«Бабуся» — единственная картина Лидии Бобровой, выходящая за пределы «деревенской» тематики и приобретающая масштабы всеобъемлющего социального обличения. Рассказывая частные истории, этот режиссер всегда сообщал им притчевый характер, под видом мелодраматического повествования преподавал зрителю духовно-нравственный урок. Снимая по собственным оригинальным сценариям, Боброва более склонна к меланхолии и социальному пессимизму, чем когда работает на основе литературного материала, это объясняется, видимо, ее жизненным опытом, приобретенным в условиях «демократических преобразований», не располагающих к позитивному мировосприятию. Никогда еще общественные катаклизмы, проходящие пусть и фоном, на периферии нарратива, не имели в фильмах Бобровой такого структурообразующего значения: война в Чечне, экономическая вседозволенность «новых русских», герметичная непроницаемость их кастового мира, безумное отвержение всем социальным организмом своей исторической памяти — все это органично вплетается в историю неприкаянной, ненужной своим родственникам бабушки, отдавшей все другим и оставленная ими. Бабуся идет путем полного, бескорыстного отвержения своей жизни во имя ближних, и в ответ не получает от них ничего кроме неприязни и презрения. Это горечь истинно христианского пути, уподобление страданиям Спасителя. Бабуся — это сама Россия, использованная своими детьми и внуками и бессовестно ими преданная. Боброва устанавливает очень точную градацию человеческого жестокосердия: почти все ее персонажи в той или иной степени слепы, борются за свои эгоистические интересы, не чужды поверхностно понятому (то есть недеятельному) состраданию. По книгам Достоевского нам знакомы характеры особого рода, которые мазохистски злятся сами на себя, озлобляясь от своей трусости помочь находящемуся рядом — они могут произносить долгие ложно покаянные монологи, полные экзальтированного самобичевания напоказ, но не сделают даже малейшего шага к самоисправлению. Таковы многие герои «Бабуси» — обвиняя друг друга в забвении родственных связей, они в то же время оправдывают собственную бесчеловечность. В «Бабусе» много плачут, но редко слезами покаяния, а так знакомыми нам, русским, пьяными слезами — не обязательно от водки, но от алкоголя страстей, который мутит разум и болезненно взвинчивает чувства. Боброва в данной ленте вновь применяет лишь ей присущий чрезвычайно емкий гротеск в описании пьянства как телесного, так и духовного, памятуя высказывание святых отцов о том, что пьяница беснуется по своей воле, она не жалеет жутковатых и вместе с тем смешных деталей в описании пьяного угара одного из героев — как и в «Верую!» эта неадекватность реакций становится символом беспамятства той части русского народа, который все никак не протрезвеет от своих заблуждений. За фасадом горькой истории о социальной ненужности режиссер выстраивает достаточно тонкую ассоциативную структуру, которая приобретает законченное выражение лишь в финале: бабуся — это связующее звено между прошлым, настоящим и будущим, это культура, душа народа, его живая память, она воспитывает детей, будущих героев Афгана, она устанавливает преемственность поколений, это Ангел Хранитель русских семей. Он уходит лишь тогда, когда слышит прямую хулу на Бога, но, даже уходя, совершает чудо. Когда девочка, онемевшая от ужаса войн, — образ безмолвного будущего России — впервые заговаривает, она говорит не только о бабусе, но и о необратимости разорванных связей между минувшим и грядущим, о том, что живая память нашего народа нуждается в заботе и участии, пока она окончательно не отошла в прошлое. И герой, исполненный одновременно благодарности и страха, пускается на поиски бабуси. Окликнет ли вопль, исполненный горечи невосполнимой потери, ту, которая переходит границу времен, чтобы остаться там, где ее ценят и ждут? Этого мы не знаем. Но вместе с ним кричит сама наша совесть, ища тех, кто поднимал нас на ноги, кто всю свою жизнь трудился ради нашего с вами блага. Ведь разве можем мы надеяться на спасение, когда даже самым близким людям не помогаем?! «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25, 41—45).
