Оказалось, я почти на тридцать лет моложе этого фильмя и посмотрела его впервые более чем через 50 лет после его создания. Но, честно говоря, я не заметила 'разницы в возрасте'. Это третий фильм М. Ромма, который я вижу и третий его фильм, который смотрится с огромным интересом. В его фильмах, хотя они сильно отличаются один от другого, есть что-то вневременное. Франция Ромма в этом фильме, наверное, обладает условностью подобной Англии И. Масленникова. Но при этом в картине есть некоторая 'легкость'. Не легковестность или водевильность, но скорее отсутствие какой-то советской нарочитости или ощущения спец заказа. Очень понравились актерские работы. Я не ожидала, что это может относится к Ростиславу Плятту, но я почти влюбилась в его героя. По крайней мере он вызывает очень живой отклик, потому как у Плятта получился очень органичный, 'вибрирующий' что ли образ. Образ, как и другие, меняющийся по ходу развития событий. Понравился Козаков, как и другие персонажи, он наиболее ярко раскрывается после первой трети фильма. Очень понравился Георгий Вицин, хотя у него здесь скорее эпизодическая роль. Максим Штраух, Евгения Козырева - тоже интерсно. Сюжет: более чем легко себе представляю, что возьмись за подобную историю другой режиссер того времени, более мэйнстримовский для 50-х гг. СССР, кто-то более заурядный - то и весь фильм получился бы совершенно иным. Но Ромму удается увидеть все 'тоньше', его подход не состоит из клише. Поэтому может быть этот фильм и интересно смотреть даже сейчас. Не думаю, что это высшая точка творчества Михаила Ромма. Это не то же, что 'Девять дней одного года', 'Обыкновенный фашизм' и несколько других его фильмов. Но как писал Г. Чухрай, то, что могло быть в некоторой мере для Ромма 'неудачей, было недостижимым уровнем для десятков других режиссеров'. Так что, на мой взгляд, достойный, интересный фильм. Не изменит ваше сознание с ног на голову, но я, например, смотрела его с большим удовольствием, увлеченно и он мне показал что-то новое. 8,5 из 10
Фильм состоит из воспоминаний некогда известной актрисы Мадлен. В 1940-м году она вместе с сыном Шарлем и импресарио Грином приезжает во Францию. Страна расслаблена, несмотря на идущую в мире войну. Французы свято уверовали в то, что 'фюреру нужен не запад, а восток'. Но прямо во время спектакля выясняется о том, что немцы идут прямо к ним. Наши главные герои вынуждены бежать, но Шарль куда-то исчезает по пути, а потом возвращается при странных обстоятельствах, однако совершенно другим человеком. Мадлен не может поверить - неужели обожаемый ею сын мог примкнуть к фашистам? Фильм, несмотря на то, что смотрится легко, довольно тяжелый. Он реалистично показывает французское, может быть, даже европейское общество, которое относится к фашизму не как к чуме двадцатого века, а как к обычному политическому движению. И даже когда Франция занята врагом, многие продолжают жить как раньше, лишь слегка стесненные неудобствами. Но главная тема фильма связанна с Шарлем, обожаемым своей матерью, которая не хочет верить в связи сына с фашистами. Но в это ей поверить придется. В самом деле, фашизм не умер, пока он оказывает хоть какое-то влияние на молодёжь. И родителям действительно надо внимательнее смотреть за детьми, не надеясь, что 'мы как-то выросли, и они как-нибудь сами справятся'. Иначе трагедия Мадлен может повториться, причем неоднократно. Сценарий хороший, с прекрасными диалогами, разве что ближе к финалу действие было несколько затянуто. Актеры замечательно играли: Михаил Козаков, Ростислав Плятт, Георгий Вицин (в необычной для себя роли). Но больше всех хочется выделить игру Евгении Козыревой, она прекрасно вжилась в роль своей героини, ей просто хочется аплодировать. 8 из 10
