Бубен, барабан: отзывы и рeцензии

Кинопоиск
Кинопоиск21 июля 2010 в 14:46
Бубном по барабану

Самая страшная мысль в фильме, что ничего никогда не изменится (можете не согласиться). А самую страшную фразу, сколько ни слушай из уст Натальи Негоды - всегда страшно. О фильме ничего не знал, не читал отзывы, смотрел давно, но когда даже не актерская игра Негоды - это даже не знаю, как словами описать. Очень удивился, что фильм как-то незаметно для очень-очень многих прошел. И ничему не смог 'этих многих' научить, или подсказать хотя бы. Просто не видели и не хотят смотреть. Я люблю такое кино. Это 'мой' фильм. Честный, гениальный. Такие фильмы никогда не оценены по достоинству миллионами людей. Ну и ладно. Всему свое время. Люди вернутся к таким фильмам и потом будут разгребать, что сделано, а что не сделано. Боюсь, поздно уже (не будет поздно, а уже поздно). Вот что страшно. Потому что походку, манеру разговаривать, взгляд на жизнь (если это жизнью сейчас называется) героини Негоды уже никакой любовью не изменишь. И к одежде такой она намертво прилипла. Появись хоть принц на белом коне (он как раз и появляется, только без коня и в форме) - не нужен он ей. Чувства омертвели давным-давно, любовь умерла, а ее даже ненависть не заменила. Ничего внутри нет - пустота. Это лишь по сюжету она как бы влюбляется и ревнует, а в душе понимает, что уже никогда у нее жизни не будет. Она просто пытается 'уцепиться' за нормальную жизнь, хочет и старается любить, но не может. Если предположить, что все у них с заезжим аферистом получилось, неужели кто-то поверит, что они бы жили дружно и счастливо? Нет. Я в драматургии фильма вижу дальше побои, синяки, собирание бутылок, совместные пьянки, и, единственное, что непонятно, так это кто кого первым в пьяном угаре ножом пырнет. Символично то, что работает Катя в библиотеке и книги ей нужны для жизни (здесь я, например, вижу намек на переоценку ценностей сегодняшней морали и нравственности). Но не для духовной жизни книги нужны, а чтобы бегать по поездам и продавать их в попытке купить поесть и во что-то одеться. Ну не читается Толстой с Чеховым на голодный желудок, при отсутствии элементарных шмоток и хорошей в полном понимании этого слова жизни. Катю спасали только озлобленность и ненависть ко всему миру от суицида, пока она не встретила... нет, не любовь, а надежду вылезти из ямы, в которой она находится. И так в этой яме и осталась. Алексей Мизгирев прячет от нас многие вещи в фильме: суицид для Кати не страшен, жизнь для нее страшна (и не в моряке даже дело), а в среде, в которой она находится. И даже неважно, увели бы у нее ухажера или нет - концовка фильма от этого не изменилась бы. Просто самое дно жизни. В принципе, практически при двух актрисах и одном актере создать гениальный фильм сложно. Мизгирев, может быть, до конца так и не осознал (награды и премии не в счет), что это гениально. Любая мелочь, темные улицы городка начала перестройки (может, чуть позже). Я просто аплодирую стоя. Умно. Жизненно. Честно. И патриотично (да-да, я не ошибся), очень патриотично по отношению к своей стране и к людям, с болью и раной в душе это рассказано. Спасибо за такой фильм - какие уж тут оценки ставить. Гениально. Точка.

karabaz
karabaz9 ноября 2011 в 12:01
На мой взгляд, фильм хороший

На мой взгляд, фильм хороший. И не потому вовсе, что на Закрытом показе существо по имени кажется Толстой- певец Первого Зомбоящика, очередная девушка по вызову после всевозможных доренок и леонтьевых - ругал и фильм, и героиню в том смысле, что это не интеллигенция, такой жизни уже давно нет, все купили по второму холодильнику и т.д. После просмотра у зрителя может возникнуть несколько вопросов (обсуждение показало, что так и есть): -бывает ли такое, не чернуха ли, не навет на режим стабильности и процветания? -интеллигент ли главная героиня и может ли интеллигент торговать ворованными книжками из библиотеки до того, как благодарные читатели изрисуют их членами? -что хотел сказать автор? далее моё субъективное имхо. -Да, бывает. Чего только в жизни не бывает. Бывает ли, чтобы состоятельная дама бросалась под поезд, вместо того, чтобы отравить нелюбимого мужа и умотать с любовником за границу? Бывает ли, что студент рубит мерзкую старушенцию топором, а потом зачем то мучается? Насколько это типично? Согласитесь, бредовый подход, ущербность которого обычно становится понятно уже в начальной школе. Мерило другое: чувства добрые, жалость, мысли о том почему всё так- пробуждает? Значит, правда, значит, бывает, значит, нужно. -второй вопрос меня умиляет. Это типа мильярд можно, мильён тоже, и ты при этом остаёшься интеллигентом, но только с домиком на юге Франции. А книжки- фи, какое падение нравов! Как она могла? Если она считает себя интеллигентом, то надо поехать в Москоу, пробиться любыми путями на телеканал, снять кулинарное шоу, или что-нибудь с раздеванием (лучше душевным). А раз нет, то и права на жизнь нет. (Последнее - почти цитата иудушки толстого с первого зомбоящика). Здесь фильм пересекается с замечательным фильмом 'Чтец'. Там тоже судят и обличают несчастную женщину те, кто на её месте поступали бы неизмеримо хуже. Так ведь можно и Акакия Акакиевича осудить. Ну не сумел он в планктонной жиже покрутиться, слабак. -Посыл автора? А если просто хотел жалость пробудить? Ведь такой, или почти такой, жизнью живут миллионы. И иногда с двумя холодильниками, купленными в кредит. Счастья холодильники не добавляют, как известно. А по этому показателю, по комплексному ощущению жизни Россия, как показывают исследования, ниже Бангладеш. Возможно конечно есть и другие посылы. Скажем о подмене смыслов, о разрыве между мощнейшей русской культурой, литературой, и - реальной жизнью. Нет, правда, страна Толстого, Достоевского, Чехова не должна так жить! Это как 'Бог' на зажигалке- всё что угодно- инициалы умершей вроде бы жены, уголовный слэнг, но никак не Бог! Я бы дал фильму второе название '233 градуса по Цельсию'. Пожарники в этом сюжете уже не нужны.

