Об этом фильме хочется говорить, но чем больше думаешь, а что же сказать, тем больше хочется просто написать: «Идите и смотрите!» Я не то, чтобы любитель военных фильмов, но и это не военный фильм по сути. Это довольно абстрактный набор событий, имевших место быть во время второй мировой войны, свидетелем и участником которых является наш главный герой Флёра. Как мне показалось, сюжет в фильме далеко не главное, в каком-то смысле можно сказать, что его тут вообще нет, точнее нет никакой конечной точки, а есть только события, произошедшие с героем, которые нам показали в рамках фильма, ведь на титрах ужасы войны для него не закончились, как не закончилась и сама война. Каждая сцена, в которую нас помещает режиссёр, работает, зачастую даже слишком хорошо. Игра актёров, декорации, огонь и взрывы — всё это вместе даёт неизгладимый эффект. И, что самое важное, во всём этом нет пропаганды за что-то, только против всех кошмаров войны. Здесь умирают простые люди — матери, дети и мужчины. Это даже не солдаты в своём большинстве, что только усиливает эффект от фильма. Вообще отдельным пунктом хотелось бы отметить то, что пишут в отрицательных рецензиях на этот фильм на Кинопоиске. «Фильм про насилие — его слишком много, оно избыточно». Фильм не про эмоции, которые вызывает осознание его реальности, про людей переживших всё это, про то, какой это накладывает отпечаток на них. Поверьте, нам ещё очень мало показали, но показали достаточно, чтобы ужаснуться. Вторая претензия из рецензий — отсутствие связного сюжета. Ну тут можно только посочувствовать людям, хотевшим посмотреть боевик, а увидевшим реалистичный «арт-хаус». Ну и «слишком злые фашисты.» Факты расстрелов и сожжения заживо целых деревень невозможно ставить под сомнение. Всё и задокументировано, да и что говорить, дедушка с бабушкой, пережившие войну будучи детьми насмотрелись и не такого. Дед, кстати, был ребёнком среди белорусских партизан. Конечно, пир фашистов на фоне убийства целой деревни — это сильнейший образ, который, возможно, был преувеличен в каких-то деталях, но смысл, а самое главное — факты, от этого не меняются. Технически фильм снят очень хорошо, хоть и не без изъянов, но это не то, за что лично я буду его помнить. Вообще по итогу, лично меня очень впечатлило то, с какой стороны автор решил показать довольно простые, но всё-равно важные вещи. И что важно — это картина не про патриотизм, или выживание — это картина про сломанные судьбы и унесённые жизни. Про боль, которую не должен был почувствовать в своей жизни никто, но это было, и через фильм мы тоже почувствовали это, и, возможно, стали чуть благоразумнее.
Наверное когда речь заходит о страшных фильмах, в голову приходят фильмы по типу «Чужой», «Нечто» или «Кошмар на улице вязов», иными словами фильмы чья непосредственная цель напугать зрителя. Однако самая страшная картина за всю историю кинематографа вовсе не фильм ужасов, а военная драма Элема Климова прямиком из не столь далекого 1985-го года. Иди и смотри это один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни, и один только черт знает, как сильно я бы хотел его развидеть. Еще с раннего детства, став свидетелем ужаса войны Элем Климов решил раз и на всегда — он обязан рассказать о ужасе того времени. Родившись под Сталинградом, будущий режиссер в столь юном возрасте стал свидетелем ночной эвакуации по Волге. Картина горящего города под ночным небом настолько сильно повлияла на Климова, что идея донести о войне потомкам, вполне отчетливо вбилась ему в голову, засев там — вплоть до его взросления. И вот, когда Элем Климов все таки связал свою жизнь с кинематографом став режиссером, он ждал до последнего, дабы собраться с мыслями, и четко выстроить ту мысль, которую он хотел донести. В итоге, картина «Иди и смотри» стала последней в карьере великого режиссера. Впервые я ознакомился с данным произведением несколько месяцев назад, и с тех пор фильм зацепил меня настолько, что не отпустит, наверное уже до самой смерти. Он засел у меня в душе, выкроив себе маленький уголок и осев там, словно первая снежинка в начале зимы. И тут решение настигло уже и меня — я должен высказаться. В основу фильма легла четкая антивоенная мысль, и главной целью стал максимально четкий показ ужаса войны, как явления не столь далекого, как многим из нас кажется. Отсылки к Библейскому Апокалипсису, темный и жуткий художественный стиль повествования и несомненно талантливая съемочная группа безусловно оказали не малое влияние на становление данного фильма культовым, однако именно тот самый «Ужас войны» которого так сильно хотел добиться режиссер, запомниться наверное каждому кто видел хоть одну сцену картины. Но все таки, как именно Элему Климову получилось добиться столь пугающих результатов? Четкого ответа я увы, дать не смогу, но я могу как минимум попытаться докопаться до правды, разобрав как мне кажется — ключевые моменты и правила фильма. Скорее всего большую роль в фильме сыграли именно метафоры, как и простые, так и более сложные, из которых хочется отметить те самые Библейские отсылки, которых в фильме куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Образ самолета, будто олицетворяет ангела смерти, который с тихим и в какой-то мере даже умиротворяющим звуком приближается к персонажам словно создавая затишье перед бурей — спокойствие перед неизбежной кончиной. Та самая птица, которая появляется в фильме лишь несколько раз, словно лучик солнца подает надежду на светлое будущее, на жизнь без войн. И в конце концов — весь сюжет фильма смахивает на тот самый конец света в жизни мальчика, запертого в этом адском котле, в который он прыгнул добровольно, но из которого он так старательно пытается сбежать. Мальчик видит немцов глупо и карикатурно, они в фильме идеальное зло, которое разделяет мир на черное и белое — так их видит ребенок которому некуда податься, некуда сбежать. Единственная мысль, которая тешит зрителя на протяжении всего фильма это нереальность происходящего. Мы не хотим верить в то, что это когда либо происходило на нашей планете. Мы не хотим верить в то, что это может повторится. Я не просто так озаглавил свою рецензию фразой американского философа. Именно эту фразу так часто любил повторять Элем Климов на съемках фильма, ведь если мы убедим себя в нереальности войн, мы очень быстро затащим себя в могилу, забыв, что на ошибках нужно учится, а не забывать их как страшный сон, хотя так, несомненно легче. В фильме, несмотря на расхожее мнение — нет политики. Вообще. Поменяй ты место действия на любую другую войну, а советских солдат на любых других, в фильме ничего не поменяется. Целью фильма был показ войны в целом, а не какой-либо определенной точки во времени. Нельзя и не упомянуть невероятную техническую составляющую фильма. Актерский состав прекрасен, юный Алексей Кравченко, справляется с ролью на удивление хорошо, что для молодых актеров — редкость. Вполне возможно, это и заслуга режиссера, ведь именно его идеей было снимать фильм в хронологическом порядке, дабы актер прошел весь эмоциональный путь своего героя. Нельзя и не похвалить работу со звуком, который в фильме играет, на удивлению большую роль. Жужжание мух, которое обычно вызывает только раздражение, в фильме внушает первобытный страх, а тревожная музыка, добавленная поверх спокойных моментов — чувство ложной безопасности. Однако у всего есть своя цена, и не смотря на то, что в моих глазах данная картина шедевр, я бы не рекомендовал ее к просмотру. Необычно, не правда ли? Проблема заключается в том, что столь страшную картину способна пережить далеко не каждая человеческая психика. Фильм пугающий и ломающий, в следствии чего впечатлительным людям, несомненно стоит обходить ее стороной. Хотя о каких впечатлительных людях может идти речь, если даже я, пару раз тянулся поставить фильм на паузу, забиться в угол и тихо мурлыкать себе под нос песенки из детства, пытаясь справится с эмоциональным шоком. Но если подобные страхи не смущают вас, и вы считаете, что фильм вряд ли сможет пошатнуть ваши стальные нервы, картина обязательна к просмотру. Это шедевр, который цепляет за душу и не отпускает уже — никогда.
