Итак, господин Рогожкин, вам удалось! Один из лучших комедийных фильмов в истории Российского кинематографа. Один из лучших сиквелов, который получился на уровне оригинала, а в некоторых позициях, даже лучше. Шедевр, обязательный к просмотру. «Особенности национальной рыбалки». Новый уровень проникновения в русскую душу. Сиквел, который стал известней оригинала. Нет и вправду,' Рыбалка» запала в душу большей массе народу, чем`Охота». Хотя, может я и ошибаюсь, но в моей жизни именно так (но, с одной стороны, самая культовая и знаменитая сцена с коровой в бомболюке, из «Охоты», её знают все; так что вопрос о большей известности сиквела спорный). Почему? Потому что первый фильм, как я уже писал в рецензии на него, более философичный и двусмысленный, полный аллюзий и скрытых смыслов. А вот «Рыбалка»… Она более задорная, энергичная и весёлая. Нет, я не говорю что первый фильм серый и скучный, вовсе нет. Он гомерически смешной и прикольный, я катался по полу во время первого просмотра, честно. Но он для философичного настроения зрителя, который хочет не просто посмеяться над непутёвыми героями, но и по рассуждать: что же чёрт возьми такое, русская душа? В этом плане» Рыбалка» более лёгкая, и создана для весёлой компании. Стала ли она от этого хуже? Нет, вовсе нет! Это шедевр, вы должны посмотреть его. Просто он для другого настроя. Культовые сцены, которые стали легендарными, заставляют смеяться и сейчас. Например, моя любимая, с подлодкой. Это надо видеть! Невероятные цитаты, которые вошли «в народ» поражают своей остроумностью, меткостью и точностью. «Пельмени — всему голова!» «Ну, можно и побыстрее!» «У нас всё стерильно!» и другие фразы, ставшие культовыми, украшают данный фильм. Про актерские работы говорить не буду. Они шедевральны, профессиональны и красивы. «Рыбалка», вообще то, о том же что и «Охота». О том, что нужно любить природу, милые сердцу речки («Большая, и Малая Сопля»), собираться с друзьями на природе. И как, не странно, быть русским. В душе, в теле, не важно. Русским и всё тут. И отдыхать нужно» по нашему». С нарушением государственной границы, с недовольными финнами, с сарайчиком и большим количеством контрабандной водки. С ОЧЕНЬ большим количеством водки… Итог: добрый, светлый и по настоящему русский фильм. За эту картину не стыдно. Стыдно за тех, кто не смотрел данный шедевр, и не знает культовой фразы, которая, 100% про нас:' На Руси, слава Богу, дураков на сто лет припасено!» Шедевр, и ещё раз шедевр. К просмотру настоятельно рекомендую! 10 из 10
Зритель был подцеплен на крючок первой частью «Особенностей» и, оглядываясь на общественность, ожидания оправдались. Режиссер продолжил гнуть линию про мужицкий отдых, порой жестковатый, но и в то же время подчас тонкий юмор, ну, и конечно же, увидели уже полюбившуюся многим компанию актеров. Кузмич, Михалыч, Финн, Лёва — стали чуть ли не современными героями (ну, или антигероями). До сих пор показывают это кино на общественных телеканалах, и ведь народ смотрит! А это означает, что кино стало народным, как и все образы героев, в исполнении хорошей группы актеров. Сейчас полно разнообразных комедий, плоских шуточек и какого-то копирования западных аналогов, а вот такого душевного фильма уже не сыскать, а жаль. По сути, уже сам же Рогожкин в других частях «Особенностей» стал терять какое-то звено, посему «зимняя рыбалка» и «политика» уже не смотрелась так же. А вот первые две части, как я считаю, надолго вошли в историю Русского кинематографа и умы наших людей. 10 из 10