pavlikk
pavlikk4 августа 2011 в 12:05
Вымирающий вид

В обычном шахтерском поселке, где жизнь уже давно не более, чем существование, в скромной обшарпанной библиотеке трудится Екатерина Артемовна (Негода). Сорок пять лет, два высших образования, абсолютное одиночество (мужским вниманием не обделена, да разве ж это мужики?), угол в женской общаге, кефир на ужин, да вечно грустные глаза. Весь день перебирает книжки на пыльных полках, грозно внушает редким посетителям про «не больше двух книг в руки», выслушивает пошлые монологи молоденькой коллеги, иногда читает в местной школе «Заповедь» Киплинга со сцены, а вечером тащится на допотопном автобусе на станцию, чтобы сбывать проезжим пассажирам что-нибудь типа «Анжелики», ведь Пушкин им и даром не нужен. И вроде бы на роду ей написано так и раствориться в этом отхожем месте великой страны, торговать вынесенными с работы книгами, чтобы купить пачку макарон, и лишь мечтать о любви, которую так охотно описывают эти чертовы писатели. Но тут в городок прибывает некрасивый, но подтянутый мужчина с внешностью Владимира Путина, - то ли отставной военный, то ли бывший зэк — и Катя-Катерина получает свое сполна. А ведь с двумя высшими образованиями могла бы и знать, что в книжках всегда врут. Тринадцать лет мы не видели Наталью Негоду на большом экране, а по большому счету актриса исчезла сразу после скандальной «Маленькой Веры», взорвавшей разлагающуюся страну. Она вернулась с не менее провокационной работой, а никто и не заметил. И зрителей у «Бубен, барабан» не больше, чем участников на маршах несогласных. Другие времена, другие нравы, а Негода все так же роскошна, играет-проживает, примагничивает взглядом и фактически воссоздает женский образ, который в русском кино уже давно вымирающий вид. Ее Катерина — она и соль земли нашей, и Родина-мать, и совесть нации. Вы скажете, мол, совесть тоже давно похоронена, а актриса, в ответ, собирает ее по крупицам, выхаживает и полтора часа, гордо и даже презрительно, бросает в физиономию зрителя. Вся жизнь героини как на ладони: попытка быть честной, независимой, интеллигентной в гуще шахтерских сплевываний, общежитских завистниц и беспросветной тоски, обернувшаяся осознанием того, что, мол, «все одинаковые» и к черту такую жизнь. И если очень хочется пригвоздить режиссера Мизгирева, то как раз за балабановские упрощения и прямолинейные контрасты, вроде того, что если вокруг быдло, то героиня - обязательно библиотекарша, а если приличная баба (читай страна) отдастся персонажу с путинским лицом, то потом хоть волком вой, хоть руки на себя накладывай. С другой стороны, все это можно понять и простить лишь за то, что в «Бубен, барабан», пусть и чрезмерно насупив брови, отечественный автор крупным планом показывает судьбу современного человека, который хоть и ворует в государственном заведении печатную продукцию, но отчаянно пытается сохранять достоинство в его исконном значении, говорит правду в глаза, возмущается нарисованному пенису на обложке классического произведения, любит так, что готов продать всю мировую литературу ради любимого, но в сухом остатке получает лишь оскорбления и унижения. Впрочем, как и страна. Все-таки раньше надо было думать, кому отдаешься. 8 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск13 марта 2011 в 21:51
Вяленая вобла

