Итальянско-американский ремейк итальянского ужастика конца семидесятых. Как выяснилось, итальянцы, как и американцы, тоже очень любят снимать всяческую жуть жуткую. Но не умеют. Лет сорок назад режиссер Дарио Ардженто порадовал поклонников жанра страшно нелепым ужастиком, обильно политым красными чернилами и вот теперь другой итальянский режиссер решил повторить его подвиг. А возможно, нас ждет еще и продолжение поскольку Суспирия это лишь первая часть трилогии про ведьм. Ведьмам в кинематографе не так сильно повезло, как, например, вампирам или зомби. Про последних вообще снимают настолько часто, что если они появятся в реальности, думаю, никто даже не удивится. А уж если они объявятся до конца декабря, все воспримут это как само собой разумеющееся. Типа, ну давай, 2020-й порадуй нас напоследок чем-нибудь этаким, ты же сможешь, мы в тебя верим, просто интересно, что может быть хуже коронавируса… о, зомби. Возможно, ведьмы кажутся менее страшными, чем прочая нечисть, и в результате мы чаще видим их в комедиях, чем в фильмах ужасов. И тут появились итальянцы и решили исправить несправедливость, допущенную в отношении дамочек на метлах. Кстати, по версии итальянцев, ведьмы не летают на метлах и не носят смешные остроконечные шляпы, зато умеют танцевать. Обычно это называется шабаш, но чтобы не пугать народ, они назвали это академией танцев. Здесь, в отличие от оригинала, на протяжении всего фильма, нет такого изобилия красного света, красного цвета, красных чернил, заменяющих кровь и кривляний, заменяющих эмоции, а также идиотской музыки. Зато в конце этого добра будет в избытке. Любителям кровищи следует лишь набраться терпения, поскольку фильм не только изменил концепцию, превратившись из обычного ужастика практически в артхаус, но и стал примерно на час длиннее. И в результате получилось намного более реалистично и именно поэтому намного более жутко. Впрочем, это не отменяет того факта, что новый фильм еще более дикий бред воспаленного воображения, чем оригинал, и госнаркоконтролю непременно нужно проверить авторов сего творения на предмет употреблением внутрь галлюциногенных грибов. Кинокритики несомненно назовут картину Гуаданьино шедевром и всей толпой бросятся искать в ней скрытые смыслы, подводные камни, третье дно, сравнивать с фильмами Ларса фон Триера и искать отсылки и параллели. И что самое любопытное, они всё это там найдут, иначе какие же это кинокритики, если они не смогут найти в фильме смыслы, которые режиссер туда не вкладывал. К тому же сам режиссер облегчил им задачу запихнув в свой фильм кучу вещей никак не связанных с основным сюжетом, видимо для того чтобы окончательно всех запутать. И серую мрачную берлинскую стену с граффити про политических заключенных и шуткой про Хонеккера, и ни к селу, ни к городу Вторую мировую и холокост, и захват самолета террористами, и даже откопал где-то Джессику Харпер, которая сорок лет назад сыграла главную героиню в оригинальном фильме, для эпизодической роли. Но не пугайтесь, если вы не критик, а нормальный человек и вас не страшит двух с половиной часовой хронометраж картины, можете смотреть ее как обычный ужастик, наслаждаясь зверствами и брызжущей кровищей, и не заморачиваться расширенным упражнением в метафизической аннотации, псевдо-юнгианским пониманием влияния исторических событий и преодолением прошлого
1977 год. Молодая американская танцовщица Сьюзи Бэннион на радостях приезжает в хмурый Западный Берлин по приглашению школы танцев мадам Маркос. Тут она узнаёт, что одна из танцовщиц намедни пропала, якобы вступив в ряды радикалов, и атмосфера в школе не то чтобы лучше, чем погодка на улице, где то дождь, то снег. Со временем пропадает бесследно ещё одна студентка. Что-то явно на этом танцполе не чисто, только вот Сьюзи на всё это как-то по барабану. Танцы оказываются важнее. Шах и мат, Дарио, выкуси. На самом деле, это не бунт и никакое не растаптывание авторитета. «Суспирия», — вполне самодостаточное кино, работающее как мистифицированное джалло с прекрасным артовым видеорядом, — у Луки Гуаданьино в числе любимых картин и сюжетный костяк он всё-таки сохраняет (кажется даже, что вместе с его несуразностями). Но при этом конкретно смещает акценты и углубляется в переработку идей оригинала, наращивая фильму смысловой нагрузки. Только не уверен, что многие это оценят, т. к. смотрится «Суспирия 2,0», будто из сказки про колобка пытаются слепить «Войну и мир». Учитывая, что не последнее место в новом фильме занимают танцы (у Ардженто это был только фон), поделён он на серию не глав, но актов и ведёт несколько линий, одна из которых, касающаяся престарелого психиатра Йозефа Клемперера, как раз и отвечает за раскрытие загадки школы (хотя всё у Гуаданьино заточено под то, что для насмотренных зрителей уже нет загадок на тему, что школой заправляют ведьмы), а прочие то обращаются к отчему дому Сьюзи, то муссируют инцидент 77-ого года с захваченным Фронтом освобождения Палестины самолёт «Ландсхут». Стыкуются все эти линии, однако, спорно и фильм зачастую смотрится рассыпчато и перемудрёно. Есть ведь ещё и линия ведьм, чья деятельность оказывается немного шире арджентовских, с их голосованиями, подготовками к малооговоренному ритуалу и всё-таки серьёзным отношением к искусству танца, учитывая, сколько времени мадам Бланк (есть ассоциации с хореографом Пиной Бауш) посвящает готовящемуся спектаклю «Folk». Всё попеременно происходящее переполнено всяким символизмом, отсылающим к темам нацизма, материнства, пробуждению нового немецкого сознания, губящему чувству вины и стыда и прочему, но с панталыку плоховато угадывается на раз. Кто-то шатается по углам, потом самоубивается без причин и следствия, будто выступая аллюзией на мученических жертвы классовой и внутрипартийной борьбы, которую тут ведьмы отчасти олицетворяют. Постоянные сквозные упоминания злосчастного самолёта и террористов, слишком вездесущие, чтобы быть фоном, но отсылают, кажется, к не более чем аналогии с заложницами школы ведьм, и то спорной (не думаю, по крайней мере, что Гуаданьино тут оправдывает антибуржуазный радикализм). Если трансформационные процессы Сьюзи в процессе подготовки номера ещё как-то улавливаются (природное раскрепощение, свободное отрывание от земли), то финальный кровавейший ритуал опять же порождает в голове кашу из проблем матерей и дочерей, эксплуатации, жестокости, свержений диктата и прочего. Потому, наверное, центральным и самым доступным героем в этой вездесущей мистификации оказывается гер доктор Клемперер, терзаемый вполне понятными человеческими переживаниями, слабостями и травмами. Касательно же реализации, выверенным зрелищем это аналогично не назовёшь. Избыточная общая «чернобыльская» серость и холодность большинства персонажей, напополам с заунывным саундтреком радиоголового Тома Йорка создают при просмотре не особо то приятные ощущения, из-за чего продолжительность его растягивается в размерах пуще заявленного. Некоторые монтажные решения кажутся очень кустарными, как в случае с частым слоу-мо невпопад. В сюжетную же сумятицу дополнительную лепту вносят всякие приколы, типа спонтанного отсчитывания шагов, бездумно перенесённые из оригинала, разнящегося возраста танцовщиц (русская Ольга как-то старовата, ИМХО) и заключительного финта. Однако же в целом фильм скорее хочется похвалить за риск и амбициозность со своеобразным эстетизмом, касающимся как хореографических номеров, так и действительно жутких хоррор-эпизодов. 5 из 10
