Бубен, барабан: отзывы и рeцензии

hatalikov
hatalikov23 октября 2016 в 23:42
О женщине в российской глубинке, позволившей себе влюбиться, но не сумевшей это выдержать

Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. © Редьярд Киплинг, 'Завет'. Если 'Кремень' Алексея Мизгирёва вызвал у меня гамму раздражительных и смутных чувств, то 'Бубен, барабан' внезапно приятно удивил, несмотря на затянутость. В телепередаче 'Закрытый показ' обсуждение фильма, как обычно, достигло той консистенции, когда разговор пестрит терминами вроде 'чернуха', 'провинция', 'интеллигенция', 'Россия', 'мы', 'время', 'общество', '90-ые', ну и так далее. Данный фильм, безусловно, каждый интерпретировал по-своему, при этом большинство точек зрения - правдивые и достоверные, но лично я бы не стал брать глобальность за основу - мы же не касаемся бытовой документалистики о жизни в шахтёрских городках. Мне бы хотелось немного проанализировать место самой героини в конкретном обществе, в конкретный период времени, акцентируя внимание больше на роковом результате противостояния её характера и её любви. Эта тема 'красной линией' проходит через весь фильм. Библиотекарша среднего возраста поддаётся зову сердца, выбравшему обычного моряка, отчего её существование порождает сдвиг, запускает некое изменение. Не внешнее - внутреннее. Чувство, испытываемое к мужчине, глубокое и неизбежное, постепенно ломает героиню, заставляя метаться от обиды, опасной и жертвенной, до желания исправить всё через прощение, которое само по себе невозможно. Что приводит к трагедии. На фоне постсоветской пустынности с вынужденным выживанием и серыми, гнетущими реалиями, съедаемыми застывшим временем, терпит крах сильная личность, которой не удалось сохранить здравость рассудка из-за незаживающей сердечной раны. Как бы Катя ни пыталась обратить сложившуюся ситуацию себе во благо, ситуация всё-таки порвала и добила её, подкрепляемая окружающей обстановкой, не дающей какой-либо надежды на сон беспокойной памяти. Ведь порой даже в книгах не найти утешения, если внутри тебя кровит от предательства, когда не можешь и не хочешь воспринимать это легче, чем оно есть. Катя, как олицетворение сильных литературных героинь, на чью долю выпадает много страданий (в основном как раз по причине любви и призвания), постепенно из человека превращается в образ, а жизнь вокруг неё тоже становится некой иллюзией, ведущей в адскую безысходность, спасение от которой весьма радикально и безжалостно. Алексею Мизгирёву удалось очень тонко изобразить, а Наталье Негоде (или Негода? Фамилия склоняется?) - показать на собственной актёрской шкуре всё вышеперечисленное. Фильм сугубо психологичен, тяжёл и вязок. Эмоциональность в нём так сильно скрыта холодностью и замкнутостью натуры героини, что очевидного надрыва вы почти не увидите (за исключением нескольких коротких моментов, где Катя снимает с себя маску сильной женщины и превращается в жертву). Его придётся чувствовать и нащупывать самостоятельно, с помощью зрительского чутья. Поэтому сложно с полной искренностью сопереживать Кате, пытаясь пробить стену её отчуждённости. Впрочем, в финале эта стена падёт, только будет уже слишком поздно что-то исправить. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: 'Иди!'. © Редьярд Киплинг, 'Завет'. Пусть 'Бубен, Барабан' раскрылся только во второй своей половине (с первой не сразу вышло сладить), мне наконец удалось проникнуться творчеством Мизгирёва как режиссёра, и желания посмотреть его следующие фильмы теперь стало значительно больше, чем было после 'Кремня'. 7 из 10

Majj-s
Majj-s6 октября 2016 в 05:37
Бряцая пустыми кимвалами.

Смотреть потому что это режиссер 'Дуэлянта' и потому что в главной роли Наталья Негода. Сверкнукла Зиночкой Коваленко в 'Завтра была война'; вспыхнула сверхновой в 'Маленькой Вере'; снялась для 'Playboy' в белых носочках. После невразумительные 'В городе Сочи темные ночи' - все. И вдруг, через двадцать лет главная роль. Да какая! Коллеги и критики всеми возможными наградами увенчали и номинациями номинировали. А что рядовой зритель не знает ничего, так то в порядке вещей у авторского кино. Оно не для зрителя снимается, не для рядового. Для кинотусовки. Просто такое дорогостоящее элитное хобби. Как собирать ретроавтомобили. Снять за два миллиона американских долларов фильм, который в прокате соберет четырнадцать тысяч шестьсот. Зато много-много кинонаград (и номинаций). Толку чуть, а удовольствия немерено. Ну чего ты вызверилась, не готов массовый зритель к восприятию сложных вещей, ты вот, тоже не готова оказалась. А кино хорошее. Кино хорошее, да. Не вызверилась, просто не люблю, когда людей низводят до уровня быдла. Потому что здесь низведены. Отчего она в 45 живет в этой убогой общаге? Что, такая высокодуховная подвижница, радетельница за повышение культурного уровня расейской провинции? Да плевать ей на культурный уровень, российскую провинцию и на себя саму. Вернее не плевать. Ненавидит лютой ненавистью все, включая себя. А вы можете объяснить чем-то, кроме подсознательного самонеприятия жизнь в подобных условиях? Эк загнула. Стартовые условия у девушки не лучшие. Правда? А при чем тут стартовые условия, они решающую роль играют, когда тебе 20. В 45 уже пора забыть. Два высших образования, говорите? Отец всю жизнь души не чаял. Делаем выводы: небесталанна и обучаема; на помянутом выше старте получила опыт любви, который во взрослой жизни делает женщину внушающей любовь и способной транслировать ее вовне. Это разные сферы охватывает: секс, нежность, ласка, забота, умение увидеть красоту, где никто не видит и показать ее окружающим. которые без тебя не увидели бы. Что она? Тело загнала в рамки самого убогого из возможных, быта; душу засушила на корню; мозги ушли в пустоцвет, да и отпали. Если были изначально мозги, добавлю. В чем сомневаюсь. Поди ж ты, Ассоль. Дождалась своего капитана дальнего плавания (для полного счастья он должен был оказаться слепоглухонемым, как в анекдоте). Поди ж ты, леди Макбет Мценского уезда. Через всех и вся перешагнула за большую любовь, а мужик с говнецом оказался. Поди ж ты, Медея - все ради мести. А книжки, ворованные из подведомственной библиотеки, к какому архетипу пристегнуть? Голубого воришки ('он называл ее Сашхен, она называла его Альхен')? Ну что ты вызверилась. Да потому и вызверилась, что очень хорошо и правдиво в деталях. В каждой отдельно взятой детали: убожество провинциальной жизни; оголодавшая без любви баба; мужики, что делятся на альфонсов и вьючных мулов. И внутренняя логика линейного повествования безупречна, не в пример большинству артхаусных фильмов. где в зияющи логические прорехи на телеге можно въезжать. Здесь хирургического скальпеля не просунешь. При сборке мастер допустил микронную ошибку, чуть сместил акценты и результат оказался нежизнеспособным. Угу, те самые 14 600 сборами. Потому что неправильно низводить до состояни быдла. Правильно поднимать.

