Свою рецензию на этот пусть и не гениальный, но крайне значимый фильм я хочу начать с упоминания об актёре, сыгравшем в нём главную роль - Георгии Ивановиче Буркове. Для меня это не только один из любимых актёров, но и, не побоюсь этого слова, во многом близкий мне по духу человек. То обстоятельство, что именно с этого фильма началось моё знакомство с ним, примечательно вдвойне. Во-первых, советским кинематографом(да и кинематографом вообще) я в то время не увлекалась, и злоключения героев редко находили отклик в моей душе, но здесь я по-настоящему переживала за Кузьму и возмущалась несправедливостью, с которой ему довелось столкнуться. Во-вторых, такого рода роль для Буркова нетипична. Как ни обидно сознавать, но в основном его многогранный талант и удивительную органичность(о, этот набивший оскомину термин!) использовали для создания образов разномастных алкашей. Однако роль Кадкина позволила ему раскрыться гораздо глубже. Война окончена, Кадкин возвращается домой. Тут ему - то ли случайно, то ли совсем не случайно - подбрасывают дитё. На горизонте маячит вечный вопрос: что делать?.. Попутчики солдату попались, конечно, исключительно отзывчивые: тебе ж, мол, подкинули, видать, такова твоя судьбина. Не в чистом же поле бросать - думает Кадкин. Вот уже появилась возможность сбагрить мальца проезжему старичку - ан опять взяли верх распроклятые доброта и жалость. Входит в родную избу - не героем, как это должно было быть, а боязливо, с опаской. Как же доказать, что 'трофей' - не твой? В глухих деревнях ни о каких ДНК и слыхом не слыхивали. Да тут ещё и мальчуган тятей кличет, а Кадкин готов со стыда под землю провалиться. Со стороны чистая правда о том, что ребёнка подкинули, выглядит как нелепое оправдание, но что же остаётся делать? Может, и стоило бы бухнуться в ноги и сказать - нагулял, мол, - но как врать-то? и зачем?! И ведь ладно там посторонние люди, с 'пониманием' кивающие на фразу, что дитё, дескать, подбросили: ну да, тонкая ирония, типа. Но жена! Да, ситуация осложняется тем, что Кадкин до женитьбы весьма нехило гулял, но если близкие люди друг другу не доверяют, возникает вопрос, насколько они близкие. И тут ещё подруга призывает к так называемой 'женской мудрости... Ужасное чувство, когда ничего не можешь доказать и чувствуешь своё бессилие - на себе не раз испытывала... Поневоле думаешь - вот не делай добра, что называется!
Неоднозначные впечатления после просмотра. С одной стороны очень хорошая идея, заложенная в фильме, а с другой не самое лучшее её претворение в жизнь. Георгию Буркову бы поставил 9 из 10-ти, а к режиссёрам есть вопросы. Давайте попробуем разобраться, что же такого они там напридумывали. Не переходя к основной теме фильма, первое, что бросилось мне в глаза это из рук вон плохой кастинг. В советское время наверно не слышали о таком слове, но были люди отвечающие за подбор артистов, учитывая конечно главенствующее мнение режиссёра. Так вот, на протяжении всей картины перед нами ребёнок, которого по стечению обстоятельств молодая девушка оставила на попечении солдата, пришедшего с фронта. Из её уст мы узнаём, что это мальчик. А дальше начинается что-то на вроде фарса. Либо не смогли подобрать мальца, как зовёт его Кадкин, либо плохо сработали гримёры, но факт остаётся фактом: весь фильм не покидает стойкое ощущение, что перед нами девочка. Ребёнок завёрнут в женскую одёжку, на голове женский платок и чисто девичье лицо. Но при этом Кадкин зовёт его мальцом, мужичком. Как такое возможно? Ребёнок в кадре постоянно и это нелепое несоответствие напрочь убивает просмотр. Идём дальше. Когда Кузьма Кадкин возвращается с фронта в своё родное Чихачёво, он не спешит идти домой, поскольку у него на руках ребёнок. Боится так сказать гнева жены. Но помилуйте, он солдат, он герой, он в конце концов не изменял жене и тут сробел. Как такое возможно? Следующий нюанс, если так можно выразиться. Когда же наконец он набрался смелости и приблизился к родной калитке, что он увидел ? А увидел он жену с четырьмя своими ребятишками. Он смотрит на них, они на него. Картина маслом. Сразу вспоминается интересное выражение: 'Картина Репина приплыли, всю ночь гребли, а лодку отвязать забыли'. Любому человеку этот момент покажется надуманным. Сразу видно, что режиссёрская установка, режиссёр их там так