Уже посмотрев в осознанном возрасте, начинаешь понимать? за что этот мультфильм любят не только дети. Копая глубже, изучая символизм произведения, начинаешь понимать, что это шедевр. И теперь, хочется поделиться своими наблюдениями, включающие в себя каждый элемент повествования. Я думаю, суть заключена в простом принципе: что друзья и близкие, важнее несбыточной мечты или абстрактного счастья. Думаю, попадая в туман ёжик проходит жизненный путь: В начале, ёжик идёт к своему другу, но дальше на его пути появляется далёкая мечта в облике Лошади, и тут же он отбиваясь от маршрута идёт к ней, символизируя юность, начало карьеры и отдаление от друзей. Вступая в взрослую, неизведанную жизнь, на ёжика сваливаются трудности и испытания: фигура отдалённого слона, (возможно понимание своей незначительности перед уже господствующими силами), что даже не позволяют подержать листочек с дерева; летучие мыши олицетворяющие страхи; и сова похожая на 'Тень' по К.Г. Юнгу, идущую за нами всю жизнь, несущую в себе скрытые психические установки 'Псих!'. Дерево, это та самая стабильность, к которой мы все стремимся «пустить корни», но прогнившее внутри, символизирующие жизненный застой, и тут же ёжик и теряет смысл своего начального пути (отнести варенье другу). Продолжая свою жизнь, лишённую смысла он встречает любовь (два огонька), ненадолго заполняющую его пустоту, которая вскоре перерастает в экзистенциальный кризис (кризис среднего возраста) со всеми прожитыми, трудными мыслями молодости. Теперь ему осталось лишь смотреть на то, как же живут другие, например - безмятежно зевающая собака, которая в свою очередь напоминает о изначальном пути - всовывая ему потерянное варенье, и тут, сразу же отдалённо слышен зов медвежонка. В итоге ёжик падает в реку (возможно Стикс, а рыба перевозчик душ Харон) как символ смерти. И тут наступает конец жизненного пути, с утерянным смыслом жизни. Плывя ёжик безразлично вспоминает свою мечту (белую лошадь). Но вдруг происходит Чудо! Мы видим бабочек мотыльков являющиеся символом перерождения. Тот самый туман, что являлся порталом для получения жизненного опыта пропадает, и мы возвращаемся в реальность, где ёжик осознал, что та недостижимая мечта (лошадь в тумане) не может заменить подлинную жизненную ценность- душевную теплоту, родных и близких. По началу, мне казалось, что я ищу смысл, там где его нет, но после просмотра другого творения Норштейна 'Сказка сказок', на этот счёт, не осталось никаких сомнений. Рекомендую всем, кто ещё не смотрел, обязательно ознакомиться с этим шедевром. 10 из 10
Этот мультфильм в 2003 году на Международной конференции был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов. А все почему? Потому что это пример абсолютно свободной интерпретации событий. Сам уважаемый Юрий Норштейн заявил: 'Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в Ёжике в тумане произошёл счастливый случай совпадения всех элементов.' Вся суть в том что атмосфера фильма не дает однозначного ответа, в чем смысл этого мультфильма. Режиссер просто снял незамысловатую историю, но снял ее так, что теперь каждое поколение, каждый человек видит во всей загадочной атмосфере что-то скрытое, и каждый раз находит. Для кого то этот мультик просто пример сказки, путешествия умилительного зверька по темному лесу, кто то же ищет в немногословных фразах Ежика какой то скрытый смысл, для кого то же это просто ночной кошмар детства, эдакий советский нуар-триллер. Для кого то это просто история. И по моему мнению, именно в этой неоднозначности, амбивалентности и заложена шедевральность сия творения. 9 из 10
Очень многие твердят, что этот мультфильм наполнен глубокой философией, и что ничего подобного не снимали ни до, ни после. Признаюсь, в годы детства «Ёжик в тумане» меня совершенно не привлекал из-за своих серых и мрачных тонов, но позднее я подрос и даже полюбил мрачность. А раз так, то настал момент полноценного знакомства. Итак, Ёжик идёт в гости к медвежонку, чтобы посидеть под открытым небом и посмотреть на звёздное небо, а по пути наш герой попадает в туман. Именно с туманом и связывают философию, которая оказывает на зрителя сильнейшее воздействие. Вероятно, меня многие сочтут невежей, но, по-моему, глубину и символизм происходящего сильно перехваливают. Да, туман показан очень эффектно, да, возникают ассоциации с загробным миром, вот только смысл заключается явно не в этом. Прежде, чем перейти к сути, я обязан сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, что в ранний исторический период, когда у людей ещё не было представления об устройстве мироздания, наши предки многие вещи и области населяли в своём воображении живыми сущностями и буквально всему придавали возвышенный и при этом скрытый, эзотерический смысл. Легенды, мифы, религии и суеверия родились именно тогда. Что такое туман в самом приземлённом смысле? Это некая аура, которая скрывает от наблюдателя часть окружающего мира. То есть, грубо говоря, туман – это зона неизвестности. Очевидно, что наш Ёжик рассуждает именно на таком базовом уровне, и именно эта скрытность влечёт его «вовнутрь», чтобы исследовать… а так ли уж важно, что? Сами по себе исследования – это то, захватывает дух, ведь что может быть приятнее, чем процесс познания, особенно когда ты постигаешь что-то сам, без подсказок учителя? Так вот, в ошибочности восприятия, которое так и напрашивается для неподготовленных зрителей, и упакован смысл. Не Ёжик является «путеводителем», а филин, для которого все неожиданности и причуды ночного времени суток – не более чем развлечение. Страхи провоцируют наше сознание на всплеск воображения, и тогда-то мы и видим Бабайку под кроватью, Лешего в лесу, Бугимена в шкафу и гуляющих мумий в древних гробницах. Филин, которому неопытный Ёжик даёт обидное прозвище Псих, на самом деле гораздо умнее. Понимая, что здесь к чему, он не тратит время в пустую, а ищет повода для веселья, ведь неизвестность – это не всегда страх, это ещё и живой интерес. Основанный на уже упомянутой тяге к исследованию. А лошадь и тот, кто живёт в воде… Я уже достаточно всё расписал в лирическом отступлении, так что пусть каждый решает для себя сам, что это такое. В заключение хочу похвалить превосходную озвучку, в которой приняли участие Алексей Баталов, Мария Виноградова и Вячеслав Невинный (его голос хорошо узнаётся даже с эффектом эха), а также удачно показанный туман и дуб с расщеплённым стволом. Считайте меня странным, но я обожаю рассматривать древесные стволы в деталях. 8 из 10