После недавнего просмотра блистательной 'Маленькой веры' (впервые в жизни - так уж сложилось), принял довольно неординарное для меня решение - посмотреть новую российскую драму. То бишь 'Бубен, барабан'. Не буду утверждать, что это одно из наиболее характерных произведений, воплощающих подходы и веяния современной русской драматургии, но фильм произвёл на меня стойкое впечатления аквариума, где плавают дохлые рыбки. То есть рыбки разноцветные и даже разных сортов, но все они вяленые, и не совсем понятно, что они делают в аквариуме, который именуется реальностью. Жизнью. Это не люди. Они обладают чертами людей, - даже очень реалистично изображёнными чертами нормальных, простых людей, - но полное отсутствие мыслей, душ и судеб внутри этих ледяных тел производит впечатление надувательства. Мрачного такого, целенаправленного кормления зрителя чем-то чёрным. Если такова цель всей (или почти всей) современной русской драматургии - показать чёрный тоннель с обсиженной мухами лампочкой в его конце, - то я лучше буду продолжать мурыжить классиков. Я живой человек, и не хочу добровольно лишать себя веры, даже такой глупой и заезженной, как вера в будущее, в любовь, в человечество, в Бога. В реальности 'Бубна, барабана' Богу точно не место. Актёрам всё-таки спасибо: единственное, что им досталось воплощать - это реплики, и произносятся они естественно, раскованно и даже кое-где интересно. Но самое большое спасибо - художнику Денису Шибанову и оператору Вадиму Дееву, - то, как они увидели эти 'живописные' локейшны смотреть одно удовольствие, тем более, что я живу далеко не в расписной Москве, и все эти горящие пустыри мне до боли знакомы. В остальном - провал. Фильм можно было бы спасти, более образно, символически выстроив персонажей и их поступки, но здесь всё всерьёз. Особенно это странно, если предположить, что Мизгирёв ставил целью создать какое-то подобие культурного шока - вывернуть наизнанку недостатки среднестатистического человека, с его беспринципностью и стяжательством. Получился вывернутый наизнанку плюшевый медведь. В той же 'Маленькой Вере' я созерцал то, что знаю из первых уст и про что читаю в местных новостях, а в 'Бубне' я увидел просто истории из жизни разнокалиберных отморозков. Даже 'невыдержавшая' собственной бездушности, бесцельности своего существования Катя в финале не вызывает никакого сочувствия, ибо ни на йоту не ощущается, что в ней проснулась какая-то душа. Совершенно очевидно, что души в ней отродясь не бывало. Это самоуничтожение робота. Зачем нам его созерцать? Таких людей просто не бывает. И всё же, не смотря на все недостатки, в том, как фильм поставлен, ощущается нетерпимость к халтуре и знание дела. Знание цели. Это весьма обнадёживает.

Лара фон Триер
Лара фон Триер20 февраля 2011 в 09:22
Не дожить до рассвета

Обшарпанный, неустроенный быт, убогая общага и запущенные дома и заводы, подъезды и квартиры полуразрушенного глухого городка. Автор явно боится нищеты и разрухи. Слишком уж они у него безнадежны и непривлекательны, в их показе не видно ни внутреннего приятия, ни внутреннего возвышения над ними. Этот фон доставляет мучительной боли чувства, будто передающиеся от автора. И в то же время, автор пытается привыкнуть к этому фону, будто воспитывает себя и зрителя, явно избалованного в последние сытые годы экономического подъёма страны. Фон неприкрашенной, отталкивающей разрухи и нищеты, выбран скорее всего, неосознанно, и - не случайно. Он как бы визуализирует состояние душ героев. На невидимом уровне наших душ творится тот самый беспредел 90-х, крушение одной эпохи и страшное межвременье, когда до первых лучей зари новой эпохи ещё невероятно далеко… И кажется, что не дожить до рассвета, не найти выхода, не обрести спасения… Поколения заставшие советское воспитание уже вскоре перестанут быть наиболее активной частью общества, самым молодым из «советских» уже в среднем по 35 лет. Новое поколение воспитано в совершенно новой системе ценностей, в безвременье тех самых 90-х. Некая общая душа нации ощущает, что утеряны прежние идеалы коллективизма, общественной морали, старые добрые нормы приличия, что наступает новый этап. Душа нации - стойкое образование, и то, что произошло на уровне политическом и материальном в последнем десятилетии 20-го века, только теперь начинает разворачиваться на уровне души. Чернобыль. В чём же коллизия сюжета, если смотреть на внутреннюю сущность происходящего? Провинциальная интеллигенция, женщина-интеллектуалка, библиотекарша, которая прячется в глухой и неустроенной провинции. Её никуда не тянет, нет сил, нет желаний, нет энергии на какие-то свершения или подвиги «народничества». Есть желание обрести рай на земле, обретя близкого по духу мужчину. Недалёкий и приземлённый стоматолог её не привлекает. И вот к ней прибивает такого же идеалиста с мёртвой душой, как и она сама. Отчего она торгует книгами, воруя их из библиотеки? От нищеты – отчасти; но это лишь предлог. По большому счёту она разрушает свою душу, свою нравственность, которые стали не нужны, ведь по сути своей они призваны защищать и усиливать в нас Любовь к Богу. Но так как этого направления у героини нет, то нравственность, самоотдача просто мешают ей строить личное благополучие. Голос души, Любви, сострадания в ней мёртв абсолютно. Это бросается уже с первых кадров, когда она довольно жёстко разговаривает с девочкой – посетительницей библиотеки, не удержавшейся и взявшей более установленных правилами двух книг. Потом это проявляется в жёстком отказе ухажёру – стоматологу, в отсутствии сочувствия несчастному влюблённому парню и девушке-соседке («Не можешь – не живи»). Здесь нам показано то, что обычно не показывают: интеллигенты и интеллектуалы могут быть не гуманными, добрыми и сочувствующими, а злыми, чёрствыми и беспринципными. Такие есть не только среди библиотекарш, но и среди врачей, учителей, чиновников. Но тем сильнее, тем безудержнее почти неконтролируемое их желание к личному счастью: героиня жёстко торгуется, покупая халву для любящего её, заболевшего отца, а затем безжалостно отбирает квартиру у брата. Ну а потом, она захочет уничтожить и кинувшего её мужчину, и способствовавшего разрыву бывшего ухажёра-стоматолога, который жаждал отомстить ей, за её высокомерный отказ. Почему отец героини любит её больше, чем сына-шахтёра, работягу? Думаю, это метафора: общество всегда традиционно связывала надежды на лучшее будущее именно с интеллигенцией. Просвещённые люди являются лидерами, ведущими общество за собой. Отец героини, видимо, не понимает, что если у таких людей, кроме образования и интеллекта будет мёртвая душа, то эти люди будут идти к краху. Героиня является идеалом и для девушки-соседки. Но та говорит странные вещи: «Я всю жизнь мечтала быть такой как вы», а потом: «Я Вас всю жизнь ненавидела». Заблудившийся духовный лидер ведёт стадо к пропасти. Истинную ценность жизни человека и красоту души даёт не ум, не интеллект, и не воспитание… но некой невыразимое чувство, именуемое Любовь, которое освещает и делает красивой любую окружающую действительность. Почему героиня режет себе вены? Потому что у неё просто нет сил вынести боль расставания с человеческим счастьем, ведь в душе нет главного обезболивающего – Любви и Бога. Есть только интеллект, увядающая красота и стремление к личному счастью, которые, став её божками заводят её в тупик. Этот фильм посмотреть - надо; независимо от того, понравится он или нет, он выполнит свою главную функцию. Застревая незаметными занозами в нашей душе, такие фильмы капля по капле создают состояние напряжённого ожидания луча света, который осветит наши души и покажет истинный смысл нашей жизни. Посмотрев этот фильм в обрамлении передачи «Закрытый показ» с А. Гордоном, ещё раз убедилась, что режиссёры авторского кино, снимая очень глубокие по смыслу фильмы, сами до конце не могут осознать и объяснить то, что они хотели сказать. Ценность их фильмов не в осознании ими своего высказывания, а в том, что они чувствуют и умеют с помощью кино визуализировать и вытащить на поверхность состояние нашей общей на всех души. 9 из 10 Просветление в фильме, наверное, всё же есть. С помощью шоковой терапии в морге, которую устроил ей бывший ухажёр-стоматолог (через которого несколько раз в течение фильма выполняется терапия её души), ему удалось немного реанимировать её душу. Именно после этого она что-то почувствовала: что душа её мертва, что смерть близка – она дарит квартиру брату. Главную фразу говорит стоматолог: «они – варвары. А Вы…». Но самое щемящее чувство вызвала картинка, которая долго-долго, наверное, уже всю жизнь будет у меня перед глазами. Она едет рядом с папой на шахтёрской вагонетке, а он ест из бумажного свёртка купленную ею халву.  

