Этот фильм уже вызвал и еще не раз вызовет резонанс, возможно, теперь не общесоциальный, но личный. Тема жизни и вопрос как ею распорядиться, на мой взгляд, мелькает в умах всех людей, как одобряющих добровольность момента ухода, так и выступающих в негативной позиции. Считающих самоубийц, не взирая на рамки их поступка, слабовольными, при том тотально: будь то девочка, прыгнувшая с крыши из-за любви, или государственный муж, наделавший ошибок и долгов, или смертельно больной, не желающий пребывать остаток дней в мучениях… На критику данного момента у меня есть один, возможно, глупый и совсем не смешной ответ: а Вы сами пробовали когда-либо переступить черту? Это, пожалуй, наоборот самое волевое решение, которое может себе позволить одна человеческая жизнь. Для кого-то мечта жить или выжить, для кого-то умереть. И не стоит превозносить одну и недооценивать другую. И сам Рамон Сампедро, и Хавьер Бардем под руководством Аменабара и сценария, взятого из печатных источников пера самого Сампедро, проделали великую работу на благо социума. Да, появился раскол. Но эту тему стоило затронуть. Стоило сделать мировым катарсисом. Стоило показать, чтобы каждый мог заглянуть в свою душу и дать внятный односложный ответ «за» или «против». Самоубийство, убийство и эвтаназия – похожие понятия, из одного вытекает другое, но с многими «если». В 2005 году, после новой волны общественной полемики по поводу судьбы Сампедро, связанной с выходом фильма и после того, как истёк срок давности за её деяние, Рамона Манейро публично признала, что дала своему другу стакан с ядом. Она выступила по телевидению, рассказав о последних часах жизни Сампедро, чтобы снова поднять вопрос об эвтаназии, как того хотел Рамон, и «раз и навсегда покончить со спекуляциями». «Я сделала это из любви, но здравый смысл заставил меня смириться с этим», — сказала она. «Я не мать Тереза… Мне было с ним очень хорошо, но я знала, что он должен был уйти, потому что он этого хотел». Воистину сильная женщина. И, конечно, воистину сильный мужчина. Рамон Сампедро – это персона историческая нашей с вами социальной истории.
В 2004-ом году эта картина совместного производства Франции, Италии и Испании получила премию 'Оскар' за лучшую работу на иностранном языке. Для молодого постановщика Алехандро Аменабара это стало настоящим признанием его таланта не только в континентальных рамках Европы, но и теперь для всего мира. А ведь это была лишь четвёртая полнометражная лента Аменабара... 'Море внутри' - самая философская картина у режиссёра, после просмотра которого каждый зритель в свободной форме мог варьировать основную мысль, заложенную в фильме. И это стало самым главным. Даже драматический триллер 'Открой глаза' не давал столько пищи для ума, сколько 'Море внутри'. Конечно, подавляющее большинство людей не сталкивалась с такой проблемой и всем желаю, чтобы не столкнулись никогда. Но я для себя, кроме мысленных упражнений на тему 'Жизнь и смерть', выявил ещё одну сакральную истину, разыгрываемую в картине - о свободе выбора человека. Главный герой не раз говорит о том, что если человек смог выбрать жизнь, то почему он не может выбрать смерть? Также все заметили потрясающие исполнение от всего актёрского ансамбля. Никто не выпадал из него и даже те актёры, которые играли второстепенных персонажей, внимательно подошли к своей работе и если бы не их короткий хронометраж в ленте, то все запомнили не только бы Хавьера Бардема и Белен Руэду. 'Море внутри' стало настоящим откровением художественного кино. В нём кроме блестящей режиссуры, сценария и игры актёров имеется и превосходная работа от гримёров (что также было отмечено номинацией на 'Оскар') и монтажёров, мастеров по свету. В общем, придраться здесь не к чему. Отдельно хотелось бы выделить очередную фантастическую работу от оператора Хавьера Агирресаробе. Это вторая совместная работа его с Алехандро Аменабаром и очень бы хотелось, чтобы не последняя. Два профессионала с большой буквы, судя по качеству выпускаемых ими фильмов, прекрасно понимают друг друга, создавая шедевры (пусть, возможно, они таковые и не для всех). Итак, 'Море внутри' настоящий фильм про настоящих людей. Можете как угодно воспринимать идеи главного героя, но не забывайте о том, что у всех должен быть свой свободный выбор - это основная мысль фильма. Если Вы в поисках интеллектуального кино, то советую Вам посмотреть данную ленту, переживания и умственная нагрузка Вам обеспечена, наравне и проверите свою психологию и отношение к нынешнему миру на фоне личностной драмы одного человека. 9 из 10
'Море изнутри' - это фильм, который оставляет зрителей пораженными, глубоко задумывающимися над смыслом жизни и смерти. Режиссер Алехандро Аменабар привлекает наше внимание к вопросам, которые редко обсуждаются в обычных фильмах. Это интенсивная и эмоциональная картина с отличной актерской игрой и философским подтекстом. Одна из ключевых сильных сторон фильма - это актерская игра, особенно выдающееся выступление Хавьера Бардема в главной роли. Его интерпретация персонажа с глубиной и эмоциональной энергией захватывает зрителя с первых минут. Бардем проникает в душу своего героя и передает его сомнения, страхи и надежды в самых тонких нюансах. Его превосходное мастерство актера создает крепкую связь зрителя с героем и позволяет лучше сопереживать его путешествию и вопросам, которые он задает. Сюжет фильма 'Море изнутри' также обращается к непростым вопросам жизни и смерти. Герой, парализованный вследствие прыжка в воду, сталкивается со своей физической неполноценностью и переживает поиски смысла в своей новой реальности. Фильм задает глубокий вопрос о том, что делает нашу жизнь ценной, как мы ищем смысл и определяем свою истинную цель. Эти философские темы пронизывают всю картины, заставляя нас задуматься о ценности жизни и о том, как мы можем найти свою путь на фоне страдания и ограничений. Визуальное исполнение фильма впечатляет своей красотой и сочетанием символических образов. Режиссер Алехандро Аменабар создает атмосферу загадочности и спокойствия, которая пронизывает всю картины, погружаясь в бездонные глубины океана, которые становятся метафорой для внутреннего мира героя. Визуальные эффекты и камера работают в совершенстве, подчеркивая эмоциональный контекст фильма. 'Море изнутри' - это фильм, который требует от зрителя внимания и интеллектуального вклада. Он погружает нас в глубины эмоциональной рефлексии, позволяя нам задать вопросы о месте и смысле нашей жизни. Хавьер Бардем и остальной актерский состав создают потрясающую атмосферу и передают сложность эмоций своих персонажей. Режиссерская работа Алехандро Аменабара заслуживает похвалы за его профессионализм и тонкий подход к непростым темам. В заключение, 'Море изнутри' - это фильм, который заслуживает внимания киноманов, находящихся в поисках фильмов с глубиной и смыслом. Он оставляет в нас след на долгое время, заставляя задуматься о важных вопросах смысла жизни и нашего существования. Это картина, которая дает возможность увидеть море изнутри - океан, полный магии и загадок, которые скрываются в глубине наших душ.
