Посмотрев трейлер, впечатление сложилось о фильме совершенно иное, чем от просмотра непосредственно фильма. Сама же лента оказалась для меня просто откровением даже не столько содержанием, хотя и оно весьма неординарное, сколько самим фактом существования болгарского кинематографа. На мой взгляд, это настоящий прорыв, как для режиссера, так и для синематографа. Отдельного внимания стоит игра лицами и соответствующие операторские эффекты, делающие гротескность происходящего 'неправдоподобно реальной'. Различные эффекты, которые использовал Явор Гырдев, окажись они в другом атмосферном окружении, казались бы штампами, но в этой ленте все было крайне гармонично, если так можно описать фильм, где среди прочих историй рассказывается про массовое отрубание голов пластом железа. А вообще, заслуга Фильма и режиссера хотя бы в том, что он заставил зрителей неподдельно смеяться, почувствовать, выходя из кинотеатра себя отдохнувшим, а не утомленным, как у меня бывает последнее время. Если после просмотра хочется думать, то он дает почву для фундаментальных философских измышлений 'а что же такое свобода', 'самопожертвование', 'предательство' и т.п., а если думать не хочется, то он просто оставляет воспоминания о сюжетных и внесюжетных линиях. В итоге, что же такое Дзифт??? Об этом мы на протяжении всего фильма узнаем постепенно, пока в конце нам не открывается полное восприятие и истолкование этого слова через вполне конкретные и яркие образы ,иллюстрирующие многогранность значений, так что автор прямо дает понять, что словарь иностранных слов - вот что теперь новая библия! Поразительно то, как Гырдеву удается легко и с юмором говорить об очень тяжелых и горьких вещах, я собственно, только теперь начинаю осознавать весь трагизм ситуации, короче, 'чем больше д***ма, тем меньше ущерб, моральный, не материальный'. Я кстати еще не сказала, что в восторге от этой ленты. С нетерпением жду еще работ режиссера. Как и было обещано, кайф я получила!
Табличка с этой надписью висела на выходе из тюрьмы… В страшном непропорциональном мире лжи, смерти и холодного расчета оказался бывший зек Мотылек, пятнадцать лет своей жизни существовавший в клетке за ложь… Нет, не перед судьёй или следователем, за ложь перед собой. Сумасшедшая любовь обычного человека, оставшегося без родителей привела его сперва на путь преступления, а затем и за решетку. Но, «чем больше дерьма, тем меньше оно действует». Ведь гудрон с арабского, это не только смесь для укладки асфальта, но и «дерьмо». И не просто так катышек гудрона является самой ценной собственностью Мотылька. Свято веря в Ленина и Димитрова, он не догадывался, что его обманула не только система, но вся жизнь - освежающая жвачка оказалась дерьмом. Но по всей видимости, он не сильно расстроился, ведь полет мотылька-это хаотическое дрожание… случайная жизнь и такая же смерть… 8 из 10
К сожалению, сейчас очень трудно найти достойное кино. Кино, которое проймёт зрителя до глубины души, а смысл, заложенный в нём, заставит многих задуматься. Кино, после просмотра которого захочется аплодировать людям, его создавшим. Подобных фильмов мало. Почему? Быть может потому что в них нет бессмысленных перестрелок, которыми насыщена большая часть современных фильмов? Или отсутствуют столь манящие современных зрителей спецэффекты? Так вот, всего этого в данном фильме нет. Но это нисколько не помешало ему возбудить во мне желание стоя аплодировать его создателям. Фильм окунёт зрителя в Болгарию 60 - х годов прошлого столетия, что уже, несомненно, добавляет определенный колорит. Главный герой, отсидевший пятнадцать лет за преступление, которое он не совершал, пытается решить проблему, от которой зависит его жизнь, вот только времени у него совсем нет. Он как загнанный в угол зверь, мечется по пустынным улицам ночного города, падает в бессилии на землю, не зная, что же ему делать в последние часы его жизни. Действующие лица этой картины надолго останутся в моей памяти. Персонажи, а так же актеры исполняющие их роли, подобраны с максимальной точностью. Здесь каждый на своем месте. Мотылек, которому сочувствуешь и за которого переживаешь, его одноглазый сокамерник, мудрые фразы которого надолго запомнятся зрителям. И конечно же подобный фильм не обойдётся без роковой красавицы, так коварно поступившей с главным героем. Женщины, которую очень точно сравнивают с самкой богомола. Про саундтрек тоже хочется сказать пару слов. Он шикарен. Все композиции подобраны со вкусом, начиная от бодрой 'Смуглянки', продолжая спокойной, немного нагоняющей тоску 'Виновна е луната', которую исполняет возлюбленная Мотылька, а заканчивая 'Под звездами Балканскими' в титрах. Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Он идеален практически во всем, будь то сюжет, актерская игра, саундтрек или операторская работа. Гнетущая атмосфера безысходности, которую источает данная картина, делает её достойным представителем жанра 'Нуар'. Фильм обязателен к просмотру всем ценителям умного, качественного кино. Огромное спасибо всем, кто принимал участие в его создании! 10 из 10
«Дзифт» — это дебютная работа болгарского режиссера Явора Гырдева. А когда идешь на первый фильм новоиспеченного кинорежиссера, чувствуешь некоторый азарт: а вдруг гениально, сильно, мощно? Создатель фильма выбрал беспроигрышный жанр черного кино, и идеально выдержал тему: никакие события, происходящие на экране, не вызывают сложных чувств и мыслей, зато можно не спеша любоваться эстетикой нуара. Но хоть фильм и не перегружен драматическими пассажами, он, видимо, был непростой задачей со стилистической точки зрения: надо ведь, чтобы полтора часа экранного времени зритель верил, что находится в Болгарии советского времени. Удалось ли режиссеру выдержать тему ретро, тему Болгарии, а также тему ненавязчивой чернухи? На мой взгляд, не очень...
