'Жестокий ангел' 1997 года - ремейк чёрно-белого телесериала 1976 года с Сюзаной Виейрой и Жозе Вилкером в главных ролях. Сценаристка Мария Аделаида Амарал дебютировала здесь в полнометражном сериале, до этого были только мини. Бразильские сериалы совмещают в себе любовные линии и социальные темы. Авторам удаётся их так вписать, что они не сильно отвлекают внимание, потому что являются неотъемлемой частью линий всех действующих лиц, акцент делается именно на трения между ними, а их статусы как раз вносят красок в отношения. Непосредственно в 'Жестоком ангеле' поднимаются темы: - социального неравенства (и это чуть ли не основная тема, кочующая по всем теленовеллам, по ним в какой-то момент можно понять, какая иерархия живёт в бразильском обществе. Господа, женщины без образования в зависимости от мужа, а если мужа и образования нет, то обречена работать только служанкой, и никто не будет обращать внимания и уважать, так что лучше пусть не замечают, потому что при попадании в господское поле зрения получишь неприятный комментарий, бизнесмены, высшее общество и противопоставление ему - простой класс, бедный и гордый, как они сами любят повторять); - рас (Тереза Новаес, бывшая модель, а сейчас жена политика, влиятельного и очень богатого человека, боялась сказать, что у неё чернокожая мать. Это повлечёт неприятности для неё, она рискует потерять своё удобное место в высшем обществе. Она хотя и не счастливая в браке, зато обеспеченная); - беспризорных детей (Алзире пришлось отдать Ниси в приют, Вивиан была удочерена Сидой, потом Рикарду занялся спасением беспризорников. В сериале прослеживается мысль, что дети попадают на улицу и в детские дома по разным причинам. И обвинять кого-то не стоит, важнее постараться найти решение, как спасти этих детей. Примером детей, спасённых от улицы, служит Вивиан. Сида взяла её в детстве на воспитание, после чего Вивиан начала помогать матери, выучилась в университете и поступила на работу, в противовес они показали трудный случай с мальчиком, который нуждается в реабилитации - то есть этим показали, что трудностей множество, но выход всегда есть. Ситуация с Ниси - это детство в приюте из-за трудностей в жизни у её матери. Но Алзира и так очень себя корила за это, у неё не было выхода поступить на тот момент иначе); - продажных чиновников (Руй Новаес в этом сериале вызывает и смех, и негодование. Похоже, авторы сериалы в некотором роде высмеяли современного чиновника, систему с теми, кто у власти, создали яркую карикатуру, комикс с участием отдельного деятеля, 'лица от народа'. Ничего против него не срабатывало, он и в тюрьме был как в люксе, и официант продолжал подливать ему шампанское во флют); - принятие людей с ограниченными физическими возможностями (Кайю адвокат, к которому относились на равных и он ставил себя абсолютно независимым. Он служит вдохновением для тех, кто находится в похожей ситуации. У него престижная профессия, он обольщает женщин, ни разу не попросил помощи для передвижения. И сам не боится говорить о том, что не ходит. Он принял травму, полученную давно, и понял, что может продолжать жить в предложенных условиях). Относительно действующих лиц есть перегибы и непонимание. Ниси твердила весь сериал, что любит Родригу больше жизни и выйдет за него замуж, приложила реальные усилия для достижения этой цели. Терпела унижения от него, когда они всё же сошлись. Вот здесь вопрос: стоит ли так унижаться, видя, что мужчина тебя не любит? И если он не заинтересован, то зачем тратить на него время? Родригу не мог определиться весь сериал, кто ему нужен, похоже, он мог остаться с любой, если бы три соперницы его не делили, периодически замещая друг дружку возле его локтя. Неужели Ниси нужен этот бизнесмен-наследник только по названию, но тюфяк и размазня по сути, как защитник? Арка Родригу вообще странная, он в лице не менялся все серии, ничего не усвоил, просто смирился, что Ниси будет его женой. Несмотря на всё, что там показано, его характер прописан плохо. Его яркое противопоставление - это брат Рикарду. Гуляка, исправно влачившийся за женщинами 25 лет, прогуливал наследство, обманывал брата с его же невестой, сумел встать на путь перевоспитания. Вивиан и Ниси тоже помогли ему стряхнуть с себя спесь, открыть глаза на жизнь, переосмыслить своё присутствие среди людей (богатых и бедных, но гордых). В итоге получился очень симпатичный персонаж, живой, вызывающий сопереживание и желание, чтобы у него сложилось всё удачно. В финале, я считаю, сильно перегнули палку с проблемой беременности Ниси, слишком много времени уделили пережёвыванию. Но зато ввели на минуту в финальную серию Сюзану Виейру. Она исполнила роль нянечки Жоана, сына Ниси и Родригу. И это был довольно красивый кивок версии 1976 года, в которой авторы не дали главной героине выжить, а здесь она словно получили второй шанс на счастливую жизнь. И если уж говорить романтичными формулировками, то введение в финал исполнительницы роли Ниси 1976 года, озвучивает сквозную тему всего сериала - второй шанс. Шанс на счастливую жизнь есть у любого грешника. И каждый персонаж из 'Жестокого ангела' сделали что-то в своей жизни, за что поплатились, и получили второй шанс.