Во время пляжной прогулки Рамон Сампедро решил показать класс ныряния девушке, которая ему нравилась. Желание было столь сильным, что молодой моряк напрочь забыл об отливе и нырнул со скалы в том месте, где глубина в это время не покрывала человеческого роста. Так статный юноша получил пресловутую «травму ныряльщика» с умопомрачительными последствиями – переломом позвоночника, полным параличом конечностей и, как результат, пожизненным пребыванием в неподвижности. Пролежав больше двадцати лет парализованным, он пришел к мысли, что должен уйти из жизни. Но проблема заключалась в том, что Рамон даже яд не мог принять самостоятельно. Все, что он был способен делать без помощи посторонних – это моргать и разговаривать. Он так невыносимо страдал, что умолял врачей помочь ему умереть, но всегда получал отказ. И тогда Рамон решил добиваться желаемого официальным путем: начал обращаться в суд, доказывая свое право на эвтаназию. Но опять с тем же результатом. Все это время за Рамоном ухаживала семья старшего брата, а в последние годы рядом с ним были две женщины - Джулия, его адвокат в судебных тяжбах, и Роза, отчаянно пытавшаяся убедить Сампедро, что жить стоит, несмотря ни на что. Демонстрируя удивительную силу духа, Рамон научился писать на «самодельном компьютере», нажимая на клавиатуру зажатой губами палочкой. И в итоге он все-таки нашел способ решить главную свою проблему... В основе фильма абсолютно реальная история испанца Рамона Сампедро, который долгие годы боролся за право покинуть этот мир. Алехандро Аменабар выбрал пожалуй, единственно верный угол зрения на эту болезненную тему. Он не стал концентрироваться на полемике вокруг плюсов и минусов эвтаназии, что, скорее всего, сделали бы в Голливуде, утопив сюжет в судебных препирательствах, а изначально взял сторону своего героя. Дальше дело было «за малым»: требовалось найти такого исполнителя, которому бы симпатизировали зрители. Аменабар пригласил на главную роль секс-символа испанского кино Хавьера Бардема, но при этом до неузнаваемости изменил его внешность. 35-летний красавец-мачо превратился в полысевшего 48-летнего паралитика, излучающего такой мощный заряд жизненной энергии, что при всем желании не хочется говорить лишь о степени актерского перевоплощения. Поскольку на экране предстает феномен другого рода: все внешние приспособления остаются где-то там – на втором-третьем плане, уступая место такому редкому явлению, которое можно назвать обаянием личности. Фактически Бардем играет здесь одними глазами: даже толстый слой грима не мешает ему излучать взглядом столь сильное жизнелюбие, что возникает странное противоречие или, если хотите, неожиданная метаморфоза – «парадокс Бардема». Его герой хочет покончить с собой, но при этом как магнит притягивает к себе. Актер делает что-то невероятное и невозможное: в состоянии полной неподвижности он задействует некий энергетический источник, который подобно сиянию приковывает внимание к персонажу. В результате два часа смотришь на него, как завороженный. Можно понять тех женщин, которые буквально льнули к Сампедро, умоляя его то жениться, то хотя бы просто заняться любовью. И эта женская осада, даже, можно сказать, борьба за право быть рядом с парализованным инвалидом, не выглядит здесь сценарным произволом. Получив через четыре года (во второй раз) «кубок Вольпи» на МКФ в Венеции, присуждаемый за лучшую мужскую роль, Бардем автоматически перешел из и без того немногочисленной когорты больших актеров в категорию великих исполнителей, единовременное число которых никогда не превышало количества пальцев на одной руке.
