Легко сделать сиюминутный выбор в судьбе, в сторону облегчения себе жизни и тяжелее жить с ним. Тяжело проявить характер в поступке требующем трудного пути, но легче жить. Вот таким противоречивым идеям учит нас фильм. И если сторона моральной деградации от облегчения себе жизни показана авторами великолепно и игрой актёров — Мордюковой в первую очередь, и развитием сюжета, то противоположная сторона — тяжёлого, но верного пути смазана и нечетко, просто констатируема — так поступать правильно, сам процесс верного поступка не раскрыт и эмоционально не интересен, а поэтому зрителю не даётся чётко направленный образ действий как поступать при возможности выбора, а только как не надо поступать. И вот такая половинчатость правды, идеи, взгляд только с одной из сторон, стал превалировать в нашей культуре с конца 50х годов, авторы лишь давали «оценку» ситуации, без варианта выхода из неё и столкнувшись с подобным выбором зритель имел подробно разжёванный культурой негативный поступок и призрачный позитивный. И стрессовую ситуацию требующую немедленного выбора. И тут всё сводилось к качествам характера человека, на которые(на качества) мало повлияли столь мощная в СССР культура, кинематограф в данном случае. Так и возникает вопрос — зачем это снято? А легче показать катарсис и разложение, чем подсвечивать «обыденную» справедливость, честность, мужественность, отделяя личностное становление от общественного влияния. Легче получить признание, легче пойти контр официозу с его заказухой по ВОВ. Тяжелее создать в рамках рутины шедевр для изменения русла этого официоза. И не надо про запреты, на фоне-то разбираемого фильма! Да и про рутину — утрированно, ведь нет ни одного(мною, во всяком случае, не встречено) столь же эмоционально наполненного фильма о жизни гражданских во время ВОВ, ни в оккупации ни в тылу, были попытки — «Война под крышами», «Жди меня Анна» и сценами в других фильмах, но получалось не столь здорово. Да, что говорить у нас до сих пор нет фильма о эмоциях в развитии на войне, или пропаганда, или «окопная правда лейтенантов», или «наконец настоящая правда о ВОВ», тема ждёт своего автора, жаль события уже отстоят от нас столь далеко, что получится лишь реконструкция на современном опыте. Несмотря на своё несогласие с выбранной темой и некоторыми кинематографическими недоработками фильм производит впечатление. В первую очередь точной настройкой диалогов и реакций актёров — здесь добавить и убрать нечего, так говорят и так реагируют в заданной ситуации. За такую филигранную точность спасибо дуэту актёров — Мордюкова — Николаев и направляющим их режиссёру и сценаристу. 6 из 10
У Матрены на войне убили мужа, а старший сын пропал без вести. Отправить на фронт сына младшего она не решилась, спасая его на чердаке своего дома от неминуемой смерти на фронте, но убивая его и свою совесть… Роль Матрены могла бы стать очередным бенефисом Нонны Викторовны Мордюковой, но, к несчастью, сам фильм до ее уровня не поднялся — многовато сумбура, ожидаемых мелодраматических поворотов и где-то уже виденных христианских мотивов, не ставших эмоциональными пиками. Уже виденное — это, конечно, Восхождение Шепитько. Только там жертва Христа и предательство Иуды, а в Трясине страдания лже-Богоматери, предсказуемо ставшей матерью Иуды. И это самое интересное, что есть в фильме. Кстати, ореола гения Мордюковой роль Матрены никак всё же не нарушает.