ShashaDothan
ShashaDothan6 сентября 2015 в 09:50
В богатстве и в бедности

О чем же фильм? О том, как плохо жилось людям в постперестроечное время? О том, на что готова женщина (вероятно, в климаксе) ради случайного мужчины? О неоднозначности человеческих поступков? О том, как низко продавать искусство (в данном случае книги) и тем самым очернять его? Непонятно. Думаю, фильм снят по принципу 'додумай сам'. На мой взгляд, фильм снят просто некрасиво. Невнятное бормотание Лядовой на фоне Негоды, пытающейся изобразить строгую тётю, смотрится почти комично. Да и за главную героиню становится стыдно: сначала она упрекает школьника в безответственности, а потом все с той же каменной миной на лице, с какой читает стихи перед детской сборной, намекает, что хочет 'заказать' человека. Ну никак это не вписывается в фильм о бытовухе. Причем играет Негода умело, как и двадцать лет назад. Дело не в актерской игре, а подборе слов и фраз для актеров. Симпатия, только-только зарождающаяся в начале фильма, к обычной женщине-библиотекарю, так старательно исполняющей свои обязанности, как кажется сначала, быстро угасает. Оно и понятно. Днем Екатерина - педантичный библиотекарь в строгом костюме, вечером - торгашка на вокзале. Главная героиня, упрекающая школьника за рисунок в книге, оказывается, ничем не лучше маленького хулигана. И вполне справедливо, когда, требуя деньги за испорченный экземпляр, выглядит в глазах других вымогательницей. Ханжой в полном смысле слова. Наблюдая отношения, если можно это таковыми назвать, между воровкой и случайно оказавшимся 'у черта на рогах' моряке, хочется сделать вывод, что Екатерина 'работает' не для себя, чтобы выжить, а является марионеткой в чьих-то руках. Запугали, заставили работать на людей там, наверху. Возможно, на того же стоматолога, якобы влюбленного в нее без памяти. Потерявшая чувство собственного достоинства, унижаемая женщина готова ползать на коленях, быть подстилкой для мужика, который, узнав о том, как она зарабатывает жалкие рубли, просто-напросто оплёвывает ее: 'Не искусством тебе заниматься, а сортиры драить...'. Хотя так ли эти слова жестоки по отношению к женщине, которая готова на все, лишь бы ее не оставляли одну? Фильм достаточно тяжел для просмотра, кадры сменяют друг друга монотонно, как события в жизни людей, пожираемых заживо бытовухой, цепляющихся за малейшие возможности выжить. Впрочем, безысходности нет. 'Не можешь жить - не живи' - вот, наверное, наиболее подходящий слоган для фильма.

kain_i_avel
kain_i_avel20 февраля 2011 в 13:14
Дорога к кладбищу

Когда идеи теряют силу, они становятся вещами. Музеи и библиотеки как хранилища овеществленной, омертвевшей культуры являют собой в этом отношении сублимированный аналог кладбищ и моргов. Библиотекарь – тот самый гробовщик из упоминаемых в фильме «Повестей Белкина», имеющий на обслуге мертвецов своё скромное довольствие. Некогда живые тела обретают тут второе существование, но уже в качестве товара. Тонкий образно-ассоциативный ряд, создаваемый Алексеем Мизгиревым в своей картине, выводит на довольно глубокую философскую проблематику, внешне задрапированную остросоциальным детективно-мелодраматическим сюжетом. Несомненно, отдельным персонажем фильма выступает духовная культура как таковая, взятая в своей литературно-книжной ипостаси, вполне типичной для постсоветской России – некогда «самой читающей стране мира». Своё социальное воплощение эта культура получает в Екатерине – незамужней библиотекарше бальзаковского возраста с двумя высшими, экзистенциально заброшенной в глушь шахтерского посёлка. Драма главной героини в её раздвоенности. Внешне проповедуя высоту духовных идеалов человека (чего стоят только пафосные декламации ею киплинговской «Заповеди» на поселковых мероприятиях), внутренне она безразлична к ним – высокая классика здесь напрочь вытесняется «Тысячью и одним рецептом коктейлей». Это, с одной стороны, снимает с продажи библиотечных Пушкина, Сервантеса и Диккенса тень некого святотатства: «за один раз полные десять классов» – такое «комплексное предложение» вызывает помимо улыбки даже некоторое уважение. Не испытывая никакого пиетета к литературным иконам, Екатерина, по крайней мере, успешно реализует в себе коммерческие задатки, открывая в томах «под золото» потенциальный товар. С другой стороны, наряду с одиночеством Екатерины, становится очевидным одиночество самой культуры, её идеалов и возвышенных ценностей. Автор затрагивает известную шпенглерианскую проблему – существование библиотек и прочих «храмов культуры», увы, не гарантирует культуре жизнь при отсутствии субъекта, не столько хранящего её идеалы, сколько живущего в соответствии с ними. В качестве такового, казалось бы, является заезжий моряк, демонстрирующий твердые моральные принципы, но на поверку оказывающийся типичным трикстером-искусителем. Он полностью разрушает мир героини, физически толкая её туда, где она в сущности уже давно находилась. Ключевой вопрос фильма риторически дублируется в финальной сцене – брат Екатерины Игнат, устремившийся в порыве чувств к могиле сестры, вдруг останавливается в задумчивости на полпути. Зачем живому мёртвое?