Наверное это самый жуткий фильм про Великую Отечественную войну (да Вторую мировую тоже). Я помню как смотрел его в детстве, по привычке подумав, что это обычный фильм про войну, и помню до сих пор, какие впечатления он мне оставил. Мне было страшно, меня колотило, я надолго забился в угол и попытался забыть увиденное. Да, в жанры фильма можно смело записать «ужасы», настолько он давит на психику. Спустя долгие годы, когда память стёрла сцены из фильма, я уже будучи взрослым мужчиной, решил посмотреть фильм ещё раз, освежить его в своей памяти. И перед глазами опять встал тот ужас который настиг меня в детстве. Многие привыкли видеть кино о войне от лица солдат («Спасти рядового Райана», «Они сражались за Родину»), реже от лица мирного населения («Пианист», «Жизнь прекрасна», «Список Шиндлера»), и совсем редко… глазами детей… («Мальчик в полосатой пижаме») Но в отличии от своих коллег Элем Климов не сделал упор на яркую картинку в «Иди и смотри», он взял подростка и окунул его в мрачный мир войны, где убивали, насиловали, сжигали заживо, морили голодом, уничтожали психически… И хотя тут можно хвалить весь актёрский состав, т. к. в то что это живые персонажи веришь сразу, я хочу выделить того, благодаря кому атмосфера в фильме выдалась настолько тягучей, а именно главного героя. Это был дебют Алексея Кравченко в мире большого кино, и как я считаю — дебют вышел мощным. Алексей максимально передал эмоции ребёнка, который столкнулся с войной. Там был страх, там была боль, безысходность и пустота. Не верить в такую игру просто невозможно, будто бы он реально через все это прошел, чтобы так сыграть. Перемена от простого пацана из белорусской деревни, до старика бьёт сильнее всего. Как и в фильме «Судьба человека» я убеждаюсь, что война старит человека, внешне, и убивает его внутренне… И если в «Судьбе человека» это не так бросалось в глаза, то контраст в «Иди и смотри» нереально колоссальный. К сожалению, ужасы войны и по сей день актуальны. Увы, но человечество до сих пор уничтожает себя, за земли, за ресурсы, за идеи, но страдает от этого кто? Простые люди, дети, матери, отцы. И фильм «Иди и смотри» как раз об этом. Мне сложно его рекомендовать кому-то, потому что он однозначно испортит весь настрой зрителю, погрузит в раздумья, или даже депрессию. Это не кино не будет вас развлекать, оно не для этого, лента служит настоящим демотиватором к любого рода боевым действиям. Современному поколению будет полезно посмотреть это кино, и тогда они иначе будут смотреть на подвиг советского солдата и крепость духа советского народа. А для меня это навсегда будет эталоном военной драмы, где нет ни капли лоска и война демонстрируется такой, какая она есть на самом деле. Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной Земли помните! К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните! (Роберт Рождественский)
Фильм непростой, очень непростой. Здесь есть очень сильные сцены, да что там, фильм целиком практически из них и состоит. Обычно таких сцен в фильме 2—3, здесь гораздо больше. И это мешает его воспринимать как цельное повествование. Мне не хватило каких-то связок между сценами, то есть вроде все понятно, но, что же он подумал в тот момент, когда увидел куклу на полу, понял или нет, куда они идут за коровой, почему. Скомкано перебрасывает из сцены в сцену, поэтому отвлекаешься от того, чтобы чувствовать, просто пытаясь понять, что произошло, перематывая назад. А чувствовать есть что на самом деле, в фильме много шокирующего. Так что жаль, что эмоции перебиваются недоумением. Уже задним числом, прочитав отзыв, где подробно описывается сюжет, прониклась глубже. Подводя итоги, фильм очень сильный, но, каюсь, я самостоятельно не осилила понять детали сюжета, видимо слишком избалована современным кинематографом. И все-таки, некоторые фильмы интересно разгадывать, ну ты по крайней мере настраиваешься на это: триллеры, например, или детективы, а от некоторых не ждешь, что придется. И от военного фильма точно такого не ожидаешь. Да и вряд ли автор такой реакции ожидал от зрителя. Тут скорее ход, погружающий в мир главного героя, который постоянно пребывает в шоке от происходящего. И он вполне оправдан, он дал дополнительную эмоциональность фильму, но тем не менее, мне это затруднило восприятие фильма. Думаю, пересмотрев через несколько лет, памятуя о сюжете и не отвлекаясь на детали, смогу прочувствовать фильм сильнее. P.S. Фильм сложный для восприятия, но та одна простая идея, которую он дарит, заставляя мысли постоянно возвращаться к фильму, бесценна. Война это очень страшно, очень некрасиво и совсем не героично. Мы не «можем повторить», мы не должны допустить, чтобы это повторилось.
Лучший антивоенный фильм, однозначно. Фильм сняли свидетели Второй Мировой Войны: режиссер был мальчиком из Сталининграда, и видел все во время Второй Мировой, сценарист фильма был партизаном в Белоруссии, многие актеры были простыми людьми из Белоруссии. Кроме этого фильм также можно смело назвать самым реалистичным военным фильмом. Здесь нет крутых перестрелок, здесь нет спецэффектов, здесь нет фальшивой игры, все настолько реально, что ты чувствуешь себя в этом месте, рядом с главным героем. Все считают лучшими военными фильмами Список Шиндлера и Спасти Рядового Райана, но интересно что в этих фильмах есть главные герои, в этих фильмах показывают людей героями войны, а на самом деле на войне нет победителей, только ужас, голод, страдания. Именно поэтому Иди и Смотри отличается от других военных фильмов. Здесь использовали настоящие формы солдат, настоящие пули, и на съемках даже убили (на самом деле) корову для правдивости. Очень важно отметить интересный факт: от начала до конца главный герой стареет, до конца фильма он превращается в 30—40-летнего мужчину. Не знаю это возможно ли биологически, но во всяком случае гениальный ход изображения ужаса войны. Наверное это была метафора. 9 из 10
Историческая драма. «Хатыньская повесть» известного советского писателя Алеся Адамовича, который был автором сценария вместе с режиссером Элемом Климовым, легла в основу сценария. Хочу написать сразу, что отзыв будет очень серьезным, не будет содержать иронии, шуток и благоприятного настроения, как это у меня обычно бывает. Если вы решили прочитать отзыв с юмором, самоиронией автора — то прочтите другие мои отзывы. Такая серьезность обусловлена самой картиной. Итак, давно уже слышал о данной картине, которая так сильно повлияла на режиссера, что после нее он не смог больше снимать кино. Все оттягивал просмотр, но решился наконец сегодня, в канун восьмидесятой годовщины нападения Германии на Советский Союз. И вот вам мое краткое мнение — думал, будет жестче. Отчасти меня картина разочаровала, за это поясню ниже. Несмотря на очевидные плюсы, в картине я нашел и минусы, которые были связаны с моими личными ожиданиями, поэтому можете считать их придирками. Со вступлением можно закончить, и можно приступить к разбору подлинного шедевра начала Перестройки. Итак, очевидные плюсы: 1. История главного героя — картина рассказывает историю Флеры — шестнадцатилетнего подростка, который за несколько дней проходит путь от жизнерадостного и немного глуповатого мальца до старца с сединой, пройдя ужас карательной акции фашистов. За два с небольшим часа мы пристально наблюдаем эту невероятную трансформацию, которую проходит Флера. Поначалу он улыбается, пытается жить, но в конце — это молчаливый старик, который видел весь ужас кровавой войны, которая останется с ним до самой последней минуты его жизни, и если он переживет эту бойню — то ее отзвук будет преследовать его, медленно сводить с ума. Юный Алексей Кравченко, для которого данная картина была дебютом в большом кино, выложился по полной программе. Его герою веришь, сопереживаешь, порой и не понимаешь, да, было и такое. А ведь многие дети войны прошли подобный путь, кому то повезло, кому то нет, но образ Флеры был взят из жизни, ну может слегка приукрашен для большего драматизма. Цепляюще реалистично, правдиво и жестоко! 