Крестьянка Матрена Быстрова в годы войны укрывает своего сына Дмитрия, но не от немцев, а от своих… Мужа убили на фронте. Старший сын Степан пропал без вести. Так хоть последнего уберечь хотела. Нонна Мордюкова, играющая роль Матрёны Быстровой передает все нюансы внутренней борьбы, раздирающей её душу. Актеру Андрею Николаеву, играющего роль Дмитрия, тоже досталась нелегкая роль. И ему удалось убедительно показать, как тихий, добрый, застенчивый Дмитрий, скрываясь долгие военные годы на чердаке, становится всё меньше и меньше похожим на человека. Он превращается в затравленное, злое, жестокое животное, жизнь которого складывается из еды, постоянного нытья и издевательства над матерью, обвиняемой им во всём. Да, и сама Быстрова мало напоминает себя прежнюю- живую полную сил. Жизнь в постоянном страхе и мучениях сделали свое дело. Перед нами изможденная, со впавшими глазами, седая старуха… Фильм Григория Чухрая «Трясина», несомненно, патриотическая картина. Более того, она ещё и историческая, и, как лучшие представители этого жанра, картина поднимает самосознание, закаляет дух и воспитывает волю. Григорий Чухрай находит многозначительную метафору Победы, белым всадником с факелом в руке мчащейся в темноте ночи. За эту победу и за эту войну каждый из героев фильма заплатил свою цену… При этом фильм — не «ура патриотизм!», «мы лучше всех, сильнее, быстрее»… Он силён по внутреннему наполнению, по мысли. Это серьезная работа Григория Наумовича Чухрая. «Трясина»- одна из тех картин, которые демонстрируют потенциал кинематографа как важнейшего инструмента воспитания, образования, формирования ценностных ориентиров общества. Фильм затронул нетипичные для истории войны советского периода проблемы. Главное политическое управление советской армии усмотрело в ней опорочивание памяти погибших на войне. В итоге картна была не допущена к показу и легла «на полку». Именно поэтому, этот фильм не имеет наград и призов кино-фестивалей, и его так мало показывали в Советском Союзе и совсем не показывают сейчас. А он, несомненно, этого заслуживает! У фильма «Трясина» потрясающий, глубинный сюжет. Он очень многогранен- материнский инстинкт, повинуясь которому героиня Мордюковой прячет своего младшего сына на чердаке, и в тоже время — муки совести, и моральная деградация, которые переживает Дмитрий. К ещё одному достоинству сюжета стоит отнести блестяще прописанные диалоги, при их кажущейся простоте, и отсутствию крылатых фраз, они очень точно индивидуализуруют речь каждого из героев и персонажей картины. По ней можно определить его чувства, социальный статус, и ход его мыслей. Фильм Григория Чухрая «Трясина» относится к жанру военная драма, и ввиду присутствия в нём жестокости, а так же тяжёлых и сложных для восприятия эмоциональных сцен, рассчитан на взрослую аудиторию и, прежде всего, думающего зрителя. Одним из немногих минусов картины «Трясина» является невпечатляющая операторская работа. Практически все сцены сняты шаблонно, без внедрения каких-либо творческих операторских приемов (особенно это заметно в ночных сценах, в купе с полным отсутствием работы осветителей). А, ведь, эффектная операторская работа могла бы серьёзно увеличить и без того сильное впечатление от фильма. Однако, все эти минусы с лихвой компенсирует блестящей актёрский состав: Нонна Мордюкова- Матрёна Быстрова, Андрей Николаев- Дмитрий, Вадим Спиридонов- Степан Быстров, Валентина Теличкина- Нина. Все герои наделены многогранными непохожими друг на друга характерами, создающими каждому из персонажей свой уникальный и неповторимый образ. В этой картине видно, что актеры не только применяют весь свой профессионализм, но и испытывают на себе чрезвычайные психологические нагрузки. Это заставляет зрителей верить игре этих блестящих артистов, и всерьёз переживать происходящее на экране. 7 из 10
