Вальс с Баширом: отзывы и рeцензии

ledraka
ledraka17 января 2015 в 09:45
Все, конечно, мы братья по разуму, только очень какому-то разному.

Я впервые притрагиваюсь к израильскому кинематографу, несмотря на то, что сам уже проживаю четвертый год в этой стране. С чем бы это могло быть связано? - Скорее всего с большим скептицизмом по отношению к не европейскому кино, помимо, разумеется США. Хотя по вывескам, наградам и статусу, израильский кинематограф находится на высоких позициях, поэтому обходить мимо все фильмы, довольно глупо, особенно когда я могу посмотреть фильм в оригинальной озвучке. Какая же печаль, что знания английского мне даются тяжело, но зато за последние два дня я посмотрел фильм в оригинале на русском и на иврите, в таких случаях фильм становится тебе более близким, хоть и в наше время озвучивают очень профессионально. 'Вальс с Баширом', не что иное, как философский взгляд на ужасные вещи, на войну в Ливане, которая принесла существенные потери обоим странам. Фильм сделан анимационным, это скорее всего было связано с тем, чтобы сюжет не выделялся больше, чем сами диалоги и мысли, которые пытается донести режиссер. Также, чтобы фильм не попал в разряд фильмов в стиле известного режиссера Ларса фон Триера 'Догма - 95'. Это когда ты снимаешь большую часть фильма ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа, потому что этот фильм можно было снять и таким образом. Из мной ранее увиденного очень большое сходство наблюдается с картиной моего любимого режиссера Ричарда Линклейтера 'Пробуждение жизни', там таким же способом через анимационную картинку режиссер преподносит свои мысли зрителям. В целом фильм произвел хорошее впечатление, оставив после себя пищу для ума, ведь через небольшой отрезок времени мне самому предстоит вступить в ряды армии обороны Израиля, поэтому предвкушения не совсем однозначные. В каком-то отрезке фильма, один из героев, рассуждал на тему, что они шли служить и воевать с мыслями, что они герои, что они все могут, но когда дело дошло до самой войны, то реакция была очевидна это блевотина, страх, хаос и прочие. Это тяжелый вопрос, как подходить к своей службе, с бесстрашием или сразу осознавать, что человек это всего лишь человек и эмоции ему присущи, также был очень полезный совет в этой картине. Психолог пересказывали свой диалог с одним из военных, который говорил о том, что он смотрел на войну через так называемый глазной объектив, он считал, что это всё хорошо снятая картина в жанре фильмов ужасов.

пират1
пират121 октября 2009 в 13:50
Война убивает людей не только физически, но и морально.

Одна из самих долгожданных мною картин этого года. Обожаю фильмы про войну, тем более, если в них есть документальная составляющая. А если ещё учесть, что «Вальс с Баширом» завоевал «Золотой глобус» и «Золотую пальмовою ветвь», то естественно, скажу без преуменьшения, ожидал чего-то великого. Ждал больше двух месяцев, чтоб скачать фильм из Интернета. И вот как только он там появился сразу скачал и начал смотреть, приготовившись увидеть очень драматический военный фильм. Однако, к моему величайшему сожалению, фильм получился довольно скучным и однообразным, фильму не хватает драматизма и заинтриговывающего сюжета. Одним словом я остался очень разочарованным. Расскажу вкратце, о чём эта картина. Фильм рассказывает нам о бывшем военном израильской армии, который не может вспомнить ничего о том, что он делал во время Ливанской войны в 1982 году. Для этого он ищет по всей Европе своих бывших сослуживцев, которые тоже участвовали в этой войне. При этом некоторые объясняют ему, что пробелы в памяти могут быть связаны с тем, что он просто не хочет вспоминать что-то в этой войне. Но это что-то оказывается ужасней, чем он мог себе представить. А теперь о моих впечатлениях от картины. Поначалу первые кадры вселяли оптимизм, первые десять минут фильма меня заинтриговали, но после сюжет постепенно идёт на спад, становится каким-то монотонным, чем дальше, тем всё меньше кадров про войну, а больше разговоров и переездов главного героя в поисках своих старых товарищей. Лично мне после полу часа просмотра фильм стал не интересен, так как сюжет показался мне довольно скучным и не интригующим. Драматический сцен оказалось намного меньше, чем я ожидал. Из-за этого картина и теряет в одной из главных составляющих своего сюжета – его драматизме. Также авторы переборщили с количеством разговоров между героями, так как многие из них были «не по теме». Это главные минусы картины, которые я отметил. А вот из плюсов могу отметить шикарное музыкальное сопровождение. Музыка с сюжетом сочетается, на мой взгляд, просто идеально. При этом она усиливает эмоции у зрителя при просмотре фильма. Особенно впечатлила и запала в душу музыка, выполненная с помощью пианино и скрипки. Музыка очень красивая! Также хочу упомянуть довольно пристойную анимацию картины (не забывайте, что вы смотрите мультфильм). Из сюжета более всего впечатлила концовка. Правда о так называемых чистках, о бездействии израильской армии, вообще то, что такое могут делать люди друг с другом просто повергает в шок. Концовка получилась самой драматической и интригующей частью фильма. Как мне ни жаль, а больше плюсов найти не могу. Но, не смотря на всё мною сказанное, я считаю, что фильм рекомендовано посмотреть каждому, особенно подросткам. Ведь где ещё, кроме как не в таких фильмов, человек может узнать о настоящих ужасах войны. Эта картина наглядно и в мельчайших подробностях показывает те зверства и унижения, которые испытывает ни в чём не повинное мирное население от совсем чужой для них войны, как людей убивают миллионами только из-за того, что они другой национальности, говорят на другом языке, придерживаются другой религии. Фильм показывает в кого, а точнее во что может превратится человек, когда в нём не останется ничего человечного. В таком случае это «существо» уже не имеет права называться человеком, даже животным его назвать нельзя, потому что даже они не убивают себе подобных так жестоко и бессмысленно. Война убивает людей не только физически, но и морально. Думаю, в этом и заключается главная идея фильма. Могу охарактеризовать фильм одним предложением так: «Фильм с большим смыслом, который не сильно удачно передан режиссером на экран». Это моё субъективное мнение, а вы обязательно посмотрите сию картину, чтоб сформировать своё. 5 из 10

