Фильм — восхищение. Фильм — посвящение. Фильм — прорыв. Фильм — объяснение в любви. Фильм — научная конференция. Выбирайте правильный ответ по своему вкусу. Герасимов посчитал нужным сделать фильм многоуровневым. Именно поэтому в ленту включены и многочисленные размышления о выборе жизненного пути молодыми женщинами, и научно обоснованные тезисы об улучшении экологии Байкала, и патриотическая линия, настаивающая на любви к своей земле. Это совсем разные культурологические пласты. Поэтому сюжетная линия зачастую сбивается. И уже минуте к пятнадцатой зритель понимает, что Герасимов не настаивает на линейности. Он стремится показать жизнь. Будто «Приключение» Антониони переносят на российскую почву. Да, тут никто не будет потерян, зато не обойдется без расставания. В этом потоке сознания проскальзывают образы настоящих героев своего времени. Это и читающая «Скифов» Блока в библиотеке Лена Бармина — Белохвостикова, и искренний, близкий к истокам Василий Черных (Шукшин), и деловитый Геннадий Яковлев (М. Ножкин), и активная Валя Королькова (Теличкина). Каждый из этих образов ярок и эффектен, выразителен и надолго запоминается. Не случайно Теличкина и Шукшин второй раз после «Журналиста» изображают в сущности тех же самых персонажей. Причем они взаимодополняют друг друга. Королькова активна и поверхностна, Бармина склонна к рефлексии. Чувствительность Черных противостоит заточенности на результат Яковлева. Так что, когда Вам скажут, что в 60-е в Союзе кроме Тарковского не снимали авторские фильмы — можете смело опровергать — два фильма Герасимова («Журналист» и «У озера», снятая в 1969 году) тому недвусмысленное подтверждение. Не шедевр, но лента актуальна и в наши дни, а соответствующая тогдашней моде стилистика заставляет поверить в то, что не так уж все было односложно в СССР 7 из 10
Сергей Герасимов был мастером советского кино с эйзенштейновским размахом. Все его работы заточены на прославление побед СССР, под руководящей линией КПСС, на воспитание «нового человека». У этого режиссера герои всегда ходят как по струночке, говорят сногсшибательными фразами, как на комсомольском и партийном собраниях, — возражения не принимаются. Таким фильмам был зеленый свет, потому что выдуманные истории и герои давали пример желаемых героев по жизни, с громкими пафосными речами, — и актеры талантливо их показывали. Советский рабочий, учитель, ученый, журналист, руководитель или школьница у Герасимова — это всегда очень культурный и глубоко чувствующий человек, они трудятся по-стахановски, ходят в библиотеку, участвуют в интеллектуальных диспутах и целомудренно любят друг друга. Все трудовые успехи всегда публикует советская пресса. Таков образ руководителя стройки завода Черных, который, выполняя свое большое дело, не совсем засоряет Байкал, а с большим душевным переживанием. Василий Макарович и по жизни работал на партийной руководящей должности, — этот факт помогает ему убедить в правдивом образе зрителя. Герасимовские герои не могут просто жить, — не побеждая, не споря, не борясь, потому что коммунисты всегда борются: с врагами, с непокорной природой, с помехами партийным делам. У них такая жизнь- борьба, а покой им только снится. Все любителям герасимовского кино рекомендую этот фильм. 6 из 10
Гениальный фильм, вторая картина не менее гениальной трилогии о людях шестидесятых годов прошлого века. На мой взгляд, помимо всего остального, интересны следующие моменты: «У озера», как и ряд других замечательных фильмов Сергея Аполлинариевича Герасимова, обладает интересным свойством — неспешное, несколько даже отвлеченное начало действия, и внезапное осознание полного погружения в картину. Проходит совсем немного времени, и ты уже незаметно полностью вовлечен в события. Второе. Это то, что как во всех картинах трилогии, так, и в других фильмах режиссера, имеется множество конфликтов, противопоставления различных групп, явлений, рассматриваемых с самых разных сторон. Это, например, город и деревня, отцы и дети, прошлое и будущее, природа и промышленность, рабочие и интеллигенция, продолжать можно долго — это есть в каждом эпизоде. Сталкивая между собой, рассматривая с различных точек зрения, при этом, не занимая однозначной позиции, оставаясь в стороне и предоставляя возможность выбора для зрителя. В картине нет отрицательных персонажей, но при этом есть глубокие конфликты, мотивы, герои и развитие. Искусство. То, что, на мой взгляд, сегодня остро недостает отечественному, да и зарубежному также, кинематографу. Третье. Это сквозная тема для всех фильмов трилогии — вопрос о том, что такое счастье. Ответы из каждого фильма уникальны, но при этом в той или иной степени применимы и к другим картинам — любовь, борьба, человечность, достоинство. «У озера» — это картина актуальная для любого времени и для любой страны, это пример концентрации в искусстве лучшего, что есть в людях. 10 из 10
