Седьмая печать: отзывы и рeцензии

Georg Bush
Georg Bush8 мая 2020 в 04:33
«Он немой? Нет, он был чертовски красноречив»

Фильмы Ингмара Бергмана – это удивительное явление в искусстве кинематографа. Всегда чувствуется авторский почерк шведского классика. Порой, кажется, что если бы сюжеты его фильмов повторил условный Никита Михалков, получилась бы откровенная дрянь. Поскольку Бергман очень тонко передает смысл и посыл в своих произведениях. Глубокий философский фильм – это не тот, в котором ничего в итоге не понятно, а тот, в котором на тяжелую тему в развязке произведения есть ответ. Актеры В «Седьмой печати» традиционно за игру хвалят Макса фон Сюда. Неудивительно. Он – самый известный актер из этого состава. Но ведущую роль тут исполняет Гуннар Бьёрнстранд, играющий оруженосца. Его Йонс находит правильные слова для рыцаря, спасенной девушки, кузнеца и бывшего семинариста, ставшего убийцей и насильником. У рыцаря Антонио Блока восхитительна речь на поляне, когда все герои обедают. Остальные актеры и их герои также вписываются в повествование. Девушки настолько хороши внешне, что от них трудно оторвать взгляд. И это тоже хороший прием, помогающий смотреть философское кино. Смысл Рыцарь Антонио Блок провел десять лет в крестовых походах. В начале пути он был тверд в своей вере, но теперь она пошатнулась. Блок сомневается, что все убийства, насилие и зверства, что он творил на Святой земле (а это было, по словам Йонса) были вызваны волей Бога. Блок думает: «Может я не выполнял волю Бога, а был обычным бандитом, который Богом прикрывался?» Он не говорит об этом напрямую, но именно это его гложет. Что видно по его реакции на сожжение ведьмы. Все понимают, что юная девушка невиновна. Но как еще подчинить людей религии? Церковь должна держать народ в страхе. Не любовь, а именно страх ведет к Богу. Разве не страшно, когда во имя Бога ребенку ломают руки и сжигают на костре? И какое мерзкое действие монахи устраивают во время своего прохода через деревню? В жителей тычут пальцами и кричат: «Ты умрешь и ты тоже. Вы все». Это проявление любви к ближнему или паразитирование на страхе, страхе перед смертью, страхе перед собственным бессилием, страхе перед неизвестным. За монахами следует толпа обреченных и истязающих себя мучеников. Они просто плетутся за крестом, избивают себя плетками, а на самом деле никто из них ничем не отличается от мертвого. Ни в одном из этих людей уже нет жизни. Страх убил в них людей. Свою жизнь Блок еще не потерял, но его терзает неизвестность. Он играет со Смертью в шахматы, чтобы доказать себе – «все мои поступки не были напрасными, в них был смысл». Но есть ли смысл в том, чтобы во имя Бога убивать? Блок сам в это не верит. Получив отсрочку, рыцарь не тратит время зря. Он находит смысл своей жизни. Пусть небольшой, но это спасение жизни других. Что вы сделаете, если узнаете что вам осталось жить сутки? Блок спас людей. Это немало. Посыл Однако на свой вопрос рыцарь ответа не получил. Даже Смерть, существующий (мужской род написан намеренно) вечность, не может ответить на вопрос Блока. «Кто о ней позаботится? – спрашивает Йонс перед сожжением ведьмы. – Ангелы? Бог? Дьявол? Никто? Ее несчастный взгляд сделал открытие – под лунным миром пустота». И это страшно. Все напуганы, когда видят Смерть, переступившего порог замка. Молчавшая все повествование девушка со слезами принимает конец. Ее слова самые сложные и самые уместные: «Я готова». Но просветление не наступило. Наутро актер Йоф видит своих друзей в пляске святого Витта. Это бушующая чума. При этом сам Йоф также способен видеть Смерть и Деву Марию с младенцем. Но говорит ли это о существовании Бога? Не факт. Йоф не увидел Смерть при сожжении ведьмы, а сама ведьма, уверявшая, что Дьявол всегда рядом с ней, перед своей смертью видит только «пустоту под лунным миром». В итоге: «пустота» или «Бог»? Ответ Бергмана таков: «До того как к нам на порог войдет Смерть, мы об этом не узнаем». Но перед тем как Смерть протянет вам руку, сделайте как можно больше добрых дел. 8 из 10

Александр Попов
Александр Попов18 июня 2018 в 14:40
Бергман и Кьеркегор (часть 2)

