Лет двадцать сказывается эта сказка про темноту. Растолковывают нам, Ванькам, выпускники ВГИКа и La Femis, про 'какой я был и что со мною сталось'. Да всё одно и то же: мол, как вы ни садитесь, всё в богоносцы не годитесь. Расхристанные вы, неумытые оборванцы, судьбою покалеченные. И место ваше возле Кандалакши. Народец доверчив, наивен, неприхотлив, своими делами занимается, с вопросами не лезет. Тут глянули в окошко: батюшки святы! Десять лет к нечистой отлетело, Русь задним умом крепчает потихоньку. 'Может, и мы чего смогём, барин?' - 'А что, избу просмолили уже? Ну, вон огород прополите, а я вас пока новой сказочкой потешу'. Засомневались, конечно, но спорить некогда. Пока смекнули, что к чему, ещё семь лет граблями по темечку отбахало. Тут уж треш из избы вынесли, и пошли дурачки по закоулочкам - треш трешем выбивать. Это я про кино Кати Шагаловой. Ей Катериной быть никак нельзя, она именно что Катя. Шагалова-шагалова, и дошагалова-таки. Отвращение сменяется недоумением, которое сменяется осознанием меткости авторского взгляда. Взгляда мыслящего человека на маргинальный отечественный кинематограф с его тягой к предельно 'правдивому', чернушному изображению провинциального застоя, депрессивным пятнадцатиминутным статичным планам текущих фекалий и параноидально скучной драматургии. Нам, как известно, в любой бессобытийности и серости обязан мерещиться Чехов. Здесь не так: в этой местности бывал проездом Михаил Евграфыч. Тот самый, да. 'Однажды в провинции' - развесёлый-распечальный трагифарс, где есть место тюменскому кубинцу Че, Любови Толкалиной в роли свихнувшейся на восточных трендах участковой поэтессы, бесталанной звезде сериала, контуженному фронтовику-садисту и беззаветно любящей его дурёхе, генеральской дочке в белых сапогах. Пронизанный сочувствием к российскому артхаусу гротеск, мультижанровая смесь, кое-где проблёвывающаяся в несмешную пародию, Юра Шатунов и Валерий Кипелов как два полюса быдловатой, скинхедистой, огастарбайтерившейся, но такой родной страны. 7 из 10
Прочитав отзывы поняла, что мнения разделились. Мне понятна позиция и тех, кому фильм не понравился, и тех, кто нашел в нем что-то для себя. Есть картины, про которые говорят 'тяжелый фильм'. Слыша это выражение, многие сразу думают - ой, не надо, моя жизнь и без того не сахар, я лучше комедию посмотрю. Однако иногда именно тяжелые картины оставляют в след не только в эмоциональной памяти, они делают тебя чуточку другим, не скажу лучше, но другим, заставляют задуматься, что-то переосмыслить. 'Однажды в провинции' не стал для меня потрясением, не было ощущения шока, но увиденное прокручивалось в моей голове еще несколько дней после просмотра. По моему скромному старушечьему мнению, режиссер - большая молодец. Характеры героев прописаны, проработаны, отточены очень добросовестно. Понравился подбор актеров. Вроде молодые все, обычно молодых хвалить не принято, но сыграли ребята очень реалистично, веришь им. Фильм страшный, чего уж там. С какой стороны не зайди, везде безнадега. Единственное светлое пятно - восточная семья, живущая в общежитии вместе с главными героями. Для них даже эта жизнь - прорыв, потому что любят друг друга, потому что это - люди, наверное еще и потому, что там, откуда они родом, было еще хуже. Остальных героев картины сложно вообще назвать людьми. Настя Лично для меня - самая трагичная фигура всей истории. Вроде бы была жизнь, светлая вера в то, что будет еще лучше. Она снималась в кино. У нее даже была главная роль, ее смазливая мордашка счастливо улыбалась с обложки какого-то тележурнала. Потом почему-то все кончилось. Почему - непонятно. И Настя не находит ничего лучшего, чем вернуться в уездный город N к родной сестре. С этого самого момента жизнь ее начинает стремительно лететь под откос. Сначала ей еще кажется, что вот она здесь проездом, вот оправится от удара и начнет все заново. Но во-первых, нет ничего более постоянного, чем временное, во-вторых, никто не знает, сколько ему осталось. Сестру свою Настя любит, даже отдает ей свои какие-то накопления на лечение отморозка-мужа. В этот момент у меня, как у зрителя, возник вопрос - чего она вообще приперлась в этот угрюмый поселок, туда, где кончается асфальт? Причем суммы должно хватить на лечение родственничка аж заграницей, то есть вроде бы были деньги у девушки на какое-то время. Почему Настя не захотела попробовать побороться в столице, раз было еще на что - загадка. Ее роман с Че - никакой не роман, а попытка выжить. Одной в той жизни, куда окунула ее с головой жизнь, ей невыносимо (еще бы!), а тут сильный парень, который умеет легко принимать решения. Для Насти он - выход. Мне вообще кажется, что она все ее окружающее воспринимает как во сне - мол, это все не со мной происходит, поэтому так легко соглашается на отношения с Че, ей все еще кажется, что все понарошку. Вера Ну что сказать об этом существе... Болеет своим мужем Колей. Болеет так, что на все остальное плевать - на своего ребенка, который засыпает на морозе, потому что папа отказывается идти домой, но сестру, которая пытается ее же, Веру, спасти, да на весь мир. Страшная самка, которая себя еще покажет. Коля Опален Чечней, страшен в гневе, влюблен в местную участковую, а может быть и не в нее, а в то, что она - единственный человек, который пытается жить, а не существовать - пишет стихи, обставляет свою нору по фен-шуй. Тошно ему от того, во что превратилась его жизнь, тошно от жены-собачонки, от безысходности, от товарищей своих. Но изменить что-то нет сил. Силы есть только на то, чтобы бить Веру ногами, вымещая свою ненависть к жизни, к ней, к себе. Лена Никогда не относилась к Любови Толкалиной, как к актрисе, для меня она доселе была лишь второй половиной Кончаловского-младшего. Отныне для меня она - актриса. Сыграла классно! Героиня ее - тетка умная, с душой, пытающаяся ужиться в том аду, в котором ей суждено быть. На шее у нее дочь-оторва и новорожденный внук. И обоих надо тянуть, и она тянет. Жалеет Колю, спит с ним, жалеет Веру, старается помочь ей вернуть мужа - 'Ну достала ты мужика!', пытается помочь Насте, которую топит Вера. Единственный персонаж, вызвавший у меня сочувствие. Че Молодой человек, друг Коли, опаленный, помимо войны в Чечне, своим кубинским происхождением, издевательствами над его матерью, ожиданием мифического отца. Смотрит на Настю, а видит свою маму, потому что сходство внешнее есть, а фантазия этого больного парня дописывает остальное. Отсюда его фраза, обращенная к Насте: 'Я защищу тебя, мама...' В принципе, уже после этого можно было слать парня со всеми его тараканами на мед. комиссию, но у Насти все поведение мимо логики, за исключением одного поступка. Проколом для меня было исполнение Че песни 'Я свободен', по-моему кто-то уже писал об этом. Ну не того уровня компания, чтобы любить эту вещь. Скорее пели бы что-то из 'Лесоповала', в лучшем случае 'Любэ'. Еще один прокол - слишком литературный стиль речи всей честной компании. Я не говорю о том, что все они должны были материться на экране, хотя в жизни без мата бы не обошлось, но разные люди говорят по-разному. И диалог Веры и Коли с фразами а-ля 'есть такая вещь, как достоинство', выглядит театрально напыщенным. Настоящий Коля донес бы до жены ту же информацию иными фразами. В остальном фильм оставил ощущение 'хорошо, что посмотрела, спасибо тебе, Господи, что там не живу'.