Сергей Герасимов — повторю за многими зрителями — наше национальное достояние. Не менее важное и нужное, чем Толстой и Чехов. Великий гуманист Герасимов — плоть от плоти русской классической литературы, прямой её продолжатель в кинематографе. Фильм «У озера» входит в трилогию о людях 60-х годов: «Журналист», «Любить человека». Семья Барминых — потомки декабристов. Для Герасимова это крайне важно. Ведь они потомки и Пьера Безухова, и Наташи Ростовой. Главная героиня фильма так же мечтает у окна, как Ростова. Она так же чиста. Она — живой человек, который живёт у чистого озера Байкал. Герасимов — не только умный режиссёр и талантливый писатель (его сценарии — это всё-таки книги), он ещё и учитель большинства наших великих артистов. Его диалоги, мизансцены, построение кадра — всё нацелено на достоверность. У педагога-Герасимова по традиции главная роль у ученицы. Белохвостикова ни на минуту не уступает в мастерстве опытному Вячеславу Шукшину. Она читает Блока — и это вершина, которые редко бывают в кино. А в фильме «У озера» таких вершин не перечесть: и рассказ об отце прямо на камеру, и свидание у сломанного дерева. Каждый эпизодический герой — не забыт, у каждого своя история. Герасимов задолго до многих модных ныне режиссёров научился делать кино умным и достоверным. Его героиня говорит прямо на камеру — театральный приём позволяет добиться предельной искренности и стирания границы между экраном и зрителем. А как он начинает фильм, как он показывает нам впервые свою героиню? Так умели только Толстой с Чеховым — начать с середины, словно жизнь течёт, а мы идём мимо, становимся случайными свидетелями важных событий. Насколько все реплики в этом фильме похожи на живую речь, как актёры произносят эти слова — словно только что они у них появились. Предельная достоверность. Все великие художники были всегда прозорливцами. Герасимов снял фильм про строительство условного завода на Байкале и угадал наше время. Если Блок в 18 году написал «Скифы», зная про вторую мировую, то Герасимов, цитируя Блока, словно знает про наше время, когда Россия опять на обочине. У этого режиссёра можно учиться любить свою страну. Без придыхания, без оглядки на политиков. С оглядкой только на хороших людей. С какой любовью Сергей Герасимов рассказал о Байкале — словно это его Родина! Он любит не только озеро, он любит молодежь из местной самодеятельности, украинского художника, который обожает свою жену-бурятку, даже собаку любит, собаку по кличке Роза. «Нельзя прожить всю жизнь у озера», — говорит героине отец. «Но ты же прожил». У озера — это значит прожить жизнь честно и по правде. Герасимов вновь задает вопрос «что такое счастье». Счастье — это любить. И жить у озера — оставаться таким же чистым и прозрачным, как Байкал. Беречь это озеро — условное и настоящее. От заводских труб, от плохих людей. «Мир велик. Каков человек — таким и мир откроется ему». Некоторым дано прожить всю жизнь у озера — если они того достойны. Герасимов — из их числа. И он пытается взять нас с собой на берег. Героиня вернётся на Байкал. «Когда силы мои окрепнут, когда уйдет боль». «Надо стать сильной, как отец». И у Черных «цель» осталась. И любовь может быть. Надо пока только увидеть, как этот мир велик. Вырасти надо, подумать. И найти человека, который был бы так же достоин и высок, как отец. 10 из 10
Я знала, что есть такой фильм, но просмотр как-то откладывался, забывался. А тут прям торкнуло. И настроение было подходящее. В этом фильме Сергей Аполлинариевич Герасимов бесподобно снял весь свой курс, всех своих любимцев — Белохвостикову, Еременко, Спиридонова, трех Наташ: Аринбасарову, Бондарчук, Гвоздикову… Великолепные, запоминающиеся роли у Шукшина и Жакова. Валентина Теличкина в роли журналистки Вали. С первых кадров поняла, что напишу про это кино — обязательно! Так велико желание и впечатления. Иркутская область — моя Родина. Я всё-всё про нее знаю! Всё мне здесь близкое, понятное. В начале восьмидесятых мой дядя был кем-то вроде администратора на базе одного из научно-исследовательских институтов в Прибайкальском национальном парке. Несколько лет назад наткнулась по телеку на документальный фильм, снятый