Я бесконечно уважаю людей, которые не боятся выйти за рамки. Не боятся быть раскритикованными, непонятыми и как монетка закатиться в межжанровую щель и там сгинуть. И не сказать, чтобы Гуаданьино тут делает что-то принципиально новое — подобный интеллектуальный шокер нам уже доводилось видеть (и даже не раз) у Аронофского, и в «маме!», и в «Черном лебеде», пожалуй. Но в «Суспирии» Гуаданьино удаётся довести это внежанровое погружение до абсолюта. Только распробуйте это на вкус — чел, заведомо выбирая «низовой» жанр хоррора, через танец пытается исследовать «коллективное подсознательное» немецкого послевоенного поколения. Ему удаётся замешать безумно-прекрасный постмодернистский коктейль — тут вам и гениальный немецкий хореограф Пина Бауш, заново переосмыслившая балет; и тревожная, гнетущая, мистическая атмосфера фильмов Тарковского; метафоризм и излюбленность деления фильма на акты, как театральное или музыкальное произведение, фон Триера; и очень схожий по теме и невероятно любимый мной «Чтец» Далдри. Нетрудно угадать, что фильм с грохотом провалился в прокате — типичный попкорновый фанат жанра хоррора вряд ли ожидает такой конценрации интеллектуального подтекста, да и без знания, как менялось немецкое национальное сознание от послевоенных годов до наших дней — от травмы войны через бунт к раскаянию, это считывается трудно. Даже я не скажу, что смог считать весь контекст, весь, заложенный автором, культурный код, и, всё-таки, это безусловно самый философский хоррор, который я видел. Итак, на дворе 1977 год. Апогей «немецкой осени». На улицах серого и беспросветно унылого, разделённого Берлина, митинги и стычки с полицией, из «каждого утюга» слышны сводки о захвате в заложники главы союза немецких работодателей Шляера и о захвате немецкого самолёта в Могадишу (тут для российского читателя необходим экскурс в немецкую историю: термин «немецкая осень» означает пик противостояния лево-экстримисткой террористической группы RAF (Фракция Красной Армии) с властями. Изначально возникшее на европейской студенческой протестной волне 68-ого, движение, после тяжелого ранения одного из идеологов, быстро радикализируется и превращается леворадикальную террористическую организацию RAF, члены которой провозглашают себя «городскими повстанцами» и ведут войну против государства, используя захваты заложников и политические убийства. Тут стоит отметить, что в Германии студенческое протестное движение имеет особый, национальный колорит — главный фактор, помимо идей марксизма, это возмущение молодёжи тем, что в новом, послевоенном государстве ведущие политические должности(включая и первого послевоенного канцлера) занимают люди с нацистским прошлым. Спустя десятилетия, особенно в искусстве, это противостояние часто будет трактоваться как конфликт «отцов и детей», которых разделила глубокая пропасть войны. В том же «Чтеце» есть очень показательный эпизод: посреди университетской лекции один студент встает и спрашивает пожилого профессора «как же вы допустили всё это?» и профессор не находится, что ответить). И вот, в это неспокойное время в известную школу танцев приезжает поступать американка Сьюзи, сбежавшая из авторитарной общины меннонитов в Европу, чтобы исполнить свою мечту — учиться танцам у знаменитого хореографа Мадам Блан. Не смотря на отсутствие профессионального образования, Сьюзи своим талантом убеждает Мадам Блан и других учителей принять её, к тому же, как раз девушка, танцевавшая главную партию в новой постановке, пропадает. Сьюзи, как и остальные девушки, не знает, что школой управляет секта ведьм, которые втайне готовят некий ритуал, в котором Сьюзи предстоит сыграть решающую роль. С другой стороны, что-то неладное начинает подозревать старый психиатр, у которого консультировалась пропавшая девушка, и у которого есть своя, очень личная история, связанная с войной. Так как полиция бездействует, он сам начинает медленно распутывать клубок, нить которого ведёт в логово ведьм. Это фильм о приходе новой эпохи — эпохи покаяния. О тяжёлых и кровавых родах этой эпохи, когда за фасадами строгих серых домов ещё теплятся мечты о фашистском реванше, а на улицах молодежь уже ведёт свою персональную войну за будущее. Фильм о коллективной памяти, о гражданском сознании. Очень завуалированный, метафоричный, атмосферный, философский, мистический, местами кровавый и неприятный (а что вы хотели, хоррор всё-таки), но очень умный и, по-своему, красивый.
Сложно оценивать этот фильм зная оценку от Дарио Ардженто. Особенно, если его мнение полностью совпадает с твоим. Действительно, в этом фильме нет ни страха, ни музыки. Действительно, здесь много всего нарочито красивого, элегантного. Как не согласиться? Да, ленту сложно «опустить» в категорию провалов в силу ее безусловной атмосферности. Танцевальные номера сложны и придают картине красок. Крупные планы, общие, движения — все это выглядит красочно и ярко. Но это все уводит нас от темы ведьм, привязанных к нескольким старинным домам. И дело уже совсем не в том, что римейк шедевра выглядит в сравнении блекло и несуразно. Выходит так, что в силу изящности автор похоже позабыл о самом главном. Тут можно было бы продолжить, поговорить о деталях и актерской игре, звездах и судьбах. Но, в этой ленте не увидел я особых экзерсисов. Разве что, наверное я ожидал, что в постановочной части фильм выйдет более эффектным — с живописными пленэрами и спецэффектами, выдающимся интерьером. А вышло все более усреднено. Потому, любой сезон «Американской истории ужасов» в сравнении выглядит настоящей жемчужиной. Увы. Дарио Ардженто — гениален и неповторим. А разве это Вы не знали ранее? 5 из 10
Этот фильм от негативного впечатления не спасло даже присутствие Тильды Суиндон. Теперь я знаю, что она снимается и в очень бездарных картинах. Не буду проводить параллели с исходником, это уже достаточно обсуждено. Хотела поведать о причинах того, почему лучше выбрать другой фильм на вечер. Во-первых, действия сюжета раскиданы очень неравномерно. Безумно затянутое начало, несколько сюжетных линий, которые никак не пересекутся, показаны в деталях. И вдруг скомканная, быстротечная развязка. Финал истории с горем пополам уместили в последние 15 минут. То ли неудачный монтаж, то ли непродуманный сценарий… Вопросов после этой концовки только прибавилось. Во-вторых, хореография. О, Господи! Это же контемп. Нет, ну серьезно? В послевоенной Германии? Полуголые девушки в сетках из красной веревки, исполняющие конвульсиобразные движения? И они ещё назвали это «volk» (в переводе с немецкого — «народ»). В-третьих, спецэффекты, если их можно так назвать. Это убого. Для 2018 года — откровенная лажа. Уровень дешёвой компьютерной игры с откровенным преклонением перед Тарантино. Очередное подтверждение тому, что ремейк хуже оригинала. 5 из 10
Все мы слышали про ведьм. Эти горбатые морщинистые старухи с непреодолимым желанием кушать маленьких детей. Или всемогущие красавицы способные на всё ради вечной жизни и могущества. Как правило, в известном нам фольклоре разных стран, ведьмы живут либо в одиночестве, либо группками по трое. И обычно где-нибудь в средневековье. Тут же нас ждет сборная солянка из всего выше перечисленного, с некоторыми дополнениями. История о том, как в реалиях современности (на момент классического фильма, кстати посмотрите. Тот случай, когда фильм 70х годов страшнее и атмосфернее большинства современных хорроров) пытаются выжить довольно большая группа ведьм. Не типичный случай, когда злобные старухи хотят лишь спокойной жизни, хотят нести миру свое творчество, но и не самым моральным способом, ведьмы ведь. Кстати об искусстве. Как мы знаем из истории человечества нашего любимого. Танец был первым способом связаться с потусторонним миром, в виде духов и богов, ещё у пещерных людей. В мире нет столь старого и завораживающего действия, как танец. Возможно это был один из способов показать на сколько же древние и могущественные ведьмы оказались перед зрителем. Ну и следуя из логики, раз ведьмы такие старые, следовательно, танцы их конек. С этим разобрались. Что дальше? Правильно! Понять, как ведьмам удается так долго оставаться незамеченными. Как им удается проводить свои ритуалы и не попадаться? БАМ!!! Танцевальная школа посреди города! Не ожидали?! Конечно же ожидали, вы все такие умные, люблю вас! А что же дальше? Дальше вам предстоит разбираться самим при просмотре фильма. Невероятно жуткая и завораживающая история так и ждет, когда же вы наконец до нее доберетесь. Что до остального наполнения в картине. Все выполнено как-то по снобски выверено. Музыка пугает, картинка держит в напряжении даже в обычных сценах, персонажи настораживают. Вроде бы все как надо в фильме ужасов. Но нет в этом всем творческого начала. Чувствуется копирование оригинала в большинстве сцен. Благо оригинал был хорош. Отдельные благодарности вишенке на торте фильма. Тильда Суинтон — конечно же вы этого не прочитаете. Но вы просто великолепны. Великолепны в каждом из трех персонажей, сыгранных вами в этом фильме. Спасибо вам! Всех благ.