Ранее никогда не слышала об этом фильме, только сегодня случайно наткнулась в одном из бесчисленных списков фильмов в Вконтакте, типа «фильмы, которые заставят плакать». И, знаете, «Бабуся» действительно заставила плакать. Этот фильм без спецэффектов, восковых лиц и заученных штампов и клише, без искусной мимики и игры, без вычурных костюмов. Он настоящий, живой. Создатели фильма показали всё так, как есть в жизни, ничего не приукрашая и не придумывая. Все 195 минут во мне роились уйма мыслей, а теперь и не знаю, что стоит отметить, выделить и что написать. Это именно тот случай, когда остается послевкусие. Теперь хочу обратиться к названию моей рецензии — странная фраза, но по задумке сценаристов по иронии судьбы любовь как раз оказалась картошкой, которую выбросили в окошко. И кто? Самые родные и близкие, в которых бабуся вложила всю себя, свою душу и жизнь, отдала последнее, а сама в итоге осталась на улице. Теперь к актерам — они не профессиональные артисты, поэтому играли, как умеют…или не умеют. Но это ничуть не портит картину, а наоборот — добавляет ей некого шарма и реальности. Нина Шубина — актриса одной роли в прямом смысле этого слова. Это ее единственная роль, но какая. Никто не остался равнодушным, я в этом уверена. Я не запомнила ни одного саундтрека и даже не заметила, были ли они вообще. Всю меня поглотили совсем другие мысли — мы слишком заняты собой и забываем о людях, которые когда-то были для нас всем. Вспомните, когда вы звонили своим родным, которые далеко, спрашивали как у них дела, нужна ли им помощь и просто говорили слова любви? За исключением некоторых, давно и очень редко. После фильма хотелось плакать еще больше. И не от сюжета, а от того, что это правда, от жалости к таким бабушкам и дедушкам, от своего эгоизма, который живет в каждом из нас, от того, что часто к пожилым, но таким родным людям мы бываем нетерпеливы, вспыльчивы и агрессивны. Мы забываем, что и мы такими когда-то будем, и мы перестанем быть резвыми, быстрыми и современными, но это не значит, что мы перестанем чувствовать, любить и понимать. Так почему же часто мы со старшими поколениями разговариваем, как со слабоумными? «Бабуся» незаслуженно малоизвестный фильм. Он достоин большего. 10 из 10
Фильм «Бабуся» я решил посмотреть после немалого количества восторженных и положительных отзывов, прочитанных на Кинопоиске (в одной из рецензий слезы обещали даже мертвым). Как не пытался автор так и не смог выжать из меня ни слезинки, при том что при просмотре хороших фильмов, сыгранных на высоком эмоциональном уровне, у меня легко подкатывает комок к горлу и наворачиваются слезы. Слишком всё в этом фильме лежит на поверхности: черное — это черное (алчные, эмоционально бедные дети и внуки, алкаши, стяжатели и подонки), которым противопоставлена добрая, одинокая в душе, милая старушка (соглашусь визуально очень хороший выбор актрисы), которая ничего не может сделать в свою защиту. Не думаю, что взрослым людям именно в этой манере стоит преподносить такие, в принципе банальные вещи. Нина Шубина, не смотря на свою добрую и светлую внешность, точно не дотягивает по игре, ведь она не профессиональная актриса, а значит, не может передать всю гамму чувств и эмоций, которую в эту роль вложил ее автор. Может это еще так сильно стало заметно из-за того что буквально перед этим фильмом я посмотрел другой фильм на социальную тематику «Лиля навсегда», где начинающая актриса просто блестяще справилась со своей ролью брошенной девочки-подростка (точно так же как от нее отказываются все ее родственники, мама уезжает за границу, а тетка-алкашка выгоняет жить из собственной квартиры практически на улицу). Из актерских работ в Бабусе я хотел бы конечно отметить роль Анны Овсянниковой и Сергея Ануфриева. О последнем я постоянно думал, что вот уже 6 лет как актер ушел из жизни, а память о нем осталось в этом кинофильме. В общем и целом, фильм не зацепил меня ни в эмоциональном плане, ни в плане картинки, ни в плане развития сюжета и многочисленных сюжетных линий. Поэтому ставлю 5 баллов из 10. На фоне многих иных российских фильмов этот смотрится не так уж и плохо.
«Бабуся» — драматический фильм 2003 года. Фильм мне хорошо запомнился. Его история печальная и ужасно несправедливая. Смотрится эта история с сожалением и как-то становится неприятно на душе. Мы видим историю одной бабуси. Она вырастила всех своих внуков, и потом продала дом и поделила деньги между внуками. Бабушка стала жить со своей дочерью и зятем в квартире, которую дочери дало государство. Зять свою пожилую тещу отвез в деревню к ее сестре. Ее дочь умерла, и зять сошелся с другой женщиной и отказался принимать тещу назад. Получилось так, что бабуси негде жить, и никто из внуков не может и не хочет ее принять… История этого фильма ужасна, и за бабушку очень обидно. Ее любовь к ее близким была бескорыстна и безвозмездна, и она всем помогла, а сама осталась ни с чем и на улице никому не нужная. Это ужасно. Что касается фильма, то он снят правдоподобно, и я не заметил ни одной нотки фальши. Все реалистично и жизненно было снято, так как оно и есть в жизни. Я считаю, что это кино имеет кинематографическую ценность, и внимания оно достойно. История печальная и ужасно, ужасно несправедливая. Меня фильм впечатлил и переполнил эмоциями. Актрису Нину Шубину, сыгравшую бабуся, отлично подобрали. Она кажется такой доброй, всегда готовой помочь, настоящей бабушкой из детства. «Бабуся» — фильм трагедия, история социальной драмы и неблагодарности детей и внуков к пожилому человеку. - Она ушла… Ей там холодно. - Кому? - Бабусе. 10 из 10
