Самая неудачная часть трилогии, на мой взгляд. И дело даже не в многочисленных ляпах или неудачном (местами) подборе актеров. Просто нет в этом фильме той атмосферы дружбы, любви или ненависти, которые были до этого в двух первых фильмах о неразлучных друзьях из навигацкой школы. Фильм оказался скупой на любовно-лирические отступления, новые песни Ряшенцева и Лебедева — грустными, сам фильм — унылой копией «Гардемаринов, вперед!». Да и что требовать от фильма, созданного в первые годы неразберихи и самовластия в некогда великой стране? Во-первых, сказывается отсутствие Жигунова-Белова. И если во второй части хоть как-то смиряешься с заменой Шевелькова на Мамаева, то далее все хуже и уже и вовсе тяжело. Действительно, «старая гвардия» очень спасла эту серию. В который раз восхищаюсь актерским мастерством Н. Гундаревой и ее умением перевоплощаться. Лучшей императрицы просто нельзя себе представить. Л. Гурченко в роли герцогини Иоганны-Елизаветы — блеск и нищета! — это что-то невообразимое. «Жадность не украшает королей!» Людмила Марковна — одна из немногих, кто очень органично вписался в исторический колорит фильма. А чего стоит Апраксин-Яковлев с его вечными афоризмами: «Обереги нас, господь, выиграть у Фридриха», «Стратегия на стратегию поперла» и т. д. Когда он говорит «Солдатиков жалко», ты понимаешь, что на самом деле никого и ничего ему не жалко, и думает он только о себе, руководствуясь негласными указаниями Петра III — «Совет для Ганнибала: побереги хлебала». Устами Апраксина говорит тогдашняя власть: «Пехоту уложим — других мужичков наберем. Россия большая, брат. А кавалерия… лошади денег стоят». Образ Бестужев-Евстигнеева был лучше раскрыт в предыдущих фильмах. Здесь ему была отведена весьма скромная роль, хотя каждая минута этого актера на экране — это история! А вот К. Орбакайте в роли будущей всемогущей Великой Екатерины II — смотрелась слабо. И дело даже не во внешнем несходстве (а Екатерина Алексеевна была склонной к тучности дамой), а в умении держаться и нести определенную энергетику. Но с экрана смотрит девочка… извините, девушка, из современности, но в платье эпохи Екатерины. А. Домогаров — чрезмерный задор и бравирование далеко не юноши («30 лет, а все еще рядовой»), что не всегда к месту. Не блещет харизмой и прусская Елизавета-Христина — жена Фридриха. Абсолютно лишней видится короткая любовная история Корсака и итальянки, и ее трагическое лицо при прощании (простите, за одну ночь так «прикипеть»?) Фильм мог бы быть интересен историкам, если бы не имел столько ляпов. Так, во время сражения под селением Гросс-Егерсдорф наши гардемарины (!) по непонятным причинам оказываются среди кавалерии, причем кроме наших трех гардемаринов, все остальные вокруг — исключительно кавалеристы и пехотинцы. Ни до, ни после я так и не услышала объяснения факту, почему Корсак (будучи капитаном торгового судна) и Горин (гардемарин) вдруг оказались в гуще битвы. Может быть, в книге этот факт как-то и объясняется, но когда смотришь фильм, чувствуешь себя двоечником, который прогулял все уроки истории в школе. Печальная история, неясный финал, отсутствие хэппи-энда — не прибавили этому фильму популярности. И, если предыдущие части хочется пересматривать снова и снова, чтобы получить определенный энергетический заряд, то к этому можно вернуться только из-за игры некоторых актеров и из-за любви к «троице» (Бог троицу любит).