Тристрам Шенди
Тристрам Шенди28 августа 2010 в 18:43
Сказки про темноту

Целое направление в российском кино, которое можно было бы озаглавить Сказки про темноту. Так называется фильм Николая Хомерики, также идущий в этом русле. Маленький провинциальный город, настолько маленький, что все ключевые точки известны наперечет. Завод или фабрика, может быть, шахта, но так или иначе единственное место работы, несколько ресторанов, несколько улиц. Главный герой – человек хороший, не лишенный недостатков, но в любом случае вызывающий симпатию. Вся среда, в которой находится персонаж, словно специально создана для его медленного удушения. Бабочка или муха в комнате с плотно закрытым пыльным окном. Действие в фильме практически отсутствует, разговоры максимально вялые, лейтмотивом проходит мысль: отсюда нельзя убежать. В течение фильма герой задыхается, более или менее осознавая свое положение. Среда не стремится его уничтожить, она его «гнобит», медленно, но верно. С ходу вспоминаются «Свободное плавание» Хлебникова, «Волчок» Сигарева, «Сказка про темноту». 6 из 10

Anton Zuev
Anton Zuev11 апреля 2010 в 14:39
'Не можешь жить так, не живи'

Фильм определлённо не плохо, а очеь даже хороший. В нём показана жизнь девушки и главное отличие от других фильмов, что в этом фильме хорошо не приходит по щелчку пальцев, а в следствии борьбы с самой жизнью. Катя стоит перед выбором, бороться дальше или остановить жизнь на этом этапе и освободить тело от души. Она выбирает второе, с чем я не согласен. Люди смотрят фильмы и многие берут информацию из этих фильмов, да бы применить в своей жизни. Я хочу заявить: 'Нет! Это не вариант!!!', нужно бороться. Человек должен владеть жизнью, а не жизнь владеть им. Мне понравился фильм именно тем (лично моё мнение, вы можете не согласиться и опровергнуть его), что он заставляет задумться 'А надо ли уходить', Игнат весь фильм кричал, что Катя-плохой человек и так дальше, но в конце после её смерти было видно, что Игнату всётаки Катя была нужна и дорога. И здравомыслящий человек, попавший в такую ситуацию, задумается 'А не делаю ли я кому-нибудь больно?' Фильм понравился, поучительный, но не своим сюжетом, а путём раздумий над сюжетом 10 из 10

Катауси
Катауси5 мая 2011 в 21:27
Одиночество.

Увидела в этой ленте кричащее одиночество немолодой женщины... Такая тихая, рассудительная оказалась способна на сильное чувство и смелый поступок. До последнего вздоха не отреклась от своей любви. Женщины вообще сильны по натуре и готовы бороться за то, что дорого, будь то мужчина, ребенок. Она прямая, правдивая, неулыбчивая, честная, ненаигранная-настоящая. Она среди нас. Есть одинокие люди среди толпы. Встретив родную душу, конечно, не хочет отпускать, держит изо всех женских сил. Среди ваших знакомых есть такие?Наверняка. Среди моих - есть... То-то же. Мужчина больно обидел ее. Подруга предала. Не обижайте людей! Не предавайте! У каждого есть душа и она ранима. Видите как безвозвратно далеко завела обида! Пожалуйста, будьте добры. Негода - красавица. Годы преобразили ее, сделали женщиной. Эта роль значимее той первой, по которой ее все узнали. И в конце фильма Игнат: Катя, Катя... И многоточие. Ничего уже не вернуть. Будьте добры.

