Убийство на улице Данте: отзывы и рeцензии

vadelma
vadelma1 июня 2010 в 23:12

Оказалось, я почти на тридцать лет моложе этого фильмя и посмотрела его впервые более чем через 50 лет после его создания. Но, честно говоря, я не заметила 'разницы в возрасте'. Это третий фильм М. Ромма, который я вижу и третий его фильм, который смотрится с огромным интересом. В его фильмах, хотя они сильно отличаются один от другого, есть что-то вневременное. Франция Ромма в этом фильме, наверное, обладает условностью подобной Англии И. Масленникова. Но при этом в картине есть некоторая 'легкость'. Не легковестность или водевильность, но скорее отсутствие какой-то советской нарочитости или ощущения спец заказа. Очень понравились актерские работы. Я не ожидала, что это может относится к Ростиславу Плятту, но я почти влюбилась в его героя. По крайней мере он вызывает очень живой отклик, потому как у Плятта получился очень органичный, 'вибрирующий' что ли образ. Образ, как и другие, меняющийся по ходу развития событий. Понравился Козаков, как и другие персонажи, он наиболее ярко раскрывается после первой трети фильма. Очень понравился Георгий Вицин, хотя у него здесь скорее эпизодическая роль. Максим Штраух, Евгения Козырева - тоже интерсно. Сюжет: более чем легко себе представляю, что возьмись за подобную историю другой режиссер того времени, более мэйнстримовский для 50-х гг. СССР, кто-то более заурядный - то и весь фильм получился бы совершенно иным. Но Ромму удается увидеть все 'тоньше', его подход не состоит из клише. Поэтому может быть этот фильм и интересно смотреть даже сейчас. Не думаю, что это высшая точка творчества Михаила Ромма. Это не то же, что 'Девять дней одного года', 'Обыкновенный фашизм' и несколько других его фильмов. Но как писал Г. Чухрай, то, что могло быть в некоторой мере для Ромма 'неудачей, было недостижимым уровнем для десятков других режиссеров'. Так что, на мой взгляд, достойный, интересный фильм. Не изменит ваше сознание с ног на голову, но я, например, смотрела его с большим удовольствием, увлеченно и он мне показал что-то новое. 8,5 из 10

svetletters
svetletters16 февраля 2025 в 05:40
О фашизме и детях

Фильм состоит из воспоминаний некогда известной актрисы Мадлен. В 1940-м году она вместе с сыном Шарлем и импресарио Грином приезжает во Францию. Страна расслаблена, несмотря на идущую в мире войну. Французы свято уверовали в то, что 'фюреру нужен не запад, а восток'. Но прямо во время спектакля выясняется о том, что немцы идут прямо к ним. Наши главные герои вынуждены бежать, но Шарль куда-то исчезает по пути, а потом возвращается при странных обстоятельствах, однако совершенно другим человеком. Мадлен не может поверить - неужели обожаемый ею сын мог примкнуть к фашистам? Фильм, несмотря на то, что смотрится легко, довольно тяжелый. Он реалистично показывает французское, может быть, даже европейское общество, которое относится к фашизму не как к чуме двадцатого века, а как к обычному политическому движению. И даже когда Франция занята врагом, многие продолжают жить как раньше, лишь слегка стесненные неудобствами. Но главная тема фильма связанна с Шарлем, обожаемым своей матерью, которая не хочет верить в связи сына с фашистами. Но в это ей поверить придется. В самом деле, фашизм не умер, пока он оказывает хоть какое-то влияние на молодёжь. И родителям действительно надо внимательнее смотреть за детьми, не надеясь, что 'мы как-то выросли, и они как-нибудь сами справятся'. Иначе трагедия Мадлен может повториться, причем неоднократно. Сценарий хороший, с прекрасными диалогами, разве что ближе к финалу действие было несколько затянуто. Актеры замечательно играли: Михаил Козаков, Ростислав Плятт, Георгий Вицин (в необычной для себя роли). Но больше всех хочется выделить игру Евгении Козыревой, она прекрасно вжилась в роль своей героини, ей просто хочется аплодировать. 8 из 10

yulilev
yulilev26 января 2020 в 07:50
'пусть маршируют'

