Не думай про белых обезьян: отзывы и рeцензии

Надюша
Надюша1 января 2017 в 17:38
Фальшь

Очень странное произведение искусства – не знаю, как иначе можно назвать. Фильм, полностью состоящий из стихов – это что-то новенькое. Вызывает огромное восхищение проделанная работа сценаристов, потому что говорят здесь много и разнообразно. И все – стихами! Каким бы ни был сюжет этой картины, форма в данном случае важнее. Фильм снят о фальши мира – нашего мира – и любых абсолютно его представителей. Фальшивое здесь все: и обычные люди, и псевдопросвещенная интеллигенция. Все доводится до абсурда, а произносимые стихи – отличный прием. Просвещенные сбежали из сумасшедшего дома, пьют до появления белых обезьян в глазах, а гениальность их – таких близких к природе – приводит к очень своеобразным рисункам на стенах подвала, весьма далеким от представлений о свете вообще. Обычный наш герой Вова прост до рези в глазах: пронырлив, грубоват и пошловат, но и природен от и до. Крутящий им миллионер мало того, что орудует свалкой, являющейся своеобразной метафорой современного мира, но и стереотипен – полон, зол, не слишком умен, а дочка его – типичная фифа в розовом со светлыми волосами и общей похожестью на куклу Барби. Получается своеобразное сопоставление как бы интеллигенции с «приветом» - грубоватой, не очень приятной – и вот такого как бы гламурного общества, пахнущего жевательной резинкой вперемешку с мусором. Трактир, вокруг которого крутится сюжет, получается у Вовы местом странным, весьма оригинальным, но оформленным с точки зрения профессионализма в стиле детсадовского утренника или спектакля заштатного провинциального театра: чтобы дорого-богато, но с условным пластиковым тазиком в углу и тряпками на стенах. Фальшь. Идея есть, а мастерства и профессионализма не хватает. Как сей шедевр рождается, само по себе тоже шедевр. Искусство, говорите? Ну нет, воплощение пьяных бредней. Неплохая насмешка, особенно на фоне появившегося ранее в сюжете музея. В целом, относительно стройное до некоторого момента повествование переходит эту грань и начинает казаться то сном, то реальностью Вовы. Что здесь правда и что ложь – не слишком ясно. Скорее, все похоже на сон из-за фальши, сопровождающей буквально каждый кадр, но где тогда точка отсчета? Авторы переодевают Вову, меняют его кадр за кадром, и в какой момент мы видим его настоящего – не ясно. Он и сам, кажется, в каждый конкретный момент не знает правду о себе и других, а уж мы – тем более. Любовной линии в полном смысле слова в картине просто нет. Есть, скорее, природа, которой так хочет подчиниться один и к которой он хочет склонить другую. Здесь много какого-то природного бесстыдства, отчаянного бесстыдства, то появляющегося, то уходящего. Я бы не сказала, что здесь есть хоть что-то романтическое, скорее, все, что может таковым быть, показано настолько неприглядно по-животному, что становится обыденно. Очевидно желание показать, что человек – тоже животное, только одетый в одежду, которая частью человека не является. У названия картины есть подзаголовок – «Лицо халдея». Вокруг этой фразы, собственно, все и завязано. Халдей, видимо, наш Вова, который себя большую часть фильма так и ведет. Поначалу, может, фраза порождает в нем раздумье, но сказать, чтобы она заставляла его меняться или долго комплексовать – нет… В его поведении мы видим предприимчивого человека: от и до, а это те качества, которыми современный человек в определенной степени привык восхищаться. Почему тогда халдей? Потому что имеет место полное отсутствие уважения как к другим, так и к себе. Когда Вова пытается воспользоваться ситуацией с появившейся в его жизни троицей, с одной стороны, он хочет сэкономить, а с другой - переходит к типу мышления «и так сойдет». Все тяп-ляп, зато дешево. В этом и разница: сейчас, но быстро и как-нибудь, а не продуманно и качественно. Пожалуй, даже финал об этом. А вот белые обезьяны – это произвольно взятая присказка. В фильме есть стремление к какому-то издевательству над философией, и обезьяны – ее часть. Они не играют существенной роли в сюжете, хотя с ними можно ассоциировать троицу интеллигентов, наверное. Философия здесь – псевдо, скорее, какая-то вера во все хорошее против всего плохого, а ближе к финалу вся философия тоже разлетается на куски, как и ее проводники. Отсылки к китайцам или кому-то еще – не более чем стилизация. Все фальшь. Даже философия фальшь. А что настоящее? Самое обычное чувство дружбы между людьми, вне зависимости от их характеров и исповедуемых учений. Очень своеобразно и оригинально. Смешно? Нет. Для задумчивости тоже не очень подходит. Но оригинально. Забавно. Такая усмешка в сторону всего «тяп-ляп», всего псевдогениального, всего псевдоискусства. Любопытно. 6 из 10