Осторожно, возможны спойлеры! Посмотрела… Смешанные эмоции от фильма. Держит ли в напряжении? — Определенно да, но местами. Хочется перемотать? — Определенно. Были моменты, когда я понимала, что пальцы сами двигаются в такт музыки и танца, действие на экране завораживает и притягивает. Ловила себя на мысли, что замерла на месте и не шевелилась — уж так сильно завораживало происходящее на экране. Просто не возможно было оторвать от некоторых кусков фильма взгляд. Атмосфера шикарная — мрачная, устрашающая, напряженная. А звуки! Этот звуковой ряд творит магию в фильме и наверно именно он спасает картину. Но для хорошего эффекта нужна шикарная акустическая система, если вы смотрите не в кино. Но вот все же в какие-то моменты рука так и тянулась пролистать вперёд, уж больно затянуты были некоторые сцены. Хотелось бы особо отметить сцены снов. Их визуальный ряд на высоте. Смена картинок, которая сопровождается звуками, стонами, шёпотом и криками — завораживает. Я вообще люблю такие визуальные ряды. Чем-то напомнило «Звонок». Актеры справились со своей задачей недурно. Тильда Суинтон великолепна, да ещё и играет сразу троих персонажей. К ее игре редко бывают претензии, у неё в списке работ вообще есть плохие фильмы?! Дакота Джонсон должна была научится изображать удовольствие и растерянность ещё со времён оттенков, но нет, не всегда правдоподобно у неё выходило выглядеть как дОлжно. В последней сцене не дотянула, мне не хватило характера, опыта и мудрости в глазах. А ведь должна была произойти метаморфоза, изменение, но для меня оно не случилась. Очень понравилась Миа Гот. Она вообще отлично справляется с подобными ролями. В целом фильм смотрибельный. Но для меня на один раз. Пересматривать я бы его не стала, если только некоторые куски для вдохновения. В общем-то в начале понятно к чему все идёт и чем закончится. 5 из 10 (за крутой визуальный ряд, хотя графон очень подкачал в последней сцене)
Что делать, если за десять лет Натали Портман так и не согласилась на роль танцовщицы Сьюзанн? Надеюсь, все помнят ее выдающуюся игру в картине «Черный лебедь»? Что делать? Пригласить Дакоту Джонсон, за два года до выхода самого фильма или даже больше — то есть, на волне популярности от «Оттенков». К слову, этих двух лет репетиций ей не хватило (или как быть, если ты мебель — лань не грациозна), чтобы привести себя хоть в какую-то танцевальную форму. Развить задатки (задатки?). Дакота занималась балетом два года, Натали Портман полгода. Результаты вы можете увидеть сами — посмотрите оба фильма, кто еще не видел. Дакота старается, в ней даже есть какой-то секс, правда. Натали рвет себя на части — живет жизнями своих героинь — достаточно вспомнить, как она во время съемок «В — значит Вендетта» буквально за четыре месяца изучила немецкий. Но я сейчас не сравниваю этих двух актрис. Джонсон неплохо себя показала именно в «Ничего хорошего в отеле Эль Рояль» — это ей подходит. Портман гениальна и на этом можно было бы закончить. Но. Сюжет фильма «Суспирия», ах, да. Раз уж начала. Значит, аннотацию вы можете прочесть на Кинопоиске. Вы ведь не для этого дочитали до середины поста, правда? В чем плюсы? Красивый рыжий парик на героине Дакоты Джонсон. Или не парик, но странный. Очень худенькая и секси Дакота, правда с мешками под глазами. Эпичные кровавые сцены, если кому такое по душе. Запутанный сюжет. Отличная операторская работа. Отлично передан колорит 1977 года, а также танцевальной труппы и танцевальных помещений в целом. Цветовая гамма на протяжении всей картины. Неожиданный конец. Костюмы. Особенно прекрасны наряды Тильды Суинтон (Мать Бланка). Спорный момент. Звук. Много вздохов, охов, храпа, свиста, эха. Минусы. Ничего не понятно, слишком много «открытых вкладок». Остается только догадываться. Хореография пффф. Страшные и мерзкие «матери». Как будто куски вырваны из фильма, но при этом он затянут (аж 2 часа 25 минут).
