В общем, я посмотрел «Актрису тысячелетия». Кон опять сделал это, он опять сделал великолепно. Не так культово, как в «Идеальной грусти», не так запоминающееся, но очень хорошо. Изобилуя хвалеными кинематографичными подходами к картинке и вооружившись интересной и крепко сбитой историей, маэстро нарисовал картину воистину чудесных красок, которую можно всегда пересмотреть еще раз и каждый раз пускать слезку в конце, как это сделал я. Красивейший визуал терзает душу изысканными переходами между сценами, которые всегда так любит Кон, красивыми персонажами и атмосферными фонами. Но все же главная вещь в фильме — это история и ее подача. В сказке про настоящую крепчайшую любовь, которая вела человека через года и моменты, которая оставила слепок в каждом действии, что он делал, которая двигала всю его жизнь вперед, внезапно оказалась скрыта одна простая истина, доступная каждому, которую уже скажу не я, но сам Сатоши. Добрая история про переплетенные судьбы людей, про величие недостижимой мечты и про искренность скромной реальности. И такой чудесный сюжет оказывается облачен в поистине шедевральное повествование: я, пожалуй, еще никогда не ощущал себя настолько погруженным в происходящее на экране, еще никогда не ощущал себя настолько «там», в самом фильме. Кон как-то особенно искусно смог экранизировать рассказ в прямом смысле этой фразы, сделать зрителя зрителем не фильма, но самой истории, что рассказывает персонаж в фильме. Трудно передать даже словами, это какой-то особый уровень абстракции и эмпатии к персонажу. И самое, что приятное — так это то, что после просмотра не остается никаких вопросов и сомнений. Незабываемые переживания, безоговорочно рекомендую. 10 из 10
Фильм очень интересный. С точки зрения визуала и кропотливой работы, вложенной в него, я бы назвала этот фильм шедевром анимации. Но мне очень интересно, что вело Сатоси Кона, когда он выдумывал сюжет для этого аниме? Видел ли он этот фильм, как фильм о настоящей любви? Видел ли он свою картину, как трагедию, или внутри немножечко высмеивал свою главную героиню? На мой взгляд, идея фильма заключается в том, что героиня никого на самом деле не любила, кроме себя, и чтобы хоть чем-то наполнить свою жизнь, чтобы почувствовать себя особенной, выдумала себе вечный поиск. Она была несчастлива не потому, что не нашла своего возлюбленного, но потому, что была всю жизнь зациклена на себе. Мне кажется, то, что во вставках из современности она показана желчной и неуравновешенной старухой, подтверждает насмешливое отношение Сатоси Кона к ней. Мне кажется, что у нее в жизни было очень много возможностей встретить того самого ли или просто любимого человека, но она изначально не хотела любить, а только страдать. В целом, необычная и гипнотизирующая картина. 8 из 10
«Актриса тысячелетия» — это второй фильм Сатоси Кона, который является переосмыслением первой картины режиссера «Настоящая грусть». В первой картине героиня Мима (Настоящая грусть) страдает от постоянного присутствия своего старого образа певицы, а Тиёко (Актриса тысячелетия) напротив, живет в гармонии со всеми своими ролями. Даже преданный поклонник в Актрисе тысячелетия представлен не как маниакальный преследователь, а как верный защитник. Основной чертой фильма является его повествование. Каждый этап жизни героини связан с определенным фильмом, в котором она играла главную роль. Так Сатоси Кон раскрывает колорит и эстетику жанрового японского кино (драма, самурайское кино, кайдзю эйга, военные драмы). Второе, что притягивает к этой картине это то, как режиссер использует Match cut (прием совмещения движения или пространства двух разных сцен) при монтаже фильме. Таким приемом монтажа Сатоси Кон создает непрерывность повествования. Также примечательно то, что главный герой опять женского пола. Сам Сатоси Кон объяснял это тем, что в образе женщины зритель всегда видит меньше порочного, нежели в мужчине. Но если не обращать внимание на детали, то «Актриса тысячелетия» является фильмом, которому удается рассказать историю жизни человека, удерживая постоянную динамику. 10 из 10
Я сознательно попыталась как можно больше разузнать об этом (мульт)фильме после просмотра — настолько неизгладимое впечатление произвел. Благодаря тонне полученной информации, я могла бы сейчас изойтись полотном слов о том, с насколько замечательным произведением вам довелось или же доведется ознакомиться. Но, слушая Chiyoko`s Theme, я поняла, что все написанное — в любом случае пустое. Этот фильм — единственное, что имеет значение, и смотреть его лучше в состоянии tabula rasa. Грустно оттого, что время уходит, утекает сквозь пальцы. Прогуливаясь по парку, грустно ловить себя на мысли, что деревья простоят там еще десятки лет, а вот сколько лет продержитесь вы — загадка, которой лучше не задаваться. Можно жить с этой мыслью, тревожится ею, чувствовать себя главной героиней фильма, но станет ли от этого легче? Вряд ли. Фильм производит впечатление, это верно. Оставляет с теми переживаниями, которые стоит получить хотя бы для того, чтобы по-новому взглянуть на мир вокруг. Чтобы требовательнее относится к окружающей обстановке, обзавестись здоровой жадностью к полученным впечатлениям и стать созерцательнее. И бороться за каждый миг своей жизни. Чтобы было не жаль.