Невероятной тоской пронизан каждый эпизод этой кинокартины, являя зрителю печальную улыбку пожилой женщины, растратившей свои небольшие, нажитые честной жизнью сокровища на благо высокомерных потомков. Тех, кто покинул её с первыми порывами ветра перемен, сдувшего с советских людей последние остатки совести и величие Советского Союза. Бабуся — маленький человечек, приносивший себя в колоссальную (для своих скромных возможностей) жертву ради счастья других. Не задавая никаких вопросов, не исповедуя мнимо-высшую цель, не думая ни на кого дурного и никого не осуждая, она руководствовалась лишь негасимой путеводной звездой, луч добродетели которой вёл бабусю всю её поразительно отчужденную жизнь: через ясное детство, туман войны, и временами непосильный, но необходимый каждому уважающему себя человеку труд. Забытые герои, не успев попрощаться с этим миром, уже при жизни отправляются в забвение. И с каждым шагом бабуси по хрустящему снегу таких людей остается всё меньше и меньше. Каким станет общество, когда последнее поколение самоотверженных родителей со старческим вздохом окончательно и бесповоротно растворится в истории? Будем ли мы столь отзывчивы к своим детям и внукам, как те люди, которые еще могут ласково назвать нас своими бабушками и дедушками? Наверное, нет. 8 из 10
Этот фильм — своеобразный толчок по плечу: эгей, очнись! Это обращение ко всем тем, кто закрутился в суете, поглощен бесконечным процессом зарабатывания денег, кто попал в ловушку быта и уже почти не видит самого главного — «того, чего не увидишь глазами» (Экзюпери). А ведь это описание подходит практически каждому из нас — я не описывала черствых злодеев-материалистов, а всего лишь современного человека, вынужденного крутиться как белка в колесе. Чтобы выжить. Так и в фильме: все родственники бабуси, которым нет дела до нее, на самом деле просто обычные несчастные люди со своими трудностями и семейными проблемами. Здесь нет контрастов «плохой-хороший», здесь показан человек лицом к лицу с невзгодами, и каждого из них по-своему жалко. Фильм стоит посмотреть всем, независимо от того, есть у вас бабушки и дедушки, или нет. Потому что эта картина взывает к милосердию и добру, по отношению ко всем, а не только к старикам. После просмотра хочется снисходить к близким, прощать, закрывать глаза на мелкие (и не только) ссоры, ведь всё это не важнее простой человечности. Качество съемки и актерской игры не самого высшего уровня, но это не мешает при просмотре: моральный посыл оказывается сильнее всех недочетов. Фильм мрачный, не спорю. Никакого ощущения света и тепла после просмотра не ждите. Но эта мрачность не губительная, она открывает наши душевные глаза и уши, обличает и направляет на верный путь. Просветление наступает в результате размышлений, на которые наталкивает фильм. В отзывах неоднократно встретила фразу «долго рыдала». В моем случае физические слезы не катились по щекам, но определенные струны души задеты. И не просто ненароком задеты, а фильм на них сыграл правильные красивые аккорды. В этом и есть искусство.
Очень грустный и по детски настоящий фильм. Фильм просто про жизнь. Жизнь где ты после всего пройденного, после всего отданного тобой людям в итоге никому не нужен… Хочу сразу заметить что режиссер картины правильно сделал подобрав на роль картины не актрису а просто бабусю из деревни, что делает фильм очень реалистичным, местами даже забываешь чтоб смотришь фильм. Сюжет очень понравился не смотря на свою простоту, бабуся катиться по дороге, которая является метафорой жизни и постепенно видно что несмотря на то что она отдала людям, в итоге она не кому не нужна… Также в фильме виден русский дух, героиня не пошла просить и сама в конце предпочла бросить свой единственный шанс на спасение, чем подвести людей, и закончить свой путь на дороге жизни… Фильм учит нас что мы часто забываем о самом главном… Очень хороший и грустный фильм, который несмотря на свою душевную простоту, отлично иллюстрирует нашу систему капитализма, а также гордость настоящего человека как и подлость и низость других. 10 из 10
Я люблю фестивальное кино, после которого ходишь неделю и думаешь, думаешь, думаешь… Знакомые посоветовали посмотреть «Бабусю» — фильм об одинокой пожилой женщине, которая после перепитий в жизни, осталась ни с чем. Знакомые обещали мне слёзы, какое-то обдумывание житейских проблем и душещипательный сюжет, но… фильм меня оставил абсолютно равнодушным. Возможно, в первую очередь, из-за главной героини, Нины Шубиной. Очаровательная (внешне) старушка, но что бы народ не говорил — не актриса. Совсем. Впрочем, Нина — действительно не актриса, а самая что ни на есть обыкновенная пожилая женщина, случайно попавшая в картину, но извините… мы смотрим фильм, а не самодеятельность, а «игра» этой пожилой актрисы даже на неё не тянет. Сразу вспоминается мать Прокудина из «Калины красной» — в реальной жизни такая же рядовая жительница села, но, рассказывая о своём настоящем сыне, внутри всё действительно сжимается. Здесь же — равнодушно следишь за жизнью одинокой бабуси, и ни на йоту ей не веришь. И да, узнал я о том, что Шубина — не актриса уже после того, как посмотрел картину. Остальные актёры также не впечатлили, в особенности, отторгала меня актриса Ольга Онищенко своей гордыней, что ли, которая лилась через экран и к месту, и не к месту. Тема об одиноких стариках важна в наше время, да и, к сожалению, останется актуальной, наверное, в ближайшие десятилетия. Но хотелось бы пожелать авторам и режиссёрам больше уделять драматизму в сюжете при помощи настоящей актёрской игры. Даже если в «Бабусе» специально было задумано взять на роль не актрису, нужно хотя бы иметь представление, КТО и КАК будет играть. В данном случае сюжет, поставленный на одной главной героине, потерпел крах именно благодаря неудачно подобранному человеку. Из плюсов могу отметить разве что музыкальное сопровождение, декорации и натурные съёмки, а также поднятую, социально значимую, тему. Но т. к. мы оцениваем здесь фильмы в общем, по своим впечатлениям не могу поставить фильму более четырёх баллов. 4 из 10 P.S. Бабусе Нине Шубиной долгих лет жизни!