Алехандро Аменабар представил на суд зрителей картину, снятую на основе реальных событий, о человеке, борющемся с бюрократической системой и отстаивающим свое право на добровольный уход из жизни. Рамон Сампедро - полностью обездвиженный человек, в здравом рассудке, и находящийся в таком состоянии уже целых 28 лет. 2 года назад он принял решение покинуть этот мир. Его близкие, казалось бы, поддерживают его решимость, только старший брат категорически не желает понять и принять стремление брата уйти из жизни при помощи эвтаназии. Адвокат Рамона - Хулия, женщина страдающая тяжелым недугом - рассеянным склерозом, пытается облегчить его страдания. Она отстаивает интересы героя в суде и помогает выпустить его книгу. Между ними пробегает искра и зарождаются чувства. Способна ли будет эта любовь изменить отношение героя к самой жизни и помочь ему полюбить такую жизнь? Способна ли будет эта любовь понять стремление героя к добровольной смерти и помочь ему осуществить задуманное? Имеем ли мы право осуждать человека, принявшего столь непростое решение как для себя, так и для своих родных? Хватит ли у нас сил и понимания, чтобы осознать правильность такого выхода из сложившихся обстоятельств? Фильм не дает однозначного ответа на столь сложные вопросы, хотя позиция режиссера очевидна. Фильм полностью перевернул мое представление об эвтаназии. До просмотра этого фильма мое отношение к ней было резко отрицательным. Теперь же я боюсь задавать себе этот вопрос, так как ответа на него я больше не знаю. 10 из 10
Данная картина просто приковала меня к экрану телевизора. Она меня парализовала... Иногда ловила себя на том, что затаив дыхание смотрю на Хавьера Бардема и его муки. Я давно смотрела 'Море внутри', но впечатления от увиденного не покинули меня и по сей день. Самая яркая картина, которая крепко врезалась в сознание и стоит перед глазами каждый раз при воспоминании о фильме - это, конечно же, прыжок героя с обрыва. Я не считаю себя слишком уж впечатлительной, но в том момент с обрыва будто летела я сама... Уж очень реально показали эту сцену! Касательно, выбора главного героя, могу только сказать, что авторская группа не прогадала. Я совсем другими глазами взглянула на Хавьера Бардема и его актерское мастерство. Он гениален! И я безумна огорчена тем фактом, что на Оскар были номинированы ХУДОЖНИКИ по гриму, а не сам актер. Актер, который оставался без движения даже с выключенными камерами, актер, который способен играть одними глазами. Впечатляет трезвый рассудок героя, его речи, слова, а ведь он большую часть своей жизни такой и при этом не ведет себя как жалкий суицидник, а борется... пусть даже за уход из жизни. Нельзя посмотреть этот фильм и не углубиться в самоанализ, нельзя остаться равнодушным к судьбе героя, нельзя не посмотреть этот фильм!
Кто-то почему-то считает, что имеет право препятствовать человеку распоряжаться своей жизнью. Если человек хочет умереть, то это его право, разве нет? Так нет же, созовут полицию, спасут самоубийцу, начнут лечить его, проводить напутственные, душеспасительные беседы и типа помогать. Почему государство лишает человека свободы даже в этом? Жизнь – это право, а не обязанность, как точно подметил главный герой фильма. Фильма шикарный. Хавьер Бардем великолепный актер, несмотря на то, что так часто играет плохих людей, и внешность у него не сразу располагает к себе. Хотя актерскому таланту это и не мешает. Весь фильм он неподвижно лежал в постели и двигать мог только мускулами лица, но этого хватило для невероятного исполнения роли. У него такие добрые глаза и такая искренняя улыбка – невероятное перевоплощение, если сравнивать с фильмами «Призраки Гойи» или «Старикам тут не место». Идея фильма наводит на много-много мыслей, которые и не сразу перечислишь. Например, как непросто приходится близким и любящим человека, который тяжело болен. Каким сильным духом обладают люди, физически неполноценные, как они преодолевают себя и как много могут сделать. Отсюда развивается мысль вообще о человеке: чем больше у человека возможностей сделать что-либо, улучшить свою жизнь, помочь другим, тем меньше он это делает или вообще не делает. И наоборот. В фильме затронуто много тем, которые прекрасно сочетаются друг с другом и создают грустную, но одновременно светлую историю человека. Смотрите, не пожалеете.
Этот фильм представляет собой удивительное сочетание грусти, искренности, боли, чести, любви. Наверное, я давно так не сопереживала персонажу. Начнем с того, что я случайно наткнулась на это кино. При этом моя позиция на счет эвтаназии была категорична - нет. Хотя я, к примеру, считала приемлемой смертную казнь для террористов, маньяков и т.д. Так вот. Сейчас, спустя три месяца после просмотра этого фильма, я могу сказать одно: я не знаю. Это фильм, на титрах которого ты все еще смотришь на экран, потому что тебе нужно свыкнуться с тем, что это кино. Я безоговорочно советую посмотреть этот фильм всем, кто хочет по окончании просмотра вздохнуть полной грудью. Этот фильм дает надежду, несмотря на всю трагичность сюжета. Он заставляет осмыслить, а все ли ты делаешь так, а не будешь ли ты жалеть, случись подобное с тобой. Это фильм, который нужен хотя бы для того, чтобы мы были человечнее. Спасибо Аменабар! Спасибо Бардем! Я ставлю 10 из 10
Картина достаточно непростая, но немало сглаженная красивыми видами природы, это смягчает. Когда случается что-нибудь плохое, всегда хочется от этого поскорее отделаться, как ты ни ври себе, что боль и трагедию нужно хорошенько ощутить, на самом деле ты поскорее хочешь смыть это все. Заглушить чем-нибудь более простым и светлым. Тебе хочется повода улыбнуться и расслабиться. Действительно расслабиться и отойти от тяготящих размышлений о чем-то большом сложном и трагичном. Хочется побыстрее ощутить простоту и легкость, чтобы выровнять свое мироощущение. Примерно то же самое, хочется после этого фильма, но еще раз повторю, он немало заполнен сам этими 'сглаживающими' элементами, без них было бы совсем тоскливо. Два часа, в которые у меня так и не получилось отключиться от своих размышлений и полностью погрузиться в мир персонажа. Но два часа, которые в немалой степени меня заняли, мое лекарство от скуки. Немного горькое, с послевкусием. Любовь - это принятие, компромисс или противодействие любым необратимым обстоятельствам? Согласие идти вразрез со своими интересами, по желанию любимого человека, или неотступная борьба за 'общее счастье'? Наверное, все крайне субъективно и неоднозначно... 8 из 10
