Очередной шедевр от маэстро Кубрика. На этот раз - на тему приснопамятной войны во Вьетнаме. Но, несмотря на чуть более чем полностью военную тематику фильма, он является по сути антивоенным. Фильм состоит из двух частей - первая часть протекает в 'учебке', где грозный и харизматичный сержант Хартман делает из новоприбывших «зеленых» пареньков безжалостных убийц. Тут присутствуют все прелести подготовки - беспощадная муштра, строевые песни, молитвы с винтовками (да-да, на протяжении просмотра кажется, будто они создали какую то свою религию) и прочие радости. На примере изгоя рядового Кучи(Винсент Д’ Онофрио), который является, скажем, не самым способным бойцом показана жестокость всей этой системы: нетерпимость к слабым морально и физически, а также круговая армейская порука (это когда за проступок одного карают всех). Сержанта Хартмана гениально сыграл сам бывший инструктором морской пехоты в свое время Рональд Ли Ермей. Я посмотрел фильм в оригинале и разных переводах, сам скажу, что лучше всего его виртуозные реплики и отборные ругательства донесены до русского языка в переводе Гоблина. Его игра настолько пришлась по вкусу командованию корпуса морской пехоты США, что его даже повысили в звании, несмотря на то что он сам уже давно в отставке. Ваши души могут принадлежать Иисусу, но ваши задницы всегда будут принадлежать морской пехоте. В промежутке между учебкой и войной присутствует совершенно безжалостная сцена ночью в уборной, наглядно показывающая, что может сделать война из человека. Нет, даже не война - а просто учебка, подготовка. Не буду спойлерить, но она страшнее всех хорорров, которые я видел. Вместе взятых. А вторая часть - уже про события во Вьетнаме. Кубрик таким образом хотел подчеркнуть разницу, контраст между железной дисциплиной казармы морской пехоты и почти что полной анархией во время войны. «пулемётчик: Вы должны написать обо мне статью! «Шутник»: А зачем нам писать про тебя? — Потому, что я настоящий убийца, мать твою. Без дерьма! Я убил 157 косоглазых и ещё 50 водяных буйволов. Любой может подтвердить. — А женщин и детей? — Иногда бывает. — Как ты можешь стрелять в женщин и детей?! — Легко. На них уходит меньше свинца. Ха-ха! Разве война — это не ад?!» Сопровождающие весь фильм закадровые комментарии рядового Шутника просто комментируют события, никак не придавая им оценки. На этом и строится весь режиссерский замысел фильма: Кубрик не стремится напугать зрителя или приукрасить войну, он показывает ее такой, какой она есть - кровавой, подлой и зачастую бесчеловечной. Чего только стоит последняя сцена с Шутником и девушкой – снайпером и последующий марш с напеванием песни о Микки Маусе – видать, ничего необычного для солдат не произошло. И что же мы имеем? Лично в моем топе военных фильмов «оболочка» занимает третье место после «Апокалипсиса Сегодня» Копполы и «Охотника на оленей» Чимино. Тут даже название фильма многогранное и не имеющее единого смысла. С одной стороны Full Metal Jacket – Цельнометаллическая оболочка - переведено дословно. Имеется в виду унитарный патрон, где сердечник в пуле заключен в оболочку из более твердого метала. Однако скрытый создателем смысл это не отражает. Он же не написал в названии 'bullet' - что это про пулю. Тут уже толкуй как хочешь- имел ли ввиду создатель солдат в бронежилетах, или ассоциация с цинковыми гробами(«цинковый гроб-лучший бронежилет»(с). Мое мнение- речь идет про изготовление системой из мягких юношей бездушных убийц, которые как пули - бездушные и одинаковые приспособления для убийства. В общем, без Создателя разобраться крайне трудно. Но тем менее, скажу что это мастерски снятый шедевр на все времена, с какой стороны ни глянь. Кубрик стрелял редко, но метко. 8 из 10
by Machine gun Я не знаю, каким чёртом сюда занесло таких бездарных сопляков, как вы, но раз уж вы здесь, то так просто слинять у вас не получится. Потому что перед вами не абы какая хренотень, а грёбаный шедевр, и если у кого-то возникают по этому поводу возражения, я с радостью самолично завяжу ему язык морским узлом и обмотаю вокруг яиц, которые у него вряд ли отыщутся. Это – Кубрик, мать вашу, и я не дам вам опозорить его славное имя тупыми комментариями, возражениями и иным подобным дерьмом! Можете забыть своих пафосных стоунов, сопливых депальм, долбаных левинсонов и вонючих иствудов – отныне они для вас никто. С этого момента каждая ваша мысль о кино должна начинаться и заканчиваться словом «Кубрик»! Я сделаю из вас настоящих киноманов! Вы пришли на эту страницу никчемными салагами, но, если выдержите эти три минуты, уйдёте в полной готовности нести светлое имя Кубрика миру и оторвать причиндалы любому задрипанному критику, который встанет на вашем пути. Итак, первая часть – обучение. Кубрик жесток, но справедлив. Ничто не ускользает от его взгляда – а значит, не должно ускользнуть и от вашего. Обучение морпехов – это не поездка в вонючий «Диснейленд», и никто не будет подтирать новобранцам очко сахарной ватой. В тренировочном лагере муштра – это и цель, и средство. Чем крепче муштра, тем лучше для Америки: каждый желторотый юнец должен быть перекован в грёбаного робота - только такие солдаты смогут воткнуть знамя свободы в пузо тупоголовым вьетконговцам, которые не хотят принимать его по-хорошему. Пусть некоторые слабаки не выдержат этой подготовки – но на то и создан Корпус, чтобы отделять жалкую шелуху от крепких ядер. Кубрик не церемонится, не тычет в рожу пастилой и не высасывает героев из пальца. Да, здесь всем наплевать на личность, да, здесь всё человеческое выходит из новобранцев вместе с кровавым поносом, да, это грёбаное чистилище – но только через это чистилище лежит путь в зеленые котлы вьетнамского ада. Вторая часть – самая сложная – война. Здесь не будет девчачьих соплей, развешанных на каждом кадре, не будет пиликанья долбаных скрипок и тому подобного сентиментального кобыльего бреда. Кубрик показывает не Уильяма, мать его, Шекспира, а Войну. Ту войну, в которой ты хреначишь из пулемета по мирным жителям, женщинам, детям – и это правильно, ибо они враги, враги свободы, раз не встречают её распростёртыми объятьями. Войну, где твои кишки без особой причины вдруг разлетаются по джунглям вне зависимости от того, насколько высоко твое звание и насколько важный ты персонаж, - здесь все равны. Войну, где, убивая человека напротив, ты убиваешь и человека внутри. Да, война – это ад, и если вы в него не верите, то Кубрик покажет вам такой ад, от вида которого обоссытся сам Сатана. Солдатская жизнь у Кубрика не веселая и не грустная. Она такая, какая есть, – короткая, тяжелая и охренительно страшная. Но в этом и её прелесть. Такой вот, мать его, аттракцион. А пока вы сами не наложили в штаны, ну-ка – отставить размышления! Шаго-о-ом – арш! Песню запе-е – вай! Стэнли Кубрик дорог нам: Снял кино он про Вьетнам. На войне как на войне – Верх в кровище, низ в говне. «В чем же смысл? Дай ответ!» Есть винтовка. Смысла - нет…