Что она ищет? Девушка-астронавт, что смело садится в шаттл, отправляющийся в один конец. Бегущая за уходящим поездом наивная школьница. Принцесса, ворвавшаяся в осажденный дворец своего императора. Начинающая гейша, вымаливающая возможность уйти из окия на несколько часов. Наверняка режиссёр Гэнъя Татибана не раз задавался этим вопрсом, раз за разом пересматривая фильмы своей любимой актрисы Чиёко Фудзивары. И вот, спустя тридцать лет отшельничества, некогда величайшая актриса, настоящий символ своего времени, соглашается дать личное интервью своему большому почитателю для создания биографической документальной ленты. Но Гэнья взял с собой не только циничного и не разделяющего фанатизм своего босса оператора Кёдзи Ида — в кармане режиссера находится маленькая вещица, глубоко личная для Чиёко, определившая всю её жизнь и давно и, казалось, безвозвратно утерянная. И эта безделушка — старый ключик — откроет паре кинематографистов путь в воспоминания актрисы тысячелетия. Вторая полнометражная работа (уже реального) режиссёра Сатоси Кона — уникальный клубок из нескольких жанров, десятков актёрских образов и сотен лет истории Японии. Истинная любовь Чиёко и Гэнья к искусству кинематографа буквально оживляют воспоминания стареющей дивы. Начиная с ключевого воспоминания — как, будучи школьницей, Чиёко спасла от преследования властями молодого художника, исчезнувшего уже на следующий день, оставив после себя лишь тот самый ключ «от самого важного, что есть в жизни» и обещание вернуться за ним — Чиёко на протяжении всего фильма бежит навстречу незнакомцу в сопровождении своего верного защитника Гэньи и чудаковатого оператора Иды, отвечающего за толику юмора, но каждый раз сталкивается с препятствиями, отдаляющими девушку от своей первой любви. Будь то полицейский с ужасным шрамом на лице, стальная дверь тюрьмы, армия повстанцев или старая ведьма, беспрерывно вращающая колесо старинной прялки. Реальность и вымысел изящно переплетаются меж собой, снабжая повествование огромным количеством метафор и образов, плавно перетекающих в настоящую историю жизни Чиёко и истинный характер и мотивы актрисы, попутно обнажая главную мысль фильма. Как сильно кино отличается от реальной жизни? Вопрос конечно сложный и крайне неоднозначный, но одно очевидно — для создания не просто хорошей картины, но произведения искусства необходимо руководствоваться в первую очередь искренними чувствами и желаниями. Именно это простое правило сделало Чиёко столь искренней и талантливой актрисой, способной вызвать эмпатию даже у такого непробиваемого циника, как Ида. Её вечная погоня за мечтой, её фанатичная борьба с окружающим миром, её борьба с самой собой, давно осознавшей финал этой погони — придавали ей силы для новых образов, лейтмотивом которых и являлась эта погоня. Стремясь узнать у художника назначение ключа, с течением времени и лет Чиёко смыла с себя налет романтичной инфантильности и осознала, что ключ уже открыл для неё «самую важную вещь в жизни» — смысл жизни, источник вдохновения и сил, её собственный эликсир молодости. Для Гэньи таким «ключом» стала сама Чиёко, а для столь рано ушедшего из жизни Сатоси Кона — такие вдохновляющие, многогранные, красивые и вечные ленты.
Восхитительная история полная чувственности и искренности в которую сейчас очень трудно поверить. Насколько красиво Сатоси Кон показал, как влюбленная девушка превозмогает все препятствия и невзгоды на пути к тому желанному, с которым однажды ее столкнула судьба. Как великолепно переключаются кадры от одного фильма к другому в котором главная героиня проносит нотку собственного чувства.(«Вот ведь только что была принцесса, а через мгновенье она в самурайском обличье и так отчаянно сражается с полчищами врагов, пленившими ее принца»). Не секрет, что работы Сатоси переполнены необъяснимым пониманием и свойственной только ему передачи атмосферы тех событий, вихрем в который заносит каждого из героев работ этого великолепного автора.«Актрису тысячелетия»,равно как и «Паприку» и «Однажды в Токио» нужно посмотреть, пропустить сквозь себя, как через губку и несомненно «вскроются» ваши сокровенные чувства, мысли и мечты. А если дух этих работ совпадет с вашим мнением, в момент просмотра, на те или иные поступки, идеалы и героев показанных в этих замечательных, таких близких и одновременно кажущихся такими далекими исторях, то блаженный восторг вам гарантирован. p.s. я не могу описать меру того наслаждения с каким я наблюдал за историей «Актрисы тысячелетия» и приключениями «Паприки». Браво! 10 из 10
Даже немного жаль, что первой просмотренной картиной Сатоси Кона стала именно великолепная Паприка. После неё даже очень хорошие ленты, такие как Актриса тысячелетия воспринимаются несколько бледно. Всё таки чувствуется как сильно возросло мастерство аниматора в промежутке между этими работами. Но при этом заметно, что автор всегда пытался находить нестандартные подходы к подаче истории. И вроде бы фильм в фильме приём далеко не новый, но здесь он используется довольно нестандартным образом. ведь мы непросто наблюдаем за съёмками документального фильма об актрисе, мы переживаем вместе с ней и ведущим все самые яркие воспоминания её творчестве. И этот приём позволяет сделать зрителя эмоционально вовлечённым в происходящие события. Ведь нашей точкой зрения большую часть времени является видение ведущего который является настоящим фанатом творчества актрисы, и искренне интересуется деталями её жизни. Проект очень интересный, трогательный и в определённой степени личный, ведь он многое говорит нам об увлечённости создателя кинематографом. 8 из 10