Еще ощутимей связь с философией Кьеркегора становится в ленте «Седьмая печать», где проблематика веры раскрывается уже напрямую в противопоставлении мировоззрений двух героев – рыцаря Антония Блока и оруженосца Енса, первый из них – дитя Средневековья, мучающийся от сомнений, ждущий конца света верующий, второй – человек грядущей эпохи Возрождения, пытающийся отвергнуть танатофилию западного христианства в пользу радостей земной жизни. В трактате «Страх и трепет», выделенном позднее в отдельную книгу части труда «Или-или» Кьеркегор рассуждает о религиозной стадии в жизни личности как вечном поединке с абсурдом, попытке понять волю Бога исходя из способностей человеческого ума: согласно повелению Бога Авраам должен принести в жертву своего единственного сына Исаака, он решается на это, хотя повеление противоречит не только всей человеческой этике, но и прежним заветам Бога. Кьеркегор называет Авраама и таких как он «рыцарями веры», потому что они несмотря на сомнения и терзания все же подчиняют свою волю воле Бога. Авраам верит Богу, верит, что Он лишь Ему одному ведомым способом разрешит эту ситуацию, так что и Его воля не будет нарушена, и Исаак останется жив. Так в итоге и получается. Бергман не случайно делает Антония Блока рыцарем-крестоносцем, показывает его мучительные терзания, сомнения, но при этом сохраняющим свою верность Богу, лишь он один видит Смерть до поры до времени, лишь он один способен вступить с ней в поединок, который лишь внешне отражается в шахматной игре, на самом деле это духовное противостояние. Лишь верующий способен к поединку со смертью, считает Бергман (по крайней мере на этом этапе своего творческого пути), несмотря на свое временное малодушие и сомнения, он сохраняет упование и готовность следовать воле Бога. В отличие от Блока Енс, хоть и представляет собой тип гуманиста-практика: он помогает людям, вызволяет их из кажущихся безвыходными ситуаций, любит земную жизнь, скептически относится к вере, на самом деле его твердокаменность и железная воля делает его жестоким и непримиримым к тому, чего он не понимает. Если бы Бергман ограничился указанным конфликтом, мы бы имели плоскую притчу, на деле же перед нами – многоуровневая фреска, показывающая жизнь западного Средневековья со всеми его страхами и надеждами чрезвычайно убедительно. Режиссер выразил сам апокалиптический дух того времени, плотоядную жажду конца, которая владела абсолютно всеми и превращала земную жизнь в тень, в подобие грядущего. «Седьмая печать», стоит справедливо заметить, фильм в той же степени христианский, как и атеистический, его можно понимать по-разному, в зависимости от того, на чью позицию вы становитесь – Блока или Енса, однако, в ней нет погребально сумрачности, есть много лукавого юмора, жизнеутверждающих зарисовок и желание отстоять жизнь у смерти, потому жонглер Йоф с семьей счастливо избегает удела быть настигнутым Смертью. Хоть Лурселль и считает, что «фильм довольно вял, лишен ритма, наполнен зачастую пустыми диалогами», однако, и он не отрицает того, что «размышления автора опираются на традиционные философские темы, приобретают современную нигилистическую окраску, еще сохраняющую близость экзистенциализму». Одним словом, картина Бергмана посвящена терзаниям веры, сомнениям и отчаянию на пути обретения совершенного упования на Бога, вместе с тем она критикует то официальное христианство, которое знает, то есть западное, за танатофилию и презрение к земной жизни, за распространение атмосферы страха и взаимной ненависти, которой славилось Средневековье, вместе с тем постановщик наследует одну из важных тем философии Кьеркегора – уверенность в том, что человек не способен сам себя спасти, что поиск высших смыслов органичен человеку, что разверзающаяся перед ним экзистенция (а в «Седьмой печати» в отличие от «Вечера шутов» нет повседневной бытовой жизни, все представляет собой одну большую предельную ситуацию), ставит его один на один со смертью и требует немедленного решения вечных вопросов, которое более насущно для него, чем хлеб.

SilentiumFILMS
SilentiumFILMS25 апреля 2014 в 18:26
Знакомство с Бергманом

Ингмар Бергман - такой режиссер, который очень остро чувствует религию, он знает, как показать ее визуально, чтобы это не выглядело пугающим и странным. Создается такое впечатление, что он лично 'копался', грубо говоря в религиозных исканиях, и кажется не докопался, таким образом он визуализирует свои представления о Боге, смерти, рождении и многом другом. Главная тема фильма - это отношение человека с религией, и скорее всего не каждого второго зрителя зацепит на просмотр такая тема, но хочу сказать. Ингмар Бергман прекрасно, можно сказать хирургически, орудует сюжетом и абсолютно не дает заскучать, таким образом, получается прекрасный синтез. Фильм очень долго не отпускает после просмотра, заставляет пересмотреть взгляды на те темы, которые Бергман хочет, чтобы мы обратили внимание. Во всяком случае об этом фильме тяжело сказать, что-то определенное, просто хочется пересмотреть ее, но позже, хочется возвращаться, и как со всяким грамотно сделанным фильмом, мы будем находить что-то новое. 'Седьмую печать' можно назвать несколько театральным фильмом, но это не совсем подходящее слово. Главное в этой истории - герои, а они прекрасно прописаны. Хочу подвести к общему знаменателю все, и сказать, что этот фильм вызывает не рядовые чувства, а что-то другое, он местами пугает, местами забавляет, и просто захватывает. Очень неоднозначные чувства, но что-то подсказывает, что это прекрасно... 10 из 10

