Кинолюбители, в большинстве своём, делятся на две категории. Одни вообще не смотрели этот фильм; другие на несколько мгновений закатят глаза, с переменным успехом пытаясь вспомнить, после чего пробормочут: «Это про собаку? Ну да, что-то такое когда-то смотрели…» Что есть критерий качественного… ну ладно, просто понравившегося кино? Это когда, посмотрев фильм первый раз, сразу же точно знаешь, что будешь его пересматривать — а после повторного просмотра он нравится ещё больше, чем после первого. Но в отдельную категорию личных симпатий каждый зритель относит такие картины, которые с каждым новым просмотром впечатляют всё глубже и глубже, а после финальных титров первый же импульс — запустить с самого начала сей же момент. В этом фильме прекрасно всё. Фабула. Идея. Сюжет. Режиссура. Сценарий. Игра. Если вы, уважаемый пользователь Кинопоиска, зашли сюда и читаете эти строки, то, думаю, вы интересовались, что за мальчик в главной роли. Либо же в курсе, что здесь были задействованы не профессиональные актёры, а реальные детдомовцы. В том числе и исполнитель главной роли Ярослав Рощин. Но фильм этот украшает не только удачный эксперимент с актёрским составом. Не только драматургия, хотя кульминационную сцену я каждый раз смотрю не мигая — с парализованным ртом и замершим сердцем. В первую очередь — по-моему, это главная деталь композиции — здесь совершенно гениальная музыка! От одной только главной увертюры на самых напряжённых моментах у меня лично каждый раз в буквальном смысле мурашки по коже и в горле комок. Её автора зовут Владимир Чекасин? Аплодирую стоя. На бис! Хотя она даже без слов. Ну как же без слов, слова есть! Пара строф в течение 56 секунд, сопровождают финальные титры. Идеи и сюжеты фильмов анализировать я не очень люблю, потому что это опошляет. Нужно подобрать такие слова, чтобы зритель не отмахнулся: «Это и так понятно!», а читатель рецензии не пролистал абзац по диагонали. Шурка Калашников — что он умеет? Дружить, любить, играть на губной гармошке и немножко молоть языком. Страшней безумного слона язык бездумного лгуна — гласит индийская притча. Да. Интеллектом Шурка не блещет, и в результате… Вот в результате! Вы же видели фильм, иначе бы вряд ли попали сюда. Если что, я только что попытался расшифровать финал. Закрыть вопрос эпилога. И это естественно. Закономерно по балансу реального мира. Пылится в архивах библиотек «Педагогическая поэма» Макаренко, на пенсии Ваня Солнцев, пала Республика ШКИД. Чума, Жила, Мокрица, Паштет, Чуня, Сопля, Калашников и его верный Спартак — дитяти мира нашего времени. Позади девяностые. Впереди нулевые. Москва у порога XXI века как она есть. Первые супермаркеты. Парки. Пруды. Фонтаны. Новая «Мать Тереза» на красном кабриолете. Трущобы. Маргиналы. Катакомбы. Разборки в канализационном коллекторе. Армия — вечная армия, пока мир стоит. Вечная круговая порука. Это вам не кино какое-нибудь, это наша с вами реальная жизнь. Жемчужина режиссёрского искусства! Самому себе поражаясь, зритель искренне радуется, когда щенок приносит хозяину чужую одежду. Искренне сопереживает хулиганам, под аккорды группы 7Б распивающим в «Макдональдсе» из горла ворованный коньяк на дне рождения у самого маленького шпанёнка. Как завороженный, погружается в фантасмагорию света и тени, мелькание кулаков и арматуры в узком коридоре где не видно ни чужих, ни своих — так и только так должна быть снята сцена драки в канализационном коллекторе! Именно так оно и происходит наяву, а не в ваших второсортных боевиках. И недаром в малоамбициозной, малобюджетой и, как горькое следствие, малоизвестной картине главные роли исполняют простые подростки, а второстепенные — такие мэтры отечественного кинематографа, как Андрей Панин, Ирина Розанова, Владимир Меньшов. В крохотных эпизодах ярко блеснули: характернейший в своём амплуа Григорий Сиятвинда, не известная совершенно ещё никому Ирина Пегова и даже СС-овка Барбара из «Штирлица» Ольга Сошникова: «Стоять! Стоять, я сказала!» Первая её роль аж с 1989 года и последняя на данный момент. Предположительно, вообще последняя в кинокарьере. Скромны дифирамбы зрителя, который со школьного детства вырос на этом кино. Бледен зелёный оттенок цвета рецензии. Скудна цифра на вершине десятибалльной шкалы. 10 из 10 P.S. А теперь расскажи мне, как ты плакал над «Хатико»!