Перед тем, как начать свою рецензию, хотелось бы обратиться к столь многочисленным критикам, обвиняющим фильм в нереалитичности, лжи и беспросветности. Друзья, а вы сами когда-нибудь были в провинции? Нет, не в провинции, которая за МКАДом; и даже не в провинции, которой нарекают средние по величине, но далёкие от Москвы города? Вы бывали в провинции, где людей намного меньше, чем проблем, которые сваливаются на них; где живут в обшарпанных советских сталинках, по типу коммунальной квартиры, без нормального водоснабжения и отопления; где места, куда можно устроится на работу равны цифре 1; где алкоголизм не болезнь, а стиль жизни; где, как бы это странно вам не показалось, 'гопота', которой вы её нарекаете, слушает Кипелова, а не новомодных, к слову, городских реперах? Не были? А жаль. А вот я была. И видела много таких затерянных на бескрайних просторах нашей общей Родины, местечек. И мало того, что была и видела, я знаю такую провинцию изнутри, потому что практически все мои родственники, проживают именно в этих местах. Поэтому я не обвиняю фильм в нереалистичности, лжи и беспросветности. То, что показано в 'Однажды в провинции' - малая и облагороженная часть того, что творится на самом деле. Если честно, я не могу вспомнить русского фильма, после 'Палаты №6', который произвёл бы на меня такое сильное впечатление, как это сделала картина Екатерины Шагаловой. Более того, я не могу вспомнить ни одного русского фильма о провинции, который бы так чётко поставил ей диагноз, не переходя в пресловутую чернуху, и показали бы её устройство изнутри. На ум приходит разве что 'Юрьев день', в котором как раз таки был взгляд из города, поэтому и вышла, в общем то, сплошная грязь, хотя и оправданная. Итак, однажды в провинции... История, рассказанная нам в данном фильме не может претендовать на оригинальность, так же как и на художественную красоту. Она проста и даже прямолинейна. В ней нет резких перепадов (разве только звуковых), необыкновенно красивых кадров и запредельных страстей. Но не смотря на всё это, в картине есть главное, и пожалуй самое важное, для кино как такового: в ней есть жизнь и душа. В ней настоящая жизнь, понимаете? Та, которая не хорошая и не плохая, а которая наша. В ней всё относительно и полосато. И не бывает в этой жизни чернухи, и не бывает безвыходности. Существует только наш выбор. В ленте нет ни единого отрицательного персонажа так же, как, впрочем, и нет положительного. Есть люди. А люди все разные. Они меняются в зависимости от ситуаций, они могут изменяться, развиваться и деградировать в различных случаях. Но самое главное, что они всё-таки могут выбирать. Именно проблема выбора, как показалось мне, главная в 'Однажды в провинции'. Именно выбор заставил героев решиться на этот образ жизни и эту провинцию для места воплощения своих жизненных целей. Для Веры, это выбор уйти из своей семьи ради любимого, и несмотря на его неадекватность любить его и быть верной до конца, не смотря ни на что; для Лены, это выбор жить не так убого, как это делают остальные, писать не представляющие никакой ценности стишки, растить распутную дочку параллельно с внуком, заниматься фен-шуем и носить белые сапоги, даже если вокруг грязь; для четырёх друзей, когда-то побывавших в условиях слома человеческой психики - это выбор жизни и любви, о которой они мечтали находясь там; и водка, которой они убивают сознание того, что всё случилось не так, как мечталось. И этот выбор все персонажи совершают вполне осознано, и живут именно по тому сценарию, которого смогли достигнуть по пути к мечте, к чему-то высшему. Именно наш выбор делает нашу же жизнь хорошей или плохой, и как бы мы не хотели свалить всё на сложные обстоятельства, они тут как ни странно ни при чём. Концовка фильма в этом плане очень показательна: Че и Настя делают свой выбор, и пусть он был совершён не тем способом, который подразумевался, но он был совершён - они вырвались. А десятки людей, так же сделав свой выбор, как и вчера утром идут на работу под отвратительные 'Белые розы' Шатунова. Самое главное в режиссере Кати Шагаловой, это то, что она не выделяет из толпы персонажей одного, любимого и лучшего - здесь все равны. И ещё один немаловажный фактор: режиссёр ничего и никого не обвиняет в том, что происходит, так же, как и не предлагает путей решения. Она ставит диагноз. Рисует действительность. По поводу литров водки, 'вылитых' с экрана на зрителя: если для вас это апогей отношений человек-алкоголь, вы либо не русский, либо не видели как пьют в России. А в ней пьют страшнее. Намного страшнее. И часто пьют не водку, а растворы на спирту и самогон, после которых местное кладбище полнится новыми крестами. Так что ставить в упрёк данному кино, преувеличение со стороны алкоголизма - более чем смешно. С этой стороны здесь всё ангельски чисто и невинно. Говоря об 'Однажды в провинции', конечно же не стоит забывать и великолепнейшие актёрские работы. Пожалуй, такой концентрированно прекрасной игры актёров всех планов я не видела очень давно. Знаете, после этих ролей, даже странно смотреть на этих ребят как на обычных людей, так плотно они вжились в свои образы. Стоит отметить и атмосферность картины, пусть и серую, но живую и настоящую, которой проникаешься до кончиков пальцев. И конечно музыка. Саундтрек в этом фильме более чем замечательный и передающий настроение целиком и полностью. В заключении, хотелось бы сказать вот о чём. Помимо того, что человек, субъективно-мысляшщее существо, он ещё как никто другой умеет видеть то, что хочет и в тех красках, в которых хочет. Поэтому обвинять 'Однажды в провинции' человек может только лишь потому, что он прочувствовал и увидел совсем не то, что хотел показать нам режиссёр. Потому, что в реальном мире, где добро и зло всё-таки в равновесии, они могут увидеть только добро или только зло. Так же, как они увидели только зло, окрестив его 'чернухой', в данной картине. А возможно, им просто стало стыдно, что так есть на самом деле. Поэтому они раскрашивают свои рецензии красным. Для меня же это лучший российский фильм про реальность нашей жизни. 10 из 10