menshrosen
menshrosen10 ноября 2016 в 11:31

И что тут прелесть? И что тут мерзость? Бесстыж и скорбен ночной пуант. Кому бы бросить наглее дерзость? Кому бы нежно поправить бант? Новый фильм Юрия Мамина “Не думай про белых обезьян” представляет собой явление весьма примечательное. Примечательное настолько, что я не удивлюсь, если картина заберет ворох призов кинофестивалях этого года. Если выйти за рамки прозаичного пересказа, то точнее всего фабулу фильма, по словам самого режиссера, описывают строки: “Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, но остался слабый след в морщине”. Вот в этой залихватской загогулине и таится несказанная прелесть “Белых обезьян”. Новое кино от Юрия Мамина похоже на всемирный фестиваль искусств и ремесел: здесь представлены и поэзия, и хореография, и живопись, и мультипликация, компьютерная графика, старинные моды, городская архитектура, дизайн помещений, восточные духовные практики и даже гастрономия. Персонажи разговаривают исключительно стихами под сменяющие друг друга мелодии, а колбасы, дичь, омары и искристые ананасы вызывают такое же чувство голода, что и “Большая жратва' Марко Феррери. Не скажу, что фильм держит в напряжении каждую секунду. Нет, он то засыпает, то взрывается бурлеском фантастических образов и каких-то полузабытых настроений. Не скажу также, что “Белые обезьяны” отличает безукоризненный вкус во всем, но в этом винегрете из высокого и подлого – весь смак фильма. Разумеется, у этой картины, как и всего на свете, есть свои предшественники. В первую очередь это фильмы самого Мамина. Ростки буффонного гротеска с элементами мюзикла можно было встретить и в “Бакенбардах”, например. Чего только стоит “Пушкин-блюз!” или полет аксакала в космос в 'Фонтане', но там все-таки преобладал реализм. Здесь же Мамин развернулся вовсю. В кино стихами беседуют редко, да метко. Сразу на приходят на ум легенды: “Свинарка и Пастух” Александрова, “Баллада о влюбленных” Михалкова-Кончаловского или “Гусарская баллада” Рязанова. А вот чудовища подземелья, кажется, что переползли непосредственно из “Лабиринта фавна” Гильермо Дель Торо. Видны параллели “Белых обезьян” с балабановской мелодрамой “Мне не больно”, где похожая, хотя и не столь безбашенная группа подвижников также “архитекторствует”, и также терпит печальное фиаско. Песни с плясками встречались чуть ли в каждом пятом советском фильме 70-х годов, и в почти каждом индийском. Любопытно, что в ходе съемок Мамин заставлял актеров произносить стихотворные реплики под метроном. Каждая сцена декламировалась в своем темпоритме. Как известно, первое образование у Юрия Мамина – музыкальное. Наверное, поэтому, весь фильм усыпан фрагментиками мелодий самых разных эпох и направлений, начиная от “Прекрасной мельничихи” Франца Шуберта, заканчивая балладами Николая Носкова. За основу сценария взята новелла итальянского писателя Альберто Моравиа “Лицо халдея”. Впрочем, итальянское присутствие выдает в фильме не столько новелла Моравиа сколько стилистика итальянской комедии Дель арте. Карнавальная традиция, театральная буффонада, оказавшая столь глубокое воздействие на Евгения Вахтангова и Марка Захарова, расцвела здесь буйным цветом. Однажды из интервью на вопрос “А какие из известных сексуальных аномалий больше всего поразили ваше воображение” Мамин ответил: “Любовь к трем апельсинам” Карло Гоцци”! Как ни роскошна форма, содержание фильма еще более замысловато. В центре сюжета лежит старинный мировоззренческий конфликт: “Что первично материя или сознание?”. Жил, не тужил молодой бизнесмен Володя. Занимался неким подобием ресторанного бизнеса. И вот, однажды на гламурной презентации услышал он нелицеприятную реплику в свой адрес: “Мол, что с него взять. У него - лицо халдея”. Сие трагическое известие потрясло нашего героя до самого основания, повергнув в глубокий экзистенциальный кризис. Я право не знаю, какие физиономии бывают у халдеев, но вот образ Роман Абрамовича Володя напоминает живо. Русского яппи играет Михаил Тарабукин, засветившийся ранее в телесериале “Солдаты”. Как выяснилось впоследствии, Именно из-за внешнего сходства с хозяином Чукотки Юрий Мамин выбрал его на эту роль. Послание фильма проясняется в значительной степени, если вспомнить фильмографию Юрия Мамина: “Праздник Нептуна”, “Фонтан”, “Бакенбарды” и “Окно в Париж”. Появляется ощущение дежа-вю, ощущение настолько сильное, что “Белые обезьяны” начинают казаться последней серией сериала длинной в четверть века. Первое, что бросается в глаза - странная приверженность Мамина к трем образам: образу дома, образу крыши-чердака и образу подвала. Вспомним разваливающийся дом в “Фонтане”. Дом, в котором лопались трубы, где прохудившуюся крышу подпирали советскими лозунгами, где трещина рассекала стены квартир, где, Ата, казахский аксакал, баррикадировался в полузатопленном подвале и перекрывал воду, где, уже начиналось светопредставление. Все же дом, который должен был пойти на слом, выстоял, пережил два десятилетия и стал обиталищем для героев нашего времени. Невольно вспоминается лозунг десятилетней давности “Наш Дом – Россия”. Как и многие ленинградские режиссеры Мамин признается к любви к питерским крышам – объясняя это тем, что в Петербурге дома равновеликие в отличие от Москвы, что в сочетании с “нездешним” светом белых ночей создает некое подобие поднебесья. Как мы помним, после изгнание из подвала оппозиционная богема, окопалась на последнем этаже – крепкий базис в подвале, дух на крыше – что еще нужно, что встретить старость. Ан нет? Предпринимателям этого оказалось мало – вызвав милицию и скорую помощь – они отправляют троицу по месту прописки – в дурдом. Таким образом, материалисты возвращают бизнесмена Володю с небес на землю, а также заявляют свои права на все пространство бытия. Кроме оппозиции подвал – чердак в фильме присутствует огромное количество метафор. Все их не представляется возможности перечислить. Это и удачный образ помойки или имперской свалки Советского Союза, где среди гор мусора, торчат космические корабли, находятся гранатометы и валяется бесплатная еда. Это и дуля Мамина российскому культурном истеблишменту – название ресторана “Парнас” не соответствует его содержанию. Любопытно, что мифический третий глаз человека Мамин находит в причинном месте. Этот факт, впрочем, не вызывает изумления, если вспомнить то, что в одном из интервью Мамин признался, что первый сексуальный опыт у него был в 10-ти летнем возрасте. Что будет? C Домом, Россией, Володей. Ответов нет. В середине фильма об этом спорят некий Рассказчиком Юрский и писателем Басившлвили. Но спорят они почему-то на территории Дурдома. 9 из 10