О мультфильме Юрия Норштейна “Ёжик в тумане” слышал чуть ли не каждый. Этот мультфильм нравится практически всем, кто его посмотрел, и неспроста, ведь автору хватило всего десяти минут, чтобы погрузить зрителя в эту простую по нарративу, но в то же время запутанную по смыслу историю. Помимо прекрасного видеоряда, напоминающего картины смесь Рембрандта и Ван Гога, мастеров которыми режиссёр очевидно вдохновлялся, одним из достоинств мультфильма является его атмосфера. С самого начала картины зритель вместе с ёжиком “окунаются” в туман, что сразу придаёт действию мистицизма. Также появляется и чувство неизведанного: мы, подобно ёжику, чувствуем себя потерявшимися в пространстве и окружённым этой неизвестностью. В такую обстановку отлично вписывается музыкальное сопровождение, написанное Михаилом Мееровичем и гармонирующее с таинственностью. Помимо всего вышеперечисленного мультфильм наполнен различными образами: филин, белая лошадь, летучая мышь. Эти образы вместе с загадочным туманом и таинственным лесом завораживают зрителей. Ёжик вызывает у нас умиление. А сцена в конце, где ёжик с медведем глядят на звёзды, чувства уюта. Однако, что значат все эти образы? После просмотра не каждый зритель понимает, что же значила история о, том, как наивный зверёк заблудился. (Здесь, кстати, проявляется ещё одна особенность произведения Норштейна. Непонимание картины не вызывает у зрителей какого-либо раздражения, она не кажется нам претенциозной и излишне нагромождённой философскими смыслами. Зритель не теряет своего очарования даже после несмотря на то, что уловил не весь смысл). Я хотел бы поделиться с моей трактовкой “Ёжика в тумане”. На мой взгляд, весь мультфильм — это метафора познания человека самим себя. Таким образом, туман и лес в картине олицетворяют мысли человека. То есть, почти всё действие ёжик “блуждает” в своей голове и мыслях. Возникает следующий вопрос: “Что же ищет ёжик?”. Чтобы ответить на него нужно вспомнить как ёжик попал в туман. А попал он туда, потому что последовал за прекрасной белой лошадью, ещё одним образом. На тему того, чем является этот образ можно спорить очень долго, и так и не дать точного ответа. Лично я считаю, что лошадь олицетворяет собой одновременно что-то прекрасное и вдохновение, которое человек черпает из этого прекрасного. Помимо лошади нам встречаются филин и летучая мышь. Филин означает собой мудрость, а летучая мышь, по моим догадкам, страх познания. Расшифровав эти образы, я могу сказать, что мультфильм показывает нам, как человек (скорее всего творческой натуры), который в картине является ёжиком, пытается выбраться из творческого кризиса и найти вдохновение, однако познание чего-то нового (выраженного через филина и летучую мышь) пугает и отталкивает ёжика, главного героя. В отчаянии ёжик уже не пытается что-то предпринять сам, а просто поддаётся естественному ходу жизни (“Пускай река сама несёт меня” - думает он). Но это не выход. Внезапно появляется “Кто-то”, который отвозит ёжика до берега. Так Норштейн доносит до нас мысль, что важно иметь спутника, который укажет нам ориентир. В итоге ёжик встречается с медвежонком, своим другом, с которым он начинает считать звёзды. “Всё-таки хорошо, что мы снова вместе” - думал ёжик, но ещё он думал о той лошади. То есть Норштейн выражает мысль о важности гармонии меду человеком и природой, синтез которых порождает вдохновение, которое в свою очередь рождает произведения искусства. Вот так Норштейну и удалось создать прекрасный и запоминающийся мультфильм “Ёжик в тумане”, как раз одно из произведений искусства, простое снаружи и глубокое изнутри.
Кажется, мне уж давно должен был бы прекратить видеться в предвечерних туманных сумерках маленький Ёжик с крохотной котомкой в забавный и милый горошек… Ан нет… Будто бы и сейчас, там, за окном, он стучится своей махонькой лапкой в запотевшее стекло, зовя меня с собой в свой мирок… Лет пять назад я видел в Ёжике заблудшего мужчину, этакого советско-жизненного Пушкина, мечущегося меж двух женщин, почему-то выраженных в образе Лошади и Медвежонке. Сейчас я вижу в маленьком путешествии целую жизнь с ее туманными идеалами, призрачными страхами, реками жизни, почти толстовскими древами бытия. А тогда, тогда, в моем «мандариново-елочном» детстве я видел такого же ребенка, «дружочка», бродящего в неизведанном и страшном, но манящем мире взрослых. Тогда, да и, не скрою, сейчас, мне были милы крошечные потертости на пленке, словно выжидавшие паузы замечательного Баталова и после так забавно поскрипывавшие. Мне были приятны размытые картинки и испуги моего «дружочка», пугающие мелодии и добрые друзья и помощники, мерцания звездочек и покачивание древних дубов. Я любил «Ёжика в тумане»… Я люблю его… Наверное, если бы мне надо было бы написать анализ блестящего, «психоделичного» (как сказали бы сейчас злые и всезнающие критики), но я предпочту – атмосферного мультфильма маэстро Норштейна, то у меня получился бы огромный отзыв, напичканный теоретическими определениями, малопонятными словами и прочей ерундой, мало имеющей отношение к самому любимому – тому, что чувствуешь не разумом, а сердцем. Но я пишу комментарий к дорогому, нежному мультипликационному шедевру, где ярко и драгоценно все: озвучка, герои, изображение, режиссура, литература. Именно поэтому здесь нет ничего: ни трактовки, ни определения, ни философичных размышлений – ничего, кроме безграничной любви, сложно обрамляющейся словами. Все, что доступно мне – это любить и лелеять в своей душе образ Ёжика, моего туманного «дружочка». И я любил «Ёжика в тумане»… Я люблю его… Я буду любить…