Ей навстречу летят звёзды, а космические дали кажутся всего лишь незначительным препятствием перед встречей с ним там, где кругом раскинулись белоснежные просторы, а в самом центре до сих пор стоит мольберт — место, где раненый художник-диссидент собирался закончить свою картину, собирался рисовать до тех пор, пока от холода не начнёт сковывать всё тело. Его мечта стала и её мечтой, а случайная встреча — смыслом всей жизни Тиёко, девочки-подростка, укрывшей от полицейских на фамильном складе художника-бунтовщика. Они столкнулись случайно зимним днём и она сразу «потерялась в его глазах», скрытых от всех остальных полями тёмно-серой шляпы. Ради него курносая девчонка согласилась сниматься в кино — чтобы поехать вслед за ним, в Маньчжурию. Внезапно совершенно незнакомый парень стал смыслом её жизни, а обронённый им ключ — оберегом надежд и проводником в другой, ещё неизведанный мир. Эпизоды из фильмов популярной актрисы Фудзивары Тиёко переплетаются с рассказом о реальных событиях её жизни, а её горячий поклонник режиссёр Татибана Гэнья со своим ассистентом-оператором, снимающие документальный фильм об актрисе, становятся участниками и одновременно наблюдателями истории жизни. Для Татибаны встреча с пожилой, вот уже тридцать лет как уединившейся Тиёко, словно подарок судьбы: он оберегает её и в фантазиях — странным образом попадая в сюжеты её многочисленных кинолент, и в реальности. О таком ценителе творчества можно только мечтать. В отличие от Мимарин, героини «Идеальной синевы», Фудзивару Тиёко не преследуют маньяки, она не вступает в конфликт с собственным Альтер-эго, затерявшись среди череды ролей и масок. Её карьера и жизненный путь, как полноводная река — они богаты событиями, размерены, но стремительны, и дают девушке реализовать себя и творчески, и духовно. Режиссёр с самого начала погружает зрителя в глубины смыслов. Здесь не просто видна идея «фильма в фильме», как и в первой работе Кона «Идеальная синева», а заложена целая ретроспектива длиною в одну жизнь. Где периоды съёмок и отрывки из кинолент актрисы — это своеобразный мостик между конкретным историческим периодом, определёнными жанрами японского кинематографа и флешбэками, раскрывающими чувственный мир героини, её надежды, мечты, личную жизнь. Первая и вторая работы Кона кажутся полной противоположностью, но это впечатление обманчиво. Взгляд Кона Сатоси на актёрскую профессию и место женщины в ней весьма любопытен. С одной стороны, каждая из актрис проходит путь познания самой себя, получая в итоге самое ценное — осознание собственной цельности, способности противостоять закостеневшему общественному мнению, оставаться доверчивой и юной духовно даже будучи обманутой. Но с другой стороны, несложно заметить, что в трёх из четырёх его полнометражных фильмов ключевыми являются именно женские образы, словно выражение души мужской, а мужские персонажи либо нарушают ритм творческой реализации женщины, либо наоборот стремятся помочь, либо олицетворяют ту, порой ускользающую и недостижимую иллюзию, что позволяет развиваться духовно и в конце концов реализоваться полностью в актёрской профессии. Персонажи очень реалистичны и в своём поведении, и внешне — это тоже отличительная черта Кона-художника. Ему не свойственно представлять героев своих лент исключительно изящными. Они могут быть пухлощёкими, стройными или с брюшком, полными, иногда необъятно толстыми, но невероятно естественными — всё как в жизни. Приглушённая яркость красок, натуральность матовых оттенков, серо-белая гамма кадров хроники и фотографий усиливают цветовую гармонию вещей и предметов, углубляют восприятие. Потому, вместе с тщательной прорисовкой фонов, под переливы чарующей музыки Хирасавы Сусуму, появляется ощущение живости, как будто не только люди, но и каждый предмет дышит и живёт своей жизнью. Кон Сатоси говорил: «Важнее всего сделать место обжитым, настоящим. Даже едва заметные предметы на заднем плане должны выглядеть так, будто у них есть прошлое и попали они сюда не случайно. Как угодно, но не так, будто человек с карандашом просто нарисовал их на местах!» Перепутанные электрические провода на фоне ночного чернильного неба, тени на зашторенных окнах в доме Фудзивары Тиёко, стая пролетающих птиц, увиденных в окно коридора студии через узкий проём чуть-чуть приоткрытой двери, полураспустившиеся лотосы в саду пожилой Тиёко — все эти детали незаметно переносят зрителя в мир реально существующий, материальный, но очень поэтичный. Тем удивительнее и ярче на этом фоне воспринимаются символы, отсылающие к предопределённости и загадочности всего сущего: ключ, что помогает проникнуть в тайну, которую знают все женщины и которой всё же не знают; скрещенные мизинцы Тиёко и художника, что напоминают о легенде про Красную Нить судьбы; седовласая женщина (то ли мистическая, то ли персонаж одного из фильмов), что прядёт белую нить и делает таинственное предсказание о любви и ненависти; колесо сансары, означающее замкнутый цикл существования. Это наполняет фильм не только самобытной красотой и мудростью, но и какой-то неподвластной времени живительной силой, ощутить которую может лишь тот, кто прикоснулся к тайне любви. Скромной и чистой, как лотосы в саду. Вечной, как сама Вселенная.
Фильм об обречённости нежного девичьего сердечка, влюбиться в один прекрасный день и вечно гореть за это в пламени любви. Военное время, зима, девочка идет среди белого снега по улице, и вдруг её сбивает с ног молодой мужчина, он спешно перед ней извиняется и перепрыгивает через забор. Вскоре прибегают двое мужчин в военной форме и спрашивают не видела ли она пробегающего тут парня. Немного поколебавшись она указывает в неверное направление. Через некоторое время она перелазит через забор и видит, что молодой мужчина ранен. Она отводит его к себе домой, где он рассказывает, что он художник и хочет вернуться к себе домой, чтобы нарисовать белоснежно-девственный пейзаж. У художника на шее весел ключ, который как он сказал, открывает самое важное что есть в жизни и обещает рассказать что-именно только завтра. Но на завтрашний день девочка находит от него лишь только этот необычный ключ… В этот момент она обещает себе, что во что бы то ни стало найдет этого таинственного художника. Девочка становится актрисой, чтобы иметь возможность путешествовать. У неё получается выше всех похвал, ведь все роли которые она исполняет, словно написаны по её жизни — везде она бежит за своей любовью. Каждый снятый с её участием фильм — отдельная история из её жизни, где её сердце обречено страдать в поисках возлюбленного. Проходит много лет, фильмы и её жизнь перестают отличаться друг от друга, что уже не ясно где — реальность, а где — кино. Она усердно работает не покладая рук в надежде, что он увидит хоть один фильм с её участием. И вот однажды после землетрясения во время съёмок, она видит в отражении уже не ту юную, робкую девочку, которая тогда была рядом с ним, в тот холодный зимний день… Фильм рассказывает о сильном духовном чувстве любви и о том сколько тысячелетий пылкое сердце готово мучаться, в надежде однажды найти своего возлюбленного.