Болгарский нуар, болгарский нуар... Да что собственно за странный это жанр, расплывчатый - нуар. Нет там преднамеренно затемненных сцен, вертикалей и преобладания города. Нет! Есть история, интересная, продуманная до мельчайших деталей, личностей, не побоюсь этого слова. История сердец и обстоятельств. Предупрежу, что действие - 70-е года, Болгария и специфика соответствующая. Но все гармонично здесь, даже наколка 'Человек - это звучит гордо'. Жестокость - в пределах содрогания, но не омерзения. Любовь - без пределов, до дрожи в коленках. Удары судьбы - неожиданны и непредсказуемы. 'Женщина - это богомолка' - наверно это главная идея на протяжении всего фильма. Но какая женщина черт возьми!
Мир насекомых как таковой вызывает во мне смешанные чувства любопытства и отвращения. Такие же эмоции вызвал и этот фильм. Признаюсь, смотреть было интересно, есть некая особая эстетика, темная красота. Но это не совсем та эстетика, которую я ожидала. Вообще, наверное, зря я польстилась на описание и на жанр «нуар», потому что не все фильмы в этом жанре вызывают мой восторг. Этот фильм, увы, не вызвал. Повторюсь, смотреть было интересно, а вернее любопытно. Так любопытно наблюдать за жизнью все тех же отвратных для меня насекомых. Любопытно, с гримасой отвращения на лице. В общем, чтобы фильм мне по-настоящему понравился, я должна получить удовольствие, а не только удовлетвориться любопытством. А удовольствия я не получила. Всё в этой картине не в моем вкусе… Закадровое повествование, похожее на бред агонизирующего сознания (что, в сущности, так и есть). Тошнотворные лица и сцены. Причем сцены тошнотворные не потому, что кровь и насилие (о, если бы!), а просто мерзко всё, словно я увязла в том самом гудроне, (он же жвачка, он же дерьмо). Тоталитарная Болгария там вообще не при чем, она как фон и на сюжет никак не влияет, разве что добавляет убогой мрачности. Есть красивая мрачность, тот самый нуар, готика и иже с ними. А тут этого нет, есть убогая мрачность сортиров на вокзале, не иначе. Сюжет о предательстве и о том, что нельзя никому верить. Самое любопытное, герой-то тоже не верит, любит, но не верит! Более того, он как раз убежден в том, что его предали. Это с одной стороны вызывает моё к нему глубокое уважение, но с другой стороны и недоумение. В том плане, что если ты не веришь тому, кого любишь, для чего ты к нему стремишься? Наверное, от безысходности и чтобы поставить все точки над «ё» перед смертью. Ведь если нет доверия, то и любви нет и твоё стремление к предмету любви это что-то иррациональное, на грани безумия. Как стремление того самого несчастного самца богомола оплодотворить самку, зная, что ему откусят голову. Фильм, похоже, именно об этом. Парочка красивых философских фраз, красивая, мрачная песня, что поет в кабаке возлюбленная Мотылька, красивая сцена соития прямо на силуэте обведенном мелом, (месте убийства многолетней давности) вот, пожалуй, и все достоинства фильма. Но я чувствую, словно каким-то дополнительным органом чувств, что фильм может доставить удовольствие определенному кругу зрителей. Этот фильм как картины Пикассо. Мне не нравится Пикассо, я люблю Рериха, а кто-то любит именно Пикассо. Ведь все мы такие разные. Так же как есть любители насекомых, особенно богомолов, а есть любители, например, рептилий, особенно змей. Большинство ненавидит и тех и других, я последних обожаю. Так же и с подобными фильмами. Обожаю странные, мрачные фильмы со всякими философскими мудрствованиями, но, увы, этот фильм не из их числа. Он для любителей Пикассо и насекомых. Ну и справедливости ради замечу, что ни к кому из актеров нет претензий, все, даже эпизодические персонажи играли на высоте. P.s. Пару слов о музыке в этом фильме. Всего три композиции: «Смуглянка», «Виновна е луната» и «Болгария». Мне не нравятся советские песни, они нагоняют на меня тоску, не знаю почему. Понравилась только «Виновна е луната», та самая песня, что пела в кабаке/баре женщина-богомол. Но это и не советская песня. А вот «Болгария» или как там её, прямо приплющила меня к земле. Такую лютую тоску и безысходность навеяла, что хоть в петлю лезь. Кто бы мог подумать, что такая бодрая песня может вызвать в моём сердце такую тоску. 5 из 10