Подробному анализу со стороны вашего покорного слуги (который несёт, что ли, полную ответственность за сказанное ниже) подвергается фильм-эпопея советского кинематографа, психологический триллер в стиле незапланированного квеста, остросюжетная картина, поражающая глубиной замысла автора и его соседей по палате. Не советую просмотр данного фильма детям младше 16-ти и взрослым старше 50-ти лет; первые, ввиду еще не сформировавшейся картины мира могут получить глубокую психологическую травму, либо же, подражая главному герою картины, начать вести торчковый образ жизни; что касается взрослых от 50 и выше, просто пожалейте сердечно-сосудистую... Как вы уже поняли, речь идет о мультипликационной драмме 'Ёжик в тумане'. Краткое содержание. Картина начинается с интригующего пейзажа старинного дома, где, по всей видимости, должны были происходить главные события фильма (сразу вспоминается не столь увлекательный, но также довольно сильный фильм 'Ганнибал: начало'), музыка уже даёт понять, что добром дело не кончится. Режиссёр искусно переключает внимание зрителя с заброшенного дома на ежа, который, исходя из первой фразы автора, по всей видимости, регулярно курит с медведем кальян, либо употребляет психотропные грибы. Хотелось бы отметить, что небо здесь бутафорское, оно висит только за печной трубой медведя, больше его нигде нет. Отметим также озвучку некоторых ролей в исполнении В. Невинного. Видимо, именно поэтому в картине отсутствовали нецензурные и вызывающие выражения, которые так часто звучали в фильме-конкуренте 'Реквием по мечте'. Итак, нажравшись галлюциногенного малинового варенья, ёж попадает в абсолютный дурман, где ему начинают мерещиться лошадь, отбитая сова-параноик, летучие мыши, слон, улитка-скороход, и еще какая-то ушастая мразь... Все эти персонажи преследовали ежа до конца. Похоже, друзья ёжика жили на дне колодца, именно эта дыра и является местом сбыта товара, что видно по душевному разговору друзей ежа с совой-параноиком, которая также находится в поисках дозы, идя по стопам ежа. Проблемы с произношением некоторых слов ('можжевеловых' например) у нашего главного героя были еще с детства. Ёж был не настолько глуп, как мне показалось сразу, он знал что лошади могут спать не только стоя... Пока в кадре была лошадь - ёж видимо нюхнул и погрузился в туман-дурман уже не только психологически, но и физически. После душевной беседы с непарнокопытным, он замечает, что с неба падает засушенный лист, в мыслях у ежа сразу появляется приятнейшая картина затягивания гербарием, и тут же, перед глазами появляется слон, всё до боли логично, но, опомнившись, ёж забивает на гербарий... и здесь начинается настоящий хоррор, на экране появляются вампиры, непостижимые летающие клавиши от пианино, которые ёж попытался нелепо спародировать. Но и это не всё! Сзади, откуда ни возьмись, подкрадывается сова-параноик... Но, каким-то чудесным образом, неприятности обходят ежа стороной. По сюжету этого триллера, ёжик теряет мешочек с дозой, что приводит его к паранойе. Но, как оказалось, вышеупомянутая ушастая мразь является поставщиком товара ежу. Обнюхав его, оно признало его своим и все-таки дало еще немного товара, видимо в долг. Но, осознав тот факт, что расплачиваться кроме как своими иголками, больше нечем, ёж решил в последний раз затянуться и утонуть в реке... В результате, 'ёжика понесло вниз по течению'. Пока он плывёт, из его уст исходит фраза, которая меня поразила: 'Я совсем промок и я скоро утону'. На моё удивление, ёж еще мог здраво и очень даже недурно рассуждать. Но порождения больной фантазии ежа все-таки спасают его, не дав умереть страшной и мучительной смертью, подобной герою 'Титаника'. Глюки отвезли его наберег. Я рассчитывал на феерическую финальную сцену, но, увы... по убуханому лицу медведя, складывается впечатление, что пока ёж к нему добирался, медведь времени зря не терял... Поговорив по душам, они приняли по 0,5 и ежу снова начала мерещиться лошадь. Ожидаем сиквел... Прошу не обижаться поклонникам этого гениального шедевра на клиническое заключение простого смертного)
Красивое сиренево-кобальтовое изображение с яркими звёздами 1-3 величин, это одобренное авторами изображение. Цифрой увековеченное. Травинка к травинке. Есть и американо-японский кошмар изображения, помню открытое судебное разбирательство. Права союзмультфильмовского 'Ежика в тумане' представлял актёр Игорь Письменный (внешне пухленький, в очках, узнаваемый администратор в Рулетенбурге, около Фандорина). И вот он, с плакатами-макетами мультфильма в руках, защищал подлинник, сравнивая его с западной версией, которая как в кислоте побывала. Норштейн сам никогда не участвовал в разбирательствах, 'не хотел тратить времени'. Юрий Борисович, по его словам, воплотил образ Ежика с полуфигурного 'Спаса Вседержителя' из Звенигородского чина, за авторством А. Рублёва. Сказал бы это Норштейн во всеуслышанье, если бы к тому моменту знал, что музейщики Эрмитажа сильно сомневаются авторству А. Рублёва? Норштейн говорил о 'всемирности' героя. Но вообще-то, существуют в русской культуре фундаментальные каноны, недозволенные ни к чьей самовольной интерпретации. В 692 г. Пято-Шестой Вселенский Собор предписал: отказ от чувственных языческих символик, т.е. от любого абстрактно-метафизического изображения на честны́х иконах. На том же соборе, в 82-м и в 100-м правилах выведено, что церковное учение выражается не только в сюжете иконы, но и в трактовке сюжета. Трактовка должна быть однозначной, без непонятных действий и отношений между фигурами на золотом полименте. На уставной иконе никогда нет и не будет иллюзорности, которую можно трактовать неоднозначно. Тогда буквально. Не был Исус Христос никогда ни зашуганным, ни ужато-зажмурившимся, с этим своим узелком, ни запуганным, ни убегающим ото всех подряд, и не шарахался по туману. Ласковый лик Исуса с русскими чертами на упомянутой иконе не означает его беззащитности. Кротость лица не означает растерянности. Таким образом, происходящее в м/ф подчинено точнейшей расшифровке автором — его собственной личности. Да, это колоссальная работа с малюсенькими кусочками-перекладками. Да, это такая подробная флористическая орнаментация картины, что словами Норштейна — 'картина имеет запах ', и профиль личика Ежика, срисованного с Л. Петрушевской (они работали одновременно над 'Сказкой сказок', Норштейн поглядел на неё, и нарисовал профиль Ёжика). ...Есть м/ф 'Шинель', который Норштейн делает с 1981 г. Работает на совесть. Серьёзно, там такая концепция, чтобы при общем стилевом нейтралитете изображения, бесконечно меняя трансформацию личика Акакия Акакиевича, непременно добиться видимости его прислушивания к каждой его кишочке. Вечный Конфликт сознания Художника и создаваемых им образов. Счастливец.