kudatyposhel
kudatyposhel4 сентября 2013 в 20:08

Великий фильм. Тема смерти изложена здесь очень по-человечески, просто, без пафоса, несмотря на аллегоричность фигуры Ангела смерти. По-человечески - значит, со вполне понятным страхом, который в фильме прямо-таки ощутим. Герой Макса фон Сюдоф немного кривит душой, когда утверждает, что не боится смерти. Страх смерти - именно то, что он исследует, именно то, что он ищет во взгляде сжигаемой на костре девушки. Потому что сам страдает этим страхом. Это становится очевидным в финальной сцене за столом, когда к Антонию и его гостям приходит получить по счетам гость в черном. Бергман всю жизнь искал Бога. Он исследовал свой собственный страх смерти. Потому и была создана картина. Автор вложил в уста героев один из возможных вариантов ответов на свои вопросы: 'Антоний: - И ты раскроешь свои тайны? Смерть: - У меня нет никаких тайн. Антоний: - Так ты ничего не знаешь? Смерть: - У меня нет знаний..' Что ж, не исключено, что все именно так и есть. Никто не знает этого наверняка. Это можно честно принять. А можно не принимать. Каждый человек, живущий на земле, делает свой выбор. В таком случае нам лишь остается сохранить лицо при встрече с этим Ангелом, которая обязательно состоится, сохранить достоинство. Верующим это сделать легче. А вот таким, как Антоний Блок, - ищущим, пытающимся найти ответы, не пользуясь никакими удобными подсказками, - значительно тяжелее. Это уже есть настоящий подвиг. Смелость и честность, не рассеивающиеся как туман при осознании безнадежности нашего бытия, - редкие, но великие качества, ибо возвеличивают своего единственного прародителя - Человека.

Gerc0g
Gerc0g18 сентября 2010 в 14:00

Наверное и не стоит говорить, что данный кинофильм великолепен. Такие фильмы явление редкое, снимают их не часто, да и мало кто из режиссеров сможет. Когда смотришь такие фильмы, то понимаешь - вот оно искусство! Фильм поветствует нам о рыцаре, вернувшемся домой из Крестовых походов. Он ушел на войну одним человеком, а вернулся другим. И дело не только в том, что он отсутствовал дома, что он воевал, нет...Просто каждый человек сталкивается с чувством, что жизнь его пуста и все его поступки бездарны и бессмыслены. И он пытается найти ответ: в чем смысл жизни? Попутно же он играет со смертью в шахматы, но для него партия это не шанс выжить, а лишь возможность отстрочить неизбежное. Несмотря на всю трагичность фильма, фильм оставляет после просмотра наравне с тяжелыми мыслями и светлые чувства. Повстречав на пути множество разных героев, увидев различные поступки и чувства людей он нашел ответ на терзавший его вопрос. А когда цель достигнута, то и с неизбежным легко смириться... Нередко при мыслях о 'высоком' перед моими глазами возникает кадр из фильма : когда рыцарь с женой, верным оруженосцем и остальными спутниками смиренно принимают смерть. Все боятся умирать, но принять достойно не каждый сможет. Великолепный фильм о истине, о любви, о смысле жизни, в конце концов о смерти. 9 из 10 p.s Снял один балл за некую 'театрализованность'. В остальном фильм - шедевр!

barbarera
barbarera13 сентября 2009 в 19:22
Непростое кино

В очередной раз задумываешься о злосчастном смысле человека. На этот раз - задумываешься об этом высоком-вечном-нудном вместе с рыцарем Антониусом Блоком. Ищешь ответы вместе с ним. Он находит. Находит отнюдь не в том, что жертвует собой за юную жизнь, а в истинном счастье - друзьях, простоте, правде, любви, преданности. Об этом кино. Он находит ответ. А Вы? 10 из 10

Mensch-Maschine
Mensch-Maschine7 февраля 2016 в 04:59

— Смерть: Когда тебе надоест задавать вопросы? — Рыцарь: Никогда не надоест. — Смерть: Но ответа ты не получишь. — Рыцарь: Часто мне кажется, что задать вопрос даже важнее. Каждая живая тварь на протяжении всего своего существования находится в непрекращающемся поиске. Не важно, что и зачем ищет эта тварь – наживы, любви, славы, забвения, формулы жизни или бога - подпитывая личностную экзистенцию, она продолжает существовать. Даже полное бездействие, отрицание поиска – это своеобразная форма поиска, так как в этом проявляется свобода на которую обречен каждый. Факт поиска и исканий, есть основополагающая грань экзистенции. И к чему бы ни привел поиск – смерть итог всего. Крестоносец Антониус Блок не боится смерти, но опасается упустить истину, не успеть проникнуть в суть. Смерть настигнет его, возможно быстрее, чем он рассчитывал, быстрее, чем поиск будет окончен. Отсрочка не поможет – время не менее могущественный повелитель, чем смерть. — Я хотел бы исповедоваться истово, но душа моя пуста. И эта пустота как зеркало. Я смотрю на себя в это зеркало, и меня охватывает ужас...Неужели так уж немыслимо познать Бога, почувствовать Его. Почему я не могу убить Бога в себе? Почему Он так мучительно до унизительности продолжает жить во мне, хотя я проклинаю Его, жажду вырвать из своего сердца? Почему несмотря ни на что, Он как издевательство остается реальностью, и от нее невозможно освободиться? Как и зачем жить в мире, в котором религиозная надежда умерла? Нет дьявола в глазах девочки-ведьмы, нет Бога в святой земле, нет его в детской улыбке, церковных храмах или природном безмолвии. Даже этот вечный поиск не исполняет божественной функции, он просто очередной вектор в необозримое разумом ничто. — Я кричу Ему в туманный мрак, но там словно никого нет. — Может, и правда, нет. — Тогда жизнь — это невыносимый ужас. Невозможно осознавать, что все тщетно, а впереди только смерть. Человек не выбирает веру или цель поиска, он всего лишь олицетворяет свой страх, создает его образ (декоративную маску актера) и называет этот образ Богом. Страх – главенствующий двигатель. Смерть – единственный бог. Бог ведущий не к вечному блаженству, но к логичной и оправданной пустоте. Человек наделен свободой, которой нужно добиваться, достижение которой, возможно, единственно-оправданный поиск. И это свобода умереть, то есть возможность освободиться от страха смерти, полюбить свою черную фигуру с косой, насладиться игрой в шахматы, с легким сердцем, ясным разумом и твердой рукой снять седьмую печать. Ибо только усвоение и творение конечности позволит освободиться, позволит спокойно встретить отраженный взгляд из бездны. «И в вашем мраке, и в том мраке в котором мы все пребываем…вы не отыщите никого, кто бы услышал ваши стенания и страдания. Утрите слезы и отражайтесь в своей пустоте».