2. Ужасы войны — эту картину можно по полной программе назвать самой жестокой не только о Великой Отечественной, но и о Второй Мировой войне в целом, ибо ничего подобного не снимали ни до ни после. Попытки были, например «Список Шиндлера»(который я смотрел и считаю лучшей американской картиной о Второй Мировой войне), и хотя а уважаю Спилберга за его работу, но посмотрев «Иди и смотри» я понял, что старина Стивен займет в этом списке только второе место. Да даже «Спасти рядового Райана» на фоне «Иди и смотри» смотрится жалкой пародией на войну. Скажу, что Элем Климов не решился показать все те зверства, что творили фашисты, вместе с полицаями на оккупированной территории, иначе бы картину вообще не выпустили в прокат. Но и того, что сняли, более чем достаточно, что бы знать разницу между человеком и зверем, между коммунистом и фашистом. Сожжение деревни было вдохновлено именно белорусской Хатынью, название которой стало нарицательным, но таких «хатыней» только в одной Белоруссии каратели сожгли окала шестиста, а сколько их было по всей оккупированной территории Советского Союза? Множество, и больше половины так и не удалось восстановить, поскольку жителей извели под корень. Картина отражает всю суть фашизма — самую жестокую идеологию, которую мог придумать изощренный человеческий мозг. Особо впечатлительным рекомендую держать при просмотре корвалол или нашатырь, поскольку зрелище не для слабонервных. Издевательства карателей над мирными жителями, расстрелы, сожжение, убийство детей, изнасилования, фанатичность некоторых исполнителей c «промытыми мозгами». Это тяжело, это жестоко, но это нужно смотреть, дабы больше такого никогда не повторилось! Итак, минусы: 1. Нудноватая первая половина — я думал, что картина сразу же начнет показывать жесть, но нет, примерно половину хронометража вам придется ее дожидаться, а это не каждый сможет. Я просто терпеливый человек, за что и был вознагражден всей второй половиной картины. 2. Артхаус — это можно смело записать в жанр, поскольку все признаки на лицо — почти нет музыки, герой почти не говорят, и ты все время задаешься вопросами вроде «Что тут происходит?» и «Что это за фигня?». К этому я был не готов. скажу вам откровенно. Спасибо, что хоть классическую музыку завезли. 3. Ожидал большего — я готовился увидеть настоящую жесть без прикрас и цензуры, что бы на меня вылили ушат холодной воды — а в итоге увидел предсказуемые вещи, которые видел ранее в документалках о войне. Нет, сцены ужасов войны однозначно получились, жаль только, что самую жестокую Климову так и не разрешили вставить в финальную часть, которая полна аллюзий и метафор. Это чистейшая придирка, ведь я воспитан советскими добрыми мультиками и кровавыми голливудскими боевиками, поэтому меня особо то и не впечатлило. Но я могу представить, что творилось в кинотеатрах всего мира тогда — это был настоящий шок и трепет. Немного о главных героях: 1. Флера в исполнении Алексея Кравченко — жизнерадостный подросток, прошедший за несколько дней ужасы карательной операции фашистов, превратившие его в седого старика. Долго расписывать путь героя я не буду — лучше посмотрите сами, но снова похвалю молодого Алексея Кравченко, который настолько убедительно вжился в роль, что этот взгляд, отрешенный и опустошенный, будет еще долго преследовать меня. Браво Алексей! 2. Глаша в исполнении Ольги Мироновой — девушка, которую встречает Флера в партизанском отряде, с которой ему предстоит провести определенное время, скажем так. Глаша особенным ничем не запоминается, это скорее образ невинной девушки, которую война не пощадит. Ольга весьма неплохо справилась с ролью. Данная картина жестокая, но ее можно, нет НУЖНО посмотреть каждому, не только жителям бывшего Советского Союза, но каждому жителю планеты Земля, дабы больше этого ужаса никогда не повторилось. Хватит воевать! Хватит ненавидеть друг друга! Если не остановить ненависть, то мы все превратимся в зверей. Элем Климов снял шедевр, который должен напоминать нам о нашем недалеком прошлом и том, через что прошли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, когда устанавливали Знамя Победы в Берлине — логове тех зверей, которые хотели уничтожить нас! Смотреть картину всем и каждому! 9 из 10
> Сегодня для расшифровки и понимания советского кино, современному поколению из 2000-ых теперь, необходимо острое применение субтитров. За всю свою короткую и маленькую восемнадцатилетнюю жизнь, я посмотрел достаточное количество фильмов, про вторую мировую и великую отечественную войну. «Освобождение», «Они сражались за родину», «В бой идут, одни старики», «17 мгновений весны», «Брестская крепость» и «Тонкая красная линия»,но не один из всех этих названных мною без преувеличения, великих фильмов, не смогли передать ужас, вонь, страх и смерть таким образом, как его чувствовали и ощущали люди во времена ВОВ. Практически в большинстве советских фильмов, которые я посмотрел, была идеология социализма и построения коммунистического общества. Я не порицаю и не отрицаю влияние этой идеологии по отношению к победе, мне прекрасно понятно, что без того социалистического курса, который был в СССР мы бы никогда не выиграли войну. Война ведь — это не только немцы против русских или итальянцев, с винтовками в руках, война это еще и война экономик и только благодаря плану, идеологии, советскому руководству мы смогли победить. Победил советский строй и народ, победили наши люди, выстояв и сражавшись за те условия, которые им давала их страна. Победили мы, победил наш народ. Но разве об о всем этом, будет думать человек, на которого с утра 22 июня 1941 года до начала 1945 года падают многотонные осколочно -фугасные бомбы, в дома входят «люди» у которых, есть только антропологические признаки того, что они люди, в серых формах, крупнокалиберными пулеметами и с кожаным ремешком между которого, лежит огромный нож, который так и напрашивается перерезать кому- нибудь глотку. В фильме режиссер хотел изобразить фашистских карателей карикатурно и это неплохой приём, но после просмотра еще одного, но только уже документального фильма «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков», их карикатурность слабеет и от ее остается лишь только само слово. Поведение немцев оно не похоже на поведение животных. Это и есть поведение животного. Когда человек смотрит в глава дикого животного, он не знает как себя вести, его тело в ступоре, сознание окутывает глубокий и сильный страх. Неожиданность, непонятность, ужас, непредсказуемая жестокость и насилие, вот как ощущает себя человек при встрече с львом или тигром. Поэтому для большинства людей той поры — это война, которая поставила суровую данность: «Либо ты их, либо они тебя навсегда». Поэтому как итог могу сказать, что в школах нужно показывать на регулярной основе не «документальные фильмы» по секретным документам по типу РЕН-ТВ, а именно этот фильм, что бы моим сверстникам не требовалась расшифровка и субтитры для понимания других советских фильмов про нашу войну, так как я еще никогда не видел ни одного фильма в своей жизни, который бы с такой ужасающей документальностью, правдивостью, смог передать всю боль, пронзительность страданий и человеческий героизм советского народа.