Диаманты для диктатуры пролетариата В 1944 году в столице Болгарии - городе София, Лев Калудов-Желязков (Захари Бахаров) по кличке «Мотылек», духарной малый “с райена Юмбунар”, вместе с подельниками совершает попытку ограбления бывшего белогвардейца и ювелира Владислава Дмитриевича Лалушкина. Налетчики желают выкрасть ценный бриллиант, спрятанный в пенисе африканской статуэтки. В ходе ограбления завязывается перестрелка. Мотылек ранен. Лалушкин убит. К моменту приезда полиции двоим разбойникам - местному авторитету – «Слизняку» (Владимир Пенев) и невесте Мотылка – Аде (Таня Илиева) удается скрыться. Диамант бесследно исчезает у всех под носом, а Мотылек попадает в болгарскую темницу за убийство, которое он не совершал, накануне коммунистического переворота. Тюрьма в фильме – место почти иллюзорное. С одной стороны, это компендиум киношных штампов с толтопузыми паханами и боями в стиле “чемпионат мира по боям без правил”. С другой стороны, это заведение социалистической перековки. С утра звучит задорная “Смуглянка-молодованка”. В кабинке душа под лозунгом “В здоровом теле здоровый дух” милуются два здоровых мужика. В просторном помещении под лозунгом “Кто не работает - тот не ест” заключенные бегают туда-сюда с груженными тележками. В ходе одной беседы с Мотыльком Ван Выколи Глаз высказывает сакраментальные, но важные для понимания фильма, мысли: “Надежда - это птица, которая живет только в клетке”, а “Мужчина – это коралл. Он живет пока до него не дотронется женщина. Когда до него дотрагиваеся женская рука он попадает в Ад”. Невесту героя зовут АДА… Наконец, Мотылек выходит на свободу. Мир, который предстает перед его очами, – народная Болгария – фантасмагоричен и неузаваем. Собственно только с этого момента и начинатся кино, начинается все самое интересное. Все, о чем рассказывалось выше, – всего лишь воспоминания Мотылька в форме монолога... В 2008 году “Дзифт” проносится ураганом по мировым кинофорумам, собирает ворох наград, выигрывает, между прочим, «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру на ММКФ-2008, и номинируется на Оскар. Волшебный коктейль неонуара, тарантиновского стеба, вольтерьянской мысли и псведоболгарского градиоза опьяняет киноманов. «Omni periclara rara» - «Все прекрасное - редкостно». Это - один из главных принципов искусства вообще и кино, в частности. “Дзифт” показался многим и редкостным, и прекрасным. В этом смысле болгарину Явору Гырдеву страшно повезло, как в свое время повезло югославу Эмиру Кустурице. Брутальный трагикомизм фильмов Кустурицы в свое время околдовал зрителей своей свежестью, также как в 2008 году околдовал всех своей новизной «Дзифт». Между тем, эстетика кинематографа Кустурицы была освоенна задолго до выхода его фильмов. Фирменный почерк балканца: слезная цыганщина, документальные фрагменты, немигающй стоицизм героев, гуси-лебеди, животный юмор, залихватская смесь жизнелюбия и презрение к смерти уже давно нашли свое применение в картинах Александра Петровича («Скупщики Перьев»), Слободана Шияна («Марафонцы бегут круг почета», «Кто там поет?») Бранко Балетича («Балканский экспресс»). Кустурица получил обширное кинематографичекое образование, и во многом благодаря этому довел каллиграфию этого почерка до совершенства. Самое главное заключается в том, что фильмы предшественников Кустурицы по разным соображением не дошли до массового зрителя. В 90-х кино Эмира белело как снег в июне. Явор Гырдев – тоже очень опытный и весьма хитроумный режиссер театра и кино. Как и Кустурица, Гырдев получил блестящее образование. Учился режиссуре в Академии театрального и кинематографического искусства в Софии, закончил философский факультет в Софийском университете, ходил на курсы повышения квалификации в Германии и Англии. На театральной сцене ставил пьесы Жене, Макдонаха, Шекспира, Дюрренматта, Левина и Ивана Вырыпаева. Кроме всего прочего, Гырдев пишет статьи о кино, философии и эстетике. Если на сюжетные коллизии “Дзифта” повлияло болгарское кино «потерянного поколения», то на изыканное визуальное решение (оператор фильма Эмиль Христов) – эстетика нуара: «Дзифт» – и черно-бел, и нуарен. Как и подобает нуару кадр в фильме – урбанистичен. Действие происходит в городском ландшафте тогда, как географическая Болгария, а мне там удалось побывать не раз, - страна по характеру сельская. Даже София несет на себе печать земледельческой культуры. Эпизоды, относящиеся к 60-м годам, сняты на 35-мм. пленку. Воспоминания о 1944 годе – на 16 мм., а еще более далекие воспоминания – на 8-мм. Почти все персонажи фильма циничны и сдержаны. Сплевывают сквозь зубы на пол как городская шпана. Много влаги и дождей. В кадре встречается черно-белая вертикальная чересполосица. Сюжет выходит на обычную для нуара Femme fatal – кафе-шантанную лахудру Аду. Наконец, дана прямая цитата (песня “Виновата - луна”) на классики жанра – киноленты 1946 года Чарльза Видора «Гильда». Частно говорят, что комический эффект в «Дзифте» достигнут помещением нуара и тарантиновского закидона в контекст социалистической Болгарии. Однако, говорить так будет не совсем верно. Точнее совсем неверно. Болгария в картине похожа на саму себя, как Буркина-Фасо на Гренландию. В интервью Майе Праматаровой Гырдев по этому поводу замечает: «Нуар — предпосылка