Богдан-Зиновий Хмельницкий: отзывы и рeцензии

оператор
оператор6 апреля 2009 в 20:56
Огнем и мечем. Продолжение

Говоря о фильме ' Богдан-Зиновий Хмельницкий' известного украинского режиссера Николая Мащенка, невольно вспоминаешь о польском хите Ежи Гофмана 'Огнем и мечом'. Снова период казачины, война Украины и Польши, Богдан Хмельницкий против Еремы Вишневецкого... Проблема лишь в том, что 'Огнем и мечом' - недосягаемый пик качества для фильма ' Богдан-Зиновий Хмельницкий', несмотря на то, что последний имел довольно большие шансы и перспективы стать украинским эпическим блокбастером, которые все-таки частично были реализованы. Фильм охватывает временные рамки с 1649 до 1651 года, определенной мерой являясь продолжением к фильму 'Огнем и мечом' - начинается с осады Збаража, а заканчивается… ничем не заканчивается. Подача сюжета вызвала у меня двойные ощущения. Понять после первого просмотра, как развиваются события в фильме довольно трудно, даже тем, кто более-менее знает историю. С одной стороны это хорошо – вызывает желание перечитать хотя бы самые основные исторические источники. С другой – рядовой зритель едва ли будет удовлетворен. В чем причина сумбура? 'Богдан-Зиновий Хмельницкий' задумывался как 12-часовой сериал, а не полнометражный фильм. Однако, недостаток бюджета (в общем – 12 миллионов гривен) не позволил Мащенку завершить начатое. Фильм слепили из того, что уже было отснято и в таком виде выпустили на широкий экран (через 7 лет после начала съемок). Вот и вышло, что ряд эпизодов несколько не понятны, а фильм заканчивается лишь патриотической речью Хмельницкого в Софиевском соборе и призывом идти на Польшу. 'Підемо туди, де сягає наша мова і віра. Там буде Україна'. Рассмотрим техническую сторону фильма. Говоря о качестве изображения, считаю, что могло быть и лучше. Операторская работа не вызывает претензий: все снято профессионально и качественно. Показывая 'резню', оператор иногда ручной дрожащей камерой снимает самую гущу боя, благодаря чему у зрителя появляется ощущения, что он - непосредственный участник войны. Кстати, о битвах. Впервые в украинском кинематографе пришлось увидеть многотысячные массовки. Конечно, в плане постановки – это не Голливуд, но уже большой прогресс. Битв в фильме около пяти – и лишь ради них фильм можно посмотреть. Музыка, честно говоря, не поразила, хотя для атмосферы фильма подошла. Актерский состав. Богдан Ступка планировался на главную роль, однако фильм 'Молитва за гетмана Мазепу' (2002), в котором он снялся, заставила опытного Мащенка искать другую кандидатуру. Богдана Хмельницкого сыграл актер Владимир Абазопуло, и его игра - высшая всяких похвал. Гетман в исполнении этого актера Киевского театра имени Ивана Франко поражает своей продуманностью и глубиной. Хмельницкий вышел истинным, живым человеком. В фильме мы видим его не только как блестящего стратега и полководца, но и отца и мужа. Хмельницкий - сильный и волевой человек…, который, однако, был не без недостатков и ошибок в своей жизни. Хмельницкий страдает из-за своих ошибок, в нем разочаровывается народ, близкий человек предает. Трудно быть лидером… Не менее профессионально сыграли свои роли Виктор Кручина (Иеремия Вишневецкий) и Сергей Джигурда (Ян Казимир). Хоть персонажи и негативные, но вызывают неоднозначные впечатления. А вот роль еще непрофессиональной на тот момент, но очень красивой Марины Ягодкины (Мотрона) несколько разочаровала. Задний план в фильме переполнен прекрасной игрой известных украинских актеров: Николай Боклан в роле близкого друга Хмельницкого Данила Нечая, Остап Ступка в роли сына Хмельницкого Тимоша, а также Алексей Вертинский, Георгий Хостикоев, Георгий Морозюк, Сергей Романюк и другие. Фильм ломает традиции относительно описания казаков. В большинстве фильмов их изображают как пьяниц, которые любят горилку и потасовки. Ничего этого здесь нет – фильм показывает казаков серьезными солдатами. К сожалению, без ляпов не обошлось. Разочаровал монтаж, который местами оказался немного рваным. А в эпизоде с повешенными казаками – самая грубая ошибка любого фильма – тень от камеры. Что можно сказать в целом. Принимая во внимание непростую судьбу фильма, большинство ошибок хочется ему простить. Взвешивая все 'за' и 'против' ставлю фильму: 8 из 10

МыНиколайВторый
МыНиколайВторый15 февраля 2014 в 15:20
Вот такой он Хмель… от Довженко

