Если не знать историю, если не поинтересоваться жизнью города, который показан в фильме, можно расценивать этот фильм как угодно. Как пример самоотверженности или патриотизма в том числе. Но если обратить внимание на самые первые строчки фильма: 'Ван 1914'... Может быть мнение будет другим? Что же это за город? Ван - город тысячелетней истории армянского народа, столица древнего государства Урарту, город омытый кровью своих создателей. В конце 19 века, на волне 'младотурецкой' революции, орды ослепших от жажды крови турок учинили то, что впоследствии будет названо 'геноцидом армян'. Армян вырезали целыми поселениями не щадя ни стариков, ни детей, а над женщинами 'правоверные мусульмане' чинили такие страшные надругательства, которые могли бы оценить их восточные коллеги японцы, известные мастера издеваться над беззащитными. В течении двух лет, с 1894 по 1896 по данным Лютеранского миссионера Иоганнеса Лепсиуса были убиты более восьмидесяти тысяч армян. И город Ван не был исключением. Но что мы видим в фильме?! Армянский город Ван собирает детей, чтобы направить их с помощью к ненавистным туркам, которые держат оборону от русских войск, которых в городе ждут как избавителей?! Что это за безумный бред?! Как было в задокументированной истории? Да с точностью до наоборот! Спасаясь от турецкой резни, в городе собрались армяне из близлежащих городков и сёл, но в течении осени и зимы 1914 года турки не раз давали понять жителям города, что их головы держатся на плечах непрочно. Проведя несколько успешных убийств армянских лидеров, турки стали готовится к зачистке города. И тогда жители взялись за оружие и организовали оборону города от турецких головорезов. С 19 апреля по 16 мая армянские ополченцы отбивались от турецких солдат до тех пор, пока им на помощь не прибыли русские солдаты. И авторы фильма пытаются облапошить зрителя фантазиями о том, что эти самые люди всего четырьмя-пятью месяцами ранее пели османские гимны и готовы были жертвовать своими детьми ради османской империи?! Ради тех, кто вспарывал животы их матерям? Кто убивал их детей взяв их за ноги и ударив головой об столб? В фильме армянский доктор помогает турецким больным и его убивают армянские же 'бандиты'. В фильме 'дети города Ван' гордо размахивают турецким флагом. В фильме армянские 'бандиты' нападают на караван 'турецких детей'. Этот фильм - грязная пропагандистская ложь, а его автор успешно спекулирует эмоциями зрителей, показывая 'патриотичных детей города Ван', настроенных про-турецки и 'нехороших армянских бандитов'. Армянскому народу стоило бы обратить внимание на это порождение османского реваншизма. Я не берусь судить о качестве этого фильма в деталях, я не хочу говорить о работе сценариста или оператора. Для меня достаточно того, что это огромная и безобразная ложь. За которую даже единицу ставить жалко.
Представьте, что Вы читаете книгу из 200 страниц. Первые 100 страниц -- это предисловие, а остальные само содержание книги. Разве интересно ее читать? Я думаю, что нет. Точно так выглядит этот фильм. Начало настолько долго тянется, что и смотреть не хочется дальше, однако есть преодолеть нежелание, то во второй половине фильма можно и прослезиться. Если не читать аннотацию, непонятно чья это история или о ком она. Сложилось мнение, что у фильма нету ни главного героя, ни главной героини. Есть лишь рассказчица, которая несет историю своего города в народ. История эта о детях города Ван, которые пошли спасать свою армию. Да-да, именно дети понесли через горы зимой боеприпасы в Эрзурум, до него пути было 6 дней. Эта часть фильма была интересной, но перед этим долго-долго показывали различные персонажи, какие мне даже не удалось запомнить. Сюжет сырой, много в фильме недосказанности, много чего остается после просмотра непонятного. Вот например, Ван такой большой город, ну ладно прошла мобилизация и мужчин там не осталось, лишь старики, женщины и дети. Но почему отправлять именно детей? В фильме показывают, что подростки сами выразили желание отправится на фронт, так чем же думали старики? Совсем непонятно было с датами, минуту назад зрителю сообщают о спокойном лете (а война началась 28 июля), а потом резко, без объявления, турки воюют с русскими в Эрзуруме и идет зима. Не доработала съемочная группа... Более подробно рассказана история семьи нашей рассказчицы Мунир. Перед началом войны у нее был отец и два брата -- Мустафа совсем слабый и нездоровый и Мехмет, сдержанный и рассудительный подросток. Сама же Мунир все еще не замужем, потому что ее жених лейтенант Сулейман служит в действующей армии. В основном показывают именно ее страдания и переживания за 120 мальчишек. Именно поэтому следует выделить актрису Озге Озберг, которая сыграла Мунир. Она смотрелась на высшем уровне по сравнению с другими актерами. Выше я писала о том, что можно прослезиться. Да, это так, но слезы вызвал не сюжет фильма (!), а музыка. Фильм 'Сто двадцать' -- это фильм Ожан Эрен. Он является его режиссером, продюсером и сценаристом, но лучше всего у него получилось быть композитором. Музыка настолько великолепна, что много и не замечаешь в фильме, просто не обращаешь внимание. Фильм 'Сто двадцать' -- это фильм о любви к Родине и не важно, что в этом фильме родиной для героев является Турция. Таких ребят, как Мехмет, Селим и других много и у нас. Просто прошло то время, когда детям приходилось так защищать свою страну. Но в тоже время фильм не дотягивает да самой высокой планки, чтобы можно было назвать его шедевром исторического кино. 6 из 10 P. S. Благодаря музыке.