У каждого без преувеличения великого режиссера, осмелившегося показать на экране военный Вьетнам, он свой собственный и неповторимый. Война во Вьетнаме всегда была не только гноящимся прыщом на лице американской истории и оборотной стороной пресловутой звездно-полосатой демократии, но и поводом для самовыражения мастеров от цеха кино. Вслед за философией войны копполовского 'Апокалипсиса сегодня' и звериной агонией 'Взвода' Оливера Стоуна Стэнли Кубрик обозначил свое видение этого кровопролитного конфликта. Условно разбив 'Цельнометаллическую оболочку' на две части, он тем самым создал универсальную структуру рассказа о войне, которую впоследствии позаимствует даже Бондарчук для своей '9 роты'. Реальность фильма есть ад, от первой его минуты до последней. Ад, у которого существует лишь две степени - учебная и боевая. Беспечность мирной жизни слетает вниз вместе с обритыми под ноль шевелюрами новобранцев, недвусмысленно намекая на то, что пути назад нет и дальше будет только хуже. Самые удачливые имеют шанс выжить, а кому-то с головой хватит и макета кромешного преисподненного ужаса, именуемого курсом молодого бойца. Личину дьявола здесь примеряет на себя сержант Хартман, словарный запас которого на 80% состоит из отборного многоэтажного мата, а такие понятия как 'доброта' и 'сострадание' там попросту отсутствуют. Отлаженное производство машин для убийства, сопровождаемое ежеминутными унижениями, похабными строевыми песенками и сакральным единением с оружием. Мою винтовку зовут Шарлин, сэр! И это значит лишь то, что неказистая на вид машина, из которой вместе с дерьмом выбили все человеческое, готова убивать, и лучшим помощником для нее может быть только оболочечная пуля калибра 7,62 мм - full metal jacket. Страшнее ада - лишь ад, возведенный в квадрат. И весь он умещается в одном емком слове - Вьетнам. Здесь живописные пейзажи с пальмами и лазурными заливами разбавлены свистом пуль, фонтанами крови и огненными бурями. Здесь любая местная проститутка, готовая работать на износ за пять баксов, может оказаться агентом Вьетконга. Здесь преимущество женщин и детей лишь в том, что на них уходит меньше свинца. Здесь нет места сосункам и пацифистам, а если даже и пришпилен к груди солдата символ мира, то он легко компенсируется надписью 'Born to kill' на шлеме, что объясняется всего-то дуализмом человеческой натуры. Вьетнам Кубрика - это пылающие руины и группа бравых защитников заокеанской родины с идеологической кашей в голове, неспособных даже понять, ради чего они сражаются и гибнут, но четко знающих, что убивать - их прямая обязанность и призвание. И страх. Страх, который возводится режиссером в ранг главного героя. В отличие от многих канонических лент о Вьетнамской войне, в 'Цельнометаллической оболочке' есть не только экшн, психологизм и драма, но и самый настоящий, пробирающий до костей саспенс. Уйдя от грандиозных по своему размаху ковровых бомбардировок и наглядности кровавого винегрета, Кубрик вывел на первый план историю отряда, попавшего в засаду. Всемогущее зло войны сужается до масштабов одинокого снайпера, засевшего в оконном проеме полуразрушенного здания. Ничто не может быть страшнее концентрированного зла - вязкой, как сгущенное молоко, смертельной опасности, когда интуитивно чувствуешь затылком ровное дыхание костлявой с косой, жадно смотрящей сквозь оптический прицел. Ужас, доведенный до предела, превращается в агонию и сумасшествие, особенно когда фоном для него служит популярная, но откровенно идиотская песенка про птицу группы 'The Trashman'. И под занавес - трагикомичное торжество абсурда - марш Микки Мауса, похоронной насмешкой американского самолюбия разносящийся над царящей вокруг разрухой и смертью. Незатейливые слова морпехов, дающих интервью военному корреспонденту, оказываются едва ли не более говорящими, чем любые взрывы, перестрелки, кадры геноцида мирного вьетнамского населения и прочие душераздирающие подробности. Война живет не на полях сражений, а в мыслях людей. Ад начинается в тот момент, когда перестают задаваться вопросы: зачем, почему и ради какой цели, а истинные ценности заменяются теми, которые выгодны солидным дядям в галстуках, просиживающим кресла в Конгрессе и Белом Доме. Когда сознание замыкается на одной лишь тяге к разрушению, заковывая личность в непробиваемую цельнометаллическую оболочку. Без привлечения именитых актеров, и даже не выезжая за пределы дорогой сердцу Англии, на примере истории нескольких американских парней Кубрику удалось наглядно показать, как правительство США, ввязавшись в эту заведомо проигрышную войну, сотворило с тысячами своих граждан то же, что и с рядовым Кучей его ненаглядная Шарлин. 10 из 10