Итак. Режиссер (он же автор сценария) - Екатерина Шагалова. Признаться, имя это мне ничего не говорило. Вообще, фильм отыскался только благодаря Гордонкихоту, где его, как водится в этой передаче, усиленно муссировали. Предупреждение о полном отсутствии гламура и нарочитой красивости предвещало еще один тоскливый фильм о тяготах жизни в мелких городках нашей необъятной. Так что, признаться, я собиралась сладко позевывать и подремывать под бормотание с экрана. Моим ожиданиям не суждено было оправдаться. По двум причинам, как минимум. Во-первых, звукорежиссеру этого фильма так и хочется оторвать руки. Простите за грубость. Эти резкие переходы от нормальной речи героев к реву 'Белые розы' из динамиков лично мои уши просто убили. Причем доходило до обидного, когда в какие-то значимые моменты просто не понятно было, о чем говорят и что вообще происходит. Второй же момент, почему сладкому сну состояться было не суждено - прекрасная игра актеров. Правда, давно уже хотелось чего-то настоящего, искреннего и, наконец, свершилось - я видела не технику актерской игры, а настоящих людей на экране. Браво режиссеру и спасибо. Надо отдать должное и оператору. Без всякой вычурности или, напротив, 'чернушности', без патетики и обилия фильтров был создан мир живых людей. Есть очень красивые кадры, но они настолько искусно вплетены в общую полосу, без намеренного акцента, что хочется сказать еще раз спасибо. Эта жуткая мода тыкать зрителя в 'красоту' или 'грязь', признаться честно, уже достала. Здесь же наблюдается пример зрительской свободы (если, конечно, не забывать вообще об искусственной эстетике кино), когда каждому предоставлена свобода выбирать самостоятельно, чем любоваться, а над чем с прискорбием охать и ахать. Да, конечно, особого цветового разнообразия в картине не наблюдается, но и жизнь в среднерусской полосе, я вам скажу, все-таки не как в солнечной Италии. Что касается самого сюжета, то история не многим отличается от тех, что передают в сводках с пометкой 'бытовуха'. Могло ли такое вообще случиться? Да сплошь и рядом, потому и название - 'однажды в провинции'. Так вот услышишь его и подумаешь: 'Где, где? А, в провинции, да мало ли чего там вообще происходит.' Главное - как рассказано, а рассказано - хорошо. И это бесспорно, ибо фильм оставляет хорошее 'послевкусие': букет из эмоций и мыслей. Согласитесь, многие режиссеры бы душу продали, чтобы добиться подобного. Хочется особенно отметить Леонида Бичевина. Его игра в этой картине была, несомненно, много лучше и сильнее, чем в том же пресловутом 'Морфии' Балабанова (да простят меня любители этого фильма). 8 из 10
От фильма пахнуло 'Балабановщиной' с первых минут. Абсолютно не понравился. Такие фильмы не под мой менталитет. Впитывающий ауру советских фильмов и даже западных, я привык в фильме за кого-то переживать. Это не значит, что я при любом просмотре кусаю ногти и тереблю платочек; это значит, что мои симпатии и антипатии примерно пропорционально раполагаются по героям. И я не люблю, когда у меня пытаются вызвать какие-то глупые чувства нарочито тыкая мне в нос из экрана фальшивыми образами. За кого переживать в этом фильме? На чью сторону переложить симпатии? До возмутительности не на чью. То, чего я не понимаю, я не могу принять и относиться к этому спокойно. Я не понимаю главную героиню, к которой муж относится, как к собаке, а она на цыпочках бегает перед ним. У меня кроме презрения к ней ничего нет. Однако трудно на протяжении почти двух часов испытывать презрение и держаться только на этом чувстве. Аналогия проводится с 'Грузом 200'. Там девочку насиловали кто ни попадя и чем ни попадя, приковали к кровати, давили на её хрупкое сознание. Но мне не было жалко тот овощ, который она из себя представляла. Её приковали, она послушно лежала. Никаких попыток. Никакого сопротивления. Жена из 'Однажды в провинции' по сути представляет из себя такой же овощ, умеющий печь оладушки для своего семейного родного психопата. Я не понимаю сестру-актрису, приехавшую в этот городок и через пару дней переспавшую с первым человеком, кто к ней подошёл, посмотрел в глаза, а через пару сцен даже обнял. О мужской половине фильма даже говорить не хочется. Изобразили агрессивное стадо. Пьющее и не имеющее никакого уважения к противоположному полу. Я сам из провинции, я побывал во многих провинциальных городах, маленьких, не набирающих и тридцати тысяч населения, но, соглашусь с одним из рецензентов, провинция нынче не такая. И не знал режиссёр того, о чём снимал. И, кажется, нарочно всё так изображено, чтобы у киноэстетов вызвать восторг. Вся Россия - россыпь провинций. Свыше ста миллионов человек живут в провинциях. Если хотя бы половина из них подтвердит, что та провинция, которую изобразила Шагалова - словно с их города срисовали, тогда, возможно, режиссёру можно поверить и признать, что я ошибаюсь. Но какой бы притчей этот фильм не был, он отвратителен, долог и излишне зануден. Его хочется выплюнуть поскорее. Им нельзя наслаждаться. 2 из 10
Ох, как же мне в последнее время надоели 'провинциальные' фильмы. Про жизнь центральных городов в последнее время не снимают нормальное кино, а провинциальная тема уже настолько заезжена, и всё снимается в основном про одно и тоже... Но, должен признать, хоть в этом фильме опять же снимали про одно и тоже (про типичные проблемы провинции), он произвёл на меня большое впечатление. Пожалуй, можно сказать, что это лучший Российский фильм со времён фильма Андрея Звягинцева 'Возвращение'... Молодая актриса Настя переезжает из столицы в провинциальное захолустье. Она селится у сестры, живущей с мужем — ветераном чеченской войны. Муж унижает сестру, но та продолжает слепо любить его. Настя пытается помочь сестре... Ну чем может затронуть этот фильм, учитывая, что всё это мы уже видели в других фильма? Да даже не знаю. Просто здесь это всё показано намного лучше, чем в других. Всё показано в сугубо мрачной форме. О проблеме пьянства нашего народа (я не имею ввиду только провинциальные города), о проблеме морального и нравственного выбора человека, о проблеме поломанных судеб. Фильм очень многогранен, в той форме в каком это может быть и всё здесь, действительно показано очень отчётливо. Про пьянство нашего народа я думаю, уже знает каждый. Практически все пьют по поводу и без него. Так для чего же пьют в этом фильме? Для морального самоудовлетворения, или просто от безысходности... Вряд ли им деньги девать некуда, значит для чего-то это нужно. Просто, когда практически в каждом Российском фильме видишь такое на экране, то начинаешь невольно задумываться. А для чего это? Однозначно на этот вопрос не могу ответить, да и не хочу, просто потому что сам наверное никогда не смогу это понять, а если когда-нибудь и пойму, то будет уже поздно... Кроме этого в фильме показаны пути искания буквально всех героев фильма. От бездомного и до того самого ветерана чеченской войны. Для кого-то они в поиске истинного счастья, как для Насти, например, или поиски выхода из этого бренного мира как для Веры и Коли. Они все в чём-то похожи, что все находятся в поиске смысла жизни, который они уже обрели давным-давно, но не видят этого, или не хотят видеть, закрывают на это глаза, или пропускают всё через стакан как Коля. Вот чем мне не нравятся зарубежные фильмы про провинциальные города, так это тем, что они для меня в большинстве своём непонятны. Вот если проводит аналогии с зарубежными картинами то мне на ум приходит только 'Догвилль' Ларса Фон Триера, и 'Белая лента' Михаэля Ханеке. Два совершенно замечательных фильма, правда на немного другу тематику, но, тем не менее, блестяще показывающие провинциальную