«Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина – редкое по качеству и содержанию современное российское кино. Рядом можно поставить только, пожалуй, «братьев» Балабанова, больше ничего не вспоминается и не выпрыгивает из пестрого круговорота коммерческих блокбастеров. Сюжетная основа картины не нова, но, сколько не переигрывай мотив мести во имя справедливости, прогадать фактически не возможно. В фильме нет каких-либо резких поворотов или неожиданных ходов, но здесь они и не нужны вовсе. Сценарий простой и грамотный, неторопливое действие которого медленно и аккуратно оставляет персонажам ровно столько времени, сколько надо для раскрытия образа. Актерский состав хорош, каждый на своем месте и каждый знает свою работу. Конечно, в первую очередь хочется повалить Михаила Ульянова, который крайне проникновенно и искренне исполнил свою роль человека высочайших моральных ценностей и принципов. Персонаж Ульянова, Иван Федорович, многое видел и много прожил, возможно, он живет старыми устоями и понятиями, но в тех вопросах, которые поднимаются в фильме, не бывает разделений старое/новое. - Что здесь происходит? - Да вот и я не пойму… Этот общий, даже слегка абстрактный, ответ на конкретный вопрос внучки после обыска квартиры очень четко обрисовывает позицию и мировоззрение героя. Ему чужд и далек современный мир с его пугающими реалиями и новыми представлениями о справедливости. Людям с подобными высочайшими моральными ценностями всегда тяжело живется, а когда всюду безнаказанно отрываются папины сынки верить в какую-то справедливость невозможно даже теоретически. Героя окружают воплощения различных человеческих уродств. Будь-то мажоры, распевающие попсовые песни и гоняющие на новеньких машинах, будь-то черствые чиновники в просторных кабинетах, хмуро смотрящие на жалобу Ивана Федоровича. И всем ровным счетом нет дела до проблемы деда несчастной внучки: дело, мол, закрыто за отсутствием состава преступления. Отец одного из насильников, полковник в исполнении Александра Пороховщикова хоть и «покрыл» преступников, он не вызывает отрицательных эмоций наравне с остальными злодеями картины. Он зол на сына, причем зол не только за его тупость и глупость, но и за то, что в нем почти не осталось ничего человеческого. - О, дожили… меня папой называть стал… Глядишь к следующей среде мать мамой назовёшь. - А как я её сейчас называю? - Старуха, мамашка, кормилица… как угодно, только не мама. Герой Пороховщикова – этакий переходной вариант между Иваном Федоровичем, если такие вообще могут существовать. Он видит и не переносит подлость и гнусность реальности, но он способен смотреть на весь этот беспредел сквозь пальцы. Это хорошо показано в сцене, когда к парням приходит проститутка. Он, в отличии от персонажа Ульянова, прекрасно понимает, что ничего уже изменить нельзя, к каким способам не прибегай. Иван Федорович не согласен с таким положением дел, и он восстановит справедливость, пусть и на какое-то непродолжительное время, пусть и «из-под полы», но он сделает это. - Каждый день что-то взрывается… война… только кто с кем воюет?… Фильм полон подобных вопросов. Режиссер не дает на них ответов, но он оставляет надежду: во-первых, это сам Иван Федорович, а во-вторых, это на удивление честный участковый Алексей в исполнении Владислава Галкина. Два человека, которые не зачерствели окончательно в мире денег и подлости, которые держатся друг друга и оставляют веру в какие-то высокие идеалы, когда о них все уже договорились забить. Данный отзыв писался 23-его февраля, день Защитника Отечества. Хочется пожелать нам всем больше таких людей, как Иван Федорович и Алексей, и больше таких фильмов, как «Ворошиловский стрелок». В противном случае, у Защитника не останется Отечества. 10 из 10
Недостойный «фильм», дешёвый и популистский контент, рассчитанный на возбуждение у обывателя примитивных чувств ненависти и удовлетворения от созерцания сцен жестокого самосуда. Пропаганда жестокости и безнравственности. Обладая незатейливым сюжетом и топорной игрой актёров, этот «фильм» не несёт для общества никакого конструктива, в принципе, не являясь произведением киноискусства. Исследованиями многих учёных мира объективно доказано, что демонстрация сцен изнасилований, кровавой мести и нанесения жестоких увечий на экране оказывают деструктивное воздействие на психику людей, провоцируя моральное разложение общества, формирование у телезрителя низменных свойств, таких как равнодушие, агрессия и цинизм, потворствуя совершению преступлений. Мало кто знает, что в России были убиты несколько человек (от 2 до 10, случаи доказаны), при этом, убийцы признались, что действовали под впечатлением от просмотра этого «фильма». Что мы видим здесь? Поругание нравственности, расправа преступника-«мстителя», наносящего молодым парням изуверские увечья (что, в принципе недопустимо в обществе нормальных людей), ликование низкоинтеллектуальных, склонных к садизму «диванных» маргиналов, аплодирующих сценам расправ, самоуправство с применением огнестрельного оружия, нанесение тяжких телесных повреждений, покушение на убийство, публичные призывы к увечьям по половому признаку, стрельба из укрытия по безоружным людям (что считается крайней степенью подлости и трусости во все времена), оскорбление чести и достоинства человека… Такие ли фильмы нужны нашим детям? И кого такие «фильмы» могут воспитать в российском обществе? Что они поощряют? К слову, для тех, кто умеет думать: после начала показа этой ничтожной картины, количество изнасилований и других преступлений сексуального характера в России (с 2000 по 2010 гг.) увеличилось более чем в 3 (три!) раза, что явилось результатом, в т. ч. – демонстрации населению подобных «киношедевров». Стоит ли задуматься о том, - для чего такая похабщина популяризуется на экранах? С точки зрения правовых норм, фильм прямо нарушает российское законодательство, а именно: - Конституция РФ, ч. 1, 3 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ч. 2 статьи 29; - ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»; - 4. ч. 5 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон …» от 05.05.2014 № 101-ФЗ; - п. 3, ч. 2, ст. 5 Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - «Правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 27.02.2016 № 143; - Приказ Роскультуры от 15.03.2005 № 112 «Об утверждении Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений ….»: «любой фильм или программа, содержащие следующие сцены, не подлежат классификации и в их регистрации будет отказано: … неоправданные подробности сцен садизма и жестокости, сцены истязаний; методы применения оружия и приспособлений для пыток; сцены, детализированные инструкции или поощрения к насилию». Уважаемые телезрители, пишущие хвалебные оды этому «фильму»! Подумайте, - что поощряете вы и кем вырастут ваши дети? Какое будущее у общества, практикующего месть и садизм? Объективно, с точки зрения юриста: подобные «фильмы» должны находиться под запретом, а режиссёры, снимающие «это» – лишаться всех привилегий, наград и привлекаться к ответственности за поощрение жестокости, безнравственности и создание контента, оказывающего деструктивное воздействие на психику детей. Нам с вами стоит о многом подумать.