«Сахарная водичка» – есть сахарная водичка, именно так называют в Бразилии сериалы, выходящие в 18 часов вечера. Если говорить телевизионным языком, то «Anjo Mau» («Жестокий ангел» в российском прокате) – novela das seis, вышедшая в Бразилии в далеком 1997 году. Остросоциальные темы в таких новеллах не такие глубокие, как в 20 (21)-часовых новеллах («Клон», «Земля любви», «Семейные узы»), но накал эмоций есть. Грубо говоря, это развлекуха с нотками юмора и «тихими» страстями, не заставляющими копаться до сути. «Жестокий ангел» - пример стандартной 6-часовой новеллы. Главную роль в нем сыграла небезызвестная Глория Пирес, которая покорила российских зрителей близняшками в «Секрете Тропиканки». При покупке сериала ОРТ (ныне «Первый канал») руководствовался громким именем Пирес и, надо сказать, не прогадал. В то время сериал имел у публики большой успех – не только у нас, но ещё в 30-ти странах мира, включая Францию, Сенегал, Португалию, Испанию, Венесуэлу и т.д. Что касается Бразилии, то средний рейтинг новеллы составил почти 32 пункта при планке в 30 пунктов, что считается успехом. Сюжет рассказывает историю серой мышки Ниси из бедной семьи. Её отец Аугусту (Клаудиу Коррейа и Кастру) работает в богатом доме Эдуарду Медейруса (Жозе Левгой), его дочери Эстелы (Мария Падилья), сыновей Родригу (Каду Молитерну) и Рикарду (Леонарду Брисиу) и зятя Тадеу (Даниэл Дантас). Мать – портниха Алзира (Режина Доураду), готовая в свободное время погадать на картах. Естественно, при таком раскладе Ниси хочет хорошей жизни, поэтому устраивается в особняк Медейрусов. Обманом – не обманом, но она входит в высшее общество, и делает все, чтобы разлучить старшенького с невестой Паулой (Алессандра Негрини). История незамысловата, а название сериала – слишком красноречиво. Думаю, каждый из нас ищет лучшей жизни и пытается всеми силами закрепиться в обществе. Ниси – точно такая же: живая, целеустремленная, бойкая, резкая, но не жестокая. Я могу назвать лишь пару моментов, в которых девушка повела себя не должным образом. Куда жестче – семейка Новаэсов, во главе с Руем (Мауру Мендонса) и Терезой (Луиза Брунет). Один – банкир-коррупционер, другая – модель, стесняющаяся темнокожей матери. В кого пошла дочь Паула – понятно, в папашу, а её брат Бруну (Эмилиу Орсиоллу Нетту) – скорее, в родную бабушку. Мягкий, добрый и светлый парень, который в собственной семье чувствует себя изгоем. На фоне этих двух семей комично выглядит семейство Жордау. Кло (Беатриз Сегалл) и её сестра Элизинья (Арикле Перез) живут в богатом доме, но постепенно превращаются в банкротов. «Младшенькая» (если так можно назвать 50-летнюю женщину) пытается закрепиться в высшем обществе, но это у неё плохо выходит. Параллельно с этим развивается линия Горети (Лилия Кабрал) и её молодой дочери Симони (Самара Фелиппу). Эта семья оказывается связана и с Медейрусами, и с Жордао Ферраз. Первоначально роль злодейки Паулы должна была сыграть Луана Пиовани (Марсия в «Нежном яде»), но актрису перевели в нетленку «Malhacao». О том, что её заменили на Алессандру Негрини, Луана узнала только по прибытии на репетицию теленовеллы. Замена получилась достойной – Негрини великолепно справилась с ролью роковой обольстительницы. К сожалению, это единственная роль актрисы, которую мы видели на общедоступном ТВ. Ещё один интересный момент – участие Сюзаны Виейры в последней серии новеллы. Дело в том, что бразильцы уже снимали «Anjo Mau» в 70-х годах, и «Жестокий ангел» - ремейк старой теленовеллы. В первой версии роль Ниси играла Виейра, и именно в качестве признания ей предложили роль камео, няньки ребенка, в финале сериала. Для этого Сюзану выдернули со съемок новеллы «Во имя любви», где она блистала в роли Бранки. Как по мне, новелла довольно скучная и посредственная. Единственное, что хоть как-то расшевелило сериал, детективная линия с любимым для бразильцев вопросом: «Кто убил героя?». Зрителям пришлось гадать, кто прикончил одного из ключевых персонажей истории и почему он это сделал. За актеров и атмосферу 6 из 10