Данное аниме осталось в моих теплых воспоминаниях о нем. Анимационная работа режиссера Сатоси Кона выходит за рамки мультфильма, и перед нами целый биографический фильм, поставленный в оригинальной постановке. История «Актрисы тысячелетия» уносит в насыщенную жизнь талантливой, японской актрисы. Мы видим, как продюсер актрисы и хроникер приезжают в ее дом и берут интервью. Актриса рассказывает о своей жизни, работе, молодости, любви. В процессе рассказа зритель уносится в невероятное нечто, открываются многие совершенно разные роли актрисы в разных жанрах, но самое главное раскрываются тайны ее жизни… Этот анимационный фильм полон драмы, приключения и экшина. Все невероятные события смотрятся на одном дыхании. Вся жизнь престарелой актрисы у нас как на ладони. Перед нами самые яркие и важные моменты из ее жизни и работы. Режиссер Сатоси Кон погружает зрителя в трогательную историю сильной женщины, судьба которой была стать выдающейся актрисой. Весь мультфильм смотрится с большим удовольствием. История получилась жизнеутверждающей и оригинальной. Мне хочется сказать создателям этого анимационного фильма спасибо. Шикарное аниме. «Актриса тысячелетия» — вдохновляющее аниме с привкусом мелодрамы и драмы 2001 года. Сатоси Кон создал нечто прекрасное, и данная анимационная работа определенно заслуживает положительной оценки и внимания любителей аниме. «Актрисы тысячелетия» — это буря страстей, эмоций, головокружительной работы главной героини, которой она жила, но главное история любви и ключика, открывшего ее забытые и давние тайны… Приятного просмотра! 9 из 10
Люблю Сатоси Кона, в его фильмах есть что-то такое, что нельзя описать словами, это чувствуется инстинктивно, подсознательно. «Однажды в Токио», «Паприка», «Совершенная грусть» и «Актриса тысячелетия», Сатоси Кон за свою жизнь успел снять всего четыре фильма, последнюю свою работу с рабочим названием «Dreaming Machine» он завершить так и не успел, очень жаль, его жизнь оборвалась четыре года назад в возрасте всего 46 лет от рака поджелудочной железы… Вспоминая мастера, я решил пересмотреть всю его фильмографию. И вот я посмотрел «Актрису тысячелетия», фильм повествует о великой и известной японской актрисе Тиёко Фудзивара, на старости лет перебравшейся в тихий дом за городом, к ней в гости чтобы снять интервью приходят большой поклонник её творчества Гэнъя Татибана и оператор, скептический относящийся к увлечению своего товарища. Пожилая актриса делится своими воспоминаниями с ними, и они становятся как бы частью её воспоминаний. Жизнь переплетается с фильмами, в которых играла Тиёко, и уже трудно сказать, где фильм, а где реальность. Тиёко ещё до того, как стать актрисой, спасла от полиции молодого человека, художника-диссидента, он дарит ей ключик и говорит, что он «от самого ценного в жизни», покидая Тиёко, он хочет встретиться с ней ещё раз, а она обещают ему, что когда-нибудь они снова увидятся и она вернет ему ключик. Тиёко становится известной актрисой, но по прежнему мечтает о встрече с этим таинственным художником, она бережно хранит ключик и хочет найти его, которого полюбила. Во всех её фильмах есть этот мотив, постоянный поиск его, погоня, длиною в жизнь. И кто знает, что будет в конце… Обязательно посмотрите этот фильм, пронзительный и трогающий душу, как и любой фильм Сатоси Кона. Никто из зрителей не будет равнодушен, каждый найдет что-то своё. 9 из 10
Долго думала, стоит ли писать рецензию на это аниме… С одной стороны, мне все очень понравилось и я согласна с положительными отзывами, с другой — особого восторга я не испытала. У меня сложились полярные чувства после просмотра, это мое первое знакомство с Сатоси Коном. Если честно, меня давно не разжалобить погоней за призрачной любовью и верностью ей до конца. Или может быть, именно в этом случае вызвать эмоции не удалось… Хотя хотелось бы больше чувств испытать после просмотра. Это зрелая работа для понимания и осмысления своих прошлых поступков и будущих. Вы познакомитесь с Чиеко как раз в тот момент, когда она встретит любовь всей своей жизни. Дальше нам будут показывать жизнь и взросление Чиеко и что ее любовь к незнакомцу становится только сильнее. Первую половину я, признаюсь, засыпала, мне показалось, что все предсказуемо и похоже на дешевые американские мыльные оперы. А вот вторая половина аниме и особенно конец заставил задержать дыхание. Сильный конец. Для меня сама история оставила тяжелые чувства. Хочется опровергнуть все, что режиссер показал. Но я понимаю, что он прав и что спорить бессмысленно. Сатоси Кон… Мне приятно это первое знакомство, но пока я повременю с другими его работами — боюсь, что они могут открыть то, что видеть пока не хочется… Интересно, он сам все таки попал туда, где больше нет преград?…
Сатоси Кон. Мало того что он является отличным психологом, способным заглянуть в самые потаенные уголки человеческой души и не сойти при этом с ума, так он еще является прекрасным визуализатором способным продемонстрировать телезрителю на что же похож внутренний мир того или иного человека. Вот только в отличие от Дэвида Линча, в кинокартинах которого преобладают темные тона, Сатоси Кон снимает сказки. Сказки для взрослых. И нет, тут речь идет не о том что в его картинах присутствует насилие или кровь, этим грешит лишь «Агент Паранойя», но даже там подобное не является самоцелью картины, тут речь в первую очередь о том, что дети не смогут воспринять тот массив данных что заложен в картины Сатоси Кона. Подростки еще возможно. Ведь несмотря на юношеский максимализм, молодые люди стараются мыслить гибко и находить скрытый смысл даже там, где его и быть то не должно. И сегодня речь пойдет об