В 90-е Россия жила во многом криминальными и бандитскими разборками, и очень много фильмов было снято как раз на бандитскую тематику. Картина 'Ворошиловский стрелок' показалась мне очень реалистичной и очень важной картиной. В картине затронуто много проблем, много жизненных ситуаций показано, да не всё так счастливо бывает, как закончилось в этой ленте, но очень много ситуаций в нашей современной России, которые очень похожие на ту, какая случилась с внучкой главного героя Катей. Этот фильм я могу пересматривать помногу раз, потому что считаю его классикой российского кино, тут нету ничего лишнего и пустого, показана сама жизнь, показаны отношения между разными поколениями, показано возмездие над подонками и эгоистами, которые привыкли прожигать свою жизнь и надеяться, что их злодеяния окажутся безнаказанными. Все актёры и актрисы сыграла выше всяких похвал, с душой, с чувством, с расстановкой, даже те, кто играл в эпизодических ролях, очень сильно мне запомнились. Стоит отметить прекрасные диалоги, прекрасное музыкальное сопровождение в ленте, и конечно картина очень лёгкая, простая и не даёт скучать, всё смотрится на одном дыхании. Михаил Ульянов сыграл очень правильного и очень мужественного человека, который устал смотреть на жирных коррупционеров и не желает тратить время впустую, слова у него с делом не расходятся, я думаю многие на месте его героя поступили бы так же, как поступил он, с подонками нельзя церемониться. Огромное уважение за того героя, которого он сыграл. Александр Пороховщиков, хотя его герой отрицательный, но как он эмоционально его всё-таки сыграл, особенно тронула последняя сцена с его сыном, он сыграл типичного отца многих детей, которые будут делать что угодно лишь бы спасти своего сына, он понимает, что его сын последний подлец, но в душе он его любит и желает ему счастья, очень много таких отцов существует и по сей день. Владислав Галкин, это первая роль Влада, которую мне удалось увидеть, понравился образ милиционера, который является не просто ментом, но и к тому же очень добрым и порядочным человеком. Что можно ещё сказать про его героя, он мне понравился своим характером и своим неравнодушием к чужому горю. Марат Башаров сыграл с виду типичного интеллигента, который попал под влияние компании, с виду может показаться, что это безобидный парень, который не представляет угрозы, на самом деле так кажется только с виду, таких мужчин можно очень много встретить в России, как актёр Марат смог отлично показать все эмоции своего персонажа и донести все достоинства и недостатки своего героя. Алексей Макаров одна из первых ролей его в кино, сейчас мы уже знаем этого замечательного русского актёра, но в то время мало кто знал его, его персонаж на мой взгляд является самым неприятным, и самым буйным, Макаров показал его отрицательные качества довольно неплохо, хотя концовку для его персонажа хотел бы видеть более мучительной. Не стоит забывать и тех, кто сыграл эпизодические роли, мне больше всего понравился Сергей Гармаш - в картине его очень мало, но как он всё-таки сыграл капитана милиции, это и смешно, и заслуживает уважения. 10 из 10
Сегодня из жизни ушел Станислав Говорухин. Если перечислять, сколько он сделал, будет много. Речь пойдет о фильме 'Ворошиловский стрелок' - достаточно тяжелом, но обнажающем многие проблемы страны почти двадцатилетней давности (фильм поставлен в 1999 году), но исчезли ли эти проблемы в современное время? Небольшой городской дворик, в котором все настолько словно знакомо: мужчины, которые играют в домино, словно действие происходит за окном. Трое достаточно молодых людей, среди которых предприниматель атлетичного телосложения Борис Чуханов, студент - представитель интеллигенции Вадим Зворыгин, сын представителя закона Игорь Пашутин проводят время досуга. Вроде бы это - элита. Но итог этого досуга - надругательство над молодой девушкой Катей. Почему они совершают данное злодеяние, будучи пресыщенными? Дело совсем не в их происхождении. Они понимают, что девушка живет с дедушкой Иваном Федоровичем (Михаил Ульянов). Что он сможет в ответ? Если он как-бы не способен на месть, значит позволено все? Вот что страшно в психологии этих людей, молодых людей, людей новой России. Эти люди - будущее страны. Вот что также ужасно. В фильме сыграли замечательные актеры: А. Пороховщиков, С. Гармаш, В. Галкин. Они сыграли представителей полиции разного ранга, положения. Если герой С. Гармаша - капитан сразу на выезде начинает достаточно пристрастно допрашивать преступников (поскольку у него две юные дочери, а также низкая раскрываемость). Он эмоционален, жесток, психологически давит на каждого из преступников по-отдельности. Он положителен. Герой В. Галкина - молодой участковый Алексей замкнутый, тихий, но понимает все: кто прав, кто виноват. И в трудный час его незаметный поступок будет значительным, важным. Герой А. Прохоровщикова - в по - своему тяжелой ситуации. Он - представитель закона, а сын совершил ужасное. И отец Пашутина мечется между отцовской любовью к сыну и нравственностью, моралью, законом, которые он обязан отстаивать. Важно при этом, что он все таки понимает, на чьей стороне эти самые мораль и нравственность. Его разговор с сыном: 'Подумай, кого вы обидели' Но огромную роль сыграло то, что эту роль ворошиловского стрелка исполнял Михаил Ульянов. Его фигура выступает, как символ поколения, поколения тех людей, у которых было довоенное детство, людей, многих из которых, как и самого Михаила Ульянова, уже нет. Зло молодых людей также в том, что они не понимали подвига, высоты духа того поколения, которое прошло войну, восстанавливало страну в послевоенное время. И теперь они терпят такое отношение по отношению к себе от молодого поколения. Когда Иван Федорович решается не сдаваться и идти на месть. Он не сразу принимает это решение, перед этим была череда разочарований. Это решение мести и то, к чему она привела могут восприниматься все же неоднозначно. При всей его боли. Возмездие оказалось жестоким. Но он своим поступком попытался защитить честь своей беззащитной внучки, а также честь своего поколения, которые неприкосновенны и святы. Это поступок мужчины. И фильм поучителен. 10 из 10
'Немножечко' больно будет каждому, кто впервые увидит этот фильм, а затем попробует прочесть книжный оригинал, либо - наоборот. Разница будет в том, что у тех, кто прочёл перед просмотром книгу, возникнет градация шока от визуализации эмоционально сильной завязки 'Женщины по средам', в остальном, обе категории зрителей будет ожидать ровно та же смена некоторых предметов реквизита и подробностей. Так стоит ли заводить извечный спор: книга или фильм? Возможно, многие, кто читал мои прежние рецензии, уже знают, что автор этих строк нисколько не принадлежит к тому типу людей, что отчаянно пытаются сравнивать глубинные смыслы киноленты и бумажного/электронного текста, особенно, если оба произведения обладают равным количеством плюсов и минусом, особенно, если они абсолютно равноценны и актуальны на все случаи жизни. Собственно, 'Женщина по средам' и её экранизация ценны тем, что затрагивают тему социальной справедливости, прямо говоря нам: 'Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.' Преподносится нам это очень просто: через снайперскую работу. Ведь нет ничего лучше, чем выследить противника через прицел, выследить именно того, кто тебе нужен, выбрать момент, выдохнуть, плавно сжать спусковой крючок - и готово: один выстрел - одно тело, ни больше ни меньше, без исключений! А уж как это тело будет выглядеть... Можно бесконечно рассуждать на тему, насколько подобный сюжет реален. Мол, и месть старику как-то затянули парни, и отец Чуханова как-то сразу не сообразил, что надо бы ребят перевести куда подальше от снайпера, и т.д., причём, утверждающих подобное нисколько не смущает тот факт, что парни вряд ли бы сразу догадались, кто именно на них охотится, да и вряд ли от старого деда, очень правдоподобно напускающего на себя вид отжившего своё ветерана, можно было бы ожидать подобной подлянки, кроме того, и в фильме, и в книге отчётливо показано злорадство Чуханова-старшего относительно медленного выбывания из игры порочной троицы. Здесь кто-то может притронуться к тому, что Катя в фильме ходит в короткой юбке и без лифчика, после чего изо всех сил удивляется, как с ней могли так поступить. В книге она была полностью одета, и на ней были джинсы, что нисколько не помешало преступлению, только в книге было главным отразить тот факт, что мир, агрессивно настроенный против индивида, способен пойти на любую подлость, лишь бы заставить одиночку почувствовать себя жертвой, поэтому в трудную минуту даже лучший друг, которым Чуханов приходился Кате, предаст, в фильме же больше поднята проблема насилия над женщиной, ибо слишком уж часто в нашем шовинистическом обществе складывается неприязненное мнение о девушках, оставляющих свои ножки открытыми выше колен. Примерно, с этой же целью были изменены некоторые незначительные детали. Нет, я говорю не о смене итальянской снайперской 'беретты' на СВД-С, а об отстрелянных гениталиях. Смотреть ли этот фильм? Разумеется. Если вы хотите посмотреть на непризнанный подвиг снайпера, если вам претит насилие над беззащитными и вы не доверяете правоохранительным органам, надо не идти, а бежать смотреть этот шедевр. Иными словами, к просмотру рекомендую. 10 из 10