Молодая танцовщица Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в Берлин в знаменитую балетную школу Tanz, чтобы обучиться всем премудростям балета у мадам Бланк (Тильда Суинтон) Уже на первом просмотре Сьюзи покоряет сердца преподавателей и без лишних вопросов принимается в труппу. Вскоре она узнает, что она попала на место исчезнувшей девушки Патришии (Хлоя Грейс Мориц), а далее события принимают пугающий и мрачный оборот, ведь в стенах школы танцев происходят зловещие события, а учителя танцев перестают казаться зрителю милыми и порядочными. События разворачиваются на фоне «Немецкой осени» и захвата самолета компании Lufthansa, сообщения о чем время от времени звучат практически по ходу всего фильма. Режиссер ненавязчиво, но акцентирует на этом внимание, придавая фильму новых красок за счет политического режима тогдашней Германии, разделения ее на ФРГ и ГДР 9об этом тоже упоминается, когда психиатр Джозеф Клемперер отправляется на дачу. Несмотря на то, что эти события никак не отражаются на происходящем внутри танцевальной школы, противопоставление глобальных тем частным цепляет, ведь несмотря на кажущуюся местечковость событий в школе, они носят еще более глобальный и устрашающий характер и последствия, чем угон того же самолета. «Суспирия» как и фильмы «Реинкарнация», «Прочь», «Визит», прельщают тем, что они совершенно нетипичны для фильмов ужасов, выпускаемых в последние годы. Здесь и работа с камерой, и гротескные сцены, и неожиданные действия персонажей накладывают свой отпечаток — подобные сцены и эпизоды на самом деле способны вселить в страх. В первую очередь от демонстрируемого камерой безумия. Например дикие вопли и совершенно необузданное поведение одной из преподавательниц в сцене с психиатром (ее поведение напомнило сумасшествие бабуси из шьямалановского «Визита»). Из таких моментов можно определить, что страх создают не спецэффекты или грим — его создают люди. Определенной и нужной атмосферы режиссер достигает за счет унылой, практически депрессивной атмосферы, бедненького интерьера танцевальной школы, обшарпанных и изрисованных стен поблизости, а также постаревшей и угасшей под давлением лет вывески Tanz. Кроме того фильм создает гнетущее впечатление за счет порой омерзительных и тошнотворных сцен с демонстрируемыми увечьями и убийствами. Неудивительно, что некоторым во время показа фильма становилось плохо. Уважения заслуживает подготовительный процесс, предшествовавший съемочному — почитав факты, можно только восхититься костюмерами, освоившими новые техники для создания костюмов для последнего танца, а также Дакоте Джонсон как главной героине — ведь ей два года пришлось заниматься балетом, чтобы смотреться в кадре убедительно. Мне кажется, что фильм получился слишком затянутым — 2,5 часа для картины, где мало динамики (пусть она и имеется в сценах с танцами) — это чересчур. Два от силы, но оптимально — 100 — 110 минут и ожидание финала не казалось бы столь желанным. А так получается, что сам фильм подобно балету, который там показан — неспешен и плавен… Красивые кадры, здорово подобранная экспозиция, позволяющая увидеть все движения балерин в мельчайших деталях — все это круто, но очень долго. Впечатления от «Суспирии», если честно, остались смешанные, но все же позитивного восприятия оказывается больше. Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю. Приятного просмотра. 7 из 10
Из минусов можно упомянуть абсолютное отсутствие необходимости новостного аудиоряда в ряде коротких по времени, но имеющихся эпизодов, а также такое же отсутствие надобности в акценте на атмосфере Берлина. Немного отвлекает зрителя от довольно интересной философской составляющей фильма, говорящего нам, как становится ясно в его конце, о непоколебимой любви. Похожий по концентрации пугающего на «Реинкарнацию», фильм, что приятно, все же направлен на то, чтобы хоть немного попугать. «Суспирия» — качественный мистический триллер. Ну а восторгаться работой очередной талантливой русской балерины, очередному, в этот раз тройному перевоплощению Суинтон и выдержанной атмосфере на протяжении всей ленты можно бесконечно. Даже несмотря на факт того, что это ремейк. 7 из 10
Если вы вдруг решите увидеть самый обсуждаемый фильм сезона, напрочь забудьте про «Суспирию» Ардженто и все, что с ней связано, так как непроизвольное сравнение — первая причина неприязни, которая стала совершенно очевидной при повторном просмотре. Именно засевшие в память воспоминания об этой аудиовизуальной феерии, красочной, гипнотической, лаконичной и, фактически, бессюжетной, лично в моем случае помешали воспринять версию Гуаданьино, поскольку по сравнению с взрывным кровавым калейдоскопом 1977 года новая вещь показалась унылой и нагруженной деталями. Но все же после премьеры кино упорно сидело в голове и все эти хаотичные и нестандартные фрагменты крутились и вертелись, словно желая уложиться в единый пазл. Избавиться от такого обсессивно-компульсивного кинорасстройства можно было только одним способом — увидеть картину еще раз, благо сроки проката позволяли это сделать (а увидеть этот фильм впервые необходимо именно в кинотеатре). Как и ожидалось, сомнения насчет нее улеглись сами собой и в голове наконец выстроилось окончательно устоявшееся, взвешенное и четкое мнение. Чтобы правильно оценить фильм, нужно не только, как уже было сказано выше, забыть про оригинальную картину, но и всячески постараться увидеть в версии Гуаданьино самостоятельное и самобытное произведение, а оно, как по-настоящему хороший римейк, таким и является. Можно представить, какой разрыв шаблона ожидает зрителя, который в истории американки Сьюзи Бэннион (все больше реабилитирующая себя после участия в «Пятидесяти оттенках» Дакота Джонсон), попавшей в Берлин 1977 года в школу танцев Хелены Маркос, заправляемую ведьмами, жаждет увидеть яркий жанровый продукт, а получает мрачную, полную важных нюансов притчу о тягостном прошлом, исполненную в духе картин Романа Полански, Райнера Вернера Фассбиндера, Анджея Жулавски и даже немного Роба Зомби. Если понять (и, главное, принять) правила игры Гуаданьино, то новая «Суспирия» снесет крышу напрочь. Помимо жуткой, параноидальной атмосферы и духа 70-х режиссер отлично прорисовал портреты ведьм, которые уже не являются карикатурой на нацистских надзирательниц, как было у Ардженто, а изображены когортой безумных, но сугубо реалистичных старых дев, словно олицетворяющих собой самые отталкивающие формы, которые может принимать феминизм. Королева здесь, конечно, Тильда Суинтон, как тонко было подмечено в прессе, редкая из актрис, умеющая делать «мертвые глаза» — кроме нее в роли мадам Бланк невозможно представить кого-то еще. Само кино построено как постепенно набирающий силу акт сатанизма с его сюрреалистической абсурдностью, вгоняющей в дрожь жутким смехом отвратительных теток. И если у Ардженто балетная школа служила лишь декорацией для развития событий, а балет не демонстрировался практически никак, то сценам танцев Гуаданьино уделил солидную долю экранного времени. Странная на первый взгляд хореография, которую многие критики брезгливо описали как пародию на «Весну священную» Стравинского, опять же играет роль не только искусства, за которое душу можно продать, а служит частью жуткого дьявольского ритуала, в котором Сьюзи Бэннион будет отведена неожиданная роль. Все это запечатлено эффектной камерой Сэйомбху Мукдипрома, который от нежного, солнечного колера эстетского «Зови меня своим именем» перешел к болезненной цветовой гамме и нервным движениям стедикама, ну а про сильные хоррор-эпизоды и превосходный грим (хотя авторы упорно выводят в титры некоего Лутца Эберсдорфа, все уже давно знают, что играет дедушку Тильда Суинтон — ну и Хелену Маркос заодно) давно все сказано. Конечно, отмеченные еще на первом просмотре недочеты все же остались. И связаны они с финальной частью фильма, поскольку Гуаданьино словно подвыдохся и поставил ударную «катарсическую» оргию несколько спорно и дерганно, в том числе и с сомнительными визуальными решениями. Не красят эпилог и несколько слезливые сцены с женой доктора Клемперера, выглядящие искусственно и потому выбивающиеся из общей атмосферы картины — хотя их стоит потерпеть ради лицезрения камео звезды оригинальной «Суспирии» Джессики Харпер. Потому итог таков: кино яркое, эффектное, стильное и жуткое, самая большая заслуга которого — полное нежелание ксерокопировать оригинал и наличие большого количества авторских идей. Безусловно, доля претенциозности в нем есть, но она является частью стиля и без нее картина тоже не произвела бы такого бурного эффекта. В любом случае, «Суспирию» Гуаданьино долго будут обсуждать, одни примут с восторгом, другие станут плеваться, третьи вообще останутся в подвешенном состоянии, как ваш покорный слуга поначалу, однозначного мнения по ней не будет никогда. Но, с другой стороны, раз фильм вызывает подобный резонанс и никого не оставляет равнодушным, не это ли является признаком настоящего события в мире кинематографа? Ну а если после первого просмотра вы сами все еще колеблетесь и чувствуете, что фильм не выходит из головы, то дайте себе шанс разобраться в отношении к нему и попробуйте посмотреть кино еще раз. Оно того заслуживает. 9 из 10