celevra
celevra3 февраля 2009 в 12:35
Поражает воображение

Необыкновенно прорисованный фильм, с малым бюджетом, без лишних понтов и рекламы, без фальши и спецэффектов. Чтобы не лить воду, перейду к деталям: Картинка- моему взгляду был предоставлен красиво нарисованный, с элементами операторской работы, с рисованными эффектами, потрясающими пейзажами фильм. Именно фильм. Но не красота картинки здесь важна а сюжет. Сюжет - главного героя в течении 20 лет мучает один и тот же сон, связанный с событиями Ливанской войны. Но это лишь видения, сны. Он отправляется к друзьям, пережившим и прошедших с ним эту войну. Вот именно в этих моментах нам предоставляется возможность увидеть всю мерзость, жестокость, все события от лица людей, которые пережили это. Ощутить это на себе. Пережить войну. Музыка - не буду долго говорить о музыке, она гениальна, красива, вальсирует с картинкой. Об этом фильме можно говорить и говорить…Но лучше увидеть самому. На мой взгляд это - ШЕДЕВР. 10 из 10 P.S. Можно было бы поставить больше. Поставил бы.

Dentr Scorpio
Dentr Scorpio18 мая 2015 в 06:23
Псы лают у окна, скорее бы вылетела из головы, навсегда, проклятая война.

На него же я попал чисто случайно, переключая каналы телевизионной сетки. О “Вальсе с Баширом” я был уже наслышан, ранее, шесть лет назад, тогда же смотреть вообще его не хотелось, казалось, что если есть наличие темы арабо-израильского конфликта, то ясно было, для кого была нацелена заданная тематика. Думалось, что вышла фальшивая политика, не имеющая не чего общего с войной, созданная для галочки, для получения фестивальных премий. Естественно было заметно, с какой очевидной целью он был приставлен к номинации лучший фильм на иностранном языке 2008 года (да те самые престижные “золотые статуэтки”), взял тогда, он только Золотой Глобус. Самое что не, но есть наилучшее в нем так это подача самой темы войны не через, то, что мы привыкли понимать, а через память участников тех событий, ещё говорится о войне. Где человек пытается вспомнить, что он хотел забыть ранее – это я о сюжете немного. А сам фильм, дёргает за живое, просто, умеет проникать туда, своей историей, своим рисунком, и музыкой о которой я скажу отдельно. Музыка, сочиненная Максом Рихтером, о боже как она красива, от неё невозможно отойти… Да вообще вся музыка от этого композитора, очень изумительная, хотя и немного грустная, но оседает в мозгу, как что-то неповторимое, как что-то что хочешь прослушивать снова и снова, и в момент когда она звучит на фоне неясных сновидений главного героя “Вальса С Баширом” ощущаешь, как тебя пронзает её звук, или… Зарисовка от Ари Фольмана, является тяжелым воспоминанием о днях, прожитых в нечеловеческих условиях войны, войны возникшей по прихоти идиотов. Нам же остаётся только наблюдать такие иллюстрированные воспоминания и надеяться, что мы не увидим сны, состоящие из подобных мрачных картин. Приятного просмотра, берегите близких, спасибо за внимание к моему неграмотному тексту.