Vedmezhatko
Vedmezhatko18 февраля 2011 в 20:54

Честно говоря, наибольшей проблемой, стоявшей передо мной в вечер после просмотра, была не проблема героев, ни социальной деградации, ни потенциального полного вымирания интеллигенции, а то, как назвать эту рецензию. Если же мысленно отделить развязку фильма от первых 60-70 минут, можно было бы говорить и говорить! О чем угодно, к примеру о том, что героиня закована своими принципами в клетку, да в такую клетку, из которой можно спокойно выйти, и она выходит (чтобы барыжить награбленным, или к своему отцу, который так ее любит), но она всегда возвращается обратно. А поскольку эта концовка имеет место быть, то все просто - товарищ, тот что Б. О. Г., явился катализатором тому, что Екатерина Артемовна покидает клетку. И неважно, чего она в жизни добивалась, имея два высших образования и при этом работая в поселковой библиотеке. И неважно, что все называли ее циничной и злой. Все, кроме брата, которому она так мешала устроить жизнь своей семьи. Все это становится неважно. Да и весь фильм становится таким неважным и несущественным. Ведь в этом весь ужас и прелесть этого фильма. Ведь этому ужасу есть одна причина - смерть, и никакие контраргументы уже не имеют веса. Для меня лично ужас пересилил, поэтому оценка низкая. Но прелесть перечеркнуть нельзя, и поэтому я считаю, что окрас этой рецензии не негативен. Актерская игра мне понравилась, операторская работа подчеркивает самую суть - действия есть, жизнь идет, а динамики нет! Лично я считаю лишними кадры голых женщин, стражей порядка, боящихся крови. Но когда думаешь, а что же еще здесь лишнее - понимаешь, что лишняя здесь главная героиня. Она вся неуместная в этом социальном острове провинции, который никак не хотят оставить сценаристы и режиссеры. В этом фильме лишнее все - и макароны на ворованные деньги, и 'Анжелика', которую толкают бабке в поезде, и пацан, портящий книги. Их как будто долго собирали по кусочкам, искали по одному критерию - ненужность. Нашли, и замешали, нехило так замешали! и библиотекаршу, и зэка, и отца-шахтера, и даже несчастную бабку с помидорами на привокзальной площади. Но, что примечательно, они все вместе смотрятся довольно цело. Вот и все. А названия для рецензии так и нет. Это и осталось моей единственной проблемой. 4 из 10

Leshiy133
Leshiy1339 декабря 2009 в 12:23
Горе от ума

История поиска любви, перемешавшаяся с выживанием в провинции, поднимает тему простых людей и их образа жизни, вдали от индустриальных городов, контрастом демонстрируя, что пока всюду прогресс и процветание, вокруг все еще по-прежнему царят 'девяностые', и жестокие реалии быта маленьких городков и поселков погружают в мрачную атмосферу, где все еще не угасают лучи надежды на любовь и стремление жить. Но в первую очередь нам наглядно показывают, что жизни в этих городах просто нет. Как таковая, жизнь, уже давно ушла, оставив за собой лишь борьбу за существование, где каждый выживает так, как может. Кто-то свыкся с ежедневным однообразием, кто-то все еще ждет чего-то светлого в своей жизни, а кто-то, имея синицу в руках, не понимает своего реального счастья, продолжая высматривать журавля в небе. Главная героиня, отданная своему делу и работе, существует за счет рациональных истин. Пытаясь понять этот мир разумом, а не чувствами, начинается настоящее горе от ума. Заместо красивого ресторана, здравый ум подскажет - жить по средствам, и вот уже сценой спустя поедаться будут какие-то чебуреки, а все диалоги будут представлять собой набор отдельных фраз, демонстрирующих сильное изложение позиций персонажа, но при всем этом уносящие куда-то в даль примитивной рационализации обстоятельств. И проблемой здесь будет не любовная драма главной героини, а лишь техническая сложность восприятия. Снимая о реальной жизни людей провинции, режиссер не ставит задачей снимать реалистичное кино. Ни одному диалогу, при всех колких и отточенных фразах, здесь невозможно поверить, потомучто так люди не общаются, сборник коротких монологов без особых связок никак не может называться общением между людьми, и остается либо открещиваться от реалий происходящего, либо просто воспринимать непосредственно текст, а не то, как это общение обыграно актерами. Таким образом попытка внести какие-то мысли, покроет под собой саму историю, происходящую в фильме, оставляя только сильные фразы и не слишком четко прописанные образы, где быдловатый приезжий внешне будет слегка напоминать В.В.П. а по сути более походить на Крэйговский типаж Бонда, а линия соседки уже после первого вопроса по литературе будет настолько банально предсказуемой, что история потеряет всякую интригу и интерес. Набором динамичных сцен, здесь опустят подробности сюжетных линий, а омрачая провинциальную жизнь добавят пару жутких эпизодов с кровью и отрубленной головой, аллегорически на фоне слов о коктейлях и Таиланде, показывая провинциальный ресторан и стриптиз, без особых целей донести суть, а лишь ради подачи тех самых сравнений, аллегорий и скромных метафор. А персонажам будет не хватать не только искренности и правдивости в общении, но и более четких характеров, яркости образов и сюжетного внимания. И в итоге мы придем к театру одного актера, где Наталья Негода, вернувшаяся на экраны после довольно скандального фильма 'Маленькая Вера', покажет умение подать сильного персонажа, с инстинктами выживания в тяжелом для жизни шахтерском поселке, но сама искра чувственности оказалась задавлена задержкой дыхания в этой самой провинции и попытками смотреть на мир с точки разума и рационализма. И не зря название фильма упоминается здесь в сцене о дыхании, показывая метафору на современную жизнь, где в больших городах полным ходом идет 'вдох-выдох', олицетворяющий полноценную человеческую жизнь, а в провинции лишь задержка дыхания и этот самый 'бубен, барабан'. 6 ИЗ 10