«Трясина» — советская, военная драма режиссера и сценариста Григория Чухрай 1978 года. Фильм получился глубокой и шокирующей драмой, которая после себя оставляет неприятный осадок и жалость к героя этой истории. Фильм определенной сильный, а его история безжалостная и грустная. Очень и очень жаль людей, которые жили в военное время и кроме слез ничего не видели. Мы видим историю обычной советской женщины, матери, которая спрятала своего раненого сына на чердаке, чтобы его не отправили на фронт. Женщина спасала сына и не давала ему уйти на войну, а время шло, и она сама их двоих завела в безвыходную ситуацию. За окном жизнь кипела, шла своим чередом, парни погибали, кто-то вернулся домой, и никто не предал себя как человека и свою Родину и защиту над близкими, а сын этой несчастной женщины был на чердаке и деградировал, превращаясь из милого мальчика в непонятно что, уже ненавидев свою мать… Фильм жестокий и пугающий. Мне очень жаль героев этой беспросветной истории, у которой нет «хэппи энда». Нонна Мордюкова замечательная и сильнейшая, советская актриса, и я ее люблю. Она играет всегда чисто и реалистично, и в ее игру веришь. Она не играет, а проживает каждую свою роль. Мордюкова была протрясающей актрисой. В этом фильме она передала на экран все то эмоциональное состояние, которое было у ее несчастной героини. Никто не в праве быть ей судьей, она уже сто раз пожалела, что спрятала сына и попала в ужасную ситуацию, из которой выхода не было. Очень и очень жаль ее. В роли ее старшего сына приятно было видеть Вадима Спиридонова. Он тоже сильный, советский актер, и я его помню с детства еще с фильма «Вечный зов». Андрей Николаев в фильме из милого мальчика превращался в чудовище, и его героя тоже очень жаль. «Трясина» — горе и слезы, фильм одной большой трагедии и драмы. P.S. «Арестуйте меня! Ну, арестуйте меня…» 9 из 10
Очень рада, что не все забыли эту картину. Я, увидев ее однажды, не смогла забыть. Может, ее и повторяли по телевидению, я не попала на эти повторы, и думала, что все о ней забыли. Режиссер картины — Г. Чухрай. Время действия — Великая Отечественная. Всем матерям советую посмотреть этот сильный, но тяжелый фильм. Он потрясает неожиданным и смелым по тем временам взглядом на войну, а также судьбами главных героев — матери и ее младшего сына. Безоглядная материнская любовь может очень просто искалечить жизнь. Но не любому человеку, а только тому, кому удобно, чтобы все решения за него принимали другие. Так рождаются моральные уроды. 10 из 10
Этот фильм — о дезертире, надежно спрятанном обезумевшей матерью на время войны. Несомненно, на нее оказало впечатление зрелище разбомбленного поезда и в сознании зафиксировалось, что именно ее сына ожидает на войне. Она смогла увезти его, раненого, домой, а потом не было сил вернуть. И эта маленькая ложь столкнула ее в трясину, а трясина обладает свойством засасывать. Вспомнился фильм Чучело. Мальчик, не решившийся сразу сказать правду (что значило пойти против всех), все более и более отдалялся от нее. И увлекал за собой невинных. В фильме Трясина Нонна Мордюкова решает все задачи довольно статичной истории, фильм становится почти детективом. Ведь были подобные случаи и в литературе, и в кино, и в жизни. Но как-то не запомнились. Сама деревня выглядит довольно спокойной, живет обыденными заботами и надеждами, живет почти не изменившейся жизнью. А весточки из ада приносит вечно улыбающийся, искусственно веселый почтальон. Тайная жизнь героини и ее сына становится все более опасной, возвращается ее старший сын Степан, которого считали пропавшим без вести. Героиня идет на разрыв с окружающим миром, включая родных, опасаясь, что ее сына найдут и расстреляют. Но его ожидает другая судьба, верней, в мирной жизни его ничего не ожидает… Не очень убедителен образ Ниночки, не дождавшейся Степана с фронта, с ее протокольным монологом, да он и не очень важен… Но главное впечатление от фильма в том, что его героев не осуждаешь, а скорее жалеешь. Чухрай остался человечным, как всегда. Сюжет вызван умопомрачением матери, и после первого шага в трясину вернуться оказалось невозможно… 10 из 10