В каждом из фильмов о гардемаринах есть своя фраза «на все времена». В данном случае «в историю» вслед за А. Абдуловым и М. Боярским вошёл Ю. Яковлев. Шикарное исполнение им роли фельдмаршала Апраксина просто не может быть мною не отмечено. Гениально сыгранная сволочь! Вообще, заключительная часть трилогии отметилась бенефисом именно представителей «старой гвардии». Тут и неподражаемая Елизавета Петровна Н. Гундаревой и «плохо выглядящий последние 50 лет» канцлер Бестужев Е. Евстигнеева, и «новичок проекта»: Л. Дуров. Мастера с большой буквы, что и говорить. А вот главные герои подкачали, на мой взгляд. Отсутствие А. Белова (С. Жигунов) по определению не могло быть компенсировано никоим образом вообще. А уж, тем более, в столь корявой, извините за выражение, манере: у вас, там, в навигацкой школе кто-то наверняка еще был толковый и т. п. Ну что за примитив, ей богу. Еще бы младшего брата выдумали. Обидно. Тем более что А. Домогаров образца «Гардемарины 3» и он же времен «Графини де Монсоро» — это небо и земля. Какие-то крашеные нечесаные рыжие (через раз причем) волосы — зачем?! М. Мамаев и Д. Харатьян тоже, считаю, проиграли сами себе. Но тут во многом виноваты и режиссер со сценаристами. Картина просто разваливается на две части! Первая — никчемная — о путешествии в Венецию. Показать нам, что Корсак таки стал капитаном, наверняка можно было и как-нибудь попроще. Вместо этого — примитивный нелепый карнавал, какие-то ряженые, просто вымораживающее «Алесио!» (к чему?!), бесцветная королева Пруссии, чудовищно сдавшая Л. Гурченко, элементарно подурневшая К. Орбакайте и т. д. Сюда же: новый (актер) король Фридрих — тут никакой А. Джигарханян не поможет, совершенно не способный надлежаще сыграть главного злодея В. Раков («Любить по-русски-3» — вот его роль, уж простите за категоричность, а тут эпоха другая, здесь соответствовать надо, эх, Брильи, Брильи)… В общем, всё плохо. Но тем удивительнее, насколько быстро забываются только что отмеченные мною недостатки, стоит сюжету повернуть в «верное русло». Война — вот что спасает фильм! Не успела Венеция остаться за кормой, дела моментально наладились!. И дальше уже пошла старая добрая сага под «народной маркой» «Жизнь — Родине, честь — никому!» Лучше поздно, чем никогда. И даже А. Домогаров вместо пошлятины типа купания в Крымских фонтанах выдал на ура восхитительный финальный эпизод с украденной победой. Что же мешало сделать на том же уровне всю картину?! Вот вопрос, на который я не могу найти ответа. Который вызывает у меня громадное сожаление и заставляет морщиться всякий раз, когда я вижу в программе (DVD-то нет еще пока почему-то) знакомое название. Ибо это как раз тот случай, когда «чужой среди своих», «самый мелкий из помёта», «в семье не без урода» и т. п. — Вы меня понимаете, надеюсь. И всё-таки это в своем роде легенда. Часть истории. И оценивать данный фильм в отрыве от предыдущих я не могу. Они словно передали ему часть своей магии. Поэтому 7 из 10
Достойное продолжение первых частей гардемаринов, хотя снято уже не в СССР и нехватка средств и бедствия российского кино уже отпечатываются на его качестве, да и общее настроение фильма несколько иное, более серьёзное, менее легкомысленное. Да и из героев первоначальной тройки остался только один Харатьян, но вновь появившийся здесь Домогаров вполне ярко занимает место своё место, что особенно видно в конце фильма. И сюжет, и сам исторический фон, на котором всё происходит выбраны очень удачно. Даже можно сказать, что фильм больше, чем остальные опирается на реальные исторические события, причём события достаточно крупные. Это семилетняя война, которая, с одной стороны, являет примеры великих побед российского оружия, и именно в ходе неё мы впервые взяли Берлин, с другой стороны, предательство и сдачу завоёванных побед. Прежние фильмы про гардемаринов всё же имели в значительной мере элементы любовных приключений, имеется ввиду любовь не только к Родине, но и к женщинам. Здесь же любовная тема практически отсутствует, несмотря на наличие некоторых невинных эротических сцен. Видимо это связано с хронометражем картины. В отличие от многосерийных предыдущих частей, здесь всего одна полноценная серия, которую, кажется, показывали в виде двух маленьких. Помню, как я будучи ещё второклассником, очень ждал этого продолжения Гардемаринов. Но в полной мере оценил его только сейчас. Надо сказать, что это продолжение, ровно как предыдущая вторая часть, получилось на порядок лучше, чем продолжение мушкетёров. Более интересная, более понятная и близкая русскому сердцу история. Это как раз тот пример, когда несмотря на нехватку средств, и невозможность снять в полной мере качественно оформленный фильм, за счёт вклада души, картина всё равно смотрится впечатляюще и вызывает очень сильные эмоции. Сравнивать с предыдущими частями его не очень корректно, потому что, хотя фильм столь же хорош и не утратил своей изюминки, но всё же по стилистике, и по смыслу, о чём я написал выше, он совсем другой. Особенно это видно в его концовке. Концовка фильма, в которой так блистательно сыграл ведущую роль Домогаров, просто необыкновенна по своей трагичности, ощущению исторической несправедливости, предательству и надежде на то, что правда когда-нибудь восторжествует. Всё очень ярко отыграно. Чувствуешь всю историческую значимость тех событий, которые не просто были сфантазированы в этом фильме, а реально имели место быть в истории России. 10 из 10