Pavel Pesok
Pavel Pesok15 ноября 2013 в 13:54
я в замешательстве

я бы хотел как вступление, рассказать пару слов о фильме через личное восприятие. Этот фильм обнажил не только мне но некоторым друзьям нервы. Как пломба в зубе, что вроде бы еще на месте, но в то же время стала шаткой и зуб стал гнить..В какой то момент, этот зуб стреляет в вас импульсом боли. И тут вы не совсем понимаете откуда она: вроде бы пломба на месте, все в порядке, так почему боль? У каждого из нас, свой Ливан. Каждый видел события по разному. Я из Израиля. Я был там, но десятилетиями позже. Сюжет похожий. Наша память избирательна. Мы засовываем многие воспоминания на дальние полки, погружаем в архивы. Что-то забывается, что-то съедает тля. Главный герой, пытается просмотреть этот архив, приглашает друзей, сдуть пыль со своих папок. Восстановить утраченные фрагменты. Для осмысления событий и переосмысления значения. В этом фильме красивые анимации и некоторые сюжетные линии, прекрасно изображены отдельные сцены и есть много интересных ходов и переходов. Но это мог быть и немой фильм с музыкальным сопровождением. Автор нес основной груз повествования через диалоги. Это попытка собрать воедино разбросанный пазл. Где, каждое слово имеет вес. Как у психолога-вам нужен монолог или диалог что строится из общения, настрой, и направление. В этом фильме вы находитесь в кабинете, но разглядываете кабинет. И вот почему. Это не проблема ленты как таковой-она изумительна. Это проблема русского перевода. Он крайне некачественный!!! настолько, что не передает самих событий. Он далек от эмоциональной составляющей. Лишен искренности. а зачастую и кусков диалогов. Расстановки акцентов. Есть вещи, после которых я трижды пересматривал ленту: иврит, английские титры и русский. И не мог понять, как язык полностью изменил ленту и ее восприятие. Увы, это уже другое кино. и оно мне не нравится. Лишено всего того, что хотел показать автор.

interisti
interisti18 декабря 2011 в 12:39
Необычная война

'Вальс с Баширом' - самый необычный фильм о войне, который мне довелось видеть в своей жизни. Были великолепные ('Взвод', 'Сальвадор'), были эпические ('Перл Харбор', 'Спасти рядового Райана'), были слабые ('Повелитель бури'). Но никогда я не видел настоящей войны в мультипликационном варианте. Это что-то новенькое. Задумка интересная, хотя и немного непонятная - не будешь же ты показывать все ужасы войн детям. Но посмотрев это кино, я понял, что оно совсем не для детей. Оно - для уставших взрослых. Для тех, чья жизнь после войны - лишь время переосмысления. Кого-то Ливан будет преследовать вечно, кто-то с этим свыкнется, кого-то невозможно будет узнать, спустя столько лет. Режиссер, художник, главный актер, и много еще чего - Ари Фольман - сделал очень непростую и интересную работу. 'Вальс с Баширом' - это попытка принять войну такой, какой она была. Тот Ливан, что видели они, молодые ребята. Поверить, что все происходившее - не сон. Переродиться. И жить дальше, жить со всем, что происходило тогда, в 82 году. Трудно оценивать сюжет - фильмы о войне всегда полны печали и горечи, которые затмевают очень многое. Это кино впитало в себя все самое жуткое, но смогло 'проглотить', и теперь не стыдится показать себя зрителю. Актеры - настоящие люди. Да и не актеры они. В общем абсолютно нечего сказать по поводу того, чего не было. Были мысли, были воспоминания, но игры как таковой - не было. Они заново проживали свою молодость. Снова обращали свой взгляд туда, в смерть и жизнь, в 82. Не верить им нет никакой нужды. Ровно как и осуждать. 'Вальс с Баширом', если вы его посмотрите, займет место в вашей кинематографической коллекции в разделе 'другое'. Потому что невозможно отнести этот фильм к какому-либо жанру. После полутора часов, во мне проснулась тоска. Потом произошло осмысление. Потом принятие. И только потом, спустя пару часов, раздались аплодисменты. Замечательный фильм.