жизнь в своих странах в несколько изощрённой форме, как это делает Ханеке, или в очень странно манере как Триер. Всё. Больше на ум мне ничего не приходит, наверное, потому, что ничего больше и нет. А вот наши фильмы другое дело, потому что они сняты именно для нас. Тут всё разложено по полочкам, всё логично, всё хоть и немного предсказуемо, но всё равно неожиданно. Все проблемы известны, то они показаны в очень интересном свете. И какие ярлыки режиссёр не навешивал бы на актёрах в виде черепно-мозговой травмы, это ничего не меняет. Это и блестяще показывает момент, когда утром толпа рабочих идёт дружным строем под песню Ласкового Мая 'Белые розы'. Этот эпизод очень сильно напомнил мне момент из фильма 'Стена' Алана Паркера, когда дети под музыку Пинк Флойда шагали по конвейеру. Но если там это выглядело, как марш протеста против сложившейся системы устоев и законов, которые, или большинство из них, мягко говоря, не справедливы, то в этом фильме это выглядело наоборот, как знак повиновения. Особенно отчётливо это показано в конце фильма. Кроме того, что фильм интересен своим смысловым посылом, в нём ещё и есть несколько замечательных актёрских работ. Больше всего мне понравилась Любовь Толкалина - луч света в тёмном царстве. У всех у нас есть свои мелкие прегрешения, но в отличии от всего, она даже после них остаётся человеком. Я говорю про её героиню. А сама Толкалина произвела на меня большое впечатление именно тем, как она это показала. И очень примечателен один из последних кадров в её исполнении в коридоре полнейшего отчаяния... Ну и конечно конец фильма. Я про него уже сказал пару слов. Финал там открытый, в том смысле, что нужно додумать психологию героев. С действием там всё понятно, а вот с моралью нет. У Екатерины Шагаловой, для которой это был всего лишь второй фильм, на мой взгляд, получилось невозможное. Она вернула мне веру в российский кинематограф. Это лучший российский фильм за последние 5 лет. Тут всё чётко показано, расписано, обговорено, может быть немного в грубой форме, зато всё правдиво. Я не скажу, что это жизненная картина, так как она не вызвала у меня такого чувства. Режиссёр заново выстраивал социальную систему на основе провинции не имея ввиду конкретный город. Возможно, в этой провинции и заключён образ всей России со своими больными, алкоголиками, бездомными, ну и конечно героями.
По сюжету бывшая звезда одного телесериала – совсем ещё юная Настя (Юлия Пересильд), приезжает из Москвы в глухомань к сестре, чтобы справиться с душевными ранами, оставленными былой славой. У сестры Веры (Эльвира Болгова) есть муж Коля (Александр Голубев), ветеран чеченской войны, который Настю на дух не переносит, и к тому же бьёт по пьяни Веру, но глупая девушка считает: раз бьёт, значит любит. Настя, меж тем, сначала возненавидевшая эту глубинку, потихоньку вязнет в дичайшей провинциальной жизни, похожей на болото, где нормальных людей, кажется, нет, да и, в принципе, быть не может. Уже в пресс-релизе к фильму (который, между прочим, был удостоен премии кинокритиков – ФИПРЕССИ – на Международном московском кинофестивале 2008 года) было сказано, что это такой «Трамвай «Желание», перенесённый на русскую почву. И хотя в ленте определённо есть мотивы пьесы Теннеси Уильямса (муж-жена-её сестра), ближе она всё таки к прошлогоднему балабановскому «Грузу 200», действие которого тоже происходило в инфернальной провинции. Но если Алексей Октябринович был больше занят изгнанием бесов прошлого, то Шагалова обратилась к условному настоящему, условной провинции (снимали картину в Подольске, а это, 10 км от Москвы) и условно сегодняшней молодёжи, которая под пьянки, распевая песню «Я свободен!», свободы как таковой не имеет. Она крепко связана узами собственной глупости, невыносимой жестокости и таким падением нравов, что если это в какой-то мере автопортрет той самой сегодняшней молодёжи, то это автопортрет однозначно неутешительный. Но, вместе с тем, как и о «Грузе», сложно говорить о художественных достоинствах картины Шагаловой, так как они имеют гротескные, почти гоголевские формы, которые могут прийтись по душе далеко не каждому зрителю. И когда одна из героинь картины – участковый милиционер Лена (Любовь Толкалина) говорит про сериал, в котором снялась Настя: «жизненное у вас кино получилось, только вот почему-то никакого не жалко», те же слова, на мой взгляд, в равной степени можно отнести и к самому фильму Шагаловой «Однажды в провинции». Презентация фильма «Однажды в провинции» в «Синема-Парке» проходила в рамках фестиваля авторского кино под лозунгом «Кино по правилам и без». И, как уже наверное понятно, просмотр этой вне всяких сомнений неоднозначной ленты оставил после себя много вопросов. Например, имя главной героини фильма – Анастасии Звонниковой – как то уж явно перекликается с именем Анастасии Заворотнюк, а сериал, в котором она играет – «Братва» – даёт более чем прозрачный намёк на «Бригаду» Алексея Сидорова. Но, как утверждает режиссёр фильма – Катя Шагалова, дочь известного сценариста и с недавних пор тоже режиссёра Александра Миндадзе – как такового прототипа у главной героини нет. - Но, к сожалению, такие случаи я знаю. Когда человек 17-20 лет с самого начала избалованный удачей считает, что так будет всегда, раз тебя позвали на главную роль в сериале, - призналась Шагалова. – Но у судьбы есть свои разные хитрости. Существует, как я называю, авансовый план и зарплатный план. Авансовый план – это когда тебе судьба даёт аванс, и человек не очень умный (да и в 17 лет разве можно быть сильно умным?) не догадывается, что всё это может исчезнут. А умный человек понимает: если тебе дали аванс, то ты должен работать. Зарплатный план в том и заключается, что если тебя ничего не остановит на твоём пути, то в конце ты, возможно, обретёшь счастья. Настя же как раз относится к авансовому плану. И её героиня в какой-то мере – собирательный образ. Но себя, слава богу, я с ним не ассоциирую. - Ваша картина, как мне показалась, довольно сильно рифмуется с «Грузом 200» Алексея Балабанова… - Не только вам это кажется! И дело даже не в том, что у меня, как и у Балабанова, снялись Алексей Полуян и Леонид Бичёвин, причём Бичёвин у меня был утверждён раньше, чем у Алексея Октябриновича, – просто Балабанов мой любимый режиссёр. На кинофестивале в Выборге, кстати, ко мне подошла одна девушка и спросила «как я отношусь к творчеству Балабанова?», и я ответила, имея в виду свой фильм «Однажды в провинции»: вы разве не видите, что хорошо? Хотя, разумеется, я не могу себя сравнивать с таким режиссёром, но, тем не менее, скажу, что мне такое сравнение льстит. И, что самое, скорее всего, важное, Шагалова, в отличие от автора этих строк, своих героев жалеет. «Когда такие красивые люди живут вот так, их становится ещё жальче!», - подчёркивает режиссёр. И здесь нет ничего удивительного: всё-таки это её герои.
