Пересмотрел 'Курочку Рябу', и еще раз ощутил себя в 'лихих 90-х', когда на заре капиталистического будущего перспективы лучшей жизни в глубинке рисовались весьма туманно, а социализм уже являлся историей с печальным финалом. Уверен, что сюжет картины вполне мог произойти в реальной жизни. Поставьте себя на место растерянного деревенского мужика, не представляющего, как ему найти свое место в изменившейся до неузнаваемости стране. Неудивительно, что коренной житель глубинки, не имеющий нормальной работы и возможности перебраться в город, пил, пьет и будет пить, что есть сил завидовать людям, подобным Чиркову, вовремя сориентировавшимся в ситуации и не опустившим руки и искренне радоваться чужим бедам. Согласитесь, трудно ожидать проявлений доброго и светлого в человеке, загнанном в угол. Если разобраться, и Чирков - далеко не 'мажор'. Оставшись колхозником, он как та лягушка, что есть сил бултыхается в молоке и взбивает его в масло. Он, как и его односельчане, не привык к благам цивилизации, уже давно являющимся для кого-то минимально допустимой нормой жизни, но зачем ходить по нужде в грязный сарай, если ты своим трудом добился возможности построить 'дворец'? А остервенелая зависть и злоба толпы, показанные в фильме - это, конечно, гротеск, но он в значительной степени отражает исключительный русский менталитет, долгие годы формировавшийся на просторах нашей великой Родины.
Это именно то, что называется расхожим и привычным термином магия кино или искусство кино. В эту нехитрую терминологию мы вкладываем много и, как правило, смысл определения теряется, размывается нашими положительными, шоковыми открытиями. В случае с «Курочкой Рябой» это продуманная история огромной страны длинною в половину века, а если привычнее – в одну человеческую жизнь. Жизнь Аси Клячиной. Так совпали звезды, что в относительно короткий период я увидела сначала «Историю Аси Клячиной», а потом «Курочку Рябу». И теперь эти два фильма сложились в полную картину – менялась страна, менялась Ася. Если бы я знала Асю только времен девяностых, то я бы была восхищена этим трогательной и чудаковатой героиней в великолепном исполнении Инны Чуриковой. Но я знаю Асю в молодости – наивна, честна и влюблена. Хотя если говорить о фильме, о его атмосфере, то безусловно «Курочка Ряба» - талантливый, художественный, фарсовый документ из жизни страны. Сейчас просматривать эти «документы» с налетом абсурда и режиссерской точки зрения невероятно интересно. И наверное, хорошо, что так сложилось. Жизнь в кино, кино в жизни из бытовой и красивой драмы превратились в абсурдную комедию. Это значит, что у нас все в порядке с чувством юмора и мы не становимся неудачниками и ипохондриками. Чурикова, повторюсь еще раз, великолепна. 10 из 10
Фильм, конечно, лёгким как облачко не назовёшь. Смешной - но это смех сквозь слёзы. Фарс - но слишком уж реалистично показаны в нём лихие 90-е, и мы, бывшие советские колхозники. Чурикова просто потрясла! Удивительно, как эта интеллигентнейшая женщина перевоплощается в колхозницу-коммунистку-алкоголичку Асю. А в целом после просмотра фильма становится очень грустно...
Говорят, некогда Саввина, сыгравшая «первую» Асю Клячину, отказалась сниматься в этом фильме. Точной формулировки отказа я не помню, но сводилось все к тому, что этот фильм Кончаловского позорит Россию. Совершенно не разделяю подобной точки зрения. Конечно, нельзя назвать этот фильм светлым и радостным. Но при характерной манере Кончаловского показывать не самые приятные стороны людей, при том, что «Курочка Ряба» - это история про зависть, лень и глупость, в ней хватает персонажей, которые вызывают сочувствие и восхищение. В первую очередь – сама Ася Клячина. Деревенская баба, которая вертится, как может. Женщина, любовь которой не продается. Мать, которая готова защищать своего сына от кого угодно. Второй яркий герой фильма – это Чиркунов, настоящий русский мужик, не из тех, что пьют водку, а из тех, кто вкалывает и пожинает плоды своего труда. И который готов в одну минуту расстаться со всем заработанным в надежде понравиться женщине, которую он любит. Однозначно один из лучших фильмов Кончаловского. Прекрасный слепок 90-х годов, показывающих деревню тех времен. Пусть и односторонне.
'Ася Клячина' - один из лучших фильмов Кончаловского. Бытовуха высокого стиля. Много персонажей, продолжительные монологи. Чувствовалась во всем этом 'некиношность', почти как в жизни. Только черно-белое. Будто с точки зрения ахроматопсика; колхоз выглядел косеньким, кривеньким, неправильным, совсем не по Пырьеву. А вышла 'Ася' в конце 60-х, когда была тенденция у кинохудожников показывать правду, рубить, так сказать, матку, и делать разного рода 'подрывные' фильмы. 'Курочка Ряба' - что-то совсем другое. Постановочное, немного искусственное, в какой-то степени даже лубок. И вот как-то смотришь. И вот как-то сравниваешь. И уже не кажется колхоз тот кривеньким и Ася кажется была красивше и моложе, в целом все как-то выше, духовней и ясней. Кажется было. Инна Чурикова актриса великая. Великолепная. Смотрелась на своем месте, абсолютно 'в струе' и не портила, а только дополняла и углубляла образ, сыгранный в первом фильме Ией Саввиной. Настоящая женщина. Обаятельная, с лица которой не сошел еще налет свежести, мудрости, искренности. Тот, что был у героини Аси и в 60-е годы. Фильм более легкий к восприятию, чем 'Ася'. Здесь есть четкий и осмысленный сюжет, причем в лучших традициях 'Старых кляч'. И Кончаловский, и Чурикова в работе достаточно глубоки и убедительны. И фильм умный, глубокий. О переменах в стране и в жизни людей. Художественно ярко и по-русски - убедительно. Даже странно, как Кончаловский еще не переумел снимать такие вот русско-деревенские фильмы после череды голливудских проектов. Думается, он выглядел конъюнктурщиком, снимая эту 'Рябу'. Но какая, собственно, разница, если 'Ряба' сама по себе вышла в итоге такой замечательной картиной.