Так назывался DVD-сборник с российскими комедиями, в которых есть «алкогольная» тема, на нём были записаны все части цикла «особенностей», кроме «подлёдной ловли», а так же всеми любимая «Ирония судьбы» и ещё куча фильмов. Поскольку восторг моего отца от фильма, о котором пойдёт речь, я помнил с дошкольного возраста, а так же было желание посмотреть наконец «иронию» и её сиквел, я, не раздумывая, купил диск, но руки дошли только до «Иронии судьбы», а вот просмотр легендарного цикла про русских алкоголиков, любящих поохотиться и порыбачить, был отложен в долгий ящик, и посмотреть довелось много лет спустя, уже в Сети, в отличном качестве. Правда, восторг отца от «особенностей» был давно охлаждён, поскольку от каждого фильма он требует философского смысла, поэтому такое кино он охарактеризовал, как одноразовое, отдавая предпочтение «Не валяй дурака», которое тоже показывает алкогольный беспредел, но радует так же и смысловой составляющей. Посмотрев вторую часть цикла про пьющих русских мужиков, я оценил её столь же высоко, как и фильм о интригах американцев в России. Моё мнение: в любой комедии главное — это юмор, и не нужно ждать от стёбной комедии какого-то смысла, а просто смеяться, если есть, над чем. Уже в самом начале фильма авторы начали меня веселить сценкой, в которой к машине прицепили корову вместо другой машины. Но это было только начало. После первых 20 минут я обернулся к отцу, увлечённому футболом по ТВ, и сказал: «А ты говоришь — ерунда!». В течение первой половины фильма мне буквально не давали передохнуть от сыплющихся градом убойных сценок. Сквозь смех я говорил «вот это алкаши!» и «что творят!», и продолжал наблюдать за безумными выходками русских алкоголиков, для которых главный атрибут активного отдыха — это водка. До середины я думал, что поставлю фильму 10 из 10, и надеялся, что назову этот фильм лучшей комедией 90-х, но во время второй половины фильма, увы, приходилось просто наблюдать за действиями героев, но за первую половину фильма я готов простить этой картине всё. И несмешную вторую половину, и пропаганду алкоголя. Моё мнение — пить надо с умом, а такие пьянки, как в этом фильме, пусть происходят только в кино, на радость и смех любителям посмеяться над алкашами. Равно как и рассказы Сергея Дроботенко, главная тема у которого — высмеивать людей подшофе, что он делает так виртуозно, что становится неважно, что там говорят про его ориентацию. Вторая часть цикла «особенностей» понравилась мне гораздо больше, чем первая про охоту. Здесь же порадовало всё: от сюжета и юмора, до актёров и невероятно красивой съёмки, которую невозможно увидеть практически ни в одном русском фильме эпохи перестройки. Алексея Булдакова я знаю по роли в мистико-мелодраматическом сериале «Исцеление любовью», а Вилле Хаапасало — по роли в новой развесёлой комедии «Любовь в большом городе», правда, здесь я его так и не смог узнать, может, из-за того, что в «Особенностях национальной рыбалки» он на 11 лет моложе. А фильм действительно можно назвать одной из лучших российских комедий 90-х, как в плане юмора, так и в техническом плане. «Не валяй дурака» посерьёзнее, а «рыбалка» просто весёлая. И не заставляет ни о чём задуматься.