Посмотрел впервые фильм когда мне было лет восемь, девять, был шокирован, но детская психика помогла забыть определённые детали фильма. Через пару лет в пятом классе на уроке музыки нам включили Лакримозу и я не мог сдержать слёз. И это чувство угнетения от этой композиции всё время меня преследовало, я не мог понять, почему. В прошлом году я решил посмотреть ещё раз этот фильм, всё стало ясно. Гениальный со всех сторон фильм: сценарий, режиссура, актёрская работа, музыкальное сопровождение. Он шокирует, угнетает, опустошает. Его крайне тяжело смотреть, а точнее переживать, снято так, как будто это документальные хроники, хотя тот же «Обыкновенный фашизм» смотрится легче, от части из-за иронизирующего голоса за кадром. Хорошо, что фильм несмотря на тяжёлую судьбу всё же увидел свет. Такие фильмы необходимо включать в школьную программу, как раз на десятый класс, для лучшего понимания что такое война и почему её необходимо избегать, убивая гитлера в себе, как говорил сам режиссёр. Любой фильм, это пропаганда того или иного. Нужно просто определиться, каких целей пытался достигнуть режиссёр. В данном случаи на мой взгляд с учётом того, что фильм описывает только клочок тех страшных событий, которые имели место быть на всём восточном фронте, где люди пропитанные шовинистической пропагандой шли истреблять целые народы и конечно же детей недолюдей потому, что «всё начинается с детей», как говорит один из «героев» фильма, данная лента является анти военной. Она взывает к страху к инстинктам, но она не пытается обмануть вас. Идея ужаса войны передана очень чётко, она глубоко впивается в тебя, идя вразрез с картинами, где война романтизируется или восхваляется.
В первую очередь — о том, почему этот фильм желательно посмотреть. «Иди и смотри», безусловно, выдающаяся картина. И на неподготовленного зрителя она до сих пор способна оказать сильное впечатление. Режиссура Элема Климова в этой ленте чрезвычайно мощная и разнообразная по сумме своих приемов. Это и переходы от объективного к субъективному повествованию, причем сделанные так пластично, что зритель просто этого не осознает, и сплав документального и художественного, и игра по Станиславскому, смешанная с чистой импровизацией… «Иди и смотри» интересна и как исторический артефакт, если обратить внимание на год съемки и вспомнить, что в это время происходило в СССР. В общем, «Иди и смотри» рекомендуется к просмотру. Однако с одним непременным условием — нужно четко себе представлять, чем этот фильм является и чем — не является. А не является он произведением искусства. Это, пожалуй, химически чистый пример пропаганды, понимая под пропагандой манипуляцию зрителем. Далеко не случайно «Иди и смотри» восторженно встретили в Голливуде (где манипуляция зрителем в настоящее время стала стандартом режиссерского искусства). Хочу оговориться — под пропагандой я понимаю не содержание повествования, а формы, которое оно принимает, независимо от того, о чем это повествование. И основная форма повествования в «Иди и смотри» — это апелляция к чувству, к самым низменным инстинктам зрителя (страх, чувство самосохранения), а не к интеллекту. В этом отношении любопытно сравнить эпизод сожжения деревни в «Иди и смотри» с эпизодом казни в «Восхождении» Ларисы Шепитько. У Шепитько этот эпизод в структуре ее картины — катарсис, он исключительно важен. Однако сама казнь не показана. Климов, наоборот, живописует сожжение деревни во всех подробностях. Причем это живописание с точки зрения повествования вовсе не является необходимым. Его вполне можно свести к двум-трем минутам или даже выбросить вовсе. То же самое — и знаменитый эпизод с убийством коровы, который, если исходить из формальной повествовательной цели картины, совершенно не нужен. Но тут возникает вопрос — а какую вообще перед собой ставил творческую цель Элем Климов? Показать, как это уверяют многие критики, превращение на войне мальчика — в старика? Или снять некий «хатынь-блокбастер», где роль трюков, спецэффектов и боевых сцен играют эпизоды военной жестокости? Тогда да, все это действительно важно. Но разве это кино? Нужно отдать должное Климову — некоторые тенденции развития блокбастера он (скорее интуитивно) предвидел. Например, превращение драматургии в мозаику эффектных эпизодов, сшитых между собой не за счет повествовательной логики, а за счет эмоциональной манипуляции зрителем. Например, тот же эпизод сожжения деревни — и эпизод партизанской расправы над карателями. Логически в фильме одно с другим никак не связывается, откуда взялись партизаны и как они взяли карателей в плен, не понять. Однако эмоциональный «эффект Кулешова» (да это же звери, их надо покарать! их покарают — ура!) не дает зрителю задаться таким закономерным вопросом. И это, между прочим — чистейшей воды манипуляция. Дейл Карнеги был бы доволен! И Лени Рифеншталь! И Джерри Брукхаймер тоже! Другая особенность современного блокбастера, его «вождистский» характер (резкое деление актерского ансамбля на «вождя» с полноценной обрисовкой и карикатурно-одномерную массу) тоже есть в фильме Климова. По факту, здесь только один человек — Флера, все остальное — манекены. И как тут не сравнить опять-таки с «Восхождением», полностью противоположным в этом отношении. Ну и конечно же, не забудем про название. «Иди и смотри» — чем не типовой рекламный слоган? Причем даже по современным меркам придуманный очень хитро — повелительное наклонение спрятано в название брэнда, а не собственно в рекламный текст (последнее может вызвать у ЦУ отторжение, как нас учат учебники по брэндингу). «Иди и смотри» оказало огромное влияние на последующее отечественное кино и продолжает его оказывать до сих пор. Но это влияние — целиком отрицательное, поскольку рассматривает зрителя не как полноценного партнера по диалогу для кинематографиста, а как биомассу, годную лишь на то, чтобы ей манипулировать. В искусствоведении это зовется «тоталитарная эстетика». Случайно ли, что один из ключевых фильмов такой эстетики снял один из будущих «прорабов перестройки», сопровождавшейся грандиознейшей манипуляцией сознанием у граждан СССР? 1 из 10
Короче говоря, я пошел и посмотрел. Пожалуй это был наиболее яркий из известных мне фильмов, ориентированных на антигитлеровскую пропаганду. Разумеется, его основной посыл можно рассмотреть гораздо более метафорично, нежели как описание конкретных действий конкретных людей, но я не могу представить, в каком фильме еще более прямолинейно показывались бы военные преступления солдат и офицеров Нацистской Германии. Думаю, появление картины на заданную тему с таким уровнем натуралистичности в советском кинематографе было лишь вопросом времени и хорошо, что это время наступило. Самое хорошее в ней то, что картина объединяет в себе и очень стильное аудиовизуальное воплощение, и четкий, вызывающий полное погружение сюжет. Хотелось бы иметь больше опыта в просмотре советского кино, чтоб смело сказать, что «Иди и смотри» снят уникально и неповторимо, но из-за скудности выборки для сравнения я останусь при более конкретных эпитетах. Огромные и безграничные панорамы полей и болот, массивные и очень насыщенные батальные сцены, по которым, словно во время штиля по воде, плавно движется камера, органично соседствуют с клаустрофобичными крупными планами, так умело и впечатляюще акцентирующими внимание на персонажах и объектах. Нигде до этого фильма еще невиданный мною изредка появляющийся двойной фокус удивляет, а инновационный для советского кино тех лет стэдикам придает картинке очень солидный и серьезный вид, в котором ярко заметен профессиональный и решительный подход. Отдельно хочется сказать про саунддизайн: он создает немалую часть облика киноленты. Четко выверенные шумы и эмбиент, а также индивидуальная реализация отдельных сцен поражают вниманием, оказанным фильму: чего только стоят «озвучка» оглушенного главного героя или этот впивающийся в корку мозга как знамение смерти низкочастотный гул, сопровождающий пролетающий черный силуэт немецкого самолета. «Иди и смотри» может смутить с самого начала и вызвать ощущение, что зрителю придется распутывать какой-то неочевидный клубок сюжетных линий и идей, но довольно быстро оказывается, что это лишь следствие особой стилистики повествования, а сам сюжет прямолинеен и очевиден. Главный герой — это действительно просто юный мальчишка, которого война швыряет из стороны в сторону словно ураган маленький березовый лист. Он не герой и не творец истории, он самая что есть жертва обстоятельств, неумолимой и неудержимой силы. На протяжении фильма шестнадцатилетний Флера выживает чистым чудом и я думаю, что таковой и была судьба многих подобных ему детей и подростков в те года. Изнуряющая атмосфера безысходности и ужаса извергается из резко и насильно сменяющихся сцен и моментов жизни главного героя. Случайные и даже близкие люди не задерживаются в его жизни долго, но их судьбы оставляют на его искалеченном обветренном лице новые и новые шрамы. Стоит отдать должное сыгравшему его Алексею Кравченко, его актерская работа достойна высоких похвал. Скажу прямо, что этот фильм очень впечатлил меня. Своей натуралистичностью, своей тревожностью и отменной реализацией он с легкостью затянул меня как зрителя в кадр, где рядом с Флерой я был погружен в чистый ужас, напоминающем лишь об одной вещи, что война — это ад. 9 из 10