Кинопоиск
Кинопоиск21 августа 2011 в 08:11
Война меняет человека, делая кого-то лучше, а кого-то много хуже, чем он был. С войны никто не возвращается таким, каким туда ушел. (Али Апшерони)

Я очень долго не смотрел мультипликационные фильм, хотя знаю, что есть и серьезные, есть и детские, есть для всех возрастов. Только узнав о том, что мультфильм 'Вальс с Баширом' Ари Фольмана основан на реальных событиях и даже был на Каннском кинофестивале в 2008-ом году, решил потратить полтора часа на просмотр ленты. То, что я увидел, очень удивило. Это оказался не просто атмосферный мультфильм, но еще и драматическая история о людях, прошедших войну, о их судьбах, о судьбах народа. Рассказывать всё не буду, но скажу, что лента, в плане сценария, темы и атмосферы, тяжелая. Здесь есть моменты, рассчитанные исключительно на взрослую аудиторию, так что даже не думайте показывать мультфильм детям. Выглядит картина шикарно. Очень современно и практически без изъянов. Это не просто нарисованный фильм, тут явно использовалась компьютерная графика, так что создатели не были ограничены. Очень хорошо подобраны краски, некоторые моменты можно вообще останавливать и делать постер. В общем выглядит фильм эффектно. Собственно, даже не знаю, что еще оценивать в мультфильме. Музыка отличная, выглядит лента превосходно, атмосфера передана практически целиком и полностью. Но чего-то в фильм не хватает. Да, фильм способен шокировать, но особенно запоминающихся сцен тут нет, выглядит картина не всегда качественно, есть и лишние моменты. Дело в том, что тут отсутствует некая целостность повествования, вроде есть всё, что надо, но целостности не хватает также, как и полноценной концовки. Однако на просмотр фильма 'Вальс с Баширом' стоит потратить время, но предупреждаю, что это серьезный мультфильм. На мой взгляд, это одна из лучших картин в мультипликации. 9 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск9 июля 2011 в 12:42
Танец памяти и смерти

Одни говорят, что душа – это способность знать или помнить. Или то и другое. Но что если человек помнит не то, что на самом деле с ним происходило? Что тогда является знанием? Где границы реального и вымышленного? Что определяет их таковыми? Главный герой этого необычного мультфильма мучительно пытается преодолеть эти разделяющие его от истины дистанции. По сути же это одна из ключевых проблем человеческой культуры со второй половины 20в. Постмодернизм: что есть что и кто есть кто. Интересно заметить, что спустя меньше чем десятилетие один французский философ будет утверждать, что никакой войны в Персидском заливе 91 не было. Картинка, вымысел заменил реально происходящее событие. Это произошло и с главным героем Ари Фольманом. Он знал о случившемся факте резни в лагере для беженцев, хотя сам в этом не участвовал. Он, как это не парадоксально звучит, освещал это событие. Только всего. Но чувство вины, как у другого единственно выжившего солдата, который даже никого и не убил, а только спасся, заставило его бессознательно скрыть эти воспоминания. Посттравматический синдром, скажут некоторые, типичный для ветеранов боевых действий. Но за этим стоит нечто более сложное и фундаментальное – человеческая природа и все, что в ней понамешано. В конце концов, блуждая по центрическим кругам чужих и своих воспоминаний, он находит одну правду: «На войне нет героев, есть только убийцы», - которая врывается в наше сознание до боли настоящими кадрами кинохроники. Мертвые - они красноречивее живых.

