Книга Илая: отзывы и рeцензии

Montsegur
Montsegur7 июля 2011 в 13:15
Об иллюзии ценности

Жанр постапокалиптики можно назвать одной из наиболее плодотворных почв для кинематографа, поскольку даже самое мастерское описание такого мира словами не может сравнится с качественным визуальным изображением. Поклонники данного направления искренне ждали этот фильм. Его позиционировали как 'экранизацию серии игр Fallout'. Однако результат вышел весьма блеклым. Про мир: пустыня, поселения, вода на вес золота, банды... Все якобы соответствует необходимым критериям реалистичности. Но герой слишком быстро движется сквозь этот мир. Чтоб прочувствовать его нужно больше времени. Ничего из окружающей героя среды не задерживает внимание зрителя. Я не говорю про масштабные руины городов, но хотя бы минимальные особенности местности. Ко всему прочему, у 'мира' отсутствует атмосфера. Зрителю аморфно, где именно идет герой. А это ошибка для данного жанра, ведь постапокалиптика во многом и привлекает тем, что там можно 'увидеть' другое подобие нашего мира. Про сюжет: При просмотре меня не покидало чувство вторичности. Герой идет куда-то, у него важная миссия, за ним гонятся алчные бандиты, он берет с собой девушку... Где новшества, где оригинальность? Концовка до боли ожидаема. Неужели кто-либо сомневался, что этот крутой американец не выполнит свой долг? Наверное изюминкой должно было быть то, что книга в его руках это Библия. Про персонажей: И снова повторяю себя, но ничего не могу поделать - они банальны, а вернее шаблонны. Крутой главный герой (семерых одним ударом, как говорится), девушка, очень циничный и злой негодяй, его помощник размером со шкаф... У вас разве не сложилось впечатление, что такие образы были актуальны в 1980-х? Про суть: идея спасения одной из самых ценных духовных реликвий человечества вызывает симпатию. И в целом мне понравилась эта задумка. Подсознательно у меня возникла ассоциация с '451 градус по Фаренгейту' Р. Брэдбери, где спасение культуры и души человечества тоже связывалось с сохранением книг. Вопросы вызвало странное стремление персонажа Гэри Олдмена завладеть Библией, подразумевая, что обладание ею сразу превратит его в могущественного правителя. По моему мнению, Библия могла быть всего лишь вспомогательным инструментом, в то время как укреплять власть он должен был на вещах, наиболее актуальных для постапокалиптического мира. В результате злодей буквально одержим погоней, которая мало способствует достижению его истинной цели. Библия как краеугольный камень это примечательно. Но может не стоило вращать вокруг этого весь фильм. Хорошая постапокалиптика - это не экшн, а скорее атмосферный пейзаж, в который должен вникнуть зритель. Поэтому, кино просто посредственность. 3 из 10 (не потому, так плох, а потому, что не реализиовали потенциал)

Кинопоиск
Кинопоиск27 июня 2010 в 12:14

Ждал я этот фильм с нетерпением, надеялся, что увижу или хорошую драму в постапокалиптических тонах или смачный экшн с недетскими замесами. Но, к сожалению, получилась смесь из двух жанров, сюжетом которая напоминает какой-то вестерн, а стилистикой игру Fallout 3. “Герой – одиночка” Илая, озабоченный проблемой доставки единственной сохранившейся во всём мире Библии в место, где её смогут сохранить, вот уже 30 лет бредёт по североамериканскому континенту, пережившему ядерную войну. По пути он помогает “хорошим” уцелевшим после катастрофы и убивает “нехороших”. Однажды наш путник встречает человека, который очень уж сильно захотел заполучить эту книгу, дабы править всем миром, наставляя всё уцелевшее безграмотное человечество на праведный путь, читая им библейские заповеди. Но наш Илая не зря столько времени потратил на бесконечное скитание, чтобы так просто отдать эту книгу какому-то проходимцу. Поэтому ему пришлось дать отпор этому дяденьке и его шайке разбойников-головорезов… Я, конечно, зря ждал каких-то сценарных изысков, но сюжет в целом неплохой, хоть и банальный, да и мне не понятный, ибо я являюсь закоренелым атеистом. (Именно поэтому я даже не стал оценивать сценарий в плане присутствия каких-то важных и поучительных идей). Хромают, однако, диалоги, а в остальном всё, как я уже говорил, неплохо. Актёрская игра вроде бы хороша: Дензел Вашингтон вряд ли бы смог чего-то испортить, да в принципе как и Гари Олдман. Поэтому к актёрам претензий нет, разве что к актёрам дубляжа, которые умудрились ещё больше испортить звучание итак “неидеальных” диалогов. Экшн в “Книге Илая” хорош. Особенно понравились две сцены: замес в 2D под мостом в начале фильма, и мощная перестрелка в хате пожилой пары каннибалов – в конце. Было правда ещё несколько эпизодов по ходу фильма, но они не оставили такого мощного впечатления. Больше всех похвалы заслуживают оператор (Дон Бёрджес иногда просто поражал своей фантазией, особенно в тех экшн-моментах, о которых я написал выше) и композитор (саундтрек, а точнее один трек из него, уже слушаю целый день – и хочется слушать ещё и ещё), ну и ещё художник (он правда спёр многое из вышеупомянутой игры, но всё равно молодец), которые создали непередаваемую атмосферу страха, одиночества, страдания и отчаяния. Если бы ко всему этому прицепить талант Спилберга или Куарона – было бы просто невообразимое зрелище… А вот главные претензии у меня к режиссёрам братьям Хьюз. Им, к сожалению, не удалось избавить фильм от ляпов и штампов, которые в данном фильме с его стилистикой заметно бросаются в глаза: все эти белоснежные улыбки, “тонны” косметики на главных персонажах женского пола и прочее… Хотя со стилем они угадали – визуально фильм поставлен очень здоровски, но этого явно не достаточно, чтобы назвать фильм шедевром. В общем, фильм больше хороший, чем плохой. Просто для кого-то это сильная драма с элементами экшна, содержащая глубокие духовные идеи, а для меня это просто боевичок, пытающийся казаться серьёзным, но вызывающий только улыбку из-за неудачно выбранной тематики. 7 из 10

Angel Eyes
Angel Eyes27 мая 2010 в 06:52
Размышления о причинах и следствиях

Этот фильм, полагаю, поставил его прокатчиков в щекотливое положение относительно его анонсирования и раскрутки. Как же, всё-таки его рекламировать - как философскую притчу или пост-апокалиптический экшн? Думаю, колебались прокатчики недолго: философией полные залы не соберёшь, а вот на рубилово народ всегда идёт охотно. Для трейлера надёргали моментов из двух-трёх самых динамичных эпизодов. Увы, как результат, многие представители почтеннейшей публики были разочарованы, ибо получили конфетку не соответствующую её обёртке. Я, начитавшись негативных рецензий (всегда начинаю с них, если они наличествуют в определённом проценте), был настроен крайне скептически, ибо раздражённый зритель ругательски ругает фильм, а некоторые причисляют его чуть ли не к церковной заказухе. К моему приятному удивлению, это оказалось далеко не так. Может быть, я всё неправильно понял, но притча мне увиделась вот какая: Как давно известно, получили люди от великого Некто (Творца, Бога - имя не имеет значения) Книгу с очень мощным потенциалом (одну из нескольких Книг, на самом деле). Появилась она неизвестно откуда, известно только, что она была кем-то надиктована и записана под эту диктовку. Только, вот беда, потенциал Книги оказался в равной степени и разрушительным и созидательным - в зависимости от того, в чьих руках она окажется. Как и следовало ожидать, Книга постепенно перешла в лапы негодяев (знакомая картина, не правда ли?), которые, вместо того, чтобы нести в массы её светлые принципы, начали с её помощью канифолить этим массам мозги. И доканифолились до пресловутой Вспышки. Тут и начинается канва фильма. Оставшиеся в живых представители благодарного человечества все уцелевшие экземпляры Книг, от греха подальше, уничтожили, но остался последний экземпляр, охоту за которым и затеял очередной негодяй (Карнеги), дабы с помощью Книги вновь начать паразитировать на страхах и сомнениях податливой паствы и более эффективно ею управлять. Его (браво, Гарри Олдман!) противостояние с хранителем последнего экземпляра, мудрым Илаем (браво, Дензел Вашингтон!) и является основой для всех происходящих событий. Как они развиваются, и чем всё заканчивается, разумеется, описывать я не собираюсь, замечу только, что мне очень понравилась концовка - как говорится, все ингредиенты в наличии, добро пожаловать на очередной виток истории человечества со 'счастливым' концом. Виток, аналогичный старому, или бог честь какому количеству предыдущих старых. Из чисто технических моментов одобряю то, что авторы не стали углубляться в создание пост-ядерного антуража - нет здесь смакования подробностей о разрушенных гниющих мегаполисах, о зловещих мутантах и засилья прочей обязательной стим-панковской атрибутики а-ля 'Безумный Макс'. Немногие 'экшеновые' эпизоды сняты качественно, но в целом динамики могло быть и побольше, за это снимаю один балл, итого: 9 из 10

Polidevk
Polidevk22 января 2010 в 23:13
Есть пророки в любом отечестве...