john18
john1812 июня 2009 в 19:54
Планета обезьян

Бармену Вове (Михаил Тарабукин) — не расстающемуся с жвачкой халдею — неведом стыд, знаки приличия и вообще хоть что-нибудь святое. От своего шефа Гаврилыча (Виктор Смирнов) — тоже халдея, но рангом повыше — он получает свёрток тысячерублёвых купюр, чтобы открыть своё дело. Дело должно быть открыто в Питере — что-то типа уютного ресторанчика с названием «Райский уголок» в подвале многоэтажки. Вова, предприимчивый как чёрт, сразу берёт с места в карьер, но на снятом для проживания чердаке того же дома, встречает компанию то ли сумасшедших, то ли, наоборот, просветлённых. Эти же люди — эксгибиционистка Даша (Екатерина Ксеньева, чья героиня — женщина с тонко организованной натурой), художник-алкоголик Гена (Алексей Девотченко) и йог Ху-Пунь (Анвар Либабов) — постараются сделать из Вовы нормального человека (насколько нормальным может быть человек в представлении юродивых) с, по возможности, «третьим глазом». А чтобы открыть в себе «третий глаз» халдею нельзя думать о белых, как снег, обезьянах. Третий глаз у главного героя, замечу сразу, всё-таки откроется. Хотя это и будет во сне, когда явь и вымысел перемешаются, что, в свою очередь, даст возможность режиссёру картины Юрию Мамину вволю оторваться на так любимой им территории абсурда (см. «Окно в Париж»). Вообще Мамин (см. также «Фонтан» и «Бакенбарды») давненько пропал с больших экранов. Его предпоследний полнометражный фильм вышел 11 лет назад. И напомнил о себе маэстро лишь мельком в 2002 году, когда на телеканале СТС в вечернее время показывали сериал «Русские страшилки», где человек-аншлаг Юрий Гальцев и отчего-то косая Ксеньева расследовали аномальные явление на территории России по образцу «Икс-файлов» Криса Картера, правда, с поправкой на русскую самобытность. Теперь вообще-то пора предупредить, что новый фильм Мамина (имеющий, кстати и второе название — «Лицо халдея») — это что-то с чем-то, как удачно проговаривается в трейлере к картине — поэзия и нерв. Причём на нервы зрителя проверяет как раз поэзия, поскольку диалоги, написанные Вячеславом Лейкиным, строятся по принципу трёхстопного амфибрахия, то есть, короче говоря, они в стихах: «– Это конец!.. Это крах!.. Никаких сомнений…/- Полный отпад! Фантастика! Ген, ты гений!/- Все побелить!.. Или нет, — наклеить обои!../- Это мотивы Босха, Брейгеля, Гойи!..». «Не думай про белых обезьян» — эта сатира промышленных масштабов, где высмеивается лакейство, беспринципность, наживательство и отсутствие всякой духовности у человека (в частности, у халдеев). Причём подано это в такой душераздирающей форме, что высидеть «Обезьян» за раз невероятно сложно. И дело тут не в том, что подлость халдеев вызывает отвращение (хотя, конечно, вызывает), а в том, что эстетские методы, которыми пользуется Юрий Мамин, настолько невыносимо безвкусные, что выдержать их ой как не просто. Когда перепившего художника Гену, который по договорённости с Вовой в подвале должен был на стены нанести рисунки с едой, в отместку всё тот же Вова запирает всё в том же подвале, у художника случаются такие галлюцинации (графика и анимация — студия «Луноход»), что тут впору вспоминать даже не Босха, Брейгеля и Гойю, а мультфильм «Шрэк» (причём в самом его дешёвом варианте). Высмеивая лакеев, Мамин (важно заметить) в принципе не щадит и просветлённых (или всё-таки душевнобольных?), хотя как бы ставит их в альтернативу халдеем. Не думать про «Не думай про белых обезьян» сложно: картина впечатывается в память с неотвратимостью плохого прогноза погоды на завтра. Но, если честно, особо в ней симпатизировать некому: бегущие от реальности не так уж лучше тех, кто корежит её. И это, возможно нечаянная, заслуга актёров, наверное, главное достоинство этой, по большому счёту неприятной, но, вне всяких сомнений, удивительной ленты.

Дмитрий Алейников
Дмитрий Алейников26 августа 2009 в 20:25
ДАВАЙТЕ что ли ВОСПАРИМ?

Перед просмотром фильма слышал и читал массу отзывов – ни одного «за»: Выпендривается! Занудно! Рифмоплётство! Сюр! Посмотрел и готов согласиться с каждым из обвинений: - Выпендривается. Конечно, автор выпендривается. Для любого художника свойственно выпендриваться, проявлять свою индивидуальность, оригинальность. Коли есть, что проявить – отчего не повыпендриваться? Проблема в другом: зрителя давно и успешно отучают смотреть Интересное Кино. Индустрия фаст-фуда щедро кормит «блокбастерами» и мега-сериалами, по сути своей безликими как биг-маки. - Занудно. Признаться, середина фильма показалась слегка провисшей. Необычность формы, стихотворные диалоги, некоторая «синусоидность» предсказуемых событий слегка утомили. Но именно это «лёгкое утомление», состояние дискомфорта пригодилось для того, чтобы смотреть вторую половину фильма, чтобы понять и вжиться в состояние героя. - Рифмоплётство. Согласен, что рифма режет слух халдеев, изъясняться стихами необычно, но, как метко парировал однажды персонаж Броневого: «Ненаказуемо!» Кстати, история кино знает немало фильмов (и весьма популярных), где отказались от прозы: «Собака на сене», «Романс о влюблённых», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Бал», наконец, где слова вообще не пригодились. А в этом фильме стихи легки, демократичны и совершенно не требуют к себе особого отношения. - Сюр. Ну, сюр. А в каком жанре прикажете показать мир, реалии и законы которого в голове не укладываются? Мир, где за завтраком только и разговоров об обеде, где едят то, что видят и видят только то, что можно съесть, где «любой каприз за ваши деньги»? Какое кино может быть, если чиновники Госкино говоря «сюжет» подразумевают «откат»? В каком жанре прикажете работать, если теперь способность мыслить – шизофрения, вдохновение – аффект, озарение – галлюцинация? Не жрёшь водки – стукач, выделяешься – урод, болеешь душой – душевнобольной. Какая жизнь, такой и жанр. Только посыл фильма мне не понравился. «Давайте воспарим»? Давайте будем выше мира халдеев, ну их, к лешему? Не могу согласиться. Не считаю возможным оставить этот мир на произвол барыг и жлобов. Фильм не обязан быть манифестом, но должен, чёрт побери, быть той белой обезьяной, о которой зритель больше не сможет не думать. P.S. На месте Мамина я убрал бы канат в финале. Но пусть каждый остаётся на своём месте и выпендривается как может, пока есть силы.

Никита Севастьянов
Никита Севастьянов2 февраля 2009 в 19:42
'Не думай про белых обезьян' или 'Лицо халдея'