gangstarbeiter
gangstarbeiter22 мая 2011 в 13:46

Большинство кинофильмов рассказывают вымышленные истории. В реальности слишком много лишнего, наблюдать за ней на экране неинтересно - мелкие детали и подробности, определяющие, и, в известном смысле, образующие так называемую реальную жизнь, в кино выглядят безжизненно - у них нет формы, они редко складываются в определенную картину, над ними нельзя задуматься, заинтересоваться ими, или вынести из них что-то для себя. Любая история, даже 'основанная на реальных событиях' - выдумка. Даже если это история о войне. Даже если война - настоящая. Документальный 'реализм' - это всегда немного обман, способ выдать монтажную склейку за причинно-следственную связь. Нет никакого смысла стремиться к реализму, тем более 'документальному', если зазор между реальностью и ее отражениями столь непреодолимо велик. Делая 'Вальс с Баширом', Ари Фольман мог думать по-другому, но снял он, то, что снял - настоящую анимационную документалистику. По своему внутреннему устройству фильм гораздо более 'документальный', чем, к примеру, 'Персеполис', и, при этом, по-настоящему волнующий и страшный - даже несмотря на постыдное невежество в истории этого конфликта. Сказать проще - я ничего не слышал об этой войне, пока не посмотрел фильма. И слово 'Башир' в названии показалось именем диковинного чудовища, а не политического деятеля, убитого тридцати лет назад. Кино, хоть и рисованное, остается документальным в самом страшном смысле - все это было по-настоящему. Как бы в доказательство, в самом конце - одна минута настоящей хроники, с рыдающими матерями, развалинами, и горами трупов. War never changes. 8 из 10

SimorGlass
SimorGlass4 апреля 2011 в 18:58
это жизнь, это человек

Израильскому солдату, участнику той войны сниться необычный сон о прошлом, тех событий он не помнит и наш режиссёр начинает опрашивать своих сослуживцев, в ходе их разговоров всплывает множество жутких сцен, которые его подсознание постаралось забыть. Конечно же нельзя не сказать о потрясающем визуальном стиле подкрепленным звуком, подчеркивающим каждый штришок рисунка. В этой ленте, люди тех событий признают свою вину, пытаются исповедоваться, хотя понимают, что эта боль всегда будет с ними. Мы никогда не сможешь полостью понять этих людей, их поступки. Нам нужно принять это, понять и никогда не забывать об этой части жизни. Очень сложно оценить такой фильм, ведь посмотреть его должен каждый, это жизнь, это человек. 9 из 10

owlichka
owlichka24 октября 2010 в 08:35

Я всегда знала, что война это страшно. Страшные виды, страшные дела, страшные цвета и вкусовые ощущения. А самое страшное в ней то, что она бессмысленна. И она изменяет людей. Навсегда. «Вальс с Баширом» стал очередным откровением, но таким, каких еще никогда не было. Попытка человека разобраться и вспомнить то, что хотят забыть ВСЕ, кто его окружает. Пытаются забыть, но не получается. И хотя правда и для него самого окажется неприятной – что он там делал, как попал на эту резню, - самое главное будет в том, что он вспомнил это. Как бы жестоко это ни звучало, такое нельзя забывать. Кого-то будут мучить всю жизнь озлобленные на него собаки, кто-то никогда не сможет позабыть умирающих коней, кто-то осядет в тихой и зеленой Голландии и попытается жить как ни в чем не бывало до вопроса собственного сына. А кто-то вцепится в случайно оброненное слово и поймет, что та часть жизни, которая была на лезвии, которая болталась на краю, для него исчезла и память не хочет ее возвращать, думая, что так будет лучше. Так ярко и просто – люди вспоминают и говорят, но мучительно пытаются подбирать слова и выбрасывать воспоминания вместе с ними. Не получается. Оглушает и ослепляет сразу этот мультфильм, который как будто и не мультфильм вовсе, а анимационное кино с вещами, о которых даже в настоящих фильмах редко говорят так открыто. Отдельно оглушает музыка. Я в восторге, если это допустимо по отношению к данному творению. 10 из 10

neujelly
neujelly11 октября 2010 в 21:04
Социальное кино для Израиля

В “Вальсе с Баширом» соединены такие вроде бы далеко стоящие друг от друга понятия, как «анимационный фильм» и «документальное кино». В результате получаем интересный эффект: фильм тяжелый, о трагических событиях, а смотрится легко, как комиксы. До конца не верится, что речь идет о реальных событиях, пока на экране не замелькают под самый занавес настоящие документальные кадры, засвидетельствовавшие ужасы Ливанской войны 1982 года. Жесткое социальное израильское кино, снятое, кажется, скорее для Израиля и израильтян, чем для всего остального мира.

fantomass
fantomass17 августа 2010 в 06:26
«Я вчера бомбил Бейрут и завтра буду бомбить Бейрут»

