Эскадрон гусар летучих: отзывы и рeцензии

veraproskryakova
veraproskryakova16 ноября 2018 в 08:09
Незабываемым событиям 1812 года посвящается...

Фильм этот относится к жанру - наше старое любимое кино! Я пытаюсь собрать в свою «сокровищницу», (своего рода коллекцию советского кино, для периодического пересмотра) эту одну из тех великолепных жемчужин, которые скатились с экрана в пучину экранного эфира. Поэт гусарской жизни и военный мемуарист, друг Пушкина и ненавистный враг Наполеона, командир партизан и беззаветный патриот Денис Васильевич Давыдов воплотил в себе всё, чтобы стать национальным героем и героем воодушевляющих исторических фильмов. О славном гусаре решили «замолвить слово» режиссёры Никита Хубов и Станислав Ростоцкий. Виртуоза пера и сабли сыграл его сын Андрей Ростоцкий, а песни на лучшие стихи Давыдова исполнил ленинградский бард Александр Хочинский. В 1812 году, когда наполеоновская угроза свинцовыми тучами нависла над Россией, офицер-гусар Денис Давыдов предлагает поставить против непобедимой французской армии… неподготовленного русского мужика. Невзирая на неверие старых суворовских солдат и их чопорных приемников, Давыдов настаивает на создании партизанского отряда. Он доказывает самому Кутузову, что вооружённые крестьяне могут из тыла громить врага и лишать его провизии. Горячего героя-авантюриста ждут громкие успехи и победы. Нередко бывает так, что отважный поступок делает из человека настоящего героя, поэтому тот старается всё время в дальнейшем соответствовать своему статусу. Денис Давыдов стал одним из тех людей, который сначала отметился на литературном поприще, а потом получил заслуженное звание настоящего государственного героя. Этот человек не только обладал выдающимся поэтическим талантом, но и всегда считался весьма харизматичным и безумно влиятельным военным. О его заслугах и его достижениях говорили не только в российских городах и деревушках простые люди. Давыдова воспевали такие известные авторы, как Вяземский, Баратынский, Пушкин, Жуковский и многие-многие другие писатели и поэты. Кто бы мог подумать, что слава одного человека разойдётся настолько сильно, что он станет фигурой номер один в литературе своего времени. А время то было непростое. Военное напряжение так и витало в воздухе, а страна готовилась к большим переворотам, каждый из которых обещал новый виток в истории. Кто бы мог подумать, что символом борьбы за справедливость и свободу станет именно Давыдов - настоящий летучий гусар, который привнесёт в жизнь страны понимания, спокойствия и безопасности! Отличный, патриотичный, просто прекрасный фильм. Офицерская честь и достоинство, честь женщины и судьба Родины, превыше всего! Ведь не просто так люди настолько любили и ценили военных. Это невероятно смелые, отважные, благородные, искренние люди, как правило дети из дворянских семей (хотя встречались и крестьяне), которые не щадя своей молодости, своей жизни, стояли на защите родного отечества. Женщины особенно ценили и уважали этих бравых молодцев, красивых, высоких, стройных, в потрясающе красивой военной форме, которую они носили с достоинством и честью. И хотя по сути, эти люди (гусары) ничего другого в жизни не умели, кроме как воевать, но тем не менее были гордостью обычных людей. И при входе в любой российский город, их всегда встречали как героев, с уважением и почитанием. Андрей Ростоцкий просто супер! Великолепно и достойно сыграл роль великого воина и поэта. В этом фильме есть всё! И Любовь, и Честь, и Совесть, и Благородство и Отвага, смелость и упорство, душевные терзания и Любовь! Слово дал - слово сдержал, (что в наше время уже безвозвратно утрачено, к сожалению). Ростоцкий ТАК сыграл Дениса Давыдова… до слёз, до кома в горле. Один из любимейших фильмов и героев. Восхитительный фильм. О чести и любви. Как жаль, что сейчас мало