Люблю истории о мести. Эта лучшая из когда-либо снятых. Этот фильм хотя бы раз в жизни каждый должен увидеть. Это я вам говорю. Сильный, жестокий, реалистичный фильм о худших явлениях в современном обществе и о единственном эффективном способе борьбы с ними в локальном масштабе. Кажется, что эту историю не снимали специально, а она случилась на самом деле, и мы видим заснятую хронику событий. Заснятую, впрочем, отнюдь не скрытой камерой, а с огромным режиссерским мастерством. История о поиске справедливости в жестоких реалиях провинциального города 90-х. Происходит отвратительнейшее преступление, жертвой которого становится внучка главного героя. Герой отчаивается найти справедливость у представителей закона и устраивает самосуд. Вершит он его без размышлений и колебаний, жестоко и красиво. Иван Федорович вызывает неподдельное уважение и восхищение своим поступком. Его жертвы не вызывают ни малейшего сочувствия, ведь мы видели их в деле. Закон не на его стороне, но кто все те, кто представляет закон? Есть среди них и хорошие люди, но они в меньшинстве и никакого влияния не оказывают. А в большинстве это продажные люди, заботящиеся лишь о личной выгоде, понятия не имеющие о своем гражданском долге. И что больше всего пугает в этой истории, никто из нас не застрахован от того чтобы не оказаться на месте старика или его внучки. Фильм наглядно показывает безнадежную, беспросветную картину несправедливости общественного уклада, к которому пришли люди в 90-е, когда рухнул СССР, а новое государство было слабым и неустроенным. Полная анархия, безнаказанность, отрицание каких-либо ценностей. Сделан сам фильм потрясающе. В первую очередь это драма, а вернее трагедия, но развитие сюжета нагоняет такое напряжение каждого нерва и такой эмоциональный отклик, что фильм справедливо было бы отнести и к триллерам, если это уместно прозвучит. Фильм глубокий, тяжелый, пронзительный и остроактуальный. И в то же время эта история вызовет искренний душевный отклик у людей с обостренным чувством справедливости, к которым можно отнести большинство зрителей. Как бы не была тяжела и страшна сама история, победа справедливости в ней не может не понравиться. Фильм видеть всем и каждому. Особенно молодым людям, чтобы не повадно было. Особенно молодым девушкам, чтобы уяснить, что осторожность важнее вежливости, и не надо желать никого не обидеть и всем понравиться. Особенно представителям власти и закона, чтобы увидеть к чему может привести пренебрежение своим долгом в пользу выгоды. Особенно всем родителям, чтобы их дети не выросли такими. Всем, чтобы не повторить ошибок героев фильма. 10 из 10
Посмотрел я 'Ворошиловского стрелка'. Один из лучших российских фильмов, что я видел, конечно же после 'Брата'. Ровно как и 'Брат', это именно такой фильм, в котором нуждались россияне после и во время девяностых. Ровно как и 'Брат', это фильм про борьбу с несправедливостью и беззаконием руками не закона, но гражданина. Я уже не помню, когда в последний раз фильм вызывал у меня настолько сильное и невероятно приятное чувство справедливости. Я был в полном восторге каждую минуту этого непродолжительного фильма, а все потому, что в нем, слава богу, нет ничего лишнего. Звездный каст не обманул и я получил богоподобную игру от молодого Башарова, относительно молодого Гармаша и уже немолодых Ульянова и Пороховщикова. Все сцены с ними шедевральны, это та игра актеров, которой может гордиться российское кино. Однако все же самая лучшая и просто богоподобная сцена была сыграна Гармашем, это было до безумия великолепно, настолько хорошо, насколько я этого не ожидал. Даже не жаль, что он больше не появлялся в фильме, кроме одной сцены, потому что он оставил такое впечатление, которое неизгладимо ничем. Еще понравилось, что персонажи не дебилы и понимают все с такой же скоростью, как и зритель (в частности имею в виду персонажа Галкина). А это очень честная и красивая работа сценариста и режиссера. И вновь к справедливости. Это главный мотив фильма и он реализован безукоризненно. Спасибо Говорухину, он снял фильм так, что не возникает ни малейшего сомнения, кто хороший, а кто плохой и ты сопереживаешь именно тем, кому должен, из-за чего каждый поворот сюжета ты воспринимаешь так, как задумано. То, как воплощена идея справедливости в фильме, не вызывает никакого отторжения из-за того, что каждый получил то, что заслужил и ни грамма больше. То есть нет никакого крена чаш весов, мститель не превращается в монстра, который оправдывает свои поступки местью. Конечно, это не 'Брат' — в нем нет невероятной атмосферы, подкрепленной невероятным саундтреком, но в отличие от оного это достаточно камерный фильм, который мастерски справился со своей задачей: высказал идею и аргументировал ее. Отдельно хочу сказать про персонажа Проховщикова. Я очень рад, что в фильме он не был выставлен отрицательным персонажем, хотя имел абсолютно все шансы быть таковым. Я очень рад, что на протяжении всего фильма его показывали человечным, пусть его образ и был рисковым. 10 из 10
Совершенно не понимаю, почему данный фильм некоторые именуют шедевром. Сюжет прост до банальности, персонажи напоминают скорее карикатуры, нежели живых людей, всё выглядит крайне неправдоподобно и абсурдно. Первое, что бросается в глаза, это крайняя глупость героини, а также её поведение и наряд, которые совсем никак не вяжутся с образом скромной и невинной 'серой мышки'. А ведь по фильму она именно такая. Может быть у девушки слабоумие или аутизм, которые могли бы хоть как-то оправдать столь безрассудное поведение и отсутствие какого-либо намёка на инстинкт самосохранения? Но нет, ничего такого не наблюдается. Даже 12-летний ребенок сразу бы догадался, что идти туда в данной ситуации не стоит, а она тем более проживала с ними в одном дворе и вряд ли не знала, что творится в этой квартире и что из себя представляют данные молодые люди. Ё-моё, 90-е на дворе! Троица в общем-то и не скрывала своих намерений с самого начала. Её не заманили обманом и не запихнули силой в машину, проезжая мимо. Это всё выглядит крайне нелепо, абсурдно и неубедительно. Далее её персонаж вообще не вызывает сопереживания и по сути больше не нужен - поплакала немного в ванной и опять весёлая. Душевные страдания переданы не были. Идём дальше. Троица выглядит не менее карикатурно, чем дедова внучка. Просто люто гипертрофированные моральные уроды (снято так, чтобы вызвать к ним у зрителя лютую ненависть с первых же минут - см. смачную сцену насилия), да ещё и не менее слабоумные к тому же, ибо даже после первого акта мести и не подумали вообще никак изменить своё поведение. Продажные менты и чиновники - точно такие же карикатуры. Особенно позабавил момент, когда к следователю после деда с внучкой заглянула проститутка. Ни одной живой и человеческой черты в них конечно же нет. Дед - ветеран войны, человек железной морали и совести, только совсем непонятно, почему у такого 'божьего одуванчика' дочь - шалава и совершенно неприспособленная к жизни внучка. Ах, это время во всём виновато, говорите? Так все эти люди родились и значительную часть своей жизни прожили в замечательном СССР, а тут вдруг резко озверели и превратились в моральных уродов из-за 'лихого времени', аль всегда такими были? Склоняюсь ко второму варианту. Герой Пороховщикова - пожалуй, единственный живой персонаж в этом кинце, образ которого был вполне неплохо раскрыт. Собственно, сама месть - очень театрально и совершенно неправдоподобно. В реальной жизни деда бы сразу же замели уже после первого акта. Гораздо логичнее было бы грохнуть всех троих с обреза, когда те снова будут тусоваться вместе около машины, но ведь наблюдать за отстреленными яйками и горящим задом телезрителю куда эффЭктнее, можно с лихвой насладится изощренным киношным возмездием, порадовать своего внутреннего маньяка, так сказать, который прямо сейчас бы пошёл творить 'справедливость' и медленно спускать кожу 'со всех этих тварей вокруг', но увы, жизнь - не кино и хороший мент Галкин, не спрячет в конце орудие убийства, как в этом розовом сиропе, а хороший мент Гармаш в реальной жизни скорее всего подобным образом прессонет вас, причем ни за что. Остаётся только радоваться подобной 'картонной справедливости' в кино. Что касается главного посыла фильма про поруганные ценности и разваленную великую державу, в которой люди якобы были совсем другие... Пхаха, подобных моральных уродов там было нисколько не меньше. Стоит только посмотреть документалочки про советских маньяков и прочих извращуг, коих было очень много, а так же вспомнить кучу людей, которых невинно сажали и даже приговаривали к расстрелам за эти преступления из-за 'очень высокоморальных' советских милиционеров. Да и где родились и выросли все эти негодяи и уроды? Ага, там! 'Шедевр' сойдет посмотреть на один раз, уровень сериалов и фильмов на НТВ - что сюжет, что посыл.