Карусель переосмыслений кинематографического наследия двадцатого века продолжает кружиться не только в коммерческой среде развлекательного кино, но и в арт-кругах повыше. Режиссёр Лука Гуаданьино взялся за творчество другого не менее солидного итальянца Дарио Ардженто в компании сценариста-коллеги по «Большому всплеску» Дэйва Кайганича, также приложившего руку и перо к сериалу «Террор». Награда на Венецианском кинофестивале и Том Йорк прилагаются. События картины переносят зрителя в Восточный Берлин семидесятых. Главная героиня прилетает из Америки чтобы попасть в знаменитую на весь мир танцевальную академию. Но, со временем восторг пребывания в стенах заведения сменяется ужасом окутавшего академию проклятия. С первых кадров, зрителя ожидает аутентичное погружение в серые холодные тона ГДР, служащие великолепным фоном для развития сюжета мистического триллера. Сгущает краски параноидальной атмосферы психотропное творчество лидера Radiohead Тома Йорка, наложенное на параллельное освещение важных для истории Германии событий, касающихся группировки RAF, ведущей партизанскую войну с империализмом по всей территории ФРГ. Собственно, с этого и начинается картина: всю первую половину хронометража Лука Гуаданьино создаёт для зрителя крайне дискомфортный сеттинг, сдобренный постоянным нервным напряжением и постепенно окунает зрителя в дебри мистического ужаса, скрывающегося в стенах танцевальной школы, в учителях и самой хореографии, похожей на оккультный обряд, гипнотизирующий своей красотой. В буквальном смысле, танцевальные номера «Суспирии» убивают, демонстрируя зрителю одну из самых жутких сцен в жанре ужасов, благодаря которой психическое здоровье некоторых зрителей подвергнется настоящему испытанию. Но, то что является неотъемлемым достоинством «Суспирии», включая саспенс и актёрскую игру разносторонней Тильды Суинтон в компании Дакоты Джонсон и Хлои Грейс Моретц, во второй половине картины играет против авторов: переваливающий за два часа хронометраж начинает казаться безосновательно затянутым, а сюжет, перегруженный лишними деталями, утомительным. Простота мастера хорроров Ардженто в руках Гуаданьино превращается в один бесконечный арт-перформанс, в финале поражающий воображение не только заключительным актом, но и художественной стороной, напоминающей соитие «Мертвого мозга» Питера Джексона с видеографией группы Gwar. Подобный авторский подход свеж и неоднозначен, спору нет, но способен ли он вывести один из древнейших жанров кинематографа на новый уровень — вопрос риторический. Плюсы: Постановка, актёрская игра, саундтрек, сеттинг, саспенс. Минусы: динамика и сценарий, до краев набитый лишними и не влияющими на сюжет деталями.
Берлин, 1977. Атмосферу нагнетают постоянный дождь, туман и бормотание телевизора об очередных террористических атаках. Начинающая американская танцовщица поступает в школу современного балета, в которой ожидание мистического кажется частью учебного плана. И, в отличие от большинства учреждений (если не считать Хогвартса), учеников здесь поджидает смертельная опасность. Ведь, ходят слухи, что там обитают ведьмы. Аннотация в стиле ужасов скорее всего обманет ваши ожидания. Страшного в фильме исчезающе мало, а вот завораживающего хватает. Вроде бы на экране и происходит нечто мерзкое (например, разлагающийся герой Тильды Суинтон), жуткое или абсурдное, но все это кажется таким естественным и будничным. Одна из основных причин спокойного просмотра — безучастность героев. В любой другой ленте, наивная юная девушка медленно шла бы во тьму неизвестности, заставляя нас вжиматься в кресло. Здесь же в глазах главной героини присутствует лишь спокойное принятие происходящего, да плохо скрываемое желание наступления неотвратимого. Безусловно, такая характеристика персонажа Дакоты Джонсон оправдывается сюжетом, но меланхолично созерцать экран от этого не перестаешь. Хотя и есть, что созерцать. Разделенная столица Германии отлично рифмуется с конфликтами, заложенными в сценарии. Так, внешний мужской мир, представленный подозрительным дедушкой-психиатром (вторая Тильда Суинтон по цене одной), да недалёкими полицейскими, безуспешно вторгается в женское царство. Рациональность разбивается о древнюю природу слез, вздохов и тьмы. Грех пробивает строгую святость. Настоящее цепляется за стыдное прошлое. Танец отрывает от земного притяжения, чтобы подобно стреле вновь обрушить вниз. Смерть забирает, а новая жизнь готовится к своему появлению. Все эти конфликты, конечно, налицо, но мало что меняют: мир переродится, вернется на круги своя, а зритель выйдет из зала пожимая плечами. Сама постановка танцевальных номеров заслуживает всех возможных похвал. Мадам Блан (недаром в фильме упоминают Баадер и Майнхоф — в этой роли опять Тильда Суинтон) наполняет учеников силами им неподвластными, лаконичной, но эффектной пластикой. Танец здесь и оружие силы, и оружие познания. Благодаря фильму у вас есть шанс посмотреть в кинотеатре хореографию, напоминающую работы Пины Бауш, под музыку Тома Йорка (Radiohead). При этом хореография проявляется не только в самих выступлениях труппы. Она есть и в продуманной организации пространства, и в балансе цветовых схем, и в гармонии ракурсов. В этом отношении можете сразу обратить внимание на одну из открывающих сцен в общине амишей. Она соткана в единое дышащие полотно тончайшей нитью из переходов камеры. В итоге мы получаем без вопросов красивый фильм, богатый на философские метафоры и интерпретации, но скупой на увлекательность и эмоции. 7 из 10
Мало кто из моих друзей посмотрел «Суспирию», ремейк одноименного китчевого шедевра 77-го года. Мало кто вообще про «Суспирию» слышал — как ту, так и другую. Российский прокат стал очень избирателен и обходит стороной даже фестивальное кино (привет, «Под Силвер-Лэйк»!), да и сам жанр фильма ужасов остается маргинальным несмотря на коммерческие успехи позапрошлогоднего «Оно». А тут еще такая классическая категория B. Получается, что талантливое и фактурное кино проходит мимо нас. Ведь «Суспирия», встреченная одними с восторгом, а другими с недоумением, — это диковинный зверь. Во-первых, у фильма чудесный женский каст — тут вся молодая гвардия: Миа Гот, чей персонаж похож на Рона Уизли, который начал курить, Хлоя Грейс Морец (бывшая Убивашка) и Дакота Джонсон, выпутавшаяся из карьерного бондажа «Пятидесяти оттенков серого». А возглавляет этот цветник Тильда Суинтон, играющая двоих из троицы главных героев (да, да, считая старика!). Во-вторых, саундтрек, операторская работа и хореография идеально подогнаны и создают вязкую атмосферу, очень физичную, тактильную и при этом абсолютно сновиденческую. В букете фильма есть даже нотки боди-хоррора кроненберговского разлива. Наконец, сама фабула построена остроумно и с душой. Разумеется, кого-то оттолкнет политический подтекст, зарифмованный с событиями по обе стороны Берлинской стены. Эти события называются чудесным немецким словом «Фергангенхайтсбевэльтигунг», и тут режиссер немного впадает в дидактику по поводу вины военного поколения. Кого-то собьет с толку густая символика материнства, доминирования и прочая юнгианская муть. Кому-то кино покажется эстетским и синефильским, а кто-то не вытерпит переключения между английским, немецким, французским и даже русским. Но новая «Суспирия» вполне держит удар именно как талантливый ужастик категории B (с вылазками на территорию триллера и детектива). В нем есть ведьмы, обнаженка, небанальные ужастиковые решения и Тильда Суинтон, вновь сияющая за гранью гендера и вообще человекоподобия. А значит, даже если не углубляться в феминистическое и политическое высказывания фильма, он вполне способен вас околдовать.
