Очень красочный, исторический фильм о временах царствования царицы Екатерины II. Сюжетом послужила небезызвестная история о якобы внебрачной дочери Елизаветы Петровны - княжне Таракановой. По стилю, наполнению и качеству очень похож на популярный в то время 'Гардемарины, вперед!', но с неким философским и мрачноватым оттенком (к слову, последний вышел на экраны тремя годами раньше). Фике (государыня Екатерина) в исполнении Светланы Крючковой получилась довольно колоритной. Каждый жест, интонация, и даже немецкий акцент переданы с немецкой (простите за каламбур) точностью. Николай Еременко-младший в роли графа Орлова - это отдельное спасибо помрежу по кастингу за подарок фанатам актера. И даже Анна Самохина смотрелась совсем по-королевски (хотя, признаюсь, мне она казалась не совсем подходящей актрисой для этой роли). Костюмы и парики были в наличии (ура, не стали экономить!). Морские пейзажи, дворцы, итальянские города... Тут и там слышна итальянская, польская, немецкая речь - о, услада ушей полиглота! В фильме нет ни одного положительного персонажа, как ни странно. И Екатерина, и Орлов, и Тараканова, и даже Франсиска - все преследуют свои цели, они лживы, лицемерны и жестоки, каждый по-своему. Вообще, перед просмотром долго колебалась - смотреть или не смотреть, гадая, что же это будет: снова 'Гардемарины' или какая-то чернуха в духе 90-х? Но нет, все оказались намного лучше. Поэтому всем любителям российского костюмированного исторического кино - советую, а моя оценка - 9 из 10
Историческая драма. Вторая картина из серии 'Империя Начало' режиссера Виталия Мельникова. На этот раз затрагивается история екатерининского времени, а именно история княжны Таракановой. И, без лишних слов позвольте вам рассказать об этом. Итак, что понравилось: 1. Декорации - здесь все исполнено на высоком уровне. В отличие от 'Царевича Алексея' видно, что каждую деталь подгоняли индивидуально под актеров. Все костюмы интересны, как мужские, так и женские. Особенно запомнились наряды княжны. Все в этом плане сделано соответственно той эпохи. Кстати, картина снималась не только на территории нашей Родины, но и так же в Италии, где по истории жила княжна. Было весьма отрадно это знать. 2. Взаимоотношения между княжной и графом Орловым - между ними чувствуется так называемая 'химия'. Их встреча была мимолетна, но чувства вспыхнула у обоих. И хотя в реальности Орлов всего лишь играл любовь, выполняя приказ императрицы. Но это всего лишь художественное произведение, поэтому создатели решили на этот факт забить. Наблюдать за из романом было интересно. Нам даже показали несколько эротических сцен, которые сняты на очень достойном уровне. Не хуже зарубежных аналогов. 3. Хронометраж - картина идет примерно два часа, поэтому зрителю не станет скучно, поскольку картина то динамичная, то монотонная, и деление идет примерно пополам. Я знаю, что расширенный хронометраж составляет чуть больше двух часов, но я его не видел. На мой взгляд если бы картина шла дольше, то она банально стала бы скучнее. Что не понравилось: 1. Историческая недостоверность - про взаимоотношения между княжной и Орловым я уже упомянул, но это не единственное. По истории за княжной стояли сильные мира сего, а не только несколько преданных ей людей. И то, что Орлов выполнил задание императрицы без шума и пыли получилось благодаря исключительной удаче и его характеру. И вот это сильно мешало просмотру. Я даже пытался представить, что этих фактов я не знаю, и старался представить себя простым зрителем. И если вы таковым являетесь - то картина вам точно понравится. 