очередном творении Сатоси Кона, что носит гордое название — «Актриса тысячелетия». Тиёка Футзивара — японская актриса, снявшаяся не много не мало в семи кинокартинах, что получили статус культовых как у себя на родине, так и за ее пределами. Вот только Тиёка не разделяет всеобщего восторга своих фанатов да критиков в свой адрес, а потому переезжает в уединенный домик в лесу, дабы там встретить старость. Вот только просто так пожилую женщину не хотят оставить в покое и двое журналистов приходят домой к пожилой актрисе, дабы снять фильм о ее жизни. Тиёка вздохнув улыбается журналистам и начинает рассказ. Рассказ о своей жизни и о поиске человека рисующего картины. Рассказ о ключе, что способен открыть дверь в счастливое завтра и о том с какими трудностями столкнулась молодая актриса во время войны. Это будет рассказ, где реальность и фантазия причудливо переплелись друг с другом и в котором сложно будет отличить правду от художественного вымысла. Это рассказ, который может заставить зрителя несколько иначе взглянуть как на мировой кинематограф, так и на людей посвятивших свою жизнь съемкам и участием в фильмах. Это фильм-легенда. Легенда об «Актрисе тысячелетия». А еще это легенда о нас с вами. Вы наверняка слышали такую фразу — «если долго всматриваться в бездну, то бездна начнет всматриваться в тебя?» Так вот данная картина не пытается всматриваться в телезрителя. Она на нас нагло таращится, дружелюбно хлопает по плечу и заговорщицким шепотом говорит — «я знаю все твои секреты». Но не стоит пугаться подобному интересу к вашей персоне, дорогой зритель, ибо Сатоси Кон не собирается насмехаться над зрителем или пытаться учить нас жизни. Он лишь показывает как среднестатистический зритель выглядит со стороны. Демонстрирует он это на примере двух журналистов — Генъи Татибары и Иды Кёдзи, которые пришли снять фильм о жизни Тиёки. К примеру Генъи является тем человеком, что погружается в фильмы с головой и он радуется успехам героев, сопереживает их неудачам и откровенно рыдает если концовка фильма заканчивается на грустной ноте. А вот Ида является прямой противоположностью своего босса, так как он смотрит на происходящее со здоровой долей скептицизма и иронии. И то что Ида снимает происходящее на камеру лишь подчеркивает то что для него это всего лишь кино, благодаря которому можно просто убить время. Не получить удовольствие от увиденного или задуматься о происходящем и вынести для себя какие-то далеко идущие выводы, а лишь убить время. И к чести режиссера надо сказать, что в фильме не говорится что вот Генъи — хороший, а Ида — плохой. Сатоси Кон никогда не делил людей на белое и черное. Для него люди являются просто людьми со своими тараканами в голове, а уж кому из героев сопереживать должен решить сам зритель и это прекрасно. Но что же там с Тиёкой? Ведь она является главной героиней этого произведения и большая часть сюжета строится именно вокруг нее. А история Тиёка это история любви. Чистой и всеобъемлющей, какая только и может быть между двумя людьми, чьи сердца бьются в унисон. Это история о том как молодая девушка ради встречи с любимым стала актрисой, дабы она смогла объехать весь мир и найти человека, что выступал против японского правительства и той политики которую они поддерживались в годы Второй Мировой воны. Тиёка надеялась, что если она и не найдет своего любимого, то он найдет ее благодаря фильмам в которых героиня снималась. А что же касается того, что во время рассказов реальная жизнь Тиёки плавно перетекает в кинофильм и обратно, то тут нет ничего удивительного. В конечном счете, жизнь Тиёки была наполнена борьбой. Ей приходилось убедить свою мать, режиссеру и остальных участников съемочной площадке, что она чего-то да стоит и ей же приходилось бороться с толпами варваров, агрессивных самураев и гигантских монстров в кинофильмах. Так что фраза о том что за любовь надо бороться звучит для Тиёки Футзивары буквально. На самом деле об этом фильме можно сказать еще очень многое. Можно сказать кто скрывается за личиной злой колдуньи или объяснить почему актриса Эйки Сиамо несчастный человек заслуживающий всяческого сочувствия. Можно было бы сказать в чем же заключается смысл ключа, что носила на шее главная героиня, да и о многом другом можно было бы поговорить. Но зачем? Ведь в результате этого картина потеряет большую часть своего шарма. Посему я советую вам посмотреть этот чудесный фильм и самостоятельно разобраться в том, какую же тайну скрывает мужчина со шрамом на лице и встретит ли Тиёка своего суженого? Желаю удачи и всех благ. 9 из 10
Когда тектонические плиты Земли приходят в движение, история и реальность начинают накладываться друг на друга, вытеснять из сюжетной канвы привычный мир, сталкиваться, плавно перетекать друг в друга, накрывать друг друга огромными волнами и размываться по перламутровому берегу воспоминаний старой актрисы Чиёки. Её жизнь — череда образов, принимающих друг у друга эстафету и бегущие со скоростью чавкающего парового поезда навстречу новому миллениуму. Ощущение участия в гонке со временем, которая может оборваться в любую секунду, стоит только плитам сойтись вновь в природном противоборстве, Сатоси Кон передает идеально. Коляска мгновенно срывается с места в то же мгновение, когда Кёдзи нажимает на кнопку record, и ты крепко держишь шляпу на голове, потому что ветер с легкостью может сорвать ее и не только шляпу — пространство, как лоскутное одеяло, и пустить коляску в блуждание по сознанию актрисы, для которой памяти, как таковой, нет, есть только роли, в которых её воспоминания находят свое отражение и полностью сливаются с ними. Нарочитая, неуклюжая сложность сюжета лишь в том, что