Этот фильм изначально сильно меня заинтересовал своей концепцией. Я ожидал увидеть пугающие и жестокие сцены войны, которые проберут до глубины души. Но жестокость войны, от силы занимает 5 процентов фильма, а остальной фильм вы увидите: Очень сомнительную операторскую работу. Есть конечно фрагменты, где довольно длительные сцены сняты непрерывно и без склеек, в этом авторы молодцы. Но есть сцены, когда нам крупным планом, буквально в упор показывают лица и кривляния актеров. И это длиться несколько минут! Это было невозможно смотреть на столько, что я просто сворачивал окно с фильмом. Море воды. За два часа в фильме почти ничего не произошло. Все события ужасно затянуты. И было бы нормально, даже хорошо, если бы долго показывали сцены с ужасами войны, но нет, нам могут несколько минут показывать, как герой просто идет по болоту. Зачем? Непонятно. Это никак не развивает сюжет, и не раскрывает персонажа. Если из фильма убрать воду, то он стал бы в 2 или 3 раза короче. Что касается жестокости? Ее в фильм реально очень мало. Да, нам пару раз показывают трупы, одного обгоревшего человека, одну оторванную ногу, но все жестокие убийства происходят где-то за кадром. По задумке автора, как я понимаю, ужасать должно именно то, что фильм основан на реальных событиях. Но когда видишь забавных и карикатурных фашистов, а затем моментально стареющего главного героя, хотя в реальной жизни такое невозможно, понимаешь что реализма в этом фильме мало, и проникнуться происходящем на экране не получается. Положительные моменты в фильме тоже были. Например симпатичная актриса, и пара интересных сцен с ней. Но это не тот жанр, в котором за это можно поднять оценку. Так же понравилось, что показали военные преступления красной армии, в фильме есть момент, где они ведут себя не лучше нацистов. И те две с половиной жестокие сцены которые есть в фильме, все таки сняты неплохо, пусть их и мало. Возможно 35 лет назад, фильм смотрелся здорово. Но для нашего времени он очень скучный и не интересный. Если не посмотрите, ничего не потеряете. 5 из 10
Вчера ознакомился с работой режиссёра Элема Климова. Что сказать — фильм, вызывающий противоречивые чувства. Честно говоря, как фильм о войне он мне не понравился: дело в том что к войне он как ни парадоксально будет звучать моё утверждение, имеет весьма косвенное отношение. Да, события развиваются в оккупированной немцами Белоруссии 1943 года, главный герой — подросток-партизан. Но на самом деле фильм вообще не про это. «Иди и смотри» — это сплошной набор символов, гротеска, я бы назвал это самым настоящим «авторским кино не для широкого зрителя». Именно в том была моя основная ошибка в начале просмотра — я ждал художественное игровое кино, которое старается быть максимально правдоподобным. А на самом деле надо смотреть на символы, они тут по всюду. Например, парящий в небе немецкий самолёт, который всегда появляется перед тем, как случится что-нибудь очередное страшное, или аист в лесу, мокнущий под дождём, девушка-партизанка, танцующая на ящике. Климов показал своё видение войны, не снаружи а изнутри личности. Картина полна крайностей, гротеска и преувеличений, но всё это сделано намеренно. Многие сцены смотрятся очень тяжело. Подчеркну это слово, они именно тяжёлые, не страшные, не отвратительные. Они скорее гнетущие. Фашисты изображены настоящими нелюдями, пьяное стадо убийц, устраивающее жуткий балаган с массовой казнью целого белорусского села. Их прихвостни-полицаи ещё хуже: это какие-то скоморохи, готовые унижаться и под улюлюканье пьяных фельдфебелей загонять в сарай малолетних детей, свой же народ. А через час эти же люди (нелюди точнее) трусливо цепляются за свои жалкие жизни, стараясь друг на друга переложить вину. Все эти художественные приёмы и формируют общее впечатление от картины. Подводя итог могу сказать, это кино, которое запоминается. Это кино однозначно отличается от всего, что я раньше видел на тему ВМВ. Это если можно так сказать, совершенно авторский проект и абсолютно не всем он придётся по вкусу. Так же стоит добавить, что с момента выхода ленты прошло 35 лет, а это, на секундочку, всего на 10 лет меньше, чем время между Войной и выходом фильма. И надо понимать, что тогда снимали совершенно не так как сейчас. Авторского кино это тоже касается. Понравился ли мне этот фильм? Честно говоря, скорее нет чем да. Но это однозначно выдающаяся работа, совершенно не «такая как у всех». Наверное, просто «не моё».
Когда думаешь, что посмотреть или что показать своим на 9 мая, в первую очередь вспоминаются фильмы светлые, с надеждой. Да, там есть ужас войны, да, там есть страдания и преодоления героями трудностей, но там есть вера и настроение победы. И правильно детям в первую очередь показывать такие фильмы. Есть и другая категория фильмов, в которых как раз все ужасы войны показаны без прикрас: войны, ранения, судьбы людей, их горе и их потеря — такие фильмы тоже нужны и важны. А есть «Иди и смотри», фильм о войне внутри одного человека. Да, там есть сцены перестрелок, физических увечий и геноцида, но фильм про внутреннюю войну. Если открыть любой киносайт, то в описании можно прочитать, что фильм о превращении 15ти летнего мальчика во взрослого или даже старого человека за несколько дней. И мы ждем кучу крови, насилия, смертей — и там это есть, но это не основное, основное — это главный герой. Мальчик, сын, брат — неопытный, но уже сильный, решает помочь своей стране, своей семье и уходит в партизанский отряд, откуда начинается его перевоплощение от пацана-хулигана к мужчине-защитнику, мужчине-мстителю. Каждая сцена, каждое событие делает новый разрез на сердце Флеры, пока оно не становится мозолистым и твердым. Каждое новое «смотри» добавляет боль в его глаза и морщины на лице. Они не старческие, они от сухости, от грязи, от ссадин, но это след опыта и осознания, который есть не у каждого старика. Каждое новое «иди» погружает нас все глубже в себя, хотя делается это через внешние обстоятельства. Не друзей главного героя убивают, а тебе напоминают о неполноценности юзе осознания и понимания. Не деревня сжигают со всеми жителями, а разрывают твое сердце. Не на других персонажей смотрит Флера, а в твою душу. Смотрит пристально, смотрит по-разному, смотрит все новый человек. Прием крупного плана, когда герой смотри прямо в камеру удивительно удачен в данной работе, весь фильм можно было построить на этом, не показывая других сцен. И мы бы ужасались не меньше, как меняется лицо, выражение и ощущение человека. Не только главный герой смотрит на тебя, но и остальные, кто с надеждой, кто с ненавистью, кто мольбой о помощи, а ты ничего не можешь сделать, ты все глубже погружаешься в отчаяние. И кажется нет надежды, кажется, что ничего хорошего не будет, но вот Флера стреляет в Гитлера, еще раз и еще, но не в малыша. Не все потеряно для наших ребят, не все сердце изрублено, в душе осталось место не только для мести, но и для сострадания. Мы победим, но не сейчас… Фильм — полный символов, фильм — образ. Не фарс, не сатира, как может показаться если включить некоторые отдельные фрагменты, а искусство полное метафор, полное горя и отчаяния. Сильное, проникающее в самую суть, как пуля, как нож, как пламя выжигающее рану — это кино нужно идти и смотреть, не расслабиться вечерком на диване, не пустись фоном во время приготовления к празднику, а настроиться и приготовиться думать и чувствовать. PS а то, что корову убили по-настоящему, не нам это судить. Возможно, по-другому и фильма этого могло не быть. 8 из 10
Как и многие посмотрел этот фильм, как «лучший фильм о войне» по рекомендации критиков, режиссеров и простых зрителей. Посмотрел 9 мая 2020г. Ждал увидеть как минимум вторую «Проверку на дорогах», однако очень разочарован. По пунктам: 1. Полное отсутствие эмпатии. Главный герой, извините, дебил, партизаны, простите, какие-то разбойники, а немцы те вообще садисты. Жалко только жителей деревень, которых сожгли и расстреляли 2. Оборванные сюжетные линии, левые персонажи. Что привнесла Глаша в этот фильм? В чем роль главного сурового партизана, кроме того чтоб хмурить брови? И куда эти партизаны вообще уехали в начале фильма, чтоб потом появится в конце? 3. Немцы такие садисты. Не претендую на историчность, но немцы показаны как антагонисты из американских комиксов — иррационально злы когда их много, и комично трусливы когда повержены. 4. Не к месту натуралистичность — оторванная нога, кинутая в воронку, обожженный человек почти весь, но сухой и рассудительный. Расправы над населением. Местами напомнило итальянские фильмы про каннибалов. 5. Отсутствие развития главного героя, и вообще кого-либо. Где катарсис? Что поменялось к концу фильма, кроме внешнего вида главного героя? В сухом остатке, по мне это один из худших фильмов о войне, чернобелый, однобокий, типа война — это ужас-ужас, будто мы и не знали.