москвичами о Байкале. Минут двадцать сидела, открыв рот — ну до чего картинки красивые! А потом слух споткнулся о фразу и поняла: люди совершенно не знают и не понимают того, о чем они снимают. Интерес иссяк, осталось разочарование. Фраза была такая «буряты — земледельцы». А Герасимов знал и любил эти места! Меня потрясла эта дотошность, с которой режиссер подошел к материалу, этот восторженный трепет, который вложили авторы в уста главной героини — Леночки Бурминой. Очень верные картинки быта — будто вернулась во времена детства. Узнаваемые места, верные детали, то, чем люди жили, как отдыхали, во что верили. Диалоги обалденные! Вся квинтессенция жизни в этих диалогах. И благодаря им фильм получился каким-то совершенно не советским по духу, будучи абсолютно советским по атмосфере. Я бы определила этот фильм в одну категорию с «Человек родился» с незаслуженно забытой чудесной актрисой Ольгой Бган и «Весной на Заречной улице». Какой-то веет над всем этим дух свободомыслия, цельности, подлинности — свежий отголосок хрущевской оттепели. Мне понравилась одна из ведущих тем фильма, которая еще более актуальна в эпоху глобализации: человек и природа. Полемика между так называемыми «цивилизаторами» и теми, кто радеет за сохранение природы. Показателен в этом смысле диалог руководителя крупного промышленного предприятия и молодого научного сотрудника исследовательской лаборатории: -Вы что же, вообще против освоения Сибири? Это, знаете, даже как-то удивительно. -Откуда Вы это взяли? Речь идет о сохранении природы. -Давайте сразу уточним: человек для природы или природа для человека? -А вот это демагогия… я только хочу сказать, что человек — тоже часть природы. К тому же зависимая часть. -Но мыслящая, что весьма существенно! Прелесть юности — режиссер с этими ребятами будто переживает вторую молодость: прощание со школой, первые влюбленности — придуманные и настоящие, первые взрослые прически вчерашних школьниц, первые взрослые проблемы, с которыми приходится столкнуться, выбор гражданской позиции. Собственно, любовь — это и есть вторая, параллельная линия фильма. Чудная картинка: идет молоденькая, стройная как березка, Белохвостикова, а за ней Еременко с топором. Турист-студент из славного города Ангарска. И она по нему даже немножечко страдает, а потом влюбляется — молниеносно и незаметно — в героя Шукшина. И как она все это анализирует, как здраво рассуждает, вызывает одновременно и улыбку, и щемящее чувство в груди. И живет такая девочка — сначала под крылом отца, потом одна. И все вокруг в нее влюбляются. Потому что действительно нереальная, необыкновенная. И для нее все действительно начинается. Я верю, что она все преодолеет и вернется к истокам, к своему озеру. Сейчас мы уже знаем, чем закончилась история с БЦБК. А Байкал, слава Богу, и ныне жив, величественен, катит свои древние воды и все мы — песчинки на дне его.
Фильм, главное действующее лицо которого — режиссёр. Сценарий и постановка захватывают с первых минут, держат в невероятном напряжении каждым кадром, каждой репликой, и кажется, что игра актёров — это только фон, задний план, который может быть тем или иным, которого может и не быть, — настолько сильно влияние художественного замысла режиссёра и его воплощения на экране. Но актёры играют хорошо. Хорош пассажир (Кузьменков) — бывший зэк, хороша тройка, влюблённая в Наташу Белохвостикову, по-своему хороша корреспондент Королькова. Какой нестандартный подход! Здесь Вам не классический любовный треугольник, а совсем неклассический четырёхугольник. Сколько мы видели и слышали признаний в любви, начиная c Татьяны Лариной к Онегину! Но такого признания, каким нас попотчевал Сергей Герасимов, не часто увидишь. …Она после демонстративного визита к ней в библиотеку жены директора целлюлозно-бумажного комбината Черных, не вызывающего сомнений в её цели, звонит Черных и назначает встречу у сломанного дерева на дороге в Танхой. Никаких Вам длинных разговоров о любви, — не сказано ни одного слова при-знания — это не 178 серий мыльной оперы: «А шо он сказал?», «А шо сказала она?», «А шо — он?», «А шо — она?»