У каждого поколения есть свой «особенный» фильм, который детально иллюстрирует настроения своего времени. В этом отношении следует сказать, что эпоха девяностых, являясь на поверку самым темным и смутным временем истории за последнее время, выдавала искрометные комедии, которые, отойдя от советских стандартов, удачно привнесли в этот жанр толику черного юмора и абсурда. Лично я считаю, что данные фильмы единственные в своем роде, уникальные события, происходящие, подобно солнечному затмению лишь при определенных обстоятельствах и крайне редко. Ведь их может породить лишь движущееся время, эпоха «перемен», но никак ни статичная, безынициативная, ленивая и зажиревшая эра «стабильности и порядка». Несмотря на то, что о «смутном времени» в фильме не упоминается ни словом, тем не менее, оно подразумевается само собой и в представлении не нуждается. Тем не менее, после просмотра возникает ощущение, что именно в этой атмосфере творящегося вокруг безумия и абсурда, как никогда более полно выявляется нелинейность, открытость и широта души русского человека. А перемалывать, «пережевывать» и переживать нелегкую жизнь ему помогает водка. Более того, только она одна может помочь трезво оценить картину мира и совпасть с «напившейся» реальностью по градусу. Это — своеобразный проводник и «уравнитель», который «нас всех объединяет и сдерживает от окончательного распада». Перед ней тускнеют звездочки на погонах, теряют вес милицейские звания, а высокий чин прокурора ничего не значит. Перенос действия фильма за границу еще сильнее подчеркивает особенности нашего национального характера на фоне рациональной, статичной, тихой и мирной европеизированной Финляндии. И банда русских врывается на ее территорию c шестнадцатью ящиками термоядерного пойла как настоящий смерч посреди ясного неба. Между тем, сами персонажи не производят впечатления деградировавших, декадентствующих безумцев, коими нас представляют европейцы. Очевидно, что они не утратили своих культурных корней и поэтому генерал изъясняется поэтически-возвышенным языком, играет на фортепиано, Кузьмич обладает энциклопедическими познаниями во многих областях и даже милиционер — робкий интеллектуал-скромняга, всегда готовый выручить своих непутевых друзей. Все же, несмотря на всю комичность и кажущуюся веселость разыгрываемых в фильме ситуации, невозможно не заметить некую горечь или едва уловимую полутень тоски, что неизменно плетется по пятам за главными героями. И сквозь шум и балаган коллективного культурного отдыха, проглядывается чисто русская печаль и одиночество, которые ценились европейцами во все времена (см. Ницше: ««Я обменял бы все счастье запада на русский лад быть печальным»). Даже если мельком пробежаться по фильмографии Рогожкина, то легко увидеть, что помимо «особенностей», на его счету также такие фильмы как Кукушка, Блокпост, Перегон и др. Как мне кажется, в 90-е годы существовала своеобразная когорта режиссеров, которая не только помогла народу осмыслить и переварить сложное и переломное время, но также элементарно не дала сгинуть российскому кинематографу. И сейчас, спустя некоторое время, просто невозможно поверить, что посреди всеобщего хаоса, разбоя и взаимоуничтожения могли возникать такие невероятно легкие, чистые, светлые и добрые фильмы как «Особенности…» или «Операция с новым годом…». Вот уж действительно — «Чем темнее ночь, тем ярче звезды», Фильм выгодно отличается от современных российских комедий тем, что несет в себе печать духа времени, акцентирует внимание на чисто русский менталитет, абсолютно сторонится сортирного юмора и шуток ниже пояса, и в отличие от остальных является комедией «общенационального масштаба», а не узкоспециализированной поделкой, ориентированной на какую-то «целевую» аудиторию.