кто смотрит старые фильмы, где прославляется благородство. Прекрасные песни. Божественно красивая музыка. Когда смотришь, то погружаешься в золотой 19 век. Хороший фильм, после его просмотра в первый раз, пошла в библиотеку и нашла стихи Дениса Давыдова. Умели же у нас стране привлечь к чтению литературы вот таким вот фильмами, снят великолепно, актёры сыграли замечательно, но самое главное это песни на стихи Д. Давыдова - очень умные стихи, проникновенные и щемящие душу. Стихи человека, глубоко переживающего всё, что в то момент происходило с его Родиной, с его страной, Великой и единственной Россией (на тот момент действительно Великой, и дело здесь не в территориальных масштабах). Отдельная благодарность композитору Александру Журбину за его музыку. Наверняка на стихи Давыдова написано было много романсов и песен ещё его современниками, но Журбин сумел написать мелодии, прозвучавшие одновременно в духе той эпохи и современно нашему времени. Без этой музыки и песен фильм не имел бы такого очарования. Фильм - прекрасная возможность побыть как бы на территории того времени и людей, хотя бы и в условно-реконструированном виде. На фоне рассказа о труднейшем для нашей страны периоде, сильное впечатление производит история любви сильного, яркого, талантливого, умного и благородного человека к девушке, которая предпочла другого. Считаю эту работу А. С. Ростоцкого очень успешной, полное слияние. А когда во время исполнения романса с последней нотой Давыдов-Ростоцкий сверкает глазами, ну разве можно не влюбиться? Всегда очень поражает персонаж Николая Ерёменко. Красавец, отличный офицер, не менее смелый и отважный, чем остальные. Но, обделённый таким качеством, как Благородство. По сути негодяй, но преданный стране негодяй, однако не всегда готовый отдать за неё свою жизнь. Очень потрясающий образ. Люблю Николая Ерёменко в кино, конечно предпочитаю его в положительных ролях. Для меня, такой роковой красавец, покоривший множество женских сердец, одним только взглядом, не может быть негодяем. Но он бесподобно исполнил эту роль. Стоит признать и тот факт, что война 1812 года, тема в нашем кинематографе не такая уж и востребованная, в особенности сейчас. Однако, фильмы, где тем или иным способом была затронута данная тема, стали знаковыми в кинематографе. Если же непосредственно говорить о данной картине, то фильм потрясающий. Он смог влюбить в себя с первых же нескольких минут просмотра. Фильм очень увлекательный и наполнен приключениями главного героя. С одной стороны мы наблюдаем за героем, как настоящим и бравым гусаром, который может порой и повеселиться, завести роман с красивой дамой, но с другой стороны мы познакомимся и с очень мудрым командиром партизанского отряда, который готов на всё, что бы одержать победу. Эта советская кинолента позволяет нам окунуться в атмосферу того времени, прочувствовать тех людей, которые знали не понаслышке, что такое благородство и честь. Сам же Давыдов был, на самом деле, участником многих боевых действий. Но нам он всё же больше знаком, как один из первых партизанов, бравых гусаров и потрясающим поэтом. 10 из 10

taipan_poison
taipan_poison22 января 2015 в 12:39

Война 1812-го года – тема, увы, мало востребованная нашим кино. Зато каждый фильм про нее - знаковый, этапный для отечественного кинематографа. Не только дань памяти одной из самых кровопролитных войн в истории страны, но квинтэссенция своей эпохи. Снятый еще при царизме немой «1812 год» (1912 г., Гончаров, Уральский, Кай, Ханжонков) – для своего времени практически блокбастер с кавалерийскими атаками и энергичной массовкой. «Кутузова» (1943 г., Петров) снимали во время войны, в эвакуации. Это патриотический манифест, призванный поднять боевой дух бойцов Красной армии. И год премьеры действительно стал переломным. «Гусарскую балладу» Рязанова не