Нам беда — не беда, и нас ничто не берёт. Только ветер зовёт. Тема беспризорной жизни в нашей стране, к сожалению, не обсуждается. Новости забиты политикой, а газеты полны происшествиями на дорогах и жизнью звёзд. Им просто нет места. Оно и понятно, кому они нужны. К тому же это подростки. Их переходный возраст смешивается бездомными обстоятельствами и получаются самые настоящие проблемы, с которыми связываться никто не хочет. Вся жизнь это — алкоголь, наркомания, воровство и смерть. Поэтому они не живут, а выживают. А выживает, как мы все знаем, сильнейший. Теперь конкретнее о фильме. Так вот фильм — настоящий. Ярослав Рощин сыграл потрясающе, взяв на себя главную роль. Все эмоции шли через него. Вместе с ним следишь за происходящим. Чувствуешь, переживаешь и очень хочешь помочь ему. Именно так должны переживать за них все. Также хочется отметить остальных ребят. Когда они вместе, кажется, будто они и есть те, кого записали в не нужных детей и отгородили от себя. Жизнь для них жестока, а с приходом Ярика она стала более красочной. Немного грустно было в конце, но и с другой стороны приятно. Приятно за них. Множество из них не актёры, а настоящие детдомовские. Как говорил режиссёр Андрей Прошкин: «для нашей истории важно ощущение правды». Всё правильно сделал. Так и есть, так и получилось. Спасибо! Пацаны вообще ребята! К просмотру допускаются все. 10 из 10
Такие истории всегда цепляют. Жизнь детей сирот, точнее сказать их борьба за жизнь. НЕ зря лучшим другом Калашникова стала именно овчарка, ведь сироты, дети вырасшие в дед-домах такие недоверчивые к людям, наверное, именно для калашникова фраза «Собака — лучший друг человека» звучит куда глубже, чем для детей, окружённых любовью родителей, для детей, которые заводят породистых щенков забавы ради. Так же раскрывается вся подноготная людей, которые попались Калашникову и его другу Спартаку на пути, везде искавших только свою выгоду, и плевать им на самом деле на бедного мальчишку. Но не смотря на все трудности, мальчик полон сил, и старается на жизнь смотреть куда ярче. Фильм хороший, есть о чём подумать.
Детство бывает разным, на чаще всего оно представляется счастливым, в окружении любящих родителей, сестренок-братишек, бабушек-дедушек. Оно безоблачно, красочно и воздушно. Оно прекрасно в воспоминаниях. Но не каждый ребенок купается в ласке и добрых объятиях своих родителей. Об этом фильм «Спартак и Калашников». Родительскую заботу взял на себя детдом, со своим уставом и жесткими правилами. Строптивый мальчишка Калашников не смог выдержать законов этих казенных стен. И что ему осталось? Лишь побег. Оказавшись на воле вместе с преданным щенком — овчаркой Спартаком, они отправляются в долгий путь скитаний в жестоком мире взрослых. Каждый взрослый человек, встретившийся им на пути преследовал лишь свои интересы, свою выгоду, своеобразно — найти применение, что для Калашникова, что для Спартака. Оказавшись среди московских беспризорников, Калашников находит временный приют. Он принимает правила беспризорной жизни, и остается с этими подростками, потому как другого места для него больше нет. Взрослые чаще только делают вид, что они заинтересованы в судьбе ребенка, они могут возмущаться на малолетних попрошаек на улице. Но кто подарит им любовь и тепло, даст свой кров и заботу? У каждого своя судьба…
Очень интересный фильм о жизни. О жизни в приюте и за его стенами, со всей жесткостью этого мира… И он, Шурка Калашников живет. Живет, как может, а порой и как приходится. Реал лайф по-русски. Трогает душу, начинаешь переживать за этого мальчишку, любить его. Советую посмотреть. Бездомных ребят все больше, а это как раз про них… Поймете, как им живется…