Думаю, каждый слышал известную фразу в обиходе, что русские кино снимать не умеют. Многие, посмотревшие этот фильм, могут сменить свое мнение на противоположное. Трагично? Да. Проблемно? Да. Возможно, в чем-то и тяжело. Но в жизни все порой не так просто и красиво, как хотелось бы, и задача режиссера – показать не просто нарисованную идеальную картину, а создать такой фильм, чтобы зритель, несмотря на все противоречивые чувства, сказал: «верю». По моему мнению, Екатерине Шагаловой это удалось. Фильм не пестрит яркими красками, он достаточно сер и тускл, но с первых же минут картины начинаешь ощущать себя в центре событий. Режиссер, как мне кажется, ставила перед собой несколько задач, с которыми, безусловно, справилась. Во-первых, показать российскую глубинку такой, какая она есть на самом деле. Столичная актриса Настя поначалу резко бросается в глаза своими яркими нарядами, но по ходу фильма она словно сливается со всем серым колоритом картины, то есть становится такой же, как эти провинциалы. Во-вторых, это глубокие межличностные отношения. Сколько героев, сколько потерянных судеб! Двух похожих встретить просто невозможно. Казалось бы, на главных героях сюжет должен замыкаться, но такое разнообразие, не побоюсь этого слова, личностей придает этому фильму особую остроту и глубокий смысл. Здесь нет лишних ролей, будь то сошедший с ума Лошадь, верный своим традициям Ясир, безвольная Вера, мудрая участковая Лена, совершенно непредсказуемый Николай… В-третьих, это место героев в этом мире. …Меня не научили быть второй. Переборов ребяческую прыть, Живу неспешно, то есть драматично, Предпочитая не демократично, А царственно решать, куда мне плыть. И мне уже не страшно быть второй И пятой, и десятой, и последней. К тому же, тот бессмертней, кто бесследней, И тот первей, кто замыкает строй. Стихотворение одной из героинь звучит как приговор всем жителям этого провинциального городка. Кто-то смирился со своей участью, кто-то еще продолжает вяло сопротивляться, изучая восточную культуру и психологию. Но самое трагичное то, что ничего изменить нельзя. Чтобы не случалось в городке, все продолжает идти по кругу, люди снова плетут на работу, оставляя все переживания и чувства во вчерашнем дне. Кого не устраивает такая жизнь? Я думаю, всех, но, увы, никто не хочет с ней бороться. Звуковое сопровождение картины тоже завораживает. Безусловно, это ирония. Они не так свободны, как постоянно звучит в песне Кипелова, и беззащитны, как Белые розы Шатунова. После просмотра фильма нельзя остаться равнодушным. Если Вы предпочитаете легкие оптимистичные комедии или драмы, то смело проходите мимо. Это не тот фильм, который «посмотрел и забыл», а тот, под впечатлением от которого можно находиться очень долго. Если же Вы предпочитаете проводить время не только расслабляясь с помощью незамысловатого сюжета, то, безусловно, этот фильм для Вас. 10 из 10
Очень спорный фильм. Уверен, что в то время, как одни будут кричать: 'Шляпа! это не кино! такому не место на экранах! не нужн тратить на это время' и ставить единицы, другие будут говорить: 'Ооо, шок, впечатляет!' И, как ни странно, и те и другие будут правы. Я же скорее отношусь ко вторым. Но я почти уверен, что равнодушных не будет. Это второй фильм Екатерины Шагаловой (первый был 'Собака Павлова') и, думаю, не последний. Вообще, в этом фильме есть что-то от Балабанова с его 'Груз 200'. Потому что и там, и здесь - безнадега, чернь, давящая 'реальность', в которую верить не хочется. Разница лишь в том, что у Балабанова тьма беспросветная, жестокость в высших ее проявлениях, а у Шагаловой в 'Однажды в провинции' все же можно найти какое человеческое обоснование и даже оправдание этой жестокости. Схожи фильмы и музыкальным сопровождением, которое кажется смешком в лицо той реальности, которую нам показывают. Не помню, что было у Балабанова (что-то советское, веселое), здесь это 'белые розы' группы 'Ласковый май'. К теме о реальности... Так уж сложилось, что та реальность, которую нам показывают прошла меня стороной, чему я несказанно рад. Поэтому во время просмотра в голове постоянно крутилась мысль 'Неправда! Не хочу, не верю'. Действительно, не хочется верить в такую 'правду'. Поэтому не дай вам Бог оказаться в подобной провинции. И пусть реальность этого фильма остается в нем. Отдельно хочется сказать пару слов об актерах. В общем-то, актерский состав в этом фильме нельзя назвать образцовым или очень опытным, но на них интересно смотреть, на некоторых даже приятно (например, на Эльвиру Болгову, Юлю Пересильд и Любовь Толкалину). И вообще их игра смотрится гармонично, обоснованно. Возможно, Шагалова несколько перестаралась в написании сценария, она много намешала, одно событие на другом, одно явление на втором, что порой даже не успеваешь все обдумать и 'пережевать'. Здесь и проблема провинции, пьнства, насилия, бедности, расизма, любовные многоугольники из трех, четырех, пяти и более углов. Но это ей можно простить, потому что не факт, что это недостаток. Как бы то ни было, фильм впечатляет, не оставляет зрителя пустым после просмотра. Он о людях, возможно, таких же как мы, живущих своей непростой жизнью. Возможно, фильм заслуживает чуть менее высокой оценки, потому что есть огрехи, и есть над чем работать, но, тем не менее 9 из 10
Уж не знаю из какого времени приезжает в глубинку Настя, но абсолютно точно попадает она в постсоветское время. Со всеми вытекающими. Всё действо происходит за три-четыре дня, т.е достаточно быстро. Однако они настолько насыщенны, что создаётся впечатление, будто полжизни уже прошло. Да так наверное оно и есть, для главной героини. Сестра с мужем, старые обиды, новые знакомые... Глубинка, конечно, потрясает. Рано утром включается радио и по динамикам передают песенку Шатунова. -Для чего?- задаёмся вопросом мы, вместе с главной героиней. -А это, что бы людям по утрам на работу не опаздывали, - незамедлительно получаем ответ. И вот так во всём. Бабы живут с одними, любят других... Носят белые сапожки по грязи... Вот она, жизнь провинции.