Даже в наши дни еще есть пророки. И всегда будут. Даже в постапокалиптическое время после того как Земля раскалится под лучами сжигающего всё на своём пути солнца. Даже когда после этого разразится война. Даже когда после неё на планете останутся лишь безжизненные пустыни, а новому поколению людей придется учиться жить заново. Именно в такую атмосферу переносит нас фильм «Книга Илая». И тем самым пророком является, как можно уже догадаться, этот самый Илай. В черных очках, с рюкзаком за спиной идет он «на запад». Зачем, куда – непонятно. Но книгу свою он несёт с собой. Причём с самого начала очевидно, что это за книга, но суть в общем-то не в этом. В мире, где каждый сам за себя (так же как и сейчас, только открыто) и нет никакого закона, Илай идёт к своей цели. На первый взгляд двоякая и странная мораль героя по факту сводится к одному тезису: «Не влезай, это не твое дело». Он хочет нести добро, но добро с кулаками. Подставлять вторую щеку в этом мире опасно. Сам фильм довольно простенький: идея хоть и оригинальна, но назвать её шедевром язык не поворачивается. В то же время, навскидку назвать еще какой-то фильм подобной тематики сложно. Пропаганда налицо, но в то же время она абсолютно не мешает воспринимать всё происходящее. Кто как относится к религии вообще и к христианству в частности – личное дело каждого. Но нельзя не признать, что фильм этот – о вечных ценностях, как ни крути. И неважно кто и как их излагает. Но если спорить о идейной и смысловой наполненности фильма еще как-то можно, то вряд ли стоит отрицать, что снят-то фильм здорово! Думаю, многие не раз представляли себе – каким будет мир после Апокалипсиса (или что там у нас по плану). И режиссеру (точнее режиссерам – братьям Хьюз) это удалось мастерски. Потрясающая операторская работа – ближние, дальние планы, сочетание картинок, постановка и съёмка трюковых моментов впечатляет. Тут тебе никакой матрицы и прогибов в прямой угол – всё показано так, что в это веришь. Не знаю – сам ли Вашингтон снимался в сценах боёв или это дублёр, но это смотрится классно, черт возьми! И вообще Вашингтон хорош. Может не так сосредоточен в роли, как в «Манчжурском кандидате», и не так проникновенен, как в «Гневе», но всё равно – хорош! А Гари Олдман. На мой взгляд, лучший злодей Голливуда на данный момент (ну кроме, пожалуй, Аль Пачино в «Адвокате Дьявола»). В своей роли, как всегда, безупречен. Плюс довольно неплохой звук и музыкальная составляющая. Немного иронии в моментах. Простая и в то же время фееричная концовка. В целом – довольно приличный коктейль. Конечно, не обошлось и без минусов – но куда ж без них? Лично меня Мила Кунис не впечатлила вообще – какая-то невзрачная она в этой роли. Эти смешные движения в некоторых моментах. А в концовке, в очках и с обрезом за спиной – просто Рэмбо. Но в целом даже она не портит. Хотя лично мне куда больше понравилась Дженнифер Билз. А вообще – верить нужно. Наверно, даже не самое главное – во что. Главное – просто верить. А хороша ли твоя вера – судьба сама решит. И воздаст тебе по вере твоей. «Книга Илая» как раз об этом. А еще о том, что может случиться с нами в любой момент. И какими мы тогда станем. Да мы уже и стали, впрочем. И когда Солнце выжжет Землю, и придётся начинать жизнь заново, каждому придётся раз и навсегда решить – каким он будет, и какое Слово понесет он в себе…

Boo2zz68
Boo2zz6826 января 2010 в 18:58

Честно говоря, не ждал от фильма ровно ничего. Да, там такие актеры как Гари Олдман и Дензел Вашингтон. Да, эта моя любимая тема. Но как-то не задалось. И только теперь, когда я уже доволен просмотром, я могу сказать, что я сильно ошибался. Постапокалиптические миры, признаюсь, моя слабость. И здесь моя слабость была полностью удовлетворена. Бесконечная пустыня, редкие оазисы жизни и пекло над головой. Горы, разбитые автомобили, полуразрушенные дома и асфальтированная дорога, ведущая куда-то вдаль. Главные ресурсы – еда и вода. Простые безделушки, которые мы в повседневной жизни просто выбрасываем, становятся, как никогда, ценны. Никаких денежных валют больше нет, и вся торговля ведется посредством обмена. А люди готовы убивать друг друга ради еды… Просто нельзя не сравнить с такой игрой как Fallout 3. А всему этому предшествуют некая экологическая катастрофа, разрушавшая наш привычный мир. Произошла солнечная вспышка, выжегшая все живое. Но люди выжили. Кто-то спрятался, а кто-то, увидев вспышку, просто ослеп. И спустя тридцать лет начинают разворачиваться события фильма. Дензел Вашингтон в своей роли великолепен. Его персонаж – Илай, пожалуй, самый харизматичный персонаж со времен Риддика. Его поведение, фразы – все просто великолепно. Постановка экшн-сцен тоже на высоте. Его относительность и это «не встревай, это не твое дело» только подтверждает сходство с Риддиком. Но где-то ближе к концу фильма Илай меняется. Он становится разговорчивее, проявляет больше чувств, рассказывает свою историю. Странник, идущий на запад с библией по воле Бога, я думаю, запомнится всем зрителям. Гари Олдман как всегда великолепен. Он снова полностью вживается в роль и живет своим персонажем, очередным коварным злодеем в его исполнении. Конечно, персонаж Гари Олдмана проще, чем Илай, но гениальный актер дополняет его своим мастерством, своими идеями, своей харизмой. И злодей, ищущий книгу Илая, приобретает свою собственную привлекательность. Отдельно хочу сказать о музыке. Она отлично дополнила декорации постапокалиптического мира, создала нужную атмосферу тоски и уныния, коими наполнен этот мир. В общем, это классное кино, которое нужно посмотреть всем любителя Вашингтона, Олдмана и постапокалиптических миров. 9 из 10

девушка с бензопилой
девушка с бензопилой18 июля 2012 в 08:03
Новый мир со старых страниц