Тему насилия Стенли Кубрик начал развивать еще в своей картине 1971 года 'Заводной апельсин'. Однако на сей раз режиссер решил играть по-крупному и снял фильм на одну из самых излюбленных тем американцев второй половины двадцатого века - войну во Вьетнаме. И не прогадал. Уже сама фабула фильма противопоставляет его всем другим фильмам на военную тему. Картина начинается с самого главного, с того, что как правило режиссеры решают оставить незамеченным. А именно с процесса подготовки новобранцев. Жесточайший этап в жизни парней, совсем недавно вырвавшихся из-под материнского крыла. Грубые ругательства, агрессия, неуважение и многие другие факторы, которые ломают в человеке личность, воздействуют на героев. Естественно, кто-то не выдерживает и в один миг просто сходит с ума. Но процесс запущен, и дело сделано. Солдаты готовы к войне. Они покрываются цельнометаллической оболочкой, становясь безликим пушечным мясом в руках властей. Вторая часть фильма хоть и изобилует кадрами сражений и мертвых тел, смотрится почему-то куда спокойнее, чем первая. Вероятно, это происходит потому, что к такой жестокости на экране зритель привык. К тому же, смотреть на то, что представляется зрителю в первой части, готов не каждый. Ключевая часть картины даже не сражения, а интервью солдат. Ни один из них не знает, почему он здесь находится, для чего ведется эта война и за что борются они сами. Но тем не менее они готовы убивать, они хотят убивать, потому что страсть к убийствам в них заложена. Механизм этакого заводного солдатика, знающего только команду 'стрелять' запущен. Но данный механизм все же имеет помехи при применении. Это явление продемонстрировано, когда главный герой - Шутник, который, казалось бы, 'Рожден убивать' все же не желает оставлять в предсмертных муках вражеского снайпера, поддаваясь стороне своего значка со знаком мира и оправдывая дуалистичность человека. Вероятно, тем самым режиссер как бы нашептывал зрителю, что не все еще потеряно. Но этот шепот заглушается песней про Микки Мауса, которую спокойно поют американские солдаты, идущие среди огней горящего города. 8 из 10
Всегда были, есть и будут шедевры кинематографа, которые не только сделаны абсолютно качественно, а и настолько сильные по своему идейному содержанию и смыслу, что они действительно 'срывают башню' зрителям, могут поменять мировоззрение, отношение к чему-то и т.д. Думаю, что каждый любитель кино когда-либо смотрел для себя такой подобный, особенный и откровенный фильм, от которого он получал незабываемые впечатления. Я конечно же подобное тоже испытывал от просмотра некоторых фильмов. И вот буквально совсем недавно я оценил кинотворение, ощущения от просмотра которого у меня настолько мощные, что 'отходняк' от них у меня будет еще пол-недели так точно. Это 'Цельнометаллическая оболочка' Стэнли Кубрика. Сюжет этой драмы о войне во Вьетнаме строго делится на две части, каждая из которых подлежит подробному описанию. Часть первая - подготовка новобранцев морской пехоты США(в фильме это происходит на острове Пэррис в штате Южная Каролина). Мы знакомимся с главным героем по прозвищу Шутник, однако тут он не играет никакой роли в продвижении сюжета. Происходящее скорее похоже на документальную хронику о подготовке новых морпехов перед отправлением во Вьетнам. Однако это всего лишь оболочка. На самом же деле, перед нами предстаёт процесс переработки людей в обычное пушечное мясо, или же просто свиней на убой. Называйте это как хотите. Строгий инструктор сержант Хартман - главный управляющий этим процессом в наблюдаемом нами взводе. Путём сложнейших тренировок, муштры и крайне жестокого психологического давления новобранцев уничтожают изнутри и строят их на новый лад, делая из них просто убийц, 'этих храбрых и смелых сыновей великой Америки', действующих безжалостно и лишенных моральных качеств. А рядовой Лоуренс по прозвищу 'Гомер Куча', которому досталось больше всего от сержанта Хартмана - пример плохого испорченного продукта, переработка которого закончилась неудачно. Часть вторая - новобранцев, включая нашего основного лицедея Шутника, ставшего военным корреспондентом, отправляют во Вьетнам. Другими словами, хрюшек отправили на бойню. Во второй половине фильма Кубрик нам демонстрирует всю суть этой бессмысленной войны. Здешние морпехи не имеют понятия, зачем вообще они сюда прибыли. Они просто истребляют вьетнамцев. Доказательством этого может послужить лишь один единственный диалог Шутника с пулеметчиком во время полета на вертолете к передовой. – Я прострелил 157 узгоглазых и еще 50 буйволов. Все они сертифицированы. – А женщин? Детей? – Иногда. – Как же ты убиваешь женщин и детей? – Легко. И свинца на них меньше уходит. Однако подождите! Родная страна и весь мир должны же знать, какие жертвы приносят бравые американские солдаты ради выполнения демократической миссии в коммунистическом Вьетнаме! Вот тут то и уместными являются сцены собраний работников армейской газеты 'Звезды и полосы', корреспондентом которой работает Шутник. На таких вот совещаниях главный редактор газеты обсуждает с подчинёнными, как 'правильно' надо писать статьи о событиях на здешней войне - с искажением истинных фактов. Обязательно стоит мне упомянуть о такой немаловажной особенности 'Цельнометаллической оболочки', которая отличает это кино от многих других американских военных фильмов, как полное отсутствие какого-либо пафоса. На моей памяти, это пока что первый и единственный фильм, где я не увидел красиво маячащего на фоне флага или играющего гимна США. Никаких пафосных фразочек о единстве и героизме вы также не услышите. И еще я не могу не прокомментировать хорошо подобранный саундтрек. В фильме вы услышите и Paint it, Black... от Rolling Stones, и Surfin Bird от Trashman, и другие хиты тех времен. Под конец я хочу выразить следующее. Не всем зрителям (а особенно современным) нравится творчество Стэнли Кубрика, чьи фильмы порой некоторые считают странными и специфическими(чего только стоит 'Заводной апельсин'). Однако я только за один этот военный фильм проникся к режиссёру глубочайшим уважением. Стэнли Кубрик - гений, а 'Цельнометаллическая оболочка' - шедевр мирового кинематографа, кино, которое будет актуально всегда. Лучший фильм о войне во Вьетнаме и один из лучших на тему войны в общем. Настоятельно рекомендую к просмотру каждому и только в переводе Дмитрия Пучкова. 10 из 10