нужно представлять. Легкий, веселый фильм, пронизанный светлым шестидесятническим оптимизмом. Кино, подарившее нашей культуре архетип Поручика Ржевского. Монументальная оскароносная «Война и мир» Бондарчука – вообще отдельное явление. Для воплощения на пленке эпического романа режиссер придумал какой-то свой беспрецедентный киноязык, не поддающийся повторению. Что касается современных российских кинодеятелей, их фильмы тоже отражают свою эпоху. Радует, что хотя бы не забыли про юбилейную дату. «Эскадрон гусар летучих» потерялся на таком блистательном фоне, оказался несправедливо забыт. А напрасно, ведь этот фильм, снятый Никитой Хубовым и Станиславом Ростоцким в 1980-м году, тоже может рассказать многое о нашем гештальте и культурной идентичности. Денис Давыдов – фигура колоссальная. Пушкин – наше все и солнце, но кто его вдохновил? Давыдов. Пресловутый поручик Ржевский, по признанию «литературного отца» Гладкова, весь вышел из одного давыдовского стиха «Решительный вечер». Жгучий мужчина и гусар-рубака, поэт и историк. Плоть от плоти своей героической эпохи. Для такой роли подойдет не каждый исполнитель. За нее уже брались Чирков, Рыбников, Валерий Денисов – исполнители разные, но все ужасно харизматичные… Но сын режиссера Андрей Ростоцкий создает особенный образ. Наверное, потому что играет по сути себя самого. Человек абсолютно «давыдовского», авантюрного склада. Его первый фильм – это его же дебютный трюк («Они сражались за родину» – танк пытается раздавить гусеницами окоп с пехотинцем), который до сих пор никто не повторил. Он и каскадер, и постановщик трюков, еще в школе получил прозвище «Бешеный», КМС по конному троеборью, путешественник и охотник – погиб, так же как и жил – сорвавшись со скалы в 2002-м году. Специально для роли он выучился играть на гитаре и говорить по-французски. Снимался почти забесплатно: в это время служил в армии, и был приписан к съемкам как рядовой кавалерийского полка. Кстати, там же познакомился с первой женой. Посмотрев «Эскадрон», режиссер Кристиан Жак, создатель культового «Фанфан-тюльпана», назвал Ростоцкого русским Жераром Филлипом. Актеры второго плана тоже очень хороши. Тут и дружки-гусары, которые, как полагается, лихи и придурковаты. И казачий хорунжий Попов (Юрий Рычков), одержимый маниакальной страстью изловить самого Наполеона. И крестьянка, командующая отрядом партизан (Лидия Кузнецова), повсюду сопровождаемая крупным мужчиной (Владимир Шакало), чьи повадки напоминают мартиновского Ходора. И антигерой Тардье – эдакий французский двойник Дениса (Николай Карпов - тоже спортсмен и каскадер, в ГИТИСе преподавал Ростоцкому сценический бой). Традиционно прекрасен Евгений Лебедев в роли лукавого старца Кутузова. А какие локации подобрали (особенно зимняя – просто невероятная) – у Ростоцкого-старшего во всех фильмах потрясающая работа с натурой! Формально «Эскадрон» продолжает заданную «Гусарской балладой» традицию. Это тоже такой авантюрный боевик. Периодически музыкальные вставки – песни на стихи Давыдова («Не пробуждай», «О, пощади…», «Я люблю кровавый бой», «Ради бога, трубку дай»). Шампанское и девицы, рубка на саблях, бешеная скачка. Все то, без чего немыслим гусар. Все то, что заложил в канон сам Давыдов. Денис осыпает дам цветами и лихо отплясывает на балу, шлепает картами и хлопает пробкой. Когда начальство запирает его в амбар, потому что достал уже своей инициативой, знаете, что он делает? Поджигает его! Переодеваясь мужиком или французом, по расположениям неприятеля он расхаживает как у себя дома. А сквозь заслон из адъютантов Кутузова пробирается монахом. Показывает чудеса джигитовки и мастерские финты клинком. Любит отчаянно и дерется, как черт. И в то же время – грусть неразделенной любви. И тоска по погибшим товарищам. И, особая, типично русская победная горечь. Когда всех разгромили