Все умерло. Цивилизации в том смысле, в котором мы ее знаем, больше не существует. Нет культуры, народности, прогресса, осталась только голая пустыня, изредка населенная выживающими людьми. Так, по крайней мере, кажется сначала. Что следует делать в случае глобальной катастрофы? Возрождать Наш Мир. А как это сделать? Надо думать, так же, как и много веков назад, когда с Небес на Землю было спущено учение о том, как жить дальше в этом самом мире. Картина 'Книга Илая' отличается от многих постакалиптических фильмов наличием ядра, символического смысла в поступках главных героев, которыми движит не только 'голое выживание'. Имя Илай совсем не библейское, хотя фигурирует в некоторых исторических текстах, однако его значения нам вполне достаточно - высочайший, преисполненный. Он движется вперед через то, что когда-то было Соединенными Штатами, но цель его не выжить, а просветить. Илай - новый пророк, которому было провидение и который должен доставить священную посылку в руки добрых людей, которые смогут распорядиться ею и направить новое поколение планеты на путь истинный. Его миссия трудна и опасна, но также и ответственна. Спустя тысячи лет Новый Моисей, конечно, выглядит иначе, чем мы его можем себе представить - он в совершенстве владеет искусством боя, у него есть рюкзак, крутые ботинки и он черной расы. Но какое это имеет значение? Картина убеждает нас - мир без идеологии не может быть миром (антитезой войны), людям нужна мораль, законы нравственности, ответы на вопросы как им дальше жить. Все это есть в книге, которую так бережет Илай. Это, конечно же, Библия. По законам жанра, причем любого, ему на пути встречается злодей, собирательный образ 'нового зла' 21 века - озлобленный и властный, но любящий изысканность и комфорт тиран, мечтающий о захвате мира. Он так же знает об идеологических силах слова, о том, что 'словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести'. В нашем мире, точнее, для героев фильма - в Старом Мире, огромное значение уделяется убеждению, люди живут в мире слоганов и текстов, информации, которая уже не служит помощником в выборе жизненного курса, а определяет его. Поэтому Карнеги и хочет заполучить Библию, с ее помощью власть над отчаявшимися людьми будет безграничной, ведь вера - то, что больше всего нужно людям в условиях страха и неопределенности, а Бог для них станет Отцом и Царем, воплощенным в одном человеке. К большому сожалению для нашего злодея, и к большой радости для человечества, последний экземпляр священного писания закрыт для понимания неверного. Сцена поражения Карнеги в этой духовной битве очень показательна. Он сверху смотрит на мир, который он создал - это разврат, порок, алчность, злость, тупость. Злой правитель навсегда останется в этом Содоме, который не достоин Божьего внимания. Антитезой предстает островок благополучия, духовного благополучия. Вырвавшись из тьмы, Илай со своей юной спутницей обретают наконец свободу и защиту у людей, взявших на себя обязанности по воскрешению человеческой цивилизации. Впервые наконец у зрителя возникает облегчение, начинает зиждеться маленькая надежда. Илай здесь заканчивает свой путь, а Солара - начинает. Ей предстоит сделать много добра, чтобы залатать бреши, нанесенные ударами зла. Фильм заканчивается на светлой надежде, вере и уповании. Любителям данного жанра, красивой музыки и кино со смыслом советую обязательно посмотреть сие творение. 8 из 10

Vladimir_G
Vladimir_G22 мая 2012 в 06:50
От Илая

Видать, сценарист Гари Уитта сильно поверил в то, что мы с вами скоро проверим. А именно – в конец света 2012 года, предсказанный календарём Майя. Вернее, конца света в его легенде как такового не наступило, но глобальная катастрофа имела место, судя по всему, в виде ядерной войны. В «Книге» описывается 2043 год, мир спустя 30 зим после апокалипсиса, мир, на который днём нельзя не смотреть сквозь солнцезащитные очки. Разбойники большой дороги стали людоедами, прежние города, границы и режимы стёрты с лица земли, превратившейся в редкую сыпь первобытнообщинных разрушенных поселений, где хозяйничают банды. Но самое удивительное не то, что люди разучились что-либо производить, у них напрочь отсутствует электроника и т.д., а то, что они потеряли какую-либо связь с тем, что раньше было принято называть культурой, искусством, религией… И вот во всём этом отнюдь не радужном пространстве с мачете наперевес существует самурай Илай. Герой Дензела Вашингтона – таинственная и брутальная фигура, способная в одиночку справится с десятком бандитов. Он держит неизменное направление на Запад, но вынужден всё же застрять в одном из городишек, напоминающих разрушенную вестерн-декорацию. Местный пахан (Гари Олдман) одержим идеей овладеть последним оставшимся в живых экземпляром Библии, ибо понимает силу Книги, которая «способна воздействовать на сердца людей» и хочет использовать её в своих меркантильных интересах. И надо же такому случиться, что именно Илай – её хранитель. Илай – недвусмысленный намёк на пророка Илия, который по преданию последней книги Ветхого Завета должен вернуться на землю пред Вторым Пришествием или пришествием Мессии. И в «Книге» раскрывается именно некий едва ли не пророческий, мессианский тип героя, странно, но удачно соединённый с образом африканского Рэмбо. У Илая было Откровение и доставка книги на некий Запад, надо полагать, своего рода Новый Иерусалим – его святая миссия. Но подобные эксперименты многие не готовы были авторам фильма простить, впрочем, они и сами поспособствовали росту уровня недовольства от имеющихся в нём противоречий. Самое противоречивое – философия героя, который знает Библию наизусть, читает её каждый божий день, но воздействует на учинённые тёмными силами препятствия отнюдь не словом господнем, а огнём и мечом. Понимает, что важно не читать Библию, а самому быть Библией герой уже довольно поздно, и доходила эта вроде бы крайне простая, и в то же время сложная мысль до него целых тридцать лет. Но это такого рода натяжка, без которой, извините, и кина бы не было, и её я готов простить. Единственное, во что невозможно поверить, так это в то, что ввиду апокалипсиса книга будет уничтожена, а человечество совершенно потеряет веру. Быть может, вместо Библии стоило придумать что-то другое? Хотя я, перебрав варианты, ни одного достойного так и не нашёл. Но вышеописанное – недостатки вторичные для, как ни крути, жанрового, пусть и со своей философией, кино. Достоинств то куда больше! Картинка почти совершенна. Лента, снятая целиком в сепии от первого до последнего кадра сохраняет фантастическую атмосферность. Проблема большинства постапокалиптических фильмов в том, что их постапокалипсису не веришь, а этому – веришь. Хитро уйдя от показа разрушенных городищ в калифорнийскую пустыню, братья Хьюз сумели заставить поверить в свою уникальную реальность, совершенно новый, непохожий на прежний мир. Ритм пустынного странствования выдержан идеально. Смешно читать тех, кому не хватило «экшена». Его здесь именно что в меру, точно также как и диалогов. Кастинг великолепен. Вашингтон, на которого давно повесили ярлык чёрного копа, органичен и в виде война-пророка, исполняя по сути то те же самые функции, только под иной юрисдикцией. Мила Кунис хороша в роли принуждённой потаскушки, необразованной и несколько стервозной, но вполне себе задорной и миловидной (хотя не исключено, что на меня повлиял тот факт, что «Чёрного лебедя» я посмотрел раньше). Ну а Гари Олдман – вообще один из лучших кинозлодеев всех времён и всех народов. 9,5 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск15 января 2012 в 14:00
Версия выживания…

Этот фильм - ещё одна версия выживания в постапокалиптическом мире. В этот раз остро приправленная религиозно - философскими идеями. Идеями влияния веры и религии на человека и возможностями манипулирования ими для управления людьми. В свете этого, позиционируемый с такими жанрами, как фантастика, боевик, драма, постапокалиптика фильм, на мой взгляд, больше всего напоминает постапокалиптическую философскую притчу, ёмко отражающую последствия 'конца света' в ограниченном масштабе. Тут и загрязнённые, лишённые жизни территории, непригодный для дыхания воздух, острая нехватка еды и воды а, также, предметов первой необходимости. Тут и люди, потерявшие если не человеческий облик, то основы морали и нравственности, уж, точно. Таков реальный мир в фильме и, чтобы в нём выжить, нужно к нему приспособиться... Но, даже, в таком мире есть те, кто думает о будущем. О формировании нового общества, его норм и устоев. Без свода законов - общество невозможно. И от того, какими они будут, зависит целостность и сплочённость этого общества, а значит и возможность управлять им. В мире, где властвуют хаос и беззаконие, для многих жизнь безнадёжна и бессмысленна. Как не сломаться, выжить и принести пользу потомкам в экстремально тяжёлых условиях выживания - это, по - моему, основная идея фильма. Не буду особо распространяться о силе Веры и уделять этому много внимания, поскольку, верить или не верить, точно так - же, как то, во что, или в кого верить - дело сугубо индивидуальное. Илая живёт благодаря Вере, она даёт ему силы и наполняет смыслом существование. Кто знает, что из себя представляет его миссия, действительно - ли она предназначена ему свыше, или это индивидуальная попытка самого Илаи не сойти с ума от происходящего вокруг, смоделированная его рассудком в 'высшее предназначение'... Суть не в этом и, даже, не в том, в каком состоянии находится его зрение, хотя, очевидно, что в такой обстановке незрячему выжить элементарно невозможно. И, тем более, без присутствия рядом сильных и надёжных покровителей, просто так тридцать лет не погуляешь по безлюдной выжженой пустыне с засадами разбойников, убийц, мародёров... Мне этот фильм очень понравился. Понравился смысл, заложенный в нем, о том, что Вера - основа всего, что она творит чудеса, наполняет силой и направляет по правильному пути, защищает от врагов и даёт надежду на будущее... 8 из 10