Помните ли вы те славные(sic!) времена, когда ввиду отсутствия интернета мы довольствовались лишь той информации, которая была у нас в наличии. Выбирать не приходилось, и лично я смотрел только те фильмы, которые демонстрировались по ТВ. По необъяснимым мне причинам в прайм-таим транслировали второсортные боевики или ужастики, а лучшие образцы оставляли на 1-2 часа ночи. По причине того, что я тогда ходил в средние классы, лицезреть вживую 'коллекцию фильмов Стенли Кубрика ночью по четвергам' я не имел никакой возможности. Пришлось научиться пользоваться программатором на VHS - проигрывателе. После первого же просмотренного мною из этого цикла фильма - 'Тропы славы', я понял, почему прайм-таим для Кубрика закрыт. С каждым четвергом ожидание становилось все тягостнее и невыносимее, потому что фильмы оказывались все лучше и лучше. Я бежал домой из школы «на всех порах», кидался к видеомагнитофону, опасаясь, что заело механизм протяжки ленты, отошел провод или, может быть, антенна на профилактике. Но нет. В отличие от людей, машины не ошибаются. Помню, что я дошел до сцены дуэли в 'Барри Линдоне' и подумал, что снять что-нибудь красивее и эстетичнее просто невозможно. Но первые кадры из 'Сияния' (природа как начало начал всякого эстетического наслаждения) убедили меня в обратном. Но, прикидывал я, как же удастся Кубрику показать какую-нибудь 'прелесть' в фильме о войне во Вьетнаме? Как оказалось - это для режиссера такого масштаба не представляет никакой проблемы. Кубрик никогда не расшаркивался перед зрителем и не опускался до уровня 'его' понятий и видения. Скорее наоборот, это режиссер подтягивает зрителя до высоты своего взгляда на вещи. Честного, искреннего, откровенного, объективного, нередко также жесткого и бескомпромиссного. Несмотря на то, что тема несправедливой войны во Вьетнаме была уже тщательно разработана до Кубрика (Де Пальмой, Копполой, Чимино, Стоуном и пр.), он, тем не менее, сумел влить в нее свежую кровь и, в целом, сказал последнее слово. По аналогии с предыдущим фильмом – «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка также делится на две части. Все действие первой части проходит в лагере подготовки морских пехотинцев. Жесткие условия и казарменная жизнь показаны со всей возможной точностью и объективностью. По мере развития действия, наша заинтересованность перерастает в удивление и напряженное внимание, которые к концу первой части сменяются шоком. В первую очередь от мысли о том, что даже ты, человек никак не относящийся к Америке и ее внешней политике, чувствуешь себя…виноватым в смерти рядового Кучи! Это чувство тем более усиливается от того, что Кубрик ни на шаг не подходит к зрителю в этом моменте, не протягивает ему руку всеблагого, мудрейшего художника, а оставляет нас один на один с размазанными по кафельной стене мужского клозета мозгами, когда-то бывшими частью человека по имени Винсент. Реакция шутника на окружающую действительность во второй части вполне естественна. Чтобы хоть как-то защититься от ужасов реальности, он использует юмор. Война-это не ад, это абсурдны розыгрыш. Здесь символика «мира во всем мире» соседствует с надписью «рожденный убивать», здесь одна вьетнамская девчонка с винтовкой ставит в тупик целый взвод тяжеловооруженных американских детин, здесь вместо военно-патриотических маршей исполняют песенку Микки-Мауса, здесь бойцы воюют не за свободу, а за п..ду, а новая винтовка меняется на шлюху. Но в конечном счете, хаос всеобщей бойне развенчивает последние иллюзии, остатки т.н. иронии бесследно испаряются, и остается лишь голый инстинкт выживания. «Я в мире дерьма, но я рад, что жив»… Интересно, что люди никогда не бывшие на войне – думают также…Я вот думаю. А вы?
Made to kill Я мысленно разделил этот фильм на три части: подготовка, Вьетнам и финал. Так что расскажу про все эти части, а потом перейду к общему выводу. Я терпеть не могу подготовку! Для чего они учатся переставлять винтовку, для чего застилать кровать, отворачивая одеяло на 4 дюйма, становятся лысыми, для чего весь этот бред? На войне никто не будет заправлять кровать на 4 дюйма, если враг начал обстрел по твоему корпусу: то вскочишь и побежишь защищаться, а не кровать заправлять! Боже, как меня это раздражает. Так что все претензии мои обоснованы только тем, что Кубрик показывает, а не как он показывает. Конечно, иногда надоедал его любимый приём движения камеры вместе с действием, а так остальное мне понравилось. Чёткая композиция, хорошие ракурсы, внимание к деталям, но при этом он избежал крупных планов: практически никаких претензий. Вторая часть: - Вьетнам - безусловно, самая сильная, ведь в ней сочетаются отличное действие и отличная режиссура. Весёлые герои, интересные сцены перестрелок, ты вместе с этими молодыми ребятами несёшь псевдодемократию в эту страну узкоглазых. Вместе с ними стреляешь, вместе с ними переживаешь потерю друга и вместе с ними ждёшь чуда, а его всё нет. К этой части вообще никаких претензий, всё качественно и интересно. Третья часть - финал - операция 'убить снайпера'. Лично для меня этот эпизод был пронизан иронией. Ну, судите сами, трое крутых бойцов погибли, взвод просит танк, а внутри здания сидит одинокий снайпер! Один! По-моему, как бы бесчеловечно это не звучало, это ирония над американскими военными, которые умеют убивать, стреляя беспорядочно по всему, а когда есть цель, то её убить трудно. Чем же этот финал мне не понравился - теперь уже режиссурой, а не тем, что нам показывалось. Длинные паузы, скучные фразы в пустоту, какой-то нравственный, но предсказуемый, выбор. Долго, скучно, затянуто. Пока я не подошёл к выводу, хочется ещё сказать про неумение Кубрика выбирать музыку к фильму. Ни одна из музыкальных композицией не звучала к месту, не 'Surfing bird' в середине, ни 'Paint it black' в титрах. В отличие от фильма 'Апокалипсис сегодня', где музыка даёт мощный эффект, дополняя и украшая само действие. В итоге получился прекрасный фильм про войну, в которую ввязались американцы, но в которой участвовали и мы тоже, это не стоит забывать. Ясно, не самый лучший фильм про Вьетнамскую войну, ясно, мужской фильм, но всё-таки интересный и достойные места в списке лучших фильмов всех времён и народов.