для создания концептуального и придуманного мира. А строить выдуманный мир на основе знаков обанкротившейся идеологии — это что-то вроде социальной инженерии. Мы не хотели заниматься социализмом, каким он был в действительности. Мы хотели показать его таким, каким бы ему самому хотелось быть в его мечтаниях. Именно это и составляет самую острую трансгрессию в фильме — нестыковка мечтаний социализма с его уродливыми (в фильме — по-идиотски абсурдными) повседневными проявлениями. На этом стыке формируется вся пародийная эстетика «Дзифта». Этот фильм-гротеск в каком-то смысле «вышел из шинели Гоголя», но уже после того, как из этой же шинели вышли футуристы, обэриуты, Булгаков, московские концептуалисты 70-х и 80-х годов, да и сам Балабанов». От себя добавлю, что София в «Дзифте» очень похожа на нашу столицу в кадрах «Сталинского плана новой Москвы». Несмотря на симпатию к «Дзифту» Гырдева, картина, на мой вкус, получилсь слишком манерной, слишком киноманской и поэтому невесомой. Хотя фильм брутален, ему все равно не хватает мяса. Офицеры конрразведки похожи на Шварценегера, унитазы и ванные комнаты выглядят словно после евроремонта 90-х, кабаре-оркестр 60-х напоминают советское ВИА 70-х. Гривуазная Ада в мухояровом платье – не болгарская бандитка, а женщина-вамп эпохи бутлеггеров. Кому-то это и надо. Но не мне. 7 из 10
Что же собственно такое «Дзифт»? Это чистейший жанровый нуар безо всяких инородных примесей, но снятый в наше время, в маленькой солнечной стране Болгарии, режиссером-театралом Явором Гырдевым (для которого это еще и полнометражный дебют) и за двухкопеечный бюджет. Чудеса, да и только. Об этом чуде-юде узнал совершенно случайно, года два назад прочитав о нем в каком-то умном журнале, сразу жутко заинтересовался, нашел его в интернете, но посмотрел только вчера (до этого все время парился на жестком диске) в очередной раз, убедившись тому, что хорошее лучше оставлять на потом. Фильм, как эта самая черная вязкая жидкость уже с первых минут полностью обволакивает и погружает в свою очень мрачную атмосферу. Сначала тюрьма, потом еще более жуткий город, несколько флешбеков где наш герой как будто счастлив, но и там облом, и так далее. Все напоминает то ли пьяный бред то ли предсмертную агонию (ну знаете, когда типа «вся жизнь перед глазами проносится»). Кто-то назовет такое «чернухой», но умные люди назовут «нуаром». Что же собственно с самим нуаром? Своеобразным поджанром между детективом и драмой получившим наибольшее распространение в 30-50 годах прошлого века в американском кинематографе, а затем (как и положено лирическому герою жанра) практически канул в небытие, временами подавая редкие признаки жизни в виде пародий, подражаний или единичных случаев нео-нуаров и чудес вроде «Города грехов» и сие творения. Фильм полностью отвечает всем законам и штампам жанра. Есть главный герой (обычно это или мститель-полицейский или страдающий амнезией либо же тюремщик, в данном случае - третье) мрачный и неразговорчивый, но на удивление харизматичный парень (которого отлично играет товариш Захари Бахаров, театральный актер знающий пять языков но снимающийся в основном в B-movie), жаждущий возмездия, справедливости и хоть какой-то правды. Сразу понятно, что закончится все плохо, хэппи-энда ждать не стоит (хотя концовка надо признать довольно неожиданная). Фильм не отступает от основных штампов жанра, что в данном случае только радует и повышает ему цену. В то же время некая самобытность тоже присутствует. Во-первых, сразу в глаза бросается своеобразный болгарский колорит, до безобразия напоминающий российский, с распеванием песен на чистейшем русском и мавзолеем на центральной площади города, забавными надписями на стенах и плакатах (особенно выделяется в этом плане тюрьма с написанными на плакатах перефразированными фашистскими лозунгами), своеобразным акцентом героев и атмосферой в целом. Во-вторых, не менее своеобразное чувство юмора, кроме уже вышеописанных надписей есть местами очень забавные монологи и диалоги, да и некоторая нотка стеба даже на сюжетном уровне явно чувствуется, достаточно вспомнить уморительное вступление про несчастного мужа. В-третьих, потрясающая визуальная стилистика, несмотря на вроде бы обыденное черно-белое изображение, удивляющая отличными визуализаторскими приемами (от театрала такого ну никак не ожидаешь). Можно долго рассуждать об отношениях между мужчинами и женщинами, о пользе одних и вреде других, можно копнуть еще глубже затронув всяческую эзотерику и перейти до рассуждений о насекомых, также можно затронуть и политику, социализм, религию и прочую муру. Но я этого делать не буду. А где же смысл? Там же откуда берется гудрон. Чем его больше, тем меньше ущерб. Выводы делайте сами.