Посмотрел тут 'Трамвай желание' с Брандо и Вивьен Ли и вспомнилась эта чернушная поделка 'Однажды в провинции': вся фабула с отмороженным муженьком, двумя сестрами и другом мужа, влюбляющимся в приезжую сестру, очень похожи. Вообще такое ощущение, что режиссер 'ОВП' просто немного подпортила сюжет 'Трамвая', впихнув туда какой-то выдуманный интернационализм, выдуманных скинхедов, выдуманных алкоголиков-друзей, которые бухают столько, что сердце просто не могло бы выдержать, по-моему. Оттого и концовка такая идиотская, и безнадега эта дутая, авторская совершенно... Из первого абзаца видно, что фильм мне не понравился по идейным соображениям - все это фестивальное вранье для иностранцев. Как и 'Юрьев день'. А вот до уровня потрясающей, глубокой, выдержанной, стильной и по-настоящему 'со светом в конце туннеля' метафоры балабановского 'Груза 200' не дотягивает ни Серебренников, ни Шагалова. Потому что 'Груз 200' - это правда, и боль, и ужас, и надежда, а 'ОВП' и 'ЮД' - претенциозные поделки начинающих режиссеров. Впрочем, очень неплохо снятые и, в принципе, к просмотру рекомендуемые, но надо понимать, где самовыражение, а где режиссер пытается рассказать нечто большее себя.
Интересный, захватывающий сюжет,сразу же оказываешься вовлечен в происходящее. Да, именно такой показана глубинка, какая она есть - с простой и беспросветной жизнью. С постоянной бутылкой водки на столе, с бабами, маленькими орущими детьми и спившимися мужиками. Натуралистично, описательно... И именно это заставляет пожать плечами и спросить - а зачем, собственно, было это снимать? Для тех, кто никогда не был в деревне, не сталкивался с тем, как там живут? Не видел пьянства, поножовщины - чтоб увидели они, как бывает такое, хотя бы на экране? Как мужья бьют жен, как страшен в гневе мужик после водки и перенесенной тяжелой черепно-мозговой травмы? Да бывает и похуже, еще и мягко показано, не чернуха! Так что я должна была понять и вынести из этого просмотра, кроме эмоций? Единственными положительными героями я здесь увидела семью Ясира, которая не похожа на всех, потому что 'не пьют', 'ложатся спать рано', 'живут дружно' и 'считают это нормальным' (и потому, что по их религии так принято, и они соблюдают). Надеялась увидеть что-то мощное в противовес этому пьянству и болоту! Но к сожалению, в качестве светлой альтернативы образ этой семьи показан мало. И вспыхнувшая у Насти любовь тоже для этого не подходит. 'Белые розы' в конце фильма и толпы идущих на работу замыкают круг. Ведь то, что было показано, произошло лишь в нескольких домах. А в других, соседних, тихо разыгрываются другие людские трагедии. Я считаю, просто показать их - слишком маленькая задача для фильма.А вот сделать так, чтобы в сердце осталось желание остановиться, не разрушать свою жизнь, хранить любовь близких и заботится о них - задача достойная. К сожалению, ничего, кроме горького осадка, от просмотра не осталось. Может быть можно было вынести больше, да я не разглядела. 5 из 10
Обратная сторона зеркала - всегда темна или не прозрачна, как бы мы не пытались её украсить чехлами-фантиками. Фильм 'Однажды в провинции' из категории лучше такого не видеть, но из разряда - это надо знать потому, что была у нас всё-таки война в Чечне гражданской, а не 'освободительной' афганской. Обе эти войны вызвали депрессию и контузию мозгов молодых ребят, которых научили быть беспощадно жестокими и к старикам, и к детям. И к ЖЕНЩИНАМ. И эту жестокость глушить водкой и беспорядочным сексом. Варварство и вандализм, возведённые в степень поиска житейской философии, некой справедливости провинциальной реальности. Увы, но и в столичных городах такое вполне возможно. Правда, под маской услужливого бомонда, его шика и добропорядочности. Страна больна сюсюкающим 'Ласковым маем', оболванена бесконечными 'Блестящими'. Под сюсюканье растёт поколение, обречённых на жестокость. То, что режиссёр Екатерина Шагалова 'увидела' в провинции 'однажды', завтра станет столичным апокалипсисом. И ЭТО надо каждому видеть и опасаться уже сегодня. Как трагедии героя фильма Элема Климова 'Иди и смотри', подростка Флёры, ставшего стариком от вида неоправданной жестокости фашизма! Фильма, снятого в 1985 году, а война в Чечне случилась через каких-то 10 лет. И, похоже, так ничему нас и не научила. Иди и смотри - мой совет каждому!
На меня просто накатила волна ужаса, когда я посмотрела этот фильм. Потому что я все это уже видела в детстве. Не все было в моей семье, но у соседей, у близких родственников. Мама моя успела “выбраться” из такого городка, я приезжала туда только к бабушке на каникулы. Даже на автобусе я на таком же ездила, на который героиня почти садится в начале фильма. Хотя такие автобусы в 2003 ещё катались по Гражданскому проспекту в Петербурге. Возможно, что они там ещё есть. Посмотрела, где снимался фильм. Думала, где-то далеко от Москвы, как “Долгая счастливая жизнь”. Но это Подольск. Потом я вспомнила, что уже в 30-40 километрах от Москвы по Ярославскому шоссе едешь через такие же городки. Через грязь и нищету. Во всяком случае, так было примерно в 2010 году, когда мне довелось там побывать. Пишу, чтобы ещё раз подчеркнуть - эта не чернуха, а реализм. Напомнило спектакль “Мурлин Мурло”. Но история из “Трамвая желания”. Игру актера, сыгравшего “Стенли Ковальски”, оценивать не буду - потому что все время виделся Брандо. Но то, что было скопировано с Брандо, было скопировано хорошо, а вот своего, русского, я считаю, маловато. Мне кажется, что актерам посчастливилось, и такого кошмара, который они должны были играть, они никогда не видели и не испытывали. Девушки выглядят слегка лощёными, но по-столичному или даже по-европейски лощёными. А в моей бабушкином “Подольске” без макияжа ты не женщина, поэтому в реальности макияж бы у них был как у Анжелы. Особенно у дамы-милиционера. Песня из громкоговорителя и конец фильма напомнили “Все будет хорошо”, где герой идет вместе с толпой на работу. Но он идет и ДУМАЕТ. А тут уже никто не думает. Но все пытаются себя почувствовать нужными. “Стелла” нужна своему солдату, милиционерша типа помогает людям, Че спасает свою маму. Вместо того, чтобы заняться собой, эти люди причиняют добро другим, чтобы забыться.