Решила написать отзыв к «Цельнометаллической оболочке», почитав, что пишут об этом фильме другие посетители «Кинопоиска». Знаю, что вступать в полемику по такому поводу нужно не здесь, но надеюсь, что всё-таки мне позволят в рецензии выразить своё несогласие с другими зрителями. Разберу в этом отзыве по порядку несколько непонятных мне заявлений из чужих отзывов. Конечно, разбор будет перемежёвываться моими впечатлениями от собственно фильма. Кое-кто из рецензентов писал, что в фильме присутствует юмор в виде иронии, сатиры. Где он, юмор? Эти солдафонские выкрутасы сержанта – юмор? Такое даже в каком-нибудь комедийном «Майоре Пейне» не всегда сильно смешно. Денегенеративные и кошмарные «шуточки» воюющих солдат – это, что ли, юмор? Эти игрища с мёртвыми телами или частями мёртвых тел – юмор героев фильма, но не самого фильма. Это очень, очень большая разница. Если в неё не вникать, кино может показаться более циничным, чем оно есть, хотя оно, разумеется, в любом случае очень циничное. Но! Надо понимать, что юмор солдат – это юмор солдат, а не создателей фильма. И цинизм в данном случае принадлежит солдатам, а не режиссеру со товарищи. Режиссёр же в данном случае показывает то, что было или, как он считает, было (я надеюсь, этот легендарный режиссёр намеренно обманывать народ не стал бы!). И обвинять его в этом, вообще-то – рука не напечатает. Поскольку он это показывает, а были те, кто это всё проделывал. Те, кто развязал эту войну. Те, кто вот так воевал. Хотя в такое не очень верится. Отрезанные уши – неужели, правда? Помню, когда-то давно читала незабвенного «Конана», так там тоже отрезали уши врагам. Занимались этим какие-то восточные племена, полудикие даже по меркам того мира, что был описан в книге. А описана в книге была цивилизация, якобы существовавшая пятнадцать тысяч лет назад, если мне память не изменяет. Итак, добро пожаловать, но не из Америки во Вьетнам – из двадцатого века в Хайборийскую эру. А главное, зачем эти американские солдаты такое вытворяли? Эти штучки-«шуточки» на самом деле не только кошмарные, но и действительно дегенеративные. Помню, у Оливера Стоуна есть фильм «Взвод», в котором солдаты во Вьетнаме также вытворяют всякие мерзости. Правда, я не смотрела это кино целиком. Но в той части «Взвода», которую я видела, отрезанными головами в футбол никто не играл. Были в этом кино и беспричинные убийства, и не получившиеся изнасилования, наверное, и получившиеся тоже были. Это просто ужасно, но это – преступления, за которые на гражданке сажают в тюрьму. А вот если некто отрежет человеку голову и будет её пинать, такого психа уже точно отправят в дурдом с клеймом маньяка. Ибо это уже точно болезнь. А на войне этим занимаются вроде как адекватные в обычной жизни люди. И наверное, их ещё потом запишут в герои… В общем, становятся понятны эти слухи, что вернувшихся из Вьетнама не очень жаловали в США. (Прости, Джон Рэмбо, хоть ты герой другого фильма …). Эпизод с головой вместо мяча вырезали зря, по-моему. Кстати, я смотрела кино, вроде бы, без купюр, и как будто видела этот кусок – точно не помню. Если и такое было в реальности, то можно понять режиссёра: если снимаешь фильм о войне, будь реалистичен, иначе и снимать-то незачем. А кто не согласен, значит, просто не нужно такие фильмы смотреть. Хотя при всём при этом всё же возникают три вопроса. Первый: что ж там такое в голове у режиссёра творится? И второй: дойдёт ли посыл по адресу? То есть, люди, которым посмотреть это кино было бы, возможно, полезно, поймут ли его смысл? Задумаются ли о пресловутых, казалось бы, вечных ценностях? Или кино, в основном, произведёт впечатление на нервных субъектов, и они потом заклеймят его, как то, что смотреть нельзя? Но смысл-то картины в том, что этого – нельзя делать! Третий вопрос: неужели любая война делает из человека зверя? В связи с этим вопросом хочу обратиться к другому классику, только уже классику литературы, а не кино. Я имею в виду Эриха Марию Ремарка. Один из его героев, Отто Кестер из «Трёх товарищей», однажды рассказал вот что: «…не помню, скольких я убил. Но помню, как я сбил молодого английского летчика. У него заело патрон, задержка в подаче, и он ничего не мог сделать. Я был со своим пулеметом в нескольких метрах от него и ясно видел испуганное детское лицо с глазами, полными страха; потом выяснилось, что это был его первый боевой вылет и ему едва исполнилось восемнадцать лет. И в это испуганное, беспомощное и красивое лицо ребенка я всадил почти в упор пулеметную очередь. Его череп лопнул, как куриное яйцо. Я не знал этого паренька, и он мне ничего плохого не сделал. Я долго не мог успокоиться, гораздо дольше, чем в других случаях. С трудом заглушил совесть, сказав себе: «Война есть война! …» Этот вспомнившийся мною абзац внушает оптимизм, пусть и специфический, печальный, внушает веру в человека, которой Стэнли Кубрик на первый взгляд как будто не страдал. Но кому же из классиков верить – Ремарку, Кубрику? Не уверена, что в этом вопросе можно сохранить равновесие. Ещё про дегенеративные «шуточки». Один из пользователей по этому поводу написал: «По-английски это звучит просто дико». Я лично подозреваю, что это звучит дико на всех языках. Также кто-то написал, что фильм можно пересматривать много раз. Ну ничего себе вкусы! Фильм показывает такую реальность, к которой под страхом суда возвращаться не будешь. В связи с этим вспоминаются слова, написанные одним журналистом о совсем другом фильме, но вполне применимые по смыслу (если не брать во внимание детали) и здесь. Журналист написал примерно следующее: «Кем надо быть, чтобы целый час смотреть на чьи-то похороны?». А кем же надо быть, чтобы снимать подобные фильмы? Не знаю, но надеюсь, что не «страшным человеком» - а именно так назвали Кубрика в одном из отзывов. И напоследок: Кубрик – признанный гений, а творение гения – бесценно. Это я по поводу проставления оценок.