В 1959 году американский писатель Курт Воннегут в своем романе «Сирены Титана» ввел в обиход интересный термин «хроносинкластический инфундибулум». В общих словах под этим громоздким названием, имеющим римские корни, скрывалось место во Вселенной, где все правды и неправды соединялись воедино, подобно шестеренкам в наручных часах. И каждое такое утверждение, каким бы невероятным или противоречивым оно ни было в свете прочих фактов, становилось истиной в этой точке. Сам автор расположил это странное местечко в двух днях полета от Марса. На самом деле, чтобы попасть в хроносинкластический инфундибулум не нужно строить космические корабли и лететь к неизведанным мирам, рискуя жизнью. Достаточно просто шагнуть в туманный лес вслед за Ежиком, несущим малиновое варенье Медвежонку. Юрий Норштейн - вдохновенный игрок. Вряд ли в анимационном цехе вы встретите человека, более увлеченного поиском души в кусочках целлулоидной пленки. Ему неважны ни время, ни призы, ни слава. Норштейну интересен мир, что рождается под беспристрастным механическим оком камеры, то чудо, что происходит всякий раз, когда нарисованные образы начинают дышать. Из этой игры и появился «Ежик в тумане». Последовательное наложение друг на дружку слоев – нехитрый прием, создающий стойкое ощущение настоящего тумана. Рукотворная иллюзия, родившаяся в результате мучительных поисков самовыражения. Атмосфера, которую невозможно спрогнозировать, предугадать, вычислить. Внутренний мир автора, пролившийся на мультипликационный станок. Подобные работы нельзя доверять компьютерам. Функции и алгоритмы слишком стройны и неприступны, они не дают права на ошибку. А ведь через эту ошибку на свет появляется, то иррациональное, шероховатое, душевное, что существует лишь в плоскостях ощущений. «Ежик в тумане» - это не психологическое исследование и не философский трактат. Норштейн не вкладывал этих смыслов в свою анимацию. Однако история получилась настолько абстрактной и метафоричной, что может вместить в себя тысячи трактовок. Обыденные образы – падающий лист, неспешная река, тающие в тумане фигуры. Странные обитатели пустого мира, в котором каждый несет отпечаток своего одиночества. Но пустота чужда человеческой природе, неопределенность требует незамедлительного вмешательства. И вот уже зритель сам начинает наполнять плюшевый туман диковинными образами и трактовками. Страх перед неизведанным, тем, что скрывает непроглядная молочная мгла, толкает нас в дебри экзистенциальных поисков. Каждый проецирует на историю Ежика собственные переживания, заполняя тем самым эмоциональный вакуум. Кто-то напуган разорвавшимися связями с действительностью, кто-то вдохновенно шагает новым Орфеем или Данте, в поисках заветной любви, кто-то пытается познать себя. Минималистичная абстракция допускает разные теории, и каждая из них в этом мутном неуюте имеет право называться истиной. Впрочем, утверждать, что «Ежик в тумане» - всего лишь случайное совпадение истории, атмосферной картинки и музыки, переродившееся в нечто большее, было бы не совсем верно. Норштейн, как и положено мастеру, очень тонко чувствует гармонию окружающего мира. Автор рисует идеальную линию, где напряжение, порождаемое ирреальным волнением, внезапно смягчается теплым рассудительным голосом рассказчика. Алексей Баталов - еще одна блестящая находка для мультфильма. Его голос – символ веры и душевного умиротворения, словно противопоставляется голосам меланхоличного Ежика и взволнованного Медвежонка. Этот голос будто обладает целебным эффектом, стирая из памяти те волнения, что были вызваны призрачными обитателями тумана. Не зря сам Норштейн в шутку говорил о том, что голос Баталова нужно разливать по пузырькам и продавать в аптеках. Это было бы превосходным лекарством для истерзанных волнениями душ. «Ежик в тумане» - это волшебная сказка, лишенная привычной магии. Волшебство струится из наших душ, сливаясь с чудесными метафорами. Колдовские образы создаем мы сами. Создаем для того, чтобы вместе с маленьким обаятельным Ежиком пройти через них, словно сквозь сырую пульсирующую дымку, и в конечном итоге найти себя. И каждый рисует для себя свою единственно верную историю, которая, тем не менее, имеет право на существование вместе с чужими образами и смыслами. Норштейн же только указывает направление движения, и дает в помощь проводника, с которым тепло и не страшно.
На перекрестке улиц Рейтерской, Золотоворотской и Георгивского переулка города-героя Киева стоит скульптура Ёжика, из мультфильма любимого вот уже несколькими поколениями. На ней надпись «Лошадка», вызывающая удивления и непонимания у современных детей. Такое же выражения удивления застало и на мордочке Ёжика. А ведь мы-то понимаем совсем не хитрый смысл этой надписи. Смотря на скульптурку в памяти возникают воспоминания, кадры с доброй сказки и невероятно светлое чувство ностальгии детства. «Здравствуй, мой маленький друг! Помнишь, как много лет назад ты бродил по туману, ища путь к Медвежонку? Тогда, в силу возраста, я не мог видеть скрытый смысл твоего пути, но я мог ярко чувствовать и вместе с тобой переживал весь тот калейдоскоп эмоций. Как же тревожно, и в то же время интересно было гулять по туману. Сколько страхов таилось там, но чувство интереса вело нас дальше. Как же пугала нас внезапно появляющаяся музыка, и образы выплывающие из тьмы, но разве можно бояться, смотря на твою милую мордочку, и понимая, что там, на другом конце тумана ждет кто-то близкий, голос которого время от времени мы слышим? Я помню то удивительное чувство уюта, когда ты добрался к Медвежонку. Горящая керосиновая лампа на столе, порхающие над ней мотыльки, костер, можжевеловые веточки для дыма, чай с малиновым варением, и рядом тот, с кем у вас одна цель на двоих – считать звезды даже сейчас вызывают у меня самые светлые чувства Прошло много лет, и я вижу в этих 10 минутах целую жизнь с ее туманными иллюзиями, неизвестностью и страхами. Они таятся в виде слона, летучей мыши, ухающего Филина, которому ты говоришь «Псих», тем самым преодолевая свои фобии. На своем пути ты познаешь все величия бытия, созерцая огромный дуб. Призрачная цель в образе белой лошади, маня за собой, будет сбивать тебя с этого пути. Собака – символ друга, в определенный момент вернет тебе потерянный узелок с вареньем, будто возвращая частичку тебя. Светлячки будут освещать дорогу, но лишь на незначительное время, и вот потеряв ориентир, ты отдашься реке времени. И когда уже чувствуешь что тонешь – Кто-то таинственный выведет тебя к берегу. И этот Кто-то ассоциируется у меня с Божьей помощью, ведь рыба (ихтис) и есть символ Христа. И вот ты, наконец, найдешь ту родственную душу, с которой будешь считать звезды, ведь так важно, чтоб там, в тумане у нас был родной человек и скажешь: «Всё-таки хорошо, что мы снова вместе»... С уважением, В. К.