Вышедшая в середине суровых 90-х годов прошлого столетия комедия «Особенности национальной охоты» была воспринята на ура зрителями. Во-первых, давно не выходила действительно смешная комедия, а, во-вторых, все герои стали «своими», их застолья, диалоги, забавные ситуации были очень схожи с нашей бытностью. Это сейчас генералы и работники угро гуляют совсем по-другому, и вряд ли их привлечёт российская глубинка, уж их быстрее на сафари в Африке встретишь, чем там. Поэтому то, что наши любимцы вернутся на экраны, было делом времени и вот через три года они возвращаются «порыбачить». Мы-то прекрасно понимаем, что рыбалка вряд ли удастся в своём номинальном значении, ведь эти ребята умеют расслабляться и даже произнесённое вслух число «16», обозначающие взятое с собой количество ящиков с водкой, не удивило, зато отдых ребятам обеспечен. Итак, нас ждут нелепые, но очень забавные ситуации, с которым столкнуться герои, сами себе их создадут, и всё это будет происходить под влиянием обильных возлияний. Мы не назовём их грубым словом «алкоголики», мы будем их называть «умеющими гулять со всем размахом русской души». Правда, скажу, что комедийные моменты в «Охоте» мне показались намного более весёлыми и смешными, а в «Рыбалке» они были неплохо обыграны, поданы с чисто отечественным менталитетом, но громогласных взрывов хохота они не вызывали, больше это была уже улыбка, широкая, довольная, но всё-таки лишь улыбка. Хотя нет, могу всё-таки назвать один эпизод, когда с уст сорвался смех, когда в перископе подводной лодки нарисовалась невообразимо смехотворная лопоухая физиономия финского полицейского. В «Рыбалке» произошли также изменения в актёрском составе. Под образностью финского подданного в исполнении Вилле Хаапасало русская ментальность выглядела поражающей, не имеющей аналогов, в «Рыбалке» же Вилле Хаапасало появится в самом финале, не являясь такой уж необходимой единицей в обойме разношёрстной компании друзей. Может его и не хватало. Не так часто произносил свои ёмкие тосты генерал в исполнении Алексея Булдакова. Но зато стремительно развлеклись на подводной лодке-малютке Виктор Бычков, Семён Стругачёв и Сергей Русскин и примкнувший к ним Андрей Краско. Даже новичок Василий Домрачёв неплохо вписался, хоть и не стал столь очевидным комедийным персонажем, но пробитый палец и запертая в сарайчике фурия добавили колорита в и так колоритный фильм. Многое можно сказать про «Особенности национальной рыбалки», ведь комедия не раз уже была просмотрена, но подвожу итог словами: смотрите старые-добрые комедии, лишённые пафоса и патоки, смотрите комедии про нас. 8 из 10
Собралась как-то компания русских мужиков. Да не просто так, а по поводу: выпить, погулять, может даже порыбачить. А коль такое дело, и опустошили уже не одну емкость с «беленькой», то почему бы не потравить байки? Сидели они день, сидели второй… Как все закончилось не знает никто. Но вот люди говорят, что один из них баек не рассказывал, а все записывал, записывали, и записывал… Возможно, именно так появился сценарий фильма «Особенности национальной рыбалки», хотя настаивать не буду, так как не знаю. Но вот с тем, что идея фильма была воплощена прекрасно, с этим не поспоришь. Режиссер Александр Рогожкин взяв за костяк питерских актеров и создал фильм с грифом «Исключительно для славян», ведь сколько не будут стараться, но западным народам нас не понять, нашу душу. Судя по названию и развитию фильма его главной идеей можно было бы назвать: объединение группы людей по увлечениям для общего приятного время провождения. Но это лишь верхний шар. Если же копнуть чуть глубже за червячком, то является истинная философская идея фильма: слития человека с природой, отречения от цивилизации и одиночества. В течении фильма каждый из главных героев отстраняется от компании(не всегда произвольно), оставаясь один на один с собой, где проявляется его истинная сущность. Актерами и режиссером прекрасно разыграна линия юмора. Впервые я посмотрел этот фильм больше 10 лет назад, и могу сказать одно: я все так же смеюсь над ситуациями, в которые попадают герои. Хороший фильм, который еще долго будет жить в сердцах любителей юмора. 8 из 10