Как вы относитесь к эвтаназии? Считаете ли вы людей, годами ждущих решения суда на добровольную смерть, психически слабыми? Если вы человек религиозный или верующий, то можете апеллировать весьма абстрактным доводом, что жить и умирать определяет бог. В 21 веке вопрос эвтаназии стал одним из важнейших вопросов нашего общества. Люди продолжают спорить 'нормально это или нет?', хотя вроде уже понятно, что эвтаназия не найдет широкой поддержки даже в Европе. Есть у меня такой любимый британский писатель, едкий сатирик-фантаст, по имени Терри Пратчетт. Его постигла страшная болезнь, которая грозила полностью обнулить его личность, до чего Пратчетт докатиться не пожелал (и правильно!). Он выбрал эвтаназию, подписав договор с клиникой в Швеции. Эвтаназию поддержал не только Пратчетт, но и многие видные писатели, журналисты, деятели искусства, общественные деятели, не говоря уже о тех лицах, которые в силу своего здоровья хотят прекратить 'овощное' существование на обочине жизни. Рамон Сампедро (исполняет удивительный Хавьер Бардем) - бывший моряк. В молодости он много путешествовал, познавал, любил - короче наслаждался жизнью. Особое место в его сердце отведено морю, где Рамона и постигла трагедия, но которое [море] он продолжает любить и представлять его образ, чтобы расслабиться. Не смотря на отсутствие реакции от шеи и ниже, испытывая отвращение к своему почти немощному состоянию, Рамон как-то трепетно относится к жизни ('Я не осуждаю тех, кто выбирает жизнь'). Он любит свою семью, пытается помочь другим людям, заводит друзей, воспитывает племянника, слушает радио и классическую музыку, пишет стихи, умудряется шутить, бунтовать, изобретать и даже влюбиться в своего адвоката Хулию. При этом Рамон тверд в своем решении на эвтаназию. Что такое метр для здорового человека? Метр - это почти два шага, и можно прикоснуться к любимому человеку, можно пожать руку другу, выйти за пределы дома... Для здорового человека метр - сущие пустяки! Однако для Рамона в его состоянии, длящемся 26 лет, метр - это то, что стало иллюзией, как и сама его собственная жизнь без свободы передвижения. Мы все хотим лучшего для себя, только это 'лучшее' зависит от обстоятельств. Для Хулии выиграть судебное дело об эвтаназии столь же важно, как и для самого Рамона. 'Это не просто очередное дело, - говорит она. - Поверьте, я понимаю Рамона'. Смерть всегда с нами и никуда не исчезнет. Она является частью нашей жизни. Люди умирали, умирают и все мы вообще-то когда-нибудь умрем. Должна ли смерть нас пугать? разве не осознание смертности в какой-то степени делает нашу жизнь краше, заставляя нас с девизом 'жизнь дается один раз!' идти на сумасшедшие яркие поступки. Почему людей пугает смерть, но не пугает неполноценность жизни в силу каких-то стереотипов, культурно-общественных кодов, утверждающих, что Х не может делать шаг У? Страх перед эвтаназией - это страх перед забвением, что смерть в ее глобальном масштабе перестанет рассматриваться как трагедия человечества, а будет уже чем-то обычным, вызывающим равнодушие нежели горечь утраты. Отдельно от настроения эвтаназии хотелось бы выделить семью Рамона, чудаковатую Розу и преданную своему делу Жене, которые противопоставляются парализованному священнику и бюрократической судебной системе. Эти близкие Рамону люди возможно и не поддерживают эвтаназию, но они любят и поддерживают Рамона как могут. Во многом благодаря им фильм получился теплым, насыщенным, искренним. Итог: Интеллектуальная картина. Рассказана без эксплуатационных целей сделать имя на щекотливой теме. Раскрывает душу Рамона и его 'маленького королевства'. Не пропаганда самоубийства, но призывает задуматься. Присутствуют: Виды с параплана, литературная критика, авантюра, рождественский подарок. Отсутствуют: супружеские измены, инопланетяне, бизнесмены, психоаналитики. 9 из 10
Тело - тюремная клетка (с) Что значит симпатия, которую ты испытываешь к тому или иному? Как ты можешь при этом исключать тело? Разве человек, из которого ты вычтешь тело, все еще человек? (с) Милан Кундера 'Бессмертие' Тема людей, чья жизнь обречена, очень популярна в кинематографе - 'Человек дождя', 'Достучаться до небес', '1 + 1'. Прочитав аннотацию на фильм, я ожидала очередную 'душещипательную' историю, но лента подкупила своей искренностью и небанальностью. В отличие от главного героя '1 + 1', Рамон не миллионер, у него нет обслуживающего персонала, личного врача, возможности путешествовать, и большинство времени он слушает любимые пластинки, смотрит в окно или пишет стихи, держа ручку в зубах. Спуститься со второго этажа и совершить прогулку по городу на коляске он соглашается пару раз в год, и до чего же искреннее у него удивление, когда он за столько лет едет в другой город, видит машины, людей, дорогу. Сразу сам начинаешь ценить это большое счастье - жить и созерцать. При чем режиссер подводит к этому с помощью такой простой зарисовки, которая стОит десяти пафосных сцен. Вообще весь фильм прост, откровенен - и это подкупает. Обычный моряк из маленького городка с большими надеждами, обычная семья с фермерскими проблемами, но каждый характер детально прописан, в ленте нет пустых фигур. Центральный персонаж - Рамон - в первую очередь личность, яркий, интересный мужчина, которого судьба ограничила в клетке собственного тела. Но тем не менее он притягивает - своей харизмой, силой воли, умением говорить прямо нелицеприятные истины, своим своеобразным черным чувством юмора ('Я схожу тут пока кофе сварю'). Он не хочет вызывать жалость, поэтому старается все свои эмоции и страдания заменить улыбкой. Фильм учит нас смотреть по-другому на такие вещи, как