дифференцировать реальность и вымысел будет невозможно. Милитаристская Япония, лежащая в руинах под кристально чистым небом, эпоха Эдо — период усобиц Даймё и латентная середина 20 века — грани бестелесного куба с привязанной нитью, который накручивается, подобно пленке в видеокамере Кёдзи или веретену злой старухи, наматывая длинный флэшбек на свои ребра. Документалист Гэнъя — верный рикша — страстно увязывается за этой нитью, следует за Чиёко по пятам и не раз вырывает её из рук смерти. Любовь Чиёко, вечный марафон героини за безликим, призрачным возлюбленным является костяком всего её смысла жизни, и этот медный, окисленный времен ключ — единственное его свидетельство. Чиёко мчится в поисках владельца ключа от самой ценной вещи на свете, а композитор Сусуму Хирасава продает душу дьяволу, чтобы получить способность чувствовать каждое движение героини, чтобы выдать один из самых удивительных саундтреков к аниме. Будто прикасаешься к совершенству. От главной музыкальной темы сжимается сердце и взрывается, как вселенная в состоянии большого резонанса. Millenium actress — один из немногих случаев, когда я могу назвать картину шедевром. Банальная история любви служит идеальным фоном к раскрытию более глубоких аспектов человеческого существования и киноискусства, которое придает красок и движения черно-белой манге-реальности и отзеркаливает её, превращая в настоящую сказку, какой стала жизнь Чиёко. -Так отчего был этот ключ? -От самой ценной вещи на свете… -А какой? -Искусства… хотя, кто знает?
Актриса тысячелетия мастерски исполненный фильм, настоящее искусство кино и лучший представитель современной японской анимации. Один из тех единственных и неповторимых фильмов, насыщенный столь яркими образами и красивым саундтреком, что может заставить вас заплакать. Я, когда посмотрел этот фильм вчера вечером, — дата рецензии, — оказался беспомощным, чтобы контролировать свои эмоции. Чтобы по настоящему оценить фильм Актриса тысячелетия я думаю важно провести анализ истории/сюжета, не написав «спойлеров», чтобы не испортить вам первый просмотр. Итак, история о режиссёре Гэнъя Татибана, который приходит в гости со своим помощником оператором к некогда популярной и все ещё великой актрисе кино Тиёко Фудзивара, чтобы сделать документальный фильм, посвященный ей с интервью. С этого момента стиль повествования являет собой биографию жизни этой женщины в сплетении с её ролями в фильмах, сюжеты которых тесно связаны с историей, произошедшей с ней в детстве. Эта история встречи маленькой девочки Тиёко с художником-диссидентом, прячущимся от фашистских властей. Судьба буквально столкнула их. Она помогла ему спрятаться, он в знак благодарности подарил ей ключ и предложил встретится в том месте, где он работает над своей картиной. Спустя время, Тиёко принимает предложение сниматься в кино, ради путешествий по миру в поисках этого человека, храня его ключ. Для актрисы это интервью словно машина времени. Она рассказывает о своих ролях и о том, что с ней происходило и представляет себя там как сейчас, в то же время режиссёр Гэнъя Татибана и его помошник «следуют» за ней. В таком стиле повествования перемешиваются то, что было на самом деле с Тиёко и то, что было в кино, но всегда есть она и он. Разные образы, декорации, музыка, но история всё та же. Путешествие по жизни актрисы, которое «ведёт своего зрителя туда, куда фильмы до этого не водили» и подводя к финалу оставляет впечатление как дань восхищения любви и жизни. Я вам очень рекомендую посмотреть Актриса тысячелетия, если вы из тех, кто ищет искусство в кино и уверен почти на 100%, что вы не останетесь равнодушными.
Ни для кого не секрет, что большинство людей, едва услышав термин «аниме», тут же спешат его связать со всякими покемонами, гигантскими роботами и большеглазыми девушками-волшебницами… Стереотип глупый, если честно. Ведь при более внимательном рассмотрении японская анимация по серьезности сюжетов и философии дает фору многим нынешним фильмам. Однако, как говорится, на то они и стереотипы, чтобы их разрушать. «Актриса тысячелетия» — яркий пример такого «нестандартного» аниме. Началось всё в предвоенные годы, когда юная Чиёко Фудзивара спасла художника-диссидента, укрывавшегося от фашистского правительства. Ухаживая за ним втайне ото всех, юная девушка успевает влюбиться в незнакомца, но тот вскоре вынужден снова бежать. При этом он теряет ключ, по его словам, «от самой важного в жизни». И Чиёко, желая отыскать художника и вернуть ему этот ключик, становится актрисой, чтобы иметь возможность путешествовать… Структура повествования достаточно сложна, так как биография главной героини тесным образом переплетается с сюжетами фильмов с ее участием. Непросто понять, где правда, а где вымысел, где реальность, а где фантазии (впрочем, подобный способ подачи сюжета давно стал визитной карточкой всех работ Сатоси Кона). Однако, подобно красной ниточке, все фрагменты этой невероятной истории объединяет одно — бег за своим счастьем, стремление снова встретить дорогого тебе человека. Начавшись в эпоху феодальных войн и закончившись (?) в век космических полетов, эта тысячелетняя погоня не прекратится даже после смерти. Чиёко ни за что не отступит, поскольку дала обещание. И чувства ее героинь со всех кинокартин именно потому и получаются столь неподдельными и настоящими, потому что она не играет. Она живет. Поэтому неудивительно, что после потери ключа Чиёко словно теряет часть своего сердца, своей души. Да и завистливая коллега-актриса не зря бесновалась — ведь именно поиски художника не давали Фудзиваре стареть. Вывод: «Актриса тысячелетия» очень даже оправданно носит звание «шедевр японской анимации», ибо аналогичный сюжет с такими же яркими красками в настоящем кинематографе вы вряд ли отыщете (по крайней мере, на сегодняшний момент). Полностью солидарна с критиками, аплодировавшим стоя после просмотра данной картины — очень сильная работа, способная даже поменять жизнь. 10 из 10