shnur777
shnur77711 ноября 2015 в 16:00
Смертельный танец рыцаря веры

'Плод! Скажи мне, шептала что ночь, И про тайны, какие открыла?! Она тайной тебя умертвила, Пурпур сходит со щек твоих прочь Плод! скажи мне, шептала что ночь?' Ницше Средневековье. Самое смутное время в истории человечества. В связи с отсутствием каких-либо достоверных сведений о жизни той эпохи, она постоянно получает самые разнообразные, подчас противоречивые толкования. Кто-то видит в ней пик стихийного разгула страстей, варварства, вселенского хаоса, вырвавшегося на свободу, другие усматривают апогей духовных исканий, абсолютной святости, чистейшего и достовернейшего слияния души с Богом. Правы оказываются все, ибо средние века парадоксальным образом сочетают эту непримиримую борьбу противоположностей в диалектическом единстве. В одном из своих самых широкоизвестных фильмов Ингмар Бергман представляет собственное видение этой погибшей вселенной. Главный герой - рыцарь Антониус Блок и его оруженосец Йонс возвращаются домой после многолетних скитаний в кровопролитных крестовых походах. На их лицах лежит печать смерти, как чужой, так и своей, которая и является рыцарю в своем архитипическом образе с непременными атрибутами в виде черного балахона, косы и мертвенно-бледного лица. Блок, нисколько не страшась незваной гости, предлагает смерти сыграть партию в шахматы и, таким образом, выгадать отсрочку, чтобы найти ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни. Смерть, ясно сознавая свою априорную победу, дает рыцарю шанс. К тому же у нее полно других забот, ведь на страну обрушилась эпидемия чумы - люди вымирают целыми селениями. Священнослужители, по своему обыкновению, ищут причину в «молоденьких ведьмах», чаще всего невинных. Процессию с такой колдуньей, пригвожденной к кресту и встречают на своем пути Блок и Йонс. Для рыцаря это верный шанс проникнуть в тайны мироздания - он мучительно вглядывается в лицо умирающей, но…не встречает ничего кроме страха и животного ужаса. Тогда Блок, в глубочайшем отчаянии, устремляется за ответами в главное прибежище Бога - церковь. Однако и там его подстерегает разочарование, место первосвященника занято…смертью… В дороге путники встречают семью странствующих паяцев - Йозефа, его жены Марии и их сына. Рыцарь, погруженный в свои мрачные думы, делит с ними трапезу. Их душевная чистота, открытость миру и невероятное жизнелюбие развеивают тяжелую душевную тоску рыцаря, который постепенно начинает сознавать, что ответы на его вопросы находятся не за облаками, а на расстоянии вытянутой руки... Фильм 'Седьмая печать', созданный за тридцать дней, с мизерным бюджетом, на материале из пьесы для студентов театрального училища в свое время вывел Бергмана на мировую арену кинематографа и заслужил признание не только интеллектуалов, но и широких масс. Причину взрыва популярности картины следует искать прежде всего в том, что в картине точно уловлена тревога и страх того времени. Весь мир в конце пятидесятых находился под постоянной угрозой новой ядерной войны, последствия которой дали бы фору любой, даже самой ужасной чуме в истории. Но Бергман идет дальше и увязывает тревогу коллективного бессознательного со своей любимой темой экзистенциальных душевых антиномий. В образ рыцаря Антония Блока вложен основной концепт экзистенциальной философии на момент середины двадцатого века. В нем можно видеть целую палитру самых разнообразных направлении данного философского течения - от земляка Бергмана Кьеркегора до Хайдеггера и Сартра. Кьеркегоровского, как и в прочих фильмах мастера, очень много. Начать с антагонизма веры и разума, от которого страдает Антоний Блок. Согласно датскому философу ключ к истине и откровению находится не в понятии или определении, но в движении души, веры, воли, которое должно идти в разрез с рационализмом, неопровержимой достоверностью или строгими принципами реальности. Чем абсурднее кажется ситуация (скажем, жить, чтобы умереть или страдать без вины), тем сильнее, искреннее и неистовее должен быть порыв духа, сметающий все преграды. К этому полету без крыльев рыцарь оказывается неготовым, предпочитая твердую почву рациональных вопросов-ответов. Этот плацдарм вопрошания есть предпоследняя духовная стадия, с которой Блок не в силах сойти. Тут уже репрезентируется тема другого философа (Хайдеггера) об умении и искусстве задавать вопросы. Немецкий мыслитель считал, что именно эта забытая способность человека играет в существовании особую роль. Большую часть времени мы учимся по уже готовым схемам, на все практические вопросы уже давно есть ответы. И только метафизическое вопрошание об основании, причине и цели сущего способно вернуть человеку вкус бытия и поставить его в непосредственное (а не через призму социальной роли или некой системы правил) отношение к истине сущего, т.е. оживить его душу. Но, как ни странно, саму жизнь можно выявить только на контрасте со смертью, как белое лучше всего проступает на черном. Подобного рода пограничная ситуация (которой по сути и является весь фильм), излюбленная тема французских философов - Сартра и Камю, чьи пьесы Бергман любил ставить в театре. Противовесом рефлексирующему и духовно страждущему рыцарю Блоку служит радикальный атеист Йонс. На мой взгляд, Бергман испытывает к данному персонажу даже большую симпатию, чем к протагонисту. Он пленяет своей человечностью, непосредственностью, своеобразной приземленностью и прагматизмом. Кажется, что Йонс добровольно и навечно отрекся от всякого спекулятивного мышления и бесплодного витания в пустых абстракциях, наподобие 'Бога', 'вечного блаженства', 'идеала'. Он свято верит только в мужество, честь, отвагу и благородство. И в конце фильма, когда смерть приходить исполнить свою обязанность, Йонс, в отличие от своего хозяина, преклонившего голову в молитве, горда взирает прямо в лицо наступающей пустоте со словами: 'Черта с два я встану на колени' (к этой теме богоборческого атеизма Бергман еще не раз вернется в своем творчестве). Фильм довольно мрачен, но мрак Бергмана пока не беспрогляден. Спасение и надежда персонифицируются в образе странствующих актеров. Тема творчества, 'вечной игры', театральности и беспрестанного лицедейства занимают в Бергмановской философии особое место. Это якорь за который цепляются его герои, тонущие в пучине мирового хаоса. Точнее всего концепция режиссера выражена в афоризме Ницше: 'искусство дано нам для того, чтобы не умереть(!) от реальности'. В 'Седьмой печати' бродячие артисты даже ономатически (нося небезызвестные имена Мария и Иосиф) символизируют путь к спасению. А эпизод, в котором Блок вкушает на поляне землянику (естественная отсылка к самому светлому фильму Бергмана 'Земляничная поляна') и вовсе можно интерпретировать как своеобразный обряд 'причастия' к высшей истине. Невозможно исчерпать всего многообразия идеологических наработок и смысловых перипетий фильма. Главная же его особенность, на мой взгляд в том, что здесь (как и в прочих картинах режиссера) удалось проявить сугубо личностные, экзистенциальные проблемы в координатах всеобщности, всечеловечности и тотальной открытости. Возможно поэтому после фильмов Бергмана возникает чувство сопричастности и очищения, словно кто-то сумел понять тебя лучше, чем ты сам и простил все.