В 1998 году вышло продолжение культовой комедии Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты»… Ну а что ещё любят наши мужики, кроме охоты?! Правильно! Ры-бал-ку! На этот раз, герои отправляются на старый добрый 13 кордон половить рыбки, но волей случая попадают в финский дом отдыха, откуда впоследствии сбегают, оставив там 16 коробок водки. «Я, когда говорил ему, что 16, я имел ввиду бутылок, а не коробок!» — Серёжа Но, как известно, русские люди водку не забывают, а значит Финляндии о себе они ещё напомнят… «Я сразу почувствовал что что-то не так. Чисто, аккуратно. Всё не по-нашему. И ностальгия…' — Лева Соловейчик, осознав тот факт, что они пересекли границу. Хочу сказать, что данный фильм мне нравится намного больше, чем про охоту, т. к. здесь гораздо больше монологов и диалогов, слушая которых подумаешь что-то типа «ну ведь правда же», или просто посмеёшься от души! Мой любимый монолог звучит в исполнении генерала Булдакова, где он рассуждает о водке, рыбача в лодке, фирменно покуривая сигару. Вообще, «Особенности…» это фильмы, которые элементарно не могут не нравятся, особенно про охоту и рыбаку. Ведь это же одни из самых любимых занятий наших людей, а уж если под это дело грамм сто водочки, то и настроение лучше сразу и песни попеть можно… Ну, например, как герои данного фильма: «Черный ворон, что же ты вьешься, да над моею головою…» Печально, но из «Особенностей» это последний фильм, которому можно смело ставить десятку… Дальше уже пошло что-то не то. Но, но, но, в любом случае, данный фильм, как и его приквел от меня получают максимум, тоесть 10 из 10
Отличный фильм. Причём, на мой взгляд, он лучше «Особенностей национальной охоты». Потому что «Охота» — она ещё выглядит немного сыроватой, не совсем проработанной, хотя тоже неплоха. А вот когда авторы фильма проработали эту тему как следует, «набили руку» — вот тогда они и стали снимать «Рыбалку». И при этом сумели избежать явных заимствований из первой части, а придумали новые приколы. В итоге получилось чрезвычайно весёлое и позитивное кино. С отлично продуманным сюжетом (про «Охоту» я бы такого не сказал) и вообще без слабых мест. Но всё же с одной оговоркой: когда его смотришь, нужно несколько дистанцироваться от окружающей действительности. Потому что герои фильма очень много пьют, и надо понимать, что хотя в фильме это очень смешно, но в реальной жизни будет выглядеть совсем по-другому. Оценивая все «Особенности…», я вычитаю один балл — за пьянство. 9 из 10
«Особенности рыбалки» мне нравятся, пожалуй, больше всех из отснятых данной темы фильмов Александра Рогожкина. Каждый кадр, реплика, выражения лица актера — и я смеюсь «в комнату», смеюсь громко, практически вою, что за мной наблюдается редко. Герои… Ну, что тут можно сказать? Я люблю их всех — из фильма в фильм. Такие естественные, смешные, обаятельные и наивные… Ну, как было возможно придумать столько сарказма, подколов и искрометного юмора?! Преклоняюсь перед создателями этой Комедии с большой буквы. Всегда естественный Лева Соловейчик, отрешенный и «свой в доску» Кузьмич, деловой и «а-ля ребенок» генерал Иволгин, смешной до колик в животе Серега, беззащитный представитель закона Семенов — сборище клоунов, но таких добрых и любимых клоунов. Фильм зажимает зрителя в кулаке от начала и до конца, не давая отвлечься от развития сюжета и отдохнуть скулам. Отдельно хочется отметить капитана третьего(«Нет, нет, именно третьего!») ранга Сергея Севостьянова — его морские ругательства, потеря надежды, и практически безумие — яркий персонаж, великолепная работа и самоотдача. Браво! Легкость, безбашенность, оптимизм, риск, любовь ко всему «русскому» — вот что демонстрирует сюжет, вот, что играет великолепная актерская группа. - На Руси, слава Богу, дураков лет на сто припасено! — коала и эвкалиптовое дерево в рассказе Семенова и вердикт со вздохом от Кузьмича. Отражение сценаристом действительной России в яблочко! - Я на бревне! А ты на Кипре!? — эпизод с Русскиным на топляке меня просто до слез доводит. - Не