Фильм повествует о Майоре Топоркове (Николай Олялин), совершившем побег из концлагеря и добравшегося до русских партизан. Он рассказывает командиру отряда (Михаил Глузский) о том, что в лагере готовиться восстание, но чтобы оно удалось людям нужно оружие. Единственный способ доставить до лагеря оружие – небольшой обоз, сопровождаемый надёжными людьми. Вся проблема в том, что командир подозревает, что в штабе есть предатель, который докладывает о любых действиях партизан немцам. Тем не менее, обоз решено снарядить и в сопровождение взять тех, кто добровольно на это согласится, с тем расчётом, что предатель наверняка окажется среди них, тогда можно будет его вычислить и нейтрализовать. И при этом постараться довезти обоз, несмотря на козни немецкого агента, до лагеря. В этом телефильме 3 серии и на протяжении первых 2-х главная интрига состоит в том, что непонятно кто из команды сопровождения обоза предатель, хотя по ходу продвижения Топорков получает свидетельства того что предатель действительно среди них. Очень интересно наблюдать за психологическим напряжением, создающимся между отрядом и самим Топорковым. Он знает, что в отряде вражеский агент, но до поры до времени не знает кто это и при этом ему нельзя подавать вид, что ему что-то известно или он что-то подозревает, чтобы не посеять недоверие в рядах партизан. Особое напряжение возникает между Топорковым и его заместителем Гонтой (Александр Январев), который подозревает в предательстве самого Топоркова и при этом действует довольно решительно. Тем временем на след обоза, видимо не без помощи предателя, набредают немцы и настойчиво пытаются его уничтожить. Не обошлось в фильме и без любовной линии, которую реализуют скромный рукастый партизан по кличке Бертолет (Игорь Ясулович) и влюблённая в него сестра милосердия Галя (Галина Польских). Галя от любви к Бертолету увязывается за обозом, и лишь позже выясняется что для них обоих, как и для всей остальной группы, обратной дороги нет. К концу второй серии практически все карты раскрываются, и дальше смотреть становится несколько скучновато, тем более что смотреть ещё целую часовую третью серию. В общем, картина представляет собой добротную советскую военную драму, и если вы являетесь любителем подобного жанра, то фильм вполне можно рекомендовать к просмотру. 7 из 10
К сожаление данный фильм никогда не был широко известен. Поэтому огромное количество людей не смогли увидеть этот шедевр. Здесь прекрасно все. Не ни одного неправдоподобного момента. Ни одной фальшивой работы актеров. Смотря фильм зритель погружается в атмосферу сорок второго года, и проживает эти тяжелые дни вместе с Героями фильма. Сюжет фильма захватывает с первых минут и вычислить неожиданные повороты сюжета невозможно. Многим голливудским звездам следует поучиться у малоизвестных Актеров этого фильма. Отдельное 'браво' заслуживает Алексей Черненко в роли Деда. Но и к остальным актером придраться просто невозможно. Режиссер Григорий Липшиц снял настоящий шедевр, который так и не стал известен широкой публике. 10 из 10 P.S. Слава Героям Великой войны!
Советские фильмы о войне, особенно снятые в 70-е гг. категория особая. Лишь 25 лет прошло со времени победы, и большая часть населения страны непосредственно прошла через горнило войны, либо тыла. И поэтому так мало фальши в тех фильмах. Нет её и в 'Обратной дороге'. Незамысловатую историю про поход маленькой группы партизан, режиссёр превратил в своеобразную road movie, хотя такого термина в Советском Союзе наверное даже не знали. Как и положено этому жанру каждый из героев сложная личность, со своими тёмными и белыми пятнами. Главное что все идущие в группе абсолютно мирные люди. Научившиеся воевать только на войне. И лишь командир отряда майор Топорков кадровый военный, знает всю правду про обречённый поход, знает и молчит. Для полноты картины присутствует и детективная линия - требуется среди проверенных бойцов выявить немецкого агента. Плюс одни из первых упоминаний в советском кинематографе темы военнопленных, репрессий, и уничтожение евреев. А уж актёры! Они без преувеличения бесподобны. Даже трудно представить на их месте других исполнителей. Особенно хорош Игорь Ясулович. Играя скромного провинциального учителя, он и произносит монолог который который делает фильм обязательным к просмотру: 'Вот ты много помнишь про войну 1812 года? А ведь красивое было время - ментики, кивера. Вот пройдёт 100 лет и эту войну забудут'. Как выяснилось понадобилось меньше времени чтобы забыть. Если честно уже забыли. И лишь два раза в год, 22 июня, и 9 мая показ таких фильмов по ТВ окончательно не даёт забыть что всё это было. 9 из 10
Честные советские фильмы про войну 50-60-х годов делались людьми, которые помнили войну, и зачастую для зрителей, которые тоже помнили войну. Пусть советская цензура кое-какие моменты и замалчивала, но эти искажения не идут ни в какое сравнение с постсоветским потоком бреда про штрафбаты. Причем выигрывали такие фильмы не спецэффектами, не масштабными сценами боев, не кровищей, а драматическим изображением человеческих взаимоотношений на войне. Простой сюжет о группе партизан, выполняющей поставленную задачу, о мирных людях, вынужденных быть героями, можно подать искренне и со знанием материала. Детективная интрига про поиск предателя довольно быстро разрешается, однако и дальше все равно интересно. 10 из 10