Украинская кинокартина «Богдан Зиновий Хмельницкий» не будет принята большинством телезрителей как полноценный исторический фильм. Впрочем, фильмы снимают не для того, чтобы они всем приходились по нраву. После первого просмотра этого кинопроизведения, несколько лет назад, у меня сложилось резко негативное суждение о нём, но после повторного просмотра, который состоялся недавно, моя позиция по нему несколько смягчилась. Описывать данный фильм, как нечто единое совсем непросто, поскольку его не получается и воспринять цельно. Но начнём разбор. У данной кинокартины отсутствует сюжет как таковой, а если и имеется, то практически не улавливается. Фильм состоит из фрагментов, большая часть которых с другими практически ничем не связана. Отсюда непонятно назначение многих героев. Кто они такие? Как связаны с происходящим? Их прошлое. Можно лишь угадывать. Постановка батальных сцен – это вообще отдельная песня. Да ещё какая! Батальные сцены вообще никакие! Ну просто отвратительные! Войска противоборствующих сторон представлены бегающими и орущими толпами. Боевые порядки и взаимодействие родов войск отсутствуют полностью. Другими словами, постановка батальных сцен, хоть и заявлена в титрах, но де-факто не существует. К воплощению на экране военной обстановки польско-казацкой войны имеются и более детальные претензии. Например, вживую показано очень мало орудий (буквально 1-3), при зашкаливающем обилии взрывов от разрывающихся артиллерийских снарядов. Причём, как я понял, иных снарядов, кроме как бомб и гранат, орудия ляхов и казаков просто не признавали. На самом деле, основными видами снарядов вплоть до 2-й трети XIX века были: сплошное чугунное ядро и свинцовая картечь. Что уж говорить о веке XVII. Или создатели фильма делали ставку на зрелищность со спецэффектами (не впечатлило), либо не умели работать с «ядрами и картечью». А примеры вполне удачной работы с картечью и ядрами уже ко времени выхода «БЗХ» на экран (2006 г.) были: «Русский бунт», «Патриот», «Форт Аламо». Также в фильме явно недостаёт лошадей. Так, знаменитые польские гусары сражаются, как правило, спешенными. Ни одной внятной кавалерийской атаки. Что удручает. Каждая битва воссоздана как очередная свалка, куча-мала пеших воинов (в том числе и спешенной кавалерии) непременно в каком-нибудь овраге, рву, речном броде, на мосту. Да ещё бывает, что несколько несущихся всадников своим картинным падением с коней от разрыва очередной бутафорской бомбы пытаются приукрасить картину боя. Вот такие в фильме «битвы». Ещё печалит, что не была показана «в деле» татарская конница со своими арканами и стрельбой из лука. А зря. Игра актёров своеобразна. Море экзальтации, надрывности, что проявилось в глазах, лезущих из орбит, скалящихся зубах, слезах в три ручья у мужиков, истеричных выкриках, воплях, возгласах, лозунгах, жестах, мимике и поступках. Например: кусание королём польским в бессильной ярости полковника Богуна за палец (!); метание князем Ярёмой своего собственного сына-недомерка во время поединка на банкете в Збараже; вопль Хмеля «МИРА!!!» после взрыва моста с повешенными; припадок эпилепсии у Ярёмы, который чуть было не вылился в настоящий танец-стриптиз на столе вокруг шеста, да ещё и с саблей! (Правда, сплясать по-настоящему режиссёр позволил, некоторое время спустя, только гвоздю программы – Богдану.) Ну, и многие другие выходки героев фильма. Лично я адекватно могу принять такую манеру поведения героев только в качестве символа самих страстей, бушевавших в то время на Украине, когда словами, жестами и поступками персонажей говорил сам народ той эпохи, разрываемый самыми противоречивыми и доведёнными до предела страстями. Что, собственно, и пытались донести до зрителя создатели фильма. В этом плане игра может весьма порадовать иного зрителя. Актёры выложились на 150%. Самые интересные образы. Ян Казимир, Король Польский и Великий Князь Литовский, - отвратительный тип, вызывающий омерзение и смех. Злобный урод, контуженный в голову. (Глядя на такого Яна Казимира, начинаешь понимать самих поляков, «уволивших» своего короля с занимаемого поста годы спустя.) Иеремия Вишневецкий, князь Ярёма, самый могущественный магнат Речи Посполитой до казацкой войны, если верить Г. Сенкевичу, - экзальтированный писаный красавец, также контуженный в голову. (И чем ему бандуристы не угодили?) Тимош Хмельницкий, сын Богдана, по прозвищу «А-я-опять-без-стука-здрасьте», - злобный хомячок с выпученными глазками и круглой мордашкой. Запавший на собственную мачеху. При этом, стремится её уничтожить. Контужен по-своему. Наиболее адекватные персонажи. Елена Чаплинская, третья жена гетмана, - нормальная красивая женщина, пользующаяся своим обаянием с переменным успехом в её противостоянии как с Богданом, так и с его ненормальным сынком. Ислам-Гирей, крымский хан, - твёрдый, выдержанный мужчина без признаков контузии в голову. Немногословен. При этом умеет настоять на своём. Ну и вкратце о главном герое. В целом и в деталях совсем неплох. Даже хорош. Правда, многие со мной согласятся, что Богдану Хмельницкому в этом фильме недостаёт величия державного мужа, каким обладал реальный Хмель. Хмельницкий в фильме много сомневается. Все его противоречивые эмоции у него на лице. Но не будем считать это недостатком. Фильм, всё-таки, про человека, а не про его легендарный образ в народной памяти. В качестве похвалы фильму не могу не отметить великолепные реквизиты. Особенно это относится к холодному оружию и доспехам польских воевод. Общий вывод: фильм не для всех. С первого просмотра вряд ли понравится, скорее, наоборот. На мой взгляд, только 5-6 человек из 1000 найдут в нём что-то достойное, близкое себе. Но на существование право определённо имеет. Этот фильм можно либо принять таким, какой он есть, либо не принять. Я вот, принял после второго просмотра спустя 3-4 года после первого. Оценить баллами невозможно.