Фильм вызвал смешанные чувства. С одной стороны, кажется, что режиссер Лидия Боброва лишь отдаленно знает быт русской деревни и деревенских людей: так скомкано у нее все получилось. Да еще плюс постановка выглядит довольно слабо и как-то наиграно (деревенский язык уж больно недеревенский). С другой стороны, присутствует явный посыл фильма к доброте и светлым чувствам, и имеется ярко выраженная социальная тематика. Помножив все вместе, получается все же положительное впечатление, ибо идея в картине правильная и слишком близка сердцу каждому, кто жил в деревне (уж не знаю, как для исконно городских), несмотря на неровность повествования. Образ же самой бабуси так же любопытен. Это совсем, по началу, незаметный и кажущийся мисткастным и лишним персонаж (абсолютный антипод Крючковой из «Похороните меня за плинтусом», я бы сказал), который заостряет при этом все внимание к финалу именно своей безучастностью к всему, и оттого являющийся чистым и светлым пятнышком на фоне обмана, подлости и корысти со стороны своих же близких. Лента, как выяснилось, имеет несколько наград и, видать, растрогала жюри, но будет близка, в первую очередь, тем, у кого сильны еще детские воспоминания о бабушкиной готовке утренних блинов на кухне по утру. Ко мне, признаться, это тоже относится. 7,5 из 10 PS Плюс, порадовался тому, что в данном российском фильме нет чернухи, а то у них щас это модно.
Люди, господа в этом фильме очень хорошо показана наша жизнь, когда мы молодые мы все думаем что ни когда не будем старыми, относимся к пожилым людям с недоверием, негативом, злобой, да и просто их игнорируем а ведь они нам и участок переводят и ухаживают за нами, но когда мы вырастаем мы забываем про их любовь, ласку доброту. Мы не умеем понимать чужие проблемы да и свои мы в повседневной жизни порой не замечаем. В этом фильме показана та реальность о которой я уже говорил, бабушка одинокая ухаживала за внуками помогала им кормила, поила, играла с ними, у внуков родились свои дети ну и так далее сюжет фильма раскрывать не буду советую фильм посмотреть до конца, очень поучительный фильм и очень на мой взгляд полезный для просмотра каждого и повторю лозунг фильма — «Мы разучились подавать нищим»! 10 из 10
Фильм Лидии Бобровой «Бабуся» снят в сёлах Коношского района Архангельской области, на дороге в Москву, в посёлке «Новых Русских», и на его обочине. Картина настраивает на свой лад с самых первых минут, когда в фильме показываются возможно одни из самых лучших титров в мировом кинематографе. В фильме очень тактично подобрана музыка, раскрывается тема фильма, передаются действия людей, живущих здесь, в этой стране. Вопросы, знакомые не по наслышке, искренне прочувствованы, как, например, восклицание жены «брокера», общение с Новым Русским, душевный срыв жены военного. Характерно, что не очень прочувствовано пьянство гостеприимного племянника бабуси, который встречает её в деревне, или поведение сына подруги бабы Таси, который по пьяному делу пытается пройти к двум бабушкам в амбар. Режиссёру интересны проявления человеческой души. При этом фильм основан на тех моментах, что связаны, непосредственно, с временем действия картины. Но и старина не забыта, и приятно, что большое внимание уделено культурной жизни, которая в 90-ые годы шла уже по инерции. Народные песни, лошкари, и сам дух русской деревни обогащает восприятие. А все песни в озвучке, словно можно озаглавить: «Ничто не забыто, никто не забыт». Смотря со всех сторон, хочется побольше именно такого российского кинематографа, который не боится поднимать серьёзные темы, и по-честному являет себя всему миру и своему зрителю.