Продолжаю восхищаться киноподборкой нового кинотеатра под открытым небом, что открылся в начале июля на Винзаводе. Особенно хочется отметить тематические ночные нон-стопы с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье. Подробности... Не далее как вчера решился сходить на 'Ночь израильского кино', имея полную решимость провести ночь у киноэкрана на свежем воздухе, но в силу различных причин детально посмотреть удалось первый по очереди шедевр, название которого именует собой этот пост. Рвутся из головы мысли, что называется, по горячим следам: 1. Очень импонирует манера режиссера (он же и продюсер и автор сценария) сделать фильм исключительно в анимационном стиле, поскольку демонстрация основных событий в реалити-варианте (поскольку фильм все же позиционируется как документальный, поэтому пришлось бы показывать реальные вещи и факты) абсолютно была бы непригодна с точки зрения моральной стороны вопроса. Война есть война, это все понимают, но есть некие рамки, за которые заходить не стоит не потому что этого нельзя показывать вообще, а просто фильм покажется слишком тяжелым для восприятия. Анимация придает некий оттенок юмора, облегчая тем самым восприятие происходящего. В этом плане очень показателен финал фильма, когда зритель имеет возможность 'сравнить'. 20 секунд сравнения объяснили мне всё. Режиссерская находка по возвращению зрителя 'из небес на землю' очень талантлива. Не надо забывать, что это документалистика, а посему все это было в начале 80-х среди нас. Такие приемы, бесспорно, надолго остаются в памяти. 2. Отдельно стоит сказать о юморе в фильме. Израильский юмор вообще специфичен, а при постоянном сосуществовании с 'соседями' в состоянии вялотекущей войны с периодическими всплесками специфичность этого юмора восрастает кратно, что и было мастерски показано. 'Я бомбил Бейрут сегодня, и буду бомбить его завтра и всегда' - поют солдаты, поедая чипсы и проезжая села Ливана на танках. Постоянные шуточки, проскальзывающие в диалогах Ари (главного героя) - это не что иное, как дикая гремучая смесь юмора и войны. Люди шутят не только дома и не только в мирное время. Как это ни банально, жизнь идет и на войне, рука об руку со смертью, а значит, есть и шутки, и юмор. Этим парням только-только стукнуло 20, как же ни посмеяться, пускай через секунду кто-то из них уже не встанет. 3. Поучение будущим поколениям хоть немного задуматься о происходящем и возможных последствиях (хотя израильское кино уже не может существовать без этого)... Танцующий под музыку вальса Френкель под арабскими пулями в центре Бейрута - это и есть жизнь и смерть в каждом жителе этой многострадальной земли. Сегодня ты герой, а завтра уже в сырой земле. Еще раз хочу сказать прокатчикам слова благодарности за блестящий фильм. Все-таки приятно осознавать и думать, выходя после киносеанса из зала. Это значит, что кино как искусство еще живо, еще не 'отбросило коньки', еще есть возможность не есть поп-корн, посматривая 'Американский пирог-8' и издавая звуки сытой лошади. Что не может не радовать.

tinon
tinon13 февраля 2010 в 12:17
Война, вытащенная из подсознания...

Психоделический трип про войну и память – так обозначен на обложке диска жанр этого фильма. Это во всех смыслах эксклюзивная работа прекрасного документалиста Ари Фольмана, пожалуй, не имеет аналогов в нынешнем кино и по праву получила высочайшие оценки ведущих МКФ: «Сезар», «Золотой глобус», «Европейская киноакадемия», Гильдии режиссеров и Гильдии сценаристов США, Киноакадемии Израиля, номинации на «Оскар», от «Британской академии» и «Каннского кинофестиваля». Дело в том, что документальный по содержанию фильм был выполнен средствами анимации, позволившими режиссеру, выбрав такой формат, сосредоточиться на смысле картины. В ней сны и игры подсознания играют ничуть не меньшую роль, чем сами драматические события, которые выпало пережить участникам израильской армии во время первой ливанской войны в начале 80-х. Для не особо компетентных в этой теме зрителей, типа меня, будет весьма интересно узнать не только правду об этой конкретной трагедии, но и попытаться понять, отчего столь схожи посттравматические синдромы участников различных современных войн и подавлений локальных конфликтов в горячих точках. В каких случаях психика защищает себя полной амнезией и каково приходится тому, кого начинает мучить осознание того, что часть его жизни напрочь выпала из памяти. И чего стоит попытка восстановить утраченные фрагменты… Полагаю, прежде, чем вы нажмете на кнопку «play», стоит подумать, хотите ли вы это понять и готовы ли к восприятию очень тяжелого эмоционально материала… 9 из 10