Кинопоиск
Кинопоиск21 марта 2012 в 16:24

Язык мертвых звучит в стенах храмов. Пепел от костров инквизиции оседает на зловонных улицах и лицах зевак. Земля все еще стоит на трех китах, а человек букашка и прах пред лицом Создателя. Черная смерть ходит по городам вместе с толпами нищих и калек. Заходит в дома, обнимает спящих младенцев, и склоняется над супружеским ложем. В канавах вдоль дорог валяются раздутые туши и трупы с пустыми глазницами. Европа эпохи крестовых походов. Бледный всадник играет в шахматы с Рыцарем, вернувшимся из Святой земли на жизнь, вернее на смерть. И пока длится игра, Рыцарь получает отсрочку и продолжает путь домой. В дороге, пытаясь найти ответы на вопросы о жизни, смерти, Боге и Дьяволе. На земле, истерзанной болезнью и нищетой, где нет никому дела до чужих горестей, а мародеры обирают мертвых, даже в глазах Ведьмы только страх и пустота, а не алый отблеск взора Сатаны. И, пожалуй, встреча с Властелином преисподней не дала бы Рыцарю ничего, ибо и сам Князь тьмы, не знает, жив ли еще Бог, так как Швецию он точно покинул. Христос, погруженный в свои страдания, скорбно и безразлично взирает с креста на бесноватых, бичующих себя во имя Его. Дом Отца пуст и страшен с агонизирующими фресками и пляшущими на них в муках и страданиях грешниками. Исповедником там сама Смерть, которая только что под руку с Чумой гуляла по улицам и раздавала всем серые поцелуи с привкусом тлена. И только бродячему Артисту на миг удается увидеть Деву Марию и мальчика-Иисуса в лучах утреннего солнца, бесконечно живых и мудрых. Погребальный звон и «Откровение» Иоанна Богослова разносит стылый ветер по селам и погостам. Но вопреки всему звучит детский смех и льется легкая музыка из потертого инструмента Артиста, а свежая земляника и парное молоко дают путнику не только пищу, но надежду и свет в этом мире полном отчаяния. Рыцарь ищет Бога, но Бог и есть он сам. Дьявол не у него за спиной и не впереди ждет Бог. Созданные по подобию мы все несем в себе часть Его. И даже Смерть безразличную и холодную, не карающую, но беспристрастно исполняющую свое предназначение можно обмануть, тем самым доказав, что Бог и Рыцарь едины.