Что можно сказать о фильме, который смело можно назвать шедевром. Я посмотрел много картин о Великой Отечественной Войне, но этот фильм стоит особняком. Картина очень запоминается своей неповторимой атмосферой-ты словно окунаешься в тяжелые военные годы. Черно-белая картинка еще больше усиливает эффект от происходящего на экране. Мы видим быт партизан, ничего не приукрашено, все выглядит очень достоверно. Если и есть какие-то ляпы, то они точно не бросаются в глаза. В фильме звучат прекрасные песни военных лет, которые отлично вплетены в происходящее действо. Но основное богатство фильма-это прекрасная актерская игра всего без исключения актерского состава. Главный герой-майор Топорков в исполнении великолепного Николая Олялина. Несомненно это самый мощный персонаж. Не сильно преувеличу, если скажу, что это одна из лучших ролей в карьере замечательного актера. Внутренняя сила Топоркова и непоколебимость внушают веру в то, что ответственное боевое задание будет выполнено. Взаимоотношения Топоркова и Гонты(Александр Январев) на протяжении всего фильма очень запоминаются. Прекрасно показаны характеры героев. Упертый и своенравный Гонта и спокойный, рассудительный Топорков. Единственную женскую роль прекрасно сыграла Галина Польских. Ее героиня-простая русская девушка с сильным волевым характером. Тут есть место и небольшому любовному треугольнику, где Галя(Польских) испытывает симпатию к Бертолету(Игорь Ясулович), а в нее влюблен герой Николая Мерзликина-весельчак и балагур Левушкин. И Ясулович, и Мерзликин отлично передали образы своих героев. Интеллигентный, образованный Бертолет и веселый, с виду беззаботный, но в тоже время очень надежный Левушкин. Нельзя не упомянуть прекрасную игру Алексея Чернова в роли дедушки снайпера. Очень мудрый и рассудительный герой. Все его фразы очень точны и верны. Фильм имеет массу достоинств, поэтому неудивительно, что его интересно пересматривать снова и снова, окунаясь в события тех тяжелых лет. 10 из 10
В моём личном рейтинге этот фильм занимает первое место среди фильмов о войне (коих я посмотрел очень много), оттесняя на второе прекрасный фильм С. Ростоцкого 'А зори здесь тихие'. Современному зрителю фильм может и не зайти - он лишён современных штампов. Герои не совершают грандиозных подвигов, не взрывают эшелоны, не освобождают города и деревни, не убивают фашистов сотнями, боевые сцены правдоподобны, но не зрелищны - немцы не желают толпой идти под огонь пулемётов, а в бою предпочитают залегать и прятаться. Крутых эффектов нет, да и вообще фильм чёрно-белый. Но он поражает удивительной проработанностью и яркостью характеров персонажей. Это отнюдь не набор плакатных героев, а живые люди, да ещё сыгранные так, что им веришь, что очень нехарактерно для военных фильмов, где очень сильный уклон в сторону 'идеальных воинов'. Сюжет раскрывать не буду, но при первом просмотре он поразил, хотя меня непросто удивить. Фильм заставляет задуматься о многих важных вещах - власти, мотивации, правде, при этом не даёт готовых ответов. Он довольно тяжёл, но смотреть его стоит всем. Только не надо этого делать 'между делом под пивко' - тут важен почти каждый эпизод, нужно внимательно следить за развитием событий, а фильм весьма плотно насыщен ими и нигде не провисает. 10 из 10
Майор Топорков, которому и тридцати еще нет, знал, что его возможная погибель — НИЧТО в сравнении с каждым пятым из заключенных, которых расстреливали за побег узника… и все-таки это страшно — осознавать, что за тобой идут охотники, а тебе необходимо во что бы то ни стало идти-зная, что в отряде сопровождения затаившийся враг, зная, что тебе не доверяет твой же комиссар, и когда лишь тебе одному известно, ЧТО везет обоз. Но — «ты сам себе выбрал нелегкую долю»(с), а потому отряд должен идти вперед, и немцы пусть идут вслед — так надо, ибо «обратной дороги нет!» Бесподобная игра покойного ныне Николая Владимировича Олялина! Когда в 1986 году на втором канале Всесоюзного Телевидения показывали в очередной раз (а для девятилетнего мальца - впервые) этот замечательный многосерийный фильм, отец по ходу фильма задал вопрос, показывая в экран на седого мужика в офицерской шинели: 'Сынок, как думаешь, ему сколько лет?' Я сразу ответил-'Лет 50, пап, он старше тебя!' 'Нет, сынок, ему 29.'- услышал я ошеломленно...Да уж, актер выложился, что называется, до конца, ему веришь. И остальным тоже веришь безоговорочно-нет тут проходных ролей, все прожили жизни своих героев на 300%! Каждый персонаж колоритен, раскрыт иногда скупыми, но всегда полновесными и точными красками. К просмотру рекомендовать настоятельно. 10 из 10
Майор Топорков (Николай Олялин) бежит из немецкого концлагеря и попадает в партизанский отряд, где просит помощи для восставших в лагере - оружия и боеприпасов. Командир отряда колеблется, ведь в отряде затаился предатель. И тогда принимается решение отправить два обоза - ложный, за которым идёт фашист по наводке предателя, и настоящий. С первым отправляется Топорков, зная, что ему суждено погибнуть... Тема войны была практически неисчерпаема для советского кино - просто потому, что трагедия войны была столь же бездонна. Топоркову предстояло мучиться сразу несколькими взрывными мыслями - о побеге и ежедневной гибели тех, кто остался, о цели, ради достижения которой, он, возможно, погубит не только свою, но и жизни своих товарищей-партизан. А ещё о том, что погибнуть раньше времени - нельзя. Есть и несколько очень разных людей, которых равно снедает как преданность друг другу, так и недоверие. Наконец, трактовка побега как обязательства, а не избавления, и странная (почти абсурдная, но именно естественная и физически и морально) смерть - сравнительно новые сюжеты в теме войны, ради которых стоит смотреть эти три часа.