенного. Реалистичная жизнь с нравами и 'понятиями' того периода. Мне кажется, что фильм по-настоящему могут понять только те, кто имеет похожий менталитет. В общем - фильм для России и стран СНГ. Только мы можем прочувствовать эту эпоху и ее особенности. Очень понравились красивые сцены - спасибо за работу оператору: пустые рельсы и закат; перекатиполе на сухой, пустынной земле; заснеженные улицы; дворы и закоулки города. Плавный переход из сцены в сцену также радует - мне не нравятся резкие скачки кадров. Конечно же, самым главным плюсом картины является великий, культовый Цой и его песни, звучащие в фильме. Из минусов могу выделить сюжет - довольно слабоватый. Описание фильма - совершенно неправильное, так как является, по сути, его кратким обзором. В целом, сценарий так себе, но смысл есть, хотя и не великий. Получается немного душевный рассказ о безысходности эпохи. И о справедливости. Точнее, о желании ее сотворить - куда же без этого. Фильм хороший, к просмотру рекомендуется. 8 из 10
Как же много людей цепанул в свои сети наркотический угар. И не выпустил. Вернее сказать, они сами лезут и карабкаются обратно, чего бы это ни стоило. Соответственно, каждый горазд веками обсасывать эту тему со всевозможных сторон. В свой пятый полнометражный фильм «Игла» казахский режиссер Рашид Нугманов пригласил сниматься двух рок-музыкантов-тяжеловесов: фронтмена группы «Кино» Виктора Цоя и лидера «Звуков Му» Петра Мамонова. То, что тот, кто вечно жив, умеет играть, было известно и до этого творения. Цоя уже видели и в фильме «Асса» и в дипломной работе Сергея Лысенко «Конец Каникул», где состоялся его актерский дебют. Ну, значит ситуация такая. Главный герой Моро (как вы уже догадались, не кто иной, как Витя Цой) приезжает в южную столицу Казахстана Алма-Ату выбить лавешечку из старого знакомого Спартака, в исполнении бесподобного и немного сумасшедшего Александра Баширова. Тот по всем законам жанра на мели, денег не имеет, а Цою, простите Моро, негде жить. Он шкребет по сусекам и заваливается к бывшей однокласснице Дине (Марина Смирнова), с которой его связывают явно не только школьные годы. Тут-то он и узнает, что девчушка крепко сидит на иголочке с подачи доктора (Мамонов) из больницы, в которой та и работает. Ну, вот собственно на этом и держится сюжет. Хотя не держится, а просто висит как мокрая половая тряпка. Кадры затянуты, смотреть скучно, ничего нового и интересного. Разве что затронута тема экологической проблемы Аральского моря, но и то, настолько мимолетом, что понимаешь это только по прошествии минут 5-ти. Картина мрачная, унылая и депрессивная настолько, насколько можно было это снять в Союзе (то есть, как чертово днище). Многие реплики вообще выбивались из общего контекста. Поразило удивление главного героя «А где же команда?», когда они с Диной нашли брошенный корабль посреди некогда огромного, а теперь высохшего озера. А то, что это уже ржавеющий металлолом его не смутило, команда ж все равно должна там сидеть, ну правда же. Но это все пустяки, учитывая какого супер-бойца режиссер сваял из главного героя. Нугманов проигнорировал то, как карикатурно смотрится щупленький музыкант, который раздает всем направо-налево, как маститый Джеки Чан. Ну да, они чем-то похожи: один – китаец, другой – кореец. Но это же не повод так приукрашивать картину. Среди первоначальных названий фильмов были такие как «Последний герой» и «Полет черного солдата». Второе явно ни о чем, а вот первое было бы удачным. Потому что лично я себя чувствую героем, так как мои глаза и мозг сумели выдержать эти бесконечно долгие 80 минут чистого садизма над зрителем. Почему данное произведение называют культовым до сих пор не ясно. А хотя нет. Все-таки спасибо Цою и Мамонову, с его достаточно странным амплуа ящерицевидного хирурга, толкающего наркоту. И, конечно же, на отдельный пьедестал ставим музыкальное сопровождения фильма, хлопаем в ладоши группе «Кино» и под овации занавес опускается. Оправдания подобно таким, как «Ну это же 88-ой год», «Это же Совдепия снимала», не принимаются, ибо в 60-е Хичкок почти без денег умудрялся снимать не такое, простите, дерьмо. Хотя, в 1990 году «Игла» получила главный приз Нюрнбергского кинофестиваля. Внимание вопрос, кто там в жюри сидел и куда смотрел? Может, просто тогда был период, когда « перемен требуют наши сердца, перемен требуют наши глаза»? 2 из 10
Многое из того, что хотел сказать об этом фильме - здесь уже сказано до меня. Этот фильм могу смотреть снова и снова. И кстати - Баширов очень интересный актёр! (одна его сцена из 'Ассы' чего стоит: 'Пусть я не майор - но я хотел! Сколько раз я летал... во сне!') И здесь он интересно играет. Но кроме прочего, в этом фильме мне очень нравится подбор музыки и вообще всяческих звуковых фрагментов. Особенно: Цой слышит, как кто-то отпирает снаружи дверь квартиры Дины. Смотрит в глазок, с другой стороны смотрит в глазок доктор...При этом слышится Йодль: 'Ку-ку, ку-ку, ку-ку!' Или - доктор плавает в бассейне, вдруг видит, что на краю бассейна стоит Цой. От страха он чуть не захлебнулся, при этом радио говорит: 'Бон Джорно, синьор Панталоне!' Радио Алма-Аты тогда вещало на немецком языке, слышны фрагменты радиопередач. А когда дина смотрит неподвижно на тень от абажура, слышно что по ТВ показывают старый фильм про Доктора Айболита. Чья интересно это идея - подобрать такое звуковое оформление? В любом случае, съёмочная группа - молодцы, профессионалы своего дела!