С татуировкой «Человек — это звучит гордо» на спине и куском гудрона во рту лысый, как шар для боулинга, заключённый по прозвищу Мотылёк (Захари Бахаров), севший по ложному обвинению в убийстве в 1944 году, спустя 15 лет вышел на свободу. Коммунистическая София (а дело было в Болгарии) встретила его ударом промеж глаз. Да и пробыть на воле Мотыльку в общем-то удалось недолго. Старый подельник и вор, а ныне комиссар (Владимир Пенев), засадил его в подвал женской бани и стал пытать, чтобы узнать куда Мотылёк дел бриллиант, который они в своё время пытались выкрасть у одного бывшего русского белогвардейца. Мотылёк молчал, поэтому был отравлен. Однако ему всё-таки удалось сбежать. И теперь ведомый одной, ему только известной целью, он стремится на встречу с прежней любовью по имени Ада (Таня Илиева, модель) — певичкой, которая в этой истории выполняет функцию барбаро-стэнвикской femme fatale. Отчасти пародия на жанр «нуар», отчасти его изощрённо точная реконструкция, драма «Дзифт» (переведённая на русский язык как «Гудрон») сделана по книжке болгарского политолога Владислав Тодорова, и при всей своей атмосфере «чёрного» фильма (а снята она на чёрно-белую плёнку, причём трёх видов) напоминает скорее не «Двойную страховку» Билли Уайлдера, а цветной «Мёртв по прибытии» с также отравленным Дэнисом Куэйдом (который тоже, надо заметить, сам себе нуар). Отметить тонкость исполнения и качество постановки «Гудрона» не сможет, наверное, только слепой, поэтому сия лента, показанная в основной конкурсной программе на прошлом Московском Международном кинофестивале получила «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру. А такой успех для театрального режиссёра Явора Гырдева тем хорош, что «Гудрон» для него дебют в кино. Примерно такой же, как для выдающегося ирландского драматурга Мартина МакДонаха гангстерский трип «Залечь на дно в Брюгге». Гырдев, меж тем, о том же МакДонахе знает не по наслышке. В 2004 году на «Сезон Станиславского» в Москву он привозил его «Человека-подушку» — спектакль удивительной формы: зрители сидели по периметру стеклянного куба, с внешней стороны прозрачного, а с внутренней, где играли актёры, — зеркального. Короче, и МакДонах, и Гырдев — все современные и талантливые театралы так или иначе повязаны. А поскольку им, судя по всему, тесно в жанре одного вида искусства, они пытаются освоить другой — причём с немалым успехом. И хотя словосочетание «болгарский нуар» (или точнее нео-нуар) у знатоков классических американских «чёрных» фильмов может вызвать справедливое недоумение, уверяю, «Гудрон» сделан элементарно остроумней даже большинства такого рода канонических произведений. По своему постмодернистскому задору «Дзифт», конечно, сравним с недавним «Кирпичом» Райана Джонсона. Однако, если картина Джонсона — это тинейджерская игра в классику, то «Гудрон» — это сама классика, только переведённая на современный язык. Находки наподобие метафоры «роковая женщина — это самка богомола» (перефраз, кстати, пелевинского рассказа «Зал поющих кариатид») и татуировок главного героя — порой неприличных, но на редкость, опять же, остроумных, — надолго врезаются в память. А вид ночной Софии с её сюрреалистическим антуражем и мавзолеем вождя Болгарии Георгия Димитрова, по сути своей и есть гудрон, в части которого спрятана одна важная блестящая штука, принёсшая всем только горе и никому хотя бы иллюзии счастья.
Театральный режиссёр Явор Гырдев в своём дебютном фильме предпочёл сделать ставку на драматизм, часто использовал крупные планы очень, как оказалось, хороших актёров, свободные же от диалогов время забивал закадровым повествованием от имени главного героя. Данное построение способствует спокойному и успешному поглощению фильма, таким образом, сложно потерять нить истории, это, в принципе, и есть недостаток закадрового повествования. Впрочем, в нуар фильмах последних лет так принято, вспомнить хотя бы «Город грехов», а «Дзифт» есть своего рода болгарский вариант «Син Сити», забросивший героя фильма в тоталитарное общество дружественной Советскому Союзу Республики. Казалось, что герой будет весь фильм бегать и бросать вызов Госстрою Болгарии середины ХХ века. Сбылось лишь первое, герой весь фильм бегал, а пойти в борьбу против коммунистического Правительства не решился, а само оно пришедшее за ним, было мотивировано лишь корыстными (а вовсе не идеологическими) соображениями некоторых дослужившихся до высоких чинов мошенников, знающих, какую тайну хранит главный герой Мотылёк (Захари Бахаров). К слову прозвище главного героя и начатый в неволе сюжет очень напомнили шедевр Франклина Шаффнера «Мотылёк» со Стивом МакКуином и Дастином Хоффманом в главных ролях. Только это единственное сходство фильмов, наполненный трагичностью «Мотылёк» оставляет большее чувство безнадежности, чем «Дзифт», также не сулящий главному герою ничего позитивного, особенно отравляя, по сюжету, ядом, приближающим Мотылька к неминуемой гибели. Основной темой фильма, который быстро лишил надежды посмотреть на борьбу маленького человека с системой, становятся тематика предательств. Опять всплывает теория, что никому нельзя доверять, никому не стоит говорить правды, и что в коммунистической стране тебя будут обманывать даже самые близкие люди. Ради своей жизни. Эгоизм, присущ человеку, вне зависимости от политического строя, но особенно преобладает, в тех краях, где за каждое неверное движение могут пригласить в КГБ, ну, т.е. в здания прямоугольной формы, с преобладающим серым фасадом. Оставляющие крайне неприятные и устрашающие эмоции, у всех нежеланных гостей. «Дзифт» для российской действительности очень подходит. У стран Варшавского договора вообще много общего в менталитете, да и русский язык в этих странах ещё не забыли. Даже в картине «Дзифт» две песни из саундтрека исполняются на русском языке, одна из них известная каждому мыслящему россиянину с раннего детства, благодаря черно-белому фильму «В бой идут одни «старики» - «Смуглянка». Ещё одна красивая песня на болгарском языке, прозвучит со сцены кабака в исполнении Ады (Таня Илиева). Ближе к финалу лента превратится из вполне приличного нуара в философскую притчу о взаимоотношении мотыльков и богомолов, и в рассказ о половой жизни богомолов. Жизнь насекомых окажется очень применимой и для человечества. Автор ленты большую часть ленты обходившийся простым описанием происходящего, хотя бы на последний эпизод смог удержаться, не описывая происходящее. Правда, там тоже всё вышло вполне очевидно, но не менее интересно, и совсем несправедливо, показав жестокость системы.