'Ежик в тумане' - произведение искусства в чистом виде, своего рода идеал притчи. Отношение к нему, насколько я успела заметить, у людей такое же, как вообще к идеалам. Люди, склонные к восприятию мира через 'идеи', так сказать, платоновские эйдосы, мультфильмом обычно восхищаются. Людей 'естественнонаучного' склада ума, познающих мир опытным путем и любящих живое-неидеальное, этот мультфильм подспудно раздражает. В нем чрезвычайно концентрированный смысл. На десять минут приходится идей и аллюзий столько, что хватило бы на час. Никакой воды. И при этом нет ни одного прямого указания на то, как конкретно понимать происходящее. Трактовок у мультфильма тьма. Лично я склоняюсь к тому, что тут зашифрована история переоценки ценностей после потрясения. Практически 'просветление' в буддистском понимании. Но, что бы на самом деле ни имел в виду Норштейн, он наверняка сознательно допустил возможность широкой трактовки. Меня тоже подспудно раздражают идеалы. Я не могу найти в этом мультфильме ничего плохого, но я никогда его не любила. Ни в детстве, ни сейчас. Правда, в детстве меня примирял с ним момент, где ежик говорит филину: 'Псих', - миг торжества обыденного сознания над созерцательным процессом. Снимает напряжение. Сейчас меня на интуитивном уровне цепляет 'Нет' Кого-то в ответ на 'спасибо' ежика. Что-то очень верное есть в этом отрицании благодарности. Это не просто вежливое 'Не благодари'. Это довольно резкий упрек, вот только за что? То ли имеется в виду: 'Ты не понял, что именно произошло, твое 'спасибо' - бессмысленно, мои побуждения остались для тебя темны'. То ли еще что-то... проявил ли Кто-то добрую волю или это был его долг, состоящий не в спасении упавших в воду, а конкретно в удалении их из Реки? Мне кажется, что скорее второе, но это завязано на моем личном мировоззрении, под которое я подгоняю слишком гладкую, идеальную и открытую для трактовок авторскую конструкцию. Не хочется быть приземленным медвежонком, оперирующим только обыденным сознанием, но и ежиком быть тоже не хочется, не в созерцании же тумана жизнь проводить. Как бы это гармонично совместить? Вот в чем вопрос вопросов.
Какой ваш любимый мультфильм? Задайте такой вопрос себе и своим друзьям и удивитесь. Вы услышите десятки голливудских шедевров и японских аниме. Но услышите ли вы родные названия? То что невероятно близко каждому, но какими-то неведомыми силами отталкиваемо от нас. То, благодаря чему мы, несмотря ни на что. Если спросить меня о моём любимом мультфильме, я нераздумывая отвечу что это 'Ёжик в тумане' Юрия Нортштейна. Даже не спрашивайте почему. Он как хорошее вино - хорошеет с годами. Увидев его в детстве я понял только малую крупицу всего что было вложено. Я даже не столько понимал, сколько чувствовал. Ребёнком, будучи чистым и светлым от рождения (я убеждён что злых детей не бывает, бывают лишь безразличные взрослые) я тонко чувствовал хорошее и плохое. С годами это замечательное качество утратилось, но вот воспоминания остались. Безмятежные, искренние, нежные. Порою нестерпимые в своей глупости, но оттого ещё более понятные и приятные. Одним из таких воспоминаний и стал сей замечательный мультфильм. Совершенно не могу понять что я в нём нашёл. И увидев его года два назад я бы обозвал его бредом сивой кобылы. Но сейчас, увидев его спустя десяток лет после первого просмотра я поражён в самое сердце. Поражён искренностью, наивностью, простотой и лёгкостью исполнения. За каких-то десять минут рассказывается совершенно невероятная история, которая смахивает на явный абсурд. Но стоит лишь на секундочку распахнуть своё сердце и впустить в него 'Ёжика', как всё встанет на свои места. И вроде бы что такого может быть в обычном с виду мультфильме, не претендующем на гениальность. Белая лошадь, малиновое варенье, собака, дерево, Медвежонок, Ёжик и конечно же небо с безумно красивыми звёздами. А я ведь думал что красивы только звёзды на настоящем небе. Как же я ошибался. Звёзды нарисованные на небе счастья несравнимо прекраснее безликих и холодных звёзд безмолвного и одинокого, хоть и настоящего неба. И наша жизнь как дорога в тумане, и наша ноша это всего лишь малиновое варенье, и всё что наш ждёт это лучший друг в неловком смятении, и только белая лошадь заставляет нас верить в то, что чудеса ещё есть на свете. В своём пути Ёжик встречает доброжелательны обитателей тумана, а все его страхи лишь плод его возбужденного воображения. И самая главная опасность для него это он сам. Хотя что я несу, какие опасности. Здесь кругом доброта и забота. И даже в своём экзистенциальном пути по реке Ёжик не встречает никого кто хотел бы ему навредить. В этом и прелесть 'Ёжика в тумане' как мультфильма. С живым любопытством Ёжик кричит в колодец и с удивлением слышит эхо. Переживая за белую лошадь он спускается в туман, чтобы узнать не утонет ли она в нём когда уснёт. С интересом рассматривает огромное дерево и в страхе зажмуривается при виде собаке. Ну разве это не ты в детстве? Любопытный, смешной, наивный и немного глуповатый, но оттого ещё более живой. И от понимания того что ты был когда-то таким 'Ёжиком' комок застревает в горле. 'Куда подевался Ёжик во мне?' - спрашиваешь у себя и в ответ, как эхом из колодца раздаётся - 'куда...куда...куда'. Немного собьётся дыхание, лёгкий холодок пробежит по коже, волосы немного приподнимутся, а седце застучит в безумной симфонии жизни. Голос Алексея Баталова навсегда заберётся в глубины сознания (или души, как пожелаете), туда где хранится самое сокровенное. Белая лошадь станет символом чего-то возвышенного и при её виде в тебе просыпается детский трепет и ожидание чуда. В моменты печали ты будешь вспоминать ёжика и каким-то чудом печаль будет уходить, постепенно заменяясь полным дзеном. Ну и хотя бы раз в год ты будешь запираться в комнате, выключать свет и послав весь мир на три буквы, включить 'Ёжика в тумане' и хотя бы на десять минут стать самим собой, отбросив всё зло и грязь что скопились за годы опьяняющей жизни. Только давай договоримся что мои звёзды слева, а твои справа. Хотя кого я обманываю. Звёзды то они наши и лишь нам дано наслаждаться ими...