Страшный фильм, по-настоящему. Каждый подвывих героинь начинает отдаваться в твоем теле, заставляя сжимать зубы и морщиться, в некоторых сценах и закрывать глаза. В чем секрет? В потрясающе подобранной музыке или звуковых эффектах? Правдоподобность происходящего заставляет поверить в ведьм, в их черные ритуалы. Они едят, смеются, бегают в местное кафе… Шутят, заботятся, наставляют. А еще ломают тебя и проклинают, стирают память. Темные ростки обволакивают мир танцев, проникают и укореняются в зрителе. Погружаешься в транс и вот уже почти становишься частью ритуала. И все это на фоне каких-то новостей из окружающей среды, что также добавляет реальности происходящему. Мир «Суспирии» не оторван от времени и места, напротив. Он здесь благодаря ему. Ведьмы питаются стыдом и чувством вины, а где на Земле найти место с более высокой концентрацией этого, чем в послевоенном Берлине. Заколдованный фильм мне пришлось смотреть аж три раза. Невероятно высокая концентрация впечатлений заставляла прерывать просмотр, при этом фильм не скучен, сюжет живо перетекает, струится как кровь. Немного разочаровало эпизодическое явление Хлои Грейс Морец, право, можно было дать ей больше места. Невероятная игра Тильды Суинтон в роли старика. Сугубо женский коллектив разбавлен практически единственным мужчиной, которого и то играет женщина! И дело здесь не в демонстрации агрессивного новейшего феминизма, а скорее наоборот, возврат в глубоко древнее, в материнское лоно, туда, где творятся необъяснимые, от природы мистические вещи. Очень классное место танцевальной школы. Снято так, что тесноты не чувствуется, это не фильм-спектакль, здесь есть целые миры и потайные комнаты. Браво. 10 из 10
Вязкое, холодное, но в тоже время завораживающее кино. Таких ужастиков для взрослых ну очень не хватает. По-этому его сложно снимать. Из-за этого, его сложно оценивать. Единственный фильтр это ощущение, которое передалось и осуществило своё влияние. Те кто в теме, знают, что рейх действительно практиковал все направления магических искусств. Но фильм немного не об этом. Погружаясь в фильм, мы понимаем, что эта девочка следующая и та которая раскроет ковен и повлияет на него каким-нибудь деструктивным образом. Но в итоге, всё происходит совершенно иным образом. Барышни на самом деле настоящие ведьмы, при чём практикующие давно и со всей отдачей. Они готовятся к определённому событию, Из-за чего, не видят в той или иной претендентке должного состава — внутреннего огня. Ведьмы настолько отбились от руководящей руки, что временно, упускают из своих цепких лап, одну из подопечных, которая рассказывает вовлечённому психиатру о происходящем. Тем временем, сами ведьмы, прозябают в школе танца, в шутку прикалываясь над полицейскими и не в шутку калечат заподозривших неладное девчат, из которых формируют некий павильон хаоса и тьмы. Но появляется красивая, сочная, наполненная внутренним огнём девушка, которая сразу бросает вызов мастеру и по совместительству, главному хореографу танцевальной группы. С этого момента, начинают творится казалось бы странные вещи, ведущие к предельно чёткому концу. И вот за что мне понравился фильм. Авторы изучили предмет хорошо. А предмет на секундочку женская стихийная магия. Его отображение в фильме чёткое, всё вяжется на внутренних женских смежных чувствах, хоас так и сочится из каждого его представления. Подсознательно выходит на первый план и формируется в упорядоченные кадры, без лишних слов и объяснений, зрителю даётся возможность всецело ощутить тьму женской магической природы. И это на мой взгляд удалось. После, мы снова возвращаемся к попытке девушки понять себя в этом мире и в этой школе танцев. Она всё глубже познаёт и себя и постигает суть происходящего. А зритель всё меньше понимает к чему же сводится повествование. На этом этапе, и скорее всего именно из-за этого — когда даётся представление на котором присутствует психиатр, фильм провис. Провис с творческой точки зрения. Я не совсем согласен с решением поломать девочке узнавшей правду ногу. Тут как раз можно было дать главной героине раскрыться, продемонстрировать на этом показе её суть, чтобы ведьмам от увиденного пришлось стирать память всем зрителям ну и т. п. В итоге всё сводится к логической развязке. Ведьмы потеряли первооснову, они не развивались в данной им силе, а использовали её для собственных нужд. Как и их альма матер — ведьма живущая в подземелье, не желающая умирать, питающаяся страхом и болью девочек в павильоне, ждущая перерождения. Казалось вот она, юная рыжая, готовая дать им новый глоток энергии, но в итоге сама оказывается истинной, а не ложной, превосходящей их в самой сути старшей ведьмой, даже больше — самой магией. Та тьма которую порождали они играющие в магию старухи, оказывается ничем, по сравнению с первозданным свечением. Рождая тёмные сущности, эта сила поглощает их в кровавом месиве, сметая всё на своём пути. И всё это нам показывают от начала фильма и до конца, где мозаика сложится там, где будет поставлена точка. По-этому фильму конечно же лайк.