Артур Сухонин
Артур Сухонин18 января 2010 в 21:21
'И народ не подымет меч против народа и не будут они больше знать войн' (Исаия 2:4)

Великолепный по картинке, невероятно завораживающий фильм. Первая половина бесподобна (ибо она практически бессюжетна), ее смотришь медитативно, как картины Джармуша, наслаждаясь пейзажами, монотонностью, прекрасным атмосферным саундтреком. После уже изрядно надоевшего, избитого Голливудом монтажа, где один кадр длится никак не дольше пяти секунд, наблюдать в меру затянутые дубли - сплошное удовольствие. Даже экшен-сцены сняты практически без монтажа: во время драк камера либо статично наблюдает за боевыми ухищрениями героя, либо, вращаясь вокруг него, показывает нам красоту поединка; во время перестрелки сначала наезжает на дуло пулемета, затем, резко развернувшись, показывает расстреливаемую стену, а после приближается к персонажам, спрятавшимся за стеной. Красивейшие постапокалиптические пейзажи, истрескавшаяся краска, вездесущая ржавчина, разбитый асфальт и пыль, пыль... Персонажи в солнцезащитных очках, измусоленной одежде, с почерневшими зубами. И мрачная цветовая гамма, не уступающая шедеврам постапокалиптических фотографий. Признаться, я и не могу вспомнить, где еще в кино видел настолько завораживающую постапокалиптическую картинку. Разве что в 'Сталкере' Тарковского... Но на этом, собственно, плюсы фильма и заканчиваются. В кинотеатре я размышлял, стоит ли идти на этот фильм, ведь сюжет был полностью ясен еще с трейлера. Но решился из-за любви к жанру. И в одном я совершенно не прогадал - глаза усладил полностью. Но не мозг... Если вы, отправляясь в кинозал, надеетесь увидеть что-то помимо картинки, разочаруетесь. Главный персонаж - классический супергерой, совершенно лишенный недостатков (его характер настолько вылизан, что становится стыдно), главная героиня - юное, невероятно глупое создание, чей возраст можно идентифицировать как 15 лет, хотя актрисе 26 (впрочем, в США, возможно, это нормально?), главгад - вполне шаблонный эгоцентрический аристократ, не лишенный, правда, отменной харизмы Гари Олдмана. Но самый жирный минус - сценарий. Как только увидите крест на книге, вокруг которой крутится весь сюжет, сразу получите сногсшибательную дозу религиозного прочищения мозгов, и тут же поймете, чем закончится кино. Итак, наш чернокожий Илая - ни кто иной, как библейский Исаия. И бредет наш постапокалиптический пророк на запад, и ни пуля, ни меч его не могут тронуть, ибо слышит он божественный голос. В Библии Исаия пророчествовал о мессии, в фильме же об этом хоть и не говорится ни слова, но дается значительный такой намек. 'Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына', сказано в книге Исаия. Теперь посмотрим последний кадр 'Книги Илая' и поразмышляем, кто се дева? Вот так вот, постапокалиптический фильм в действительности оказался этаким своеобразным пророчеством сценариста: кайтесь, грешные, грядет второе пришествие, ибо гласит сие пророк Илая! Попытка соединить фантастику и религию - не нова, но все еще выглядит оригинально. Здесь же - весьма наивно и глупо. В фильме ничего мистического, кроме героя и носимой им книги, нет, но смысловой посыл абсолютно мистический, что в случае данного жанра уже не есть хорошо. Если б мистика сводилась к материализму (как, например, в только что прогрохотавшем 'Шерлоке Холмсе'), 'Книга Илая' была бы на порядок качественнее, она пришлась бы по духу как рационалистам, так и иррационалистам. В данном же случае - поверхностная мораль, бьющая с экрана прямиком в пах. Верующим, возможно, придется по вкусу, атеистам же станет противно от навязчивости. Исключительно благодаря бесподобной картинке - 6 из 10

Alex Croft
Alex Croft5 августа 2014 в 09:56
Книга Илая

Какое только будущее нам не показывали многочисленные режиссеры в своих работах. Будущее, в котором мы все подверглись вторжению инопланетных существ, а возможно даже в конечном счете и являемся их рабами. Будущее, в котором очередной природный катаклизм уничтожил всё живое на этом свете. Будущее, в котором люди истребили друг друга в очередного шага в эволюции и на встречу очередного шага теории Дарвинизма. Одно остается неизменным всегда. Практически всегда кинематографисты видят мир лишь в негативном оттенке, в котором все люди уничтожают друг друга, а сам пир уже давно превратился в полноценный оплот разрушения. Именно такой очередной вариант будущего и представляют режиссеры картины братья Альберт и Аллен Хьюз. Визуально и с точки зрения сюжета, фильм практически сразу же пытается утвердится в одном из самых нетривиальных блокбастеров про пост-апокалиптическое будущее и в этом плане смело пытается назвать себя лучшим фильмом в жанре со времен культового 'Безумного Макса', который некогда и сделал актера Мэла Гибсона настоящей знаменитостью. Визуально фильм сделан просто потрясающе и тут даже нет каких либо сомнений. Мир будущего снова показан в невероятных разрушениях того мира, который мы знаем и в котором люди давно с легкостью истребляют друг друга ради выживания и спасения своих собственных шкур. Всё это достойно выдержано в атмосфере саспенса и напряжения, который заметно обогащает пресловутый жанр кровавого боевика для взрослых, но однозначно страдает за счет не реализованного до конца сюжета. Сюжет получился чрезмерно вторичным и отчасти даже глупым. Многие персонажи не раскрыты должным образом, отдельные события представляют собой беспорядочные события не связанные друг с другом, а сама динамика истории порой чрезмерно страдает и замедляет повествование крайне монотонным образом. Подкупает лишь основная идея картины о том, насколько огромное значение имеет вера в любом мире. Даже в мире будущего, который лишен справедливости. В видении режиссеров, данный фильм очень слепо и бурно развивает тему важности религии, но на самом деле фильм представляет собой куда более ценный и важный урок. Ведь этот фильм можно считать и о важности веры, веры в свои силы, в окружающих, в наш мир и в то, что завтрашний день может быть лучше, чем он есть сейчас. Исполнитель главной роли Дензел Вашингтон играет далеко не лучшую роль в своей богатой карьере, которую он увы не в состоянии развить в качестве достойного и глубокого драматического героя. На самом деле, скорее представляя собой очередного неудержимого героя, который призван спасти всех нас и уничтожить наших врагов. Гари Олдман на удивление очень плох и это печально учитывая то, каким гениальным и характерным актером он является. Ну а Мила Кунис просто предстаёт в образе очередной милой девушки, которую сам Бог велел спасти от погибели. 5 из 10 Книга Илая - это очередная крайне негативная вариация нашего возможного будущего, которая явно отсылает к культовому 'Безумному Максу' и отчасти даже пытается его повторить. Фильм превосходный визуально и имеющий глубокий смысл, но не раскрывшийся должным образом так, как бы хотелось изначально.