Сколько бы вы ни искали самое страшное кино среди хорроров и прочих ужастиков, чтобы как следует испугаться, а найдёте всего лишь кино. Нет уверенности, что «Иди и смотри» начинали снимать именно как кино. У этого явления нет названия. Вероятно, потому что от реализма пробирает намного сильнее, чем от самых ужасающих выдумок. Как в войне пострадала эта республика, всем, кто нормально изучал прошловековую историю, объяснять не нужно. В фильме середина войны — год, когда по соседству был Карпатский рейд Ковпака, а на территории Белоруссии партизанские отряды создавали угрозу вермахту. Нарастало ожесточение. Если у кого из участников ещё и оставались где-то за душой мифы о благородных методах ведения войны, то к этому году развеялись и они. Геноцид перестал шокировать людей в форме с погонами и мирных людей почти не осталось. Если не ты, то тебя… Главный человек в фильме ещё не взрослый, но уже и не дитя, фильм страшнеет, когда жуткие свойства тотальной войны превращают мальчишку в старика. Если хватит духу досмотреть до конца, то ясно, кого надо убивать, в том числе, и в себе. Только так заглядывать в героев фильма и в себя — это не для слабонервных. А страшнее всего то, что в фильме ничего не выдумывали. Показано, как было. И от этой реконструкции озверения не очень-то защищает экран, который между вами и событиями. Главные события разворачиваются во время карательной операции, потом мы видим умирание ребёнка в ребёнке. Так об истреблении людей людьми ещё никто не снимал. Военное кино стало по-настоящему антивоенным без дополнительных слов, что-то там объясняющих. Тут слова уже не нужны. Иди и смотри, чтобы помнить. 10 из 10
Посмотреть данную картину Элема Климова меня привёл её неофициальный статус самого страшного фильма о войне. Посмотрев его, я был полностью согласен с данным определением данной киноленты. В данной картине без каких-либо недоговорённостей показана ужасная и беспощадная война, напоминающая ад. Кстати насчёт сравнений: было бы слишком просто показать лишь ужасы войны прямолинейно, и поэтому режиссёр Элем Климов обращается к сопоставлению реальных людей, объектов и событий с религиозными. Так, немецкий разведывательный самолёт, пролетающий над Флёрой, главным героем фильма, почти всё время в самые ужасные моменты с характерным гулом, можно сравнить с ангелом смерти. Первым моментом его появления является эпизод с нахождением Флёрой оружия, где «ангел», словно, обозначает, что оно несёт с собой страдания и смерть. Членов айнзацгруппы можно сравнить с чертями, прислужниками дьявола, а Флёру и белорусских мирных жителей — с мучениками. Даже название фильма является отрывком из книги «Откровение Иоанна Богослова», где описываются пророчества о конце мира, на что и похоже всё произошедшее в картине. Хочу также выделить три эпизода, которые больше всего повлияли на меня в этом фильме. Первый эпизод: обращение полуживого с многочисленными ожогами старосты деревни к Флёре. В этой сцене я увидел нечеловеческую боль и её превозмогание. Также поражает невероятная ужасность ситуации, в которую попал персонаж, о которой он и пытается изо всех сил рассказать. Несмотря на то, что староста деревни произносит лишь обрывки предложений («…Меня бензином… Горю… Бегу… Догоняю их… Прошу… Молю: «Добейте меня»… Смеются… Смеются…»), это не мешает достроить зрителю всю ужасную картину произошедшего. Второй эпизод: сожжение амбара. Даже больше самого факта сожжения амбара с невинными жителями деревни меня поражает весёлый йодль, исходящий из громкоговорителя в этот ужасный момент. Причём, будь на месте этого пения другая музыка, я думаю, что она не так глубоко бы действовала на мою голову, как действовал на неё йодль. Третий эпизод: расстрел портрета Гитлера Флёрой. Наверно, это самая главная и захватывающая сцена фильма. Выстрелами Флёра выплёскивает всё накопившееся зло от увиденного на того, кто это увиденное и породил. В это время сцена сопровождается нарезкой кинохроники, идущей в обратном направлении, где Гитлер постепенно молодеет, пока не становится младенцем на руках матери. Но выстрелить в ребёнка Флёра не может, поскольку понимает, что тот ещё не способен испытывать ненависть или какие-либо другие чувства. Этим поступком Флёра показывает, что, несмотря на пережитый ужас, он остался человеком. Может он и мёртв снаружи, но он ещё живой внутри. Таким образом, Флёра, словно, победил Гитлера, пытавшегося, в каком-то смысле, убить в подростке всё человеческое. Кроме того, у фильма великолепная (можно сказать, новаторская) операторская работа и работа со звуком, что как раз и помогает зрителю окунуться в фильм и стать свидетелем страшных событий. Как факт: для съёмок использовался система стабилизации камеры «Стэдикам», которая появилась в советском кинопроизводстве лишь за несколько лет до снятия фильма и почти не использовалась; эффект «глухоты» и звона в ушах, испытываемого Флёрой после разрыва снаряда неподалёку, позже использовался знаменитым режиссёром Стивеном Спилбергом в его не менее знаменитом фильме «Спасти рядового Райана». Фильм «Иди и смотри» — это великолепное кинополотно, с невероятной точностью и глубиной описывающее все ужасные события, которые пережили наши предки и утверждающее очень верную истину: каким бы лютым не было зло, оно не в состоянии убить человечность в каждом. 10 из 10
От режиссера «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»! Иди и смотри В это трудно поверить, особенно после просмотра «Иди и смотри», но именно Климов сделал тот старенький черно-белый фильм с Евстигнеевым в главной роли. Смотрите, какая интересная штука, Климов начал с картины про детей в пионерлагере, т. е. с комедии. Затем последовала еще одна — «Похождения зубного врача», где играл Мягков. Да-да, а закончил жуткой антивоенной драмой. Даже не драмой, «Иди и смотри» — самый настоящий фильм ужасов. Кино, которое пугает так сильно, как не испугает чистый хоррор (с вампирами или другими монстрами). Я не понимаю (и не принимаю) критику в адрес «Иди и смотри». Почему? Потому что киноманы (видимо) не обращают внимания на одну деталь — перед нами художественное кино от великого режиссера. Человек стоял за железякой (камерой) и снимал кино, хотел достучаться до людей. Оно холодное. Оно мрачное. Оно ужасное. Оно космически эмоциональное. Оно способно сжать в кулаке твое сердце. Я посмотрел много драм, я посмотрел много ужасов — все равно, «Иди и смотри» выжимает слезу. О чем это говорит? У него получилось. Работа Климова не оставляет равнодушным. Картина начинается с ребенка. Он улыбается и всеми силами хочет попасть в партизанский отряд. Через пару дней, ребенок превратится в старика. Без души, без сердца, в уродливого, искалеченного старика. Кравченко — я не знаю. Я не знаю, что Климов сделал с Кравченко (это вот к вопросу, якобы маленькие дети не должны хорошо играть, угу). Лучшая роль Алексея, не обсуждается. Режиссер правильно сказал — тот, кто забывает свое прошлое, обречен пережить его снова. Я люблю «Иди и смотри», но хотел бы немного отгородиться от тех, кто кричит с пеной у рта про безумную любовь. Уверен на сто процентов, они его даже не будут пересматривать. Тяжко! Это эмоции, конечно. «Иди и смотри» — большая смелость постановщика Климова. Климов ушел из кинематографа на очень сильной ноте. Моя любимая сцена в фильме — когда Флера смотрит на фотографию Адольфа Гитлера, где тот маленький сидит на руках матери. Мне кажется, что именно в этой сцене находится вся суть фильма. Не бывает плохих наций, не бывает плохих детей. От каждого из нас зависит, кем мы в итоге станем — животным или все-таки человеком. Люди — единственные в мире (я подчеркиваю), кто уничтожает себе подобных. Банальная истина. Сколько еще нужно испытать боли, чтобы все это прекратилось, чтобы люди хотя бы попытались. Ничего не осталось, ничего! И они еще сейчас идеализируют войну, тьфу… 9 из 10
