Когда пишешь про этот фильм, чувствуешь себя неким вкусовым меньшинством.. Имхо- один из лучших фильмов Хотиненко, притом, что всё у него после 'Мусульманина' - это уже не кино. С другой стороны, именно тогда и взошла звезда государственной славы и известности. Странно, но режиссерская судьба Хотиненко причудливым образом повторяет судьбу Михалкова. Т. е. вроде бы и объяснимо: ученик, влияние мэтра, а когда мэтр стал близок к власти, видимо помогало продолжать снимать тогда, когда другие уже не снимали. Лучше бы не снимал. Учитывая пронзительность и честность этого фильма, 'Зеркала для героя', 'Макарова', хочется верить, что реальный Х. именно здесь. И пред высшим судом всё после 95-го года - ложь и фальшь. Вообще всё это попахивает какой-то мефистофельщиной. Вряд ли были сера и подпись под контрактом кровью. Но как то уж больно показательно. Были два нормальных режиссёра, прикоснулись к власти, и спеклись... Притом, что в советское время, которое казалось бы и было тоталитарным, можно было оставаться иногда порядочным человеком. Художником. Возможно тоталитаризм был на излете, старенький Брежнев (кстати, странно: сейчас набрал эту фамилию и подчеркнуло красным, и Черномырдин к примеру тоже, а вот Путин - нет...). Перечитываю Шаламова (тоже подчеркнуло!!!) и думаю, что после Чехова, Булгакова и Горького равным ему по таланту можно поставить разве что Платонова, а ведь умер в безвестности в сумасшедшем доме, при этом сойуз пейсателей бесконечного размера... А кушать хочется, и жизнь одна. Не могу быть судьей. О фильме. Фильм в русле русской культуры: тут и Чехов, и Гончаров, все эти русские вопросы о смысле жизни. Вечно, пока живы люди, читающие Толстого без словаря..
Pro... Добротный, по-настоящему затягивающий сюжет и яркие герои в исполнении талантливых актеров — это те достоинства картины Владимира Хотиненко, которые оценит любой зритель, даже не будучи любителем чудных (ударение на -ы) отечественных фильмов рубежа 80-90-х годов. Итак, с одной стороны перед нами интеллигентный и очень обаятельный бездельник Ильин, владелец старого дома, что стоит на берегу реки, окруженный новостройками. С другой — бомжеватого вида Пиня. Он тайно живет на ильинском чердаке и туда же приводит молодого милиционера Андрея, чтобы вместе схватить зловещего преступника Макса, который непонятно почему должен вот-вот объявиться именно в этом месте. Ильин и его постоялица в нелепом желтом платье слышат необъяснимые звуки, идущие с чердака, и считают их проявлением мистической силы. Пиня с Андреем с большим интересом наблюдают за двумя чудаками через дыры в потолке. Связывает эти парочки не только сам дом, но и сестра Ильина, красавица Зинаида: она весьма навязчиво пытается наладить личную жизнь брата и при нетипичных обстоятельствах знакомится с Андреем. А потом появляется Макс... Однако пересказ сюжета не даст никакого представления об этом странном фильме. Ключ к его пониманию у каждого зрителя свой. Важен ваш индивидуальный жизненный опыт, ваши воспоминания о детстве, ваш Чехов, ваше отношение к проклятым вопросам русской жизни. Если вы настроитесь на нужную волну (поверьте, под песню «готической» Насти Полевой это совсем несложно), то событийный ряд для вас отойдет на второй план. Вы будете рассматривать резные детали деревянного шкафа, фарфоровые статуэтки, старые пластинки, кролика в траве, наблюдать за тем, как детали «обрастают» пространством — заросшим садом, полем с неугомонным землемером и, наконец, звездным небом. Режиссер нашел нужную интонацию, даже больше — нужный язык, для того чтобы поднять набившие оскомину темы: «особость» российского менталитета, духовные ценности народа, противоположные крайнему материализму и практицизму западной культуры, загадочная русская душа; в общем, все то, что принято называть «умом Россию не понять». Бред про «особость» подан с такой теплотой и доброй иронией, что совершенно не раздражает. Потому что это не современный восторженный и глупый ура-патриотизм, это чеховская печальная любовь к жизни, какой бы она ни была. Америка (или любое другое место, где нас нет) не плохая, просто мы там не нужны. Мы нужны здесь, нужны своей Родине. Как и каждому дому нужен свой домовой. ...et contra Минусов «Патриотической комедии» я не замечаю намеренно. Понимаю, что фильм «не для всех». Что многих отпугнут дешевые спецэффекты, сюр в финале, недосказанность и многозначительные паузы в повествовании. Но, воля ваша, из этого и складывается самобытность одной из лучших лент Владимира Хотиненко. Кому понравится «Патриотическая комедия»? Смотрите этот фильм, если 1. вы любите Чехова, 2. а также Маковецкого (не припомню у него такого трогательного персонажа!), 3. вы помните старый бабушкин дом с садом, где провели детство (ну или без сада, главное — дом), 4. вы не шарахаетесь от российской кинофантастики, понимая, что за Голливудом нам не угнаться, а вот соединить классическую русскую литературу с городским фэнтези — вполне по плечу) 10 из 10
Испытываю особую симпатию к фильмам, жанровую принадлежность которых определить нельзя. Это точно не комедия, хотя юмор присутствует. Сюжетные повороты заводят в непредсказуемость. По ходу просмотра возникало ощущение, что сценарий и диалоги писали на ходу, но это не напрягает, а лишь идет на пользу особой атмосфере, создаваемой фильмом. Дух 1991 года (снимали в августе-сентябре) передан особенно хорошо, ощущение паранормальности происходящего просто разлито в каждом кадре. НЛО, зависшее в свинцовом небе над небоскребом в центре города, производит незабываемое впечатление. И такого в фильме много. Фильм явно снят за копейки и актеры там снимались за еду, но какой сильный актерский состав, даже непрофессионалы (особенно запомнилась подруга Маковецкого, это любовь…). Черно-белые кадры допотопного телевизора вызывают нереальное чувство ностальгии. Вообще, спустя 30 лет после выхода фильм очень цепляет именно этим погружением в детство, в ту безвозвратно ушедшую эпоху с ее особым стилем. Жаль, что этот фильм совершенно забыт, все таки работа очень честная. Однозначно рекомендуется к просмотру всем любителям ретро.