zagebontis
zagebontis8 апреля 2013 в 12:36
Шведский стол

Фильм снят в аляповатой манере европейского кино, но удачно то, что низкое качество плёнки и черно-белость картины добавляют ей немного якобы большей атмосферности конца средневековья. Можно ли разглядеть в этом фильме особые философские мысли? Да, если Вы живете в 57 седьмом году прошлого века и Вам 38 лет и зовут Вас, к примеру, Ингмар. Мне тоже сейчас 38, и этот фильм досмотрел до конца только из любопытства, что бы соотнести его с современными философскими картинами такими как, например: 'Фауст' Шокурова, 'Изгнание' Звягинцева и т.п. Мой вывод к сожалению прост, смотреть имеет смысл только, что бы понять насколько некоторые современные режиссеры смогли гораздо глубже раскрыть такие философские понятия как: религия, смерть, любовь, вера и т.д. А работа шведского режиссера вполне достойна и по форме и по содержанию, но только для прошлого столетия. На мой взгляд - этот фильм кандидат на вылет из топа '250 шедевров' уже как несколько лет. При всем уважении к Ингмару нашему Бергману, это картина не актуальна и не вечна, с точки зрения глубины раскрытия темы смысла жизни человека и прочее, не смотря на критическое отношение режиссера к религиозному мракобесию и цитирования библейских апокалипсисов...

lmenchikova
lmenchikova6 марта 2024 в 20:33
«Я ищу ответы, а Бог молчит…»

— Когда тебе надоест задавать вопросы? — Никогда не надоест. — Но ответа ты не получишь. «Седьмая печать» – фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана (1957), снятый в жанре философской притчи. Сложный для легкого восприятия фильм, но оттого не менее значимый по поставленным в нем главным вопросам бытия, на которые у Бергмана нет ответов. Но есть приглашение подумать вместе. Для чего живет человек? Почему он несчастлив, и что нужно человеку для жизни? Как выжить, если все вокруг рушится, в чем можно найти утешение? Есть ли выход в конце дороги жизни, это тупик, или это дорога без конца? Кто для меня люди рядом, кто я для них? И, наконец, вопрос по вертикали – отношений человека с Богом: где Ты, Господи? Этот главный вопрос звучит во всех фильмах Тарковского, он же настойчиво слышен и у Бергмана. Когда Бергман пишет о Тарковском, он говорит и о себе. 'Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть'. Бергман создал свою иллюзию реальности, которую каждый волен принимать (или не принимать) и объяснять по-своему, в меру возраста, образования, взглядов на жизнь и искусство. Это его, Бергмана, зеркало и реальность сна, это его право большого художника. В этом зеркале через суровые образы Средневековья проступают черты совсем иных времен… А рай может быть там, на теплой, залитой солнцем земляничной поляне, с чашей молока, протянутой бескорыстно, и в добром сочувствующем взгляде случайных попутчиков (случайных ли?) – там, на территории любви…

Smekalok
Smekalok9 декабря 2023 в 03:18
'Как не вертись, задница всегда сзади'

По началу фильм может показаться довольно странным и не связанным, с очень необычной подачей сюжета. Но на самом деле здесь поднимаются очень интересные вопросы о жизни, смерти, религии и Боге. Отличные интересные и необычные диалоги. Я для себя увидел здесь несколько хороших цитат. По сути это философская притча о жизни, смерти и любви. Здесь представлены религиозный человек и атеист. В фильме ставятся такие вопросы как 'есть ли дьявол?', 'есть ли Бог?', 'что такое любовь?', 'есть ли жизнь после смерти?'. Конечно, нет ответа на эти вопросы и каждый сам для себя определяет истину. Несмотря на то, что картина снята в 1957 году, она не потеряла актуальность, особо сейчас, в непростые для всего мира времена. Как сохранить мужество в трудное время. 'И всё-то несовершенно в нашем несовершенном мире, а уж любовь - само совершенство в своем совершенном несовершенстве.' 8,3 из 10

chuch
chuch13 июня 2023 в 19:35
Киноманам

Монументальная теологически-философская историческая драма Ингмара Бергмана. Красивые актрисы и величественный Макс фон Сюдов. Театральная подача, но великолепная картинка и честные образы. Очень понравился Гуннар Бьёрнстранд в роли циничного оружейника. Величественная и устрашающая музыка, создающая нужную атмосферу. Сюжет. Уставший рыцарь и его оруженосец возвращаются после десятилетнего крестового похода. На родине начинается эпидемия чумы. Народ подавлен. Везде шастаю мрачные церковники, бьющие себя плетьми, провозглашающие всеобщую погибель и сжигающие ведьм. Рыцарь тут же встречает ангела смерти, который даёт ему небольшую отсрочку, пока они играют в шахматы. Рыцарь не боится смерти, но его вера в Бога пошатнулась и он переживает о том, что будет после смерти. В итоге они собирают вокруг себя компанию из одинокой девушки, трио весёлых бродячих артистов и семейной пары из глуповатого кузнеца и его распутной жены. Эта компашка малость скрашивает мрачные мысли рыцаря, но неминуемая смерть рано или поздно настигнет всех. Аминь. Кино выглядит пафосным и наигранным, но оно великолепно смотрится, несмотря на то что снято в 50-х. Всё же чувствуется европейское серьёзное кино, без американского инфантилизма. Смотреть всем не рекомендую. Киноманам. Особый приз жюри на Канском кинофестивале.