M-Art Pro
M-Art Pro28 ноября 2009 в 01:44
Грязный танец

`Вальс с Баширом` - это жесткое и жестокое кино в стиле арт-хаус. Если честно, после просмотра я впал в ступор. От кино - это впервые. `Вальс с Баширом` - анимационный фильм про войну в Ливане. Чрезвычайно красивая техника анимации - она передаёт весь спектр чувств, мимику героев. Вроде бы в содержательном плане ничего нового: ужас, война, бессмысленность жертв, непонятная агрессия людей. Эпизоды в стиле трэш под веселую музычку. Уже пошло, наверное, но всё же... Великолепное цветовое исполнение и черный юмор. Ближе к финалу вальс с автоматом (солдат стреляет по дому, но потом впадает в транс и как бы вальсирует) снимает документальность, добавляет художественности. И уже не так страшно от происходящего. Но в самом конце - абсолютно плавный переход от фильма к документальным съемкам. Это ключевой момент! Ведь на подсознательном уровне мы стереотипно воспринимаем анимацию и фильм как что-то вымышленное, хотя сюжет подчёркнуто документален. А когда мы уже свыклись с этой мыслью - рррраз! - и показывается беспощадная реальность. Страшно. Очень. 9 из 10

alter-lego
alter-lego18 июня 2009 в 15:58

Глубокомысленный анализ, наполненный душевными диалогами, трогательными воспоминаниями, галлюциногенными снами, нестандартной анимацией. О войне. Достаточно проникнуться открывающей фильм сценой с сигнальными ракетами, чтобы понять, и главное полюбить это кино. Достаточно услышать музыку Макса Рихтера, чтобы окунуться с головой в анимационный мир. Достаточно увидеть нарисованное лицо Ари Фольмана, чтобы быть уверенным - он вспомнит, ведь иначе нельзя. В начале - мультяшная свора собак, жаждущая мести. В финале - совсем не нарисованная суровая правда современности. Забыть то, что невозможно забыть. Войну. Мертвых людей. Мертвый город. Мертвое прошлое. Которое всегда будет с тобой.

kshisia
kshisia28 февраля 2009 в 21:47

Очень сложно оценить такой тяжелый фильм, т.к. он во всех отношениях жесткий: по восприятию, по теме, по краскам. В анимационном плане - фильм просто шедевр. А тема, что ж, нам трудно и почти невозможно судить об арабо-израильском конфликте, тем более фильм отсылает нас к событиям 80-х годов, в Бейруте, лагере беженцев в Сабре и Шатиле. Вряд ли россияне воспринимают этот конфликт также как израильтяне или арабы. Да и истоки его израильтяне (Израиль - это многонациональное государство, где живут не только евреи) толкуют иногда совсем по-другому, и их версии конфликта отличаются от новостной ленты. Впрочем, суть не в этом. Мы все время задаем себе вопрос: 'Почему люди не могут жить в мире?'. Мне кажется, фильм на него отвечает совершенно определенно: люди не хотят жить в войне, но именно от войн они страдают больше всего. Военные и политики называют простых людей 'мирное население', цинично приводятся сводки, пострадало оно это население или нет. Но если спросить отдельно взятого человека, хочет ли он убивать или быть убитым, ответ будет однозначным: нет. Фильм, действительно, насколько глубокий настолько и тяжелый, но смотреть такие фильмы просто необходимо. 10 из 10

nder
nder30 января 2009 в 14:57
Лучший фильм 2008 года?

Трогательный, смешной, грустный, сильный, поэтичный и просто шикарно нарисованный/анимированный фильм. Не умею писать рецензии, просто советую увидеть, фильм классный! Прошло уже две недели после просмотра, тянет снова пересмотреть сей шедевр. ЗЫ. Для меня, на ряду с In Bruges и Låt den rätte komma in - Vals Im Bashir - лучшие фильмы 2008 года!

Хронограф
Хронограф26 октября 2015 в 10:06
Не понять и не простить.