Каких искусство требует жертв? Не стоит специально смотреть сначала оригинал, чтобы потом сравнивать с ремейком. Если ранее видели фильм Дарио Ардженто, то сравнений не избежать, но если нет, то незачем портить себе удовольствие знаниями о сюжете и предубеждениями. Основное отличие «Суспирий» в уровне режиссуры. Создатель оригинала считается классиком, но даже не жанра, а специфического поджанра со специфической аудиторией — «джалло». Идеи Дарио повлияли на кинематографистов, в том числе Луку Гуаданьино, снявшего ремейк, однако глобально Ардженто никогда не признавался крупным автором. Работы больших мастеров почти не подвержены коррозии, даже на фоне развития технологий, но некоторые труды Ардженто сейчас трещат по швам неловкой режиссуры — взять хотя бы из оригинальной «Суспирии» по-любительски снятую сцену нападения собаки-поводыря на хозяина. Режиссура Гуанданьино и работа всей киногруппы, особенно художника по гриму, позволившая почти не пользоваться CGI, будет в учебниках — это настоящее открытие года. Сценаристы же попытались развить оригинальный ужастик до арт-хауса а-ля «Черный лебедь», но с иными акцентами. Правда, идеально расставить акценты не удалось — попытались сказать обо всем сразу. Завязка схожа: талантливая контемпорари-танцовщица Сьюзи приезжает из Штатов, чтобы вступить в ряды элитной немецкой труппы, но вскоре обнаруживает, что в подсобках старой балетной школы творится какая-то чертовщина. Да и сама она, и далее зритель будет гадать, то ли под магическим воздействием работников сцены и худрука, о которых ходят слухи, будто они ведьмы, то ли танца, в постановку которого заложено так много смысла, то ли макабрических сновидений, то ли иных мистических сил меняется на глазах, перевоплощается. Вначале считывается «Суспирия», как фильм об искусстве: о его темной, светлой стороне и отношении к нему, о его влиянии, как на артиста, так и зрителя, о взаимном влиянии искусства и окружающего мира. Ведь, если верить слогану, танец забирает душу. Европейский театр возник из древнегреческих ритуальных представлений, посвященных богу Дионису. Внутри танцевального коллектива раскол осуществлен именно по такому принципу. Здесь балетная школа — не только прикрытие для шабаша. Есть главенствующая, но гниющая «мать-ведьма» Маркос, а есть Бланк, осуществляющая творческое руководство в данный момент. Маркос, как аллегория, в первую очередь олицетворяет собой отношение к танцу — ритуалу. В результате него тело самой одаренной из балерин должно стать сосудом для старухи, иначе она так и сгниёт. Бланк, хоть и сама ведьма, практикует подход к хореографии, как к искусству, возможности выразить художественный образ. Соперница за это же обвиняет ее в тщеславии. Далее можно увидеть в Маркос отношение к театру, как конвейеру, где режиссеру постоянно нужна свежая кровь артистов, но до них самих ему нет никакого дела. Бланк другая, хоть и не признается сама себе. Она не готова легко расстаться с влюбившей в себя своим даром Сьюзи — это уже индивидуалистский подход. И, в конце концов, Маркос — это практическое использование искусства, Бланк — творческое. Можно ещё фильм рассматривать, как «производственный роман» или сатиру на любой репертуарный театр, где за фальшивыми улыбками не видно второго дна, а за кулисами порождается клоповник. Гуаданьино изменил важную для Ардженто концепцию известных ещё с дохристианских времён и управляющих миром с помощью слёз, тьмы и скорби «трёх великих матерей-ведьм» (которую тот придумал после прочтения сборника эссе Томаса Де Куинси «Suspiria de Profundis»), но не отказался от нее совсем. Более того, в финальном шабаше Лука так покуражился с мистическими силами, что наверняка запутал большую часть зрителей. Не случайно стали появляться материалы «как понимать концовку «Суспирии». Ремейк — из тех фильмов, что чем больше пересматриваешь, тем больше понимаешь и проникаешься. Детали сюжета, весь подтекст и смыслы считываются при посценическом пересмотре. Однако не всякий зритель и критик даст «Суспирии» второй шанс, а эту грань гениальности, когда фокус показан столь искусно, что магия застилает собой желание разобраться в технологии, авторы не перешли. Пока Гуаданьино — не Линч. В финале же до этого весьма тонкий Лука упрощает и опошляет образы. Его работе итак свойственна сносная материнская и лишняя феминистическая интонация, но тут еще и добавилась лобовая мерзкая вагинальная символика. Интереснее линия артиста, продающего себя темным силам за танцевальный дар, но не понимающего, что рано или поздно оные предъявят счет. Хотя эта линия не совсем внятна — всё-таки «сбор биологического материала» у балерин происходит без их ведома. Также один из лейтмотивов — религия. По иронии судьбы Сьюзи сбегает в зловещую труппу из семьи амишей, а её тяжело больная мать произносит, что «произвела на свет порок». Ещё один звук в какофонии нераскрытых подтекстов — психология. Психолог доктор Клемперер словно олицетворяет рациональное и, возможно, мужское. Его Юнговский инструментарий не способен проникнуть в ткань женского-иррационального, воспринимая непонятое, как ненормальное. В бирже смыслов самой выгодной и внятной инвестицией оказалась Германия. События ремейка происходят на фоне «немецкой осени» 1977г — борьбы западногерманских властей и леворадикальных группировок, вылившейся в террор. Сьюзи произносит фразу из заголовка рецензии, и она чертовски права. Несмотря на всю дьявольщину внутри, снаружи творится не меньший хаос, вероятно, влияющий, благоприятствующий или символизирующий события в танцевальной группе. Разве может быть здоровой ячейка, когда больно всё общество? Тут же и отсылки к предыдущей болезни — Третьему Рейху, где оккультизм был почти на уровне госидеологии. Он то и привел к распаду, одной из центральных тем «Суспирии». Неслучайно в заголовке авторы подчеркивают место — разделенный Берлин. Расколотый на две части Берлин, Германия, труппа, мир… Диагноз немцам Лука ставит в заключительном монологе: невозможно двигаться вперед, когда чувство вины за содеянное тянет назад, а пилюлей предлагает амнезию и, наверное, он прав. Вышеназванные недочеты не позволяют «Суспирии» стать шедевром. Да и есть явная логическая натяжка — не может столь авторитетная школа долго провоцировать исчезновение талантливейших балерин бесследно. К ним обычно приковано слишком много внимания. Однако это не отменяет того факта, что фильм будет долго и незаслуженно недооценен. Низкие прокатные цифры одним порогом 18+ не объяснишь (хотя Amazon наверняка отобьёт своё в интернете). Картин, в которых была бы столь стилистически индивидуально и сильно исполнена художественная часть, сейчас очень мало, а что значит атмосфера для хоррора, объяснять не надо. Про режиссуру и грим я уже писал. Саундтрек Тома Йорка оценивается фестивалями даже лучше. Что до актерских дел, то Дакота Джонсон, здесь по-настоящему чувственная и сексуальная, реабилитировала себя за «50 оттенков». Тильда Суинтон сыграла не только Бланк с Маркос, но и старика-психолога. И этот факт шокирует ещё больше, чем сам фильм «Суспирия». 9 из 10
В последние годы довольно-таки активно студийные гиганты начали возвращаться к стареньким фильма ужасов, а если быть точным, то к производству именно римейков. Но тут ещё наверно стоит сказать, что данные римейки получаются действительно достойного качества. Достаточно вспомнить хотя бы даже прекрасный римейк фильма «Оно», который вернул веру массового зрителя в то, что римейки бывают ни коим образом не хуже признанной классики. Снимать переосмысления фильмов ужасов великого и ужасного Дарио Ардженто, явно не намного проще чем ставить новую версию фильма ужасов «Оно». Но Лука Гуаданиньо всё таки решил рискнуть. При этом нужно понимать, что у того же самого Ардженто был свой неповторимый стиль. Именно он мог показать монстров настолько ужасными, а смерти настолько отвратительными, что многим нынешним фильмоделам в жанре можно ещё очень долго этому учиться на его работах. К счастью Лука Гуаданиньо оказался совсем не из таких, да выдал действительно качественный фильм, который очень вписывается в концепцию того самого качественного римейка. Девушка по имени Сьюзи самозабвенно приезжает в Германию из США, и приезжает она туда вовсе не ради туристического отдыха, а как раз таки с большими перспективами по поступлению в довольно таки известную во всем мире школу профессионального танца. Одним из главных преподавателей в этом учебном заведени