Замечательный фильм. Удивительно, что на него так мало рецензий. Тяжёлая картина, но при этом смотрится на одном дыхании без надрыва. Настолько глубоко показаны чувства героев, что переживаешь за них до конца… Какая разыгрывается трагедия. Мать считает, что спасла Митю от смерти. Но разве его такое существование можно назвать жизнью? Нет. Скорее это смерть. Смерть духовная. Невольно хочется провести параллель с теми людьми, которые спрятались от жизни. Как часто это заканчивается трагически. Это путь в никуда. После просмотра хочется всем сказать: Не бойтесь жизни! Живите, живите настоящей жизнью в полную силу. Ведь что значит смерть физическая по сравнению со смертью духовной?! 10 из 10
История действительно очень похожа на замечательное произведение Валентина Распутина «Живи и помни», написанное за несколько лет до сценария Мережко. Думаю, что Виктор Иванович, как человек образованный, конечно читал это произведение, тем паче что оно выходило в «Роман-газете» в 70х годах. История такова. Последние военные годы. Как потом можно догадаться по хронологии — 1944 год. Некая деревня. У Матрёны (Н. Мордюкова) призывают из семьи на Войну последнего оставшегося в семье мужчину. Мужа убили, старший сын — пропал без вести. Сын, естественно, отправляется на призывной пункт и далее на эшелон. Матрёна умоляет сына остаться и даже предлагает, как теперь можно говорить — «откосить». Тем не менее он садится в поезд, но тут же совершается обстрел фашистскими войсками этого поезда. Матрёна вытаскивает раненного сына, втайне возвращает его домой и прячет на чердаке. Тем временем в семью возвращается старший сын, который, как оказалось, не погиб. Если я начинаю писать тут очередной свой очерк, то делаю это как правило сразу после просмотра фильма. Независимо от того — первый раз просмотрен мной или нет. Сюжетно фильм выглядит крайне, извините, фальшиво. Такое ощущение, что в «подстрочнике» у сценариста было написано: «Мать противится отправлению единственного сына на фронт и прячет его у себя дома». А потом вокруг этой задумки для нелинейности сюжета начинают взращивать некие проблемы. Ни главной героине, ни тем более молодым персонажам почему-то не веришь. Как-то всё слишком уж картонно и надуманно. В этом я согласен с Сергеем Кудрявцевым (что бывает нечасто) — в фильме нет никакой психологии. Нам показано, что вот-де, героиня Мордюковой переживает… извините не верится. Показанные буквально в первых пяти минутах его же — Чухраевской — «Балладе о солдате» переживания матери… Так вот они выглядят куда убедительнее. Там с помощью визуальных приёмов показана ПСИХОЛОГИЯ. Мы сопереживаем этому человеку, которая понимает, что сын, скорее всего, уже не вернётся. Здесь же нам на протяжении (кстати совершенно искусственно растянутых) двух с лишним часов констатируют, что «Матрёна мучается». Никакого «внедрения» в её переживания и психологию нет. С технической стороны фильм вообще меня возмутил. В частности операторская работа и работа осветителей. Здесь наблюдается абсолютный дисбаланс. Практически половина фильма — как минимум все сцены с сыном на чердаке — происходят в кромешной тьме. Причем тьме не «кинематографической», а настоящей. Поскольку работы осветителей я так и не увидел. При первом просмотре я грешил на копию фильма, но после просмотра через несколько лет совсем на другом носителе — я убедился, что такова специфика съёмки. Возможно это такой «киноязык» Чухрая и двоих его операторов. Но на пользу он не пошёл. В некоторых моментах вообще кроме бордовых отблесков от лиц персонажей более ничего не видно. Также фильм так и не представлен в полностью восстановленной версии. То, что было представлено на DVD — выглядит слишком