'Незнание - благо, знание - бремя' - вот одна из основополагающих мудростей данной ленты. Мудрость эта не нова, но актуальность не потеряла еще со времён древних цивилизаций. И так: Жил себе паренёк, зарабатывал деньги на момент и на старость, был решителен и предприимчив. А тут вдруг ему третий глаз открыли некие 'интеллигентные карлсоны' - и пропал паренёк. Он знает - без денег в этом мире делать нечего. Никому не охота есть на завтрак-обед-ужин травяной борщ на неотапливаемом чердаке. Но и вникать во все тонкости денежно-насущных вопрос уже не получается. Просто не получается. И бросить жалко, и нести тяжело. Фильм о том, что люди искусства бесполезны простому обществу, неприятны простому обществу и мешают простому обществу. Фильм о том, что открывшего третий глаз горе ждёт. Горе от ума. Фильм о том, что раз в жизни услышав фразу 'Не думай про белых обезьян', уже никогда не сможешь перестать думать о них. Юрий Мамин проделал великую работу. Мало того, что это лучший русский фильм со времен... даже не знаю... пожалуй со времён того самого 'Окна в Париж', так это еще и действительно интересное произведение (не побоюсь этого сказать) европейского уровня! Но я могу понять тех, кто разочаровался в этом фильме. Те, кто хотел увидеть достойный сиквел 'Окно в Париж' получили фигу с маслом. 'Окно в Париж' - гениальная сатира, не спорю, но в ней есть один малюсенький минус - она изжила себя. А тема 'Не думай про белых обезьян' как и сам фильм не изживёт себя, покуда человеческий мир будет делиться на потребителей и людей искусства. Кому смотреть: советую смотреть тем, кто любит и понимает авторское кино (Бергман, Джармуш, Кустурица, Феллини, Вуди Аллен и т.п.), ибо для 'простого смертного' сие кино - скука в стихах. Неприкрытого юмора практически нет. Да и не комедия это вовсе. Кому не смотреть: поклонникам 'Титаника', '9ой роты' и 'Стиляг' - противопоказано (ничего лично). А так же халдеям (не знаете, кто это - тем более противопоказано) 10 из 10

Jut3030
Jut30301 июня 2009 в 14:50
Прости, до белых обезьян нужно еще дорасти (ч.1)

Актуальность вещь для кино с одной стороны очень важная, а с другой – если о ней постоянно думать, то возможно картина и получится злободневной да вот только проживет ли она хотя бы лет десять – вопрос. Юрий Мамин явно об актуальности не думает, она у него вещь перманентная. Включаешь его Фонтан или Окно в Париж и смотришь в зеркало, причем из кривого оно постепенно превращается в обычное. Если честно перед началом просмотра его нового фильма – «Не думай о белых обезьянах» я боялся, что актуальность ему изменит и кино получится «опять про тоже» только в новом времени. К счастью я ошибся. Мамин актуален как никогда. Причем даже если б показать «Обезьян» лет эдак десять назад, убрав при этом ноутбуки и мобильники, а добавив бандитов – получилось бы точно также же, я бы сказал «в тему». «Не думай о белых обезьянах» - это снова комедия или трагикомедия, это снова море действия, фантасмагория, метафоры, «люди из нашей жизни» и просто очень хорошее кино, теперь еще и полностью в стихах. Почему именно стихи – не знаю. Может быть – это просто оригинальная подача нашей прозаической и серой действительности, а возможно просто давняя задумка автора. Суть не в этом, главное – это органичность и оригинальность. Стихи не раздражают, наоборот, после просмотра хочется говорить только так, проза кажется скучной и устарелой. У Мамина снова получилось единство содержания и формы. Два часа стихов – казалось бы, кто в наше время это может выдержать? На практике же – оказывается мало, остается куча вопросов и хочется увидеть что-нибудь еще или, во всяком случае пересмотреть фильм заново. Пожалуй – желание смотреть снова и снова – одна из лучших похвал фильма. Режиссер создал такую реальность в которой может быть и не очень удобно жить, зато можно много подчеркнуть от туда, да и просто найти «себе подобных» отнюдь не обезьян и не халдеев, а людей. Вообще про фильм можно говорить много и долго. Причем как просто какими-то абстрактными вещами, так и вполне конкретно разбирать его на элементы, чуть ли не до слов или до точки. Картина начинается с притчи, о том, чтобы добиться мудрости нужно просто напросто не думать о белых обезьянах. Фокус как раз в том, чтобы не думать о них после того как притчу эту услышал. Вот все два часа режиссер и пытается донести до нас эту простую мысль. Правда в итоге никто не изменился и все остались на месте. Халдеи при своём, а люди «иные» при своем. Белые обезьяны как бегали, так и бегают. Вопрос немного в другом - может ли человек реально изменить свое отношение к миру, может ли постичь суть вещей. Для меня после фильма – вопрос осталься открытым. Может ли рожденный ползать взлететь, а серость вдруг разродится радугой? В «Обезьянах» этого не получилось. Нашлась лазейка, чтобы вернутся в свой привычный мир, лазейка чтобы снова забить свой мозг белыми обезьянами или зелеными бумажками – разницы никакой. Если убрать вообще все метафоричность и высокий стиль, то пожалуй фильм так и можно было назвать – «Не думай о зеленых бумажках». Главный герой думает о них постоянно. Он человек современности. Если успех – то только в деньгах, если выгода – то любым способом, если любовь – то секс, если искусство – то только понятное, если художник – то псих, если реальность – то только физическая. Яркий образ серости - иначе и не скажешь. Автор сталкивает эту серость с буйством красок. Герой узнает, что существуют квадратные яблоки Пикассо, кино, которое не показывают в кинотеатрах, третий глаз и путешествия, сидя на месте. Ему открывается новый мир и новый горизонт людей не таких как он. Людей, которые действительно живут, как бы это не мешало другим. Со своими недостатками и достоинствами, но Людей. Они не успешны с точки зрения современности, они успешны с точки зрения внутреннего я. Три человека, три ярких образа и главный герой, имя которому легион. Вот такая борьба. И даже если конкретный индивидуум из этого легиона лишь попытается приобщиться, приоткрыть занавесу, тут же подоспеют другие с молотками и сапогами, все уничижат и затопчут. Почему-то вспоминается фраза из замечательного мультфильма «Магазинчик БО»: «Он узрел только край солнца, и оно уже ослепило его». Вот только увидел ли вообще? В конце герой пытается приобщится к новому миру, перестать быть халдеем. Но то, что у одних получается естественно – другим дается с огромным трудом. Одни кушают овощи и наслаждаются, другие едят, нюхая при этом запах из соседней шашлычной. Для кого-то актер и его образ неразделимы, для другого актер – это просто шут, корчащий из себя что-то. Кто-то даже зная белых обезьян не думает о них, кто-то же просыпается видя их во сне каждую ночь. Финал все поставил на свои места адекватно современности. Халдеи сидят в высоких офисах, жрут, ржут и трахаются. А художники в лучшем случая заперты в психушке, а в худшем – давно мертвы. Конец чем-то напомнил другую трагикомедию двадцатилетней давности, Рязановскую «Забытую мелодию для флейты». Как там, так и здесь герою ничего не стоило пойти за мечтой, за любовью, за другой жизнью. Вся его сущность рвется туда. Но кресло, пиджак и галстук держат крепко. Мечты это лишнее в этом мире. Необходимо постоянно думать про будущее, жратву, потомство, деньги и конечно ж про белых обезьян. Можно конечно забыть, но это лишь так, на небольшие мгновения безумия, которые может себе позволить каждый халдей. Вот такие чувства, мысли и эмоции возникли у меня, когда пошли финальные титры. Все это больше похоже на какую-ту рефлексию, чем на здравый отзыв, но поверьте рефлексии было (и остается) гораздо больше и она гораздо глубже. Впрочем, может быть, нужно написать еще несколько слов.