Наверное, нельзя найти такого человека, который не слышал бы о фильмах и сериалах Станислава Сергеевича Говорухина. Его 'Место встречи изменить нельзя', 'В поисках капитана Гранта' и 'Десять негритят' навсегда вошли летопись отечественного кинематографа и записаны там золотыми буквами. Станислав Сергеевич не изменил себе снимать высокого уровня кино и после того как рухнул Советский Союз. Правда, после того события качество кинематографа точно также рухнуло как и тогдашняя сверхдержава, поэтому каждый новый фильм Говорухина являлось и является ожидаемым событием и то, что вдруг его картина окажется низкого уровня из разряда фантастики. В 1999-ом году Станислав Сергеевич выпускает криминальную драму, которая практически целиком и полностью подчеркнуло падение нравов и ярко отобразил актуальные и на сегодняшний день проблемы общества. Невинная девочка Катя живёт у своего дедушки Ивана Фёдоровича, пока её ветреная мать катается по миру, меняет мужиков и занимается сомнительными делами, гордо называя себя престижным термином бизнесвумен. Однажды в погожий летний день Катя возвращалась домой, но не смогла отказать настойчивым упрашиванием троицы друзей, среди которых был и Катин одноклассник. Они пригласили её к себе в квартиру, а после распития небольшого количества спиртного начали грязно приставать к девочке. Лихая удаль, вера в безнаказанность и обладание деньгами, да плюс сила над бедной девочкой вскружила им голову и они совершили такой поступок, что их вообще нельзя называть людьми. И самое главное, что они вовсе не ощущали чувства вины после содеянного. У одного из негодяев папа оказывается в высоком милицейском звании и поэтому троица оказывается без обвинений. Иван Фёдорович берёт закон и справедливость в свои руки, когда понял, что отморозкам ничего не грозит - папочка постарался. Кто-то позволит себе обвинить Ивана Фёдоровича? Не думаю. Станислав Сергеевич Говорухин действительно снял картину, которая до сих пор проникнута духом актуальности, только реалии сейчас стали ещё страшнее. Произвол милиции идёт рука об руку с произволом чиновников, а политикам, прикрывающимся громкими словами о патриотизме и заботе о простом люде, уже давным-давно этот люд не верит, как и не верит, что милиция продолжает нести основные функции защиты населения от преступности, а не думает как ещё можно заработать на населении. Бывшие рэкетиры перепрофилировались и ассимилировались в людей в погонах. Увы и ах, но это наши с вами реалии. Поэтому, когда Иван Фёдорович берёт в руки снайперскую винтовку хочется ему шепнуть, что он абсолютно прав и с этими мерзавцами бороться надо именно так, когда власти наплевали на все нормы закона. Вот если бы были бы все такими же ментами, как капитан в исполнении Сергея Гармаша, вот это другой разговор, но их мало и их давят. А Гармаш появился в одной только сцене, но как же он её сыграл! Аплодисменты стоя! Настоящий профессионал, который выбьет показания из любого мерзавца, а к насильникам, потому что у него самого две дочери, у него патологическая ненависть. Но что он, капитан, смог противопоставить генералу? Это обидно так, что аж кулаки сжимаются до боли. Ивана Фёдоровича сыграл Михаил Ульянов. Сыграл настолько убедительно, что действительно можно поверить будто это один из пенсионеров, которые забивают 'козла' во многих дворах наших городов. И у него свои принципы жизни и морали. Честный человек, который не в состоянии смотреть на творящуюся на улицах несправделивость. Его антипода сыграл Александр Пороховщиков. Ему всегда шли роли, где он играет военных, причём у него такая харизма вместе с выправкой и подавляющим взглядом, что он будто рождён для таких персонажей. Он спасает от тюрьмы своего сына, хотя его любовь граничит вместе с презрением к нему. Но вот, что странное - к герою Пороховщикова есть чувство сожаления в финале, хотя к этому всё и шло и если нет суда человеческого, то есть суд высших сил и они явно вмешались и вынесли свой вердикт. Среди тройки негодяев выделяется Марат Башаров, которому исполнилось тогда 25 лет. И к его персонажу испытываешь такую праведную ненависть, что задумываешься, а ты сам ли не нажал бы на курок, помогая Ивану Фёдоровичу? И Алексей Макаров и Алексей Макаров, сыгравшие дружков Башарова, несомненно заслужили то, что в своём фильме показал Станислав Сергеевич Говорухин. Многозначный фильм, открывающий глаза на наши реалии, где 'мажоры' не знают что такое честность, справедливость, нормальное поведение в обществе, они считают, что им всё позволено, а деньги - это высшая власть. Жаль только, что на таких моральных уродов нет столько же Иванов Фёдоровичей и капитанов, сыгранного Сергеем Гармашем, и участковых в исполнении Владислава Галкина. Один из лучших криминальных фильмов 90-х годов от отечественного производителя. 10 из 10
Надо ли скрывать, что практически каждый, кто видел этот фильм оправдывал поступок главного героя? Многие бы поступили также. Но это явление - не современная Россия, нет, это - единственное, что приходит в голову, когда в подобной ситуации правоохранительные органы разводят руками. Хочется самому стать карателем и добиться справедливости. Конечно, это еще в Ветхом Завете прописано: 'око - за око и зуб - за зуб'. Современный человек, наверное, должен вести себя иначе. Но как простить? Очень жаль, что подобными недоумками, и это я еще легко выражаюсь, густо населена наша земля, и эта виртуальная расправа над ними хоть немного закрывает щели негодования. Здесь даже можно провести некотрую параллель и сказать, что этот дедушка - постаревший Данила Багров из фильма 'Брат' и 'Брат 2'. Мне нравится 'Ворошиловский Стрелок' и я смотрела его множество раз. И пусть эта рецензия резковата на фоне других, мне не в чем себя упрекнуть. Спасибо режиссеру!