добро, зло, совесть, честь, достоинство. Когда ты прикован к постели, трудно чувствовать себя человеком, но у Рамона это получается - даже в таком состоянии к нему приходят друзья, в него влюбляются девушки, а племяшка-обалдуй видит в нем не груз семьи, а классного дядю, с которым можно глянуть футбол и поговорить о жизни. Умереть Рамон тоже хочет с достоинством, но общество слишком эгоистично, оно не готово принять другую точку зрения, сколько бы адвокат не повторял фразу о жизни в светском государстве, предрассудки глубоко въелись в головы людей. Фильм - крик о том, почему право на смерть не может считаться столь же священным для каждого человека, как и право на жизнь? Существует много кинофильмов про розовые няшности и неземные страсти между представителями разных полов, но 'Море внутри', подобно книге Хемингуэя 'Иметь и не иметь', одна из немногих, в которой поднимается вопрос ИСТИННОЙ любви. Роза уговаривает Рамона жить ради нее и ее любви, но мужчина объясняет ей, что, если бы она любила по-настоящему, то помогла бы ему умереть, Хулия не понимает, почему Рамон отказался от любви девушки, с которой встречался до трагедии, почему не женился на ней, брат Рамона втайне ненавидит его, считает, что он и его семья стали рабами паралитика, но желание Рамона избавить их от этого рабства он воспринимает как предательство и неблагодарность. Каждый из этих случаев - лакмусовая бумажка, чтобы отличить любовь от подделки, истинная любовь - не порыв, как выразилась Роза, настоящая любовь исполняет не свои желания, а желания любимого. Кто более гуманист - Рамон, который хочет уйти из жизни, чтобы не быть обузой близким людям, или парализованный священник, за которым ухаживает масса молодых послушников, которые могли бы помогать другим, священник, который вместо помощи, приносит осуждение и ненависть, не понимая, что волна пустословия разобьется о твердую скалу жизни, а благими намерениями выстелена дорога в ад. Чья любовь к людям более настоящая? Рамон бьет не в бровь, а в глаз, когда общается с родственниками, друзьями, любимыми, его речь всегда рациональна, а стихи - пронзительны. Но главное - он по-житейскому мудрый и добрый, он выслушивает надоедливую Розу, он учит Хавьера любить и ценить своего дедушку, в его лице читается искренняя благодарность невестке. Во что влюбилась Хулия и Роза - в отражение своей собственной беды, в доброту Рамона или в его харизму и проницательность? Этого мы никогда не узнаем, как и то, почему Хулия не приехала - но ведь решение умереть очень личное для каждого человека, его нельзя перекладывать на других. Рамон не обманывает никого, не манипулирует ничьими чувствами - и даже Розе он говорит просто 'спасибо'. Такое громадное 'спасибо' хочу сказать и я режиссеру за фильм, который заставляет чувствовать и думать. 10 из 10
Вы неуверенно пытаетесь заглянуть в окна чужого дома. Совсем недавно оттуда доносился теплый приятный голос, рассказывающий о чарующем (а другой эпитет тут сложно подобрать) море. Но занавески задергиваются, а навстречу вам проносится странная взбалмошная женщина. И вот вы уже вместе с этой женщиной уноситесь в серую сырую мглу, такую далекую от иллюзорного домашнего уюта. Это всего лишь пролог, дающий резкий контраст, призванный подготовить вас к разыгрываемой драме. Драме, в которой жажда жизни и смерти переплетутся в странном танце, моральные принципы пошатнутся, а вера в справедливость примет все оттенки от божественно-ясного до по человечески мутного. Вы готовы войти в этот дом, ставший убежищем для человека с улыбкой Будды? Вы знаете, с чего начинаются личные трагедии? Море сыграло чудовищную шутку с Рамоном Сампедро. Подарив на пару лет крылья ничем не скованной свободы, оно с беззвучной усмешкой сломало их о сбегающую приливную волну, навсегда приковав человека к инвалидному креслу. Время не остановилось, свет не померк, а море, повинуясь избитой ницшеанской истине, только сделало Рамона сильнее. Запертый в четырех стенами дух воспарил над телесной оболочкой в попытке понять значение жизни. И глядя в эти улыбающиеся глаза, последнее, о чем вы можете подумать, будет смерть. А ведь смерть стала главной целью искалеченного мужчины. Не пропитанное страхом, затянувшееся ожидание неминуемого конца, но достойная встреча последних минут. И эта цель стала идеальным поводом для начала борьбы. Борьбы с моралью, государством, чувствами близких, и, конечно же, с самим собой. Вы можете точно определить, сколько эгоизма в простом желании разом прекратить свои мучения? Что это - слабость и трусость или наоборот героический шаг к расстановке всех точек над «i» единым взмахом? Попытка постичь все значения страшного слова «эвтаназия», оборачивается игрой в демагогию. Слишком много сиюминутных переменных, которые нельзя принять за истины даже в хорошем приближении. Человек принадлежит государству, семье, Богу, себе, никому. Но только не Рамон Сампедро. Его обездвиженное тело давно превратилось в нечто большее. Для общества «За достойную смерть» - это знамя, прижизненный мученик, покупающий своими страданиями потомкам право распоряжаться своей жизнью. Для священников – заблудшая овца, которую во что бы то ни стало нужно показательно вернуть в приветливое русло религиозной морали. Для родных и близких – ширма, набор ритуалов, за которыми можно прекрасно спрятаться от тех бурь, что бушуют снаружи и внутри семейства. Для случайных и не совсем случайных прохожих – мудрец, дарующий понимание ценности жизни. Вы чувствуете душу, что томится в этой обезображенной плоти. Она до последнего вздоха будет принадлежать мужчине. И что бы ни говорили доктора, какие бы условия ни ставил недуг, женщина всегда вернет мужчине веру. Одна вдохновила Рамона на бой с системой, другая - помогла ему дописать книгу, третья - выполнила желание, одолевающее Сампедро последние тридцать лет. Почти библейские образы. Мать, любовница, раскаявшаяся блудница, избавительница. Наполненные ощущением собственной значимости, каждая из них пытается вдохнуть в жизнь Рамона смысл, показать, что небытие страшнее страданий. И лишь одной, той, что обрела рядом с ним