klinsburg
klinsburg28 ноября 2009 в 10:54
УГ

Фильм получился очень неоднозначным и спорным. Режиссёр пытался наполнить ленту суровой правдой жизни в российской глубинке, но получилось наполнить лишь серостью... и безысходностью. Каждый кадр - ода унынию и упадку. Никакой надежды. Никакой веры в лучшее будущее. Это не по мне. Жизнь, какая бы суровая она не была, всегда оставляет место надежде. Режиссёр, видимо, другого мнения. Главная героиня - престарелая библиотекарша, олицетворяющая собой пример того, как не надо жить, не вызвала у меня никаких симпатий. Да и как она могла их вызвать, если символизировала собой вселенское горе и совершенно непонятно откуда взявшуюся гордость! Возникает справедливый вопрос - чем в своей жизни она так гордилась и от чего считала себя столь независимой? Что пыталась доказать своему отцу, брату, близким (если у неё вообще были БЛИЗКИЕ люди)... Кстати, два раза за фильм героиня Екатерина читала стихотворение Киплинга `Тогда, мой сын, ты будешь Человек!` - читала просто безобразно. Наверное, подчёркивая, что всё о чём говорится в стихотворении - к ней не относится. Образ морячка, которого сыграл Дмитрий Куличков, также не был раскрыт в данном фильме. На мой взгляд, актёры выложились не до конца, оставляя ненужный простор для рассуждений зрителя. Возможно, Алексей Мизгирёв и хотел донести что-то глубоко психологическое до нас, но ему это не удалось. Стиль уныния и разрухи - скорее раздражает, чем заставляет сопереживать героям. Во всяком случае, меня происходящее на экране ничуть не тронуло. В реальности всё иначе. Я сам прожил большую часть своей жизни в маленьком провинциальном городишке, где гопники - едва ли не коренное население, а стабильная работа - несбыточная мечта. Но и в таких условиях есть возможность нормально жить, радуясь светлым моментам и стремясь к лучшему. Делая, в конце-концов что-то для этого, а не воруя книги в библиотеке и разрезая себе вены. Сводить счёты с жизнью - путь для слабых людей. Многие восхваляют отсутствие музыкального сопровождения в картине - якобы, это огромный плюс. Я так не считаю. Наличие музыки могло бы хоть как-то сгладить тот сухой и пресный эффект, который вызвал фильм. Диалоги актёров не вызывают никаких реакций. Они скучны и безлики. как и всё в этом фильме. Пусть моя отрицательно-красная рецензия внесёт хоть какое-то яркое разнообразие в печальную бесцветность, созданную режиссёром. 5 из 10

vital4ikk
vital4ikk18 октября 2016 в 19:02

Скажу сразу, фильм мне понравился, но как поклонник нашенского артхауса замечу, что это явно не лучший его представитель. Казалось бы, товарищ Мизгирёв, уже большой мастер сгущать краски, то есть показывать действительность без каких-либо заигрываний со зрителем, здесь вдруг решил указать путь к чему-то светлому. Никаких действий, только броские лозунги, типа, терпи, обязательно бубня мантру - бубен, барабан, бубен, барабан... А если нет сил, ну или пересохло в глотке, то жить незачем вообще. Вот такой вот прямолинейный совет, неказистый, лишённый напрочь полемической нотки. Примитивно, что отбивает интерес. Но русский люд многогранен и как бы ты не пытался запереть его в рамки, он всё равно сможет рассказать о себе чуть больше, чем рассчитывает сам режиссёр. Наверное это большой талант, когда твоё видение растёт вовремя самого процесса, заслоняя тебя целиком. Мизгирёв обладает им сполна. В этой картине интерес представляют одни лишь женские персонажи, когда как мужские только делают её проще. Вот вам интеллигенция, ворующая книги, у тех, кто портит казённое имущество. Кто быстрей, или можно остаться Человеком вопреки себе самому...Вопрос совести, или время диктует свои правила... Здесь можно спорить до бесконечности и вы будете это делать. Фильм поглощает зрителя, рассказывая судьбу главной героини, но вот окружающая её среда вышла совсем блеклой и портит общее впечатление. Фильм буду рекомендовать к просмотру, это действительно 'живое' кино, вопреки искусственным кричалкам, которое не оставит равнодушным ни одного зрителя, тем более актёрская подача настолько сильная, что любые сценарные шероховатости уходят на второй план. Всем желаю приятного просмотра!!!

Holynyan
Holynyan9 августа 2015 в 18:29
За что мне понравился этот фильм

Кино определенно производит гнетущее, тяжелое впечатление, фабула пропитана безысходностью, впрочем сам фильм мне очень понравился за счет очень гармоничного сценария, хорошей игры актеров, жизненности сцен (любой человек, выросший в России хорошо прочувствует антураж). Мне нравится такой жанр кино, русская драма 'не для всех', однако часто эти фильмы изобилуют затянутыми и малопонятными сценами, которые можно было бы сократить вдвое или вырезать напрочь. Когда я собиралась посмотреть 'Бубен, барабан', то мысленно уже приготовилась поскучать во время просмотра. Каким же было мое удивление, когда с самого начала я не увидела ни одной непонятной, растянутой или неправдоподобной сцены. Каждый момент несет смысл, Мизгирев гениально, с точки зрения композиции, решил проблему воплощения сценария. Каждый действующий персонаж будет понятен, его легко прочувствовать, в то же время, все они уникальны и неповторимы. Все то же касается и разыгрываемых картин: умирающая библиотека, промозглый железно-дорожный вокзал, дешевый ресторан с закосом под роскошь или разваливающаяся поликлиника - все это хорошо знакомо русскому человеку и, возможно, будет понятно иностранцу. 10 из 10