2.Звук - в прошлом мнении на 'Царевича Алексея' я совсем забыл об этом упомянуть. К сожалению здесь некоторые фраза героев очень сложно, а порой даже невозможно услышать из за фоновой музыки. Одним словом - косяк. Немного о главных героях: 1. Екатерина Великая в исполнении Светланы Крючковой - русская императрица, которую новость об объявившейся самозванке застала врасплох, и поэтому поручила Орлову ее схватить. Светлана воплотила на экране образ сильной женщины, которой не чужды обычные человеческие эмоции, такие как страх например. 2. Граф Алексей Орлов в исполнении Николая Еременко - бывший фаворит Екатерины, которому было поручено ответственное задание. Случайно проникся княжной, что впоследствии на него сильно повлияло. Николай был очень силен, он отлично передал непростой характер этого авантюриста и повесу, не лишенного благородства и храбрости, при том - просто любимец женщин. 3. Княжна в исполнении Анны Самохиной - самозванка, выдающая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, которая взяла себе имя 'Елизавета'. Анна была просто ослепительна, а как она смотрелась в бальном наряде - ммм фантастика. Это просто надо видеть. Ведет себя как обыкновенная молодая девушка. Анне - искренне браво! Жаль, что ее больше нет с нами. В итоге получилась очень годная историческая картина 7 из 10
Фильм смотреть приятно и интересно. Снят на удивление дорого и добротно. Атмосферный (музыка Эдисона Денисова на высоте), погружает в эпоху, характеры и, главное, заставляет думать. Что взрослому человеку периодически необходимо. Светлана Крючкова невероятно глубока. Объем. Личность. Крючкова, помноженная на Екатерину. Еременко мужик-мужик, сработало. Оператор Векслер, муж Крючковой, освещением делает Екатерину невероятной. Создает образы, которые провоцируют работу мысли) Жалко другое. Для чего было романтизировать эту историю. В реальности княжна Тараканова была другой (все подробно описано в исторических источниках). И поступали с ней не так, этой любовной линии либо вообще не было, либо была не любовная, а интрижка из многих. В фильме же героиня Самохиной действительно верит в свое царское происхождение. И хочет мужчину Орлова. Ее предают, она жертва, всем плакать. В описании фильма в Википедии сказано: 'Орлов понял, что потерял настоящую любовь'. Безудержный секс, которых устраивает двух людей, и возникающая следом созависимость, может совсем никакого отношения не иметь к 'настоящей любви'. Хочется видеть в кино не романтизацию секса, а более глубокие истории про проблемы власти. Когда самозванец действительно самозванец, и его надо устранить, но вопрос, какими способами. С Таракановой поступали довольно мягко, предоставляли ей много возможностей. А ее сообщников вообще по голове погладили. Зачем в фильме надо было делать Екатерину и Орлова демонами. А Тараканову возносить. Потому что педалируется сознательно глобальная тема фильма - негодяйство власти. А попробуйте сами поруководить хотя бы группкой людей человек в 5-10. И увидите, что без жесткости (не жестОкости, а жЁсткости) наступит анархия и все идет под откос. Даже в организации под названием Семья стоит знать, что 'Любовь должна быть требовательной', попускать все нельзя, ради самих же любимых. А если мы восточную философию на эту тему почитаем, там вообще улетные понятия дисциплины и справедливости. Нам и не снилось. Хочется более реальные сюжеты, раскрывающие эти проблемы. Виталий Мельников в любом случае человек, заслуживший уважение и любовь на века. 'Начальник Чукотки' и 'Старший сын' - душа нашей страны и планеты ).