xenia.rylova
xenia.rylova5 августа 2019 в 20:04
Интересный и достойный исторический фильм.

Фильм очень порадовал тем, что казаков, Русского царя и священнослужителей изобразили очень достойно. Владимир Абазопуло играет прекрасно, выразительно, с силой и страстью, а главное - очень искренне, и если бы я снимала свой собственный фильм, я бы непременно взяла этого актёра на одну из главных ролей. Лучший Богдан Хмельницкий! Весь ужас войны и религиозного раздора режиссёр показал мастерски. Есть некоторые ляпы в батальных сценах, но я обратила на них внимание только с третьего просмотра: пешие крылатые гусары - это немного необычно, но ведь теоретически они могли потерять лошадей в бою, так что вопросов нет. Очень сильная сцена, где бандурист говорит своё ёмкое последнее слово. Трудно выразить словами, скажу одно, что фильм яркий и очень искренний. Главное, на что я обращала внимание - это ужасы войны, отчаяние и внутренняя борьба героев, идейное противостояние и очень быстрое развитие событий, будто бы скачешь на коне аллюром. Возможно поэтому я не заметила того, что большинство зрителей раздражает и породило столько критики по поводу этого фильма. Меня очень насмешил полковник Заславский. И где они такого откормленного галушками Пацюка нашли?! Весьма забавно слышать мелитопольский говор в устах польского дворянина! Очень коротенькая роль, но выразительная - произвёл впечатление казак Морозенко. Взгляд в самую душу! Остап Ступка в роли Тимоша - ну прям Отелло! Такая африканская страсть! Думаю, это уже немножко с перебором. Польский король в течение всего фильма очень сильно напоминал медведя, во всяком случае лично у меня он ассоциируется именно с этим животным, почему так, не знаю. Речь Яна Казимира перед войском - это просто какой-то польский майдан! Своеобразно, но выразительно. Король и князь Вишневецкий контуженные во всю голову и оба - психопаты с дурными идеями! Ох, не любит Мащенко поляков! Это во всём фильме чувствуется. Актёры играют хорошо, но лично у меня совсем другое видение этих персонажей в истории, во всяком случае в отношении Вишневецкого - однозначно! Во всём остальном лично я особых ляпов не наблюдаю. Может быть они и есть, но для меня значительно совсем другое, а то, что для меня третьестепенно я просто не замечаю. Фильм хороший, интересный и захватывающий. Даже если все этот фильм ругают, я всё равно скажу моё огромное спасибо талантливому режиссёру Николаю Мащенко!

Vodoley93
Vodoley934 ноября 2010 в 16:45
Худший исторический фильм

После просмотра этого фильма я могу смело сказать что это худший исторический фильм который я видел и вот почему: Фильм снят по заказу Министерства культуры и туризма Украины и это сразу чувствуется, практически каждые пять минут слышны фразы рода: 'великая украинская земля' или 'великая запорожская сечь', что разумеется мешает нормально воспринимать фильм. Декорации отвратительны, создаётся впечатление, что бокалы и фужеры пластиковые, а мечи куплены в детском мире. Насчёт актёрского состава - он ужасен. Непонятно где набрали этих людей(даже язык не поворачивается назвать их актёрами), играют они очень плохо, особенно плох исполнитель роли самого Богдана Хмельницкого - не одна эмоция главного героя не передано убедительно. Подкачали сценаристы, диалоги просто убивают. Возможно это обусловлено тем, что кино заказное, но лично я думаю что работали не профессионалы своего дела. Насчёт боёв: может для украинского кинематографа это и круто, но всё равно они очень плохи, некоторые актёры массовки начинали падать с лошадей ещё до того как рядом с ними происходил взрыв. Моя оценка этому 'фильму': 1 из 10