Есть фильмы, которые я заношу в отдельную категорию - это фильмы, сделанные для конкретной страны. Обычно это фильмы про войну, как 'Повелитель бури' или 'Цельнометаллическая оболочка'. Я их не люблю лишь за то, что сделаны они не для нас, в то же время прекрасно понимая, что они безумно нравятся американским зрителям. Кроме того, не трудно заметить такую вещь - народу нравятся фильмы с отборнейшим матом. Особенно хорошо такие картины прокатывают в переводе Гоблина, после чего довольные зрители ставят высокие оценки той грязи, что лилась из уст сержанта Хартмана. Ведь так приятно почувствовать себя причастным к унижению человека, который ничего не сможет тебе сказать в ответ. Не скрою, что и мне понравились эти моменты, потому что у людей это в крови. А сколько я слышал высказываний, мол: 'Война - не повод для шутки!' И с этим я тоже согласен. Так почему же Кубрику это делать позволено, а после этого его ещё и назовут гением? Не знаю. Война и правда не повод для сатиры. Армия с её порядками - ещё ладно, но вот война - совсем другое дело. И логично то, что первая половина фильма получилась в разы сильнее второй, несмотря на всё её отвратительное содержание, потому что в армейских эпизодах не было таких ужасных оскорблений вьетнамцев. Вот будь вместо Вьетнама Россия - тогда бы негодование наших зрителей достигло высшего предела. Но ведь это какой-то Вьетнам. Это, чёрт возьми, сатира. Здесь ведь всё несерьёзно... Впрочем, вторая половина фильма оказалась сама по себе скучной. Первая половина хороша: все эти тренировки, подготовка к войне, жёсткие речи сержанта и неплохой юмор. А во второй что? Только шокирующие интервью. А шок, как известно, нравится зрителем. Но только не мне, когда он в таких количествах содержит оскорбления жителей целой страны. Я готов признать, что мог не до конца понять проблемы, поднимаемые в фильме. Будь я американцем, с радостью поставил бы десять. Будь вьетнамцем - поставил бы единицу. Но я русский, не любящий кино, делающееся для Америки. 3,5 из 10
Новобранцев готовят для Вьетнамской войны. Одни сходят с ума, другие становятся боевыми машинами. Те, кому посчастливится отправиться на войну, найдут своё главное развлечение в убийствах. Никакой жалости к врагу. Никакой романтики не останется во вчерашних дошколятах. Жестокость и циничность – вот, какие качества обретает солдат, желающий выжить. Хороший солдат должен обладать каменным сердцем и желанием выжить. «Цельнометаллическая оболочка» – это ещё один фильм о том, что война – это плохо. Но обычно ужасы войны показывают через откровенную расчленёнку, жестокие сцены убийства. Жестокость в предпоследнем фильме Кубрика существует в основном в диалогах. Группа солдат говорит о чём-нибудь, их рассуждения веселят, но на самом деле в них заложен простой и необходимый смысл: война убила в них людей. Теперь они просто грязные и похотливые животные. Они настоящие звери. Очень глупые и безумные. Армия убивает в мужчине личность – это хорошо показано в первой половине фильма. Она посвящена тренировкам новобранцев. С первых минут их пребывания в военно-тренировочном лагере понятно, что из этих парней делают машины для убийства. Их называют дерьмом, их опускают, чтобы они забыли о том, что у них есть гордость и достоинство. Вторая половина фильма богата на зрелищный сцены сражений во Вьетнаме. Но «Цельнометаллическую оболочку» нельзя сравнивать с остальными боевиками, ориентированными на развлечение массового зрителя. Несмотря на масштабность, фильм будет интересен и тонко чувствующему ценителю высокого искусства. Потому что этот фильм ничем не уступает другому фильму Кубрика – «Барри Линдону» в эстетике. Эстетика эта грязная и кровавая. Характером она далека от той, что мы видели в «Барри Линдоне». Но операторская работа здесь даже лучше. В военных фильмах сложно отвлекаться на поэтичность кадра, но при просмотре «Цельнометаллической оболочки» у меня так происходило постоянно. Особенно во втором часу фильма. Сегодня я посмотрел впервые «Цельнометаллическую оболочку» – удивительно красивую военную драму, в которой происходящий кошмар грустно комментируется циничным юмором. 8 из 10
Страшная, бесчеловечная подготовка к войне - это первая часть фильма, многие говорят, что первая часть оболочки лучше чем вторая, полностью отказываясь признавать вторую. Однако, вторая часть - это результат учений, это показ того, как американские солдаты полностью потеряли свои моральные качества. А именно: глумление над трупами, расовая нетерпимость, убийство мирных жителей с криками радости. Меня как человека, который видел многое, почему-то шокировал момент, где один из моральных уродов убивает кучку бегущих вьетконговцев, а после начинает улыбаться, после этого играет трек Surfin Bird. Это показывает полное падение американских солдат как людей, им полностью плевать на человеческие жизни. Гениальный во всех смыслах Стэнли Кубрик, показал это идеально. 8 из 10
Цельнометаллическая оболочка - это неповторимый феномен, отражение которому мы уже не увидим в современной культуре. Почему? Как минимум по той причине, что один из немногих фильмов, где американцы честно показывают всю бессмысленность войны во Вьетнаме и ее истинное лицо. Несмотря на то, что этот фильм давно разобран на цитаты, есть люди не знакомые с ним. Для того, чтобы вы понимали масштаб происходящего: для съемок учебки был приглашен настоящий сержант морской пехоты, который вовсе не сдерживался в процессе съемок. Подход к реализму здесь прослеживается практически во всем. Режиссер не стесняясь демонстрирует зрителю изменения, которые происходят с солдатами в процессе службы и моральное разложение некоторых из них. Как я уже говорил, главным мотивом фильм является демонстрация бессмысленности войны во Вьетнами. Это открыто прослеживается в процессе перехода от первой части фильма ко второй: когда ожидание зрителя и главный героев разбиваются о реалии фронтовой жизни. Должен сказать, что понимаю, почему некоторым людям не понравилось данное кино. Местами (хоть и задумано) за происходящим неприятно наблюдать, тем не менее вы прикованы к экрану на протяжении всего повествования. Из минусов могу отметить только смазанный финал. Хотя, учитывая лейтмотив фильма, иначе закончить его можно было бы сложно.