Люблю исторические фильмы типа прославленного голливудского 'Николай и Александра' или ничуть не уступающего ему 'Романовы. Венценосная семья'. Однако 'Царская охота' - это просто излишне затянувшийся очерк о растленных нравах дворянства конца XVIII в. и не более. Фильм состоит из двух частей, длится чуть больше двух часов и для изложенного сюжета адски затянут. Куча сцен показывают, как герои едут в карете, скачут на лошадях, дурачатся на лугу в траве и прочее. Причем снято очень топорно и никакой особой смысловой нагрузки не несёт. Для малознакомых с данной страницей отечественной истории половина событий вообще необъяснима. Откуда взялась эта самая княжна Тараканова? О чем она писала Орлову в Ливорно? Почему российский флот размещен в Италии? И почему её так боится Екатерина? Кто все эти люди, чья 'отставка' показана в начале фильма? Толком не показано развитие чувств между Орловым и княжной (в довольно-таки длительном по хронометражу фильме). Вот сцена на балу. Потом короткий визит с подарками. И всё - она ему отдается и становится его послушной любовницей. Никаких душевных метаний, никаких тонких психологических подробностей. Все просто как апельсин. Он пришел - она влюбилась. Всё. Видать, гораздо интереснее было снимать лошадей, бессмысленные сцены в стогу сена на телеге, визиты послов и бытовые сцены на итальянском без перевода. Еще один бессмысленный персонаж - Кустов. Никаких конкретных поступков кроме ухода в финале из поместья Орлова за ним не числилось, однако экранного времени у него было просто уйма. Единственный явный плюс - Екатерина в исполнении Светланы Крючковой. Она хороша тем, что оригинальна. Те, кто изучал исторические источники, в курсе, что реальная императрица действительно до конца жизни говорила с немецким акцентом. Она действительно располнела к зрелому возрасту. Она действительно не была простушкой и добрячкой, хотя бывала и щедрой, и беспечной. Она действительно не могла терпеть покушения на свой приобретенный в итоге монарший статус. Однако образ недоброй, хитрой женщины средних лет не часто находит отражение в фильмах и сериалах про Екатерину II. Этим-то исполнение Крючковой и ценно. Декорации слабенькие, однако нужно помнить, что фильм снимался в последние годы СССР, практически под самый развал. Сразу бросается в глаза, что Италию снимали по большей части в Крыму, а городские сцены - в тогдашней Чехословакии. Однако выглядит все достойно, на уровне современного исторического сериала, не хуже. Главная проблема фильма, наряду с затянутостью - безыдейность. В итоге мы толком не можем понять, что хотел донести до нас автор/режиссер. Всё могут короли? Что позволено Юпитеру, не позволено быку? Любовь не всегда побеждает? Ничего из финала не ясно. Для справки - реальный Алексей Орлов прожил после описываемых событий еще более трех десятков лет, был обласкан императрицей, через семь лет после смерти Таракановой женился и зачал двоих детей-погодков.
Двухсерийная историческая картина Виталия Мельникова, в которой показана одна из версий судьбы знаменитой самозванки княжны Таракановой, а именно – ее ненастоящая свадьба с Орловым, беременность и… собственно, все знают, что живой красавица не осталась. Не могу сказать, что в фильме есть какие-то сумасшедшие кадры и размах съемок. Но здесь присутствует нечто более интересное: великолепная игра Крючковой, невероятной красоты молодая Самохина и до невозможности обаятельный Ерёменко. Говорить о достоверности показанного не приходится, ибо это всего лишь одна из версий событий, правду о которых уже вряд ли кто узнает. Однако, если смотреть его не столько как историческую ленту, а как фильм о женской судьбе – очень даже, очень даже. Мне, что называется, зашёл.