бетта
бетта4 мая 2015 в 15:25
недолевиафан

Такое чувство, что все наши режиссеры учились специально снимать отвратительное кино. Может быть, у них даже был предмет с названием 'Безнадега и уныние Российские' Мне не понравился НИКТО, НИ один персонаж, ни реплики, ни сюжет... НИ-ЧЕ-ГО Так... библиотекарша-воровка с претензией на интеллигентность великую. В фильме не показано, зачем она ворует? Так уж ей плохо живется? Ну даже если так, но она же позиционирует себя как непорочную, возвышенную, отрешенную от всех мирских радостей. Сама себе врет? Сцена, где она читает стих горстке детишек-боксеров - так нелепа и пафосна, что оставалось только качать головой. Мне эту женщину не жаль ни на йоту. Дальше. Ее 'лучшая' подруга: Лядова в своем репертуаре. Фамилию оправдывает что ли. В каждом фильме она изменщица, девушка легкого поведения. Вы меня извините, но... ОНИ ЛУЧШИЕ ПОДРУГИ?! Да не смешите, библиотекарша даже посплетничать не может со своей подружкой, ни посоветовать, ни посочувствовать. Мне был так смешон их диалог про книгу Пушкина, ох ужас-то, он был, видимо, очень уж метафоричен, настолько, что даже я, филолог по образованию, его не поняла. Моряк! Самый мерзкий персонаж из всех, даже хуже милиционера, падающего на пол при виде крови. Был еще один странный мужчина - зубной врач со своей зубной щеткой на батарейках, который со своими коллегами на работе обсуждает Наташу Ростову. Серьезно?! Смех да и только. 1 из 10

rowkein
rowkein29 июня 2013 в 13:23

Картина представляет собой пример настоящего кино - сочных, красивых, подобранных кадров, наполненных нужной режиссеру цветовой гаммой, хорошо поставленным светом. История - типично российская: немолодая библиотекарша, строгая, немногословная, сжатая в кулак собственной жизнью, в которой главное - борьба, встречает приехавшего в город моряка. В этой истории - все: 'свинцовые мерзости жизни' российской глубинки, всеобщая апатия и недопонимание, агрессия и строгость как единственный метод проживания жизни, и даже любовь - словно вымученная, какая-то 'по необходимости', которая не лечит, не приносит счастья, а режет по живому, превращая реальность, похожую на ад, в ад еще больший, самый простой выход из которого и показан в фильме. Фильм, на самом деле, не о России, не о том, что 'все вокруг плохо', а о любви. Любви, которая проявляется себя в настолько искаженном виде, что становится орудием духовного убийства, а не возрождения. Здесь же и типичные для российского общества штампы - 'найти/подобрать мужика', не потому что сердце, а потому что - надо; да и мужик-то сам - молчаливый и невнятный, способный лишь требовать, а не давать. Все это - такая нео-достоевщина, 'бедные люди' с полным извращением духа и каким-то искусственным поиском искусственного счастья по эталонам, предложенным обществом. Может ли быть из всего это выход другой, кроме того, который выбирает героиня? Да - садится на поезд, и ехать, куда глядят глаза, и произносить под стук колес 'бубен-барабан'. Хорошее, живое, 'сочное' российское кино. 7 из 10

mega ti
mega ti5 марта 2011 в 09:42

Единственным спасением современного русского кинематографа осталось независимое кино, ярким представителем которого и является «Бубен».К счастью для нас это очень приятное пускай и довольно грубоватое кино. Неспешно повествование о тяжёлой жизни женщины, оказавшейся в безвыходной жизненной ситуации и её попытки хоть как-то наладить жизнь смотрятся очень реалистично. Режиссёру удалось изобразить жизнь обычных людей, живущих в отдалённых от цента страны городах. Многие сравниваю фильм с «Пианисткой», но автор не согласен с этим мнение, это кино совсем о другом. Хорошая актёрская игра, жизненная история делают этот фильм пускай не шедевром но очень близким к нему, для начала очень хорошо.

Andron
Andron21 февраля 2011 в 09:55
В молоко

Не знаю, такая почему-то возникает ассоциация. Вроде бы и оружие подобрали, и в стрелки не абы кого (как выяснилось лишь в итоге, впрочем) пригласили, но… Нет, это уже, разумеется, не «пальцем в небо», но всё равно мимо. Ибо не интересует. Совершенно не интересует меня судьба таких людей. И мне просто смешно в который уже раз читать отзывы а-ля «фильм заставил задуматься», «честное, правдивое кино», «картинка из реальной жизни» и пр. Причем смех этот – он нездоровый, нервный. Поскольку в голове не укладывается, ей богу, как можно видя (раз фильм честный) такую реальность вокруг себя дни напролет усиленно ее не замечать, а посмотрев полуторачасовую нарезку всего того же самого – вдруг прозреть. Это от скудоумия или как, простите? Впрочем… Есть еще один вариант ответа. Ложь! Либо в посылке о том, что фильм – «окно в Россию», либо в утверждении о его «целебном действии». Вам что больше нравится? Мне лично глубоко наплевать, правдивый это фильм или нет. Я вполне допускаю, что описанная в картине ситуация могла иметь место (может, даже не один и не два раза) в реальной жизни. Только вот не волнует меня это ни капельки. Ни во время телевизионного показа, ни, условно выражаясь, за стеной, в соседней квартире. Потому что… Естественный отбор. Благо. Одной неполноценной особью меньше – и славно. И продолжайте в том же духе. Скучно. Не противно даже, что характерно, – наверное, повторюсь, снято слишком хорошо, сыграно профессионально, но и не интересно. И, главное, непонятно. Для кого фильм? О чем он призывает задуматься? Очередная бессмысленная (хоть и качественная) зарисовка, по-моему. Одних (если всё-таки правда) не удивит, других – вряд ли напугает. Я-де таких не знаю, и точка, – выдумки это всё. 4 из 10