Несмотря на очевидный эконом-вариант съёмок, незатейливый сюжет и несколько утрированные действа, фильм у Лидии Бобровой получился. Выстраданный фильм. Вообще тема стариков в нашей стране — больная тема. И вполне можно было бы упрекнуть режиссёра в манипулировании чувствами зрителя, если бы… Если бы события на экране не были так болезненно реальны. Бабуся, вырастившая сначала детей, а затем внуков, продавшая дом и разделившая деньги между внуками, становится никому не нужной. Но на самом деле (как мне показалось) проблематика, поднятая в фильме, гораздо глубже, чем взаимоотношения родственников. Приблизительно сформулировать её можно как «плач о России, о человечности, о ценностях, которые мы потеряли». Не даром Бабусю несколько раз провозят мимо шикарных домов «новых русских». Не даром богатая и именитая племянница, которая возит Бабусю из дома в дом, упрекает внуков полученными когда-то деньгами. У взрослых внуков своя жизнь, в которой для Бабуси просто нет места. Внуки считают её обузой, с которой уже нечего взять… И богатая племянница в итоге, со слезами на глазах, задаётся риторическим вопросом: «как такое могло произойти, ведь мы так все любили Бабусю? Мы же в детстве за ней гуськом ходили?» И человек, который племянницу всё ещё любит, уговаривает бросить работу в Москве, жить с ним и забрать Бабусю к себе. Но раздаётся телефонный звонок, и племянница торопится обратно в Москву. Только маленькая, пострадавшая в Чечне, девочка-правнучка способна воспринять то, что уже недоступно взрослым: тепло, доброту, любовь и «настоящесть» Бабуси. Предчувствие меня не обмануло, поплакать таки пришлось. Слёзы навернулись на глаза во время эпизода, когда Бабуся уходит в холодную зимнюю ночь, чтобы не обременять собою родню. Уходя, пожилая женщина достаёт из кармана мандарин (который она сама есть не стала, а припасла, как «гостинец») и относит его в комнату правнучки, а затем прощается с ней с улыбкой. И девочка, которая не разговаривала много лет после трагедии в Чечне, начинает говорить. Характерна последняя сцена, когда внук бежит за Бабусей и падает, как в детстве, с криком «Бабуся»… Наверное понимая, что вместе с ней уходит из его жизни что-то настоящее. Я не хочу копаться в этом фильме и выискивать в нём недостатки, которые, наверное, есть. 10 из 10
Не скрою, что мне всегда нравилось подобное кино — открытое, честное, и безжалостное в этой самой честности. Но здесь режиссеру Лидии Бобровой удалось показать не изнанку жизни, не ее сердцевину, и даже не панораму. В этом фильме воплощена сама жизнь — без приукрашательств, какая есть. Прекрасно, что бабусю сыграла не профессиональная актриса, а настоящая бабушка из глубинки. Прекрасно потому, что в этой игре почти не было игры. Она не перевоплощалась в царицу Савскую, или во Владычицу Морскую. Нина Шубина, деревенская женщина, прожившая обычную жизнь в обычной русской деревне, по сути жила себя и в фильме. Ей не нужно было ничего придумывать, или приукрашать. Ей в декорациях картины, я думаю, было почти как у себя дома — где и соседка есть душевная, и сын у нее бобыль, и зять не подарок, и дочка редко приезжает… Гений Лидии Бобровой, мне кажется, именно в этом умении — не только видеть самой (мы это и сами видим каждый день), а показать зрителю так, будто и не было никаких съемок и монтажа, не писался сценарий, не проводились кастинги. А просто мы, зрители, побывали там, где уже бывали раньше. Где осталось что-то гнетущее, тихое, вечное. Как сама вина, как сама любовь, как невозможность повернуть время назад. Очень удачна в картине Лиза (актриса Ольга Онищенко). Удачна во всем, но прежде всего — сценарно. Сначала я задавал себе вопрос — почему же Лиза сама не забрала бабусю к себе? Ведь она же — чуткая, человечная. Но вот здесь как раз и проходит та грань, которая отделяет фильм от кучи мыльных «киношек», которые пичкают нас сказками. В жизни у всего есть предел. Так же он есть и у Лизиной доброты и отзывчивости. А еще есть обстоятельства, условия, обязанности, которые остались за кадром, но которые очень хорошо чувствуются. Ведь Лидия Боброва не объясняла зрителю ничего. Она лишь показывала. Наверное, Лидия Боброва знает, что если надо объяснять, то… пожалуй, не надо объяснять. 10 из 10