Не самый типичный фильм, снятый маэстро Кубриком. Здесь нет настолько завораживающей визуальной составляющей, которую вы, зритель, могли видеть в подавляющем большинстве его фильмов. В рассматриваемом полотне режиссер играл формой в меньшей степени, нежели в Сиянии, Заводном Апельсине или Космической Одиссее. Но тут значительно дополнялось и расширялось содержание, наполняя повествование новыми красками. Много черного юмора... Даже там, где он, казалось бы, неуместен с первого взгляда, им пользуются умело и в точку. Так фильм не смотрится как моралистское варево из самых праведных мыслей и догм, аля 'возлюби ближнего своего'. Кино вовсе не тяжелое и не заставляющее зрителя скучать и урывисто вжиматься в кресло от праведных мыслей. Они преподнесены в другой форме. Юмор и ирония - брат и сестра 'Цельнометаллической оболочки'. Лента о том, как закрепляется в своем боевом становлении даже не отдельный герой, а целый коллектив. Жизнь солдата - не только война, но и 'учебка', взаимоотношения с братьями по оружию и многое другое. С другой стороны, картина повествует и о взрослении рядового 'Шутника' от игры в мир во всем мире до принятия суровой реальности. Гениальная ироничность-предостережение для всех тех, кто отправляется убивать, думая, что едет играть в стрелялки. Из плюсов киноленты - фирменная режиссерская постановка кадра, блестящая работа оператора, актеров, сценариста, ну и конечно же великолепные шутки, хоть для некоторых зрителей они однозначно не вылезут на первый план. Очень сильно облегчает просмотр, при этом сохраняя темп и серьезность происходящего. Минусы, однако, тоже имеют место быть. Мне не хватило музыки, которую маэстро использует в очень необычном ключе. Здесь же она не запоминается и не высовывается на первый план. Еще могу сказать, что кино визуально не слишком заметно, относительно других работ режиссера. Спасибо режиссеру за шедевральное кино с великолепной атмосферой и отдельное - за персонажа Ли Эрми 9 из 10
Много уже снято фильмов про войну, но большинство из них рассказывают нам о самих участников конфликта, об их судьбах и переживаниях. Но не в этом фильме. Да, хоть и в центре внимания весь фильм был Joker,но он лишь служил инструментом для того, чтобы рассказать нам об истории вьетнамской войны, о том через что проходят новоиспеченные морпехи и о том, что не каждый выдерживает подобные испытания. В этом плане фильм гениальный. Поначалу сложно вообще понять про что фильм и к какому жанру он принадлежит. Много смешных оскорблений, комичных ситуаций, от которых не понимаешь как этот фильм воспринимать (смеяться или ужасаться). Но ближе к середине фильма понимаешь, что режиссер лишь отображает реальность, которая, как известно, комично-драматургическая. В части, которая повествует о войне, также очень много отличных персонажей и моментов, которые вызывают только восторг (часть с вьетнамским снайпером чего только стоит). Отлично показана война, отношение солдатов к войне (промытые бошки о том, что они рыцари, которые пришли во Вьетнам, чтобы сеять демократию и свободу, а грязные дикари ничего не понимают), так же великолепно продемонстрирована работа военных СМИ. Это далеко не все, что хотелось бы отметить в этом фильме. Уж больно отличный фильм.
За достаточно большой бюджет (если сравнивать с 'Космической одиссеей' и 'Сиянием'), 30 миллионов долларов, Стэнли Кубрик хотел затронуть тему тогда актуальной войны во Вьетнаме. Мне кажется, большая часть этих денег было истрачено на испорченные дубли, запечатленных на пленку, пропитанной слезами гримеров и пиротехников. Зная бзик Кубрика при работе с камерой, мне кажется, что если в кадре солдаты шли не синхронно, или здание взрывалось неравномерно, режиссер не ругался бы, аки сержант Хартман, но настроение бы всем попортил. В рецензии на 'Апокалипсис сегодня' я упоминал, что голливудские киноделы в подобных фильмах больше акцентируют внимание на вопросах 'Зачем все это?', 'Для чего эта война?'. 'Цельнометаллическая оболочка' не стала исключением, и при этом является кинолентой, которая оставляет странное послевкусие - вроде и юмор есть, и персонажи произносят забавные реплики, но зная, в какой ситуации находится герой, улыбаться что-то не тянет. При этом зона 'комфорта' персонажей на протяжении фильма расширяется, и если вчера вас поносит сержант на чем свет стоит, то завтра вы уже с пацанами играете в футбол отрубленной головой (сцену вырезали). Так что сами трактуйте понятие 'удар головой'. Первая половина фильма разворачивается в лагере, где еще молодые парни проходят курс тренировки. Тут три ключевых персонажа – рядовой Шутник, рядовой Куча и сержант Хартман. Кстати, образ Хартмана, так укрепившийся в кинематографе, появился случайно. Актер Эр Ли Эрми изначально присутствовал на площадке в качестве военного консультанта, но Кубрика так позабавило, как он ругался, что предложил тому роль. За сценами тренировок, сопровождающимися филигранным матом Хартмана четко прослеживается одна мысль – армия – это яркий пример системы, которая перетирает всех и равняет под одну гребенку. И если кто-то не готов пройти это испытание, то возможен такой исход – свинец в голову и мозги на кафеле. Вторая половина переносит Шутника во Вьетнам, куда тот попадает военным корреспондентом. Ничего удивительного, ибо Майкл Герр, друг Кубрика, помогавший ему прописывать сценарий, сам занимал такую роль в театре военных действий. Поднимается тема человеческой жестокости, необходимости войны, дезинформации в СМИ. И регулярно демонстрируется, что все эти парни, воспитанные в лагерях наподобие хартманского, спят и видят, как они убивают людей. И возникает вопрос – а правильно ли поступать так? За такие мысли Шутника можно назвать чуть ли не единственным положительным персонажем. Да даже его гардероб, включающий значок «Мир во всем мире» и каску с надписью «Born to Kill», подчеркивает весь абсурд ситуации. Ну и техническая составляющая фильма замечательна. Ловите симметрию в кадре, крупный план персонажа с наклоненной головой, создающий напряженную атмосферу. Да и атака на вьетнамскую крепость, снятая от бедра, заслуживает внимания. А вот с точки зрения музыки есть новшества. Нет аккордов классических инструментов, половина саундтрека состоит из медиа-хитов 80-х. «Surfin Bird» на поле боя, песня «клуба Микки-Мауса», «Paint It Black» на финальных титрах – что-то в этом все цепляет. «Цельнометаллическая оболочка» не претендует на что-то новаторское, но подкупает своей доступностью, стилем, даже подобием юмора. Тут нет чего-то переворачивающего сознание зрителя, но размышления на вечную тему подкупают при просмотре. Режиссер играет на чувствах зрителя, и у него это, черт возьми, получается.