На протяжении девяностых Говорухин снял несколько документальных телефильмов, посвященных так называемому разграблению России. Своих политических симпатий не скрывал и, оставаясь по менталитету советским человеком, относился к рыночной экономике с высокомерной брезгливостью. «Ворошиловский стрелок» явился, пожалуй, главным творением Говорухина на тему перемен в России. Пострадавший герой Михаила Ульянова, блестяще сыгравшего в фильме «Председатель» (1964), словно олицетворяет прежнюю эпоху с ее растоптанными идеалами, и, таким образом, в лице главного героя Говорухин словно пытается посчитаться с новым временем: дескать, есть еще порох в пороховницах... рано нас списывать со счетов... Все бы хорошо, но, за исключением Ульянова и Пороховщикова, все прочие образы подобраны довольно небрежно и безыскусно, местами напоминают карикатуры. Если пострадавшая, так кроткая и чистая — почти святая. Если челночница, так проститутка, если рыночный торговец, так толстый и гадкий. Такими дешевыми ходами режиссер пытается вызвать у зрителя почти биологическую реакцию, из-за чего фильм периодически скатывается в какой-то цирк.
Да, наш мир далек от справедливости. Кого только не укрывают, кого только не сажают ни про что, ни за что. А русскому человеку всегда хотелось жить честно и справедливо. Вот и вершат иногда суд люди по делу, а не по «делу»… В общих чертах, про это и фильм. Фильм грамотный, хороший, с прекрасными актерами и жизненный. Смотришь такие фильмы и двоякое настроение после них. С одной стороны радость. Ситуация жизненная, персонажи говорят красиво, но тоже вполне жизненно, а никак американцы словами Шекспира. Но тут же посещает и печаль. Ведь фильм действительно жизненный. Так неужели, все на самом деле плохо? Увы, плохо… Один из лучших отечественных фильмов последнего десятилетия. Михаил Ульянов, Владислав Галкин, Марат Башаров, Сергей Пороховщиков и Сергей Гармаш просто радуют своей игрой. В особенности, конечно же, Михаил Ульянов. Не даром за ним закрепилось прозвище «стрелка». Фильм на все времена, и это уже доказано этим самым временем… 9 из 10
Простые прописные истины, знакомые всем нам с пеленок. Но порой, вырастая, мы забываем, а окружающие не спешат нам напомнить, что хорошо, а что плохо, тогда и проявляются наши собственные демоны. Три друга-дети бандитских 90-х, как и многие подростки чувствуют полную безнаказанность и всемогущество. Не задумываясь над совершенным поступком устраивают очередную 'веселую среду' и в результате приносят боль в чужую семья. Три молодых актера, Башаров, Макаров и Древнов, возрождающегося российского кинематографа сыграли настоящих сволочей, которых начинаешь ненавидеть с первых кадров. Катя очаровательная до глупости девушка. Такая себе 'святоша' в мини, с большими голубыми глазами полными непонимаем и наивности, в полной уверенности благонамерений идет на 'день рожденье' к малознакомому парню. Осуждать всегда легко, понять сложно. Участковый Алексей славный малый. Настоящий борец с преступностью. Только он всего лишь маленький винтик в большом механизме правоохранительных органов. Он оказывается в нужное время в нужном месте и спасает сразу две загубленных души. Молодой Галкин очарователен. Пороховщиков, папа одного из товарищей. Понятное дело, что можно долго разглагольствовать о том, что он все позволял сыну и вырастил его не лучшим образом, но когда дело подошло к тому, что сына нужно спасать, он поступил как настоящий отец и стоял до последнего. Да, их семья в корне не права, но у каждого своя правда и этот отец защищал своего сына и точка. Герой Ульянова подкупает своей честностью. Умением стоять на своем и не сдаваться, беть неподкупным людьми с властью и быть по-своему чистым перед законом. Он пытается изо всех сил что то делать, бороться с жестокостью этого мира. Мать, которая бросила дочку на попечение отца и уехавшая на заработки на для устройся своей личной жизни, начальник, которому важны только голые факты, а справедливость его не интересует, полковник, который оказывается отцом преступника. Как тяжело с этим жить, а еще тяжелее бороться. Этот фильм остается одной из самых правдивых драм Станислава Говорухина на постсоветском пространстве. А дед готов убить любого, в прямом и переносном смысле, только ради благополучия внучки, ради ее тихого пения и душевного спокойствия. Как мало надо для счастья любящего. 8 из 10
Я пересмотрел этот фильм, практически через десять лет. Что сказать - очень не плохо сделано, но сначала (очень давно, для некоторых), я прочёл книгу и лишь затем увидел фильм, тогда я воздержался от комментариев. Что сказать? Милиция (и полиция) никогда не была, как это говорится - ах, да 'легитимна и ничтоже сумняшеси', тьфу. Фильм отличный, (я не буду говорить о том, что ни один снайпер не поднесёт окуляр к глазу) но скажите мне, нет, лучше спросите себя - какие чувства вызывает у вас этот фильм? Спросите у себя и может быть спросите у живших в СССР - вы бы взяли в руки плётку? А ведь наказать, и это ясно, можно по другому. Ладно, вернусь к фильму, фильм - отличный и... плохой, отличный - потому что игра актёров хороша, но в чём-то не жизненна, плохой - потому что враньё. Прочитав вышесказанное, задайте себе вопрос - если есть месть и есть справедливость, почему нет справедливости для мести?