В историко-сатирической картине о буднях в оккупированной 'франции' разоблачается миф о сопротивлении 'германскому империализму ' со стороны патриотов трехцветного государства и прямо показано как жандармские службы формируют из привилегированной молодежи фашистские нацистские группы. Молодой Казаков в узнаваемом образе городского стиляги в шарфе с гвардейской (победной) символикой блестяще играет типичного богатого чиновно-купеческого сынка, увлеченного идеями насилия и власти, являющегося одновременно и заложником (жертвой), и учеником как организатора пошлых водевильно-трактирных постановок Грина, во время которых происходят разные безобразия (намек на внутренние разборки между членами дома романбургов под видом 'мировой войны за глобальный порядок'). Так и своего отца - циничного журналиста-философа - носителя основ фашистских идей (намек на разных карлов геббельсов, канонизированных и мистифицированных пропагандой). В европейских предместьях легко угадываются курляндские 'западные' области, где и проживала трактирная знать, обогащавшаяся на 'славянской войне'. Ярко пародийный образ завсегдатаев провинциального кабачка, - трех крестьян с пиратскими трубками, играющими в карты, из-за которых убивают людей (по сюжету- заложников) - это великолепная сатира на так называемых лидеров антифашистской коалиции - кадетов иосифа чернова, франклина краснова и уинстона мамонтова, снимавшихся для голливудской хроники и занимавшихся организацией провокаций. В фильме также есть эпизод. где смело высмеивается военно-голливудская пропаганда про 'сталинградскую битву', когда посетители за пивными кружками откровенно смеются, слушая шпионские сплетни про 'взятого в плен Паулюса'. Очень любопытны персонажи молодых красавцев фашистов, которые олицетворяют диссидентско-пред-оттепельную 'творческую молодую интеллигенцию' из местной папуасской мещанской знати, чьими идеалами являются нажива и выгодный брак. И которые насаждали фарцовку и культы 'импорта' с лицемерной критикой 'сталинизма'. Фильм по настоящему правдив, несмотря на идеологический сюжет. Социально-психологический портрет советского общества середины 50-х и нового поколения, воспитанного на кастовых классовых законах, создан очень грамотно и предельно точно.

SunMan24
SunMan247 февраля 2012 в 04:19

Михаил Ромм, был одним из тех режиссеров, которые совмещали в своих фильмах красоту кадра и четкую повествовательную линию. Работая всегда в драматическом жанре, он наделял многих своих персонажей самоиронией и язвительной лексикой. Сценарий «Убийства на улице Данте» Ромм написал вместе с Евгений Габриловичем, до этой ленты они уже работали вместе над картинами «Человек №217» и «Мечта». Оператором был приглашен Борис Волчек, с ним Михаил Ильич снял большую часть своих кинолент. В главных ролях снялись дебютанты экрана - Евгения Козырева и Михаил Казаков. В этой картине Ромм обращается к его излюбленной теме – борьба с фашизмом. Свою битву с «потомством Гитлера» он закончит через несколько лет, в двух своих последних документальных лентах «И все-таки я верю» и «Обыкновенный фашизм». «Убийство на улице Данте» - это чисто «роммовский» фильм, в персонажах которого мы видим отражение той философии, которой верен сам режиссер. Не случайно многие герои, например персонаж Николай Комиссарова, в своей речи используют саркастический тон. Действующие лица киноленты постоянно отшучивается, подтрунивают друг над другом даже тогда, когда запах гибели весит в воздухе и выхода из сложившейся ситуации не видно. Современники Михаил Ильича говорят, что таким был сам Ромм, обладавший острым языком и большим сердцем. Оккупированная нацистами Франция, где и происходит действие фильма, показана для советского кинематографа достаточно хорошо. Преобладание яркой палитры красок в картине, заставляла советского человека верить в то, что перед ним не СССР, а манящая своей утончённостью страна Ги де Мопассана и Марселя Пруста. В свете последних событий в Европе и в России, фильм Михаила Ромма можно считать пророческим, Мысль о том, что зло невозможно убить, пока дети не будут ограждены от пагубного влияния разлагающей сознание философии, актуальна как никогда ранее. Схватка с фашизмом – борьба Катрин Лантье против варварской идеологией, жертвой которой становится неокрепший ум ее сына, оборачивается неминуемой трагедией. Вторая мировая закончится победой, но изуверский образ мышления, созданный Гитлером, остается жить в голове молодых людей, читающих «Mein Kampf» и бреющих на лысо свои головы.