flametongue
flametongue15 мая 2010 в 20:27
Пушкин и Анжелика

Бывает так: в юности ты Златовласка и ждёшь своего Прекрасного Принца. Но путь к твоему захолустному замку настолько зарос, что Принц приходит слишком поздно. Когда волосы твои уже поседели, и поверх ты одела парик. А Принц, он кажется таким безупречным!.. Он трогает твои волосы – и понимает, что ты его не дождалась. На самом деле, это только сюжетная канва, да и то не вся. Это фильм не о любви, и даже не об отдельно взятой личности в капкане российской глубинки. Уверенными движениями простого карандаша режиссёр строит выкройку Жизни Безнадёжной, и при желании платье по ней можно сшить для каждого. «Когда тебе становится плохо, старайся дышать в ритм: бубен – барабан». На протяжении всего фильма герои словно дышат вот так через силу, ждут момента, когда же можно будет расправить грудь. Когда можно будет перестать терпеть и начать новую жизнь. Размеренный стук пережатого сердца сопровождает происходящее вместо музыки. Эти люди не смогли бы запеть. Для них и стихи-то оборачиваются душевными спазмами… Может быть, для кого-то жизнь полна красок, эмоций и возможностей. Моё же знакомство с ней прошло так же, как и у Мизгирёва, поэтому серые будни, чёрные углы и навязчивые мысли о суициде её как нельзя лучше суммируют. «Не хочешь жить – не надо». Лозунг, конечно, опасный, зато честный. «Злая баба» Катерина мне очень близка и понятна, а Наталья Негода отлично вжилась в образ. «Тогда, мой друг, ты станешь человек!..» Впрочем, может и не станешь. Терпи, пока есть силы. Оптимистов прошу не беспокоиться. 8 из 10

s_andryushin
s_andryushin26 декабря 2009 в 16:52
Не можешь - не живи

Безысходность провинциального бытия, где из «культуры» только музей, а жизнь плавно течёт по кругу, лишь изредка меняя свой вектор, подвержена, пожалуй, самому жёсткому бичеванию в современном российском кинематографе. За 1,5 часа экранного времени в фильме трудно припомнить момент, в котором обитателям посёлка хотя бы на несколько мгновений прорвался лучик надежды. Мизгирев ограничился чёрным цветом в своей картине. Библиотекарь Екатерина Артёмовна - одинокая женщина лет 45 в начале фильма вполне сходит за представителя провинциальной интеллигенции. Полагаясь на её жизненные принципы, молодая помощница по библиотеке просит сокровенного совета. Екатерина Артёмовна строго выговаривает маму мальчика, изрисовавшего библиотечную книжку. Однако казалось бы в интеллигентские качества библиотекаря вклинивается неожиданная сторона её натуры. Вплетающаяся в сюжет страстная любовь библиотекарши к появившемуся в посёлке уголовнику в высшей мере оголяет нерв драмы провинциального интеллигента. Она надеется на перемены в своей одинокой неудовлетворенной жизни, он хочет завязать с криминальным прошлым. В общем, каждый из них пытается перечеркнуть прожитые годы. Но всё рушится. У неё вырывается наружу накопленная ненависть и злоба. Тихая библиотекарша превращается в чудовище. Она готова на всё. Финал картины в стиле братьев Дарденн, оставляя гору вопросов, веет отчаянием. Пусть зритель сам заглянет в тёмные пещеры человеческой природы. © Сергей Андрюшин 2009

shishkoAM
shishkoAM26 ноября 2009 в 08:41
Всё плохо!

Фильм о тяжелой жизни на окраинах страны? О нищете? О несправедливости жизни? Возможно, атмосфера создана до мельчайших подробностей! Но мрачности, серости, тоски хватает и в настоящей жизни. Оглянувшись вокруг, всё это можно увидеть. Зачем же идти и смотреть на ЭТО в кино? Сценарий не понравился совершенно: много лишнего, некоторые повороты событий необоснованны (недоделаны)… Актёры играли замечательно. Но что это меняет, когда фильм не хочется смотреть! Поэтому после просмотра настроение испорчено и рецензия отрицательная! 3 из 10