… … Дует сильный холодный ветер. По Байкалу рвутся пеной волны — «неспокойно синее море». Она торопливо полуидёт-полубежит на встречу с ним. Сколько в ней стремления!, правды!!! А какой ошеломляющий текст, рвущийся из груди: « Девчонкой я видела сон, который не хочу вспоминать. Когда проснулась, я сказала себе: «Если б что-нибудь подобное случилось со мной в жизни, я пере-стала бы жить». И вот это случилось, а я живу. Я никогда не думала, что можно так ненавидеть человека, пережить такую боль и унижение… И вот я живу». Какое полное возмущения лицо ещё девочки, юной Натальи Белохвостиковой! В этот момент она играет две роли: роль героини, и роль «голоса за кадром». Такое придумать!, так сыграть!, — мороз по коже. Подбегает, увидела его, — он стоит под огромным корнем опрокинутого дерева, — остановилась… Их лица серьёзные, решительные, — что сейчас будет?, — предугадать невозможно до последнего мгновения, — а он прост, как всё гениальное, — ни слова не говоря, она подходит к нему и бросается в его объятия. Её лицо в слезах. И он с трудом сдерживает слезу. По-прежнему — никаких слов, никаких жадных поцелуев. Только взгляд её больших глаз — глаза в глаза. Он по-отечески вытирает слёзы с её лица, и лишь в самом конце этой сцены — нет, не целует, — а только касается губами её виска. Вот и всё признание в любви. Но советские моральные устои не дали развиться этой любви. Положительная советская героиня не должна отбивать мужа у советской семьи. Режиссёром было сказано очень дерзкое слово: «Счастье, — это не построение коммунизма. И женатый советский человек, положительный со всех сторон герой оставляет за собой право быть счастливым с любимой, которая не его жена». Вот этот текст с экрана. Бессонной ночью в преддверии разлуки с любимой встречаются Кеша и Черных. Ч: Ну что стоишь? К: Так ведь вот… Вот смотрю. Понаработали мы здесь изрядно. Понарушили, что смогли, понаставили, что сумели, — а счастья нет. - Это как? - Да вот так: счастья нет! - Э-эх, куда тебя повело. - Куда? Туда же, куда и тебя. - Счастья ему, видите ли, нет. А это что? (показывает на построенный завод) - Это завод. (Герасимовский юмор)… Ч: … Ходит по улице, счастье ищет. К: Слушай, так ведь каждому нужно. - Нужно-то нужно. - Ну! - Так надо разобраться в этом. - Разобраться… Ч: Штука сложная, каждый понимает по-своему… Что такое счастье? Я бы сказал так: Счастье — это ясная, осознанная и общественно-полезная цель. Цель — вот, что такое счастье… - Только цель-то у нас была одна. - Что-что-что? Что?! - Да я говорю: цель-то у нас была одна, — во как! Черных делает паузу и спокойно и ясно даёт знать: - То есть, как это «была»? Она, ведь, как была, так она и есть. Вот так вот. - Ну, ты силён! - А ты как думал? - Слушай, Василий Васильевич, ты же интересный человек! - В этом мире, Кеша, всё интересно. И много неожиданного. Учти. Мораль: умудрённый жизнью Черных оставляет за собой право иметь счастье любить не свою жену, а молодая Белохвостикова с идеализированным сознанием такого себе не может позволить. Конец фильма поставлен так, что зритель не может не осуждать (правда, не всякий зритель) поступок главной героини: «Что же ты делаешь, глупышка?!» Но она сделала это. И сейчас не могу сказать, что бы сделало картину лучше: тот финал, который есть, или тот, который мог бы быть, если следовать мудрости Черных. Наверное, — каждый из них. Ведь главное действующее лицо фильма — не актёры и сценарист, а режиссёр!!!
Сегодня нельзя не восхититься прозорливости и гражданскому мужеству одного из крупнейших советских режиссеров Сергея Герасимова еще 40 лет назад во всеуслышание заявившего о том, что строительство целлюлозно-бумажного комбината у озера Байкал — чудовищная ошибка, чреватая самыми пагубными последствиями. «У озера» — фильм-диспут о человеке и природе, снятый в те времена, когда слово «экология», ныне известное любому первокласснику, было почти ругательным. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» — этот сомнительный во всех смыслах лозунг упрямо претворялся в жизнь многие годы. Фильм Герасимова подверг эту «истину» критической оценке, причем в мастерской форме, свойственной этому талантливейшему кинорежиссеру. В жанре киноромана о воспитании чувств и взрослении юной Лены Барминой (Наталья Белохвостикова), чья судьба неразрывно связана с уникальным озером и которая, после смерти отца, всю жизнь оберегавшего Байкал, продолжает его благородное дело, наталкиваясь на непонимание и раздражение окружающих людей. Картина замечательна по всем компонентам. Многие эпизоды, снятые почти в документальном, репортажном стиле, поражают своей достоверностью, и дают представление современному зрителю о том, как и чем жили советские люди в конце 1960-х гг. И, конечно же, благодаря фильму, мы до сих пор имеем возможность смотреть и наслаждаться замечательной игрой так рано ушедших от нас Василия Шукшина и Николая Еременко-младшего. Еще совсем молодых и таких красивых.