Начиная с конца 'Лихих девяностых' до наших дней, русские любят считать, что 'всё, что сделано в СССР обязательно должно идеализироваться и восхваливаться', не замечая, что есть немало моментов, достойных критике. Один из них связан с советской мультипликацией. В СССР не было анимации расшитанной на подростков, и хотя и было несколько мультфильмов 'сугобо для взрослых' в обществе и политике преобладал стереотип, что 'все мультики для детей'. А значит детям можно показывать всё, что угодно, не обращая на то, что с ними будет после просмотра. Я, кстати, никогда не был фанатом советских мультиков в целом. 'Ежик в Тумане', на мой взгляд, один из самых переоценённых мультфильмов так и в мире, так и среди советских. Более менее понравились, только сам Ёжик и его друг Медвежонок, потому что они нормально нарисованы. В своё время удивило, что у японцев, этот мультик был признан 'самым лучшим мультфильмов всех времён'(!) А почему не 'Король Лев'? Странный вкус у японцев... Также удивило, что количество отрицательных рецензий намного меньше, чем положительных. Хотя для советских мультфильмов это норма. О страшных моментах мультика, тут уже написано. Действительно, тут рисовка выполнена в стиле какого-то кошмарного сна ребёнка. Довольно таки тёмная, мрачная, с пугающей музыкой. Дополнение придают сова(в качестве главного злодея), летучие мыши, падающие листья, призрачные лошадь и слон, улитка, а также собака и рыба, помогавшие главному герою. Также мультик наполнен непонятными филосовскими фразами, которые толком не запоминаются. Так, как по правилам 'Кинопоиска' рецензия может быть удалена, поэтому советую умным родителям, у которых дети пока ещё не испорченны многими современными мультфильмами показать детям лучше 'Кота Леопольда'. Этот мультик вполне может научить ребёнка некоторым полезным вещам и там гораздо приятнее графика, музыка и персонажи, которых там (не считая второстепенных) только три. И там есть несколько запоминающих и смешных моментов. P.S. 'Ежику в тумане' поставил не самую низкую оценку, т. к. есть советские мультфильмы гораздо хуже (но не менее популярные). 'Халиф-Аист' и 'Ух ты, говорящая рыба!' к примеру. 2 из 10
«Интересно, - подумал ежик. – Если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?» Русские любят поносить Дисней, обвиняя их мультфильмы в пропаганде сексуальности, навязывании неправильных разрушающих шаблонов о красоте. Дисней, видишь ли, разлагает нежные души, прививая стереотипы, которые в будущем превратят детей в монстров. «Нужно смотреть добрые отечественные мультфильмы» - кричат «патриоты». Конечно, конечно! Здравствуй, ежик! «Ежик в тумане» - первый детский триллер-ужастик. Помню, как в детстве было жутко от этого мультфильма: огромная страшная искаженная сова, серо-черные тона, туман и соответствующая музыка. Безусловно, очень «добрый» детский мультфильм, только почему бы тогда не показывать детям «Пилу», например? Будет намного гуманнее. Я специально через много-много лет решила пересмотреть сие творение, чтобы понять, почему в детстве мультфильм вызывал столь негативные эмоции. Гнетущая атмосфера, жуткие персонажи, которые сойдут за монстров из детских кошмаров с той лишь разницей, что сам мультфильм способен вызвать страх и тревогу. И это не голословные рассуждения о том, что «вот этот мультфильм такой плохой, может вызвать негативные эмоции у детей, потому что все серое и жуткое, потому что так, наверно, бывает». Я вспоминаю себя в детстве. Сегодняшний просмотр мультфильма открыл мне глаза на мой детский сон-кошмар. В детстве мне периодически снился кошмар, от которого я просыпалась в ужасе. Мой единственный черно-белый сон за всю жизнь! Словно я иду по дороге, а потом вдруг перед глазами мелькают образы-тени, будто налетая на меня. Я отчетливо помню тот сон, но никак не могла понять, из-за чего он возник, и что это за образы, почему они пугают меня. И сегодня я поняла, когда увидела кусок мультфильма, где на ежика из тумана начинают налетать серо-черные образы-тени в виде летучих мышей, огромных искорёженных листьев, гигантской совы и т.д. Это бы единственный кошмар за всю мою жизнь! Спасибо, СоюзМультфильм за столь «доброе» творение для детей. Если у автора при создании мультфильма прогрессировала депрессия или некая психическая травма, то не нужно вымещать все это на детях! Суицидальные идеи в детском мультфильме в принципе не приемлемы, в данном же творении депрессия так и расцветает суицидальными мыслями, апатией и всеми вытекающими последствиями. Безусловно, с клинической точки зрения данный мультфильм может быть интересен, как отражение душевной травмы создателей. Но почему тогда не сделать ограничение от 16-18 лет, а не травмировать детей своей болезнью? Нарисованные образы могут причинить не меньше вреда, чем кровавые ужастики. P.S. Пусть лучше Дисней «развращает» детей добротой, моралью, красивыми песнями и яркими образами, чем подобные Ежики, которые забираются в душу кошмарами. Сами делайте выводы, только не нужно проводить эксперименты над детьми, думая, что «авось пронесет». А если нет? 2 из 10
Пересмотрела этот мультик сейчас, уже будучи взрослой. В детстве не понимала и не помнила этот мультик совсем. Грустная белая лошадь, простодушный медвежонок и совершенно обаятельный ежик под аккомпанемент музыки и звуков живой природы - очень красиво, душевно и тонко, захватывает дух. Везде где нужно без лишних слов и объяснений ты чувствуешь все, что происходит с Ежиком Спасибо тем кто создает такие шедевры. Но озвучка - это выделю отдельно. Самый обаятельный Ежик на свете не получился бы без голоса Марии Виноградовой. Восхитительный, очаровательный мультфильм 10 из 10