Фильм, безусловно, шедеврален. Один из тех, которые, как говорится, на все времена. Поистине народный фильм, хоть и в современных реалиях воспринимается не так однозначно, как в те годы, когда был снят и показан широкой публике. Вот жили-были дедушка Иван Фёдорович, ветеран Великой отечественной войны и внучка Катя. И случилось страшное - добрую, милую Катю изнасиловали трое подонков. А государство в лице тогдашней милиции и прокуратуры оказалось бессильно, точнее, просто кинуло пострадавших. Что едва ли не страшнее, чем то, что совершили насильники. Что тут делать? Что делать в стране, где всё покупается и продаётся, как совершенно верно констатировал Иван Фёдорович? Каждому из нас, кто, не дай Бог, попал бы в такую ситуацию, захотелось бы одного - отомстить! Дать возмездие за содеянное. Особенно, когда этого не сделали те, кто должны были. Мы с вами видели, как Иван Фёдорович берёт кухонный топорик и идёт, чуть ли не бежит в соседний дом, где тусуются эти мерзавцы. Хорошо, его остановил Алёшка, участковый, друг семьи, а то дед мог и сам подставиться, и чего доброго, его самого этим топориком могли убить. Да, хорошо, когда есть такие друзья, как Алексей. Он так же очень сильно рисковал, когда помогал Ивану Фёдоровичу прятать 'инструмент'. Фильм практически оправдывает самосуд. Да, то, что сделал Иван Фёдорович - это и есть самосуд. По закону. Юридически, дед и сам стал преступником. Но поступить не по закону - не всегда значит поступить не по совести. В фильме показан именно такой случай. Ещё больше рисковал Иван Фёдорович, дедушка Кати, фактически, единственный родной человек. Матери, как видим, на родную дочь наплевать, она мотается по заграницам с какими-то Додиками, челночит или что-то в этом роде. Кукушка! С кем бы осталась внучка, если бы дед прокололся на чём-нибудь? И не будь в друзьях Алексея, который, юридически, покрыл самосуд. Можно ли оправдать самосуд в данном случае, показанном в фильме? Очень спорный вопрос! Самосуд - в любом случае, явление недопустимое в обществе. Но только если общество нормальное, а не такое, как в те годы. Получается, когда преступники, совершившие групповое изнасилование заведомо несовершеннолетней, остаются на свободе - норма. Ну тогда и самосуд в условиях полного бессилия государства - норма! У Пашутина-младшего есть папанька в милиции, который отмажет. Ну и у Афонина тоже есть Алексей, который отмажет. Беспредел, беззаконие? Да! Норма для того времени, к сожалению! Насиловать никто никакого морального права не имел, это даже не обсуждается. Карать насильников, когда государство этого не сделало, хотя было обязано - Иван Фёдорович имел полное право. Не по закону, повторяю, но по совести, по морали! Для деда-ветерана эти подонки - всё равно, что фашисты-недобитки. И то, посмотрев фильм, вы увидите - Иван Фёдорович поступил вполне себе гуманно. Много споров на тему, сама ли виновата Катя, что пошла туда? И что одевалась как-то вызывающе. Мини-юбка, сексуальный топик. Она молодая девушка, ей хочется быть красивой. На Катю подонки обратили внимание даже не из-за одежды. 'Чё это за мартышка пляшет', спрашивает негодяй Борис, хозяин квартиры. Если бы не псих Вадим, у которого папашка, ничего бы не случилось - мало ли красивых девушек проходит под окнами? А Катю Вадим знал, учились вместе. Это и сыграло свою роль. Глупо ли поступила Катя? Да, глупо! Но её к такому жизнь не готовила. Наивная, не пуганая жизнью девушка. Её, возможно, особо и не обижал никто до этого случая. Не было какого-то негативного опыта общения с противоположным полом, и с Вадимом в частности. Она думала - это же Вадим, знакомый по школе, а значит, ничего плохого не сделает. Но идти в чужую квартиру, одной, где трое парней, с которыми и здоровый мужик вряд ли справился бы - весьма опрометчиво. Даже если там твой знакомый. Которого ты знаешь весьма смутно. Правильно ли поступил Иван Фёдорович, пустив Катю в ванную? Тоже нет. Но откуда он знал, как действовать, когда такое? Где там сообразишь, что надо Катю за руку брать и тащить к Алексею, который, как милиционер, знал, как действовать? Эмоции захлестнули, где там рассудку взяться? Вот и пришлось Ивану Фёдоровичу делать то, что сделал. Кто-то скажет, что фильм оправдывает самосуд, пусть и совершённый в ответ на групповое изнасилование. Не совсем о том. Фильм обнажает наше тогдашнее общественное устройство, где...в прочем, Иван Фёдорович всё сказал...'всё покупается и продаётся', 'в каждом кабинете - хмырь'. Фильм учит тому, что если бы законы работали, то даже эти мерзавцы, пусть и развлекались каждую среду, устраивая себе 'женский день', то вряд ли совершили бы такое, зная о неотвратимости наказания. И к чему ведёт беззаконие. Да, фильм о восстановленной справедливости, о, как теперь модно говорить, закрытии гештальта. Но он и о том, что не будут работать законы - будет гражданская война. Об этом Иван Фёдорович тоже сказал. 'Война...только непонятно, кого и с кем'. Этот фильм - призыв к государству не быть чисто номинальным, как в те годы, отдав всю полноту власти всяким чухановым, пашутиным, зворыгиным и им подобным. Но я всецело в этом фильме на стороне Ивана Фёдоровича, как воплощения высшей справедливости, пусть и с оглядкой на реалии того времени. Актёрская игра здесь на высоте. Михаил Ульянов много снимался в фильмах о Великой Отечественной войне, хоть и сам не воевал. 15 раз воплотил образ маршала Г.К.Жукова. Великий актёр. Троица подонков-насильников - такие типичные моральные уроды, характерные для того времени. Один - гопник-'новый русский'. Другой - псевдо-'интеллигент'. Третий - ведомый, но нужный 'трус', у которого нужный папашка. Их успешно воплотили молодые актёры Макаров, Башаров и Древнов. Александру Пороховщикову часто удавались отрицательные роли, как и в этот раз - такой типичный продажный мент, давно плюнувший на закон. Влад Галкин - как и в тех же 'Дальнобойщиках' - свой в доску, хороший парень, на которых держится пока ещё общество. На роль Кати Станислав Говорухин выбирал между Анной Синякиной, которую мы и видим в фильме, и Юлией Началовой. Юлю как-то даже не представляешь в этой роли - слишком известная, раскрученная, гламурная внешность - нет, это не Катя совсем! Анна же попала в образ на все 200%! Именно девушка такой, неброской, слегка робкой красоты, хоть и не менее модельной внешности - типичная Катя. Светлая память всем актёрам и режиссёру, которых с нами сейчас нет. Отдельно - Юле Началовой, раз уж упомянул. Сама кинокартина, несмотря на сцены насилия, уютная, тёплая, и всё же добрая. Дающая веру в то, что справедливость всё же существует.
Однозначно шедевральная кинолента, которую каждый раз смотришь с удовольствием. Видел очень много раз, да так, что аж со счёту сбился, но не перестаю смотреть на одном дыхании и восхищаться талантом тех людей, которые подарили нам этот легендарный фильм. Считаю, что это лучшее полнометражное кино, снятое после распада СССР, не было ничего лучше этого и не будет, это абсолютно неповторимый фильм, который абсолютно заслуженно стал классикой российского кинематографа и не предан забвению. Есть много причин, способствовавшие успеху. В первую очередь, это сильнейший драматургический материал. История очень пронзительная, грустная, пробивающая слезу. Фильм несёт огромную смысловую нагрузку и заставляет задуматься о многом. Здесь есть пища для размышлений и дискуссии, здесь прекрасно выписаны диалоги, здесь много умных мыслей. В общем, даже по этим пунктам видно, что данное кинопроизведение очень содержательное. Особенно эта лента зацепит тех, кому до боли многое знакомо, ведь здесь очень правдиво и без прикрас показан пласт общества. Во-вторых, фильм снял классик Станислав Говорухин, на этот раз у него герой простой дед Афонин, вынужденный мстить за свою внучку. Человек, скажем так, неоднозначный, но вызывающий исключительно симпатию и уважение. Конечно, здесь всё сложно и так переплетено, что споры будут идти вечно, как и при обсуждении другого легендарного фильма Говорухина 'Место встречи изменить нельзя'. В-третьих, актёрский ансамбль просто великолепен. Просто достаточно перечислить фамилии и всё станет ясно. Ульянов, Пороховщиков, Галкин, Гармаш и другие - это просто особая каста. Великолепные Актёры с большой буквы, к сожалению, первых трёх из них с нами уже нет, но они не забудутся. В-четвёртых, это блестящее музыкальное сопровождение. Она пронзительна и очень подходит к фильму. Таким образом, суммируя всё это, приходим к выводу, что мы имеем абсолютно уникальный и неповторимый по качеству фильм. Таких вещей больше никогда не будет, а нам придётся в очередной раз пересматривать и ностальгировать, что были такие люди, создающие шедевры. 10 из 10