s0uLr1pPeR
s0uLr1pPeR10 июня 2010 в 06:32
Слово Божье

Фильма раскрывает перед своими зрителями очень важный в текущее время вопрос. Вопрос Веры. Не просто веры, а Веры. Веры в Господа нашего и Веры в Его детей, созданных по Его образу и подобию… Я не буду вдаваться в подробности спецэффектов, игры героев, саундтреков и прочих атрибутов фильма. Меня заинтересовала смысловая начинка этого произведения, о которой я и попробую рассказать в паре своих мыслей. Это было что-то вроде предисловия, а теперь подробнее. Фильм начался просто ни с чего, да и в принципе на протяжении всего фильма сложно понять, что именно должен показать и привнести в наши умы этот фильм, в нем даже не говорится, какой год на тот момент, что за «вспышка» с момента которой прошло 30 лет, имя героя скрывается чуть ли не до самого конца фильма, но фильм цепляет с самого начала, цепляет, но почему, я ответить не могу, почему то сразу понимаешь, что фильм не простая пустышка, которая совершенно ни о чем, но фильм о чем-то важном. Сюжет фильма построен вокруг книг, а точнее книги, и трех персонажей, хранителя слова Божьего, алчного и жадного злодея и невинной девушки. Как мне кажется, именно эта девушка, помогла Илаю вспомнить, возможно, даже понять, понять многие вещи, о которых он думал совершенно иначе. «… что забывал жить так, как там написано» - самые главные слова Илая, которые он сказал перед смертью. В них и заключен весь смысл фильма. Люди забыли, как жить правильно, пусть даже не так, как написано в Библии, а именно жить правильно. Не просто претерпевать мелочное существование в погоне за деньгами, машинами, квартирами и прочими вещественными благами, зачастую, как сказал Илай: «у людей было больше, чем им нужно было». Мы не просто не ценим то, что у нас уже есть, мы хотим больше, больше, еще БОЛЬШЕ, бешеные сбережения на банковских счетах, множество красивых женщин, обилие машин, полные холодильники редких деликатесов, да вот только что стоит за всем этим? Жадность, ложь, этим ли нужно гордиться? Нужно ли гордиться тем, что у тебя крутая машина и хорошая работа, но в то же время твой сын по вечерам пьет пиво на лавочке с шайкой оборванцев, или дочь случайно залетела в школьном походе? Не хочу никого оскорбить, но, тем не менее, скажите мне, что я не прав, я хочу чтобы вы сказали и оказались правы, но… но не могу. Простите за небольшое отступление непосредственно от сюжета… Конечно, в фильме есть толика мистики, когда Илай рассказывает о том, кто ему сказал о книге, помог ее найти и направил в путь, но это пошло даже на пользу фильму, небольшой секрет, он всегда к месту. Фильм чем-то напоминает игру Fallout, да и сюжет тоже похож, если честно. Слово само по себе грозное оружие, как написал Вадим Шефнер в своем стихотворении «Слова»: «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.» Как я писал чуть выше, слово – само по себе грозное оружие, а слово Божье поистине обладает Властью над людьми, как раз Карнэги нам это наглядно демонстрирует, когда говорит о своих планах, и о том, что с этой книгой люди будут внимать ему и делать все, что он хочет. А Илай несет это слово, чтобы не создать империю из отбросов человечества, а чтобы это Слово помогло воссоздать общество, следуя тем заветам, которые написаны в Библии. С некоторой долей скептицизма, но и с еще более долей уверенности я бы сказал, что будь у людей такое напоминание чистоты и непорочности, как Салара, то не было бы ни крестовых походов, не всех тех ужасных войн во имя Господа и во славу Его. Именно эта девушка, стала опорой для Илая в конце его путешествия. Некоторую правду несет в себе и само воплощение книги, ведь только чистый душою человек, незагрязненный пороками этого мира и не видевший всех ужасов может создать новое общество таким, каким оно должно быть, так же и должно быть едино Слово Божье для всех людей, так же и человечество должно быть едино, мне показалось, что автор и поэтому придал книге такой вид. Некоторой иронией всего фильма является, что возрождение морали общества начинается чуть ли не в самой строгой американской тюрьме «Алькатраз», то есть с того места, куда сбрасывали все нечистоты общества… Но как сказали почтенные пожилые люди Марта и Джордж «и для почвы полезно»… Там где не было и намека на что-то доброе, начало возрождаться культурное общество… Напоследок могу сказать, что фильм напомнил мне о родителях, которых надо уважать, о моей девушке, которую я ценю и люблю, о моих немногочисленных друзьях, с которыми меня связывают не просто пиво на лавочке, и о многом другом, о чем все мы знаем, где-то в глубине души, но не помним… Фильм заслуживает 10 из 10 по моему мнению

AlexCFS
AlexCFS25 января 2010 в 12:02

Кто такие братья Хьюз? Ничего не знал, ничего не слыхал про них. Кто такой композитор Аттикус Росс? Тоже не знал. После просмотра фильма я понял, что, во-первых, режиссерам удалось снять качественный триллер-боевик, во-вторых, понял, что заношу композитора в свой личный список. Илай может запросто отрезать руку или пострелять несколько человек разом. Самая красивая сцена фильма – разборка в городе. Перестрелка совсем небольшая и малобюджетная, но снята на высшем уровне. Вот люблю я такие вещи, без соплей и ненужных вступлений, сразу – бах, бах, и все, ищи свищи. Также понравились замедления, ну не совсем замедления, просто когда машину там подбросило, раз и под нее камеру понесли, а потом раз – и в дом залетели. Очень красиво камера летала. А когда Мила кинула гранату, я думал они сейчас с камерой под машину залезут, но нет, жаль, а то б смотрелось атасно, я вам точно говорю. Дензел наконец-то похудел и вновь накинул на себя образ крутого парня. Мила Кунис здесь тоже похудела. Вспоминаю ее в «Макс Пэйн», здесь она килограмм на пятьдесят скинула, не меньше. Не знаю, может это братья Хьюз их всех на диету посадили, но выглядели они стройно и не как зажравшиеся кабаны. В последнее время только и видишь – там Траволта раскабанел, тут Том Хэнкс себе десятку на животе накинул. Мила смотрелась нормально, этакая бойбаба. Гари Олдман иногда показывал класс, но в целом, я уже привык к нему такому злому. Сюжет не избит. Хоть я и думал, что будет нечто среднее между Риддиком и Терминатором 4, но ошибся. Фильм вполне самодостаточен, откровенных пародий я не встретил. Вместе с тем, в фильме довольно много разговоров о некой книге. Впрочем, когда Илай сказал «я сам ее написал», я подумал, что передо мной апостол Павел, но быстро осекся - это шутка такая была. Кстати, с юмором фильм, хоть и апокалипсис случился. Понравилась бабенка, что с коляской таскалась, вечно у нее проблемы с колесиком были, оно не вкручивалось, просила помощи у всякого путника. Снято все на уровне, никаких дерганий камерой и прочего новомодного выпендрежа. Никакого злоупотребления графикой. Если машина взрывается, так видно, что она взрывается, а не просто так, подрисовали там взрывчик, тут человечка, а потом камерой в бок увели, и все… ищи свищи, где взрыв был, или не был совсем, а кто видел? Удивляют иногда меня в фильмах моменты, когда видно, что взрывают у самого тела, и тут тоже такое было, я думал Милу будут по асфальту собирать, настолько близко взрыв был, но все же обошлось, эффектно убежала прочь. Композитор был очень хорош. Я насчитал три темы, которые мне понравились. Хорошо иногда звучало, звуки красивые были. Когда Илай шел после разборки в городе, очень запомнился мне этот момент – снято красиво, плюс красивый атмосферный саунд был.