контрастным с ужасным качеством плёнки, с непрекращающимися на протяжении двух часов дефектами плёнки — т. н. «царапками» и постоянными метками рулонов. Вообще, конечно последний гениальный фильм о Войне, на мой взгляд, «Они сражались за Родину». В 80х годах — по-моему самом худшем периоде Советского кино — кинематография (и военный жанр в том числе) скатились в полнейшую «конъюнктурщину». И даже Озеров, заканчивая свою эпопею фильмами «Сталинград» и «Битва за Москву», снимает совсем уже нечто невообразимое… Исключительно собственное мнение, но фильм бы рекомендовал людям, которые уже достаточно много видели фильмов о Великой Отечественной. Пусть и хороших и неудачных. Должно быть большое «пространство» для оценки. А знакомиться с творчеством Григория Чухрая по этому фильму я бы вообще крайне не советовал. Оценку и «тип рецензии» считаю оправданной. Фильм меня не возмутил и не потряс совершенно. У прекрасной Нонны Викторовны есть куда более гениальные роли. 5 из 10
Один из лучших фильмов на военную тему. Тут не только и не столько подвиг героев, защищавших Родину, переживания их матерей и жен — тут драма о дезертирстве, вызванном чувствами матери. Мать прячет своего сына от войны. Можно ли ее за это осуждать? Тем более, что один сын и муж ее уже считаются погибшими. А сам Митя смалодушничал? Или мать пожалел? Как больно было видеть кадры, когда она везла его в пункт сбора и прощалась по дороге, обливаясь слезами! Но еще пуще разгораются страсти, когда первый сын, считавшийся погибшим, возвращается. Вернулся с войны героем — а мать и не рада. Тут-то и стыдно ей становится за свой поступок, хотя она и пытается в душе себя оправдывать, но понимает, что натворила. Ну а с Митей все понятно — личностная деградация… А ведь в начале фильма он нормальный отважный парень, готовый служить Родине. Вот так один раз оступишься — и пошел под откос… 10 из 10
Это очень сильная психологическая драма на военную тематику, поставленная прославленным советским режиссёром Г. Чухраем, на основе не менее мощного произведения В. Мережко. В простую русскую семью приходит страшное известие о том, что на фронте погиб их отец, а вскоре и старший из сыновей. Младший сын, совсем молодой юноша, без тени сомнения рвётся в военкомат на войну, чтобы отомстить за своих родных. Мать всячески пытается его отговорить, но тщетно. В момент формирования железнодорожного состава новобранцев, на вокзал налетают фашистские бомбардировщики и большинство из них погибает. Младший сын получает тяжёлые ранения и мать перетаскивает его в бессознательном состоянии домой, и прячет его на чердаке. Долгое время он находится в состоянии между жизнью и смертью, но матери удаётся вытащить его из того света. Её чувства понятны — она изо всех сил старается сохранить единственное своё чадо, последнюю родную кровиночку, без которой её жизнь теряет всякий смысл. Она каждый день заботится о нём, кормит и выхаживает. Он пытается сопротивляться, но сил не хватает. Так проходит много-много месяцев, пока идёт война. Наконец, наступает день Победы, который застаёт главного героя на чердаке одичавшим, обросшим, обозлённыи и потерянным человеком. Насильственным и жестоким путём он вырывается из рук матери и, наконец, впервые вырывается из своего заточения. Моё, кажущееся чересчур подробным, описание ни на йоту не может передать драматизм развивающихся отношений сына с матерью. Каждого из них можно понять, у каждого своя правда. Очень удачно подобраны актёры — Нонна Мордюкова и Вадим Спиридонов, которые с помощью режиссёра передали дух и замысел идеи Виктора Мережко. Посмотрев картину всего лишь один раз, я до сих пор считаю её очень глубоким и смелым для советских времён киноповествованием. Ни разу не слышал упоминания о ней в современных тепередачах о советском кино, ни разу не видел её в телетрансляции после распада СССР. Картина забыта, но, надеюсь, не всеми.