Очень хочется, чтобы каждый просмотренный фильм производил впечатление и способствовал желанию написать эссе, тем самым выделив себя среди других. Ведь так много пустых и бессмысленных фильмов, и если уж смотреть что-то, то непременно нечто, а именно достойное и мастерское. После знакомства с «Бабусей», в состоянии задумчивости и погруженности в фильм уже после его окончания, во мне отголоском и эхом звучало протяжное название фильма, произносимое внуком, как в начале фильма, упавшего на траву, так и в конце, искавшего ее в зимней ночи. Общее впечатление можно охарактеризовать радостью за отечественный кинематограф, НАШе русское кино с березами и русскими песнями. «Бабуся» рождает патриотизм. Я не сомневаюсь, что на протяжении всего фильма каждому человеку вспоминается, даже если не родная, но знакомая бабушка, может уже неживая, но живая в памяти, из глухой деревни, которая живет своим хозяйством и носит по полведра воды в дом. Так четко показана жизнь деревни, эти галоши, петухи, клуб, самодельные пельмени. Кто жил там в детстве или ездил на каникулы к бабушке, непременно поднимает в памяти ушедшее счастливое время детства. Кто не был знаком с жизнью деревни, может поверить фильму, что она именно такая. Я думаю, фильм цепляет своей простотой и реалистичностью. Чем проще, тем сложнее, ведь показанная жизнь какая она есть заставляет долго сидеть и думать, потому что правда она глаза-то колит, она тычет в спину и говорит: «Ну как, совесть-то твоя жива еще?» За реальностью картины далеко ходить не надо, подобные ситуации кругом да рядом и не дай Бог, что присутствуют и в жизни зрителя. Я думаю, если присутствуют, скоро изменятся, благодаря «Бабусе». Фильм претендует на пробуждение не только совести в зрителе, а человечности в целом. На таких русских, проникновенных патриотизмом фильмах, необходимо воспитывать в первую очередь молодежь, с заповеди «почитай старших», ну и более взрослое поколение, затерявшееся в материальном и бессердечном мире. Баба Тося все понимает, крайне мало говорит, с трепетом относится ко всем и любит, бесконечно любит, пропитывая каждого, к ней прямо или косвенно относящегося, умиротворением, смирением и всепрощением. Как и в большинстве российских фильмах, концовка недосказана, дает шанс каждому зрителю закончить ее по-своему. Может ее догнал внук, может неродные добрые люди, а ведь как правило, чем неродственнее, тем добрее человек, увидели ее и завели к себе в дом, может она ушла в ночь и замерзла. Даже если последнее, пусть грустное, но с точки зрения Бабуси ни капли не обиженное, а по-прежнему состояние выше всей грязи в мире, делающей людей не похожими на людей. Повторюсь, что рада за НАШе кино, оно показывает суть, не обращая внимания на игру актеров, не претендуя на пафос, признание, награды и все то, что сейчас в цене. Надеюсь, что фильм найдет своего зрителя и сделает мир чуть добрее, ведь каждый человек своим существованием к этому стремиться.
Так и хочется сказать, что нельзя такие фильмы снимать. Потому что когда ты рыдаешь три четверти фильма это ненормально. Но его нужно посмотреть всем, современным детям, подросткам, молодежи, и тем, чьи родители уже пенсионного возраста. Потому что мы не уважаем стариков, мы стесняемся их, для нас это обуза. Современное российское общество в большинстве своем редкостная неблагодарная мразь, да простите мне это слово, но другого у меня нет. Для меня этот фильм был как разорвавшаяся бомба, наверное еще и потому что моя бабуля это самый родной и близкий для меня человек, заменивший мне мать. Это святая для меня женщина, идеал доброты и сострадания. И когда я вижу такое скотство хочется брать дробовик и идти убивать. Бессильная тупая злоба на людей которые и не люди вовсе. Жалость, и чувство вины. Это ужасный фильм. Многие говорят, что он топорно, гротескно, неэстетичное снят. Жестокий, беспощадный реализм, это не может быть красиво, это омерзительно, но такова наша жизнь, насколько бы неприятно было это признавать. Как?! Как вообще могло в голову такое прийти, вышвырнуть, в буквальном смысле слова на улицу, человека который нес тебе только добро? Как можно быть такой бессердечной, простите, тварью? Я не понимаю и, наверное, никогда не пойму. Самое страшное то, что все это суровая правда. У нас миллионы никому не нужных стариков, ни государству, ни родным, никому они не нужны. Их пользует государство пока они молодые, пользуют дети, подсовывая внуков на воспитание, а потом забывают. Если конечно у стариков нет квартиры. Тогда вся родня превращается в свору голодных шакалов. Миллионы таких семей. Это ужас. Отношение к старикам это как лакмусовая бумажка для общества, и наше, увы, разлагается и пованивает. Отдельный низкий поклон самой Бабусе, я смотрела фильм больше года назад, и до сих пор у меня перед глазами стоит ее светлый, не побоюсь этого слова, лик. Среди нас есть действительно святые люди, а мы их вот так, на улицу… Отдать все, и остаться ни с чем, лишь с чистой совестью и легким сердцем, а для нас это уже давно, увы, не ценности.