В историко-сатирической картине о буднях в оккупированной 'франции' разоблачается миф о сопротивлении 'германскому империализму ' со стороны патриотов трехцветного государства и прямо показано как жандармские службы формируют из привилегированной молодежи фашистские нацистские группы. Молодой Казаков в узнаваемом образе городского стиляги в шарфе с гвардейской (победной) символикой блестяще играет типичного богатого чиновно-купеческого сынка, увлеченного идеями насилия и власти, являющегося одновременно и заложником (жертвой), и учеником как организатора пошлых водевильно-трактирных постановок Грина, во время которых происходят разные безобразия (намек на внутренние разборки между членами дома романбургов под видом 'мировой войны за глобальный порядок'). Так и своего отца - циничного журналиста-философа - носителя основ фашистских идей (намек на разных карлов геббельсов, канонизированных и мистифицированных пропагандой). В европейских предместьях легко угадываются курляндские 'западные' области, где и проживала трактирная знать, обогащавшаяся на 'славянской войне'. Ярко пародийный образ завсегдатаев провинциального кабачка, - трех крестьян с пиратскими трубками, играющими в карты, из-за которых убивают людей (по сюжету- заложников) - это великолепная сатира на так называемых лидеров антифашистской коалиции - кадетов иосифа чернова, франклина краснова и уинстона мамонтова, снимавшихся для голливудской хроники и занимавшихся организацией провокаций. В фильме также есть эпизод. где смело высмеивается военно-голливудская пропаганда про 'сталинградскую битву', когда посетители за пивными кружками откровенно смеются, слушая шпионские сплетни про 'взятого в плен Паулюса'. Очень любопытны персонажи молодых красавцев фашистов, которые олицетворяют диссидентско-пред-оттепельную 'творческую молодую интеллигенцию' из местной папуасской мещанской знати, чьими идеалами являются нажива и выгодный брак. И которые насаждали фарцовку и культы 'импорта' с лицемерной критикой 'сталинизма'. Фильм по настоящему правдив, несмотря на идеологический сюжет. Социально-психологический портрет советского общества середины 50-х и нового поколения, воспитанного на кастовых классовых законах, создан очень грамотно и предельно точно.
Михаил Ромм, был одним из тех режиссеров, которые совмещали в своих фильмах красоту кадра и четкую повествовательную линию. Работая всегда в драматическом жанре, он наделял многих своих персонажей самоиронией и язвительной лексикой. Сценарий «Убийства на улице Данте» Ромм написал вместе с Евгений Габриловичем, до этой ленты они уже работали вместе над картинами «Человек №217» и «Мечта». Оператором был приглашен Борис Волчек, с ним Михаил Ильич снял большую часть своих кинолент. В главных ролях снялись дебютанты экрана - Евгения Козырева и Михаил Казаков. В этой картине Ромм обращается к его излюбленной теме – борьба с фашизмом. Свою битву с «потомством Гитлера» он закончит через несколько лет, в двух своих последних документальных лентах «И все-таки я верю» и «Обыкновенный фашизм». «Убийство на улице Данте» - это чисто «роммовский» фильм, в персонажах которого мы видим отражение той философии, которой верен сам режиссер. Не случайно многие герои, например персонаж Николай Комиссарова, в своей речи используют саркастический тон. Действующие лица киноленты постоянно отшучивается, подтрунивают друг над другом даже тогда, когда запах гибели весит в воздухе и выхода из сложившейся ситуации не видно. Современники Михаил Ильича говорят, что таким был сам Ромм, обладавший острым языком и большим сердцем. Оккупированная нацистами Франция, где и происходит действие фильма, показана для советского кинематографа достаточно хорошо. Преобладание яркой палитры красок в картине, заставляла советского человека верить в то, что перед ним не СССР, а манящая своей утончённостью страна Ги де Мопассана и Марселя Пруста. В свете последних событий в Европе и в России, фильм Михаила Ромма можно считать пророческим, Мысль о том, что зло невозможно убить, пока дети не будут ограждены от пагубного влияния разлагающей сознание философии, актуальна как никогда ранее. Схватка с фашизмом – борьба Катрин Лантье против варварской идеологией, жертвой которой становится неокрепший ум ее сына, оборачивается неминуемой трагедией. Вторая мировая закончится победой, но изуверский образ мышления, созданный Гитлером, остается жить в голове молодых людей, читающих «Mein Kampf» и бреющих на лысо свои головы.