Alvliv
Alvliv25 января 2010 в 08:31
…и стал Свет

Пока в мировом прокате безраздельно властвует «Аватар», всем другим кинопремьерам приходится довольствоваться лишь объедками с камероновского стола. Вот и лента «Книга Илая», едва выглянувшая из-за мощной темно-синей спины туземцев с планеты Пандора, несмотря на достаточно уверенный старт в американском прокате (за первую неделю проката «Книга» выгребла из зрительских кошельков более 38 миллионов долларов), вполне могла бы рассчитывать на большее. Тем более, как по задумке, так и по визуальному воплощению кино у режиссеров Альберта и Аллена Хьюз получилось неплохим. Сняв в уже далеком 2001 году весьма успешную картину «Из ада» о кровавом промысле Джека Потрошителя, братья Хьюз ушли в продолжительный творческий отпуск. И вот только спустя почти девять лет осмелились вновь озадачить публику плодом своих режиссерских исканий в области кинематографа. Не сказать, чтобы их новый фильм стал для видавших виды киногурманов каким-то откровением. Отнюдь. Фильмами о том, что будет, когда на Земле все вымрут, сейчас никого не удивишь. Достаточно вспомнить «Водный мир» с Кевином Костнером, или «Безумного Макса» с Мэлом Гибсоном и приправить все это дело бесчисленным множеством всевозможных зомби-муви в исполнении классика жанра Джорджа Ромеро и его коллег по цеху. А вот что в «Книге» действительно привлекает, так это ее стильная неспешность и визуальная отточенность. Что и говорить, оператор Дон Бёрджесс потрудился на славу: пейзажи разрушенной людской цивилизации однозначно впечатляют своим мрачным величием. Достоин похвалы и сюжет картины. Вернее, та его заключительная часть, где раскрывается основная интрига фильма. Впрочем, обо всем по порядку. Главный герой ленты – темнокожий странник Илай (Дэнзел Вашингтон) – вот уж 30 зим бредет по опустевшим дорогам, неся в рюкзаке некую важную книгу. Людей на Земле осталось немного, потому что большинство погибло в результате чудовищной вспышки на Солнце. А те, кто выжил, либо ослепли, либо превратились в безнравственных каннибалов, основная цель которых – не помереть от голода, потому что еды и воды, стало катастрофически не хватать. Мелкие неприятности в виде нападения дорожных грабителей Илай устраняет с помощью мачете и пары-тройки приемов айкидо до тех пор, пока не натыкается в некоем городишке на главного злодея фильма – человека по имени Карнеги (Гари Олдман). В свободное от пакостей время Карнеги читает труды Бенито Муссолини, мечтая, однако, завладеть куда более ценным изданием. Вот оно как раз и лежит в рюкзаке у Илая… К чести создателей картины стоит отметить, что они не стали слишком тянуть с раскрытием секрета книги. Более-менее внимательному зрителю уже минуте на 20 киноповествования становится понятно, что в сумке Илая не что иное, как единственное сохранившееся на планете издание Библии. Илаю она нужна, чтобы нести веру людям, а Карнеги – чтобы этими людьми повелевать. К сожалению, братьям Хьюз не удалось избежать образа катастрофически шаблонного злодея. В похожем амплуа Гари Олдман присутствует в фильмах «Леон» и «Пятый элемент» Люка Бессона. Безусловно, роли харизматичных отпетых негодяев Олдману удаются с блеском, но, согласитесь, даже самые вкусные и пикантные кинопельмени со временем приедаются… Не доработал режиссерский тандем и концовку фильма. Не раскрывая всех перипетий сюжета, скажу лишь, что будь картина минут на 10 короче, это пошло бы «Книге Илая» только на пользу. Чтобы зритель мог хоть что-то додумать самостоятельно, а не безмолвно внимать назиданиям с экрана и сидеть в темноте кинозала с видом уже сытого ребенка, которому насильно пытаются всунуть в рот еще несколько ложек кинематографической каши. 7,5 из 10

Penguin-Metall
Penguin-Metall24 января 2010 в 21:05
'Не вмешивайся, это не твое дело, не твое...'

Довольно противоречивая картина, кто бы мог подумать, не правда ли? С одной стороны мелькают типичные и дежурные элементы практически каждого американского боевика: герой-миссия, очень добрый и пушистый в душе, но крайне суровый и смертоносный снаружи; злодей, пожираемый идеей тотальной власти; девчонка, увязавшаяся за главным героем; погони - перестрелки. С другой же - не очень-то мудреная, но любопытная и довольно сложная тема веры и жизненной цели. Разбавим все это гнетущей и мрачной атмосферой практически вымершего человечества, стоящего на краю 'улыбающейся' бездны, готовой с радостью поглотить то малое, что от него осталось. Фильм сделан с любовью, - это сразу бросается в глаза, и это дорогого стоит. Но если центральная идея хороша, это еще не значит что безупречно сшит и сам сценарий, со всеми микроскопическими мелочами и дополнительными вкраплениями. Он обдуман, но, на мой взгляд, не доведен до возможного градуса: некоторые моменты смущают, некоторые сцены вызывают недоумение (можно было сделать и лучше, а можно было и вовсе этого сюда не приплетать). Впрочем, тут больше поводов для радости: приличный экшн, который, что примечательно, весьма ловко и четко дозирован; великолепный злодей, Олдман в очередной раз показывает нам самого дьявола во плоти, целеустремленного, властного, непоколебимого, амбициозного, страстного; как уже и было отмечено выше, у фильма весьма ощутимый и подходящий фон: удачное сочетание погребально серого и мертвенно бледного цвета, подходящие декорации и, само собой, здоровские спецэффекты; опять же - несущая в себе мысль идея. Саундтрек очень неплох, как нельзя лучше подходит к картинке на экране и совпадает с ритмом самой жизни в этих малоприятных и тяжких условиях. Диагноз: фильм, как и герой Вашингтона, крепок, твердо стоит на ногах, и способен удивить зрителей, местами банально (но всегда сносно), местами увлекательно. Рекомендовано. 6,5 из 10 Фильм - не рядовой представитель американского кинематографа, но и не революционно-авторское кино, на эту помесь стоит посмотреть! P.S. Мелодия, которую насвистывает Стивенсон в тачке по пути домой - саундтрек из 'Однажды в Америке' (вдруг кто не понял), мерзавцы братья Хьюз знали чем подцепить и подкупить киноманов, неожиданный и приятный сюрприз, от которого автоматически снисходительнее относишься к фильму...

Ковбой Мальборо
Ковбой Мальборо18 января 2010 в 11:20

До фильма 'Книга Илая', с творчеством братьев Хьюз я не был знаком. На данный фильм я пошел только потому, что в главных ролях значился Дензел Вашингтон. Он уже давно зарекомендовал себя как хороший актер, и все его фильмы довольно таки интересны, а многие из них несут смысловую нагрузку. Так же получилось и здесь. В фильме рассказывается о вселенской катастрофе, после которой мир превратился в выжженную пустыню. По ней идет странствующий путник Илай, волею судьбы попавший в один из городков постапокалиптического мира, где бесчинствует тиран Карнеги. Вот такой вроде бы незамысловатый сюжет несет в себе довольно много, дабы не спойлерить рассказывать много не буду. Главное то, что в центре сюжета оказывается книга, которая принадлежит Илаю, и Карнеги хочет во что бы то ни стало заполучить ее. В фильме затронуты две проблемы. С одной стороны с помощью веры, Карнеги мог бы подчинить себе много людей. Когда им приходится не сладко, строки из Библии могли бы им заметно «помочь», и Карнеги это прекрасно понимает. В данном случае говорится о том, с помощью веры можно управлять толпой. А с другой стороны нам преподносится то, что вера заметно помогает человеку. Взять к примеру того же Илая. Он странствует вот уже тридцать лет, и как он говорит он не сломился из-за того что вера ему помогает. И без помощи Библии он так долго бы не выдержал. Вот эти две основные проблемы и затрагивает данный фильм. Немного об актерской игре. Дензел Вашингтон играет парня который все время серьезен, этот образ ему как ни кстати подходит. Для этой роли Вашингтон заметно похудел, обучился боевым искусствам, и это все делает в свои 55 лет. Он проделал поистине большую работу. Гэри Олдман хорошо справляется с ролью отрицательного героя, который не посягает на мировое господство, а управляет небольшим городком в котором все принадлежит ему. Мила Кунис игрой не поразила, она возможно идет просто как приятное дополнение. Илай: Еще раз дотронешься, отрублю тебе руку. Что в фильме отлично и поистине достойно - это картинка!Пейзажи просто завораживают, нам уже давно не показывали красивого постапокалиптического мира. Здесь же это сделано на все 100%, все смотрится очень красиво. Так же порадовали бои, они выполнены на высшем уровне, их конечно не много, но вполне достаточно для того чтобы не заскучать. Итог.'Книга Илая' — фильм не для всех. Большая масса этот фильм попросту не поймет, и те кто хочет увидеть простое рубилово может спокойно проходить мимо. Несомненно фильм заслуживает высшей оценки. 10 из 10