1077933
107793328 марта 2011 в 22:01

Моя одинокая жизнь... Посмотрев этот фильм несколько месяцев назад, я поняла, что обязательно нужно написать хороший отзыв к этому действительно качественному и прекрасному фильму. Порой смотришь фильм, вникаешь в сюжет и понимаешь, что ты вместе с главными героями проживаешь жизнь. «Бубен барабан» именно такой фильм. Я, как девушка, всегда боялась и боюсь прожить такую жизнь, как у главной героини. Остаться одной, поистине остаться одинокой. Возвращаться в свою квартиру и понимать, что года летят, уже ничего не радует как прежде, ты никому не нужна. Мужа и детей у тебя нет, нет друзей. Есть просто знакомые и приятели. И ты живешь этот промежуток жизни, отведенный тебе. И уже вроде ничего не изменится. Но тут появляется мужчина и женщина расцветает. Женщине хочется летать, но удар. Мужчина, ее любимый, предает. Уходит к другой. И как быть теперь? В этой серой жизни, в которую совсем никто не войдет, ты одна… Благодарю режиссера, сценариста и актеров, которые снялись в фильме. Это не только драма, мелодрама-это хороший психологический фильм. Не один зритель не останется равнодушным. И спасибо режиссеру за качественный фильм, потому что без качества не получился бы шедевр. 10 из 10

Мари Октябрь
Мари Октябрь13 марта 2011 в 12:54
этот стон у нас песней зовется

При просмотре наших кинофильмов почти постоянно приходит на ум эта цитата из Некрасова, потому что нельзя, хотя бы отдаленно, считать это настоящим кино, потому что в настоящем кино (любой психологической сложности) есть (должна быть) внятная история людей, к которым в результате просмотра испытываешь хоть какие-то чувства: сострадание, восхищение, презрение, ненависть, но для этого надо понимать, что за люди перед нами, какова их история, что привело их к тем или иным поступкам. В фильме как будто есть ответ на эти вопросы (убогая провинциальная жизнь), но на самом деле все, как отмечено в предыдущей рецензии, так 'скучно и безлико', что скулы сводит. Главная героиня позиционируется как интеллигентный человек, а, с другой стороны, не только книги ворует из библиотеки, но еще имеет наглость злобно и лицемерно преследовать неаккуратных читателей. Личность её возлюбленного тоже темна и непонятна, в историю о том, что он в ней разочаровался, узнав о её нечестности, не верю ни секунды. Есть мнения, что Негода играет хорошо, но как можно хорошо играть в фильме, где всё действительно 'скучно и безлико'. Отрицательная реакция усиливается еще и тем, что явно есть претензии на достоевщину что-ли, в общем 'мелкая философия на глубоких местах', или наоборот. Моя оценка - 3 (с натяжкой)

sinonimus
sinonimus19 февраля 2011 в 12:35

*** Невозможно жить без любви. Не для всех, но для некоторых людей. Хотя бы с мечтой о любви. Так можно многое вытерпеть, перенести. Когда и мечта разрушается, жизнь становится бессмысленной. Нет, точнее, будут сказать, бесцельной. Героиня не хочет имитировать любовь с благополучным зубным техником, промышляющим скупкой краденного. И влюбляется в вора. Ясно, с самого начала, понимая, кто он такой. 'Не было у тебя никакой жены' - обрывает героиня план 'морячка' получить от нее теплую милость в обмен на байки о горкой доле. Однако в реальности, а не в рассчитанном на сентиментальность случайных 'вагонных' попутчиц, изложении, доля его намного горше. 'Она его за муки полюбила'... А он? На этот раз - не захотел, не смог простить, что и она не без греха - после того как выяснилось, что формально и она воровка. В этот фильме главная тема корнями в среде-контексте. Может быть в этом его главное достоинство. На обсуждении у Гордона дама-филолог определила жанр -'натуральный очерк'. А сценарист-режиссер Мизгирев упорно отсылает зрителя к 'Повестям Белкина'. По сути задачи, которую поставил для себя автор фильма - нам к зрелому Пушкину. Однако по способу подачи, действительно - через натуральный очерк, потом писателей-народников, сквозь раннего Серафимовича и даже позднего Платонова к реально большой и важной проблеме материальной тяжести существования. С начала до конца фильма зримо давит 'среда'. Но до тех пор пока не рухнула мечта о любви никто не посмеет сказать, что героиню 'среда заела'. Если обязательно надо давать фильму лапидарную оценку, то по отношению к 'Бубну, барабану' моя - 'выдающийся для текущего момента'. Во всяком случае, приз эйкуменического жюри и призы за лучшую женскую роль - по заслугам.