разместил и они смотрят друг на друга. Причём в глазах героя Буркова наметились скупые мужские слёзы одновременно с хитроватыми искорками. Как такое возможно? Такие вот моменты и никуда не денешься. Ну и на закуску конечно неверие жены в мужнину невиновность. Ведь та же сельчанка Нюрка (Майя Булгакова) говорит ей, что всё равно какой пришёл бы, хоть с одним, хоть с двумя-тремя ребятишками, лишь бы живой. А та ни в какую, как Станиславский: 'Не верю'. Как такое возможно? Учитывая всё вышеизложенное, тем не менее поставлю положительную оценку, как за идею, так из уважения к заслугам Георгия Буркова. Хороший русский актёр и человек. Рекомендую прочитать его мемуары 'Хроника сердца'. 5 из 10
Эпитетом 'добрый' так часто награждают фильмы, которые этого не заслуживают, что это определение уже выглядит потрепанным, но тем не менее тут без него не обойтись. Это очень добрый и трогательный фильм! За годы, прошедшие со времени его создания, он ничуть не потускнел и не потерял своей притягательности. Георгий Бурков сыграл отлично и невероятно убедительно! Житейская история, талантливо снятая, воспринимается как комедия (улыбка почти не сходит с лица, правда, эта улыбка меняет оттенки), но периодически переходит в та-а-кую драму! Пожалуй, в жанрах фильм балансирует на грани трагикомедии, но не является полностью таковой. Людмила Зайцева очень искренна в своей душевной боли, недоверии и жалости к чужому малышу! Муж пришёл с войны, радость-то какая, да еще на своих ногах пришёл! Но с собой-то что принёс?? Точнее - кого? Эх, долюшка женская - и обидно до слёз, и стыдно перед людьми (а люди языкатые! Помощник лучше бы не лез совсем!), и жалко - ведь дитя, несмышленыш, не виноват ни в чём. Хорошо показано, что материнский инстинкт - это сила. Ныне широко известный актер Роман Мадянов снялся в этом фильме, будучи 14-летним пареньком (причем это был уже не первый фильм с его участием!). Хорошо справился с ролью, убедительно. Эта картина понравится всем, кто любит душевные фильмы про отношения людей, что называется истории 'про жизнь'. При одном воспоминании об этом фильме у меня слёзы наворачиваются, и улыбаюсь одновременно, для меня этот фильм - шедевр. Поэтому выбираю высшую оценку 10 из 10
Странный фильм, конечно. С одной стороны, наш, такой понятный и родной, но, с другой стороны, какой-то словно придуманный. В плане идеи. Ей богу, зло аж берет (ближе к середине картины), когда доброго отзывчивого мужика в очередной раз черте в чем почем зря обвиняют. И ладно бы прямым текстом: так, мол, и так, негодяй ты и всё прочее, а в этой связи получи, дескать, или, скажем, проваливай. По существу, одним словом. Куда там! Косые взгляды, шептания-шушуканья по углам, смешки, слезы – реально надоедает. Так и хочется воскликнуть: чего Вы, в самом деле, к человеку привязались?! Сказано же русским языком: не его ребенок! Точка. Безнадёга! Даже не знаю, как бы я себя повел на месте главного героя: хуже нет, когда приходится доказывать, что ты не верблюд. Особенно если учесть, что обратное почему-то (на основании каких-то косвенных улик) преподносится как факт. В общем, с одной стороны, и трагедии как таковой в происходящем не усматривается – все живы, все здоровы, но и смеяться тоже, что характерно, не над чем. И получается, что весь фильм приходится наблюдать за бесконечным выяснением отношений, и это при том, что сей процесс априори лишен всяческого смысла, ибо финал картины совершенно очевиден: «придёт муж и… по-своему». Однако не отметить лишний раз столь обожаемую мной женскую непостоянность я не могу: весь фильм мужика ребятёнком попрекать, а потом, один черт, фамилию (свою) с именем «пожертвовать»! Спрашивается: чего ты всю дорогу кобенилась?! «Ждите ответа в следующей серии!» Короче говоря, не проникся я. Проблематикой. Может, отчасти потому, что никто из задействованных актеров выше головы не прыгнул, сыграв, что называется, в свою силу. Б. Новиков явил нам очередное среднеарифметическое между «панфарами» и «валетом», Г. Бурков – аналогично – в своем амплуа и т.д. Л. Зайцева вообще не вдохновила. Ю. Дубровин для меня вообще вечный Ля Шене. Разве что на совсем юного Р. Мадянова было интересно посмотреть. «Ма-аленький такой эпизод!» Хоть не вырезали, и на том спасибо. Такие вот соображения. В силу изложенного логичными кажутся 7 из 10