А пересмотрев 'Ёжика в тумане', даже охота поднять оценку на 1 балл (с 8 до 9)! Просто я заметил 'кое-что', чего, наверное, режиссёр и не планировал показывать вовсе... Все мы- своеобразные 'ёжики в тумане', со своими фобиями, филинами за спиной и, что главное, 'лошадью', которая ведёт! А нагнетанию (говоря термином - саспенсу) на 6-ой с половиной минуте позавидовал бы и сам Альфред Хичкок (который, кстати, этот термин не просто ввёл, но и довёл до совершенства)! Конечно, можно впасть и в 'словоблудие', отметив до чего отлично передана меланхоличная атмосфера, провести ряд аналогий относительно целей филина, что ходил за ёжиком по пятам на протяжении всего мультфильма (как я понял, это- страх, но сила Ёжика в том, что тот его совсем не боится, о чём и говорит его ключевая фраза 'псих...', на филиново, якобы запугивающее 'ууух'!) и заметить, что здесь самый лучший туман из всех, что я когда- либо видел в кино (а если учесть, что это мультик, то подобное- комплимент вдвойне)! Но всё это итак всем прекрасно понятно, так что просто наслаждайтесь... Ай да мультик, просто находка! 9 из 10
Я помню это мультфильм с самой глубокой, ранней части своей памяти. Один раз я четко помню, тогда у нас был новый телевизор, у которого звук был лучше. Я забывал про то, что рядом, и внимательно смотрел. Я боялся Сову которая шла за ежиком и наверное переставал бояться когда ежик говорил 'псих'. Я переставал бояться, потому что ежик не боялся. Любопытство и не-безразличность. Ежик спустился в туман чтобы узнать, что случится с лошадью. Этим начиналось все. 'И даже лаПы не видно' - что придавало смысл о том, что если ничего не видно, это не означает опасно. Не бояться и проверить, чтобы убедиться, что нечего бояться. Ведь ежик проверил, что за тень была. Красивое дерево. Но не только дерево красивое, но и мелодия которая придавала больше красоты. 'Я ежик, я упал в реку' - ежик без паники попросил помощи у незнакомца. В это время я чувствовал сильный страх. Но ведь все кончалось хорошо. хорошо то, что кончается хорошо. Медвежонок звал, переживал. Такие чувства не бывают при рождении, мы только в детстве можем их научиться. Поэтому наверное к месту. Композиции. Мультфильм с начало до конца сопровождается композициями или некими мелодиями. Они передавали чувства, помогали чувствовать то, что картиной не показать. После окончания мультфильма у меня в голове повторялась одна из последних фраз, 'Лошадь. Как она там, в тумане?' За такие воспоминания из детства: 10 из 10 Хотя и сейчас я с таким же интересом смотрю.
Сила мультика в его атмосферности. Мне этот ёжик всегда казался этакой частицей души - яркой, летучей, прозрачной. Как будто растворяешься и несешься вместе с ним. Просматривая мультик, почему-то у меня обостряется восприятие. Этот плохо прорисованный лес, реку, костер - всё представляется очень свежо и красочно. И удивительно близко. Возможная причина - очень точное совпадение звука, слов и видеоряда. Гармония. Ну ещё несколько странных для меня моментов. Может найдете созвучие. 1. Страхи ёжика очень напоминают мне детскую боязнь смерти. Когда я рассуждал 'Какой смысл в мире, в котором нет меня?' 2. Этот мульт живо вспомнился однажды в очень сильный мороз. В лесу -40. Я представил себя ежиком, которого несет река. И согрелся. 3. Для тех кто любит истории о Синдбаде-мореходе... Никогда не понимал, почему человека так тянет странствовать и так тянет потом на Родину. Глядя на ёжика, это можно понять за 10 минут.
«Ежик в тумане» – лучшее произведение мировой анимации. Но почему оно имеет такой успех у аудитории вне возраста, пола, расы? Возможен спектр ответов, начиная от «ежик милый!» и заканчивая трактовками, где «мелкие иголки» героя сравниваются с «поражающими элементами самодельных взрывных устройств». Ад! Однако в данном случае «почему?» напрямую привязано к вопросу «о чем?». О чем вообще рассказывает Норштейн? Без взлома символьного кода мы не получим четкого ответа. Точки отсчета – общий универсализм истории (мультфильм притягателен для представителей различных культур) и центральная тема – участь чужеземца (одиночество, незащищенность, не способность разобраться в чужой, полной неведомых опасностей обстановке). Совпадение по выбранным критерием дает гностицизм – направление позднеантичной религиозной мысли, в основу которого легли мотивы Ветхого Завета, восточной мифологии и раннехристианских учений. Очевидно, только в рамках гностического умозрения можно добиться адекватного понимания произведения. Учения гностических школ разнообразны, но объединены общими сюжетами (падение Софии-Ахамот, странствие Царского Сына, etc), настроением (чувство экзистенциальной разорванности человека, его затерянности в злом и чужом ему материальном мире) и предпочтением описывать теософские таинства, а также космогонические и сотериологические процессы мифо-поэтическим языком. Настоящие толкование проводится с опорой на несколько систем (валентинианство, симонианство и пр.), однако ближайшим для аналогии к шедевру Норштейна является «Гимн Жемчужине», иранская аллегория о путешествии Царевича в далекую страну. Итак, Ежик выходит из дома с неким свертком, продвигается сквозь дремучий лес и спускается в покрытую туманом низину. Его цель – помочь Медвежонку считать звезды. (Я обитал в царском доме, но меня отослали… Мне дали груз: велик он был, но легок… И пошел я вниз… и дорога была тяжела и опасна, а я был слишком молод для такого путешествия.) Туман здесь – символ материального мира, который для гностиков суть зло, темница духа, порабощенных материей и аффектами частиц божественного света, подчиненного небытием и хаосом. Собственно, это и происходит с героем. Его беспокойство нарастает, он встречает Филина, которому кричит «псих!», после чего мечется по низине. Он напуган, дезориентирован, наполнен тревогой, он теряет поклажу и одновременно забывает о своей цели. Теперь он полностью во власти материи. (Я встретил юношу… Он присоединился ко мне… Он предостерег меня против… знакомства с неверными... Я оделся в их одежды, чтобы не подозревали меня как пришедшего извне. Но они втерлись ко мне в доверие, и дали их мяса; и я забыл, что я царский сын… Из-за тяжести пищи я впал в глубокий сон.) Разумеется, «псих» в контексте означает «психик» (т. е. «душевный человек», которому доступно только «явное» знание). Вмешательство