писай в рюмку! — А это как раз и хочется! Как же люблю я этот фильм, смотрю с перерывом в 2—3 месяца и каждый раз получаю свою законную порцию смеха от душевного фильма. Да, персонаж замечательного артиста Сергея Русскина на бревне, а вокруг вода и ни души. И никто не скажет, что он будет делать в следующие 20 минут, а самое смешное — никто не знает, где он будет сам! Но вся эта мужская гулянка-рыбалка не сравнится ни с каким Кипром, впрочем, в игру актеров так погружаешься, что понятно одно: они пошлют любого, кто предложит им отдохнуть на каком-то дурацком курорте, а не на рыбалке или охоте, где единение и несусветные приключения, которые Кузьмичу кажутся обычным уже явлением… Тут дала бы намного больше. 10 из 10
Комедия о том, как люди до беспамятства напиваются, имея перед собой цель: порыбачить, поохотиться (и не в один период), и просто встретиться, поговорить за жизнь. И, конечно, без алкоголя у нас ничего решить нельзя! Всё время — есть чекушка, значит, есть и разговор. Герои фильма глушат «беленькую» как воду, поминутно разбавляя процесс «выпивона» байками из жизни, плюс попадая в незатейливые приключения вследствие сильного алкогольного опьянения. Это очень смешно, считают создатели и подавляющая часть зрительского состава данной комедии. Водка это наше всё. Комедия про бесшабашных русских и занудных финнов. Актёры — замечательные, (только актёр, играющий Серёжу раздражает — я его видела в одном из недавних инкубаторских детективных сериалов в роли какого-то мерзкого адвоката, фу!), уверена, в жизни это прекрасные талантливые люди, сериал «Убойная сила», куда мирно переполз «Лёва» — и то лучше. Уважаю товарища Бычкова за переход к заботе о детях в «Спокойной ночи, малыши!». Образ Булдакова — Михалыч, единственный кто вписался в этот фильм, создав себе непоколебимое амплуа. Но! Это ведь и самое страшное — хорошие, уважаемые актеры пропагандируют пьянство! Хочется верить, что пьяный человек — просто падает в сон и всё. И все, поверив фильму, не видят ничего зазорного в выпивке. Если прикоснуться к реальности, вспомнить, что алкоголизм — это беда и болезнь, то никакого высмеивания не получится. Всё очень грустно и не смешно. Пить умеет один человек из тридцати, остальные двадцать девять просто жалкое подобие человека, когда напьются. И отравляют жизнь своим семьям. Особенности Национальной Рыбалки — сказка про водку. Сочетание ужасное, а потому и бессмысленное. Это моё личное мнение, кто любит этот фильм — да на здоровье. Или на настроение. Это несмешно! Да, я товарищ Огурцов! Пьющих людей нам и в жизни хватает. 4 из 10
Александру Рогожкину удалось создать замечательную трилогию, которая уже давно закрепилась в фильмотеке русского человека. «Особенности национальной рыбалки» — фильм, не нуждающийся в «разборе полетов». Полагаю, все, что режиссер (и по совместительству сценарист) хотел заложить в картину, было отображено на экране. Задействованные актеры дополняют друг друга и прекрасно вписываются в идею. Отсутствует манерность и прочие несовершенства киноремесла. Зрителя может смутить обилие «огненной воды», но это ненадолго. Александр Рогожкин в философично-ироничной форме показывает менталитет русского человека, широту души и способность мыслить не по шаблону. Подобные фильмы не стареют, их не способна задушить изменчивая мода. Замечательное, очень позитивное, действительно национальное кино. - Место здесь глухое, тут лучше на лодке подойти, на подводной. - На «Малютке». - А ты откуда знаешь?! Это ж государственная тайна!!! - Так в прошлом году ходили на острова за ягодами на ней!
Один из моих любимых фильмов. Сцена на корабле — шедевр, особенно пуск ракет. Все весело, солнечно и несерьезно. Герои выпивают просто фантастическое кол-во водки. Но есть у этой медали и обратная сторона: если и были подобные компании в нашей стране, то сейчас 2/3 из них умерли от проблем с сердцем или еще чем-нибудь. Так что я за то чтобы подобные пьянки были только в кино. Лучшая часть из серии.