Jut3030
Jut30301 июня 2009 в 14:51
Прости, до белых обезьян нужно еще дорасти (ч.2)

Отдельно хочется отметить еще три линии (в фильме их гораздо больше), которые помимо всего как-то образовали отдельные пласт в моем восприятии. Первое это свалка. Зачем изобретать велосипед – у Мамина все просто и до ужаса точно. Что представляет современная Россия – это одна большая свалка. Вон в том углу космические достижения, где-то там маячит металлургия, а в другом месте лежат горы никому ненужных книг, где роется никому ненужная интеллигенция. И на вершине всего этого «великолепия» конечно ж вождь Владимир Ильич Ленин. Правда на этой свалке еще долго можно кормиться и таскать оттуда все что ни попадя. А что народ? Народ и оттуда покушает. Просто, не правда ли, но как точно, аж мурашки. Второе это тема кино. Тут все значительно сложней. Режиссер то ли цитирует, то ли намекает, то ли говорит что-то, что понятно лишь узкому кругу. Но в «Обезьянах» явно чувствуется особа линия и страсти по кино. Для меня, если честно, трудно сказать где в этой самой линии плюс, где минус, а где равно. Наверное, нужно хоть немного варится в той кухне, чтобы понимать. Мамин режиссер с именем, поэтому ему такие вещи позволительны. Да и наблюдать за ними интересно, особенно когда за два часа фильма вспоминается и Матрица и что-то артхаусно-пафосно-музейно-фестивальное. И третье – это конечно ж внутренний мир героя. Вот уж поистине плодотворное место для изображения. Здесь автору есть, где развернутся и развертываются все от Феллини до Линча. Мамин и тут великим метрам не уступил. В этом мире сливается все – стремления героя, желание познать искусство, любовь и секс не как физический процесс на тренажере, а как органическое продолжения глубокого чувства. В его мире спокойно соседствуют Сальвадор Дали и Леонардо да Винчи. Здесь замечательно живут герои Босха, которые одновременно и герои картин его нового друга. В его мире будущее легко мешается с настоящим. А мечты с правдой. Здесь даже может открыться третий глаз, причем в очень неожиданных местах. Когда смотришь на этот мир – кажется что и у халдеев бывает душа, кажется, что не все потеряно и для него. Как жаль, что и тут находится оправдание для логического мозга – это не внутренние видения, а просто галлюцинации вызванные микстуру, наркотиком – ничего большего. Но самое интересно и действительно неожиданно во всех этих «видениях» было осознание героем, так сказать его «героичности», а именно ему привиделись люди, пишущие сценарий о нем самом. Опять кажется - банальный ход, но это Мамин, как я это неоднократно повторял и все банальное в его картинах становится новаторским и смелым. Плюс ко всему безумно удивило и очень обрадовало появления Басилашвили и Юрского. Смотря на питерские пейзажи, а в особенности крыши я долго думал, чего не хватает этому фильму, чтобы быть на сто процентов «из северной столицы», ответ нашел сам автор – короткое появление Басилашвили дало невероятный прилив энергии. Это было так неожиданно, но в тоже время так ожидаемо и в очередной раз в яблочко. Вот такие три вещи. Еще хочется поговорить и о трех художниках и их потрясающих образа, об обывательщине, о жвачке, о музыке, просто о картинке и речи о… Список даже после нескольких страниц текста кажется бесконечным. Но повторюсь, еще больше хочется пересмотреть снова, а потом возможно еще что-то написать, что-то совсем новое. Единственным минусом картины мне представляется то, что она ничего не изменит. Халдеи, если несколько перефразировать цитату из фильма, никогда не дорастут до белых обезьян, поэтому для них просмотр – бессмыслица. А «художники» и прочие людей «из психушки» посмотрят и лишь узнают себя и «речи знакомые до боли» от всё тех же халдеев. Впрочем, иногда ощущение, что про тебя снимают кино и что ты не один – дорогого стоит. Вот вам и тест на «лицо халдея». Для этого не нужно никакое зеркало, для этого просто есть режиссер Мамин и поэтому хочется в конце написать только одно слово. Спасибо.

paradimov
paradimov18 февраля 2009 в 05:19
'Хотели как лучше, а получилось как обычно получается...'

Думать о себе, что ты грешник — омрачение. Не меньшее омрачение думать о себе, что ты праведник. Выход? Не думать о себе никак, ибо никакого 'я' не существует. Именно об этом (как один из планов) — притча, вынесенная в пролог («Не думай о белой обезьяне»). Притча вполне подходит замыслу картины, но она, к сожалению, профанируется вследствие очень неудачного, по моим ощущениям, воплощения. Положительных героев в фильме нет, хотя ими должны быть Художник (Творец), Любовь (Чувство) и Мудрость (Истина). Художник (Гена) считает себя гением (уже диагноз). Любовь (Даша) вместо того, чтобы привести в чувство Художника, который наяву видит все прелести ада а-ля Босх, восторгается его творениями, и все два часа истерически обличает 'быдло', себя считает натурой тонкой, одухотворённой, возвышенной. Естественно у зрителя ТАКАЯ Даша симпатии вызвать не может. Плюс это непонятное заигрывание режиссёра с обнажённым телом собственной дочери (смотреть на которое, кстати, крайне неприятно). Мудрость (Ху-Пунь) справедливость восстанавливает насилием. Почему в таком аксепте надо считать её мудростью — потому что похожа на Ганди? Ганди (это я авторам картины) использовал другие методы, и, между прочим, спас Индию от затяжной гражданской войны. А у вас получается, что «Добро должно быть с кулаками». А замысел хороший... Игра актёров... Да не обидятся на меня создатели фильма — люди работали, старались. Но знаете, не надо играть. Тем более то, что в актёре нет. Чистоту нельзя сыграть. Она либо есть, либо её нет, и никакие интонации, мимика, жесты её не передадут. Одри Хепберн не играла. Она была собой — воплощённая Чистота. Любовь должна играть актриса, в которой Любовь есть. У актрисы есть много отвращения и неприязни к людям, которых она считает ниже себя.