flametongue
flametongue15 мая 2010 в 20:27
Пушкин и Анжелика

Бывает так: в юности ты Златовласка и ждёшь своего Прекрасного Принца. Но путь к твоему захолустному замку настолько зарос, что Принц приходит слишком поздно. Когда волосы твои уже поседели, и поверх ты одела парик. А Принц, он кажется таким безупречным!.. Он трогает твои волосы – и понимает, что ты его не дождалась. На самом деле, это только сюжетная канва, да и то не вся. Это фильм не о любви, и даже не об отдельно взятой личности в капкане российской глубинки. Уверенными движениями простого карандаша режиссёр строит выкройку Жизни Безнадёжной, и при желании платье по ней можно сшить для каждого. «Когда тебе становится плохо, старайся дышать в ритм: бубен – барабан». На протяжении всего фильма герои словно дышат вот так через силу, ждут момента, когда же можно будет расправить грудь. Когда можно будет перестать терпеть и начать новую жизнь. Размеренный стук пережатого сердца сопровождает происходящее вместо музыки. Эти люди не смогли бы запеть. Для них и стихи-то оборачиваются душевными спазмами… Может быть, для кого-то жизнь полна красок, эмоций и возможностей. Моё же знакомство с ней прошло так же, как и у Мизгирёва, поэтому серые будни, чёрные углы и навязчивые мысли о суициде её как нельзя лучше суммируют. «Не хочешь жить – не надо». Лозунг, конечно, опасный, зато честный. «Злая баба» Катерина мне очень близка и понятна, а Наталья Негода отлично вжилась в образ. «Тогда, мой друг, ты станешь человек!..» Впрочем, может и не станешь. Терпи, пока есть силы. Оптимистов прошу не беспокоиться. 8 из 10

vernulas
vernulas5 мая 2010 в 15:33

Откровенно говоря, реализм в кино уже надоел. Фильм с первого раза целиком посмотреть не получилось. И не потому, что были дела, а потому, что было откровенно скучно и неинтересно. Все-таки досмотрев до конца, думается мне, что некий успех данной картины можно отнести лишь к 'дебюту' Негоды после долгого отсутствия на экранах. И если 'Маленькая Вера' произвела маленькую революцию, то 'Бубен, барабан' уйдёт в небытие, оставшись в памяти небольшого круга любителей. Боюсь, что больше никогда к просмотру не вернусь. Негода вполне неплохо справилась с ролью, вжилась и раскрылась. Но фильм незатейливо уныл, увы. Пресно и обыденно, возможно, полное отсутствие саундтрека это только подчёркивает, но интереса не добавляет. И есть такое подозрение, что 'Маленькая Вера' оказалась некой рекламой и приманкой, не будь её, то отзывы были бы далеко не положительные. 6 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск10 апреля 2010 в 10:49

Героиню фильма закалила жизнь. Нищета и духовное богатство создали некую смесь из холодности и строгих принципов. Она нашла себе более-менее уютное место в своей жизни, в котором она могла существовать, не голодать, но и не шиковать, не продавая душу. Она интеллегентна. Жизнь её налажена и не тешит её радостными поворотами судьбы и казалось бы не печалит. Но вот появляется он. Свежая струя, неожиданная, внезапная бьет в её закрытые двери. И она не может от него отказаться, как мотылек, она предпочтет сгореть, но не упустить шанса. И вот оно счастье - покупать одежду любимому человеку, целовать его спящего, жить ради него. Новая жизнь, перспективы маячат на горизонте и хочется жить, дышать, говорить. Бубен-барабан, бубен-барабан. Но как только он понимает, что она зависима, он быстро уничтожает её. Не хочешь - не живи. Она больше не хочет жить, не может. Достаточно жизненная история. Показана личность, характер человека на примере человеческий отношений и условий существования. 8 из 10

Leshiy133
Leshiy1339 декабря 2009 в 12:23
Горе от ума

История поиска любви, перемешавшаяся с выживанием в провинции, поднимает тему простых людей и их образа жизни, вдали от индустриальных городов, контрастом демонстрируя, что пока всюду прогресс и процветание, вокруг все еще по-прежнему царят 'девяностые', и жестокие реалии быта маленьких городков и поселков погружают в мрачную атмосферу, где все еще не угасают лучи надежды на любовь и стремление жить. Но в первую очередь нам наглядно показывают, что жизни в этих городах просто нет. Как таковая, жизнь, уже давно ушла, оставив за собой лишь борьбу за существование, где каждый выживает так, как может. Кто-то свыкся с ежедневным однообразием, кто-то все еще ждет чего-то светлого в своей жизни, а кто-то, имея синицу в руках, не понимает своего реального счастья, продолжая высматривать журавля в небе. Главная героиня, отданная своему делу и работе, существует за счет рациональных истин. Пытаясь понять этот мир разумом, а не чувствами, начинается настоящее горе от ума. Заместо красивого ресторана, здравый ум подскажет - жить по средствам, и вот уже сценой спустя поедаться будут какие-то чебуреки, а все диалоги будут представлять собой набор отдельных фраз, демонстрирующих сильное изложение позиций персонажа, но при всем этом уносящие куда-то в даль примитивной рационализации обстоятельств. И проблемой здесь будет не любовная драма главной героини, а лишь техническая сложность восприятия. Снимая о реальной жизни людей провинции, режиссер не ставит задачей снимать реалистичное кино. Ни одному диалогу, при всех колких и отточенных фразах, здесь невозможно поверить, потомучто так люди не общаются, сборник коротких монологов без особых связок никак не может называться общением между людьми, и остается либо открещиваться от реалий происходящего, либо просто воспринимать непосредственно текст, а не то, как это общение обыграно актерами. Таким образом попытка внести какие-то мысли, покроет под собой саму историю, происходящую в фильме, оставляя только сильные фразы и не слишком четко прописанные образы, где быдловатый приезжий внешне будет слегка напоминать В.В.П. а по сути более походить на Крэйговский типаж Бонда, а линия соседки уже после первого вопроса по литературе будет настолько банально предсказуемой, что история потеряет всякую интригу и интерес. Набором динамичных сцен, здесь опустят подробности сюжетных линий, а омрачая провинциальную жизнь добавят пару жутких эпизодов с кровью и отрубленной головой, аллегорически на фоне слов о коктейлях и Таиланде, показывая провинциальный ресторан и стриптиз, без особых целей донести суть, а лишь ради подачи тех самых сравнений, аллегорий и скромных метафор. А персонажам будет не хватать не только искренности и правдивости в общении, но и более четких характеров, яркости образов и сюжетного внимания. И в итоге мы придем к театру одного актера, где Наталья Негода, вернувшаяся на экраны после довольно скандального фильма 'Маленькая Вера', покажет умение подать сильного персонажа, с инстинктами выживания в тяжелом для жизни шахтерском поселке, но сама искра чувственности оказалась задавлена задержкой дыхания в этой самой провинции и попытками смотреть на мир с точки разума и рационализма. И не зря название фильма упоминается здесь в сцене о дыхании, показывая метафору на современную жизнь, где в больших городах полным ходом идет 'вдох-выдох', олицетворяющий полноценную человеческую жизнь, а в провинции лишь задержка дыхания и этот самый 'бубен, барабан'. 6 ИЗ 10