Взгляд Кубрика на известные всем вещи всегда оказывается свежим и совершенно уникальным. Самой истории это, конечно, не касается, но то, как она рассказана, определенно стоит внимания. И если с сумасшествием глубоко-личным режиссёр уже работал, в «Цельнометаллической оболочке» идёт работа с сумасшествием массовым, что технически намного сложнее. Ну не ад ли? И вопрос этот, что подсознательно сообщает постановщик зрителю, является сугубо риторическим. Всё это потому что война, какой бы она ни была, - многолика и сама по себе противоречит человеческой природе. Всегда есть Кучи, которые навряд ли протянут даже начальный этап, есть Шутники (само имя которых излучает жесточайшую иронию) и есть Зверюги, для которых боевые окопы, что мать родная. В этом многообразии и кроется тот хаос, что пытался донести режиссёр. И речь сейчас идёт не о политическом содержании, а об устройстве мысли и смысле, как таковом. Конкретного «периметра» не проводится, но картина про будни американских морпехов бессловно разделена на две части: вводную и содержательную. Вводная рассказывает нам про суровую «учебку», где блистательный и совершенно натуральный Ли Эрми, ветеран вьетнамской компании, учит «молодняк» жизни, заставляя последних потеть, унижаться и есть пончики. Подкрепляется это шикарнейшей словесной импровизацией и, в какой-то мере, схожестью с армией отечественной (а потому - совсем уж не чуждо). Но игра слов и жестокий армейский юмор приводят новоиспеченных бойцов в самое пекло - границу Северного и Южного Вьетнама, где и тумаки командиров становятся ценой чьих-то жизней, и хохмы рядового Шутника приобретают совершенно иной смысл. Вообще, философствовать на эту тему можно долго и бесполезно. Тот «перескок», что совершает Кубрик, весьма виртуозный и неожиданный. Те «зеленые» воины демократии вместе со зрителем не понимают, когда кончается прикол и начинается смерть. И это чувство глубокой трагедии, незаметно переросшей из безобидной и обыденной комедии (пусть и грубой), даёт понять, «рождённые убивать» - просто дети, поддёргиваемые ниточками таких же обиженных детей. Вот и противоречия на голове и груди рядового Джеймса дают понять, что на деле всё гораздо сложнее. Ну а хвататься за винтовки - способ самый простой и тупой, о чем явственно говорит песенка Клуба Микки Мауса, печально подводя итог всего этого шапито. А за что умирали то? 9 из 10
'Цельнометаллическая оболочка' - это классика, о которой почти каждый слышал, но немногие дошли до того момента, чтобы воочию ознакомиться с картиной. Суть её лежит на поверхности. Продемонстрировать зрителю, что делает с обычными ребятами месяца военной подготовки перед участием в боевых действиях. Уже на примере это картине становится ясно, что не каждый человек доходит до конца. Можно ли сказать, что рядовой Куча являлся изгоем, либо его дух сломила ежедневное издевательство со стороны прочих новобранцев и военного куратора... Сложно сказать. Фильм поделен на две части. В первой, нас знакомят с условиями в которых будущие морпехи проходят сборы, а вторая это собственно война во Вьетнаме. Причём, она показана во всей своей красе, что может не понравится тем зрителям, которые не любят откровенное кино. Персонажам на протяжения нужно ответить на вопрос о том, можно ли считать войну адом, либо ад - это то, что преследует человечество ежедневно. Показательным был момент с проституткой и её сутинёром, который хотел наживиться на войне, что довольно актуально и в наше время. К просмотру рекомендую, но данная картина не каждому придётся по душе. 7 из 10
Кубрик в этом фильме поднимает важную тему — как из домашних мальчиков делают хладнокровные орудия для убийства. Гармонично разделив ленту на две примерно равные части, разные по манере повествования, но схожей идеей. Вся первая часть посвящена тренировкам солдат. За почти 40-минутную завязку мы становимся свидетелями того, как новобранцы становятся жестче в своих действиях, превращаются из 'блевотины' в 'рядовых морских пехотинцев'. Помогает им в этом сержант Хартман, издевательства и ругательства которого смешат в первых сценах, но становятся совсем нешуточными в последующих. Он не помогает слабым в обучении воинскому делу, а наоборот подстрекает новобранцев издеваться за провинности над своими же соратниками. Порой перегибая палку, он получает справедливую отдачу своих действий. Вторая часть посвящена самой войне. Вдали от сержанта Хартмана жизнь вчерашних новобранцев не становится легче. Разговор по душам может закончиться воем сирены и нужно быстро искать новое укрытие. Окруженные опасностью со всех сторон, военные не забывают и веселиться: развлекаться с вьетнамской проституткой, расстреливать фермеров с вертолёта. Но все больше погружаясь в сражения, рядовые понимают, что война это совсем не шутка. После очередного сражения морские пехотинцы идут и распевают песню, как когда-то во времена тренировок, только теперь она принимает совершенно другой характер. Каждый, наверное, после просмотра ленты захотел в армию. 10 из 10
Один из лучших фильмов, которые доводилось смотреть о войне. Это как-раз тот случай, когда фильм впитал в себя всё самое хорошее, а такую тенденцию подхватывают множество режиссеров жаждущих снимать попкорновое кино. В чём особенность фильма? Конечно в безупречном техническом мастерства Кубрика. Это вообще первое, что бросается в глаза при просмотре фильма. Чаще всего, человек может определить 'кубриковский' фильм по целому ряду приёмов. (абсолютная симметрия, сцена с озлобленным лицом, отдаленный ракурс и философская диалоговость). Далее, конечно берём сюжет, поражающий своей глубиной. Кубрик разделил повествование на несколько частей, которые складываются в единственное начало с названием: 'Война'. Разноплановость сюжета характеризует каждый аспект, в большей или меньшей степени касающийся войны. И дело даже не в актёрской игре (акцент не на этом), поскольку Кубрик взял совершенно обычных актёров. Да, но эти самые простые ребята максимально органично передают суть происходящей ситуации. (порой, даже в силу своей неопытности). Что выражает ПОСЫЛ? Такие фильмы концептуальны по большей части. Они все сводятся к мысли об ужасах войны, личной драме на примере одного из участников. Да, но что особенного сделал Кубрик? Он создал максимальную органичность за счёт простоты актёрской игры, технического мастерства и умении воссоздать целостную картину. Важно отметить, как обстановка усугубляется с каждый разом, а положение участников ухудшается. РЕКОМЕНДУЮ
Несмотря на то, что я очень люблю военное кино, и редкие фильмы не затрагивают моё сердце, этот фильм не вызвал особых эмоций. Фильм разделён на две части, каждая из которых смотрится как самостоятельная лента: в первой идёт подготовка новобранцев к войне; во второй - их высадка в горячую точку (которая пока не стала ещё по-настоящему горячей, но смерть уже очень явно витает в воздухе). Кто-то сказал, что это хороший антивоенный фильм. Соглашусь, идея бессмысленности жестокости войны очень хорошо тут продемонстрирована: она ломает и стирает людей с лица земли, не имея для того особого смысла. В этом ключе фильм мне понравился. Не понравилась нераскрытость персонажей и их безликость (кроме рядового Пайна и психа-командира никто толком не запоминается и потому не вызывает особого сопереживания). Бывают фильмы, вроде 'Дюнкерка', в которых это прощается на фоне других преимуществ картины, здесь же раскрытие просто необходимо. Ну и с грязью сценаристы однозначно переборщили - пошлая помойная речь просто струится через слово - это совершенно ни к чему в военной ленте. 7 из 10