«Ворошиловский стрелок» - блестящий пример того, что после распада СССР в России все-таки еще снимались хорошие фильмы. На мой взгляд, эта картина является одной из лучших лент 90-х годов да и вообще отечественной кинопродукции в целом. Катя, юная и неиспорченная девушка, в силу своей мягкости и доверчивости соглашается пойти со знакомым парнем в квартиру его друга, якобы на День Рождения. Три парня пьют, смеются, отпускают шуточки и расслабляются по полной. Невинное общение для героини оборачивается настоящим кошмаром – она становится жертвой группового изнасилования. Все факты и доказательства преступления - на лицо, однако в этой стране не все вершится по справедливости. Тут уже играет роль то, что Катя живет одна со стареньким дедушкой, а у подонков семьи как на подбор – папа-полковник, папа-предприниматель. Интеллигенция. Одно не учли насильники – если в России что-то нельзя решить с помощью закона, то самосуд еще никто не отменял. И это, пожалуй, пострашнее будет. Не знаю, как во всем мире, но на территории нашей страны всегда большой вес имели связи. Если вы чей-то сын, внук или племянник, то вам везде дорога. Даже в таких случаях, как представлен в этом фильме. Трое малолетних преступников привыкли к тому, что все им сходит с рук. Они не обладают такими качествами, как сострадание, уважение к женщине и к старшим, честь и достоинство. Три здоровых лба даже не понимают, что хорошо, а что плохо. Они – продукт отсутствия родительского воспитания. Привыкли ко вседозволенности, деньгам и престижу. Чувствуют себя крутыми. Такие люди всегда были, есть и будут, только вот жаль, что в реальной жизни единицы из них подвергаются таким наказаниям, как случилось в этой истории. Страшно и горько то, что косвенными соучастниками того кошмара, которому подвергли девушку, становятся взрослые, уважаемые люди. Полковник отмазывает сына и его компанию. Следователь прячет папку с делом в стол и говорят Кате, что она сама во всем виновата. Высокопоставленный чиновник говорит об отсутствии состава преступления и советует деду лучше воспитывать свою внучку. Встает вопрос – как защитить себя и своих родных от людей, которых везде отмажут и прикроют? Персонаж Михаила Ульянова, дедушка Кати, (браво, какое исполнение!)- вот он, герой нашего времени. Человек, у которого еще остались понятия о справедливости, тот, кто не боится сказать зажравшимся чиновникам в глаза всё, что он о них думает. Пожилой человек, прошедший войну, рисковавший жизнью ради того, чтобы жили такие сволочи, как все эти «уважаемые» люди и их безмозглые дети, буквально выкинут обществом. Никому нет дела до его боли. Однако, как человек старой закалки, человек, который не будет терпеть беззакония, начнет вершить свой суд. Насколько он справедливый – решайте сами. Хочется отметить, что все герои в этом фильме сыграны очень убедительно. До сих пор смотрю на Марата Башарова, Алексея Макарова и Илью Древнова с содроганием. Я думаю, любой зритель при просмотре испытает желание плюнуть каждому из их персонажей в лицо. Милиционер в исполнении Сергея Гармаша – пример того, что иногда нужные люди работают на слишком низкой должности, чтобы на что-то влиять. Вот в ком есть сочувствие и справедливость, вот кто раскалывает малолетних подонков как орехи – только все без толку, высшие инстанции останутся безразличными к несчастью «маленьких» людей. Полковник в лице Александра Пороховщикова, пожалуй, единственный, кого нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. С одной стороны, ему противно, горько и больно от того, что он воспитал такого сына, он понимает, что сын должен понести наказание. Однако, отправить в тюрьму собственную плоть и кровь способен далеко не каждый человек. И совесть будет мучать вас в любом случае. А как бы поступили вы? Если честно, я осталась в глубоком шоке от того, что существуют люди, высказывающие мнение, что «Катя сама виновата, не надо было такую короткую юбку надевать, не надо было к парням домой идти». Кто-то хочет сказать, что в современном мире женщина не может надеть летом короткую юбку? Может быть вообще замотаться с ног до головы, а то не дай бог кто-нибудь изнасилует? И, да, как часто вы рассматриваете знакомых вам лиц мужского пола как потенциальных насильников? Никогда не думаешь, что человек, живущий с тобой в соседнем доме и знающий тебя с малых лет, будет вытворять такие вещи. Так что, извините меня все, кто пытается докопаться до вероломной женской сущности – вины Кати я в этой истории совершенно не вижу. Я призываю всех, кто еще не видел этот фильм, посмотреть его. Это очень нужная картина. Никогда не забывайте о том, что даже в мире беззакония, моральных уродов, зажравшихся чиновников и бюрократов, нечестных правоохранительных органов и равнодушных людей, всегда найдется хотя бы один человек, который рано или поздно купит винтовку. Бесконечно обожаю. Аплодисменты Станиславу Говорухину. Светлая память Михаилу Ульянову и Владиславу Галкину. 10 из 10
Когда молот правосудия начинает служить беспределу, к рулю приходят огнестрельное оружие и холодный разум, желающий только одного: справедливости. Собственно, вот основная мысль фильма «Ворошиловский стрелок». Основная, но не единственная. Много тем затронуто, немало образов мелькает… Совесть, честь, выбор между ними и долгом службы, взаимоотношения поколений. То, как эти понятия выглядят в рамках современного общества и в глазах его членов из разных социальных слоёв и возрастных категорий: пенсионера-ветерана ВОВ, недалёких развязных мальчиков-мажорчиков, бывалых сотрудников милиции. Глядя на главного героя Ивана Фёдоровича (бесподобный М. Ульянов – да будет земля ему пухом), невольно вспоминаешь строки из «Бородина» Лермонтова: «Да, были люди в наше время! Не то, что нынешнее племя…». У него не только из-за внучки душа разрывается. Ему, как Верещагину из «Белого солнца пустыни» - за державу, что называется, обидно, прежде всего. Этот стойкий человек прошёл войну – одну из самых кровавых и запутанных войн XX века, принял участие в спасении этой самой державы от захватчиков – и ради чего?.. Чтобы на его родной земле творился весь этот беспредел, и жизнь и спокойствие его и его близких ни во что не ставили? Изнасилованная и униженная Катя (А. Синякина), внучка Ивана Фёдоровича – в какой-то степени олицетворяет собой всю нашу страну. Но дед, её единственный защитник – намерен идти до конца, а не сидеть и не жаловаться на проклятую судьбу. Он сам вершит судьбу и справедливость, а не ждёт её. «Если не я, то кто?» - его главный принцип. Это человек действия, а не течения. И все свои действия он осуществляет аккуратно, чётко, как по инструкции. Одно за другим. Тихо, осознанно, твёрдо. Без паники, без тени сомнения. Потому что сомневаться уже не в чем – Иван Фёдорович когда-то увидел войну из окопа, теперь он узнаёт многие её штрихи из окна собственной квартиры. Она неявная, но трудно назвать её незаметной. Это борьба бюрократии и равнодушия с остатками совести. Не меньше внимания к себе привлекают и другие образы – т.н. «стражи порядка»: полковник (вроде такое у него звание?) милиции и отец одного из насильников Пашутин (А. Пороховщиков) и участковый Алексей (В. Галкин). Пашутин по сути своей – не сволочь. Просто работник, выполняющий свою работу, и отец, уже как будто по инерции ждущий, что из его сына, может быть, ещё вырастет что-нибудь путное. Чем-то он даже похож на Ивана Фёдоровича, в то же время – это его зеркальная противоположность, человек течения. Он слаб, он опустил руки, и хотя нечто в его мыслях ворочается – ему лень что-либо менять. А может, просто страшно. Алексей – своеобразный ангел-хранитель. По натуре, в отличие от ветерана-мстителя – не лидер и не так решителен. Скорее обороняющая рука или щит, но не мозг. Живёт скромно и, скорее всего, его коллеги считают его каким-то лохом. Этакое экзотическое, редкое проявление исполнительной власти. Итог: разруливание критических фактически всегда держатся на людях, живущих по пресловутому принципу «Если не я, то кто?». Агрессия и бездействие – всегда проблема. Достойный отпор и месть – её решение. Уйти от проблемы не значит покончить с ней. Поэтому постулат «Прощают сильные, мстят слабые» в корне не верен. Фильму – 10 баллов (к сожалению, нельзя больше), Говорухину и актёрскому составу – низкий поклон. А «на закуску» - отрывок из текста песни «Солдат» рок-группы «Фактор страха» (он очень в тему, на мой взгляд): 'Свет разбитых окон режет стеклом глаза, Там, где нет законов, - правит одна война! Дым прошлых иллюзий Давит остаток сна. Злой цепью событий Жизнь достигает дна… Тотальный стресс правит телом, стоном звучат слова! Огонь занят делом - это твоя война!'