hlebaton
hlebaton14 августа 2021 в 20:15
Стоит посмотреть хотя бы ради концовки

Не так давно после прохождения игры A Plague Tale: Innocence заинтересовался темой чумы в Европе, читал разные статьи в Википедии, смотрел историю распространения. И по какому-то случайному стечению обстоятельств именно сегодня решил начать знакомство с историей кинематографа, взяв за инструкцию рубрику 'Домашний кинотеатр' Антона Долина. Первым режиссёром он выбрал Ингмара Бергмана, а первым его фильмом для знакомства он выбрал именно Седьмую печать. И вот под всем этим впечатлением от прочитанного о Чёрной смерти я посмотрел фильм. Уставший рыцарь и его оруженосец-весельчак в сеттинге роуд-муви по средневековью встречают разных людей на своём пути (боюсь, могу проспойлерить, дальше лучше не читать). Рыцарь играет в шахматы со смертью, чтобы отсрочить свою кончину и успеть получить ответ на вопрос о главном — что же его ждёт после смерти? Оруженосец же старается вести себя достойно и по возможности получать от жизни удовольствие. Если подумать, эти двое напоминают главных героев из 'Однажды... в Голливуде' — первый герой такой же мысленно-эмоциональный, ушедший в себя, а второй — уверенный в себе мужчина, знающий ответы на все вопросы, а приятным бонусом являет собой генератор советов на любые ситуации в жизни. К путникам периодически примыкают разные люди, они увидят, что творит чума с умами жителей городов, но компания старается не грустить, и даже унылый рыцарь успевает в какой-то момент почувствовать себя по-настоящему счастливым. Но, к сожалению, от смерти не убежишь. Фильм заканчивается кадром, который гарантированно впечатывается в память зрителя на всю жизнь. Это одновременно и страшно, и безумно красиво.

CosbyBoy
CosbyBoy15 сентября 2019 в 00:13
Люблю кино

С чего начать изучение вечных вопросов в кинематографе? Конечно с истоков! Поскольку все искусство имеет вид перевернутой пирамиды – чтобы разбираться в различных аспектах современного кино, зачастую нужно знать классику. Одним из часто упоминаемых фильмов, если вопрос касается таких сложных тем как жизнь, любовь, бог, а главное смерть, как раз и является данная картина. Ингмар Бергман попал в самую точку, выбрав местом действия средневековье. Время, когда смерть была обыденностью и вопросы к компетенции бога стояли довольно остро. Время, когда жизнь была страшнее смерти, что и показано на героях. Тут режиссер делает невозможно и попадает в самую суть, выбирая действующими лицами столь колоритных персонажей. Рыцарь крестоносец, вернувшийся с кровопролитных полей сражений за веру, и, ВНЕЗАПНО-НЕОЖИДАННО, усомнившийся в правильности пути, тем самым герой начинает свой долгий и изнурительный путь по поиску смысла сущего. Но если бы не встреча со смертью, путь его был бы довольно скучен и долог. И скорее всего – привел бы к полному опустошению и бессмысленному существованию. Теперь у рыцаря мало времени и ему срочно нужно узнать ответ. Другими не менее интересными персонажами стали актеры. Даже сейчас это люди, встречающие перед собой стену из непонимания и предвзятого отношения окружающих. Люди, пытающиеся гнуть свою линию через непосильные трудности даже в наше время. Теперь представьте этих людей в декорациях средневековья. Когда актер даже не считался за человека среди простого люда, а церковью так вообще подобное занятие превозносилось как бесовщина. Но они жили и находили счастье даже в такое не легкое время. Тем и печальнее финал их истории. Надеюсь все, кто могли уже посмотрели этот фильм и ощутили эту безмерную радость от прикосновения к прекрасному. И ужасно завидую тем, кому это еще предстоит. Потрясающая картина с огромным багажом интересных и захватывающих мыслей, уникального юмора и диалогами, которые можно целиком растаскивать на цитаты. Спасибо миру за кино. Всех благ.

ancox
ancox21 сентября 2018 в 11:38
Знание - Смерть!

«Я хочу знать, а не верить!». Медитативный шедевр Ингмара Бергмана, подобный видениям, которые подлиннее самой реальности! Крестоносец Антониус Блок и его оруженосец Йонс возвращаются из Святой земли на родину, где свирепствует чума. Прагматичный Йонс смотрит на мир скептически, не веря ни в Бога, и в черта. В отличие от него, философ Блок мучается поисками Бога. При этом, его устроит любой результат. Главное – он хотел бы знать наверняка. Однажды на пути Блока появляется Ангел Смерти. Рыцарь предлагает ему сыграть партию в шахматы на собственную жизнь. Во время по дороге домой к Блоку присоединяется семья актеров, немая служанка и кузнец со своей неверной женой. Никто из них не знает, что это путешествие – со Смертью. Или это не так? Такие фильмы надо смотреть на одном дыхании, чтобы не растерять послевкусия. Великий русский режиссер Алексей Герман уверял, что променял бы весь кинематограф на картину Бергмана о бедном рыцаре, играющем в шахматы со Смертью. И, возможно, его незавершенный фильм «Трудно быть богом» был своеобразным ответом «Седьмой печати». Поиски истины – дело не только сложное, но и безнадежное. Ведь даже достижение результата может вызвать разочарование. Над вопросами, которые упорно задает крестоносец, его оруженосец просто посмеивается. Ведь не верить и не знать – проще и безопасней. Это родним Блока и Йонса с Дон Кихотом и Санчо Пансой. Только ветряные мельницы находятся не в Ла-Манче, а на шахматной доске. 10 из 10