Мега фильм, к сожалению, сейчас нет большого интереса понимать (или поминать) старое, нет времени на спор по техническому развитию, если уже и приближать себя к природе, то вперед и только вперед, не задумываясь, рубить и отдыхать так, чтобы не только щепки летели… Рассказ идет от молодой, своенравной девушки, но действительно, это повесть от другого, неизвестного автора, который видит происходящее чужими глазами, живет своим умом, не передает всех подробностей, сохраняя долю неизвестности и недосказанности, но не пускаясь в сплетню. История освоения Байкала, взаимоотношений человека, и природы, и вообще важного. Глубина тем социальных, нравственных, проблем экологии, личного, задета глубоко, но намеренно не раскрыта полностью. Не легкий разговор, как нельзя доброе превращать в злое, про красоту и работу, о счастье и лишнем куске, и как не мешало бы над всем этим хорошенько подумать. Фильм авторитетного человека, с участием серьезных и мыслящих людей, молодого поколения. Обратите внимание на сцены в поезде, как мимо проезжающих мыслей, возникающие у промелькнувших людей, когда едешь и видишь, как например, девушка с книжками идет… и там, за окном, целая жизнь. Наталья Белохвостикова и Шукшин, может лучшие их роли, в отрезках другой жизни. Запомнил его слова о счастье, как ясной живой цели, её шаг решить свою судьбы, словами отца: где главная сила — в развитии мира, борьба. И каков человек, таким и мир откроется ему. Добавлю. «Нравственность всегда есть правда…» Никогда не поздно увидеть и правду, и кривду, и «как бы дело не обернулось, этот разговор был не в пустую».
Чем хороши фильмы шестидесятых — так это интересом к обыденному — и к красоте повседневности, и к рядовому человеку. Они прекрасны этим своим намерением делать главным героем человека из толпы, такого как мы все, такого, как ты, зритель. Отсюда и любимый прием тогдашних режиссеров и операторов — показать сначала повседневный фон, показать персонажей, которые и не персонажи вовсе — и только потом явить зрителю главного героя, как бы нечаянно, наугад выхваченного из этого окружения. Может быть, это и наивно, но до невероятия мило. Именно мы и знакомимся с Леной Барминой — просто летний день, просто юная девушка, бредущая по берегу Байкала. И нельзя ведь сказать, что дальше мы узнаем ее историю, потому что нельзя сказать, что фильм рассказывает какую-то связанную историю, построенную по принципам классических поэтик. Здесь нет завязки сюжета, интриги, развязки и катарсиса в конце. Мы просто видим повседневную жизнь нескольких человек на протяжении нескольких лет. Нескольких хороших, умных, многомерных, обычных, незаурядных человек. И удивительное дело — это бессюжетное повествование невероятно интересно смотреть, потому что оно многопланово, потому что оно умело соединяет глобальные проблемы века с личной историей каждого человека. Здесь и проблема загрязнения Байкала как часть более глобальной проблемы — загрязнения планетарного масштаба, которое именно тогда стало осознаваться как катастрофа, как причина отойти от концепции покорения природы к идее гармоничного сосуществования с ней. Здесь и трогательный портрет провинциальной повседневности. Невольно подумалось — это ведь не требование толерантности, это банальная бытовая правда, что среди одноклассников Лены половины — буряты, что ее лучшая подруга — бурятка… Вот так, без лозунгов, не в рамках политической кампании, а просто и естественно — и так — лучше. Еще подумалось — сколько же здесь женщин в заметных ролях. И женщины эти разные, и говорят они друг с другом совсем не только о любви, как будто нарочно стараются пройти тест Бехдель, даже не догадываясь о его существовании. … И, конечно же, здесь история взросления и эмансипации Лены Барминой. Пожалуй, мне именно эта тема показалась центральной. Леня должна вырасти, оторваться от родительского дома, отца, родного озера и стать самостоятельной личностью, а не поклонником у пьедестала своего кумира, какой мы видим ее в начале фильма. Эта сложная задача, и мы расстаемся с Леной в самом начале пути, но я почему-то знаю, что она сможет, задатки человека в ней есть. Лена Бармина — самая земная, самая обыденная роль Белохвостиковой. Да, Лена максималистка, кажется даже немного выпендрежницей, но по сравнению с другими ролями этой актрисы она проста е трогательно естественна, потому что в этом фильме никакая манерность, никакая наигранность недопустимы.