…или «Вспомнить прошлое» Японцы знают, как создать шедевр, который даже лет через сто все равно не утратит свои очарование и глубину смысла. Пусть даже история не кажется вычурной и оригинальной, но теперь ясно, что и самый простой сюжет сможет завоевать любовь миллионов, если правильно его преподнести зрителю. «Актриса тысячелетия» не слишком и выделяется чем-то по-настоящему новым, но не любить это аниме не возможно. Впрочем, фильмы о любви по-другому и восприниматься не могут. Чиёко Фудзивара — бывшая популярная актриса, теперь растеряла свою молодость и проживает одна. И мало кому известно, какой насыщенной и печальной была ее жизнь. Создатели подводят зрителя к неожиданному повороту сюжета осторожно и даже несколько предостерегающе, да и поначалу все выглядит как обычный биографический фильм, вызывая подозрение, что, возможно, он не сможет полностью завоевать внимание. Однако уже через несколько минут зритель вынужден опровергнуть свои первые чувства, ведь аниме довольно решительно разворачивает свои границы увлекательности, открывая совершенно неизведанный мир. Хрупкая и болезненная женщина преклонных лет превращается в юную и красивую девушку, стремительно стирая время. Да, это всего лишь история одной любви. Мы будем путешествовать по жизни Фудзивары вместе с Гиньей Татибана — человеком, который восхищался этой актрисой не столько как известной личностью, сколько ее поразительной силой воли и несгибаемым духом. Жизнь этой женщины была непростой и на ее пути чаще встречались враги, нежели друзья, но жажда найти любимого человека была гораздо сильнее и ярче всех невзгод и бед. Наверное, именно поэтому девушка так быстро стала популярна, и чем сильнее становилось ее стремление отыскать любимого, тем больше храбрости вселяла она в сердца сломленных войной людей. Повстречав однажды одинокого художника, и навсегда полюбив его, всю свою жизнь она посвятила только ему. Судьба часто несправедлива, и в поисках Чиёко позабыла обо всем. Даже о себе. Трагедия, ставшая одной из самых красивых историй. Символизм ведьмы, нередко возникающей на пути актрисы, четко и вполне логично подводил неопровержимую черту, отнюдь, не утешающую. Заставляя задумываться над некоторыми истинами, создатели не акцентировали внимание на какой-то одной проблеме, ведь в фильме их великое множество. Пусть каждый решит для себя, в чем заключалась их суть, ведь на эту тему говорить можно еще очень долго. Я же остановлюсь на том, что приведу, по-моему, очень точное описание всего сюжета одной пословицей: Жизнь прожить — не реку переплыть. Очень красивое и неоднозначное кино. Слишком трагичное, чтобы смеяться; слишком ироничное, чтобы плакать. Одно из тех, что навсегда останется в памяти и вполне возможно поможет переосмыслить прожитые годы. Ведь может статься так, что всего один маленький предмет, кажется, потерянный давно, и исчезнувший не только из памяти, но и из жизни, внезапно появится вновь, с тем, чтобы снова наполнить человека желанием что-то изменить. - Вконце концов, я так любила тебя искать. 9 из 10 Приятного просмотра!
«Поиски одного человека не дают вам стареть». Анимационная картина «Актриса тысячелетия» — это второй крупный проект видного японского режиссера Сатоши Кона, который он представил в начале прошлого десятилетия. Лента была тепло принята как у себя на родине, так и на зарубежном рынке, покорив критиков и зрителей трогательным сюжетом и необычным концептом. Фабула строится вокруг режиссера Гэнья Татибана, занятого над документальным фильмом об известной японской актрисе Чийоко Фудзиваре, которая покинула актерское поприще много лет тому назад. Вернув принадлежащий ей когда-то маленький ключик, Татибана получает возможность узнать тайны прошлого актрисы: когда, несмотря на протесты матери, она, будучи подростком, движимым волею судьбы и трепетной любовью, становится актрисой, чтобы отыскать однажды повстречавшегося ей таинственного художника. Одним из самых невероятных аспектов картины, придающих ей определенную уникальность, является своеобразный атипический концепт, созданный по аналогии «фильм внутри фильма». Специфичность заключается в том, что нарратив картины не линеен: описываемые события идут врознь традиционному повествованию, выбиваясь из правильного хронометрического порядка. Используя нарезки из старых фильмов главной героини, как элементы флэшбэка, режиссер добавляет оригинальность и глубину происходящему. Так он подчеркивает стремление всей ее жизни встретиться вновь с загадочным художником-диссидентом, которого Чийоко преследовала не только в жизни, но и в своих же фильмах; ее роли были разными отражениями собственных воспоминаний и переживаний, которые отдавались эхом в ее жизни. Трудно определить среди сцен, которые отличаются разными жанрами, постановками и сюжетом и сменяются лишь плавными переходами, компенсирующими отсутствие всякой смысловой связки, воспоминания актрисы от ее киношных работ. Режиссер словно предоставляет зрителю элементы пазла, не имеющие выемок и выступов для крепления, тем самым позволяя собрать цельную картину, опираясь лишь на чувственное восприятие. Композиция, несмотря на нелинейность нарратива, кольцевая, что становится понятно с усвоением некоторых любопытных режиссерских приемов, что также можно назвать как определенную символику. Концепция фильма держится на определенных деталях, периодически появляющихся