Фильм достаточно прост, как по событийности так и по раскрытию некоторых персонажей, в частности Человека 'Мотылька', который звучит Гордо! Сюжет не претендует на гениальное творение, но предпосылки на эпатажность в нем есть, хотя и очень разрознены и не передают атмосферу разлагающейся НРБ и человечьих взглядов на животные инстинкты. Псевдодуховность иллюзорного мира разоблачает себя сама, что отчетливо видно по каждому отрезку фильма. Присутствуют ассоциативные кононтации жизни насекомых в антиутопически-тоталитарных системах власти, что очень радует. Большим минусом фильма является не достаточный иррационалистический подход к его созданию, восприятие получается не полным, все четко и прямолинейно, нет психоделических и экзистенциально-обволакивающих форм представления бытия... возможно так и было задумано Я. Гырдевым, осуждать его за это нет никакого смысла. Ортодоксальность повествования немного будоражит, но в то же время не оставляет в душе ни какого художественного отклика. Реакция мыслей на фильм - ровная, из-за диссоциативного восприятия Страха и ненависти в Лас-Вегасе вперемежку с 1984. Рекомендую смотреть его людям с устойчивым психо-эмоциональным восприятием окружающего мира, особенно тем кто проповедует схоластическое учение. P.S. Так это был Дзифт или Дрифт?...
То, что делает женщина – делает природа, дела её целесообразны и необходимы. В отличие от того поступки мужчины случайны и бессмысленны. Эта философия, выраженная в «Гудроне» Я. Гырдева, отражает одну из главных черт современности. Основанный на мужских ценностях модернистский проект, берущий начало, по Мишелю Фуко, ещё в Инквизиции с её женофобской охотой на ведьм, окончательно потерпел фиаско после предсмертных конвульсий двух Мировых. В картине Гырдева, зафиксирована, пожалуй, крайняя точка этого движения, тот миг, когда исторический маятник, пройдя максимальную амплитуду, уже повернул в обратную сторону. Этот-то момент и упускает главный герой по прозвищу Мотылек, выпав из жизни на долгие годы заключения, отложившегося на теле ироничной татуировкой «Человек – это звучит гордо». Что произошло с миром после постмодернистского поворота, и что стало главным в этом обратном движении – вот центральные вопросы «Гудрона». Безусловно, истинным субъектом картины выступает женщина. Это Ада – невеста главного героя. Именно ее поступки придают сюжету динамику и обеспечивают главную коллизию картины, в чем-то сходную с сюжетным конфликтом годаровского «Презрения». Втянутая по стечению обстоятельств в дела жениха – подготовку кражи бриллианта – она оказывается глубоко уязвленной согласием Мотылька разделить её с ювелиром в шкурных интересах преступного замысла. Всё последующее – история утонченно безжалостной женской мести, вскрывающей опустошенность и конформизм мужского субъекта, превратившегося то ли в не отбрасывающего тень призрака, то ли в просмоленную черным гудроном мумию без члена, то ли в долговязого богомола с откушенной головой, единственный смысл которого – гарантировать продолжение рода. Фильм Явора Гырдева – замечательное продолжение тематического ряда «войны полов» в кино, в составе которого можно, например, вспомнить помимо уже названного «Презрения» «Земляничную поляну» Бергмана, «Брак по-итальянски» Де Сики, «Убить Билла» Тарантино, «Возвращение» Звягинцева. И судя по нарастающему накалу, тема эта ещё далека от своего исчерпания.