«Царская охота» - вторая часть исторической трилогии Виталия Мельникова, замысел которой возник у режиссера не сразу, осуществлялся не в хронологической последовательности и с большими перерывами. Будучи постановщиком комедийного и драматического склада, зарекомендовав себя как тонкий аналитик и интерпретатор творчества А. Вампилова, Мельников долгое время сторонился исторических картин, сосредоточив свое внимание исключительно на проблемах современности. Однако, знакомство с творчеством Д. Мережковского и Л. Зорина заставило его пересмотреть свое отношение к истории: постановщик увидел даже у правящих особ те же страсти, что и у обычных людей, но проявленные даже в более уродливом виде. Картина «Царская охота» снималась первой, когда очертания будущей трилогии, как общего целого, не были ясны еще самому режиссеру, однако, уже в ней заявлен определенный стиль, в котором будут выдержаны все части цикла «Империя. Начало». Именно формальное несовершенство этих лент является одной из причин схематизма и одномерности в интепретации истории Мельниковым. Ориентируясь на творчество Висконти, как эталон исторического кино, режиссер совершает ряд по-настоящему фатальных ошибок, делающих ту же «Царскую охоту» неубедительной и мало профессиональной картиной: если автор «Леопарда» чувствует себя в роскошных интерьерах и среди дорогих нарядов как дома, создавая виртуозные панорамные планы, ритмически безупречные и визуально насыщенные, то режиссер «Царской охоты» максимально сковывает операторскую работу посредством статичных и коротких планов, существенно обедняя стилевую подачу материала. Историческое кино в принципе располагает к медленному, медитативному ритму, лишь высокий уровень драматизма может ускорить развертывание фабульной ткани, но в любом случае, для детальной и убедительной характеристики персонажей необходимо экранное время, которое не надо жалеть в угоду зрительской нетерпеливости, иначе мы получим сериал, а не фильм. Телеформат предлагает мешанину из множества событий, которые лишь намечаются, но не раскрываются в своей сути, киноэкран же требует уникального чувства времени в каждом конкретном случае: картина может длиться и полтора часа, и три с половиной, но она не должна быть не скомканной, не растянутой, но семантически насыщенной и лаконичной, а сколько времени для этого потребуется – зависит лишь от режиссерского чутья постановщика. Мельников им, к сожалению, не обладает: характеры исторических деятелей блеклы, события сменяют друг друга хаотически, без сюжетной сцепки, логика в развитии фабулы есть, но нет нерва, поступки героев показаны вне психологических мотивировок, камере тесно в реальных интерьерах, внутрикадровое пространство «захламлено» множеством предметов и статистов, скученность исполнителей при плохо проработанной мизансцене мешает актерской работе даже выдающихся исполнителей. Построив картину вокруг любовного треугольника «Екатерина II – граф Орлов – княжна Тараканова», Мельников существенно обеднил политический контекст изображаемых событий, лишь вскользь упомянув о нем в начале ленты, в то же время достаточно неприглядно изобразил участников конфликта, что, видимо, - не далеко от истины. Грубое типажное исполнение Н. Еременко превратило Орлова в самовлюбленного Казанову – человека ограниченного, властного и жестокого. С другой стороны, кому из царских фаворитов не свойствен нарциссизм? Скудный талант А. Самохиной при выдающихся внешних данных тоже послужил фильму отчасти на пользу: ведь вряд ли княжна Тараканова была столь уж заметной личностью (как и все самозванцы). Тем не менее, настоящим украшением ленты стала работа С. Крючковой, как всегда пластически и интонационно отточенная: в ее интерпретации императрица предстала праздной и разнеженной леди, упивающейся своей собственной властью. Деконструируя распространенный правый миф о «просвещенном монархе», Мельников метит в сам восемнадцатый век, взорванный Великой Французской революцией: безделие и развращенность аристократии стали для нее приговором, она сама себя умертвила, а буржуазия и простолюдины выступили для нее не более, чем могильщиками. Замученная в остроге княжна Тараканова стала лишь звеном в эстафете злодейств, запущенной