Все фильмы этой серии давно уже стали «народными». Количество цитат, ушедших из этих фильмов в народ не счесть, фраз крылатых море просто. Несмотря на то, что все фильмы трилогии по — своему уникальны, именно «Особенности национальной рыбалки» стал моим любимым. Может потому, что именно из этого фильма пришло большинство цитат, а может по какой другой причине, но факт остается фактом, мало какая нынешняя комедия сравнится с этой. Здесь есть все: русский характер, менталитет, показано, как можно культурно отдыхать без вреда для здоровья. И самое главное, здесь все это подано в ненавязчивой манере, а как бы взгляд со стороны, чтобы каждый, кто смотрит этот фильм, нашел в нем что — то свое… «Да что вы понимаете в военно — морском юморе… Мазуты…» Изумительная комедия, всем советую.
Вот что выгодно отличает наш народ от другого населения. Так ярко отдыхать умеем только мы. Особенности национальной рыбалки непросто комедия, а национальное достояние. Пропустить его значит лишить себя полтора часа неповторимого русского юмора. Прекрасный подбор актеров таких как Алексей Булдаков, Семен Стругачев, Виктор Бычков и Сергей Русскин, в который раз показывают гениальную игру, да иначе не скажешь. Здесь передана вся суть национального колорита, культуры отдыха. Такое пропускать нельзя! Как сказал Михалыч — Человек должен иметь постоянный контакт с водой…, это приобщение к материнскому лону природы, нашей прародительнице. Зачем тут что-то добавлять?
Не знаю, как у кого, а для меня показатель качества фильма, это желание его посмотреть еще раз. Ну, за редким исключением, бывают отличные фильмы, которые пересматривать желание особого не возникает, из за их тяжести, но это исключение всего лишь подтверждает правило. Так вот «Особенности национальной…» одни из немногих постсоветских фильмов, которые смотрю уже который раз, в основном когда показывают по ТВ, и каждый раз это вызывает заряд положительных эмоций. Да, и еще один показатель — количество цитат из фильма, ушедших «в народ». Тут фильм тоже на уровне. Ну, за охоту!
Для меня это лучший фильм в трилогии и лучшая российская комедия 90-х, да и, наверное, 80-х тоже. В ней Рогожкину удалось подняться до уровня лучших Гайдаевских работ — приходят на ум «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», — тот же калейдоскоп реплик, неожиданных поворотов, сочетание ненавязчивой сатиры с буффонадой, гэгами, отнюансированными диалогами, поразительная цитируемость, только в реалиях 90-х. Фильм, к счастью, не погружается глубоко в передачу этих реалий (что, больше характерно для первого фильма трилогии), раставляя лищь акценты, а не создавая просто слепок времени. У фильма удивительная для постсоветского комедийного кинематографа атмосферность; это яркий летний фильм с тонко переданным чувством праздника, карнавала, со щепотко легкой светлой грусти.
Фильмы из этой трилогии можно назвать не просто своими, а «своими в доску». Наверное, каждый человек в нашей стране, смотря этот фильм, найдёт в нём что-то неприменно своё, что-то очень знакомое и понятное. В фильме очень гармонично сочетается и ироническое, и философское отношение к нашему характеру и менталитету. Фильм смотрится очень легко и непринуждённо, авторы как-бы не навязывают зрителю какое-то определённо своё отношение и мнение, а предлагают ему самому его составить. Мне очень нравятся фильмы из этой трилогии, а «Особенности национальной рыбалки» считаю своим любимым, хотя остальные тоже мне нравятся. Смотрел уже не один раз, но всегда смотрю его как в первый. Фильм не надоедает и всегда заряжает позитивным настроением. Это одна из лучших современных российских комедий.
Блестящая русская, именно русская, а не просто российская комедия! Достойное продолжение «Охоты», в чем-то лучше, в чем-то нет, но в том же духе! Особенность этой серии фильмов («Особенности национальной… «) в том, что это не просто фильмы — это целый пласт, срез русской души, исследование русского (русско-украино-беларусского) менталитета, национального характера. В этом фильме есть и юмор — своеобразный, но качественный, и какая-то ностальгия, медитация, философия. В фильме очень много крылатых фраз, просто источник афоризмов! Много ярких и самобытных персонажей, которые уже давно шагнули из телеэкранов в нашу жизнь (а может наоборот?). В общем, шедевр, на мой взгляд! 9 из 10