ronny10
ronny104 июля 2014 в 00:20
Просто отличная лента

Из на этот момент трёх просмотренных мною картин М. Ромма, 'Убийство на улице Данте' мой явный фаворит. Этот фильм не философская притча, для определённого узкого круга людей. А талантливо и мастерски сделанная лента, которая будет понятна самой широкой аудитории. Довольно часто мы видим на экране интересную историю. Но у режиссёра не хватает мастерства сделать её качественной. Или же наоборот. Высокое исскуство, но смотреть его абсолютно неинтересно. Играя впрочем на протяжении всего фильма с тенями, у Ромма получилось то, и другое. За что ему и спасибо. Как и в предыдущих работах, Ромму удалось раскрыть характеры своих персонажей. Не надо слов, что бы понять что чувствуют герои. В том числе, и когда недоговаривают. Это лишь один из примеров. Также 'на улице Данте' имеются замечательные диалоги. Их приятно слушать, так как они понятны, ясны, узнаваемы, и просто идеально подходят к данным сценам. Да и сценарий в целом хорош. Очень понравилась игра актёров. Было интересно посмотреть например на Г. Вицина, в такой для меня непривычной роли. Этот актёр ведь остаётся у многих в основном в памяти по 'гайдаевским' комедиям. Также было для меня открытием увидеть молодого М. Козакова. Так как до этого видел его только уже исключительно в солидном возрасте. Нужно заметить, что в этом фильме, он красавчик. Как в прямом, так и в творческом плане. Его обаяние и актёрское мастерство поражают уже и в этом возрасте. Ещё нельзя забыть исполнительницу главной роли. Работа которой заслуживает высших похвал. Видно что она вжилась, и отдалась этой роли до последней капли. Во всяком случае без её труда ни её героиня, ни возможно картина в целом не создали бы такого эффекта на увиденное. 10 из 10

cyberlaw
cyberlaw30 марта 2025 в 02:44
Убийство на улице Данте

Надрывно. Театрально. Нравоучительно. Тяжело. Действие ленты происходит во Франции во время Второй мировой. Фильм рассказывает о французах. И это было более, чем амбициозно — переданы не только местный антураж, атмосферу, но и французский дух, настроения людей. Казалось бы, что могли авторы этого фильма знать о Франции тех лет? Впрочем, их мнение могло быть сформировано на основе кинематографа. «Ворон», «Молчание моря» и многие другие французские картины показали нам непримиримые противоречия, с которыми столкнулся французский народ в смертоносные сороковые. Похоже именно из них и была сформирована стилистика «Убийства на улице Данте». Нужно выделить блестящий постановочный талант авторов — они сумели представить советскую Ригу так, чтобы на экране перед зрителем не возникало никаких сомнений о том, что дело происходит во Франции. Стоит только взглянуть на атмосферу, которая была создана в деревенском кабачке, чтобы понять, что авторы передали действительно «французский воздух». Например, пожилой Николай Комиссаров в роли владельца этого кабачка Ипполита более походил на Жана Габена, нежели уроженца Санкт-Петербурга и двукратного лауреата Сталинской премии. Даже обладатель типично русской внешности Георгий Вицин тут преобразился в самого заурядного французского провинциала. Ну а своенравной французской актрисой Тибо стала Евгения Козырева, которая в реальной жизни в годы войны была секретарем политотдела 1-й воздушной истребительной армии. Найти во всех этих людях отпечаток Франции и сделать его убедительным было непростой задачей. Но режиссер Михаил Ромм и оператор Борис Волчек видимо сумели создать новое пространство. Вместо Евгении Козыревой перед нами появилась французская актриса Мадлен Тибо. И может показаться, что она была избыточно выразительной, переигрывала —так, это были именно переигрывания той самой Тибо. Без экспрессивных проявлений артистизма этой женщины бы и не было. Сюжет картины — это истерика, рассказ умирающей женщины. Она не может смириться со сложившимся положением вещей и темпераментно, во всех деталях рассказывает о том, как так сложилось, что она стала героем Сопротивления, а ее сын... Впрочем, давайте по порядку. Нам покажут Париж. Познакомят с циничной актрисой и ее импрессарио. Расскажут о том, как в силу своей импульсивности Мадлен Тибо бросила вызов фашистам. Мы переместимся в городок Сибур, потом в деревню. А при этом перед нами крупным планом будут проноситься портреты Мадлен Тибо, ее мужа, мужающего сына, отца и навечно платонически влюбленного в нее импрессарио. Шаг за шагом мы будем погружаться в котел непримиримых противоречий. И ведь каждый из действующих лиц должен будет сделать свой выбор. Кто-то останется с Францией, кто-то навсегда пронесет в себе восхищение Мюнхеном. 7 из 10