Петром Великом при построении Российской Империи по западному образцу путем уничтожения семисотлетнего традиционного жизненного уклада, и, несмотря на то, что Мельников ограничивается в своей трилогии лишь одним столетием, и он сам, и зритель, понимает, что эта роковая эстафета продолжается в нашей стране до сих пор. «Проклятие злого дела в том, что вновь и вновь оно рождает зло» - эти слова Ф. Шиллера режиссер сделал эпиграфом к своей трилогии не случайно. Нераскаянный грех продолжает опустошать не только конкретную человеческую душу, его совершившую, но и окружающий мир. Каждый личный грех присутствует в мире, он – источник его гниения и распада. Также и покаяние изглаждает грех не только из души, но и все его последствия из мира. Постепенно, не сразу, Бог вылечивает память всех, кто был свидетелем того или иного греха, но вину снимает только с раскаявшихся. Трагедия русской государственности во все времена была и есть в том, что история наша представляет собой цепную реакцию нераскаянных грехов, совершенных властителями, правящими группами и целыми сословиями, которые накапливаются как снежный ком, погребая под собой экономику, политику и культуру. Немногие трезвомыслящие политические деятели, появляющиеся в нашей стране, которые пытаются разгрести эти завалы и назвать вещи своими именами (как Сперанский, Витте, Столыпин) вскоре вычеркиваются из активной деятельности мощным инерционным противодействием своего косного окружения. Это не значит, что наша история представляет собой сплошную череду ошибок (это опасный западнический стереотип), но однажды запущенный механизм зла всегда будет работать, если его не остановить и не признать злом. Бесчеловечность русских монархов к своим оппонентам, по мысли Мельникова, очень хорошо характеризует их в первую очередь как людей, и лишь потом – как политических деятелей. Неспособность прощать выжигает душу, превращая даже справедливость в палачество – таков вывод не только «Царской охоты», но и остальных фильмов трилогии.
Не желая ввязываться в безумную гонку чернушности, накрывшую советский кинематограф в его последние годы, известный режиссёр («Начальник Чукотки», «Старший сын», «Выйти замуж за капитана») Виталий Мельников повернул свой творческий вектор в так любимое актерами социалистического реализма костюмированное историческое кино. Тем более, всенародный успех гардемаринов любезно предоставил выбор эпохи, где хруст французской булки гармонирует с пузырьками клико, а фрейлины платья на фижмах украшают шитыми накладными орлами. И вот наперегонки со Светланой Дружининой выходит картина про Екатерину Великую, орусаченную Фике, принцессу Ангальт-Цербстскую. В двух сериях «Царской охоты» излагается исторический эпизод с так называемой княжной Таракановой. Несогласная с тонкостями раздела Польши, Западная Европа привычно плетет дипломатические и светские интриги, поддерживая морально и слегка материально авантюристку Лизавету (она же фройляйн Франк, она же госпожа де Тремуйль, она же принцесса де Волдомир, она же княжна Владимирская, она же султанша Али-Эмете, она же её императорское высочество принцесса Елизавета Всероссийская). Екатерина Великая, в перерывах между пугачевским восстанием и перепиской с Вольтером, решила самозванку изловить и по-свойски с ней разобраться. Граф Алексей Орлов, олигарх и флотоводец, благополучно выполняет приказ, при этом побочным эффектом влюбляясь в черноволосую бестию. Так как вся эмоциональная нагрузка картины выпадает на трех основных и одного вводного персонажа, то выбор актеров было делом первостепенным и основоопределяющим. Екатериной стала Светлана Крючкова, на тот момент жена культового оператора картины Юрия Векслера. Без одного года народная артистка России, безусловно, старалась, и, зачастую с помощью гримёров, заставляла поверить во многих сценах в своё царское происхождение. Но стоило ей чуть-чуть ослабить концентрацию, и зритель начинал видеть в царице то постаревшую Нелли Ледневу, то расплывшуюся жену Бэрримора. Гораздо более подходил своему герою по типажу Николай Еременко-младший. Мало кто будет аргументированно доказывать, что граф Алексей Орлов, который говорит «ты» императрице и лениво посещающий ливорновские