LawLikeLove
LawLikeLove18 января 2010 в 11:12

Суровый чернокожий странник в брутальных очках (Вашингтон) бредет по пост-апокалиптической пустыне на запад, к океану (а куда же еще?), охотится на кошек и слушает айпод, которому, видимо, и апокалипсис нипочем. При этом он изредка встречает бандитов, которым по-христиански отрубает все выступающие конечности, а потом с неизменным выражением лица шарит по карманам в поисках чего-нибудь ценного. Так собственно, и шел бы он весь фильм, если бы в плеере не закончилась зарядка, и герою не пришлось зайти в небольшой городок, в котором главой является стареющий любитель печатного слова (Олдман), который отличается от окружающего его быдла тем, что читает Муссолини и строит планы по захвату мира. А мир после Апокалипсиса, по его мнению, можно захватить только с помощью Библии, экземпляр которой он и ищет большую часть жизни. Интригу вокруг книги, которую несет главный герой, завязать не удалось: с первых минут понятно, что это именно Священное Писание. Впрочем, сюжету все-таки удастся вильнуть хвостом перед зрителем и подбросить пару неожиданных моментов ближе к концу повествования. И вообще, проблему религии после Конца Света вряд ли можно считать заезженной, и поэтому простоватый сюжет «Книги Илая» воспринимается на ура. Кроме того, фильм может похвастаться прекрасной атмосферой и проработкой деталей. Крупные планы бесконечной пустыни, жутковатые ее обитатели, постоянная охота за водой создают нужное гнетущее впечатление. Другой плюс этого фильма – игра великолепного Гари Олдмана, который наконец-то вернулся к своему излюбленному амплуа злодея и, как всегда, делает свою роль гораздо глубже и интереснее, чем требует сценарий. На его фоне Вашингтон немного теряется, хотя его герой суров до невозможности, и этим он прекрасно вписывается в роль мессии. Мила Кунис просто хорошо играет и выглядит чертовски красиво и сексуально. В целом, фильму неплохо удается соединить жанры боевика и драмы, с небольшим намеком (но только намеком!) на романтическую линию. Правда, места для шуток в нем не нашлось: история рассказывается подчеркнуто серьезно, стараясь походить на притчу в фантастическом антураже, хотя мегафон от Моторолы и тайник старичка, полный оружия, повеселили весь зал. А так получился стильный, местами жестокий боевик с толикой смысла, брутальным главным героем, харизматичным злодеем и очень красивой девушкой. Что еще для счастья нужно?

cyberlaw
cyberlaw21 апреля 2013 в 14:47
Антиутопии: Книга Илая

Очевидно, что братья Аллены в середине 80-х очень внимательно следили за творчеством Энцо Кастеллари и Серджо Мартино. Ведь именно их творчеством, на мой взгляд, вдохновлена эта постапокалиптическая антиутопия. В список прототипов еще можно добавить аргентинский фильм 'Воин и колдунья' с Дэвидом Кэрредайном и 'Противостояние' Мика Гарриса по Стивену Кингу. После глобальной катастрофы люди живут разрозненно - общинами. К тому же, многие ослепли или родились ослепшими, а вода стала дефицитом. При этом, наиболее влиятельные главы этих общин подумывают об увеличении своего влияния. По мнению одного из них - лучший инструмент влияния - это Библия. Именно за ней и охотятся его наемники. По воле случайности, им приходится встретиться с весьма странным человеком, который возможно и проносит Библию. Но у этого человека свой путь. Этот фильм совершенно не оригинален. В сущности, Серджо Мартино в '2019: после падения Нью-Йорка' показал то же самое. Только вот, 'Книга Илая' сделана на гораздо более высоком уровне. В фильм приглашены звезды первой величины. Гэри Олдман, по обыкновению, сыграл злодея. Хотя я уважаю талант этого актера, но его игру выдающейся назвать весьма сложно. Думаю, что даже характеристика 'посредственно', оказалась бы весьма уместной. Главная роль досталась Дензелу Вашингтону. По правде говоря, я так и не понял зачем он согласился сыграть в этой картине. Возможно сыграла свою роль и заочная конкуренция с Уиллом Смитом, добившегося больших успехов в постапокалиптическом фильме 'Я-Легенда'. Дензел был убедителен, но учитывая его незаурядный потенциал и уже сыгранные роли, едва ли 'Книга Илая' может считаться прогрессом для этого актера. Просто - обычная, тривиальная актерская работа. Хотя и сделанная на высоком уровне. Сцены перестрелок и неожиданная концовка, заставляющая по новому взглянуть на события фильма, конечно же не оставили возможности поставить фильму более низкий бал. В то же время, не могу сказать, что кино мне понравилось. Прежде всего это связано с отсутствием оригинальности и средней актерской игрой. В итоге: если в 80-е годы постапокалиптические фильмы снимались десятками в год, то в 2000-е счет пошел на сотни. 'Книга Илая' - фильм зрелищный и яркий, хотя и совсем не оригинальный 7 из 10

VitoKorleone
VitoKorleone17 ноября 2010 в 13:12
Путь воина.