в пух и прах ценой немыслимых жертв, но тут выясняется, что самое трудное-то еще предстоит. В этой связи хочется особо отметить Николая Еременко, играющего неприятного аристократа, уводящего у Дениса девушку. В «Гусарской балладе», в виду ее общей легкости и авантюрности, классовые моменты обходились стороной. Война вроде как объединила рабов с господами против общего Врага. Но персонаж Еременко убедительно показывает нам, что реакцию и косность не поборет никакой патриотический подъем. Война закончилась, всем спасибо, всех сверчков просим занять свои шестки. А, вас, сиволапых, вообще в шею! Для реального Давыдова эта амбивалентность русской элиты тоже стала неприятным открытием. Как отражено в фильме, после 12-го года самоуверенному национальному герою решили немного подрезать крылья. Сперва присвоили сразу генерал-майора, затем сказали, что ошибка, и спихнули обратно в полковники. Назначили на драгунскую бригаду (это как дать Дартаньяну в подчиненные отряд гвардейцев кардинала), потом вообще перевели в егеря (значит, надо сбрить усы?! немыслимо). Давыдов сердился, писал императору, и так до самого конца, параллельно с посещением «горячих точек», сражался с собственными недоброжелателями в верхах. В фильме делается акцент и на неудачливость Давыдова в отношениях. Факт общеизвестный. Каждый новый предмет страсти спешил выйти замуж за кого-то другого. Женился он в 35 лет, в браке имел 9 детей. В 47 не сдержался и завел продолжительный роман с 23-летней племянницей сослуживца, который закончился только с ее замужеством. Умер в собственном имении возрасте 55-ти. Для гусара – фантастически много. Известна фраза наполеоновского маршала Ланна: «плох гусар, что не убит в тридцать лет» (впрочем, сам маршал тоже подзадержался - умер из-за ранения ядром в сорок). Самые популярные стихи Давыдова – концентрированное гусарство: разгул и вино, любовные интрижки. Как новатор ввел в поэтику узко-специальные военные термины (этим приемом часто пользовался Пушкин). Про остроты и каламбуры упоминается в фильме (даже Кутузов цитирует) – именно они принесли ему славу среди современников и проблемы на службе. Но кроме пьянства, эротики и троллинга, Давыдов – это еще и нежные, элегические стихотворения, это пейзажная лирика и боль безответной любви. Это многочисленные переводы. А еще историко-полемические статьи и, конечно же, очень яркая мемуарная проза. Особенно интересно его исследование «Мороз ли истребил французскую армию?» (Ответ: нет). Все это получилось передать в фильме – глубину натуры, сложность характера человека, которого мы привыкли не отделять от его разнузданного лирического героя. Поэтому кажется, что самому Денису Васильевичу это кино наверняка понравилось бы.

Аннусенька
Аннусенька26 декабря 2009 в 17:24

Фильм просто прекрасный. Он покорил меня уже с первых минут. Кино посвященное отважному гусару и гениальному поэту Денису Давыдову, который стал легендой еще при жизни. Ростоцкий отлично смотрится в роли гусара-партизана. В фильме есть как комичные моменты, так и трагичные. Батальные сцены потрясающие. Давыдов сумел пожертвовать личным счастьем ради Отечества. Он противостоял тем, кто живет ради выгоды и чинов. Песни заслуживают отдельного внимания. Ведь все это стихи Давыдова, но он писал их значительно позже, чем в 1812 года. в этой картине вдоволь приключений. Образ Давыдова показан разносторонне: отважный рубака и настоящий гусар, который любит весело провести время и заводить романы с дамами, до мудрого командира партизанского отряда. Фильм заставляет переместиться нас в ту замечательную эпоху, когда люди знали, что такое честь, благородство, верность Отечеству и готовность в любой момент отдать жизнь ради России. Сам Давыдов был участником многих сражений, кампаний. Но в историю вошел как первый партизан, бравый гусар и отличный поэт.