Видно, что годы 'сладких 90-х' не прошли мимо прикормленной в СССР кинобогемы, иначе как объяснить акт 'переобувания на лету' со стороны Станислава Говорухина. В 1990-м он разразился своим 'Так жить нельзя', где облил свою страну кучей правдоподобного навоза. В 1992-м ездил к 'рукопожатному и совестливому' в Вермонт посвящаться, затем рассказывал об имперской 'России, которую мы потеряли' (из-за красных упырей, истесснна). А тут... Неужто прозрел от сна египетского? Вряд ли. Всего лишь обстоятельства додавили и пришлось переобуться, признать, что было лучше, а сделали хуже. Впрочем до социологической грамотности 'нашей' богеме как Роснано до технологий будущего. Собственно теперь о фильме. Перед нами классическая история беззакония и беспредела против 'маленьких людей' со стороны властьпредержащих и их выкормышей - россиянских спекулянтов: новых 'русских'. Дабы возбудить у зрителя побольше эмоций, киношники решили гиперболизированно обыграть тему полового насилия 'невинной' девушки, внучки одинокого старика - ветерана Великой Отечественной, который видя беззаконие становится на путь вендетты против обесчестивших его внучку. Не оправдываю нисколько трёх павианов - невольников полового члена - однако полностью соглашаюсь со всеми, кто обращает внимание на отнюдь не 'целомудренный' облик 'невинной' внучки и на то, как это у такого 'правильного' старика выросла внучка, которая тупо скопировала в процессе взросления распутный облик своей биологической матери. Более того, она по сути невменяема и после момента 'х' одевается так же: т.е. облика целомудренной и воспитанной русской девушки за номинально главной героиней по ходу ленты не замечено. Типичная бабёнка из типичного российского населённого пункта, одевающаяся в 'духе времени'. Держу пари: будь она одета как Женщина - не оказалась бы там, где оказалась. Впрочем, снова напомню всем, кто не в ладах с самообладанием, что я ни разу не снимаю ответственности с трёх похотливых полудурков, опьянённых вседозволенностью. Тут выше я заикнулся о 'номинально главной героине'. Поясню. На мой субъективный взгляд, главным героем данного кино является тот 'дух времени', который оно неплохо передаёт. Мне довелось застать 'святые', так что смело заключаю: в фильме антураж достоверен. И это, пожалуй, единственное, не поддающееся критике достоинство 'Ворошиловского стрелка'. И тут у меня вопрос к тем, кто видит в ленте 'ностальгию по СССР': -'Гдэээ?!'. Где они увидели ностальгию по СССР? В репликах Ульянова?! А о чём вам ещё с экрана должен был рассказывать персонаж, играющий ветерана Великой Отечественной? О том, как сладко ему живётся в ситуации когда пенсию в 300 рублей месяц не выплачивают?! Когда всё то, ради чего он шёл под пули уничтожено?! Странно... Или у нас любая критика окружающей действительности в постсоветской РФ теперь клеймится ярлыком 'ностальгия по СССР'? Как грится, у кого шо болит... Тем не менее этот фильм выполнил очень полезную функцию. Он отрезвил многих 'хозяев жизни' (хотя и не всех), кто опьянел от осатанелой вседозволенности в 'святые 90-е', когда я, к примеру, неудержимо радуясь наступившему благополучию собирал бутылки по району, т. к. дома есть было нечего. Это был ушат холодного душа для многих ч-новников и г-сслужащих (тсс!!!), после которого они осознали, что ещё чуть-чуть и СВД с прибором для малошумной стрельбы может оказаться в руках не одного, а n-ного множества таких вот 'народных мстителей'. Так и начались 'сытые' нулевые, в течение которых в РФ вошёл в моду карикатурный патриотизм (своего кошелька). Факт: после 'Ворошиловского стрелка' борзости у 'хозяев' слегка поубавилось, пришлось учиться 'водить быдло' по новому, технично, создавая иллюзию того, что в процветающем раю живём (привет тем, кто в экране). Так что по итогу, да простят меня восторженно воспринимающие эту ленту (сам таким был в детстве и юности): 6.5 из 10
К сожалению, в Российской Федерации очень немного действительно достойных, сильных фильмов. Фильм «Ворошиловский стрелок» бесспорно один из самых достойных шедевров российского кинематографа. Фильм находит признание у зрителей всех возрастов. Великолепная актёрская игра, которую отмечает каждый посмотревший этот фильм, актуальная тема, ведь в подобной ситуации может оказаться любой, и конечно отличная работа режиссёра делает этот фильм достойным внимания и комплиментов. Насильники остаются на свободе, продолжая жить прежней жизнью, в то время как девушка, ставшая жертвой изнасилования, подвергается сильным душевным страданиям и неизвестно как бы могла сложиться её судьба далее. «Это не правильно! Не справедливо!» - скажет любой, в чьей душе осталась хоть капелька сочувствия и сострадания. Люди всё понимают, но что они могут сделать? Вот и остаётся им, молча, терпеть произвол властей и безнаказанность преступников, и, кажется, русский народ давно к этому привык. Иван Фёдорович сам всегда был добрым и дружелюбным человеком и так же воспитывал свою внучку Юлю – самого дорого для него человека. Он ожидал, что преступники будут наказаны по закону, но было ясно, что этого не произойдёт. Тогда Иван Фёдорович нашёл единственный верных выход – наказать подонков самому – «Не ради мести, а во имя справедливости...». В фильме чётко прорисован образ «нового русского недочеловека» с уродливой душой и лишенный разума. Зачем нужна человечность, если есть деньги? Зачем подчиняться законам и нормам человеческой морали, если ты уверен в своей безнаказанности? К сожалению, немало таких квазилюдей появилось в молодой ещё России, после распада Сотского Союза. -А что они ищут, дедушка? -Совесть ищут…совесть они потеряли… Во многих фильмах и произведениях литературы была затронута тема несправедливости и безнаказанности преступников. И это один из тех нечастых случаев, когда человек вершащий самосуд, пользуется поддержкой и пониманием окружающих и зрителей. Так же хочется отметить образ работника милиции в лицах капитана и участкового Андрея. Ведь в России, как правило, к хранителям правопорядка относятся неуважительно и недоверчиво, представляя их эдакими врагами простого народа. Это не может не огорчать, ведь они призваны защищать. В фильме «Ворошиловский стрелок» Образ капитана, которого сыграл Сергей Гармаш – это образ настоящего, достойного, русского мужчины, который считал, что за преступлением должно следовать суровое, но справедливое наказание. Участковый Андрей – образец доброты и отзывчивости, второстепенный персонаж фильма, но роль в этой истории он сыграл далеко не последнюю. 10 из 10