Как сильно человека может поглотить неоправданная и бездумная жестокость. Этот фильм до невероятного натурален, (цветовой гаммой напоминаем мне «Сталкер») и что-то твердит, что та людская бездумность, что была показана в «Иди и смотри», имела место быть и была. И то, что происходило в Белоруссии, это только часть небольшой истории о всеобъемлющих ужасах Второй мировой войны. В картине правдоподобно показано как фашисты с презренными улыбками и радостью изощрённо убивают других людей, не своей якобы чистой арийской расы; но те им ничего плохого не сделали. Это же не они захватчики, пришедшие с мечом и огнём, неся за собой смерть, разорение и людскую скорбь. Фильм прошибает на эмоции и поражает актёрской игрой, мимикой, взглядами или точнее тем, как всем сыгравшим удалось вжиться в свой образ и передать всё так, словно бы оно по-настоящему было и отразилось на них. Большая часть происходящего в картине — это агония потерь. В лесу, когда парень с девушкой затаились (и чуть-чуть порадовались жизни) подальше от военных действий, они и не подозревают, что на них обрушиться. Пареньку Флёре посчастливилось выжить, на всём его существо отразился глубокий отпечаток страдания. И все виденные и пережитые ужасы останутся с ним навсегда. В конце фильма становиться ясно, что не мстить он попросту будет не в силах. Глаша… девушка с невероятным выражением таинственных глаз и приятным овалом лица… Она не знает, куда идёт, не находит себе места в этом хаосе. Произойдёт так, что она чуть с ума не сойдёт от происходящего, но её ждут ещё те потрясения. А вообще, фильм ли это, или воссозданное мгновение прошлого? Элем Климов поставил жёсткую картину, это неоспоримо; на данный момент ни в одном Российском фильме я не видел такого накала, напряжения и трагизма, как в этом фильме. «Иди и смотри» оставляет для меня лишь один вопрос: За что на людей выпали все те ужасы? Я буду пересматривать этот фильм. Обязательно. Чтобы помнить. Без оценки.
Пожалуй, самая амбициозная задача для критика — разобрать работу, признанную не просто эталоном жанра, а отдельным, уникальным явлением, затмившим так или иначе всё, что с жанром связано. «Иди и смотри», картина о Великой Отечественной войне, стала неотъемлемой её частью, неподдельной визитной карточкой, достоверной летописью. На одном из зарубежных показов фильма встал пожилой немец и сказал: «Я офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки». Фильм повествует об одной из 628-ми хатынских деревень, уничтоженных нацистами. Главный герой — Флёра (Флориан), парнишка 13-ти лет, подавшийся в партизаны и за несколько дней перенесший на своих плечах весь ужас войны. Элем Климов, главный идеолог и постановщик ленты, с войной знаком не понаслышке. Родился в Сталинграде, во время Сталинградской битвы под немецкой бомбежкой вместе с матерью и новорожденным братом бежал за Урал. Война, судя по сохранившимся интервью, оставила в его душе глубокий след, саднила невысказанной болью. После «Иди и смотри» Климов, по его словам, был так выжат и опустошен, что с тех пор кино больше не снимал. На мой взгляд, у картины «Иди и смотри», если говорить о воздействии на зрителя, два сильнейших крена, две области применения в подсознании, по которым фильм, как оружие поражения или наоборот источник силы, работает сильнее всего. Эти направления тесно переплетаются, и все же вполне различимы. Первый крен — патриотический, или вернее сказать гражданский. Второй — более общий, морально-нравственный. С точки зрения гражданско-патриотического эффекта фильм — это эликсир отрезвления. Фашизм, как образец абсолютного зла, здесь показан «во всей красе». В качестве напоминания о том, кто есть кто в окружающем мире, как предостережение, как искоренение исторического склероза и социальной безграмотности этот фильм действует безотказно. Точность вражеского образа, выразительная откровенность и неприглядность покушения на мирную жизнь — это те самые факторы, которые во многом затмевают все остальное. Кроме того, фильм ясно взывает к гражданскому долгу — помнить о перенесенных муках, о цене, которую наш народ заплатил в ходе тех страшных событий. Здесь нужно быть предельно точным в формулировках — муки, цена, но не подвиг. В фильме никакого подвига нет. Война по Климову — это скорбь, страх, ненависть, отчаяние, но не геройство. Никаких победителей, есть только проигравшие. Одни погибли, другие в одночасье состарились, остались без сердца и, быть может, позавидовали мертвым. Если бы мы с рождения видели войну только глазами Элема Климова — ни о каком Дне Победы не было бы и речи. При всей пронзительности высказывания, его идеологической пользе, нужно отдавать себе в этом отчет. Оригинальное название фильма было иным — «Убейте Гитлера». Имеется ввиду убийство в человеке дьявольского начала. «Убейте Гитлера в себе», если расшифровывать дословно. С морально-нравственной точки зрения выбор кажется идеальным. Только на практике он оборачивается идеалистической догмой, опустошающим ударом реальности и, что более тревожно, ненавистью. Зябкое, неявное, но все же удовлетворение испытываешь от сцены расправы над немцами. Даже где-то досадуешь от их быстрой кончины. Авторы фильма не оставляют тем, к кому они обращаются, никаких шансов на воодушевление. А что, если убить Гитлера в себе не удастся? Что если война все таки наступит? Неужели в этом случае все обречены? Своим кипящим отчаянием «Иди и смотри» порождает безысходность, бьет по рукам, сеет в душе зерна безнадёги. И даже тащит за собой, как безропотную корову, в пропасть безумия. Находясь очевидцем на адской карусели войны, ждешь, что найдется хоть кто-нибудь, кто сможет рвануть рычаг тормоза, собраться с мыслями, остаться хладнокровным. Взамен ты наблюдаешь, как участники событий мечутся, бьются словно рыбы об лед, наивными овцами лезут в пасть клыкастой смерти. Партизаны скорее озабочены общими фотографиями и вместо того, чтобы защищать населенные пункты, уходят из очага боевых действий, странная девушка Глаша буровит незрелому мальчишке какую-то околесицу про птиц, обездоленные жители деревни, якобы помирая с голоду, лепят чучело Гитлера. Как-будто невидимая рука намеренно подбрасывает дрова в топку общего психоза. Военные фильмы, лишенные тепла и надежды, к тому же если они фокусируются исключительно на воцарившихся панике и безвыходности, носят деструктивный характер. Но «Иди и смотри» — особый случай, слишком близкий к реальности, слишком честный. Как сказал один из сценаристов фильма, писатель Алесь Адамович: «Пусть не смотрят, но мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире». P.s. Рекомендую помимо самой картины посмотреть короткий, но многое объясняющий фильм о фильме.