anton s.
anton s.26 ноября 2009 в 08:41
Всё плохо!

Фильм о тяжелой жизни на окраинах страны? О нищете? О несправедливости жизни? Возможно, атмосфера создана до мельчайших подробностей! Но мрачности, серости, тоски хватает и в настоящей жизни. Оглянувшись вокруг, всё это можно увидеть. Зачем же идти и смотреть на ЭТО в кино? Сценарий не понравился совершенно: много лишнего, некоторые повороты событий необоснованны (недоделаны)… Актёры играли замечательно. Но что это меняет, когда фильм не хочется смотреть! Поэтому после просмотра настроение испорчено и рецензия отрицательная! 3 из 10

Федченко Андрей
Федченко Андрей28 ноября 2009 в 10:54
УГ

Фильм получился очень неоднозначным и спорным. Режиссёр пытался наполнить ленту суровой правдой жизни в российской глубинке, но получилось наполнить лишь серостью... и безысходностью. Каждый кадр - ода унынию и упадку. Никакой надежды. Никакой веры в лучшее будущее. Это не по мне. Жизнь, какая бы суровая она не была, всегда оставляет место надежде. Режиссёр, видимо, другого мнения. Главная героиня - престарелая библиотекарша, олицетворяющая собой пример того, как не надо жить, не вызвала у меня никаких симпатий. Да и как она могла их вызвать, если символизировала собой вселенское горе и совершенно непонятно откуда взявшуюся гордость! Возникает справедливый вопрос - чем в своей жизни она так гордилась и от чего считала себя столь независимой? Что пыталась доказать своему отцу, брату, близким (если у неё вообще были БЛИЗКИЕ люди)... Кстати, два раза за фильм героиня Екатерина читала стихотворение Киплинга `Тогда, мой сын, ты будешь Человек!` - читала просто безобразно. Наверное, подчёркивая, что всё о чём говорится в стихотворении - к ней не относится. Образ морячка, которого сыграл Дмитрий Куличков, также не был раскрыт в данном фильме. На мой взгляд, актёры выложились не до конца, оставляя ненужный простор для рассуждений зрителя. Возможно, Алексей Мизгирёв и хотел донести что-то глубоко психологическое до нас, но ему это не удалось. Стиль уныния и разрухи - скорее раздражает, чем заставляет сопереживать героям. Во всяком случае, меня происходящее на экране ничуть не тронуло. В реальности всё иначе. Я сам прожил большую часть своей жизни в маленьком провинциальном городишке, где гопники - едва ли не коренное население, а стабильная работа - несбыточная мечта. Но и в таких условиях есть возможность нормально жить, радуясь светлым моментам и стремясь к лучшему. Делая, в конце-концов что-то для этого, а не воруя книги в библиотеке и разрезая себе вены. Сводить счёты с жизнью - путь для слабых людей. Многие восхваляют отсутствие музыкального сопровождения в картине - якобы, это огромный плюс. Я так не считаю. Наличие музыки могло бы хоть как-то сгладить тот сухой и пресный эффект, который вызвал фильм. Диалоги актёров не вызывают никаких реакций. Они скучны и безлики. как и всё в этом фильме. Пусть моя отрицательно-красная рецензия внесёт хоть какое-то яркое разнообразие в печальную бесцветность, созданную режиссёром. 5 из 10

lisa_patrik
lisa_patrik19 июля 2010 в 18:06
Это все — правда

Моя лучшая подруга, как и главная героиня, с двумя высшими образованиями до сих пор живет в провинции в такой же ободранной общаге. Моя лучшая подруга, которой, как и главной героине, перевалило 'за'... до сих пор ждет Любви. Это только в Москве 'деньги делают из воздуха'. А в глубинке деньги - не самое главное. Самое главное тут - Любовь. Или ее Ожидание... Господи, как узнаваемы и отвратительны эти краски, звуки и запахи общаги!!! Как угадывается на их фоне жажда любви, заботы и участия!! За одну только сцену - когда героиня трепетно прижимается лицом к коленке почти незнакомого мужчины, с которым провела ночь - только за одну эту сцену можно отдать фильму все призы всех кинофестивалей!!! Как же ужасно одиночество русских женщин! Как помочь им - умным, интеллигентным и талантливым - обрести своего мужчину?! Нет, беда России не в дураках и дорогах. Беда России в дефиците настоящих мужиков и в засилье умных и требовательных женщин. Вот об этом и кино. Вот об этом и боль...