Когда начинаешь смотреть фильм Екатерины Шагаловой 'Однажды в провинции' и постепенно погружаешься в мир, в котором живут его герои, невольно задаешь себе вопрос: а в каком мире живешь ты сам? Кто-то из великих сказал, что провинция - понятие вовсе не географическое, и, точно как и булгаковская разруха, вовсе не 'старуха с клюкой', она не в клозетах и не в опостылевшей серости будней, она - в головах. Она в сердце. Жестокость и смиренность, грубость и терпеливость, ненависть, любовь и прощение принимают разнообразные формы и достигают своего апогея в провинции духа. Этот фильм - тяжелый, гнетущий, словно наизнанку выворачивающий душу, заставляющий то замирать, то почти вскрикивать от боли, которую испытываешь вместе с героями. Молодая актриса, успевшая засветиться в популярном сериале (Юлия Пересильд), приезжает к сестре (Эльвира Болгова) в неизвестное захолустье, где та живет с мужем (Александр Голубев), получившим травму на чеченской войне, и маленьким сыном. Жизнь, которая предстает перед ее глазами, наполнена чувством тоски и безысходности: пьющий и время от времени теряющий самоконтроль муж сестры, начинающий издеваться над окружающими и самим собой; пьющие от желания справедливой, разумной, лучшей жизни и невозможности ее обустройства молодые мужчины и женщины; убогий домашний быт, унылое бездорожье провинциального городка и угрюмым потоком движущиеся в сторону какого-то предприятия (по-видимому, почти единственного места работы жителей) люди в темных одеждах. Можно было бы предположить, что фильм, действие которого разворачивается в столь неприглядных декорациях, станет историей борьбы героини с окружающей средой или поиска решения возникающих проблем. Однако эта картина в большей степени фильм-принятие: принятие действительности и человеческого мира таким, какой он есть. В то же время это не приспособленчество к обстоятельствам и не смирение, это познание самих себя, а также своих близких и далеких. В этом случае становится не так важно, что все эти парни прошли войну, которая, конечно, ранила каждого из них не столько физически, сколько нравственно. Эти обстоятельства лишь усугубили то, что, возможно, в разной степени концентрации живет в каждом русском человеке. Здесь концентрация жажды справедливости, жажды любви и самоутверждения, концентрация недоверия и доверчивости, преступления и наказания, концентрация боли доведена до предела. И каждый герой встает перед выбором: что ему делать с этими 'жаждами', как решить проклятые вопросы российской жизни, которые вроде бы никто не произносит вслух, но которые всё время маячат где-то на горизонте. Чаще всего выбор делается в сторону пути меньшего сопротивления: забыть себя в алкогольном чаду, чтобы прекратить ежедневное страдание, в которое превратилась жизнь. Кто сделал жизнь такой? Почему любящая и всепрощающая жена перестала быть любимой, зато иллюзии любви возникают на стороне, а распутать клубок взаимоотношений не представляется возможным: все равно как отделить от самого себя жизненнонеобходимый орган? Кажется, что в этом фильме все по Достоевскому: тяжкие страдания, вольные и невольные преступления, желание раскаяния, неупорядоченность жизни и широта русской души во всем, и в добром, и в злом. Здесь нет места норме, здесь каждый ходит по краю. И самые смелые, решившиеся на поступок, на краю уже не устоят. 10 из 10
Этот фильм является гимном. Гимном всему разбитому. Разрушенному. Это как смотреть в калейдоскоп. Картинка получается сумбурная и неправильная. Но она прекрасна все равно. На протяжении всей ленты нам показывают, как люди упорно стараются строить свое счастье. Они встают каждый день, неважно, благодаря или вопреки. Их бьют лицом об землю-они поднимаются и продолжают свой путь как ни в чем не бывало. Речь не идет о том, логично ли все это. И уж тем более никто в 'провинции' не задумывается о том, 'а стоит ли оно того...' И ведь в этом тоже есть своя философия. Как собрать разбившиеся на мелкие осколки жизни воедино? Как вернуться к нормальной жизни? И что она из себя все-таки представляет, нормальная жизнь? Ты свободен. Но что ты будешь делать с этой свободой? Нужна ли она тебе сейчас? Это проникновенный фильм. О разбитых судьбах и сердцах. И о ежедневной борьбе. Борьбе, которую люди ведут так давно, что никто и не вспомнит уже, во имя чего. Или кого? 10 из 10
А на самом деле - именно к белому и пристает, и на белом как раз и видна... Хотя какого-то развития этой мысли в фильме, кинутой вскользь я так и не увидела. Картина очень пробивает на эмоции. Да, чернушная, да, страшная. Но в самом деле, может кому-то стоит разуть глаза и посмотреть, что вокруг творится. КТо-то скажет, что все произошедшее в картине - это неправдоподобно, так я вам скажу, что еще как правдоподобно. Я тут жила, я все это видела. Я видела, как родственники бабку на балконе держали, она писала в ведро и выйти боялась, потому что били они ее, а она их когда-то по доброте душевной к себе пустила. А они орали ' Я тебя как барана зарежу на курбан-байрам'. Я видела, как муж жену бросил, потому что у них ребенок ДЦП, не захотел ответственности. А девочка на него так похожа... И как эта девушка в минуту отчаяния чуть в проститутки не пошла, и как она живет теперь с кучей этих черных бытовых проблем и сахарным диабетом в придачу. И как волчицей она была, при том, что она добрая и светлая, я тоже видела. И как пьяницы каждую полночь ломятся в чужие ветхие двери, как до смерти пугают детей и матерей, как ребенка нельзя без присмотра на улицу отпускать. Кстати, кто-то сказал, что в фильме нет положительных героев, кроме Ясера. А Настя, которая и деньги жертвовала и в тюрьму готова была сесть? А кореец? А Че? Да в том-то и дело, что эти люди, они не плохие, все они в сущности не плохие. И показаны они именно с обеих сторон. Просто выросли они в дерьме, и не умеют другими быть, менталитет уже сложился, не знают, как по-другому, не видели они другой жизни. Это как сложившиеся стереотипы, где принято идеалом считать метровую шею, или оттянутые уши, или талию 60 сантиметров, а где-то привыкли пить по всяком поводу и без. И даже осуждать их за это как-то не получается. Бывает, конечно, те особенные, которые сформировались и выросли вопреки всему - и таких я знаю. Но таких единицы. Да и вообще, чернуха, говорите. А у кого лучше-то? Где он свет? Вы можете жить в шикарном элитном доме, возможно даже рядом с вами будут люди гораздо более высокого культурного уровня, но в целом, только в золотой клетке и разница. а в целом - все та же беспросветная бессмысленность существования, та же несвобода, те же рамки бытия... Свет, есть, я не настолько пессимистична. Он в любви и в духовных исканиях. но ведь и этими дарами природы и судьбы мало кто похвастать может. И люди все живут, глубоко погруженные в свои утилитарные интересы и потребности. Просто кто-то бухает беспробудно, пустоту душевную заливает, кто-то от той же пустоты зверствует, а кто-то на мерсе ездит и пьет элитные вина. А по сути грязь - она же везде, кто захочет - тот везде