является некто мадам Бланш, которая конечно же и сама практически в совершенстве овладела искуством танца. Сьюзи неожиданно для себя производит огромное впечатление на мадам Бланш, и по сути тут же становится новой перспективой ученицей. Сьюзи сразу же выделяют комнату для проживания и она просто не может поверить в своё счастье. Но только вот постепенно все положительные эмоции Сьюзи улетучиваются, так как девушки из числа участниц её школы начинают просто пропадать, а вокруг них начинают происходить действительно жуткие и загадочные события. Без тени сомнения можно утверждать о том, что новый проект Гуаданиньо безусловно удался, ведь для этого в картине есть безусловно все составляющие. Буквально с первых же кадров фильм встречает своего зрителя довольно таки мрачной и совершенно не дружелюбной атмосферой Германии 1977 года. На улицах творятся настоящие беспорядки, а буквально каждый случайный прохожий вызывает подозрение и недоверие. Ну и в середине всего этого, та самая школа танца, локации которой тоже в общем-то могут вызывать только лишь беспокойные чувства. Вся эта атмосфера беспокойства достигается и великолепно собранным актерским составом, который справляется с основной задачей крайне умело. Чего только стои наличие здесь Тильды Суинтон. Ее мадам Бланш вызывает очень неоднозначные чувства, и явно дает понять, что эта женщина весьма опасна. Но при этом ты прям чувствуешь, как Суинтон выкладывется по полной программе. Особенно это заметно в эпизодах с танцами, где происходит сам процесс обучения. Ну и конечно же стоит напомнить о том, что сама Суинтон сыграла тут аж три роли, и в двух других тоже была убедительна. Но мои впечатления были бы не полными, если бы я не упомянул восхитительную Дакоту Джонсон, которая вступает здесь в настоящую незримую, но ощущаемую химию между персонажем Суинтон. Её Сьюзи получилась очень эффектной и крайне интригующей героиней, каждое появление которое вызывает чувство близкое к восторгу. Тут же стоит упомянуть эпизоды с танцами, в них Джонсон тоже выкладывается по полной программе, а её огненно рыжие волосы словно бы завораживают. По типу повествования картина очень близка к некому арт хаусу, который имеет в своем повествовании и имеющихся образах нечто загадочное и порой едва уловимое. Сложно наверно было Гуаданиньо уловить составляющие фильмов Ардженто, которые делали его произведения столь узнаваемыми, но мне думается, что он всё таки справился с указанной задачей. Смертей здесь хоть и сравнительно немного, но буквально каждая из них выглядит чертовски жутко, и это если не вспоминать про финальный акт, в котором фильм трансформируется в нечто совершенно иное. Для людей смотревших оригинал здесь наверно будет чуть меньше сюрпризов, а вот все остальные вполне вероятно будут в некоем недоумении от происходящего на экране. И все таки при всех этих отличных составляющих, есть в фильме что-то, что несколько не вытягивает его на позицию безоговорочного топа. Та самая загадочность и недосказанность в некоторых аспектах, словно бы здесь не работает и не всегда идет на пользу. Но тем не менее это действительно качественная работа, которая вызывает чувство того, что ты не выкинул впустую два с лишним часа жизни. 8 из 10
Общее впечатление: Ох, уж эти танцы! Тот самый режиссер, который в прошлом году снял «Зови меня своим именем», (ах, Тимоти) решил взяться за старую «Суспирию», только привнес достаточно много своего. Что у старой Суспирии, что у новой, есть основа — балетная школа, американка Сьюзи и ведьмы. На этом все. Различия кардинальны, в «Суспирии» 1977 г Дарио Ардженто использовал яркую палитру кровавых оттенков, давящую музыку, ну а поджанр Джалло подогревал интерес. Создавалось неуютное ощущение слежки, а что же тут. А здесь идеальная техническая сторона, вот просто не придраться, в моментах нахлынувшая муз. сопровождение так же приковывало внимание, а необычная съемка через зеркала, да под разными углами — в моментах становилось жутко. Молодая американка Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в Берлин, чтобы присоединиться к знаменитой танцевальной труппе. Однако в стенах студии девушка внезапно обнаруживает нечто зловещее и сверхъестественное. Вскоре она понимает, что станет следующей жертвой, если не успеет раскрыть тайну проклятия, которое окутало легендарную танцевальную академию. Да еще танцы эти, хруст суставов, зловещее дыхание и много-много странностей, нет, не так, много-много-много странностей. Кино действительно в отдельных эпизодах погружает в психодел. И танцы уже смотрятся не просто, как красивое искусство, а шабаш ведьм. Где все в кровище, и мы как зрители смотрим на этот продолжающийся беспредел и мало что понимаем. А режиссер и рад — «зато технически все прекрасно, так что отстаньте!». Не могу рекомендовать этот фильм всем, так же как и впервые не могу скорректировать оценку. Моментами было интересно, моментами скучно, моментами атмосферно, погружая в череду странностей. Игра +, визуал +, актеры +, операторская работа +, а вот сюжет 50/50. Думаю, Лука сделал все правильно. Окончание и я сижу, и думаю «А что это было?..» Понравилось ли мне? И да, и нет. Если вы смотрели старую Суспирию, то вполне можно оценить и эту. Есть одна сцена танцев, которая произвела на меня впечатление. В одной комнате танцевала героини Дакоты, которая мастерски приковывала взглядом, а в другой корчилась от боли танцовщица, которую скрутило раз 10. И поверьте, все это показывают так натурально, что зрителю становится жутко, а зловещее дыхание ощущаешь на себе, за своей же спиной…
Такое впечатление, что создатели «Суспирии» (ремейка, оригинал 1977 года я не смотрел) вдохновлялись ещё и «Ведьминым веком» и «Vita Nostra» М. и С. Дяченко. Особенно «Ведьминым веком». Женщины ближе к стихии подсознания, лучше её понимают и принимают. И всегда найдут брешь в мужском рационализме и логике (как нашли брешь в скептицизме престарелого психиатра). Конечно, здесь не обозначается такого открытого противостояния «женского» и «мужского», как в «Ведьмином веке», но обратите внимание — неслучайно на протяжении всего фильма периодически слышны политические новости. Это мир мужчин. Можно было бы сказать, что это мир агрессии и жестокости. Но агрессия и жестокость, как обнаружится, есть и в женском мире. Предостаточно. Разница в том, что мужчины действуют открыто, грубо, расчётливо, внешними инструментами. А женщины действуют скрыто, изящней, с большой долей интуиции и внутренними инструментами (крючья для мяса — не в счёт, хе-хе). Тут, кстати, можно заметить в пику феминизму данного фильма — подобные разделения тоже ведь возникли не где-нибудь, а именно в патриархальном мире. Типа, оружие мужчин — меч и отвага, оружие женщин — змея в рукаве и такая же ядовитая хитрость. Но уже давно ясно, что и женщины способны рубить напролом. А жестокость закрытого женского коллектива, включая и по отношению к собственным же представительницам, продиктована давлением со стороны мира мужчин. Несмотря ни на что, некоторые моменты фильма однозначно успешны с точки зрения идей феминизма. Например, интересное наблюдение — в «Суспирии» полно обнажённых и полуобнажённых женщин, но в этой наготе не веет привычным эротизмом и сексуальностью. Потому что женщины обнажаются здесь не для мужчин. По какой угодно другой причине (мистическое, трагическое, личное, даже просто в быту для комфорта), но не для услады мужских взоров. Что особенно заставляет вспомнить «Ведьмин век» Дяченко, так это главная героиня. Тоже рыженькая, и тоже оказывается не абы кто, а аж… впрочем, увидите. Как мне кажется, одна из идей фильма — негативные последствия поляризации полов. Не только закрытый чисто мужской социум формирует негативную среду. С женским, возможно, получается ещё хуже. Потому что, как уже упоминалось, мир женщин затрагивает более древние и глубокие пласты сознания. На мой взгляд, не до конца раскрыта идея материнства. Да, было пережитое насилие со стороны родной матери, были обозначены наметившиеся материнско-дочерние отношения между героиней Джонсон и героиней Суинтон. Но показанного явно мало, учитывая, что ещё в начале фильма мы видим изречение в рамочке «Мать может заменить всех, но её не заменит никто». В целом, кино мне понравилось. Может быть, дело ещё и в близости атмосферы. Старое муниципальное здание, напоминающее какой-нибудь советский Дом культуры, а внутри него — булгаковский мрак, стругацковские переплетения пространства. 7 из 10