настоящую любовь, было уготовано пройти до конца. Она для него стала ангелом смерти, и ее невинный поцелуй в лоб, это прощание, лишенное слов, заставило колотиться сердце поэта-моряка так бешено. Вы вправе замкнуться в своем собственном мнении. Вы можете откинуть книгу «Письма из ада», наполненную стихами и чувствами Рамона Сампедро. Вы в состоянии закрыть глаза и уши и пропустить мимо себя почти документальное «Море внутри». Но не это ли называется смертью? Безучастие к страданиям других. Нужно обладать известной долей черствости, чтобы оттолкнуть руку, протянутую с мольбою о помощи. Вот перед вами человек, чья жизнь превратилась в бледное существование. Но даже в таком виде он смог подарить множество жизней другим людям. Наполняя их светом, любовью и желанием бороться. Мечтая о смерти, он пробуждал силы в других. Вдохновенный борец, сумевший пережить пустоту в себе, наполнив ее морем, а значит победить саму смерть.
Нравится мне испанский кинематограф, что-то в нем есть, он не такой как все, в нем люди выглядят более реальными, настоящими, они такие же как мы с вами, со своими слабостями и страстями. Жизнь показывают такой, какая есть, без приукрас. Поэтому истории таких людей как герой данного фильма вызывают у меня неподдельный интерес. В центре сюжета история простого испанца Рамона Сампедро. После неудачного прыжка в море, он сломал шею, в результате чего вынужден всю оставшуюся жизнь быть парализованным. Если честно, трудно представить себе, что может быть хуже. Лежать, не имея возможности встать, ходить, даже элементарно почесать нос или смахнуть мошку с лица, а о том чтобы окунуться в так любимое Рамоном море, не может быть и речи. Ему надоело так жить, и я не вправе его судить. Откуда нам, здоровым и счастливым людям, знать, каково это -полностью зависеть от других, не имея возможности делать что-либо сделать самому, а только днями, месяцами, годами лежать в маленькой чистой комнате и видеть перед собой только стены?Это ему-то, который так любит море и жизнь? Тут-то Рамон принимает очень непростое решение, о котором думал уже давно и к которому давно был готов внутренне. Надо сказать, что у Рамона прекрасная семья. Все без исключения родственники всей душой любят его, желая ему всего самого лучшего. Они заботятся о нем вот уже тридцать лет, не опуская руки и не показывая, что они тоже уже очень устали. Конечно семье трудно смириться с решением Рамона, что очень даже понятно, потому что вопрос эвтаназии был, есть и будет одним из самых неоднозначных и не имеющих единственно правильного решения. А как бы вы поступили на их месте? А на месте Рамона? Главную роль потрясающе сыграл Хавьер Бардем. До этого фильма была о нем не очень высокого мнения, теперь же смотрю один за другим фильмы с его участием. Он везде разный, а это главное качество отличного актера - умение полностью перевоплощаться, сливаться со своей ролью. Так сыграть, использую лишь мимику и взгляды - бесценно. Можно сказать, это был театр одного актера, хотя остальные сыграли свои роли безупречно, я действительно увидела в них безутешную семью, не знающую как поступать в этой чудовищно тяжелой ситуации. 'Море внутри' меня очень тронуло, зацепило какие-то струны моей души. Признаться, на моменте прощания с семьей, я по-настоящему плакала, осознавая всю горечь ситуации. Такое кино надо смотреть, чтобы не давать сердцу черстветь. — Море для вас очень много значит? — Море подарило мне жизнь, а потом отняло ее, остальное не важно.(с) 9 из 10
Вообще, для такого фильм - нет, не верно - для такой беседы со зрителем, логично было бы взять диалоги и речи самого Рамона Сампедро, о котором идет речь в картине. Он, будучи прикован к постели, хотел проведения эвтаназии на Испанской католической земле. Ведь по сути, это действительно не фильм - это разговор с самим собой, а заодно со зрителем. Разговаривают долго и при этом все содержание оставляют только техническое, а содержание сознания переплавляют в образы: вот оно, влияние кино. От кинокартины здесь только две любовные линии, драматические вплетенные в повествование, в которых уже режиссер пытается нам показать, что у жизни иногда можно найти смысл. Глупо и не нужно рассуждать вместе с героями на тему преждевременной, самостоятельной смерти, в итоге получится тот же разговор, что и со священником через лестницу - переходящий на личности, в котором будет две личные правды, поэтому как и я, постарайтесь обсуждать этот фильм только внутри - там, где и есть Ваше Море. Тяжелей всего было не слушать мысли Рамона, высказываемые им вслух, а смотреть на его причины оставшихся крох желания жить. Ком подступает к горлу ни когда разворачиваются драматические любовные кадры или семейные неурядицы, а когда Рамон закрывает глаза и видит желаемое и недоступное. Смерть очень не страшная штука, даже более спокойная, чем жизнь, но чем больше у тебя остается доброго или печального, тем сложней от этого отказаться. Основная сила человека в возможности отказа от всего этого, в этом его драма, пусть даже все это и ограничено постелью. Ну а центральная, подразумевавшаяся таковой линия, легализации эвтаназии, в Испании, верующей и католической, раскрыта один лишь эпизодом посещения суда. Фильм то в итоге повернулся совсем в другую сторону, нежели задумывался. Как картина, снят он достойно, пусть и с единственным, нет, двумя эпизодами (полет и формирование книги) художественного кино. Все остальное околодокументальное, поэтому те, кто ждут здесь возможных сценаристских и сюжетных формулировок, будут разочарованы. Также, тут нет динамики, картина словно тело лежащее в кровати приковано к одной скорости повествования, это может отталкивать кого-то. Но это беседа, это не фильм, и основная ваша задача, понимать слова и то, что за ними. О игре актеров могу сказать, что мне больше всего понравился не Бардем, роль которого по актерскому мастерству не то, что спорна, но не обычна, а Белен Руэда - вот уж кто, сыграл бесподобно, и возможно, даже более печальную роль. В сухом остатке: беседы о смерти в попытке художественного исполнения остаются беседами.