найдет. Кто-то сказал, что не психологично, что не реалистично все. Так черт, я видела в жизни почти точные копии такой вот миллиционерши, читающей дурацкие стихи и на свой манер рассуждающей о высоком - и даже не одну. Да разве вы сами почти каждый день не корите себя, не жалеете, когда причиняетет боль своим близким. Зарекаетесь тысячи раз, но потом снова не можете удержать агрессии. И так вот Че, сначала защищал ЛОшадь, а потом сам же ударил. Не от жестокости, просто на эмоциях. Это не жизненно? - Это очень жизненно. И эта Настя, которая сначала брезгливо на всех смотрит, потому что быдло кругом, простые люди, а потом становится, незаметно для себя, частью всего этого страшного и беспросветного мира. И нравится мне фильм именно тем, что героев показали неоднозначными, не плоскими, с плохих сторон и с хороших. Все мы такие, живые, любящие, несдержанные, уязвимые и грешные. И в очередной раз, я не стану оценивать фильм положительно или отрицательно, потому что констатацию фактов не оценивают. Вы не можете оценить на хороши или плох дважды два. Хотя, работа хорошая. Нигде не переврала режиссер, не преувеличила, не сфальшивила. 10 из 10
Самая идея, хоть и не оригинальна, но, безусловно, хороша. Пьеса роскошная, нашей публике более чем понятна и близка, да и постановка подобного рода фильмов не требует огромным финансовых вливаний. Что называется, играйте да снимайте! Так что, казалось бы, для интересного и просто хорошего кино имеются все предпосылки. Но, к сожалению, идея оказалась в разы лучше ее воплощения. Во-первых, грамотно и внятно перенести историю, своими основными поворотами напоминающую отличную пьесу Теннесси Уильямса, сценаристу (режиссеру в одном лице) не удалось. Сюжетная линия пестрит какими-то неправдоподобными и просто наивными моментами, которые являются абсолютно бесхитростными и в результате неинтересными намеками (да что там, откровенными криками автора) о тех или иных проблемах современной России, зачастую возведенными в абсолют. Во-вторых, но не по значимости (и даже наоборот) – то, как это реализовано актерски (читай актерски, а понимай – режиссерски, ибо здесь совершенно точно недоработал режиссер). Артисты не чувствуют своих героев, играют на уровне дешевого среднестатистического сериала, и при всем при этом они совершенно ничем не прикрыты. Режиссер и оператор работаю так, словно перед камерой артисты и игра уровня, допустим, «Безымянной звезды» Михаила Козакова с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Как результат – артисты, не проживая свои роли, не понимая, какие образы они создают крупным планом, как могут, так и работают отдельные сцены, а после режиссер их сводит в единую последовательную историю. Причем сами артисты – вполне себе хороши. Красивые, молодые, яркие лица, потенциально неплохо подходящие типажи. Но… Все впустую. Если не было возможности подробно поработать с артистами, то нужно было хотя бы прикрыть их чем-нибудь, придумать разные трюки, ходы, запоминающиеся моменты. А тут… посмотрел и… что запомнилось? Что Коля с завидным усердием пинает в живот свою жену (он тряпочкой машину протирает менее старательно, нежели бьет Веру)? А что, допустим, я помню про «схожего героя» фильма «Трамвай «Жаление» Элиа Казана? То, как Марлон Брандо, разговаривая с Вивьен Ли у себя на кухне, пьет пиво, зажимает горлышко бутылки пальцем, взбалтывает ее и, отпуская, разливает вокруг. Это красиво! Пустяк, но он роскошно реализован и запомнился на всю жизнь. Я уж не говорю обо всем остальном. Увы, здесь фильм не подобрался даже близко к той, пожалуй, « кинематографической иконе». А получился нечто банальное и неинтересное, в духе «новой драмы» начала двухтысячных, с прелюбопытной задумкой переноса истории Бланш Дюбуа, ее сестры Стеллы, и Стенли Ковальски в современную российскую провинцию. 2 из 10
Помотрел картину не на большом экране и с опозданием на 5 лет... Жаль. Смотрел и, будто бы, вернувшись в свои 20, чувствовал то же, что переживают герои фильма, думал о том же, искренне радовался, любил... Грязь под ногтями, кровь, пластиковые стаканы, секс на поленнице, водка, дружба до поножовщины, похмелье… и любовь, любовь, любовь. Как белый подснежник из сырого, холодного перегноя. Почему понравился фильм? Потому, что он - чистая правда, без прикрас, гротесков (столь любимых ныне), без кича, метафор и междустрочья. Вот вам - провинция до последней копейки. Верю каждому слову героев - и маститой Болговой, и молодой Пересильд и Бичевину и другим ребятам... Они любят. И точка. Любят друзей, любят подруг, любят случайно понравившуюся девченку и женщину-участкового, сельского идиота и соседа-кавказца... Очень искренне, так, как только можно любить, когда ты молод, а жизнь, хоть и коротка, словно вспышка, но восхитительна почти во всех ее проявлениях. Быт, показанный таким, какой он есть, о который разбиваются любовные корабли и лодки, желчный и уставший от всей этой 'бытовухи' следователь, скинхеды, песня 'Белые розы' из заводского мегафона, впервые за, пожалуй, десятка два лет не вызывают отторжения, ненависти, страха или скуки... Герои как-то особенно чисты в своей любви, искренни в своих убеждениях, мыслях, заблуждениях… Только почему-то очень больно из-за того, что неуклюжий милицейский уазик, не пожалел - сбросил в речку Мишу и Настю... Почти Шекспир. Вы думаете, в XVI веке, в районе английской деревеньки Стрэдфорд быт был более добропорядочным и респектабельным?... P/S Отдельное спасибо Юлии Пересильд. Влюбился, как мальчишка. 10 из 10
Фильм неоднозначный. Тяжелый. 'Однажды в провинции', вот наверно не 'однажды', а скорее регулярно. Может уже жителям мегаполисов стоит обратить внимание, что творится за пределами их города на остальных 17 миллионах кв километрах наше замечательной родины? Конечно проще говорить что ничего подобного нет, у нас все хорошо!.. Если бы не такой печальный конец, то можно считать, что никакой сюжетной линии нет. Есть просто жизнь молодых ребят в обычном провинциальном городке, которых у нас тысячи, они живут как могу. Жить когда ждать уже нечего невероятно тяжело, зачем просыпаться утром? Вот и эти молодые люди на протяжении картины делаю все чтобы не проснуться. У них нет будущего, они не смогли вырваться из этого болота и оно засосало... Анастасия, героиня которая побывала в другой жизни, от чего его судьба и становится трагичной, ей есть с чем сравнить эту жизнь маленького человека, а будущего нет, надеяться не на что. Всем героям снесло крышу эта вся 'жизнь', наверное кто может только бороться, это Лена. Зачем режиссер стал поднимать вопрос национализма и субкультур мне не ясно, это 'переслащивает' фильм. Герои этой картины слишком хороши, молоды и привлекательны для того, чтобы воспринимать все происходящее серьезно, во многом они переигрывают и драматизируют, что делает правду не столь горькой, а может зря. Сам фильм не следует воспринимать как истину, все таки это не документальное кино, а вот задуматься стоит каждому, хотя бы для этого стоит посмотреть 'Однажды в провинции'. 8 из 10