Лара фон Триер
Лара фон Триер20 февраля 2011 в 09:22
Не дожить до рассвета

Обшарпанный, неустроенный быт, убогая общага и запущенные дома и заводы, подъезды и квартиры полуразрушенного глухого городка. Автор явно боится нищеты и разрухи. Слишком уж они у него безнадежны и непривлекательны, в их показе не видно ни внутреннего приятия, ни внутреннего возвышения над ними. Этот фон доставляет мучительной боли чувства, будто передающиеся от автора. И в то же время, автор пытается привыкнуть к этому фону, будто воспитывает себя и зрителя, явно избалованного в последние сытые годы экономического подъёма страны. Фон неприкрашенной, отталкивающей разрухи и нищеты, выбран скорее всего, неосознанно, и - не случайно. Он как бы визуализирует состояние душ героев. На невидимом уровне наших душ творится тот самый беспредел 90-х, крушение одной эпохи и страшное межвременье, когда до первых лучей зари новой эпохи ещё невероятно далеко… И кажется, что не дожить до рассвета, не найти выхода, не обрести спасения… Поколения заставшие советское воспитание уже вскоре перестанут быть наиболее активной частью общества, самым молодым из «советских» уже в среднем по 35 лет. Новое поколение воспитано в совершенно новой системе ценностей, в безвременье тех самых 90-х. Некая общая душа нации ощущает, что утеряны прежние идеалы коллективизма, общественной морали, старые добрые нормы приличия, что наступает новый этап. Душа нации - стойкое образование, и то, что произошло на уровне политическом и материальном в последнем десятилетии 20-го века, только теперь начинает разворачиваться на уровне души. Чернобыль. В чём же коллизия сюжета, если смотреть на внутреннюю сущность происходящего? Провинциальная интеллигенция, женщина-интеллектуалка, библиотекарша, которая прячется в глухой и неустроенной провинции. Её никуда не тянет, нет сил, нет желаний, нет энергии на какие-то свершения или подвиги «народничества». Есть желание обрести рай на земле, обретя близкого по духу мужчину. Недалёкий и приземлённый стоматолог её не привлекает. И вот к ней прибивает такого же идеалиста с мёртвой душой, как и она сама. Отчего она торгует книгами, воруя их из библиотеки? От нищеты – отчасти; но это лишь предлог. По большому счёту она разрушает свою душу, свою нравственность, которые стали не нужны, ведь по сути своей они призваны защищать и усиливать в нас Любовь к Богу. Но так как этого направления у героини нет, то нравственность, самоотдача просто мешают ей строить личное благополучие. Голос души, Любви, сострадания в ней мёртв абсолютно. Это бросается уже с первых кадров, когда она довольно жёстко разговаривает с девочкой – посетительницей библиотеки, не удержавшейся и взявшей более установленных правилами двух книг. Потом это проявляется в жёстком отказе ухажёру – стоматологу, в отсутствии сочувствия несчастному влюблённому парню и девушке-соседке («Не можешь – не живи»). Здесь нам показано то, что обычно не показывают: интеллигенты и интеллектуалы могут быть не гуманными, добрыми и сочувствующими, а злыми, чёрствыми и беспринципными. Такие есть не только среди библиотекарш, но и среди врачей, учителей, чиновников. Но тем сильнее, тем безудержнее почти неконтролируемое их желание к личному счастью: героиня жёстко торгуется, покупая халву для любящего её, заболевшего отца, а затем безжалостно отбирает квартиру у брата. Ну а потом, она захочет уничтожить и кинувшего её мужчину, и способствовавшего разрыву бывшего ухажёра-стоматолога, который жаждал отомстить ей, за её высокомерный отказ. Почему отец героини любит её больше, чем сына-шахтёра, работягу? Думаю, это метафора: общество всегда традиционно связывала надежды на лучшее будущее именно с интеллигенцией. Просвещённые люди являются лидерами, ведущими общество за собой. Отец героини, видимо, не понимает, что если у таких людей, кроме образования и интеллекта будет мёртвая душа, то эти люди будут идти к краху. Героиня является идеалом и для девушки-соседки. Но та говорит странные вещи: «Я всю жизнь мечтала быть такой как вы», а потом: «Я Вас всю жизнь ненавидела». Заблудившийся духовный лидер ведёт стадо к пропасти. Истинную ценность жизни человека и красоту души даёт не ум, не интеллект, и не воспитание… но некой невыразимое чувство, именуемое Любовь, которое освещает и делает красивой любую окружающую действительность. Почему героиня режет себе вены? Потому что у неё просто нет сил вынести боль расставания с человеческим счастьем, ведь в душе нет главного обезболивающего – Любви и Бога. Есть только интеллект, увядающая красота и стремление к личному счастью, которые, став её божками заводят её в тупик. Этот фильм посмотреть - надо; независимо от того, понравится он или нет, он выполнит свою главную функцию. Застревая незаметными занозами в нашей душе, такие фильмы капля по капле создают состояние напряжённого ожидания луча света, который осветит наши души и покажет истинный смысл нашей жизни. Посмотрев этот фильм в обрамлении передачи «Закрытый показ» с А. Гордоном, ещё раз убедилась, что режиссёры авторского кино, снимая очень глубокие по смыслу фильмы, сами до конце не могут осознать и объяснить то, что они хотели сказать. Ценность их фильмов не в осознании ими своего высказывания, а в том, что они чувствуют и умеют с помощью кино визуализировать и вытащить на поверхность состояние нашей общей на всех души. 9 из 10 Просветление в фильме, наверное, всё же есть. С помощью шоковой терапии в морге, которую устроил ей бывший ухажёр-стоматолог (через которого несколько раз в течение фильма выполняется терапия её души), ему удалось немного реанимировать её душу. Именно после этого она что-то почувствовала: что душа её мертва, что смерть близка – она дарит квартиру брату. Главную фразу говорит стоматолог: «они – варвары. А Вы…». Но самое щемящее чувство вызвала картинка, которая долго-долго, наверное, уже всю жизнь будет у меня перед глазами. Она едет рядом с папой на шахтёрской вагонетке, а он ест из бумажного свёртка купленную ею халву.  

Kvertoff
Kvertoff30 марта 2013 в 01:53
Униженная жизнью...

Долго я добирался к этому фильму. Он был включен в ноябрьскую российскую программу на SFF. И хотя автор подборки дала ему весьма туманную характеристику, а в обсуждении фильм получил оба голоса против, я все же заинтересовался ним, потому что люблю авторские драмы. По-моему, очень даже хороший фильм. Особенно на фоне остальных российских 'шедевров'. Он мне напомнил 'Портрет в сумерках'. Нет, сюжеты тут абсолютно разные. Сходство было в атмосфере, в которую легко погружаешься, отчего история кажется вполне реальной. Где-то действительно может жить такая же Екатерина Артемовна, которую все называют злой. Но разве от такой жизни можно быть доброй?! В романе Дюма 'Граф Монте-Кристо' есть замечательная фраза: 'Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным'. Вот Екатерина и научилась днем быть строгой библиотекаршей, а по вечерам - торговкой теми самыми библиотечными книгами. Она напоминает почтальона Печкина из мультика. Только вместо велосипеда у нее появился моряк. Мужчина со своими тараканами в голове. Я сделал выводы для себя после их визита в парикмахерскую. Но в таком возрасте ухажерами уже не раскидываются. Тем более в таком маленьком поселке. Идиллия длилась недолго. Молодая соседка невольно стала разлучницей. Но нет ничего страшнее женщины, над чьими чувствами посмеялись. И теперь бывшие подруги стали заклятыми врагами... Узнаете сами, чем все закончилось. Лично на меня фильм произвел впечатление. Я хвалю Алексея Мизгирева не столько за сценарий, сколько за умелую режиссуру. Из актеров мне было приятно увидеть Елену Лядову. Она запомнилась яркой ролью второго плана в фильме Звягинцева 'Елена'. Очень хорошая актриса. Наталья Негода тоже заслуживает комплиментов. Блестящая игра. Сам образ строгой библиотекарши снаружи и ранимой женщины изнутри мне безумно понравился. У нее даже походка жесткая, но при этом женственная. Дмитрий Куличков сыграл потрясающе. Надо уметь вызвать такую антипатию у зрителя через экран. Кстати, внешне он напоминал мне Путина. В общем, я доволен фильмом. Но понимаю, почему он многим не нравится. Это чернуха. Но такую чернуху надо уметь снимать! Это не может нравиться. Это возмущает. Неприятно смотреть на униженную женщину. Но ее унизил не мужчина и не подруга, а сама жизнь... Грустная история. Но именно в этом ее великолепие. 8 из 10