Мне безумно приятно сообщить, что Анна Овсянникова — исполнительница роли Анны — моя землячка. Не просто сибирячка, а братчанка. Анна Георгиевна приехала в г. Братск с мужем, очарованная Тайгой, сугробами, морозом и романтикой того времени. Она 45 лет отдала театру кукол, 41 год из которых она работает в Братском театре кукол «Тирлямы». Сказать, что она замечательная, ничего не сказать! Она волшебная, мудрая, живая, энергичная, светящаяся, добрая, отзывчивая! Она начала сниматься, когда ей было за сорок. Актерского образования у нее нет. Но это компенсируется даром от Бога. «Бабуся» — не первая ее работа: до этого были «Тяжело первые 100 лет», «Хрусталев, машину!», «Облако-рай»(продолжение снимут в 2005 году, уже послле «Бабуси»). В картине она играла саму себя. Лидия Боброва буквально списывала образ главных героев с жизни Анны Овсянниковой. И еще Анна Георгиевна повлияла на Боброву. Уж слишком тяжелый конец был у «Бабуси» в сценарии: героиня Нины Шубиной должна была уйти из дома в буквальном смысле замерзать на улицу, где ее бы и нашли мертвую. Так бы она избавила своих детей от бремени за ней ухаживать. Анна Овсянникова взмолилась: «Нет, не надо! Это будет крайне жестоко!» и Боброва сделала размытую концовку. 24 февраля Анне Георгиевне исполнится 65 лет! И где бы она ни была: в санатории или на гастролях, она бесплатно устраивает показы фильма «Бабуся»: люди хотят посмотреть! Этот фильм показывает нам, какие сильные наши бабушки, какие добрые и безвозмездные. У каждого человека должна быть своя бабушка, а лучше две, чтобы он помнил ее пироги, простые подарки, карамельки, данные перед уходом в школу. Любите своих бабушек и жалейте! Гениальному фильму — 10 из 10
Самое страшное в этом фильме, это то что кто бы не посмотрел его узнают как в зеркале себя, своих родных, знакомых. Кто то постыдиться за себя и горько заплачет, кто то крепко задумается. В картине показано самое страшное — предательство родных и близких. Что-то случилось с нами всеми. Выросли целые поколения предателей. Мы не ценим стариков, не чтим память отцов и дедов. Теряется связь поколений. Каждое новое поколение все быстрее забывает и предает предыдущее. В фильме показаны по сути 3 поколения людей. Бабуся, ее зять, внуки. Как же образ этой бабуси резко контрастирует со всей этой сворой «людей»! Она прожила свою жизнь тяжело, но пронесла сквозь все годы ненастий, войны, смерти дочери свое главное сокровище — чистое доброе сердце. Она до последнего не верит в то что внуки отказываются от нее, она просто не знает такого слова — ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Она делала все для следующих поколений — рыла окопы, трудилась в тылу, воспитывала детей и внуков, поднимала их на ноги. И чем же они ей отплатили? Такого не прощают — но она простила и ушла. Человек другой породы — человек из стали, из гранита. Цените своих родных. И не только их, цените предков и все что они для нас сделали. P.S. Помните — если каждый убьет одного врага — война кончится. Начните с той крысы, что сидит в вас. Станьте хоть немножко человечней и мир начнет меняться. 10 из 10
Давайте себе признаемся: мы стали бесчувственными жлобами, которые недостойны хорошо жить на этой земле. Мы, ВСЕ, мы, граждане этой страны, богачи этой страны, правительство этой страны. У меня не повернётся язык назвать ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ эту страну, которую возглавляют люди, даже не думавшие о том, чтобы обеспечить ветеранов, нищих, беженцев. «Бабуся» является неукоснительным подтверждением моих слов. Режиссёр и сценарист Лидия Боброва передала в своём филме не только колоритный русский быт и многогранные характеры героев, нет. Лидия Боброва показала нам всю горечь современного времени, вскрыла нарывы и обнажила кровоточащие раны матушки-России, представила на наш суд души её жителей, — разжиревших олигархов, пострадавших беженцев, выкинутых старцов. Плавно, но уверенным шагом действие картины, как комок снега, скатившийся с горки и набирающий обороты, переходит от хорошего к плохому, от плохого к очень плохому, от очень плохого к ужасному, от ужасного к катастрофе и апокалипсису человеческих душ. И вот те самые нарывы общества, погрязшего в эгоизме и отречении, всеми силами испускают жидкость бесседечия, которая и повергает отзывчивого, честного, нормального зрителя в шок. А шока быть и не должно: мы сталкиваемся с подобными явлениями каждый день — нищие подбирают бутылки на улицах, беспризорные дети просят милостыню, брошенные животные слоняются по улицам. Нам глубоко наплевать. Я думаю, что этот фильм обязан войти в русскую классику кино, — и, прошу вас, не надо выпендриваться, говоря, что сейчас в России кризис в этой области, ничего снимать не умеют, едем в Голливуд ловить спецэффекты и быть наравне со звёздами. Признайтесь, так вы сейчас подумали? Так вот, «Бабуся» напомнила мне то бесчисленное количество проектов «Ленфильма» и «Мосфильма», созданных в далёком прошлом в старом добром СССР. Я не жил в то время, но по этим кинематографическим отголоскам тех годов могу судить о том, как ценились в Союзе дружба, любовь, чистота души, мораль, единство. То есть то, что сейчас воспринимается как проявление немодности и излишней наивности. «Бабуся» так и просится в чёрно-белый вариант: об этом свидетельствует всё, начиная атмосферностью и заканчивая соответствующей игрой актёров. Это очень психологически тяжёлая, но несравненно красивая лента о том, как мы потеряли нас… Глядя в глаза бабушек и дедушек, вырастивших и воспитавших нас, сделавших из нас людей, оберегавших наше детство от бед и разочарований, жертвовавших ради нас ВСЕМ, мы, конечно, не хотим им помочь. Нет, у нас много дел, у нас свои проблемы, а старцы пусть сгниют на помойке, нам это неинтересно. Мы хотим личной жизни, личных денег, личного времени, — обузы нам не нужны. Мы свободные птицы, — так зачем нам лишний груз?.. ОПОМНИТЕСЬ, ЛЮДИ! Но мой призыв никто не услышит — он улетит в небеса, как душа той бесконечно доброй и несчастной бабуси, как душа ангела… В этом мире не место ангелам: все ряды заняты. Шоу продолжается… 10 из 10
