Штат Гуджарат непосредственно после антимусульманских волнений. Массовые погромы и всплеск психического и физического насилия по отношению ко всем исповедующим ислам или в соответствии со своим именем, происходящим из мусульманских семей. Может сложиться впечатление, что режиссёр желает показать исповедующих веру в Аллаха исключительно с положительной точки зрения, а индуистов – с отрицательной. Но это мнение не соответствует действительности. В Гуджарате, как и многих иных индийских штатах, мусульмане находятся в численном меньшинстве по сравнению с индуистским большинством. И в случае всплеска межрелигиозной розни представители этой религии, в самом деле, оказываются наиболее пострадавшей стороной. Именно по этой причине и поселяется в их сердцах ненависть и жажда мести, которой впоследствии могут воспользоваться вербовщики террористических группировок. Тяжёлое и страшное кино. Причём самое удивительное заключается в том, что собственно самого насилия и особенно кровопролития в нём показано совсем немного. А удручающая, давящая на психику атмосфера создаётся диалогами и эмоциями актёров. В этом остросоциальном фильме нет какого-то одного главного героя, но много характерных персонажей. Практически все актёры играют значимые и по-своему ключевые роли. Сюжетно картину можно разделить на ряд эпизодов, каждый из которых происходит во времени параллельно с остальными, отчего складывается впечатления предельно широкого охвата происходящих событий. Межрелигиозный конфликт в «Разлуке» является не столько основной содержательной стороной происходящего, сколько фоном, призванным усилить драматизм и накал эмоций. А главный смысл, иллюстрируемый происходящими на экране событиями, заключается несколько в ином. Фильм показывает различную реакцию людей на ту ужасающую ситуацию, в которой они оказались. Делает акцент на внутренних силах человека: особенностях его психики и характера, способных выдерживать, не сломавшись и нравственно не извратившись, даже такие страшные перемены в жизни. Негодные, с эдакой гнильцой людишки радуются происходящей катастрофе. Им она лишь на руку, поскольку способствует реализации их дурных наклонностей и греховных страстей практически без отрицательных последствий для них самих. Так просто совершать преступление толпой или под её шумок во всеобщем хаосе и неразберихе. Никто ничего и не поймёт, виновные легко уйдут от ответственности. Другие же, будучи по натуре своей простыми обывателями, а вовсе не закоренелыми преступниками, могут не выдержать психического давления. Их или накрывает волной общего бедствия или же поток человеческого гнева вытаскивает из этих по сути неплохих личностей всё самое гадкое и низменное, что до поры до времени мирно дремало в самых тёмных закоулках души. И лишь немногие люди, подобные престарелому маэстро-мусульманину, способны не только выдержать это половодье зла, но и остаться верными самим себе, своим друзьям, сохранить в сердце своём светоч надежды и готовность поделиться им с другими. Только от выбора конкретной личности зависит, в какой из этих трёх типов людей она попадёт. Хочется верить, что когда-нибудь, пусть даже самом отдалённом будущем добро победит в душах человеческих, и широко распахнутые детские глаза, перестанут отражать боль и ужас пережитого, но будут полны лишь радостью и весельем.
Фильм Разлука моей любимой Н. Дас. Не стоило сомневаться, что эта серьезная актриса и режиссер хороший. Остро-социальный фильм Разлука (название мной не понято, если только в крайне метафоричном смысле) получился жестким, жестоким и очень печальным. В начале 21 века в Индии случилась очередная индо-мусульманская резня при полном попустительстве полиции. Пострадали все классы мусульман, от богатых до бедных, но жителям трущоб, конечно, досталось больше. Зрелищем их сгружаемых с грузовиков трупов и начинается картина. Заметив тело случайно попавшей сюда индуски, могильщик-мусульманин готов ее ещё раз убить, так велики ярость и отчаяние все потерявших людей. Мусульманский учитель, проповедник и певец, очень добрый и больной, живет как в хрустальном дворце, оберегаемый от всех жизненных дрязг верным, таким же немолодым слугой. Он до последнего не хочет верить в то, что рядом с ним была резня и его любимую мечеть сожгли. Старик упорно ждет учеников, которые больше не придут. Зато его регулярно навещает индийский доктор. Обеспеченная семейная индо-мусульманская пара собирается бежать из страны, чтобы больше не бояться погромов и не оправдываться за свою мусульманскую фамилию, называть которую страшно. У жены вошло в привычку постоянно защищать и одергивать мужа, а с ним от постоянного напряжения и страха случается приступ панической атаки. Зато у пары есть интеллигентные индийские друзья, которые им сочувствуют и поддерживают. Такая же семейная пара с ребенком, только бедная. Пока они скрывались, их дом сожгли, и сделали это соседи-индусы. Жену несколько раз спасает подруга-индианка, которая и участвовала в поджоге. Несчастные женщины плачут от безысходности, обнявшись. А вот другой лагерь – индусы. Полиция опрокидывает бочки с водой, которые несчастные мусульмане приготовили, чтобы тушить свои дома. Устраивает облавы на мусульманских «мстителей», вознамерившихся хоть как-то рассчитаться с убийцами. Мажоры на мотоциклах пристают к прохожим, выспрашивая имена (у мусульман и индусов разные имена), чтобы придраться к мусульманам. Девушки, готовящиеся к свадьбе, весело комментируют новости по ТВ про убийства мусульман. Парочка мародеров с удовольствием пользуется плодами погромов и высмеивает жертв. Контрастно представлены и другие индусы. Кроме вышеназванных, центром покаяния становится Арти, замечательно сыгранная Д. Навал. Побоявшаяся спасти загнанную и убитую мусульманку, несчастная, битая мужем женщина сама себя наказывает, причиняя боль и терпя ее. Устав страдать и набравшись смелости, Арти, может, впервые в жизни пытается спасти мусульманского малыша Мусина. Случайно выживший при погроме, малыш путешествует по притихшему городу в поисках папы, и самые различные напуганные герои защищают его. Он становится проверкой персонажей на человечность, которая, конечно же, есть в обществе, но на общем зверином фоне тщательно скрывается и проявляется скрытно. В картине почти нет внешних конфликтов, ужасы остались за скобками, но каждый герой переживает глубокий внутренний разлом. В опустевшем городе, где улицы полны раздраженной полиции, все пытаются вернуться к нормальной жизни, но не все к ней готовы. Даже в условиях комендантского часа некоторые желают снова убивать. Я вот задумалась, а почему Разлука? Может, это разлука с родиной, как для Самира и Анурадхи? Или разлука с дружбой, как для подруг Муниры и Джоти? Или разлука с самообманом, как для сахиба Кхана? Разлука с семьей для Мунира? И такая же для Арти. Разлука со страхом для Ханифаи его друзей. Финал картины и грустен, и оптимистичен одновременно.