История, которая не может нравиться. Герои, которые не могут нравиться. Время, которое не может нравиться. Среда, которая не может нравиться. Но фильм получился прекрасным. Дзифт (тур. zift от араб.) — 1) гудрон, черная смола 2) «жвачка» 3) дерьмо. Среди вышедших накануне в прокат картин 'культовых' режиссеров (Антихрист, Разомкнутые объятия, Съемки в Палермо) хочется отдельно выделить болгарскую работу Дзифт. По той простой причине, что она этого внимания достойна, и не как новаторский режиссерский прорыв или концептуально новая вещь, а как кинолента, которую можно без лишних слов поставить в ряд с картинами, которые потом десятилетиями после выхода именуют 'произведениями искусства'. Картине дали премию за лучшую режиссуру в 2008 году на Международном Московском кинофестивале, приз Федерации киноклубов России, даже была номинация на Оскар. Что известно о съемочной группе? Явор Гырдев - болгарский театральный режиссер, ставивший пьесы Шекспира, Дюрренматта, Вырыпаева, из фильмов снял три короткометражки. Сценарий Владислава Тодорова, он же автор рассказа, по которому снимался фильм. Гырдев является основателем художественной группы 'Синтез', а Тодоров - 'Триумвиратуса', это, видимо, во многом поспособствовало удачному творческому сотрудничеству. Оператор Эмил Христов, успевший поработать в трех десятках картин. В главных ролях Захари Бахаров, до этого встречающийся главным образом в боевиках и триллерах, и Таня Илиева, модель, съемки в Дзифте стали для нее дебютом. Вместо того чтобы пересказывать сюжет хочется отметить те моменты, которые делают картину чем-то большим чем очередной проходной 'авторский артхаусный' фильм, да и просто немного похвалить, чтобы ее захотелось посмотреть. При просмотре оправданно возникают ассоциации с кинодействительностью и Линча, и Джармуша. Но это скорее признаки определенной художественной эстетики нежели заимствование авторского стиля. Черно-белая лента, четко выверенные кадры, колоритные характеры персонажей, мрачные байки, неоднократно выдыхаемые витки табачного дыма, закадровое повествование - все это создает определенной стилистики действительность, которая захватывает своей гармоничной завершенностью. Неудивительно, что подобные ленты кажутся искусственными, настолько в них все направлено на воспроизведение художественного 'чужого' мира, что черный, злой юмор, как и вся нуаровая атмосфера фильма только усиливают отрыв от реальной жизни, а сама невеселая повествуемая история отнюдь не делает фильм высоконравственным и гуманным. Но, как ни странно, осознание того, что оба автора (и рассказа, и фильма) плевать хотели на нашу с вами действительность, зрительский интерес и ответственность перед аудиторией и выдали свое видение, не вызывает отторжения. Что интересно, кажущийся неправдоподобным и фантасмагоричным, мир в Дзифте абсолютно реален, там нет ни одной ирреальной или иррациональной сцены, однако за счет гиперболизации и общими усилиями создателей (сценарий, операторская, режиссерская работа и т.д.) достигается эффект иной действительности, неприветливой и мистичной. Чего стоит один Ван Вурст, зачитывающий цитаты из 'Молота ведьм', с огромным искусственным глазом, который то и дело оказывается в центре кадра и направлен прямо в камеру, смотрит на тебя. Собственно, идеи в фильме не новы - обреченность, безысходность, смертность, любовь и предательство -, но вкупе с живым творческим подходом и стилистической выверенностью картина приобретает особый мрачный шарм. И философский подтекст также сыграл немаловажную роль. Определенным достоинством фильма является то наплевательское отношение к успеху фильма, которое и позволило самозабвенно создать нечто полностью нацеленное на воплощение художественного замысла, чуждое привычному заискиванию перед зрителем. Никакого соболезнования героям нет, никакой жалости, никакой симпатии. Вы просто принимаете эту историю и запоминаете ее такой, какой вам ее показали. Смотреть, конечно, лучше на большом экране. Ира Шаповалова.
Фильм о любви, об играх на любви...Женщина-богомол и ее жертва. Богомол - особенное насекомое (с) Хорошая драма. Правда. Обретение смысла и его потеря. От головокружительной любви до краха и смерти на руках у могильщиков. Интересные повороты судьбы героя, прекрасная игра актеров. Снято именно так, как надо. Зритель смотрит заинтересованно, но, благодаря работе режиссера, без напряженного и скованного состояния. Все трагично и, одновременно с этим, легко, подобно полету мотылька. Очень уместно в фильм вкрапляются известные всем изречения великих людей и новые выражения, которым лишь предстоит стать крылатыми. Довольно легкая картина о тяжелом получилась, на мой взгляд. Браво режиссеру и актерам. Не ожидала такого от болгарского кинематографа. С удовольствием провела полтора часа.