iskanders-m
iskanders-m28 июля 2023 в 15:40

Последняя на сегодняшний день киноработа Юрия Мамина выдержана в его традициях мастера сатиры и фантасмагории. Фильм, где форма превалирует над содержанием, абсурд над разумом, а фантазия над достоверностью, определённо понравится не всем. И тем не менее это не «Окно в Париж», и уж точно не «Фонтан». Время другое. А какое время-то? На самом деле вопрос нешуточный. С одной стороны, Мамин – режиссёр, выросший на классических основах, но именно выросший – из них – и создавший свой кинематографический мир, но неизменно стоящий на позициях добра, справедливости, чести. С другой – эра халдеев, где мздоимство и лицемерие одерживают победу над порядочностью и духовной наполненностью. И проблема в том, что ни режиссёр до конца не понял «прикола» времени – чтобы быть убедительнее, ни время не смогло на все сто прочувствовать, какова основная идея. Потому-то, наверное, и надо смотреть этот фильм как притчу, сказку, былину, если хотите. И на это жирненько указывают нам стихи. Понятно, что, если бы всё рассказывалось в лоб, риск неудачи был бы велик. Хотя нельзя сказать, что стихи спасают. Они, скорее, расслабляют и развлекают. Тяжело не думать про белых обезьян, когда раньше не думал, а тут тебе дали такой строгий наказ. Тяжело, наверное, жить на свете, когда третий глаз открывается в. .. ну, скажем, том месте, которое Вова стыдливо прикрывает. И уж точно нелегко обитать в среде халдеев, которым ни «Преисподняя», ни художества не нужны. Надо сказать, что несмотря на несколько невнятное раскрытие сюжета, актёры сыграли неплохо. Хотя некоторые режиссёрские решения, откровенно говоря, шокируют. Речь не только о обнажённой натуре Катерины Ксеньевой, но и об откровенной коррупционности пожарных. Действительно, кто платит, в пользу того шланги и работают. Посмотреть стоит. Может быть, даже не один раз. Но маминская сатира XIX века, увы, не для тех, кто думает про белых обезьян. 7 из 10

Freelosof
Freelosof24 января 2018 в 02:50
Хорошо, что это фильм есть, но чтобы он не разочаровал, нужно понимать, чего от него ждать.

Смотрел фильм 2 раза. Первый раз, лет 7 назад, когда он вышел, и он совершенно не зашёл. Второй раз начал смотреть сейчас и вдруг заинтересовался. Наверное, это что-то возрастное, или точнее сказать, это зависит от личностного развития. Мне вот только сейчас, в возрасте 37 лет, оказались интересными мысли, которые возникают от просмотра этого фильма. Ну, и наверное, стоит описать их поточнее и поконкретнее. Первое, почему фильм может заинтересовать - со временем начинаешь уставать от пустых фильмов. Которые только развлекают, но ничего не дают, не оставляют ничего после себя. Выходишь из кинотеатра и тут же забываешь. Здесь же, начав смотреть, стал задумываться на тему того, что фильм снимался в эпоху перемен и 'зарабатывание бабла' тогда только ворвалось в жизнь, и это наверное, одна из попыток размышления на эту тему. А может, это мне так навеяло от жизни, какой она стала после распада Союза и стало любопытно, есть ли что-то альтернативное такому варианту. В самом начале фильма возникает конфликт между скажем так, 'зарабатыванием бабла' и духовными потребностями и становится интересно, а чем же это всё закончится. На мой взгляд, не шедевр, не высоколобый фильм, доступный только избранным, а наоборот, вполне доступный всем для понимания. Некоторые вещи сильно упрощены, в жизни всё посложнее будет, но вполне есть над чем поразмышлять при просмотре. 'Зайдёт фильм или не зайдёт' зависит только от того, вызовет ли это интерес у конкретного человека в его личных жизненных обстоятельствах. Посмотреть вполне можно, но нужно сразу понимать, что фильм носит не развлекательный характер. Это комедия не потому, что в ней пытаются вас развлечь, а потому что авторы с юмором относятся к темам, над которыми в фильме размышляют. В итоге форма даёт лёгкость восприятия и можно с интересом понаблюдать и поразмышлять над некоторыми жизненными вопросами.

аррмен
аррмен29 марта 2013 в 18:16
Добро пожаловать или халдеям вход воспрещён

Куда бы не гнал ветер назойливой моды растерянную российскую кинематографию, Юрию Мамину как-то всегда удаётся не попадать в её ритмы (в антиритмы тоже) и снимать замечательные фильмы – оригинальные формой и содержанием, мультижанровые и мультиформатные. «Не думай про белых обезьян» - условно комедия, условно драма, не без мелодраматической линии, с приёмами театра абсурда, с фантастическими допущениями, местами в духе параноидального детектива…и всё это (от первой до последней реплики) в стихах. Нестандартный коллаж не только для нашего кино. Фирменно незлобливая ирония «Фонтана» и «Окна в Париж» присутствует и здесь. Простейший сюжет из категории «вечных», пересмотренный в тысячной версии не снабдит оригинальными итогами, но фееричное воплощение с прекрасным сценарием позволит обращаться к фильму Мамина неоднократно. Культурный феномен халдеям негоже смотреть и кричать во всю глотку: «О, боже! Про нас эта дурость?! Позвольте, неправда! Одна клевета здесь! Комедия? Драма? Не то, и ни это. Ни это, не то. А так…стихотворно-сырое г…!». Конечно, халдеи окажутся правы: историей правят убогие нравы. Невежество — есть абсолют мирозданья и чем глубже смысл — тем меньше старанье понять суть идеи, открыть третий глаз, позволить мартышкам решить всё за нас. Нелепые мысли о белых приматах мешают бармену зажиться в палатах, мешают прогнать разнотворческих психов и мерить эмоции денежным лихом. Упадок халдейской души неминуем, коль вспомнит халдей обезьянок тех всуе. В падении духа душа обернётся мечтательной нищей во мраке погоста. Достанутся телу те самые блага к которым имелась исконная тяга…Мелькнут обезьяны, в которых не веря, герой всё же явит улыбку халдея.

be_average
be_average27 июня 2009 в 13:29
Угораздило же...