karabaz
karabaz9 ноября 2011 в 12:01
На мой взгляд, фильм хороший

На мой взгляд, фильм хороший. И не потому вовсе, что на Закрытом показе существо по имени кажется Толстой- певец Первого Зомбоящика, очередная девушка по вызову после всевозможных доренок и леонтьевых - ругал и фильм, и героиню в том смысле, что это не интеллигенция, такой жизни уже давно нет, все купили по второму холодильнику и т.д. После просмотра у зрителя может возникнуть несколько вопросов (обсуждение показало, что так и есть): -бывает ли такое, не чернуха ли, не навет на режим стабильности и процветания? -интеллигент ли главная героиня и может ли интеллигент торговать ворованными книжками из библиотеки до того, как благодарные читатели изрисуют их членами? -что хотел сказать автор? далее моё субъективное имхо. -Да, бывает. Чего только в жизни не бывает. Бывает ли, чтобы состоятельная дама бросалась под поезд, вместо того, чтобы отравить нелюбимого мужа и умотать с любовником за границу? Бывает ли, что студент рубит мерзкую старушенцию топором, а потом зачем то мучается? Насколько это типично? Согласитесь, бредовый подход, ущербность которого обычно становится понятно уже в начальной школе. Мерило другое: чувства добрые, жалость, мысли о том почему всё так- пробуждает? Значит, правда, значит, бывает, значит, нужно. -второй вопрос меня умиляет. Это типа мильярд можно, мильён тоже, и ты при этом остаёшься интеллигентом, но только с домиком на юге Франции. А книжки- фи, какое падение нравов! Как она могла? Если она считает себя интеллигентом, то надо поехать в Москоу, пробиться любыми путями на телеканал, снять кулинарное шоу, или что-нибудь с раздеванием (лучше душевным). А раз нет, то и права на жизнь нет. (Последнее - почти цитата иудушки толстого с первого зомбоящика). Здесь фильм пересекается с замечательным фильмом 'Чтец'. Там тоже судят и обличают несчастную женщину те, кто на её месте поступали бы неизмеримо хуже. Так ведь можно и Акакия Акакиевича осудить. Ну не сумел он в планктонной жиже покрутиться, слабак. -Посыл автора? А если просто хотел жалость пробудить? Ведь такой, или почти такой, жизнью живут миллионы. И иногда с двумя холодильниками, купленными в кредит. Счастья холодильники не добавляют, как известно. А по этому показателю, по комплексному ощущению жизни Россия, как показывают исследования, ниже Бангладеш. Возможно конечно есть и другие посылы. Скажем о подмене смыслов, о разрыве между мощнейшей русской культурой, литературой, и - реальной жизнью. Нет, правда, страна Толстого, Достоевского, Чехова не должна так жить! Это как 'Бог' на зажигалке- всё что угодно- инициалы умершей вроде бы жены, уголовный слэнг, но никак не Бог! Я бы дал фильму второе название '233 градуса по Цельсию'. Пожарники в этом сюжете уже не нужны.

pavlikk
pavlikk4 августа 2011 в 12:05
Вымирающий вид

В обычном шахтерском поселке, где жизнь уже давно не более, чем существование, в скромной обшарпанной библиотеке трудится Екатерина Артемовна (Негода). Сорок пять лет, два высших образования, абсолютное одиночество (мужским вниманием не обделена, да разве ж это мужики?), угол в женской общаге, кефир на ужин, да вечно грустные глаза. Весь день перебирает книжки на пыльных полках, грозно внушает редким посетителям про «не больше двух книг в руки», выслушивает пошлые монологи молоденькой коллеги, иногда читает в местной школе «Заповедь» Киплинга со сцены, а вечером тащится на допотопном автобусе на станцию, чтобы сбывать проезжим пассажирам что-нибудь типа «Анжелики», ведь Пушкин им и даром не нужен. И вроде бы на роду ей написано так и раствориться в этом отхожем месте великой страны, торговать вынесенными с работы книгами, чтобы купить пачку макарон, и лишь мечтать о любви, которую так охотно описывают эти чертовы писатели. Но тут в городок прибывает некрасивый, но подтянутый мужчина с внешностью Владимира Путина, - то ли отставной военный, то ли бывший зэк — и Катя-Катерина получает свое сполна. А ведь с двумя высшими образованиями могла бы и знать, что в книжках всегда врут. Тринадцать лет мы не видели Наталью Негоду на большом экране, а по большому счету актриса исчезла сразу после скандальной «Маленькой Веры», взорвавшей разлагающуюся страну. Она вернулась с не менее провокационной работой, а никто и не заметил. И зрителей у «Бубен, барабан» не больше, чем участников на маршах несогласных. Другие времена, другие нравы, а Негода все так же роскошна, играет-проживает, примагничивает взглядом и фактически воссоздает женский образ, который в русском кино уже давно вымирающий вид. Ее Катерина — она и соль земли нашей, и Родина-мать, и совесть нации. Вы скажете, мол, совесть тоже давно похоронена, а актриса, в ответ, собирает ее по крупицам, выхаживает и полтора часа, гордо и даже презрительно, бросает в физиономию зрителя. Вся жизнь героини как на ладони: попытка быть честной, независимой, интеллигентной в гуще шахтерских сплевываний, общежитских завистниц и беспросветной тоски, обернувшаяся осознанием того, что, мол, «все одинаковые» и к черту такую жизнь. И если очень хочется пригвоздить режиссера Мизгирева, то как раз за балабановские упрощения и прямолинейные контрасты, вроде того, что если вокруг быдло, то героиня - обязательно библиотекарша, а если приличная баба (читай страна) отдастся персонажу с путинским лицом, то потом хоть волком вой, хоть руки на себя накладывай. С другой стороны, все это можно понять и простить лишь за то, что в «Бубен, барабан», пусть и чрезмерно насупив брови, отечественный автор крупным планом показывает судьбу современного человека, который хоть и ворует в государственном заведении печатную продукцию, но отчаянно пытается сохранять достоинство в его исконном значении, говорит правду в глаза, возмущается нарисованному пенису на обложке классического произведения, любит так, что готов продать всю мировую литературу ради любимого, но в сухом остатке получает лишь оскорбления и унижения. Впрочем, как и страна. Все-таки раньше надо было думать, кому отдаешься. 8 из 10