на экране с самого начала: землетрясении, предвещающем очередную беду, заснеженной погоде при встрече Чийоко с беглецом, цветущем лотосе и, конечно же, маленьком ключе, предмете, делавшим Чийоко столько особенной и вечно напоминающим ей о главной мечте, при потере которого она сильно заболевает и прощается с карьерой актрисы, но обретает покой, как только он снова оказывается у нее в руках. Режиссер картины Кон создал не только удивительную концепцию, но и добавил к ней множество потрясающих постановочных решений и ходов. Преследуя цель сделать картину живой и динамичной, Сатоши Кон не разменивается на ненужные кадры или сцены: элементы раскадровки он использует как фоновые рисунки, тем самым заменяя лишние сцены описания; чтобы добавить ощущение причастности, он сводит на экране две реальности — прошлое актрисы и операторскую съемку Татибана, отчего пропадает надобность иллюстрирования их диалогов. Также Кон использует фрагменты картин Чийоко, как отправную точку для переплетения разных жанров, характерных для японского кинематографа, будь то историческая военная драма, мистический хоррор или стремительные баталии ловких ниндзя. Во всех этих коротких отрывках из сцены в сцену Чийоко представляется зрителю в окружении похожих образов, сыгранными одними и теми же людьми — полицейским со шрамом, завистливой актрисой или бессменным помощником. Сочетание потрясающего концепта и броских режиссерских приемов стали краеугольным камнем успеха ленты, что, несомненно, превозносит творение Сатоши Кона на ступень выше остальных анимационных фильмов. Но главная причина, почему картина «Актриса тысячелетия» получила столь широкое признание и любовь зрителей, — это та пронзительная и чувственная история о мучениях безответной любви и борьбе за свое счастье. Всего за полтора часа хронометража картины действие проносится через пересечение множества фильмов, актеров и историй, которые крутятся вокруг своей главной звезды — Чийоко Фудзиравы, актрисы, сыгравшей тысячи ролей в надежде достичь недостижимое.
Никогда ранее не смотрела (имеется ввиду, повально, всё подряд, с величайшим восторгом, так, как это делают фанаты подобного ответвления искусства) и не любила аниме. Никогда. Даже несмотря на тот факт, что лучшая моя подруга очень любит эти «японские мультики» и мне самой когда-то в детстве очень понравилась лента Миядзаки «Унесенные призраками». Всегда с иронией относилась к восторженному лепету об очередной просмотренной подругой картине, искренне не понимая, да даже и не собираясь понимать, что можно поразительного находить в мультфильмах. То ли дело фильмы, правда?.. Тем не менее — после просмотра аниме «Актриса тысячелетия» я остаться равнодушной не смогла. Картина… просто потрясающая. Удивительно в ней всё, особенно для новичка вроде меня. Удивительно, в первую очередь, точно в картине отражен японский менталитет, так ярко, так остро! Просто смотришь на мать главной героини, и на ум приходит одно: «До чего строгая, волевая женщина, истинная японка!» Во-вторых, конечно, удивителен принцип построения сюжета. Казалось бы, всего-то мультфильм, а сколько в нём недетского… Война, несправедливость, злость, жадность, зависть — но всё это блекнет перед любовью главной героини, этаким лучом света, который она проносит через всю жизнь в своей душе. Да, наверное, это не ново, всё это мы видели не раз в других фильмах, но факт-то в том, что в Голливуде подобные темы уже настолько «засахарились», что смотреть тошно, не веришь ничему. А здесь — здесь всё так свежо, так ново, это как легкое весеннее дыхание среди нерастаявших глыб (как мечтается о весне в такие холода…). Вы не устанете от просмотра, не утомитесь от пафосных и бессмысленных речей. Это нечто совершенно новое, нежное, замечательное. И да — подобное аниме можно смело назвать фильмом. По крайней мере, если бы такой фильм решили поставить, я бы с удовольствием в нём снялась :) 9 из 10
Несмотря на, думаю, довольно внушительный список фильмов, просмотренных, запомненных, полюбившихся, и затертых до дыр, это аниме станет моей первой рецензией, потому что таких эмоций у меня больше ничего не вызывало. И я, как ни силюсь, не могу найти этому причин. Я плакала, плакала навзрыд, горько, сопереживая истории, рассказанной нам не режиссером — но старой женщине, прожившей сотни жизней на экране, и… одну, совсем маленькую — в своей реальности. Что жизнь для нее? Экранные героини, из разных эпох, но говорящие нам об одном: каково это, любить, глубоко, горячо, искренне… того, кого, скорее всего и нет на свете. Женщина, влюбленная не столько в человека, сколько в боль и бег за ним. Женщина, не живущая, казалось бы, в реальном мире. Мы не знаем, где реальность в этом фильме, а где экран — но это и не важно. Чувство, которое дало ее жизни смысл. Порой так важно бежать. Даже если ты не знаешь, куда бежать, даже если ты не видишь цели, но знаешь, что она есть, где-то там, может быть на заснеженном поле в Хоккайдо, где любимый рисует пейзаж и ждет тебя, на другой ли планете, а может быть, в другой жизни? Неважно, где, и неважно, что у тебя осталось. Она не помнит его лица, от него остался лишь маленький ключик, письмо, и картина на стене, изображающая ее собственное, молодое лицо. Она состарилась, и в зеркале уже не милая девочка, а хрупкая, как веточка, пожилая женщина — любовь все та же и цель все та же. Нужно идти… дальше. Улыбка Тиёко, отправляющейся в новое, последнее, путешествие за тем, кого она искала всю свою жизнь. Слезы, ручьем катящиеся по моим щекам. Найдет ли его она?… Не так это и важно. Она прожила тысячи жизней в погоне за ним, и, несмотря на отчаяние, охватывающее ее порой, она любила эту погоню.