2043 год. Глобальная катастрофа превратила Америку в выжженную пустыню. Кругом разруха, нищета. По бескрайним просторам звёздно-полосатой страны идёт мудрый Илай. В его руках – оружие, в сердце – вера, а за спиной – рюкзак, где покоится внушительных размеров книга с позолоченным крестом на кожаной обложке. Судьба сводит его с Карнеги – деспотом и тираном, держащем под контролем целый городок на окраине когда-то процветающей Калифорнии. Но этот город, всего лишь капля в море для неуёмного Карнеги, жаждущего подчинить своей власти всех и вся… Громко о себе братья Хьюз заявили ещё в далёком 1993-м – криминальной драмой «Угроза для общества». Затем последовали «Мёртвые президенты» (1995) – социальная драма, повествующая о непростой роли афро-американцев в социуме в конце 60-х, начале 70-х и полной отчуждённости и безразличии к ветеранам вьетнамской войны, рассказанная на примере главного героя. В «Книге Илая» Хьюзы обращаются к актуальной сегодня, особенно среди молодёжи, теме постапокалипсиса. Тема, казалось бы, максимально отдалённая от социальной и криминальной среды, затрагиваемой братьями в предыдущих работах. Однако если взглянуть на постапокалипсис под другим углом, то можно увидеть отголоски прошлых жанровых предпочтений Аллена и Альберта. Нищета, разруха, полная деградация общества, процветающая преступность – всё это уже было, Хьзы вновь в своей тарелке, только антураж внешнего мира и временного континуума изменился. Перед зрителем своего рода синтез игровой вселенной Fallout и классической трилогии Джорджа Миллера «Безумный Макс». И здесь стоит отметить, что постановщики с умом распорядились сравнительно небольшим по сегодняшним голливудским меркам бюджетом, создав впечатляющий мир безнадёжного существования рода человеческого после всемирной катастрофы. Богатый видеоряд: сочетание пепельного, угольно-чёрного и ослепительно-золотистого цветов приятно ласкает глаз. Музыка Аттикуса Росса всегда уместна и очень красива. Потрясающая работа оператора Дона Бёрджесса – впечатляющие панорамы разрушенных городов, безжизненных степей, испещрённых следами от ядерной бомбардировки, несущиеся по раскалённой автостраде колоны грузовиков. Всё это в совокупности прекрасно передаёт атмосферу разрушенного мира. Очень профессионально сняты сцены боёв главного героя с многочисленными соперниками. За их постановку отвечал ветеран каскадёрских трюков Джефф Имада, результаты трудов которого мы так же могли наблюдать в таких фильмах как «Бойцовский клуб» и «Ультиматум Борна». Главный герой – Илай, в исполнении Дензела Вашингтона, верит, что оберегаемая им книга послужит основой для становления нового справедливого и нравственно-воспитанного общества и не позволит ошибкам прошлого свершиться вновь. Карнеги же преследует диаметрально противоположную цель – с помощью книги он намерен подчинить себе всё больше людей, расширить власть и установить диктатуру повсеместно. Вашингтон в роли главного героя убедителен, но не настолько чтобы назвать образ Илая лучшей ролью в своей карьере. А вот игра Гэри Олдмана выше всяких похвал – змеиный взгляд, ехидное выражение лица, размеренная походка. Замыкает триумвират Мила Кунис в роли Солары – падчерицы Карнеги, решившей объединиться с Илаем. Эта молодая актриса, украинского происхождения, бесспорно талантлива, но в некоторых эпизодах всё же откровенно не дотягивает. Но совершенно точно совсем другое – девушка неописуемо красива и оторвать от созерцания её прекрасных глаз зрительский взор представляется довольно сложным. Тревожит другое: герой Олдмана желает заполучить в свои руки Библию, дабы воспользовавшись ею, завладеть умами масс и манипулировать обществом. Не нужно быть семи пядей во лбу чтобы понимать, что отчаявшийся и потерянный человек, движимый символом веры, обещающей тому лучшую жизнь, будет послушен как невинная овечка. Но какой смысл во всём этом, если окружающий социум – это невежды вряд ли имеющие представление «что такое Библия?» и «кто такой Бог?». С таким же успехом Карнеги мог бы сам написать «божественную» книгу, будучи человеком интеллектуально-развитым и подкованным. Тамошнему населению плевать во что именно верить (Библия или нет, не так уж это и важно), главное – просто верить, надеяться. Чтобы манипулировать людьми, в руках не обязательно должно быть священное писание, главное – быть хорошим психологом и обладать искусством красноречия. Вот эта нелепость и есть главная ахиллесова пята картины братьев Хьюз, способная подкосить всю сюжетную основу этого довольно неплохого фильма. Итог: перед нами обыкновенная история о классическом противостоянии добра и зла, спрятанная под маской постапокалиптического боевика. Авторы так же затрагивают темы о человеческой природе, о силе веры и о готовности к самопожертвованию. 7 из 10

DM7
DM71 ноября 2010 в 23:28
Красная Шапочка дошла до бабушки, и Илай дойдет до Запада!

Фильм Книга Илая - это очередной постапокалиптический фильм, о том какая участь ждет человечество, то есть нас с вами, если не дай бог конечно случиться нечто страшное, ультрафиолетовые лучи проникнут сквозь атмосферу и начнут сжигать все что окажется у них на пути. В центре внимания этого фильма, несомненно религия, иначе говоря фильм религиозный, по крайней мере таковым он кажется на первый взгляд, так сказать не вооруженным глазом. Следует вооружить свой глаз и подойти к этой проблеме со всей серьезностью, так как, что может быть серьезней религии? И что мы с вами наблюдаем? Честно сказать после просмотра этого фильма почему то меня не тянет на философские рассуждения, сама тема духовности в этом фильме не раскрыта, персонажи сего фильма не пытались никоим образом нам о ней поведать. Если убрать цитаты из Библии, то можно сказать, что главные герои почти не разговаривают, а если и разговаривают, то их разговоры весьма примитивны, для того чтобы разбудить в человеке какие то эмоции. Главный герой только и твердит, что нужно идти на запад, время от времени карает озлобленных людишек ножом, и виртуозно стреляет из пистолета и уворачивается от пулей. Духовного дефицита в фильме я тоже не наблюдал, не было показано человеческой жестокости, разве что там кого то убили, взяли на гоп стоп, ничего необычного, такого что, заставило бы мое сердце обливатся кровью. Сюжет весьма прямолинеен и предсказуем, почему то с самого начало я был уверен что Илай доберется до запада, по сколько находится под божьей опекой, а имя господа бога опорочить ну никак нельзя. Да и то, что в книге затаился какой то подвох, я тоже не сомневался, вроде это уже где-то видел. Короче говоря очередной раз такую важную и глобальную тему, как религия, бессовестно использовали Голливудские продюссеры для построения очередного голливудского зрелища. Кстати, что касается зрелища... Сама картинка фильма очень даже хороша, мне понравилась идея сделать фильм в полутонах, декорации тоже впечатляют. Местами правда смотрится не совсем реалистично, но это можно списать на особенности жанра. Или вполне возможно что создатели фильма халтурили, ну уж не выглядит фильм на тот бюджет который ему выделили, этот вывод можно сделать из того что большинство съемок проводились в студии на фоне зеленого экрана и декораций, это заметно. Так же привлекает работа оператора, ну плюс неплохие спецэффекты, там была парочка хороших взрывов, сойдет. В целом фильм как фильм, посмотрите или не посмотрите, ничего не потеряете. 5 из 10

Gerychh
Gerychh20 июля 2010 в 06:40
А что для тебя значит Священная Библия?

Люблю фильмы-апокалипсисы, и все тут. Меня привлекают подобные сюжеты, когда города разрушены, на всей планете пустыня, а людей все меньше и меньше... Такими я и увидел первые минуты фильма: пустыня, ветер и Дензел Вашингтон. Сразу скажу, ожидал что фильм будет нудным и придется паралельно еще что-то делать аля читать новости и тому подобное, ибо прочитал массу негативных отзывов. Но ни тут-то было, и думаю роль в этом сыграла моя любовь к этому жанру. Сначала думал: а причем здесь книга и какой-то Элай? На моменте, когда на героя напали бандиты с бензопилами, я подумал, что тут явно что-то не то, герой-одиночка, который мочит всех кто попался под руку. Но интелектуал, в своем роде старомодный Элай производит ощущение, что перед тобой совершенно невинный и по своему добрый человек. За это плюс, что герой привлекает к себе. Не скажу, что я человек религиозный, но этот фильм показал мне еще раз, что Библия - именно та книга, которая спасет человечество, священная книга, которая направит нас на правильный путь. Но не каждый может это понять. Сначала надо увидеть этот путь, и не обязательно глазами. Мне кажется такое количество слепых людей, показанных в фильме, не просто изображение того, что сделала вспышка на солнце, а нечто большее. Это символ того, что глаза не всегда нужны что бы видеть, что бы Увидеть нужно верить, и верить до конца. Очень хорошо подобран актерский состав. Вашингтон - браво, искренне благодарю ему за эту роль. Истинный праведник, Моисей своего времени, 30 лет шел туда, где будет свобода и вера. Именно вера спасала его. Гари Олдман - прекраснейшая роль. Видимо ему очень подходит играть не всегда положительные роли. Он отлично смотрится как новый захватчик мира. который хочет получить книгу любыми способами, за что и получает по заслугам. 'Знать что ты совсем близко, и при этом очень далеко'. Гениально. Порадовало глаз участие украинской девушки, Милы Кунис. Она отлично вошла в роль, и стала таким себе олицетворением нового поколения. которое не знает что такое священная книга, но хочет выйти на высший уровень. Итак, фильм берет прежде всего своей идеей, идеей веры в то, что ты делаешь. Верой в Бога, в то, что тебе помогают Высшие силы. Берет также и такой атмосферой угнетенности, когда ты не можешь посмотреть на солнце, потому что ослепнешь сразу же. Разрушенные мосты, дороги, покинутые автомобили, разоренные города - именно то, что создает фон для сюжета. Отличная игра актеров позволяет не отвлекаться от фильма, а ждать каждую секунду продолжения сюжетной линии. Отличнейший саундтрек, который идеально подходит под фильм. Все равно, фильм не шедевр, но заслуживает своего места на полке любимых фильмов. 9 из 10