nikakap
nikakap27 июля 2018 в 21:33

У меня нет полномочий судить или оценивать Ингмара Бергмана, только безмерно восхищаться его работой! В этом фильме он выстраивает многогранную панораму вопросов и ответов на, пожалуй, самые животрепещущие темы практически для любого человека - что такое смерть и что такое Бог (и есть ли он). Бергман дает пищу для размышлений: как характер, темперамент и социальное положение героя влияют на его точку зрения. Знаково и то, кто переживает встречу со смертью, а кто нет. Выходит, смеяться над смертью - лучший способ ее отсрочить. Очень здорово, что действие фильма перенесено в Средневековье, где, с одной стороны, смерть гораздо сильнее воспринималась как некая стихийная, неподконтрольная человеку сила, а с другой, на гораздо более прочных позициях стояла религия. Поэтому несколько удивительно видеть сомневающегося в существовании Бога главного героя, если только не учитывать, что он получил небольшую отсрочку, чтобы найти ответ на самые главные и самые сложные для человека вопросы. Стоит отметить, как трепетно и ярко воссоздан скандинавский средневековый колорит, который становится, пожалуй, самым живым духом в этом фильме в противовес духу смерти. Наверное, можно часами потому что камера буквально проникает во внутренний мир персонажа, а иногда подсказывает зрителю, на что стоит обратить внимание. Конечно, актерская игра в бергмановской картине, как всегда, на высоте, но невозможно не отметить по-настоящему жуткий образ смерти, созданный Бенгтом Экеротом, с пронизывающим до костей взглядом. Именно такой он и необходим этому фильму. Как же прекрасны шведские фьорды даже на черно-белой пленке! Как они здорово передают могущество природы и стихии, и даже стихии смерти по отношению к судьбе человека! Восхвалять этот фильм можно до бесконечности, а если кратко, это настоящий кладезь нескончаемых и, возможно до конца не разрешимых, вопросов и загадок, эстетического и интеллектуального наслаждения!

fylosov
fylosov23 июля 2018 в 10:15
Наверное, это должно быть что-то религиозное.

Противоречивый фильм. Сюжет примерно следующий: Рыцарь возвращается из похода, встречает смерть, играет с ней в шахматы, встречает странствующих артистов и ведьму. Глядя на его лицо, напрашивается слово Измождён. Позже Оруженосец скажет, что любовь, полученная силой, иссушает. Это сильно. Главный герой фильма не Рыцарь, а его оруженосец. Он же является самым положительным персонажем. Сюжет не столько сложен, сколько мистфицирован. Меня не покидало ощущение, что поступки авторов не логичны, если рассматривать их с позиций современной морали, но ДОЛЖНЫ быть логичны с какой-то другой позиции. Увы, эту позицию режиссер так и не смог донести. От души посмеялся над смертью-дровосеком. Религиозные сцены вызывают отвращение. Думаю, так и задумывалось. Но я бы предпочёл какое-нибудь логическое обоснование, например внутренний диалог. Но нас макают лицом в помои. В финале вообще какая-то бессмыслица. Зачем? Почему? Плюсы: Харизматичный оруженосец. Достойная операторская работа. Местами нелогичность сюжета достаточно забавна. Минусы: Что автор хотел сказать, не понятно. Сцены мракобесия нарочито отвратительны.

Елена Гедуш
Елена Гедуш29 мая 2017 в 13:26
Игры со смертью

Через фильм проходит это слово - смерть. Вначале фильма рыцарь играет с ней в шахматы, дабы отсрочить конец. Далее, один из актеров говорит, что будет играть роль смерти. Позже, мужик рисует её пляшушей на стенах здания, оказавшегося на пути у главных героев. А потом и сама смерть одного за другим забирает персонажей. Кино мрачное, черно-белая съемка только добавляет масла в огонь. Сюжет поглощает. Так же в нем есть интересные мысли-цитаты, повествующие о таком бытовом и знакомому каждому. Суть фильма проста: она придет за каждым и избежать её будет нельзя. Тем самым режиссер как будто хочет поговорить со зрителем о бренности бытия, о черном и белом что есть в мире. О красоте и зле. О счастье и незаслуженнои страдании. О всем том, на чем стоит свет. 8 из 10

Морган Фриман
Морган Фриман26 апреля 2017 в 07:53

Фильм 'Седьмая печать' успел стать пусть не культовым, но широко известным в узких кругах. За какие заслуги? По крайней мере, интересна сама тема. Госпитальер Антониус вместе с оруженосцем Йенсом возвращаются в Европу после многих лет в Крестовых походах. Рыцарь видит, как изменилась его родина. В Европе свирепствует чума, а люди в этом обвиняют кого угодно, кроме себя. В картине блестяще показан быт того времени. Ровно как и неизменная безысходность, отсутствие какой-либо надежды на улучшение. Мародёрство, нищета. Даже ведьма, которую сжигают не взывает к Сатане, а молча принимает участь. Лучшее, что есть в фильме - это диалоги. Персонажи часто затрагивают тему смерти, бога, проблем того времени. При этом у каждого героя есть своя точка зрения. Создатели не встают ни на чью сторону, дают зрителю самому задуматься. Интересно ещё то, как трактуют Библию разные люди. По сути, фильм можно разобрать на цитаты. Помимо упомянутых мной тем, в картине поднимается и много других вопросов. Рассказывать обо всех будет очень долго, проще посмотреть один раз. Актёры. Ну, имена шведских актёров мне ни о чём не говорят. Отмечу лишь двух. Макса фон Сюдова. Он отлично отыграл Антониуса, скрывающего боль улыбкой. Ещё понравился Бенгт Экерот в образе ангела смерти. Отличное кино. Умное и эстетически прекрасное. 10 из 10