Да уж, даже такой, настолько полный цинизма человек, как я, тронут, хотя и в общем-то не удивлен. Фильм безусловно показывает многие «прелести» нашей реальной жизни, в быстром потоке которой мы очень часто откровенно «забиваем» на самое главное- на близких нам людей. Фильм рассказывает историю обычной бабульки, которая жила вполне обычной жизнью- воспитывала сначала детей, потом внуков, отдавая им всю себя без остатка. Но внуки выросли, устроили свою собственную жизнь, а бабуся продала свой дом и поделила деньги между внуками, тем самым осталась жить со своей дочерью Верой и зятем. Но однажды ее дочь заболела и бабушку отправляют жить к сестре в село. Но и тут беды не обошли бабусю стороной- ее сестра ломает ногу и вынуждена отправиться на лечение, а бабуся вынуждена искать новое место для проживания. Но куда идти? Зять на отрез отказывается брать старушку к себе, как и внуки, для которых еще недавно любимая бабуся уже стала в тягость… Буквально пару слов об актерах, точнее об актрисе Нине Шубиной, которая и сыграла главную роль. И сыграла ее просто потрясающе, не смотря даже на то, что она не является профессиональной актрисой, что в данном случае возможно сыграло положительную роль. Очень правдоподобно, что и сказать… а от ее взгляда у меня просто мурашки по коже. Лично меня (да как и многих других) повергло в шок поведение родственников этой бабульки. Я может и довольно часто ссорюсь со своими родными, но я никогда не смогу понять, как можно вот так от них отказаться. Как??? Ведь эти люди пожертвовали многим ради меня, несмотря на все их козни и недостатки. Ведь должны люди хотя бы на родственном уровне чувствовать ответственность за своих близких… Должны, но многие почему-то не чувствуют и лично мне трудно найти этому оправдания. И очень обидно, что таких бабусь и жизни отнюдь не мало… В завершении хочется сказать, что пожалуй этот фильм из разряда «это должен видеть каждый». Просто, что бы своими глазами увидеть всю эту бесчеловечность и самому стать чуточку добрее. Почаще вспоминайте своих близких, ведь они вас не забывают никогда. 10 из 10
В нашей стране есть два жанра фильмов, которые, пожалуй, всегда останутся популярными. Это криминал, и «бытовуха». Ну, с криминалом все понятно, все любят, когда добро побеждает зло. Бытовые же фильмы, призваны для того, чтобы показать нам проблемные места нашей жизни, и общества в частности. Так сказать, взгляд изнутри. Вот только проблемы как были, так и есть, а демотивирующие фильмы наподобие этого, все снимаются и снимаются. Сюжет. Живет бабуся, которую все очень любят и ценят. Ведь на нее всегда можно положиться в вопросах воспитания и присмотра за внуками. Идет время, внуки вырастают, а бабуся все еще остается важным человеком в семье, так как у нее есть большой дом, который можно выгодно продать. В итоге дом продается, все счастливы, устраивают свою личную жизнь, но когда приходит время позаботиться о бабусе, все забывают что жизнь эту, дала им именно она. Первую половину фильма бабуся живет у своей сестры в деревне. Вторую же, мы видим как ее (бабуси), племянница пытается пристроить ее к многочисленным родственникам. И как те, по разным причинам, веским, и не очень, отказывают. Племянница кстати тоже не такая уж белая и пушистая. Упрекая всех в равнодушии и холодности, сама она не может взять бабусю к себе, по причине занятости работой. Вот такой нехитрый сюжет, который обречен на успех в этой стране, что видно по большинству положительных рецензий. Ведь мы часто встречаем таких вот одиноких, и брошенных бабушек и дедушек в обычной жизни. Это было есть, и, к сожалению будет. Ведь жизненные ценности сейчас меняются от духовного, и семейного равновесия, к материальному благополучию. Я понимаю, что фильм призван показать нам эту проблему. Заставляет вспомнить о наших родственниках. Но подан при этом в очень уж мрачных, и «чернушных» тонах. При просмотре этого фильма настроение у меня все ухудшалось, и ухудшалось. По ходу фильма нам показывают спивающиеся, и вымирающие деревни. Пропасть между социальными классами. Черствость и наплевательство, по отношению к своим родным и близким. Немного об актерах. Роль бабуси играет непрофессиональная актриса, что должно было добавить в фильм живости и реализма. Но вышло все наоборот. Все реплики произносятся неуверенно, и строго по сценарию. Заметно и откровенное стеснение бабуси. На это конечно можно закрыть глаза, но слишком уж это заметно на фоне остальной игры. Не знаю нужно ли снимать такие фильмы. Ведь негатива хватает и в обычной жизни, видеть его в почти каждом российском фильме уже надоедает. Ведь люди любящие своих родственников, всегда их поддержат, и позаботятся. Тем же, кто думает только о себе, подобные фильмы не помогут. Они их и смотреть не станут. 5 из 10