Генерал: отзывы и рeцензии

Галлаго
Галлаго14 января 2010 в 13:13
Профессия воевать

Этот фильм о тяжёлом времени сам снимался в очень нелёгкое время... Поэтому в нём не будет эффектных взрывов, впечатляющей техники... Генерал будет стараться выполнять свою работу добросовестно, по возможности так, как это положено в военной науке. Но вот в военной науке не написано, что если просела земля вокруг мин на полосе между окопами, то можно по ней пройти и обменять на фрицевский аккордеон русскую гармошку, и попробовать, а сыграют ли вражеские клавиши нашу народную... В этом фильме не будут закрывать грудью амбразуры и не будут призывать умирать за Сталина, и даже за родину не будут призывать умирать. Потому что за родину хорошо бы всё-таки выжить.

wolem
wolem6 апреля 2008 в 03:58

Фильм о жестокой бойнице судеб человеческих того времени, о способности пройти все испытания и остаться человеком, не предававшим и не желающим идти на поводу чьих-либо амбиций. Фильм откровение российской киноиндустрии, великолепная игра Владимира Гостюхина, на сто процентов его роль в фильме, что-то в ней есть шукшинское откровенность, резкость общения, манера преподнести себя. 10 из 10

zenitos-rostov
zenitos-rostov5 июля 2016 в 08:06
«Горбатова только могила исправит» (с) И. В. Сталин

Этот человек, сыскал к себе уважение всех, кто с ним сталкивался. От отпетых уголовников на Колыме, до такой зловещей фигуры, как начальник Главного политического управления РККА Мехлиса, который как-то доверительно сказал ему, что Сталин пошутил насчёт принципиальности Александра Васильевича: мол, Горбатова могила исправит. Кажется, что этот человек должен был родиться военным. Александр Васильевич (прям как Суворов) прошёл суровую жизненную школу. Арест, приговор, Великая Отечественная война. Сама жизнь его была учебником истории. Но стоит заметить, что фильм Игоря Николаева «Генерал», оказал на меня очень сильное впечатление. Во-первых: показан настоящий окопный быт, как никак режиссёр фильма фронтовик. Война показана без прикрас, контраст окопа и Ставки Верховного Командования, основные места, где идут боевые действия. Во-вторых: Смутило начало фильма. Сначала Горбатова освобождают из лагеря, потом он уже на войне, командующий 3-й армией 1-го Белорусского фронта. Но стал он командармом, в июне 1943 года. 2 года войны из фильма, как бы выпали. Полагаю, можно было вкратце показать как воевал Горбатов до июня 1943 года. Уделить этому минут 10 хотя бы. В-третьих: Владимир Гостюхин смог передать образ старого вояки. На экране он человек которому не всё равно за свои войска. Он переживает за каждого солдата и офицера. Он готов спустить шкуру с каждого, но готов стоять за своих людей. Что касается Мехлиса в исполнении Алексея Жаркова, то его Мехлис, не выглядит каким-то кровожадным интриганом. Поначалу он кажется мерзким, но к концу мы понимаем, что в то время нельзя было быть другим. Показаны непростые отношения с Жуковым, сыгранным Владимиром Меньшовым. Я если честно думал, что Меньшов играл Жукова в «Ликвидации», но ошибся. История про единственного заместителя Верховного, звучит как легенда, но действительно имела место. Жуков был очень властным человеком, даже более чем. Историй о его властности из солдатского фольклора можно найти много. Рокоссовский командовал фронтом, в котором воевала армия Горбатова, но их взаимоотношениям уделено крайне мало внимания. Один эпизод, где Горбатов и Рокоссовский. И всё. Но несмотря на это, кино получилось бесподобным. Жалко что таких фильмов о войне больше не снимают. 9 из 10

semenido
semenido10 августа 2015 в 05:10
Один из лучших фильмов о войне

К началу войны армия обескровлена, она несёт большие потери, власть принимает решение - выпустить некоторых уцелевших генералов, ранее 'запятнавших' себя службой в Российской армии, чтобы ещё раз их использовать в бою. Горбатова тюрьма не сломила, он сохранил человеческий облик и продолжает оставаться честным и прямолинейным, не преклоняя колени ни перед следователями, ни перед начальством. Все хорошо знают, что инициатива в армии нещадно наказуема, главное умение солдата - подчиняться приказу, вне зависимости от звания и степени идиотизма приказа. Но Горбатов - представитель другой, старой школы. Один из немногих, он сохраняет человеческий облик. Он идёт наперекор системе и спорит с 'шапкозакидательскими' планами Ставки, чтобы сохранить как можно больше солдатских жизней. У командования его планы встречают ярость и недоумение - кого волнует жизнь простого солдата? Но Горбатов твердит: 'нужен манёвр', и его безошибочное чутьё всегда оказывается верным. И даже железный маршал Жуков, который ох как любил затыкать нехватку пушек пушечным мясом, вынужден ему уступить. Но гений Горбатова восхищает далеко не всех. Девиз сталинской системы - 'у нас незаменимых нет'. Как бы ни был талантлив полководец, он должен стать винтиком системы, а значит подчиняться. Индивидуализм, которому посвящены десятки голливудских фильмов, в России никогда не был в чести. На Горбатова поступают сразу два доноса - он самовольно разрешил шахтёрам Донбасса использовать государственный лес, находившийся на вверенной ему территории, а один из его лейтенантов допустил братание с немцами. Оказавшегося волею случая в этой роте Бориса Пастернака сцена братания восхищает, офицеру же грозит расстрел. Словно отстаивая остатки человечности, Горбатов его покрывает, но теперь уже над ним самим навис дамоклов меч... Когда в его дом входит генерал Мехлес, по слухам приехавший его 'забирать', что-то ломается в Горбатове. И когда оказывается, что следственная комиссия расформирована, и 'лично товарищ' Сталин похвалил его государственное мышление, благородный гусарский офицер в Горбатове умирает. Если раньше он демонстративно дистанцировался от Системы, занимаясь лишь исполнением воинского долга, то теперь он становится её частью, верным псом Хозяина, и чтобы сделать ему приятное, он уже сам готов гнать своих солдат на убой... Даже много лет спустя, этот фильм остаётся в памяти своими сильными эффектами - не съёмочными, психологическими; достоверной и реалистичной актёрской игрой и жизненным натурализмом, которыми он даст форму любой современной штамповке, которыми буквально наводнён теле-эфир.