Из на этот момент трёх просмотренных мною картин М. Ромма, 'Убийство на улице Данте' мой явный фаворит. Этот фильм не философская притча, для определённого узкого круга людей. А талантливо и мастерски сделанная лента, которая будет понятна самой широкой аудитории. Довольно часто мы видим на экране интересную историю. Но у режиссёра не хватает мастерства сделать её качественной. Или же наоборот. Высокое исскуство, но смотреть его абсолютно неинтересно. Играя впрочем на протяжении всего фильма с тенями, у Ромма получилось то, и другое. За что ему и спасибо. Как и в предыдущих работах, Ромму удалось раскрыть характеры своих персонажей. Не надо слов, что бы понять что чувствуют герои. В том числе, и когда недоговаривают. Это лишь один из примеров. Также 'на улице Данте' имеются замечательные диалоги. Их приятно слушать, так как они понятны, ясны, узнаваемы, и просто идеально подходят к данным сценам. Да и сценарий в целом хорош. Очень понравилась игра актёров. Было интересно посмотреть например на Г. Вицина, в такой для меня непривычной роли. Этот актёр ведь остаётся у многих в основном в памяти по 'гайдаевским' комедиям. Также было для меня открытием увидеть молодого М. Козакова. Так как до этого видел его только уже исключительно в солидном возрасте. Нужно заметить, что в этом фильме, он красавчик. Как в прямом, так и в творческом плане. Его обаяние и актёрское мастерство поражают уже и в этом возрасте. Ещё нельзя забыть исполнительницу главной роли. Работа которой заслуживает высших похвал. Видно что она вжилась, и отдалась этой роли до последней капли. Во всяком случае без её труда ни её героиня, ни возможно картина в целом не создали бы такого эффекта на увиденное. 10 из 10
Надрывно. Театрально. Нравоучительно. Тяжело. Действие ленты происходит во Франции во время Второй мировой. Фильм рассказывает о французах. И это было более, чем амбициозно — переданы не только местный антураж, атмосферу, но и французский дух, настроения людей. Казалось бы, что могли авторы этого фильма знать о Франции тех лет? Впрочем, их мнение могло быть сформировано на основе кинематографа. «Ворон», «Молчание моря» и многие другие французские картины показали нам непримиримые противоречия, с которыми столкнулся французский народ в смертоносные сороковые. Похоже именно из них и была сформирована стилистика «Убийства на улице Данте». Нужно выделить блестящий постановочный талант авторов — они сумели представить советскую Ригу так, чтобы на экране перед зрителем не возникало никаких сомнений о том, что дело происходит во Франции. Стоит только взглянуть на атмосферу, которая была создана в деревенском кабачке, чтобы понять, что авторы передали действительно «французский воздух». Например, пожилой Николай Комиссаров в роли владельца этого кабачка Ипполита более походил на Жана Габена, нежели уроженца Санкт-Петербурга и двукратного лауреата Сталинской премии. Даже обладатель типично русской внешности Георгий Вицин тут преобразился в самого заурядного французского провинциала. Ну а своенравной французской актрисой Тибо стала Евгения Козырева, которая в реальной жизни в годы войны была секретарем политотдела 1-й воздушной истребительной армии. Найти во всех этих людях отпечаток Франции и сделать его убедительным было непростой задачей. Но режиссер Михаил Ромм и оператор Борис Волчек видимо сумели создать новое пространство. Вместо Евгении Козыревой перед нами появилась французская актриса Мадлен Тибо. И может показаться, что она была избыточно выразительной, переигрывала —так, это были именно переигрывания той самой Тибо. Без экспрессивных проявлений артистизма этой женщины бы и не было. Сюжет картины — это истерика, рассказ умирающей женщины. Она не может смириться со сложившимся положением вещей и темпераментно, во всех деталях рассказывает о том, как так сложилось, что она стала героем Сопротивления, а ее сын... Впрочем, давайте по порядку. Нам покажут Париж. Познакомят с циничной актрисой и ее импрессарио. Расскажут о том, как в силу своей импульсивности Мадлен Тибо бросила вызов фашистам. Мы переместимся в городок Сибур, потом в деревню. А при этом перед нами крупным планом будут проноситься портреты Мадлен Тибо, ее мужа, мужающего сына, отца и навечно платонически влюбленного в нее импрессарио. Шаг за шагом мы будем погружаться в котел непримиримых противоречий. И ведь каждый из действующих лиц должен будет сделать свой выбор. Кто-то останется с Францией, кто-то навсегда пронесет в себе восхищение Мюнхеном. 7 из 10