А ведь хотел посмотреть 'Двенадцать обезьян'. Но в поисковик, естественно, вбил второе слово. И выдал мне поисковик фильм 'Не думай про белых обезьян'. 'Интересно, - подумал я. - Надо посмотреть'. И ведь не поленился товарищ Лейкин расписывать все это в стихах! Да еще с такими оригинальными рифмами типа 'халдея-балдея'. Я бы до такой рифмы ну никогда бы не додумался. Насчет актерской игры и говорить нечего. Еще Эльдар Рязанов говорил, что употребление поэзии для изображения жизни совершенно нежизненно. Что он и пытался исправить при работе над 'Гусарской балладой'. У него это получилось, у Мамина нет. И актерские работы, как следствие, абсолютно нежизнены. Фильм, вообще, получился какой-то некрасивый. И иногда обнажающаяся женщина его совершенно не красит. Из фильма я извлек два интересных момента. Первый - это уже упомянутая стихотворность сценария. Если все это излагать в прозе, было бы совсем неинтересно. Второй - это притча в начале фильма, собственно давшая ему название. Вот если бы фильм сократить до этой притчи, получилась бы интересная короткометражка. А так - очень скучный фильм. Настолько скучный, что весь отзыв написан на основе первых 30 минут фильма. Желание прекратить просмотр появилось еще на 20-й, но на 10 минут мне удалось его победить. То, что я отслеживал время фильма тоже говорит о том, насколько 'заинтересовал' меня этот фильм. Не думай про белых обезьян. Ха, и не собираюсь. Вот отзыв допишу, и вылетит у меня этот фильм из головы. В 'Окно в Париж' - пролетать фанерой. 1 из 10

DmitryKogan
DmitryKogan24 ноября 2013 в 13:36

Каждый знает, как трудно бывает избавиться от навязчивых мыслей, непрошеных образов или прилипчивых мелодий. А если это мысли про смысл вещей, бесполезные, как белые обезьяны? Образы истины и красоты? Мелодии небесных сфер? Стоит хоть раз по оплошности допустить их в свое воображение, и ты никогда от них не избавишься. Белые обезьяны теперь будут с тобой всегда. Проклинай и наслаждайся. Лекарство от смерти и смертельный яд познания тебя уже не оставят. Что, собственно, и произошло с главным героем фильма - незадачливым барменом Вовой, циничным прагматиком, недалеким карьеристом и - как оказалось - хорошим парнем и тонкой натурой. Этот фильм - третий известный мне шедевр от тандема сценариста Вячеслава Лейкина и режиссера Юрия Мамина. Фильм столь же умный и глубокий, как 'Бакенбарды' и 'Окно в Париж', но не пророческий, а с открытым финалом - который мы вскоре должны увидеть в реальности. Фильм легкий, светлый, смешной и трагичный. Герои говорят стихами, но это быстро перестаешь замечать - так естественны диалоги и органичны актеры. Зато действие приобретает какой-то былинный, величественный характер. Хотя вначале ничто этого не обещает - ну познакомился крутой парень с тремя фриками - эстетами, художниками и буддистами, что ему с того? Кому нужен креативный класс в этом лживом и продажном мире? Но парень оказался не так прост, и нелепые идеи про третий глаз и силу искусства, попав в хорошие руки, оказались вполне удачными в практическом отношении. Впрочем, на российской почве они все равно плохо приживаются. Какого черта лучшие российские фильмы никто не смотрит? Потому что не показывают или наоборот - не показывают, потому что не смотрят. Думаю, что последнее, и наши прокатчики тормозят - не хотят рисковать или ленятся работать. Потому что снято все превосходно - остро, динамично, в хорошем ритме. Не артхаус и не заумь, а гротескный жанровый фильм. Смысловая многослойность его совершенно не портит. А на вопрос, спасет ли нас креативный класс, ответить можно только самим к нему присоединившись. А вот где на самом деле находится третий глаз, фильм отвечает - к счастью, он спокойно лежит на youtube.

ginger-ti
ginger-ti31 октября 2011 в 20:47
Возвышенное vs Земное

Фильм, где форма однозначно превалирует над содержанием. Два часа текста в стихах. Сказал бы мне кто об этом заранее, подумала бы тяжеловато будет смотреть. А не зная, сначала показалось забавным, а потом я вообще забыла что со мной не прозой говорят. Фильм снят по мотивам новеллы Альберто Моравиа 'Лицо халдея', которая там периодически мелькает в кадре. Да и чувствуется в фильме дух Италии. Очевидно Мамин поклонник шутовской итальянской комедии и пьес Карло Гоцци. В этом фильме много гротеска и какой-то карнавальности. Такой любопытный киновинегрет в стиле фьюжн воплотил режиссер на экране. Объединил поэзию, компьютерную графику, танец, живопись, городскую сатиру и философию, и все это под обилие интересно подобранной музыки. Да еще с постоянным перемещение героев с крыши в подвал и обратно и с редким попаданием во вне (контакты с миром).К форме никаких претензий. Интересно действительно. А вот содержание хромает. Снова выбор. Возвышенное или земное. И возвышенное тут настолько возвысилось, что питается лишь травой, ни в чем не нуждается, оно абсолютно альтруистично, и каждый день для него в радость. Но оно всегда заканчивает существование в дурдоме, ведь понять Возвышенное никто не может. А Земное настолько примитивно, и жадно, и прожорливо, и не образовано, и лишено понимания прекрасного, что нет у него надежды на эволюцию. Главный герой Вова застревает где-то посередине и обречен существовать с белыми обезьянами. Ибо он понимает как оно прекрасно Возвышенное, но и отказаться от Земного он не в силах. Я понимаю, что это гротеск, но все же это чрезмерно упрощенная позиция. Так выбор не стоит и никогда стоять не будет, более того, и не должен так стоять. Возвышенное и земное всегда будут притягиваться друг к другу, и взаимно обогащать друг друга. Не стоит их так демонстративно разводить их по противоположным углам. А если уж провозглашать то, что Возвышенное свято, а Земное -низменно, так Мамину самому надо было бы стать первым адептом своей теории. Например, не стоило обращаться к зрителям с плачем об уплывшей прибыли от картины по вине пиратов, надо ж быть выше этого сняв такое кино. Да и дочку свою зачем снимать? К чему она там к месту и не к месту сверкает своими обнаженными прелестями и еще и поет, хотя вокальные данные у нее слабейшие. Зачем этот семейный подряд? Лицемерием попахивает. А я это не люблю. Итого: форменные плюсы поглотили содержательные минусы. Получаем эмоциональный ноль и нейтральную рецензию. 7 из 10

muda4ok
muda4ok4 октября 2009 в 00:52
Не думай про белых обезьян: третьего не дано