Ничего шедеврального в этом фильме не наблюдается, за исключением, возможно, сцены с полётом главного паралитика над живописным ландшафтом... Фильм не похож на многие другие, но это не делает его лучшим... Режиссёр не справляется с главной задачей, определяющей идею фильма, и не может сделать безвольного и мягкотелого главного героя сильной личностью, достойного сожаления при уважении и способного положительно повлиять на окружающих его людей... Единственный 'волевой' поступок героя, по мнению режиссёра, - это принятие эвтаназии... Однако этот шаг мало похож на проявление силы воли и является всего лишь способом уйти от проблем, совершив противозаконное и противоестественное действие чужими руками... Своей 'жертвенной' смертью паралитик не облегчает существование близких... При всём качестве операторской и монтажной работы этот фильм парализующе отвратен...
Фильм жизненный и то что его экранизировали делает его чудесным вдвойне. 'Море' затронуло очень болезненную тему общества - эвтаназию. Вокруг нее до сих пор не утихают споры. Здесь зрителю не предлагают поставить запятую в известной дилемме - 'умереть нельзя выжить'. Здесь герой уже сделал свой выбор. Но до последнего надеется что за его выбор не пострадали другие. Аменабар уже прославился своими работами 'Закрой глаза' и 'Другие'. Здесь он представил на наш суд свой взгляд на эвтаназию. В фильме почти нет юридической демагогии насчет правомерности эвтаназии, нет яркой демонстрации политического слабоумия. Здесь он очередная жертва системы, не признающей свободу граждан на смерть. Как мы знаем, реальный Сампедро на своей шкуре испытал тупорылость своих властей. Сам фильм выдержан в четкой манере. Сцены неспешно сменяет друг друга. Актеры постепенно раскрываются. Нам показывают величественную природу Испанской Галисии, а главное море. То самое море которое так не хотело принять Рамона в свои объятия. Взять хотя бы первую сцену. Напомнило сеанс гипноза. Просто непередаваемые ощущения. Аменабар планомерно погружает нас в атмосферу фильма. Очень понравился состав актеров. Бардем, буквально шокировавший всех в эпической ленте 'Стариком тут не место' предстал нам грустным, но улыбчивым добряком, не потерявшего смелость, а главное стремление уйти из этого мира таким не богоугодным способом. Его (во всех смыслах) оптимизм и добродушие пробуждает в героинях Розы и Хулии чувства. Первая питает к нему чувства из-за одиночества и явного занудства, вторая из-за того что, тоже как он больна и вскоре тоже отойдет в лучший мир. Очень запомнилась сцена, когда Хулия говорит ему что тоже готова уйти как он. Или сцена с Розой в отеле перед смертью. Фильм по праву получил свое - Оскары, Венецианский и все прочее. 'Лучший грим' забавно, конечно))). В общем смотрите и не пожалеете. 10 из 10
“Если у вас нет выбора, и вы полностью зависите от других, вы приучаетесь страдать с улыбкой на губах.” Эта история, основана на реальных событиях. Она рассказывает о Рамоне Сампедро, который после неудачного прыжка в воду, сломал себе шею и остался парализованным на 28 лет. Этот момент, он мысленно переживал тысячи раз. На протяжении всего этого времени, он просит об эвтаназии. К Рамону приезжает писательница Джулия, заинтересованная его случаем. Общаясь, проводя время вместе, они не могли даже подумать, как эта встреча изменит их жизни. Это по истине сильный фильм, который затрагивает самые больные темы – эвтаназию, условия жизни людей-инвалидов, общественное мнение по этому поводу. Море внутри – это все чувства, эмоции, мечты, которые заперты внутри человека, потерявшего надежду. Здесь, мы видим глазами Рамона, и эта невыносимая боль, пронизывающая весь фильм, является проводником. Диалоги, крупные планы, индивидуальные качества каждого из героев, составляют общую картину и раскрывают смысл. Грим, который наносили главному герою, был очень сложен, ведь на тот момент, актеру приходилось играть человека, на 20 лет старше.