балы, должен бы выглядеть как-то иначе. Ну, а Маритана Анна Самохина, эта Самойлова-Вертинская времен перестройки, просто идеальная кандидатура на роль исторической авантюристки. И на удивление значительный объём экранного времени для своей второстепенной роли романтического подручного графа получил один из любимых актеров Мельникова Михаил Кононов, который по горькой иронии судьбы завершил свой жизненный путь подобно киношному спивающемуся поэту, уходя от гадостей мира в никуда, под забор. И бал состоялся. Дворцовые покои оживлялись от музейной тишины, накрахмаленные сиятельства несли рескрипты на высочайшее утверждение. Шуршали юбки, постукивали о паркет кончики шпаг. В восемнадцатом веке все пышно, богато и грациозно. Даже дворовая челядь упитанностью давала фору картинам Кустодиева. А что же говорить про итальянские локации (мода на совместные проекты с иностранцами в те года цвела пышным цветом). Много роскоши, много моря, немного обнаженного тела. И по законам театра, любовь и предательство, добро среди зла, зло под маской добра. Исторической достоверности здесь искать не нужно, хватит атмосферы. Правда, «Царская охота», в отличие от соперника «Виват, гардемарины!» практически не зацепилась в народной памяти. Не нашлось в картине ни одного героя, который вызывал бы сочувствие. Порочная Екатерина то величаво поднимала Россию с колен, то по-бабски дарила ночь любви в обмен на сволочность. Граф имел всё и не владел ничем. Самоназванная дочь Елизаветы Петровны жила риском ради собственного эго и бесславно сгинула в Петропавловской крепости. А царедворцы, вельможи и прочие интриганы во все времена играют за черных. Да и «Ланфрен-ланфра» некому оказалось спеть, а без хорошего саундтрека любовь не завоевать. Сейчас три «царских» фильма Виталия Меньшикова называют трилогией и даже завязывают в единый сериал. «Царская охота», идущая в нём второй серией, на самом деле, была первым блином режиссера на такой сковороде. Как экранизация пьесы Леонида Зорина, она вышла хорошо, как зарождение исторической франшизы – нет.
Испокон веков человечество живёт по одним и тем же законам. Хочешь достижения цели? Иди к ней по головам нижестоящих! Хочешь быть в безопасности? Шифруйся! Княжна Тараканова (Анна Самохина) забыла тот список нерушимых правил жизни, с которыми сверяла каждый свой поступок уже много лет. Но сколько масок не одевай на себя, помни - грядёт бал-маскарад. И наступит момент, когда маски будут сорваны с лица, когда окружающие люди увидят ваш истинный облик. Это вполне закономерно, и потому отражено в сюжете фильма. Женщины слабы, падки на проявление любви, и 'принцесса Елизавета' раскрывает своему 'принцу' графу Орлову все потаённые уголки души и сердца. Эта, казалось бы, расчётливая и хитрая дама предстаёт перед зрителем обыкновенной женщиной, которая жаждет не власти, не богатства, но простого человеческого счастья. Граф Орлов (Николай Ерёменко мл.), страстно любимый Елизаветой, тоже не сумел сохранить 'инкогнито'. За маской предприимчивого молодого человека, эдакого 'ловеласа', мастера по соблазнению угодных ему дам, скрывается гниль и труха. Труса и подлеца в нём видят все, даже императрица (Светлана Крючкова), - которая, кстати, умело играет на этих качествах Орлова. Несколько слов о Екатерине Второй. Героине Светланы Крючковой тоже не удалось скрыть инкогнито, ибо режиссёр сумел обнажить её сущность. Эти холодные манеры, скупая мимика, неподвижный взгляд скрывают за собой ледяное сердце. Ради достижения целей - личных и государственных - Екатерина не гнушается ходить по головам подданных, причинять им душевную боль, при необходимости - пускать кровь... А может, мудрый правитель и должен быть именно таким - беспристрастным к окружающим людям, чтобы в случае чего суметь подкинуть их в костёр мира и справедливости без лишних угрызений совести? Но, по сути, в политической и деловой сферах нашей жизни с их высокой динамичностью ни мира, ни справедливости достичь невозможно. '- Самозванство царство рушит. - Полно, граф, кто в наш век не самозванец?' А если самозванцы - все, почему страдает лишь один из них? Несмотря на то, что каждый человек мнит себя охотником, один из нас всё равно становится жертвой.