Рифмо-музыкальная картина Юрия Мамина рассказывает простую и навязчиво-подвижную историю о молодом человеке Володе Смородине, который «халдейскими» ужимками ловит за хвост ту самую птицу удачи, которая, естественно, для него воплощается в виде... правильно, денег. Задумка режиссера изложить современную сатиру в стихах, на мой взгляд, так и остается задумкой, чем-то из разряда «не пришей кобыле хвост». Словечки из разряда «у Даля таких в словаре не найдёшь!» придают тексту вкус филатовского Федота-стрельца, только уж совсем, пардон, несвежего. Подводя итог по форме повествования, можно на самом деле ужаснуться. И вот от чего: ведь зритель (если кино конечно до него дойдет) расхватает реплики на крылатые выражения, и что самое ужасное: будет сыпать ими в трамваях, в очередях за колбасой и ещё Бог весть где. Шаблонность эмоций главных действующих лиц не спасают даже такие динозавры как Басилашвили и Юрский, затесавшиеся в картину явно по большой дружбе с самим Маминым. Да ужаса примелькавшиеся образы «новых русских», которых после «Жмурок» в принципе можно не рассматривать как элемент актерской импровизации, по банальности могут сравниться разве что с образом главного героя. Что же касается главной женской роли – барышни Даши – то лично меня пугает частота появления в кадре и смакование (особенно сцена на мосту) Маминым нагой натуры собственной дочери! Несложно догадаться, что образ Даши в фильме нечто назидательно правдивое, честное, настоящее и ценное. А поэтому вполне логично и получается, что правда в нашей стране всенепременно должна быть не только голой, но и страшной! Что-то говорить по картинке и вовсе не хочется. Безусловно, Мамин пытается удивить зрителя сказочными зверушками. Неужели после Чебурашки Успенского нам всю жизнь придется ваять персонажей подобного толка либо слизывать их у того же Лукаса? Но если мне, глядя на эти «пародии Босха», хочется плакать, то того же Дель Торро с его чудиками, думаю, разорвет от смеха на куски. С идейностью тоже получилась накладка, на мой взгляд. Хотели снять интеллектуальное кино, но для широкой аудитории (уникально, что у нас в стране эти вещи взаимоисключающие). В итоге же получилось «ни вашим, ни нашим». Игра в смыслы и загадки для «интеллектуалов» смахивали на игру «Самый умный» и рассчитаны самое большее на эрудицию. Только уж совсем темный человек в наше время не поймет, что такое «чердак», почему именно на «чердаке» живут творческие друзья главного героя, ну и почему, собственно, герой во снах по этим самым чердакам-крышам гуляет и проваливается? Читать Юнга для этого тоже, впрочем, не обязательно. Весь фильм, пытаясь сочетать несочетаемое, режиссеру так и не удается добиться цельности картины: то тут, то там он делает шаг в сторону, оступается и возвращается назад. Всё это напоминает дискотеку в клубе сельской молодежи, где молодой тракторист Иван Твердохлебов пытается исполнить брейк, но после двух-трех куцапых телодвижений робко возвращается к любимому гопаку. Воссоздавая на экране фестиваль православно-буддийских и художественно-музыкальных искусств, режиссер так же, как и наш Ваня Твердохлебов, скатывается до банальной тоскливой песенки в исполнении собственной дочери (и это при том, что первое образование у Юрия Мамина музыкальное!), да ещё на фоне родного и любимого Питера. Так о чем же фильм? Примерно после просмотра трети картины это становится очевидно, далее тебе это начинает надоедать, но вплоть до титров режиссер продолжает давить тебя одной и той же фабулой: «Не в деньгах счастье». Месседж суров как администрация Джоджа Буша: «Деньги – зло, настоящее искусство – свято!». Умиляет, а потом уже пугает (все как у Вуди Аллена) подмена смыслов: лучше жрать щавель и сидеть на крыше, чем открывать рестораны и зарабатывать бабло (тут именно бабло, потому что деньги – это то, что получает Гена за свои шедевры). Я не хочу сказать, что это всё неправильно, но подобная однобокость наводит ту самую «древнерусскую тоску». Тут и кроется, считаю, одна из бед нашего современного кино – поразительное дутонирование окружающего нас мира. Либо медитируй и открывай третий глаз, либо грабь и совокупляйся как животное без любви. Ну вот почему у Манна Диллинджеру хочется аплодировать и плакать над его прострелянным лицом, хотя прекрасно понимаешь, что он вор, гангстер и совсем не святоша. И ведь дело тут не в персонажах, а в том, как их показать и как их «раскрасить». Что по-настоящему меня раздражает в подобных сюжетах, так это возможность зрителю «поиграть в исусика». Вот, мол, какой Гаврилыч плохой, губит таланты, людей в лицо бьет. А потом выйти из кинотеатра, прийти домой, выпить чаю, уснуть, а утром проснуться и пойти на работу, чтобы рубить эту самую капусту, которая вчера была хуже Гитлера и Сталина вместе взятых. И радуешься потом, что вот ты, мол, не такой, не Абрамович, ты честный и культурный. Да только семья сытнее у тебя от твоей честности не станет, да и на щавель и кинзой, думается мне, ты тоже не перейдешь, а шашлычка захочешь. Что же оставил Мамин молодому Вове Смородину под занавес фильма? Тут я вижу принципиально три пути, и все они, как это не удивительно, ведут не туда, где тепло и светит солнце. Остаться с воротилами бизнеса Володя конечно может, сделает себе стрижечку соответственную (иного атрибута «стяжателей» у нас в кинематографе, простите, не осталось) и будет жить, воспитывая детей, а после и внуков. Но мы-то с вами знаем, что это путь продажный и мерзкий, поэтому называть хэппи-эндом не будем. Вариант второй: уйти к милой троице (!!!) психов и открыть третий глаз. После просмотра, а уж тем более во время фильма этот вариант видится панацеей. Однако, задуматься над тем, а на что и где они будут жить, по-прежнему остается задачей архисложной, хотя вопрос очевиден и лежит на поверхности – в психушке за счёт государства, потому что только там у нас гении непродажные обитают. На самом деле хэппи-энд при втором раскладе возможен (я даже сознаюсь, надеялся, что тем дело и кончится) – все вместе наконец-таки падают с крыши. Поэтому режиссер и дарит герою вариант номер три, очень русский на самом деле вариант: всю жизнь стараться не думать о белых обезьянах. Т.е. жалеть, раскаиваться и осознавать собственную ничтожность и мизерность в масштабах этого мира. Т.е. в реалиях нашей страны - спиться! Ну, или, выражаясь языком аллегорий самого Мамина, стоять на шатком канате между миром искусства и миром денег и лелеять свой третий глаз всё-таки открывший там, где у нормальных людей, уж простите, х...