В понимании большинства людей продукция советского кинопрома это бесспорные фильмы на века, фильмы с душой и для души, и вообще, раньше было лучше. Зачастую это правда. Любой человек, выросший в СССР с легкостью может назвать как минимум десять советских фильмов, которые он с удовольствием пересматривает каждый год. С той же легкостью можно назвать и режиссёров, вроде Гайдая, Рязанова, Тарковского, которые своим творчеством целые поколения. Особняком от всех остальных фильмов в СССР всегда стоял жанр военного кино. И не в последнюю очередь, учитывая военный опыт страны. Фильмы о войне и победе всегда были чём-то особенным и воспринимались иначе. Прорывом в этом жанре в эпоху позднего Союза стала картина Элема Климова «Иди и смотри». Фильм называли (и продолжают называть) самым точным, жестоким и правдивым фильмом о Великой Отечественной Войне. Им восхищались (и продолжают восхищаться) целые поколения жителей СССР и постсоветского пространства. А западные киноделы, вроде Спилберга, и вовсе ставят этот фильм в ряд с лучшими картинами о войне в принципе. Такая широкая известность и орды возгласов, кричащих о том, что это лучший фильм о войне, перед просмотром не оставляют никаких шансов на сомнения. Поэтому, мой личный шок от фильма был ещё более чудовищным, когда по прошествии 145 минут картины я пребывал в некотором ступоре и замешательстве. Лучший фильм о войне? Едва ли! Самый правдоподобный? Вряд ли! Легендарный?.. Увы, но да. Первые минуты нам отводятся на краткий рассказ о жизни Флориана (Флёры), главного героя картины. Парень жаждет поскорее присоединиться к отрядам партизан. Почему? Лучше меня ответит цитата из фильма: «Все идут, а я что?». Дело ясное: война, долг Родине и прочее, но мать, оставшаяся с сыном и двумя его младшими сёстрами, даже не пытается особо препятствовать. Её страдания выливаются в сомнамбулические метания по дому, крики и стоны. Собственно, отвратить неизбежное не получается (да никто особо и не пытается), и Флёра оказывается новобранцем в полку партизан. С этого момента кажется, что картина берёт курс на более личную историю о жизни рядового партизана. И в какой-то степени да, но Элем Климов решил, что просто показать жизнь в оккупации и рядовые будни партизан недостаточно. Вернее, те приёмы, к которым мы привыкли, недостаточны для усиления якобы шока от якобы войны. И тут фильм превращается в самый настоящий артхаус! Сперва ты воспринимаешь это как некий сюрприз-удивление (надо же, подлинное авторское кино о войне во времена СССР!), но чем дальше смотришь, тем больше понимаешь, в какой же ад окунает режиссёр своего зрителя. Притом слово «ад» — отнюдь не комплимент данному фильму. Очевидно, что Элем Климов считал: для того, чтобы заставить зрителя ужаснуться увиденным, его сперва надо довести до чувства полнейшего стыда за то, что он смотрел на происходящее на экране. Мнение режиссёра поддержал и оператор проекта. Иначе как объяснить эти чудовищно длинные планы лиц, снятых самым крупным образом, где персонажи общаются друг с другом? В особенности в сцене разговора Глаши и Флёры в лесу. Я буду молчать про то, что они говорят, про то, как они говорят, достаточно сказать, что когда вам в лицо будет смотреть белокурая девочка и сладким голосом говорить о том, как она хочет жить (это лишь вырванная фраза из контекста, который ввиду очень пространного монолога передать не представляется возможным от слова «совсем»), вы будете отводить глаза от экрана каждые 10—15 секунд, просто из-за того, что смотреть на это постепенно становится неприятно. И ладно, если бы такой финт был однократным. Однако создатели идут ещё дальше. Все же мы знаем этот «тёплый ламповый» звук несовершенных советских звукозаписывающих систем, который не особо качественно записывал речь. Большинство режиссёров это понимали, и намеренно убирали музыкальный фон из диалогов, либо глушили музыку как только возможно, лишь бы зритель слышал то, о чём говорят персонажи. Но половина сцен в фильме Климова сопровождается оглушительным рёвом летящего самолёта, крика журавлей и орущих жителей. И вся эта звуковая какофония очень сильно портит впечатление от просмотра. Не говоря уже о том, что звуковой ряд перекрывает диалоги в большинстве сцен. Так, один из самых пронзительных моментов — сцена с полуобгоревшим жителем деревни — тоже оказался попросту «задавлен» фоновыми звуками. Всё, что можно разобрать в последних словах умирающего — это обрывки фраз и одно единственное «Добейте…». И так везде — от сцен, где, по сути, должна катиться по щеке слеза, до батальных моментов. Куда ни ткнись, всюду тебя встретят с «особенностями». Благодаря такому особому авторскому видению сюжета, персонажи напрочь уничтожаются как личности. Они странные, непонятные, отвращающие от себя. Им не хочется сопереживать, их не хочется уберечь от этих ужасов…которых тут как таковых и нет. Есть некоторые схематические изображения насилия и геноцида над оккупированными жителями Белоруссии. Но ничего из ряда вон выходящего вы тут не найдёте. Нацисты, говорите, подонками изображены? Да не особо то им и веришь… Жуть несусветную показали? Да, было пару моментов, и то спасибо воображению, которое додумало то, что якобы происходило в этой сцене, ведь режиссёр предпочёл сфокусироваться на сотнях орущих баб и нацистах, забавляющихся с домашним скотом. Но есть в этом всём и один несомненный плюс. Это Алексей Кравченко. Его игра потрясает, завораживает, да и чего уж там, он попросту тащит на себе весь фильм. К огромному сожалению, сценарий сделал из персонажа Кравченко не пойми кого: не то ребёнка с задержкой в развитии, не то воина в теле подростка. То он юный новобранец в партизанском отряде, а через 10 минут фильма он уже матёрый боец, потерявший связь с человеческим. Увы, но в целом фильме есть всего лишь одна сцена, где режиссура, актёрская игра, звуковой ряд и операторская работа сошлись воедино и дали правильный результат: сцена на болоте, в которой Флёра узнает о судьбе своей семьи. Вот тут у тебя и мурашки по коже и кровь в жилах стынет… Для советского зрителя в далёком 1985-м году такое кино стало открытием, сейчас же это больше смахивает на дилетантскую работу, которую по счастливой случайности вытащил один хороший актёр. Фильм не способен заставить зрителя прочувствовать эмоции персонажей; он не вкладывает никаких мыслей в головы своей аудитории; он не поражает тем, о чём пытается рассказать, так как делает это в максимальной степени отвратительно и бесчестно по отношению к смотрящему. «Иди и смотри» — это пустая, претенциозная картина, которая благодаря сарафанному радио уже без малого 35 лет имеет славу куда большую, чем ей положено.