Автобиографический мультильм Ари Фольмана посвящен резне в Сабре и Шатиле, которую, помнится, громко осуждали в советских газетах в том далёком 1982 году. Названия населенных пунктов врезались в мою память, а вот кто, кого и почему убивал, нам, подросткам, было совсем непонятно. В те сентябрьские дни 'Правда' обличала израильскую военщину и их заокеанских покровителей с удвоенной силой, потом страсти поутихли, а тут вдруг помер генсек, и всем нам стало совсем не до Израиля. Так и забылось. Однако, судя по Википедии, в окруженных израильской армией лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле погибло от 700 до 3500 штатских, безоружных палестинцев: не только боевиков, а всех подряд. Женщин, детей, стариков, мужчин тоже. Какие-то 'христиане-фалангисты' пытали и расстреливали беженцев два дня, пока 'неожиданно' не появились израильские солдаты и не прекратили эту жуть. Это были те самые союзные 'фалангистам' израильские войска, беспрепятственно пропустившие убийц к безоружным беженцам, и в течение двух дней прикрывавшие эту 'операцию', которая проходила по инициативе и с ведения министра обороны Израиля Ариэля Шарона и прочего высокого начальства. Через тридцать лет израильский режиссер, который, девятнадцатилетним рядовым, был в то время в том месте, вдруг обнаруживает, что ничего не помнит о Сабре и Шатиле. Его память отказалась хранить увиденное, настолько ужасным было это событие. И теперь он ищет тех, кто был тогда рядом, чтобы вспомнить: что же произошло, и что они делали? У этого рисованного фильма нет явных художественных достоинств, как нет и явно выраженного сюжета. Некоторые персонажи из нашего тысячелетия сняты на камеру и перерисованы на компе. Какие-то сцены повторяются по нескольку раз, казалось бы для того, чтобы усилить воздействие, но на самом деле - для накрутки хронометража. Главный герой спокойно и неспешно общается в настоящем и в прошлом со своими ровесниками, и на лицах не проступает ни одной эмоции. Дело в том, что саму резню никто из израильтян толком и не видел, а лишь на следующий день их глазам предстали горы трупов, толпа бегущих и голосящих палестинских женщин, мертвые дети под руинами... Если верить фильму, то юные солдатики по приказу пропустили мясников к жертвам, а сами и представить себе не могли, что в двухстах метрах от них произойдёт геноцид, под стать Аушвицу. Таким образом, эти воины невинны и как-бы ни при чём. Неизвестно, какую цель ставил перед собой Ари Фольман, но порядочного зрителя по окончании фильма должно охватить глубочайшее омерзение. Если даже Википедия лжет, и израильские солдаты сами не участвовали в расстрелах и грабежах, то всё равно фильм напоминает всему миру о поступке, сродни бегству Ивана Карамазова перед убийством отца. Иван один знал о замышляющемся злодействе - и дал ему свершиться. И некому было упрекнуть Ивана, однако (хоть папаша Карамазов был тот ещё негодяй), совесть до конца повести не давала Ивану покоя. И памяти Иван не потерял! В Сабре и Шатиле свершилась та же достоевщина, но помноженная на тысячи убитых, тысячи убийц и тысячи 'знавших'. Поведение палачей ещё можно хоть как-то объяснить (не оправдать!) ненавистью: религиозной ли, национальной ли, кровной... А вот чем объяснить попустительство Израиля, в восьмидесятые ещё помнящего о холокосте не по мультикам? Такое сладострастное наблюдение за избиением невинных людей не объясняется ни военным временем, ни кровной местью, ни религией, ни ненавистью ни сребренниками. Возможно ли, чтобы народ, недавно переживший погромы и лагеря, теперь сам с любопытством созерцал погром со стороны, раз уж представился случай? Режиссер не даёт прямого ответа, так же, как и не задаёт никаких вопросов. По его мнению, молодых, впечатлительных солдат оправдывает спасительная 'амнезия'. Им, видите ли, было так тяжело узнать о геноциде, что они предпочли забыться, чтобы жить дальше! Такая позиция более всего похожа на поведение верзилы, который с пломбиром в руке вначале с наслаждением созерцает, как шпанята издеваются над беззащитной первоклашкой, а когда обнаруживает, что его заметили взрослые, громко вопит на весь квартал. Но не зовёт на помощь, а хнычет напоказ, продолжая лизать мороженку: 'Это не я! Я не виноват! Оно само!' И от фильма остаётся лишь чувство ненасытимого презрения к режиссеру, солдатикам, политикам, и особенно к кинокритикам, которые приняли эту эпическую трусость за мужество раскаяния.

lostandelirios
lostandelirios7 июля 2021 в 23:00
Апофеоз

Наглядный пример посттравматического стрессового расстройства на почве войны. Захватывает с первых минут. История, поданная через призму личных воспоминаний и переживаний, медлительна, временами сюрреалистична, и ее едва ли можно назвать последовательной. Красивая анимация сглаживает многие углы, иногда даже находится на грани романтизации всего реального ужаса происходящего - но финал жестоко разрушает все метафоры, напоминая, зачем мы все-таки здесь сегодня собрались: война реальна и уродлива, и здесь никто не включит вам Рихтера на заднем фоне. 9 из 10