улисс
улисс14 марта 2010 в 16:27
В движении

Еще одно подтверждение прекрасной, но неудобной теории 'гениев второго порядка'. Пока население нашей страны восторгается рифмой 'Любовь-морковь', американская киноакадемия судорожно ищет кандидатов в номинацию 'лучший фильм' и 'лучший актер', а 'сумеречная лихорадка' кладет одну человеческую сотню за другой, некоторые фильмы незаметно выходят на экран и также незаметно уходят в небытие. Разве что в какой-нибудь забытой Небраске престарелый фермер хлопнет кулаком по подлокотнику, скупо проявляя радость. 'Бубен, барабан' как раз из этих странных фильмов. Волею неведомых кинематографических сил, они не получают ни зрительского внимания, ни признания критических мэтров. Максимум - какую-нибудь 'серебряную морковку' на фестивале в Хрящях, что под Липецком или Белгородом. Но справедливости нет нигде, так что толку искать ее в кинематографе. Здесь же режиссер Мизгирев снял дьявольски зрелую для второго художественного фильма картину. Если первая -- 'Кремень' - была харизматичным, но глуповатым подростком, не заставляла поверить в себя полностью, но брала резкостью, наглостью высказывания, то вторая работа это скупая, неспешная, зрелая и неброская вроде бы работа. Но если выбросить попкорн, а бигмак отдать американцу, то нет, не замечаешь, а чувствуешь кожей эти ладные, крепкие швы. Не порвешь, не выхватишь лоскут. Мизгирев обошелся почти без музыки в этом фильме. На актерах, на атмосфере, на глазах и скрежете зубов. На мой вкус, это- высший пилотаж. Из знакомых лиц -- только Негода и Лядова. Но Негоду мы не видели лет двадцать, а Лядова еще мало известна. Мысль о том, что для того, чтоб фильм получился славным, совсем не обязательно приглашать Безрукова, Куценко или Хабенского, звенела в воздухе уже давно. Как и еще одна мысль -- большинству людей слдожновато увидеть, к примеру, в Безрукове Пушкина, а в Куценко Блока. Не знаю, как режиссер нашел, разглядел этих людей, особенно потрясающего Дмитрия Ккуличкова, но отдельный момент, маховик, позволяющий механизму работать. Негода отработала так, что - если я никого не упускаю - очевидно: она лучшая отечественная актриса своего поколения. А тем интеллектуалам, что размазывали здесь сопли о том, что, мол, 'зачем эта мрачность', 'что режиссер хотел сказать' хочется подсказать- ребята, вы каналом ошиблись, вам - на ТНТ. 'Бубен, барабан' - лучший отечественный фильм 2009 года. А как его понимать - личное дело каждого. Здорово, что появился еще один режиссер, новых работ которого хочется ждать.

Кинопоиск
Кинопоиск29 ноября 2009 в 20:31
«Если болит, повторяй «бубен-барабан»…

Фильм произвел на меня совершенно неизгладимое впечатление, даже сейчас по прошествии нескольких дней, я все время вспоминаю о нем. К тому же все, что было написано о фильме, не является отражением происходящего на экране, чтобы понять и почувствовать, надо просто это увидеть. Алексей Мизгирев в своей картине решил измерить силу и глубину чувств любящей женщины. Удивительно, как точно ему удалось разглядеть и показать зрителю оттенки эмоций и других действующих лиц. Наверное, чтобы так понимать людей надо самому быть тонко чувствующим и думающим человеком. Фильм, конечно, получился непростой и некоторых может сбить с толку сама картинка. Действительно, все происходит в небольшом провинциальном поселке со всеми вытекающими отсюда последствиями, на фоне библиотеки и обшарпанного общежития, но может, когда жизнь человека не забита массой кажущихся нужными вещей, чувства и эмоции становятся более настоящими. Вряд ли главную героиню можно назвать человеком, которого способна испугать жизнь. Она живет одна и хотя не обделена мужским вниманием, но полагается только на себя, при этом не жалуясь, потому что это ее выбор. Но в тот момент, когда встречает свою любовь, не думая, не рассуждая, бросается в чувства, не страшась будущего. А ее возлюбленный считает, что нашел идеал женщины, полную противоположность себе, но правда, которую он узнает о ней, то единственное, что он не способен принять и простить. Ощущения счастья для всех одинаковы, ощущение боли, наверное, тоже, только каждый по-разному справляется с ней. Вот и героиня находит свой способ обезболивания. Совершенно потрясла актерская игра Натальи Негоды, хотя игрой это назвать не поворачивается язык: взгляды, говорящие больше слов; неловкие прикосновения, неуверенные движения – для меня это за гранью того, что обычно называют игрой - здесь вся сила, вся боль, вся чувственность, спрятанные внутри. Не думаю, что фильм найдет понимание у широкой аудитории, потому что проще не видеть чужую боль, хотя… 10 из 10