Заключённый Лев Железков по прозвищу Моль, севший в начале 40-ых годов за грабёж и убийство, через 15 лет выходит на свободу уже в совсем иной стране, тоталитарной Болгарии. Но насладиться переменами Моли не дадут. Прямо из тюряги его похищает бывший товарищ по разбою Слизень, дослужившийся за время до майора, и пытается выведать, куда зэк спрятал пропавший с места преступления бриллиант. В данный момент Явор Гырдев разрывается между США, где одарённому балгарскому лауреату двух Святых Георгиев предложили рутинную стопятисотую экранизацию Гамлета, и Россией, где ему довелось поставить сразу фантастический фильм «Икария» (щедро, однако). А авансы выданы ему как раз за художественный дебют «Дзифт» - традиционный, но отнюдь не тянучий и медитативный нео-нуар на привычную тему «сгубили бабы и бабло честного уголовника». Довольно в духе истории копа Хартигана из «Города грехов» - изменчивая любовь, ассоциируемая с коварной самкой богомола, сопутствующий закадровый голос, чёрно-белая эстетика, стилистическая выверенность. Но при этом разбавленная высоким градусом эксцентричности во вкусе отморозков Тарантино, эпизодической ирреальностью в духе Линча, со странностью отдельных персонажей (одноглазый Ван Вурст, ряженые-служивые, медсёстры), и множеством разбросанных по сюжету чёрно-юморных баек про дерьмо («дзифт» в названии расшифровывается не только как мумиё или гудрон, но и как то самое говно), градус раблеанства которых, ближе к финалу, признаться, начинает напрягать, но в то же время они вполне себе вписываются в местную философию жизни: больше дерьма – меньше морального ущерба. Несмотря на маленькие перегибы с изысками, это один из самых динамичных нуарчиков, что мне доводилось видеть – злой, весёлый, увлекательный и безжалостный к своим героям. Определённо успех. 8 из 10
Фильм в стиле 'нуар', в котором действие происходит в советской Болгарии? Как только я узнал о существовании этой картины, то бросился ее смотреть. Нельзя оставлять без внимания такие редкие воплощения кино. Да, нуар, но забудьте о 'Городе Грехов'. Фильм больше похож на старые советские фильмы, только лишь с некоторыми частицами, неприемлемыми для советского кино. Фильм напомнил мне мозаику, собравшую в себе фрагменты абсолютно разных жанровых категорий, которые ни разу не являются клише. Болгарские создатели потрудились на славу в плане глубокого смысла. Здесь миллион подводных камней, всяческих аллюзий, метафор и 'отсылок'. Сценарий слегка прихрамывает на ту ногу, которая отвечает за составляющую экшн-сцен. Их тут реально не хватает, ведь они необходимы нам в криминальном фильме стиля 'нуар' (особенно в современном его понимании, вспомнить хотя бы Николаса Виндинга Рефна). Обязательно хочу упомянуть эпизодичных персонажей фильма, наличие которых не обязательно для течения основного сюжета, но которые нагружают сценарий глубиной мыслей, которые создатели хотели донести до зрителя. Фильм однозначно хороший, но с недочетами, без которых, конечно, не обойтись. А еще в Дзифте крутой саундтрек. Да, да. 7 из 10
Посмотрел-таки фильм 'Дзифт'. Ощущения довольно интересны, ибо первую половину фильма я вообще не мог понять что с чем связано (спасибо целой цепи флешбеков во флешбеках), а вторую половину фильма я смотрел просто не отрываясь, ибо так точно и красиво человеческие отношения не передавал мне еще ни один фильм. За весь фильм я вспомнил о его грошовом бюджете всего один раз, но не буду спойлерить этот момент, ибо если вы все-таки посмотрите фильм, вы и сами поймете, о каком фрагменте картины я говорю. В чем, так сказать, замес я также рассказывать не буду, ибо кратко такое не расскажешь а в подробном пересказе сюжета я считаю этот фильм не нуждается. Скажу лишь что и музыка, и картинка, и игра актеров, и сюжет не оставят вас равнодушными. Есть пара спорных моментов в фильме, но они лишь разбавляют общую картину, да и к тому же, какая бочка меда без ложки дегтя? Итог - советую этот фильм всем тем, кто неравнодушен к экспериментальному и необычному кинематографу, а также тем, кого не утомят первые 15 минут сего творения. Лично я получил неимоверное удовлетворения от просмотра этого шедевра, чего и вам желаю. Естественно, с вашего личного желания. За сим оставляю вас наедине с фильмом и желаю приятного просмотра. 8 из 10
Крайне примечательный фильм, который в свое время рекомендовал Бэдкомедиан -типа болгарский нуар. На самом деле нуар (или если угодно неонуар, я вообще эту условную жанровую приблуду не разделяю. В Болгарии был еще при социализме -экранизации писателя Богомила Райнова. Но Дзифт действительно крутая штука. Да, это очень претенциозные кино. Что с точки зрения сценария, что с точки зрения съемки. Я большее извращенство видел разве что в корейском фильме 'Спрятаться Негде', где режиссер похоже ночами не спал -как бы снять так, чтоб никто больше не снял. В итоге забил на сценарий, но за сцену убийства под песню Holiday группы Bee Gees под проливным дождем -я прощаю этому фильму все на свете, даже тупорылый сценарий. В Дзифте все не так - сценарий окей, даже с потугами на психологизм, философию и некую глубокомысленность. А еще он... женоненавистнический. Нет, реально, сокамерник героя разделяет крайне консервативные средневековые взгляды и предупреждает ГГ чтоб тот бабью не верил, ибо они -те еще дьявольские создания. Не хочется спойлерить, но наш чувак должен был бы проставиться старому вору за мудрость, если бы тот не умер. Снято все КРАЙНЕ изощренно, то есть насколько сценарий пытается быть очень крутым и очень умным, настолько и съемка в стиле 'а мы могем вот так и так' - лишь бы выделиться. Немного напрягает явная неприязнь к социализму - ой, как всем плохо-плохо-то было. Ну ладно, чуваки, сейчас капитализм-счастье-помолись, выдохните. Болгары, кстати, моя вторая любимая после сербов европейская нация. И у них есть есть отличные социальные фильмы, типа какие-нибудь 'Направления', которые в триллиард квадриллионов лучше чем румынская претенциозная моча, которой любят давать призы на всяких рвотных кинофестивалях. Ну и Дзифт - отлично кино в плане стилистики, маст хэв. PS: Отдельная тема -песня 'Под Звездами Балканскими' в исполнении Рената Ибрагимова - ух, какая крутая была наша культура.