Филина, не способного постичь гносис, приводит к тому, что Ежик теряет память и погружается в кошмар материального мира. Дополнительная символика этой части – летучая мышь (страхи) и бледный конь (смерть). На помощь приходит собака, которая возвращает сверток, после чего герой неожиданно обретает память и успокаивается. (Подобным вестнику было письмо… Оно… летело орлом и опустилось позади меня, и стало речью. От звука я… пробудился от своего сна… вспомнил, что я сын царей, и что моя… душа желает возвращения к истокам.) Собака изображена странно: только вытянутая морда и рыжие, свисающие до земли уши. Здесь – очевидный образ огненнокрылого ангела («ангел» в переводе с греческого и будет «вестник»). Далее важен символ самого свертка. От него не только зависит состояние сознания Ежика-Царевича, он также играет ключевую роль в путешествии: без него миссия не будет завершена. Сверток – это гносис, который Царский Сын несет избранным гностикам. (Плерома стремится восстановить свою целостность, что приводит к появлению… Иисуса, который сходит в материальный мир, обучая избранных носителей духа высшему гносису.) Так фигуры Ежика-Царевича и гностического Христа сливаются воедино. Осознав себя, Ежик-Христос слышит призыв Медвежонка. Он движется на звук и падает реку, откуда его вытаскивает таинственная рыба. В данном случае Медвежонок и есть избранный гностик, он находится на более низком слое мира. Море и воды – постоянный гностический символ материи и тьмы, а кроме того, если продолжать метафору самого мультфильма, сгустившийся до предела туман обращается водой. Важно проследить за трансформацией поведения героя: теперь он спокоен и квиетизматичен. (Спасение достигается через практику аскетизма, преодоление привязанностей и влечений и достижение бесстрастия.) Рыба – раннехристианский символ спасения. Можно утверждать, что Ежик спасает сам себя. Завершающая сцена несет строго сотериологическую нагрузку. Медвежонок-гностик встречает Ежика-Христа, который передает ему Знание, и они вместе собираются «считать звезды». (Господь открыл мне, что должна сказать входящая в небо душа… «Я познала себя и собрала отовсюду свои рассеянные частицы и не выдала потомства на паству Архонта… И я знаю, кто ты есть, ибо я происхожу от тех, которые суть вверху».) Звезды в гностической традиции часто ассоциируются с Архонтами (т. е. духами-мироправителями), а информация об их именах – обязательное условие беспрепятственного возвращения души домой. Собственно, знание этого рода и является одним из значений термина «гносис». С сообщением этого знания Медвежонку заканчивается путешествие Ежика, он достиг цели. Непосредственное очарование этой повести таково, что оно воздействует на зрителя и помимо анализа любых значений. Ее атмосфера обладает собственной силой, и кажется, что она почти не нуждается в подробной интерпретации. Возможно, нигде еще гностический опыт не выражался трепетнее и проще. Это вкупе с универсальностью гностических настроений и является формулой успеха произведения. Разумеется, в формате скромного отзыва нет возможности как разобрать весь пласт заложенных Норштейном символов, так и дать представление о гностической традиции в целом. Можно лишь указать общее направление и обозначить частные моменты, чтобы наконец очистить шедевр советской мультипликации от постоянных нападок и совершенно бредовых интерпретаций.
Мне кажется, этот мультфильм может понять только русский человек. Нет, правда! Все в нем такое...русское. Вот ежик. У него есть друг, медвежонок, к которому он идет пить чай с малиновым вареньем и, что самое главное, считать звезды (ведь кто ж, кроме него, звезды-то считать будет?), сидя у костра из можжевеловых веточек. И вот по пути к другу с ежиком происходят разные события, начавшиеся с интереса к белой лошади в тумане. Но он ни на минуту не забывает о том, что где-то его очень ждет медвежонок. А ведь этот кроха-ежик - это каждый из нас, а туман - это жизнь, в которой кто четко идет по заданному направлению, а кто блуждает в поисках ответов на самые разные вопросы. Эти поиски могут завести в самые темные дебри, где единственным светом будет мысль о тех, кто тебя всегда ждет; ты можешь упасть в реку и плыть по течению туда, куда она тебя вынесет (пресловутое русское 'авось'). И окончательно запутавшись, ты пойдешь не к модным нынче психоаналитикам, а к верному другу, который напоит тебя чаем с малиновым вареньем. Гениально! Шедевр! За 10 минут Норнштейн попытался ответить на вопрос, над которым бьется не одно поколение: в чем смысл жизни? Как мне кажется, в чем-то этот ответ был найден. Всем, кто любит считать звезды, смотреть обязательно. 10 из 10
Мне кажется, что этот мультфильм - о детском подсознании. Ах, сколько там скрывается тайн в виде еле слышных шорохов и звуков. Какие красивые и печальные мечты падают с деревьев большими бурыми листьями. Очертания - смутны, краски - неярки, все как будто еще дремлет, как будто ещё не насытилось полным цветом... У детского страха не только глаза велики, но и фантазия - безудержна. Жаркое дыхание африканского слона как будто обжигает спину... А вокруг - то ли нетопыри, то ли тени, то ли... 'Я - ежик, я упал в реку' - что это: только осознание или мольба о спасении? И возможно ли выкарабкаться? Надолго ли крохотный светлячок понимания осветит призрачную поляну? Вряд ли... Навсегда останется ежик в таинственном лесу. Иногда мы будем его звать к себе: 'Ежииииик!..' Когда нестерпимо захочется заменить зубастые взрослые проблемы с их реальными очертаниями и измерениями на детские, от которых так легко спрятаться под одеялом, или, в крайнем случае, позвать на помощь маму... Мы взрослеем и забываем нашего ежика... А он, между тем, навсегда остается с нами, остается в нас. Он неслышно ходит самыми затаёнными тропинками нашей души, сверкает глазками, несёт свою котомку, скребётся лапкой в заржавевшие двери нашей совести. Он есть в каждом из нас, как чистая детская слеза, как последняя надежда на чудо...