Тема, избранная режиссерами-дебютантами из Турции, является очень полезной и поучительной для всех современных жителей государства турецкого, да и для любого человека, способного осознавать ужас войны, она может представлять интерес, если бы воплотили ее в кинополотно грамотно, да изложили для зрителя интересным художественным языком. Честно говоря, тяжело судить плохо о фильме, затрагивающем столь серьезную историю, хочется верить, что создатели понимали всю меру ответственности, которую брали на себя, собираясь раскрывать тему балканских войн на доблестном примере жителей одной маленькой турецкой деревушки, а конкретнее 120 детей, которых с грузом вооружения взрослые направили сквозь снега на помощь частям регулярной армии. Ибо, если режиссеры понимали, но у них просто не получилось воплотить задуманную историю в качественное кинопроизведение по вине каких-либо условных форматов, которые часто мешают развиваться прогрессивному кинематографу - это полбеды, но если неудачная постановка стала следствием легкомысленного отношения турецких товарищей к своей работе - позор им. Крайне слабая режиссура и совершенно сырой сценарий наводят на мысли как раз о втором моем предположении. Нам, конечно, попытались показать, как зарождалась и набирала обороты национальная неприязнь между армянским и турецким народами, как националистические настроения всплесками насилия захлестывали территорию Турции, проникали в умы совсем юных граждан, формируя исковерканное ксенофобией сознание и порождая у людей соответствующую модель поведения. Люди готовились к войне, когда она еще не началась, учили своих детей стрелять и ненавидеть врага, которого эти дети и в глаза никогда не видели. Трагическая история национальной вражды заслуживает своего воплощения в кинематографическом материале, однако турецкие режиссеры явно не рассчитали своих сил и способностей. В результате представили нам на обозрение довольно рваное повествование, насыщенное пафосными декламационными речами и диалогами, по ходу всего действия концентрируясь на отвлеченных деталях (вроде бесконечных и необязательных бесед военных чинов в своем штабе), забывая донести главное - трагизм излагаемой истории. Слабо сыграли все актеры, но и это обстоятельство можно было сгладить, направив развитие сюжета в нужное русло, заинтересовав зрителя самой темой, проставляя акценты на исторически важных моментах происходящих событий, больше уделяя внимания отражению с экрана поведения и поступков людей, вынужденных жить и взаимодействовать между собой, руководствуясь искалеченным болью и горем сознанием. Но архивы, видимо, режиссерам изучать было лень, поэтому картина вышла больше претенциозной, чем драматической и исторически значимой. Да и сам поход детей с оружием нам показали ближе к финалу фильма, когда режиссеры вдоволь насытили свою работу совершенно невразумительными сюжетными линиями. Благородную идею бездарно загубили на корню, имея вполне приличный бюджет и карт-бланш в виде потенциально хорошей истории. Учитывая то, что половину фильма снимали в павильоне, в ночное время суток, все натурные съемки проходили на одном месте, о визуальных эффектах речи вообще не шло, предполагаю, что продюсер, он же сорежиссер, сэкономив к тому же на привлечении приличных актеров, распорядился бюджетом не самым лучшим способом. В итоге турецким кинематографистам остается пожелать в следующий раз более обстоятельно подходить к художественной адаптации и без того больной и неоднозначной для международного имиджа страны тематики. 5 из 10