Добровольное самоубийство, эвтаназия – тема фильма «Море внутри». Кино испанского режиссера «Алехандро Аменабара» размышляет о серьезной, противоречивой проблеме – эвтаназии. Лента построена на автобиографии испанского моряка, судового механика, Рамона Сампедро. В1968 году в возрасте 25 лет он неудачно прыгнул со скалы в море и сломал позвоночник. В результате этой травмы был полностью парализован ниже шеи, — по его собственным словам, превратился в говорящую голову на мертвом теле. Врачи поставили окончательный диагноз: тетраплегия (паралич четырёх конечностей), из-за которой он никогда не сможет двигаться. По их прогнозам, Рамону оставалось три-четыре года. Однако он прожил ещё почти 30 лет, прикованный к постели в доме на ферме неподалеку от побережья и окружённый заботами семьи: родителей, невестки, брата, племянников и друзей. Для смерти Рамону потребовалась помощь извне – эвтаназия. Из-за того, что Рамон был обездвижен, потребовалась помощь извне, не смотря на то, что законодательство Испании, как и католическая вера (официальная религия Испании) не одобряют эвтаназию. Бог дал человеку жизнь, он же ее и заберет. Законодательство и мораль построены на евангельских постулатах, и отступление от них можно назвать цинизмом (киники ведь были скептиками?). Рамон Сампедро с точки зрения общества является этим самым циником, человеком, нарушающим установленный порядок. Однако речь идет не о всеобщем порядке, а о личной свободе. Свобода от всего: об общества, от самого себя, от законодательства, от морали – по-хорошему этого и хочет добиться главный герой ленты в исполнении Хавьера Бардема. Право на смерть тоже есть свобода, считает Аменабар. В фильме обыгран довольно либеральный подход к проблеме эвтаназии – главный герой вызывает больше симпатии, чем негативных впечатлений, потому мнение зрителя на его стороне. Но какого рода эта симпатия? Умиление, граничащее с жалостью: брат говорит Рамону: «Ты камнем висишь на моей шее и шее своего семейства». Главный герой половину жизни провел в постели, и, не смотря на то, что он пишет стихи, строит чертежи, что дается ему с огромным трудом, Рамон остается невероятно ограниченным именно в своей свободе. Ему приходится бороться за свое последнее право, и он добивается смерти, не смотря на запрет законодателей. Смерть героя нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным финалом. Рамон добился своего, но разрешилась ли от этого проблема эвтаназии? Нет. Режиссер оставляет финал открытым кажется потому, что главное не в том, хорошо или плохо общество, религия и мораль отнесутся к насильственной смерти Рамона, но в том, что человек, личность остается живой, востребованной в любых обстоятельствах. На протяжении фильма в облысевшего, дряблого Рамона влюбляются две молодые и здоровые женщины: его душа жива и через двадцать, и через тридцать лет после несчастного случая. Его сборники поэзии печатают перед самой смертью, и в авторе признают талант. Аменабар раз за разом говорит, что в любой ситуации люди остаются людьми, нужными и любимыми. Это подтверждает один из диалогов Рамона с племянником: - Да кому он нужен, этот старый дед? - Когда-нибудь ты пожалеешь о том, что сказал, - отвечает Рамон племяннику. Оказывается, что и дед, и Рамон нужны обществу, нужны своей семье. В любом возрасте и любом состоянии.
Так хочется очень много сказать… Но слова почему-то исчезли, испарились, и я чувствую себя совершенно беспомощной и полностью обескураженной… Не знаю, что сказать, и это истинная правда… После просмотра данного фильма, как бы это высокопарно не звучало, весь мир во мне перевернулся. Мысли мечутся просто с дикой скоростью, с собой совладать очень трудно. Очень трудно описать свои чувства, и эмоции. Амбивалентность, субъективность, эгоизм-все это в сильнейшем коктейле с остальными эмоциями. Поверьте, это просто дикая смесь. Собиралась написать обычный, ничем не отличающийся от моих обычных подробных отзывов о фильме. Думаю, сейчас это просто не получится, за что и прошу прощения. Скажу лишь, что это сильный фильм, надрывный. Конечно, каждый человек его воспримет по-своему, ведь темы там затрагиваются очень тонкие, требующие особой чуткости, такта и понимания, но в то же время очень спорные, острые и дискуссионные. Нет смысла говорить про игру актеров и прочие достоинства фильма, это нужно просто видеть. Каждый из нас воспримет этот фильм по-разному, увидит и откроет для себя новые горизонты и грани, возможно кто-то почерпнет для себя что-нибудь полезное, кто-то изменит свое мировосприятие. В любом случае, равнодушным не оставит никого. Оценка: 10 из 10 Браво, Хавьер Бардем! Спасибо за прекрасное произведение создателям…
Когда читаешь надпись, что основано на реальных событиях как-то немного по-другому воспринимаешь фильм. Это сразу заинтересовывает. Раз про человека сняли фильм, значит, он чем-то это заслужил, значит, в его жизни есть или было что-то особенное. Так и в этом фильме. Рамон Сампедро почти 30 лет парализован и уже 2 года борется за право на добровольный уход из жизни. Его блестяще сыграл Хавьер Бардем. В первую очередь в его игре поражает абсолютное спокойствие при разговорах о желании умереть. Его герой уже не сомневается, он все решил. И попытки переубедить его бесперспективны. Времени подумать у него было много, почти 30 лет. Ради получения возможности умереть он ездил на суд, зная что это ему не поможет, придумал способ смерти без последствий для того кто согласится помочь. Смерть – это единственное, что ему надо. Кто-то вполне возможно обвинит Рамона Сампедро в слабости, в эгоизме, в бесхарактерности. Он выбрал смерть, перестал бороться, не обращал внимание на тех, кому он дорог. Но с другой стороны, а много кто из нас был парализован почти 30 лет? 30 лет не иметь возможности самому выйти на улицу и пройтись, а только лежать на кровати. Об этом и подумать страшно немного, а представить практически невозможно. Поэтому думаю неправильно обвинять Рамона в слабости. Этот фильм заставляет задуматься о том, был ли прав или нет Рамон Сампедро? Нужно ли разрешать эвтаназию? И единственно правильного ответа не существует. У каждого свое мнение. Этим 'Море внутри' и прекрасно. 10 из 10